САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ
Кафедра мастерства художника кино и
телевидения
Соботович Полина Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к выпускной квалификационной работе
Эскизы к кинофильму
по роману Андрея Белого «Петербург»
специальность «Живопись»
специализация «Художник кино и телевидения »
Руководитель:
доцент, преподаватель по мастерству
художника кино и телевидения (композиция),
Загоскин Александр Анатольевич
Санкт-Петербург
2017 г.
Содержание
1. Введение. Обоснование выбора темы дипломного проекта
2. Творческий путь и стиль Андрея Белого.
3. .Пластическая трактовка темы
4.Заключение
1.Введение.Обоснование выбора темы дипломного проекта.
Темой своей дипломной работы я выбрала роман Андрея Белого
“Петербург”. Этот текст представляется сложной и одновременно
действительно интересной задачей для художника.
Время, описываемое в романе, время “между двух революций”,
время сложных и противоречивых событий в истории нашей страны
всегда вызывало интерес , как у зрителей так и у
кинематографистов.
Важным для меня при выборе темы, было то, что один из главных
героев романа - Петербург, в выбранном мной тексте предстает еще
невиданным для зрителя. Евгений Замятин писал: “Петербург
показан Белым как город, уже обреченный на гибель, но еще
прекрасный предсмертной, призрачной красотой. В этой книге,
лучшей из всего, написанного Белым, Петербург впервые после
Гоголя и Достоевского нашел своего настоящего художника”.
Петербург Гоголя и Достоевского мы ни раз видели в кино,
Петербург Белого еще только предстоит воплотить. Несмотря на
ряд театральных постановок, например, «Гибель сенатора» ( МХАТ ,
1925 год) “Петербург” Белого не был экранизирован ни разу.
Написанный в эпоху символизма, он вобрал в себя все основные
черты этого литературного течения. Работа с текстом
принадлежащим к этому направлению интересный вызов для
художника. Одним из формальных литературных приемов особенно
важных для своей работы я считаю цветопись. Белый передает
эмоциональное состояние героев динамикой цвета городского
пейзажа и интерьеров.
Ольга Форш в книге «Сумасшедший корабль», написанной в 1930
ых пишет, что «Петербург» Андрея Белого словно подводит итоги
русской классической литературы, итоги ее музыкальных тем и
вопросов. По всему телу романа разбросано множество цитат :
Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чайковский . Кажется,
“Петербург” Белого цитирует почти всю русскую литературу,
структурой.
2.Творческий путь и стиль Андрея Белого.
В творчестве Андрея Белого одно из первых мест по значимости
занимала интуиция.Многие удивлялись насколько он умел
“угадывать” будущее в своих произведениях.Он был убежден что
человек неосознанно тесно связан с миром природы и истории,и это
неосознанное ,как память наших предков передаваемая нам на
каком то ином уровне,управляет действиями и движениями
человека.Он считал что люди на самом деле все и обо всем
знают,только эти знание для них закрыты и недосягаемы до
определенного момента связанного с психикой человека.Такое
мировоззрение скорее всего появилась у белого после знакомства с
Штейнером и принятия антропософского учения.И все
знания,полученные Белым за свою юность:физико-математическая
направленность(полученная от отца),увлечение
буддизмом,оккультизмом, в литературе Достоевским и
Ницше,увлечением символизмом,знания полученные от близкого
знакомства с философом Владимиром Соловьевым-все эти знания
были пропущены через призму некоторых антропософских
убеждений в ходе написания романа Петербург.
Белый выработал для себя определенную концепцию человека в
своих произведениях-двуплановость существования.О стиле Белого
С.Аскольдов написал: “в одно и то же время и реалистично,и
романтично,и символично.В самом деле,-Белый и исключительный
мастер изображения предстоящей его взорам натуры в ее
эмпирическом видимом одеянии.Мало того,что он реалист.Его
реализм везде окрашен сгущенным юмором.Как юморист он в
русской литературе имеет себе равного разве только в Гоголе.Но
Белый и несомненно романтик,поскольку не это эмпирическое
бытие составляет центр его внимания и интереса,а именно его
потусторонние смыслы и эквиваленты.Но как изобразитель этого
потустороннего он неизбежно символист,поскольку изображает его
не в фикциях ума и фантазии,а реально воспринимает во всей
загадочности и невыразимости.Потустороннее в его изображенияхэто реально нащупываемые в бытии потусторонние значимости
явлений….(..)..Как общее правило всех произведений Белого можно
установить то,что все им изображаемое совершается как бы в двух
планах,или,по крайне мере имеет двойственное значение,реальное
или мистическое……()...однако мистический сюжет просвечивает
как бы через какой то искусно подобранный и символическией
адекватный транспорант.”
Для Белого человек находится во власти вечности и понимание
настоящего условно,ничего нового для человека нет ,тк он
находится в постоянном замкнутом процессе перевоплощения.
Причем цикличность проявляется во всем,тем более в главных
исторических событиях.
Представления о времени тесно связаны с ирреальностью
действительности Белого.На этом всем и основывается
художественная концепция Петербурга.
3.Пластическая трактовка
Основной задачей на которой базируется мое пластическое
решения являлось найти знаки и символы в рисунке
олицетворяющие и раскрывающие смысл произведения автора и
остро подчеркивающие его визуально .Так же сделать их понятными
для зрителя за счет динамики и движения даже в статичном кадре.В
решение данной задачи мне помог сам автор “между строк” тени,они многое значили в произведении Белого.
“Милый друг,иль ты не видишь,
Что все видимое намиТолько отблеск,только тени
От незримого очами?”
Владимир Соловьев
Даже при создании образов персонажей я придерживалась этой
идеи,особенность героев романа в том что они такие же условные
символы.”Петербургские улицы обладают несомненнейшим
свойством:превращают в тени прохожих;тени же петербургские
улицы превращают в людей.””Белого интересует в первую очередь
история,ее смысл и характер(персонаж,действующее лицо,герой
романа) выступает лишь как показатель определенного периода
определенной эпохи.Роль личности в истории трактуется Белым как
роль пассивная,определяемая действиями неопознаваемых
(“роковых”) сил.”
Из данных утверждений было принято взять за основу трех героев
отображающих три различных
эпохи:А.А.Аблеухова,Н.А.Аблеухова,Дудкина.
Далее отталкиваясь от них развить “закольцованную цепочку
эмоций “ на 12 работах.На этих картонах изображены основные
локации важные для этих персонажей и ярко отображающие
главного героя романа - Петербург.
Главная задача показать мистический Петербург за счет
нетривиального взгляда на существующие локации,передать в них
символизм Белого за счет реалистичного сюрреализма практически
не используя фантастические мотивы,кроме определенных
случаев,а именно сюрреалистично-мистические мотивы в
композиции возникают на пиковых моментах в нескольких
направлениях,которые встречаются по ходу действия событий
несколько раз,доступней описать их будет при помощи цитат:
1.”Существует лишь нескончаемая и грандиозная цепь круговых
видоизменений и мировых перевоплощений.Моменты и точки
взаимного пересечения и пораждают такие странные и,казалось
бы,невозможные ни в каком художественном произведении
явления,как скачущий Медный всадник на улицах Петербурга в
октябрьские дни 1905 года.”
2.”То что гнездится в самом человеке,но не осознано им,и есть для
Белого главное в нем.Когда же приходит осознание,возникает
сцена,где действующие лица оказываются двойниками друг друга.”
Также стоит задача передать в каждом эскизе напряжение
“тикающей бомбы сардинницы”,которая может взорваться в любой
момент,и если в финале бомба буквально взрывается в кабинете
А.А.Аблеухова обнажая его перед хаотичной разъяренной толпой
обыденного люда от которой он усердно прятался в своей четкогеометрической карете на протяжении всего романа,то у остальных
персонажей(включая А.А.Аблеухова) бомба взрывается в
метафорическом смысле ,переворачивая их внутренние устои и
взгляды на мир либо доводя их до полного безвозвратного безумия.
“Создать зловещий образ созданный по западному
образцу,призрачного города,населенного не столько
людьми,сколько их теневыми подобиями,города,в котором убита
живая жизнь,а в темных углах притаилась провокация.Черт,с
которым,по мнению Мережковского(к нему отчасти присоединяется
Белый)боролся всю жизнь Гоголь и который есть олицетворение
“мирового зла”,осел туманом на столицу Российской империи.”
4.Заключение.
Сам автор писал, что подлинное место действие романа это «душа
некоего не данного в романе лица, переутомленного мозговой
работой», но мы конечно видим город. Город который по меткому
замечанию Д.С. Лихачева, находится «не между Востоком и
Западом, а Восток и Запад одновременно, т.е. весь мир. Так ставит
проблему России Белый впервые в русской литературе».
“Петербург Белого - “бесконечность проспектов, возведенная в
энную степень”. Город в романе является жестким пространством с
четкой структурой , бесконечные плоскости , прямых, параллели и
пересечения прямых ни город, а учебник начертательной геометрии.
Некоторые исследователи отмечали сходство художественной
образности Петербурга в романе и приемы кубизма. Андрей Белый
был москвичом, но именно ему принадлежит особый, новый портрет
Петербурга на котором город столь же жесток и неумолим как у
Достоевского, и столь же прекрасен в своем многообразии и
непредсказуемости как у Гоголя.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв