ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Цветкова Алина Юрьевна
Антропологические аспекты вынужденной миграции
Выпускная квалификационная бакалаврская работа
по направлению 031900 «Философия»
Научный руководитель –
старший преподаватель
кафедры философской
антропологии
В. Н. Мараев
Студент: [подпись]
Научный руководитель: [подпись]
Работа представлена на кафедру
“___” ______________ 2016 г.
Заведующий кафедрой: [подпись]
Санкт-Петербург
2016
2
Оглавление.
Введение …………………………………………………3
Глава 1……………………………………………………6
Глава 2……………………………………………………28
Заключение………………………………………………37
Список литературы...........................................................39
3
Введение.
Миграция, как один из важнейших компонентов социального прогресса
и культурных преобразований, является предметом общенаучного
поиска в области множества гуманитарных наук. Как предмет
междисциплинарного изучения в области социологии, демографии,
антропологии,
экономики,
истории
и
психологии,
миграция
рассматривается в качестве глобального явления, влекущего за собой
изменения в сфере социальных процессов и отношений. Накопленные
знания о предмете свидетельствуют о невозможности выявить его
специфику находясь в рамках понимания миграции исключительно как
процесса территориального перемещения людей, и необходимости
рассмотрения
феномена
особого
культурного
миграционного
пространства.
При философско-антропологическом и философско-культурологическом
анализе становится возможным постижение сущностных черт и
фундаментальных
закономерностей
миграционного
опыта.
Центральным объектом исследования, в таком случае, становится новый
антропологический тип,
характеристики и специфика которого
определены условиями мигрантского бытия. Комплекс разнообразных
обстоятельств определяет жизненный путь мигранта, но ничто не
оказывает
на
него
такого
колоссального
влияния
как
аспект
добровльности или вынужденности.
С формальной точки зрения феномен миграции гомогенен, фактически
миграция, как вынужденная так и добровольная выражается в
переселении человека или группы людей с места постоянного
жительства
на
новое
и
совпровождается
рядом
социально-
психологических изменений в жизни мигранта, а также провоцируя ряд
4
культурных, экономических и этнографических изменений во внешней
среде.
Но содержательно явления вынужденной и добровольной миграции
имеют ряд важнейших различий.
Во-первых, вынужденная миграция не является актом волеизъявления в
его прямом смысле, в отличии от добровольной миграции, которая по
сути своей является результатом готовности и желания мигрировать.
Во-вторых, вынужденная миграция подразумевает потерю привычного
окружения- дома, а добровльная уход из него.
В-третьих, сущностное содержание вынужденной миграции заключается
в акте насилия внешней среды над личностью мигранта, тогда как
добровольная миграция это форма освоения пространства мира.
Данная работа является попыткой осмысления вынужденной миграции
не только как части миграционных процессов, но как отдельного
явления,
обладающего
значительное
влияние
уникальными
на
многие
качествами
социальные,
и
оказавшего
культурные
,
политические и философские аспекты жизни человека.
Актуальность темы
Актуальность
выбранной
темы
обусловена
необходимостью
восполнения пробелов научного знания по даннму вопросу. Чаще всего,
вынужденная миграция мыслится в контексте общих представлений о
миграционном процессе в целом, или как ее частный случай, и как
следствие не получает достаточного освещения. Помимо этого,
систематизация
представлений
разных
научных
дисциплин
относительно этой проблематики и их культурно-антропологический и
социально-философский анализ могут существенно продвинуть знание о
миграционных процессах, а также внести существенный вклад в
дальнейшее развитие философского осмысления данной проблемы .
5
Кроме того, в условиях повышенного интереса общественности к
данной теме, выявление кореных различий между вынужденными и
добровольными мигрантами может иметь практическую пользу
Цели, задачи и методы исследования
Целью данной
выпускной квалификационной работы является
осмысление вынужденной миграции как особого культурного феномена
и выявление его характерных антропологических аспектов, для
достижения чего были поставлены следующие основные задачи:
1) исследование содержания и соотношения понятий «вынужденная
миграция» и «добровольная миграция», а также выявление их
сущностных характеристик
2) анализ теоретических возможностей для выделения основных
форм
вынужденной
миграции,
используя
выборочные
исторические события
3) анализ основных понятий антропологии миграции на пересечении
с предметным полем вынужденной миграции
Методологической основой работы стали научные труды отечественных
и зарубежных ученых в области социальной философии, культурной
антропологии, этнологии, социологии, истории и экономики.
Степень разработанности в научной литературе.
Научных работ посвященных такой узкой теме как
антропологии
вынужденной миграции в отечественной литературе нет, но многие
авторы касаются этой темы в контексте своих исследований.
Большую ценность представляют работы посвященные философскому
рассмотрению миграции Метелева И.С , особенно его монография
6
«Феномен миграции (методология анализа и жизненный смысл)». Также
необходимо упомянуть Демидову О.Р., автора работ по месте эмиграции
в философии культуры, в частности «Эмиграция как проблема
философии культуры» .
Глава 1
Содержательно, данная глава представляет собой попытку определить
предметные границы явлений вынужденной миграции, их общие социокультурные предпосылки, а также степень и масштабы оказнного ими
влияния на различные сферы человеческой жизни , основываясь на ряде
выборочных исторических примеров. Стремясь охватить вынужденную
миграцию в качестве глобального явления в его социальной и
исторической протяженности, я также предлагаю основу типологизации
явлений вынужденной миграции, соотвественно с их сущностными
характеристиками.
В настоящее время множество исследователей постепенно обращается к
пониманию универсального характера явления миграционности, в
частности к протяженности ее исторического и социального развития.
Историю миграции невозможно отделить от истории цивилизации.
Но какое место, роль и значение в этих процессах занимает
вынужденная миграция, каковы ее общецивилизационные аспекты ? Для
того, что бы ответить на этот вопрос, необходимо начать с наиболее
точного, но в достаточной степени объемного определения сущности
данного феномена.
Наиболее подходящим под указанные параметры
обозначением
является характеристика вынужденной миграции как перемещения
индивидуума, семьи или общности из одной социо-культурной среды
7
и/или места проживания в другую, по независимым от них причинам.
Иными словами, как вынужденную , внешне детерминированная утрату
возможности реализовывать привычные формы жизнедеятельности,
необходимо существующие в состоянии зависимости от пространства
дома.
Рассматривая
вынужденную
миграцию
с
культурно-
антропологических и социально-философских позиций, необходимо
добавить, что «дом» включает в себя не только юридически или
исторически оформленное место, в котором индивидуум имеет
постоянное и долговременное жилище, но и закрытый духовный мир
индивидуального человека, его экзистенциальную субъективность;
психологические паттерны, формирующие личную картину мира;
особенности родной национальной культуры и пр.
Для Ю.М. Лотмана дом – это «место, в котором “живут”» чему
противопооставлен «антидом» как «бездомье, отсутствии доверия к
месту, где нет покоя, отсутствует средоточие житейской духовности»1
Предпринимая попытку упорядочить явления вынужденной миграции с
целью выявления их сущностных характеристик, можно прибегнуть к
анализу ее сходств и различий с добровольной миграцией.
В процессе любой миграции большим значением обладает фактор
мотивации индивида, оставившего привычную жизнь и ставшего
переселенцем. Принимая решение о переезде, добровольный мигрант
движим различными интересами, начиная с экономических и заканчивая
экзистенциальными. Он ищет лучшей жизни, но имеет возможность
контролировать процесс миграции. В случае с вынужденным мигрантом,
его наиболее вероятной мотивацией служат соображения о выживании
и безопасности лично для себя или выживании и безопасности членов
1
Метелев И.С. Феномен миграции (методология анализа и жизненный смысл): монография.- Омск:
издание Омского института (филиала) РГТЭУ. – 2010. – 115 с.
8
его семьи. О мотивации многих вынужденных мигрантов невозможно
рассуждать, так как элемент самостоятельности в принятии решения о
переселении отсутствует. Г. У. Солдатова отмечает, что «в отличие от
добровольной миграции в поисках улучшения жизненных условий,
вынужденная миграция – один из видов перемещений людей, когда они,
спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно
покидают места своего постоянного места жительства и ищут убежища
на других территориях – в границах государства своей гражданской
принадлежности или за ее пределами»2
Для добровольного мигранта актуальны привлекающие факторы,он
имеет возможность выбирать конкретное пространство,отвечающее его
интересам в наибольшей степени. Для вынужденного мигранта
жизненное
пространство
выталкивающих
факторах,
концентрируется
его
основной
на
мотивацией
возникших
является
необходимость вывести себя из «крутого пике» , в которое он был
отправлен по воле внешних сил.
Беженцы
В первую очередь, к вынужденным мигрантам относятся лица,
покидающие свое место жительства вследствие совершенного по
отношению к ним или его семье насилия, при непреодолимой угрозе
жизни и благополучию, в случае преследования по политическим,
этническим и иным причинам, а также при необходимости покинуть
зону
вооруженных
конфликтов,
военных
действий,
природных
катаклизмов и воздействия других непреодолимых внешних сил или
явлений. Такие переселенцы, все же,
принимают решение об отъезде
относительно самостоятельно
и предпринимают определенные
[Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис
идентичности / под ред. Г. У. Солдатовой. – М. : Смысл, 2002.с. 7].
2
9
действия
для
его
осуществления.
Миграция
инициирована
необходимостью, но не результатом личных желаний, не смотря на
сомнительный характер (погибнуть или бежать), человеку все же не
отказано в возможности совершить личный выбор. По этой причине,
такой вид вынужденной миграции можно обозначить как условнодобровольный.
Еще с античных времен множество людей были вынуждены отказаться
от привычного образа жизни и отправиться в путь, движимые
соображениями
выживания и безопасности, мечтая о жизни без
лишений, нищеты, голода или угнетений. Беженцы данного типа
являются самой многочисленной группой вынужденных мигрантов.
Обилие
исторических
примеров
подтверждает
широкую
распространенность этого явления и отчасти подтверждают высокое
общецивилизационное значение.
Вторжение викингов на территорию Британии в период 7-9 веков
вынудило около 40 000 островитян переместиться на территорию
Франции, где позднее они смешались с местным населением. (ссылка1).
Массовое бегство людей спровоцированное нашествием Монгольских
Орд,
являются
историческими
свидетельствами
цивилазационной
функции вынужденной миграции. Множество событий подобного
характера сыграли важную в роль в формировани этнического состава
стран мира.
Не
только
вооруженные
конфликты
и
завоевания
могут
детерминировать массовые переселения людей. Эпидемии болезней, к
примеру, «Черная смерть» бушевавшая в Европе и Азии в 14 веке, также
способны создавать масштабные миграционные потоки.
Появление новых форм вынужденной миграции продолжается и в
современном мире. Например, с развитием технологий, началом
10
широкого использования ядерной энергии, усложнением и увеличением
разнообразных технических производств, актуальным для современного
общества стала экологическая миграция.
Явление вынужденной экологической миграции, еще не освещенное в
достаточной мере научным сообществом, получило свое официальное
определение только в 1996 году на конференции, посвященной данному
вопросу, в Женеве. Экологическим мигрантом называется человек,
вынужденный
покинуть
место
своего
постоянного
проживания,
перемещающийся внутри страны или пересекающий международные
границы вследствие резкого ухудшения стояния окружающей среды,
экологических или техногенных катастроф.
В странах, где есть
экологически нестабильные регионы ( например, Чернобыль на
Украине, Приаралье в Средней Азии итд) проблемы экологической
миграции детерменируют ряд политических изменений. Государство
встает перед необходимостью проведения кардинальных реформ в
законодательной сфере, а также природно-охранных и просветительных
мероприятий.
Не только угроза жизни и благополучию является важным фактором
вынужденного переселения масс людей. Нельзя обойти проблему
дискриминации, притеснений и гонений
по причине этнических,
гендерных, культурных, религиозных прочих предрассудков.
Чаще
всего,
это
ограничивающем
выражается
в
правах
в
грубом,
отношении
стесняющем
обладающей
свободу,
численным,
экономическим, политическим или иным преимуществом группы людей
в отношении угнетаемого меньшинства. Интересно, что вынужденный
мигрант может также притесняться по причине того, что он мигрант, и
вынуждено мигрировать во второй раз.
Истории появления, развития и распространения многих религиозных
систем, представлений, культов и образований,
могут служить
11
источником достаточного количества не просто примеров таких
притеснений, но и также быть идеальным, в своей яркой выраженности
и типичности , объектом для культурно-антропологического анализа
предпосылок,
причин,
генезиса,
последствий
других
аспектов
вынужденной миграции обусловленной теми или иными формами
притеснения.
Экстремальной формой дискриминации по этническому принципу
может служить явление получившее название этнической чистки.
Характерными примерами изобилует история еврейского народа:
изгнание из Англии в 1290 году, Франции в 1306 г., Венгрии в период
между 1349 и 1360, Прованса в 1394 и 1490, Австрии 1421, Испании и
Португалии 1497. Эпизод вынужденной миграции евреев может быть
обнаружена в Библии.
Вынужденная миграция евреев из Египта.
В Библии, являющейся священным для христианства и иудаизма
текстом, присутствует изложение истории вынужденной миграции
евреев из Египта. События описаны в книге «Исход», сюжетным и
хронологическим продолжением книги Бытия, охватывающим события
временного отрезка от начала порабощения евреев в Египте , до первого
месяца второго года после событий исхода. Следуя за Иосифом,
еврейский народ прибыл в Египет. С течением времени, численность
евреев росла, чему способствовал статус Иосифа, являвшегося
фактическим правителем страны. Но с его смертью для евреев настали
тяжелые времена:
“вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим
же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война,
соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и
12
выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ,
чтобы изнуряли его тяжкими работами”
Египетский фараон, в стремлении уничтожить как можно большую
часть еврейского населения Египта приказывает также убивать всех
новорожденных израильтян мужского пола. На это же время приходится
рождение Моисея, который избежал участи быть убитым, подобно
множеству еврейских детей. Желая спасти сына, мать Моисея кладет
младенца в корзину и пускает в воды Нила, благодаря чему, будущий
спаситель израильского народа попадает в дом семьи фараона и
получает привилегированный статус и возможности , недоступные
остальным евреям. Но он не забывает своего происхождения и
сочувствует страданиям своего народа. Однажды в порыве негодования
он убил Египтянина надсмотрщика, после того, как стал свидетелем
жесткого и несправедливого отношения к рабу израильтянину. Моисею
приходится бежать из Египетского царства. Он
возвращается лишь
спустя 40 лет, после явления ему Бога в неопалимой купине и стремится
исполнить божественное повеление освободить еврейский народ.
80летний Моисей получает отказ, вследствие которого Бог насылает на
страну десять бедствий ( десять казней египетских) и только после
последней из них,
фараон соглашается дать свободу израильскому
народу. Пожалев о своем решении впоследствии, он вместе с армией
отправляется следом за израильтянами, но погибает: по воле Бога воды
моря расступились, позволив евреям уйти от погони, но сомкнулись
уничтожили египтян.
Спустя три месяца скитаний по пустыне, израильтяне достигают горы
Синай, где
происходит ряд важных событий: народ становится
свидетелями
теофании,
Моисей
получает
десять
божественных
заповедей а также заключается завет с Богом. Со временем, евреи
начинают роптать на невзгоды и лишения, сопутствующие их жизни в
пустыне, что в итоге приводит к сооружению изображения Золотого
13
Тельца и поклонению ему, то есть нарушению одной из данных Богом
заповедей. Действия израильтян вызвали не только гнев Моисея, не
знавшего об этих событиях, но и Гнев Божий. Моисей уничтожает
Золотого Тельца а также скрижали, содержащие божественные
заповеди, в качестве одного из наказаний провинившегося народа, он
умерщвляет несколько тысяч человек. Впоследствии, пророк
вновь
возвращается на гору Синай и снова проводит там еще сорок дней, в
течение которых, он изготавливает новые скрижали, записывая на них
условия возобновленного завета между еврейским народом и Богом.
Помимо перечисленных событий, книга «Исход» содержит изложение
ряда культовых и обрядных предписаний, таких как
предписание о
соблюдении Субботы, воздвижении скинии и священнических одеяниях.
Анализируя данный библейский сюжет в контексте заданной тематики
вынужденной
миграции,
необходимо
отметить
существование
множества возможных подходов к его трактовке. Здесь ярко проявляется
необходимость междисциплинарного подхода к вопросу, ведь для
освещения
всего
затронутого
предметного
поля,
требуются
категориально-терминологические и методические аппараты многих
наук, включая социологию, историю, культурологию, демографию,
психологию, философию и религиоведение. Например, некоторым
потенциалом может обладать трактовка феномена Золотого Тельца в
исключительной взаимосвязи с вынужденностью скитальческого образа
жизни еврейского народа и его опытом экзистенциального бессилия и
постоянного состояния фрустрации вследствие отсутствии дома.
Философское (в самом широком смысле) рассмотрение вынужденной
миграции может включать в методы своих исследований не только
анализ социально-исторических явлений и факторов, но также анализ
14
примеров репрезентации данной тематики в предметах мирового
культурного наследия.
Избавление народа от рабства, чем по сути является сюжет исхода
евреев
из
Египта,
имеет
культовое
значение
для
еврейского
национального сознания, а также представляет собой особенный фактор
генезиса своеобразной культурной идентичности израильтянина. Книгу
«Исход» , как часть «Пятикнижия Моисеева» , сложно переоценить в
смысле ее культурологической ценности, ведь «Пятикнижие», в той или
иной степени, идейно объединяет все авраамиистические религии, а
значит имеет глобальное, кросскультурное значение.
Таким образом, очевидно, что незаурядное количество смыслов,
потенциально обнаруживаемых в сюжете «Исхода», при рассмотрении
его
как явления вынужденной миграции, предоставляет
широкие
возможности для постановки и разработки уникальной культурноантропологической проблематики.
Подводя
итоги
рассмотрения
явлений
вынужденной
миграции
инициированных внешними причинами и являющихся по своей сути
уходом, от опасных и неблагополучных обстоятельств важно отметить,
что эта форма вынужденной миграции является наиболее численно
распространенной, играет важную роль в мировых демографических
процессах, а также является крайне актуальной пролемой современного
мира.
Вынужденная миграция в форме принуждения
Несколько иной формой вынужденной миграции является миграция по
принуждению, инициированная некоей внешней силой, не отвечающая
интересам перемещенного индивидуума и не несущая ему выгоды.
15
Мигрантом по принуждению является человек, или группа людей ,
фактически подвергшихся насилию со стороны государства или других
лиц, выраженному в перемене места проживания и образа жизни.
Отличительной особенностью и уникальной чертой принудительной
миграции является утрата индивидуумом возможности выступать
объектом миграционных отношений, вместо этого он становится
субъектом, теряя возможность изъявления личной воли и выражения
активной позиции в отношении окружающей действительности.
Такой мигрант невольно превращается в жертву внешних обстоятельств
без возможности воздействия на них.
Зачастую, перемещение людей в рамках принудительной миграции
осуществляляется при помощи методов включающих физическое
насилие или его угрозу.
Афроамериканская культура как продукт принудительной миграции.
Ярким
примером
массовой
принудительной
миграции
является
подневольное переселение африканцев на территорию Северной и
Южной Америки в качестве рабочей силы в период 17-19 вв.
Официальной датой прибытия первого корабля с африканцами на
территорию Америки считается 1619 год. К этому моменту, в стране
остро стояла проблема дефицита работников в южных регионах ,
связанная
со
стремительным
ростом
количества
крупных
земледельческих хозяйств, занимающихся культивацией риса, табака,
хлопка и других растительных культур.
Первые африканцы были привезены в качестве законтрактованных
(indentured) работников, но система контрактации быстро сменилась
системой рабства, имеющией очевидные преимущества для нанимателя.
В
конце
17го
века
была
ликвидирована
торговая
монополия
Королевской Африканской компании, Англия получила асиенто-
16
исключительное право торговли неграми-рабами. Масштабы торговли
рабами увеличивались с каждым годом, а Африканский континент, по
выражению К.Маркса, превратился в
«заповедное поле охоты на
чернокожих»3.
Не смотря на запрет ввоза рабов 1808 года, работорговля не
прекратилась, но продолжила существование в скрытых формах.
Рабский
статус
оправдывался
привезенного
чернокожего
идеями его природной
населения
зачастую
детерменированности , в
частности при противопоставления негров с индейцам, умиравшими за
свою свободу.
«Негр есть негр, лишь в определенных условиях он становится рабом»4
Постепенный рост освбодительного движения негров, начавшийся
практически сразу после начала переселения, получил свое логическое
завершение в Гражданской войне 1861-1865 годов. Рабство стало
незаконным и антиконституционным после принятия Тринадцатой
поправки к конституции США в 1865 году.
Широкомасштабное насильное переселение негров в Америку стало
причиной и источником появления множества уникальных социокультурных, языковых, юридических,этических, религиозных и др.
явлений.
Оно обусловило и упрочило реальную действительность США, как
«страны мигрантов», дав толкчок развитию и распространению идеи
мультикультурализма. Пересмотрев и переоценив традиционные социокультурные ценности, эта страна
множества
3
4
рас
и
стала домом для представителей
национальностей,
Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т 23, стр. 760
Маркс К., Капитал, т.1, гл. 25
породив
неповторимую
17
полиэтническую общность. Соединеные Штаты Америки сами по себе
являются неординарным с многих точек зрения феноменом.
Об уникальном смешении американской культуры и
культуры
потомков рабов из стран Африки , свидетельствует даже сам термин,
служащий
определением
этой
общности-
«афроамериканцы».
Этимологически, этот термин обосабливает афроамериканцев как от
этнических африканцев, так и от американцев, но отсылает к
синтетическому характеру культуры.
Помимо этого, в течение времени сформировался также и особенный
вид английского языка, соединяющий в себе признаки как диалекта, так
и социолекта, являющийся разговорным, а иногда и литературным
языком афроамериканцев.
Нельзя также обойти вниманием оформленность особенной церкви,
появившейся в результате слияния классического Христианства,
распространенного на территории Соединенных Штатов Америки с
множеством
африканских
духовных
традиций.
К
крупнейшим
деноминациям относятся : баптистская церковь, методистская церковь и
церковь
пятисесятников.
Характерной
чертой
религий
афроамерикансцев является использование музыки и песнопений как
универсального
выразительного
средства.
Традиционно
в
песне
выражался протест против рабства, а после его отмены против расовой
дискриминации и нищеты.
Такое особенное отношение к музыке позднее выразилось в появлении
блюза и джаза как соединения спиричуэлс (исконно духоные песни в
афроамериканской культуре) и традиционных рабочих песен. И джаз и
блюз нашли признание
не только в Америке, где приобрели почти
культовое значение, но и во всем мире.
18
Афроамериканская
культура
не
полностью
ассимелировалась
с
евроамериканской, но напротив, оказала заметное влияние и в
опрделенном смысле сконструировала лицо современной культуры
США. В относительно недавних исследованиях таких ученых как Л.
Левин и Э.Хобсбаум выдвигаются теории, согласно которым, особенное
африканизированное
мировосприятие
исторически
является
альтернативным способом противостояния угнетению.5
Помимо прочего, вынужденные и нетипичные условия миграции и
адаптации
к
столкнулись
новым
жизненным
африканцы
обстоятельствам,
вероятно
оставили
с
глубокий
которыми
след
на
менталитете.
«Жестокое и молниеносное отсечение негра от его культурных
ценностей
и
привычных
связей
,
имело
трудно
вообразимое,
травмирующее влияние на его личность. Тяжелые последствия его
деиндивидуализации, усугбленные тремя веками рабства и угнетения, до
сих пор оказывают свое влияние. Тем не менее негр выжил – главным
образом потому, что сумел перестроить свою психику вокруг системы
ценностей, которую нашел в своей стране. И он является одним из
американцев, которому пришлось создавать свою индивидуальность
почти полностью на американской основе и в американском окружении»
6
История принудительной миграции народов Африканского континента
на территорию Америки; использование переселенцев в качестве
рабочей силы и их статус в структуре американского общества; история
борьбы афроамериканцев за освобождение; все эти факторы имеют
большое
значение
в
формировании
идентичности афроамериканцев и
уникальной
культурной
их особенного национального
Пискун Е.В.. Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер :
диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Москва, 2001.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 029/273-0
6 там же
5
19
самосознания. Все многообразие культурных явлений, относящихся к
афроамериканскому сообществу и истории его появления , наглядно
демонстрируют
,
как
широко
могут
простираться
аспекты
миграционности и какое глубинное влияние они могут оказывать.
Принудительное переселение коренных народов Северной Америки
В рамках
коренных
проводимой соцальной политики США в отношении
народов
принудительное
Америки
переселение
в
19
веке,
индейских
было
племен.
произведено
Переселение
происходило с территории юго-восточных штатов , в регион, не
входивший на тот момент в состав страны и предназначенный только
для заселения индейцами. Регион получил название Индейская
территория и находился в пределах современной Оклахомы и Арканзаса.
Переселение «пяти цивилизованных плмен», включавших народ племен
чероки,чикасо,чокто,крики, и семинолов, получило в истории название
«Дорога слез».
Резервации зачастую находились на территориях не пригодных к
сельскому
хозяйству,
Американское
что
приводило
правительсвто
проводило
к
постоянному
политику
голоду.
сокращения
поголовья бизонов, крайне важных для индейцев животного.
Обещанных государственых денежных выплат не хватало, нередко они
просто не приходили. Настроения в резервации становились все более
напряженными. В 1880-е годы получила распространение религия
“пляски духов” , созданная пайютским пророком Вовокой. В основе
Пляски Духов лежит ритуальный экстатический танец и идея
возвращения на землю мессии, который освободит индейцев от гнета.
Со временем он сомкнулся с Церковью кореных американцев,
характерными чертами которой является специфичное вероучение
представляющее собой смесь индейских религий и христианства, а
также практикование пейотизма.
20
Церковь кореных американцев, возникшая в конце 19го века на
территори резерваций и в настоящее время пользуется популярностью
среди кореных народов США.
Период принудительных переселений сохранился в памяти индейцев как
темное,
полное
лишений
время.
По
таким
показателям
как
продолжительность жизни, материальная обеспеченность и уровень
образования северо-американские индейцы на сегодняшний день стоят
на нижних ступенях социальной лестницы. Основным занятием для них
является тяжелый физический труд, а безработица в некоторых общинах
достигает 70 процентов. Более половины индейцев регулярно недоедают
и ведут нищенский образ жизни, продолжительность которой находится
на уровне сорока лет.7
Индейцы Северной Америки, подобно афроамериканцам, отчаянно
боролись за равноправие и стремились отстоять свое право на
уникальную культуру и независимость.
«Украденное поколоение» кореного населения Австралии
Началом описывемых событий принято считать выход указа «О защите
аборигенов» в 1869 году, ознанаменовавший начало
политики
«отбеливания» Австралийских аборигенов. Указ фактически узаконил
принудительное изъятие детей аборигенов и «полукровок» для
воспитания
в
европейских
семьях,
монастырях
и
специальных
государственных учереждениях.
Большинству изъятых детей было меньше пяти лет, им не разрешалось
общаться с родителями, использовать для общения родной язык.8
Дети получали начальное образование,достаточное для помощи в
домашних делах или фермерских хозяйствах.
7
Тишков В.А.,Без права на жизнь (Трагедия индейцев американских прерий)
. (Габрилян Р.Р. Украденное поколение. Страница австралийской истории не пере- вернута //:
Ставропольское книжное изда- тельство, 2008.
8
21
Это продолжавшееся многие десятелетия социально-правовое явление
нанесло непоправимый урон культурной самобытности Австралийских
аборигенов.
Оно
препятствовало
исторической
преемственности
обычаев и духовных ценностей аборигенов,что фактически означало
целенаправленное
уничтожение
традиционных
языков,
обычаев,
ремесел и культуры.
Результатом стало резкое сокращение численности населения и его
культурная деградация. Габрилян Р.Р. резюмирует:
«Ныне уровень жизни коренного населения гораздо ниже федерального
показателя, среди аборигенов (особенно в центральной и западной
частях страны, т.е. местах компактного расселения аборигенов) высок
уровень больных алкоголизмом и наркоманией.
В
соответствии
с
официальной
статистикой
каждый
пятый
заключенный в Австралии – представитель коренного населения, а
продолжительность жизни около 60 лет, при общефедеральном
показателе в 77 лет »9
Принудительное изъятие детей прекратилось благодаря результатам
общефедерального референдума 1967 года, спустя почти век . В 1997
году был представлен доклад под названием «Bringing them home»
(возвращая их домой-англ.) который сообщил приблизительное число
перемещенных детей – 100 тысяч, что составляло окло трети от общего
числа кореного населения.
В феврале 2008 года премьер-министр Австралийского союза в своем
обращении представителям кореного населения Австралии принес
официальные извинения: «Сегодня мы чтим коренных жителей этой
земли, представителей древнейшей из ныне существующих культур в
истории человечества. Мы вспоминаем о плохом обращении с ними. В
особенности, мы вспоминаем о плохом обращении с людьми
9 .9(Габрилян
Р.Р. Украденное поколение. Страница австралийской истории не перевернута //: Ставропольское книжное изда- тельство, 2008.
22
«украденных поколений» –позорной главе истории нашей нации.
Сегодня
наступил
момент
для
нации
перевернуть
страницу
австралийской истории, записав в нее все зло прошлого и с верой
шагнуть в будущее!.. »10.
Принуждение к оседлому образу жизни
Особая форма принудительной миграции выраженная
в запрете
кочевничества и обязывания вести оседлый образ жизни является очень
перспективной
сферой
для
культурно-антропологического
исследования. Недостаточность научной разработанности, обилие
возможностей сбора материалов, как теоретических так и практических
научных размышлений.
Община
русских
цыган
становилась
объектом
таких
способов
государственного урегулирования в 20м веке.
Указ Президиума Верховного Совета СССР « О приобщении к труду
цыган,
занимающихся
бродяжничеством»
1956
года фактически
объявлял полный запрет кочевнического образа жизни для цыган и
требовал немедленного оформления постоянного места жительства и
прописки. По сути, это означало отказ в праве на самобытный образ
жизни для циганского сообщетсва. Не смотря на неоднозначность
первой реакции большинства цыган, в результате приказа более 90
процентов цыган Советского Союза осели.
Следствием таких действий может стать утеря многих традиционных
форм жизнедеятельности, из-за невозможности их сохранения в
условиях оседлости. Это, в свою очередь может привести к
маргинализации
10
части
цыганских
семей,
обеднению
(Rudd says sorry, Dylan Welch, Sydney Morning Herald, February 13, 2008)
и
потере
23
привычных проффесиональных навыков, потере орентации в новых
жизненных условиях.
Военное интернирование.
Многообразиие явлений вынужденной миграции дополняется также
феноменом военного интернирования.
называется
инициированное
Военным интернированием
государством
принудительное
перемещенеие лиц с территорий своего обычного поселения в иныне
установленные места. Интернирование чаще всего применяется в
условиях военного противостояние
и по отношению к гражданам
страны противника.
Обязательные для соблюдения правила проведения интернирования
регламентированы в некоторых положениях Гаагскисх конвенций 1907
года, Женевской конвенции 1929 года, но определяющим актом
регуляции военного интернирования является Женевская конвенция
1949 года «О защите гражданского населения во время войны».
Конвенция
обязаует
население
должными
государство
обеспечить
правами
свободами,
и
интернированное
а
также
всеми
необходимыми средствами для комфортного проживания.
Женевская конвенция подчеркивает, что интернирование должно
применяться исключительно в условиях крайней необходимости и в
случаях прямой угрозы безопасности державы. Интернированные лица
должны
освобождаться
обусловивших
сразу
интернирование,
после
а
исчезновения
также
государства
причин,
обязана
содействовать в возвращении на родину или в репатриации.
Интернирование подданых вражеских государств имело широкое
распространение в период второй ировой войны. Оно практиковалось
как
Германией
в
отношении
евреев
и
коммунистов,
так
и
24
Великобританией, Канадой и США в отношении немцев и их
союзников.
Характерно, что в США в большинстве случаев интернированию
подвергались этнические японцы, имеющие американское гражданство.
В частности, причиной этому служили опасения властей , что
приверженность японцев своим национальным традициям окажется
превыше лояльности стране проживания. Чрезвычайные приказы
сороковых годов объявляли некоторые зоны США военными зонами, с
территории
которых
могут
быть
удалены
все
или
некоторые
гражданские лица. Благодаря закону о враждебных иностранцах 1941
года все иностранные граждане, находящиеся на территории США,
могли подлежать задержанию, аресту, и изоляции, что и произошло с
состнями тысяч человек, большую часть из которых составляли японцы,
немцы и итальянцы.
Важно отметить работу «Хризантема и меч» написанную Рут Бенедикт
по поручению правительства США в 1944 году. Необходимость
исследования заключалась в потребности «найти ответы на многие
вопросы о нашем враге — Японии»11. Материал книги был собран путем
интервьюирования японцев живущих в США, многие из которых
являлись жертвами интернирования.
Принудительная миграция по сути является насилием в отношении
личности человека, а значит может иметь противоречивые культурыне,
социальные и психологические последствия. Как показывает история,
принудительная миграция, осуществленная в рамках государственной
политики чаще всего признается негуманной, нарушающей права
человека на свободу передвижения и жизни, подвергаются широкой
критике.
При
этом,
нельзя
игнорировать
множество
фактов
Рут Бенедикт. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Изд-во: Российская политическая
энциклопедия, 2004 г., стр.7
11
25
свидетельствующих о неоценином вкладе в мировую культуру явлений
принудительной миграции.
Изгнание и ссылка как особые формы принудительной миграции.
Неоспоримым
философским,
антрополгическим
и
культурным
значением обладает феномен изгнания. Исторически сложившись как
вид наказания, заключающийся в перемещения лица или группы лиц,
под страхом или вкачестве альтернативы ареста или казни, изгнание
имеет множество различных форм и является неотъемлимой частью
социальной культуры.
Можно выделить ряд характерных черт изгнания, обуславливающих
необходимость особой методики в рассмотрении этого феномена и
объясняющий его особый статус по сравнению с другими формами
вынужденной миграции. Изучая исторические примеры изгнания легко
прослеживания его причинность. Изгнание –это следствие нарушение
каких-либо правил, норм, предписаний или требований.
В Античной Греции и Древнем Риме ссылка зачастую была нормативно
закреплена и функционально являлась одним из элементов карательной
системы. В культурном контексте Древнего Рима телесные наказания
как порка или принудительные работы не могли применяться к
индивидууму со статусом гражданина. Ссылка как форма наказания
применялась именно в отношении граждан и являлась альтернативой
смертной казни. Изгнанный терял статус
римского гражданина, а
вместе с ним и все социальные связи, преступник подвергался
«частичному умалению личности», в некоторых случаях конфискации
имущества. Особенный статус ссылки, впрочем, ясен при рассмотрении
ее с культурологической точки зрения. Круг убеждений, привычек и
идей, имеющих большое значение для римского гражданина базируется
на
примате
политической
деятельности
над
другими
сферами
26
жизнедеятельности. Пребывание вне государства как отлученность от
важнейших форм деятельности являлось для римского гражданина
тяжелым наказанием.
В эпоху императорского Рима закрепляются два вида наказаний также
предназначеных для знати: высылки-relegatio и ссылки-deportatio, но в
случае первого из которых основное значение имеет не утрата статуса
гражданина, но трудности новой жизни. Более тяжелой формой римской
судебной ссылки является депортация, занимающее промежуточное
место между смертной казнью и релегацией. Депортации всегда
предшествовало позорное выведение из города, она также влекла за
собой
потерю
статуса
гражданина,
место
ссылки
выбиралось
императором.
Колонизационные ссылки из Англии.
Несколько иное культурно-историческое значение имела ссылка в
Англии, особенно ее колонизационный характер, получивший свое
развитие в эпоху колонизации Америки 16 века. Традиция ссылок в
Америку прекратилась только после 1776 года, в результате войны за
независимость.
Новым этапом в истории колонизационных ссылок из Англии стало
открытие Австралийского континента в 1770 году Джеймсом Куком.
Спустя непродолжительное время правительство приняло решение об
открытии там штрафной колонии, а в 1788 году первые поселенцы уже
прибыли на теорриторию континента.
Австралия представила собой необычный пример возникновения
цветущего государства из колонии насильно сосланных преступников.
Широкое распространение и длительность использования изгнания в
качестве
карательной
меры,
символичности изгнанности.
отсылает
нас
к
архаичности
и
27
Изгнание как воздаяние
Изгнание как воздаяние за совершенный проступок отражается в
эпизоде Изгнания Адама и Евы из рая, последовавшее за грехопадением.
Сюжет описан в Книге Бытия и является одним из ключевых в
религиозной традиции авраамистических религий. Нарушив волю Бога
Адам и Ева были отлучены от блаженной жизни в Эдеме и обречены
жить тяжелой жизнью в земном царстве.
«Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни
жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться
полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не
возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах
возвратишься.»
В контексте исследования архаичных мифов в разных культурах
Эллиаде упоминает сюжет изгнания из рая и интерпретирует его в
рамках психоаналитической традиции З. Фрейда.
«Если
использовать
понятия
архаического
менталитета,
можно
утверждать, что в жизни человека был "рай" (для психоанализа он
распространяется на период до рождения или до отнятия от груди) и
"утрата рая", "катастрофа" (детские травмы), и каково бы ни было
отношение взрослого к этим первоначальным событиям, они имеют
определяющее значение для его существования»12
Приведенные исторические примеры иллюстрируют многогранность
феномена вынужденной миграции. Очевидно, что его влияние несколько
более широко, чем принято считать в рамках традиционных научных
представлений. С точки зрения историко-философского рассмотрения
цивилизационное
12
значение
явлений
М. Эллиаде, Аспекты мифа, глава 5
вынужденной
миграции
28
феноменально. Перемещение масс людей против их воли может
привести к разнообразным последствиям и оставить неизгладимый
отпечаток на лице нации, этнической группы, религиозной общности,
государства. Среди известных результатов вынужденной миграции есть
примеры как положительного характера так и отрицательного.
В некоторых случаях, в результате столкновения с вынужденной
миграцией
происходит уникальное культурное обогащение нации,
страны или иной общности. В других – деградация, утрата обычаев,
фольклора, традиционных видов деятельности, особенностей образа
жизни.
Иногда
вынужденная
миграция
может
стать
причиной
национальной травмы и оставить глубокий отпечаток в памяти народа.
Вынужденная миграция в одинаковой степени может быть фактором как
повышения
культурного
разнообразия
мира,
так
и
причиной
длительного упадка и даже исчезновения уникальной культурной
общности.
Глава 2
Большая часть данной главы посвящена рассмотрению универсального
характера феномена «человека мигрирующего » и анализу содержанияй
основных
понятий
миграционного
опыта
в
его
отношении
«вынужденности», как особеной характеристики.
Одним из первых ученых занявшихся изучением феномена «человека
мигрирующего» стал И.Т.Касавин. В работе «Человек мигрирующий:
онтология пути и местности» он производит философский анализ
тенденций развития явлений миграции, относящихся как
Психология вынужденной миграции.
29
Являясь трудноразрешимой жизненной ситуацией экстремального
характера, вынужденная миграция обуславливает формирование особого
жизненного опыта мигранта. С точки зрения психологического подхода,
опыт вынужденного мигранта необходимо включает в себя переживание
таких состояний как стресс и травма, результатом которой может быть
повреждение базовых структур личности, аффективной и когнитивной
систем, смена картины мира и системы личных убеждений человека.
Согласно определению Дж. Хермана, общей причиной психического
травмирования
может
служить
«длительное
пребывание
под
тоталитарным контролем», к примерам чего относится опыт заложника,
военнопленного, заключенного концлагеря. 13 В случае вынужденной
или принудительной миграции фактором тоталитарного контроля
выступает сила, принудившая человека мигрировать.
В число психологических последствий вынужденной миграции входит
также “комплекс выжившего”, если в процессе переезда человек стал
свидетелем смерти, а также посттравматический синдром.
Так
или
иначе,
каждый
вынужденный
мигрант
сталкивается
необходимостью психо-социальной и культурной адаптацией в новом
окружении и сталкивается вынужденностью переживания перемен и
культурных
различий.
Процесс
адаптации
часто
начинается
с
переживания культурного шока. К. Оберг описал шесть основных
признаков
культурного
шока:
напряжение,
совпровождающее
необходимость прикладывать усилия для психологической адаптации;
чувство потери или лишения (статуса,друзей, родины и пр.); чувство
отверженности новой культурой и чувство отвержения новой культуры;
проблемы
самоиндентификации;
чувство
тревоги,
вызванное
переживанием культурных различий; чувство неполноценности и вины в
13
(Herman, 1992. Р. 121)
30
неспособности справиться с обстоятельствами. 14(Oberg, 1960. Р. 176).
Процесс адаптации беженцев и вынужденных переселенцев может быть
рассмотрен в рамках концепции Г. Триандис, представляющей собой так
называемую кривую, содержащую пять этапов социо-культурной
адаптации мигранта: 1)“Медовый месяц” или эйфорическая фаза ,
характеризующаяся положительными эмоциональными ощущениями
мигранта; 2) «Туристическая фаза»,фаза знакомства с новой культурой,
а также стокновения с некоторыми проявлениями непонимания и
отвержения; 3)Ориентационная фаза, время постоянной борьбы со
стрессом,
познания
внутреннего
устройства
нового
общества;
4)Депрессивная фаза, в которой синдромы дезадаптации достигают
наивысшей точки, при этом мигрант постепенно начинает ощущать себя
интегрированным и приспособленным; 5) Деятельная фаза, в идеале
выражающаяся в соотвествии индивидуума и оружающей среды.
Следует заметить, что история вынужденных переселений является
уникальным
источником
информации
и
материалов
для
психологических исследований. Индивидуальная судьба человека ,
который
покинул
знакомую
социо-культурную
среду,
утратил
привычные и устоявшиеся отношения с семьей и друзьями, обществом и
миром, после чего вынужденно адаптировался в чуждом и незнакомом
культурном
различного
пространстве,
характера,
наполнена
затрагивает
травматическими
деятельность
опытами
глубоких
слоев
личности и иллюстрирует огромное количество психологических
феноменов. Например по мнению Б. Масуда опыт вынужденной
миграции повышает вероятность развития депрессии, психоастении,
параноидальных и шизоидных расстройств, так как вызывает у человека
14 14
(Oberg, 1960. Р. 176).
31
чувства крайней неудовлетворенности жизнью. 15
А согласно М.А. Максимову, “Процесс социально-психологической
адаптации у вынужденных мигрантов проходит гораздо сложнее, чем у
добровольных, затрагивая самые глубокие слои личности, наиболее
важным из которых является ее идентичность.” 16
Выявление тенденций и особенностей психологических аспектов
вынужденной
миграции
представляется
важной
частью
многих
теоретических и практических исследований психологии, психиатрии и
физиологии.
Дискурсивное поле психологических явлений миграционности само по
себе является крайне обширным, но принимает несколько иные формы,
применительно миграции вынужденной.
Происходит смещение внимания на свершившийся над индивидуумом
акт насилия, имеющего огромное влияние на психику человека, что
отодвигает на задний план все остальные аспекты миграции.
Особенности явлений социокультурной адаптации в контексте
вынужденного характера переселения.
По прибытию на новое место жительства мигрант сталкивается с
множеством
проблем
социо-культурного
характера, в
частности
вызванным
Для добровольного переселенца сама ситуация миграции является
возможностью осуществить свою готовность к самореализации и
развитию в новой культурной среде, ведь он принимает решение о
Багери Масуд. Социокультурная динамика психического здоровья личности в
ситуации преднамеренной и вынужденной миграции : дис. … канд. психол. наук. –
М., 2005
15
16
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
МИГРАНТОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ. М. А. Максимов, Российская академия народного
хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия
Научно-издательский центр «Социосфера» 2013
32
миграции самостоятельно, исходя из своих потребностей. В случае
вынужденной миграции причинность кроется в диктате внешних
обстоятельств, что существенно снижает готовность
мигранта
адаптироваться к новым условия жизни, что зачастую усугубляется
глубокими
психическими
«Вынужденное,
травмами.
бесперспективное
Б.
Масуд
пребывание
в
отмечал,
чужой
что
стране,
нарушающее целостность жизненного пути личности, способствует
негативному восприятию новой культуры, приводит к неизбежным
разочарованию и неудовлетворенности и снижает эффективность
адаптации к инокультурной среде»17
Ситуация вынужденной миграции, таким образом,
значительно
отличается от ситуации добровольной миграции. Процесс социокультурной адаптации в значительной степени усложнен и замедлен.
Вследствие множества различных жизненных проблем , вынужденные
мигранты нередко дезадаптированы, испытывают ряд психологических
затруднений,
вынуждены
занимать
оборонительную
позицию
в
отношениях с новой культурой, проявляют склонность к эскапизму.18
«Когда мигрант не может приспособиться и адаптироваться к новой
этнической среде, с ним происходит трансформация отрицательного
характера. Изменяется его психологическое состояние, ухудшается
физическое самочувствие, рушатся многие социальные установки,
меняется взгляд на мир и людей. Такая трансформация приводит к
различным последствиям, начиная от сепаратизма и этнического
нигилизма до крайнего фанатизма и национализма, где формируется
выраженный отрицательный образ этноса, и поведение индивида
ссылка Багери Масуд. Социокультурная динамика психического здоровья
личности в ситуации преднамеренной и вынужденной миграции : дис. … канд.
психол. наук. – М., 2005
18 Палагина Н. С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в
преодолении жизненного кризиса : дис. … канд. психол. наук. – Таганрог, 2007
17
33
исходит из этого образа»19
То есть затрагивается общество в целом, приобретая негативные
стереотипы о тех или иных этнических группах.
Идентичность и индетификация вынужденных мигрантов.
Можно выделить множество разных уровней идентичности: этническая;
региональная; национальная; геополитическая; цивилизационная.
По
мнению
С.
идентификации
Хатингтона,
человека,
но
существует
именно
несколько
цивилизация,
к
уровней
которой
принадлежит человек, в наибольшей степени способствует четкой
самоиндентификации каждого индивидуума. Согласно положениям его
теории, цивилизация представляет собой самую высокую культурную
целостность
и
является
самым
широким
идентичность
может
быть
уровнем
культурной
идентификации.20
Культурная
рассмотрена
в
качестве
необходимого элемента внутрисоциальной связи, обеспечивающей
возможность человеческого общения.21
Дж. Берри, автор одной из самых известных теорий акуультурации,
рассматривает идентичность в ее неразрывной связи с процессами
социо-культурной адаптации. По его мнению, основной проблемой
этого процесса являются именно культурные различия и вызванные ими
сложности в принятии чужой культуры. Он выделяет четыре степени
адаптации:
1)
ассимеляция
(
утрата
собственной
культурной
там же, с. 56
20 [Хатингтон С. Столкновение цивилизаций [Электронный ресурс]. URL:
http://modernlib.ru/books/hantington_samyuel/stolknovenie_civilizaciy.
21 Фукуяма Ф. Проблемы европейской идентичности = The Challenges for European
Identity [Электронный ресурс] // Гефтер: интернет-журнал. 17.06.2013. URL:
http://gefter.ru/archive/9047 (дата обращения: 10.03.2014
19
34
идентичности, но прибретение другой); 2) сепарация ( сохранение соей
культурной
идентичности,
но
отказ
от
принятия
культуры
окружающих); 3) маргинализация ( утрата своей идентичности при
отсутствии психологического и культурного контакта с окружающими);
4) интеграция ( взаимодействие с другой культурой при сохранении
собственной идентичности)22
По мнению Бритвиной И.Б., факторы идентичности вынужденных
мигрантов являются базовыми для успешной адаптации вынужденных
мигрантов.
Этническая
идентичность,
как
часть
социальной
идентичности
личности, является психологической категорией, охватывающей процесс
осознания индивидуумом своей принадлежности к определенной
этнической общности. По мнению Т.Г. Стефаненко, правильнее всего
определять этническую идентичность как переживание отношений Я с
этнической средой и отожествление с одной из них и отделения от
других. 23
Этническая идентичность –это динамическое образование, внешние
обстоятельства могут стать причиной переосмысления роли этнической
идентичности
жизни человека или приводить к трансформации ее
этнической идентичности. Согласно исследованию Н.И. Ковалевой,
ситуация вынужденной миграции провоцирует кризис этнической
идентичности как мигранта, так и окружающих его людей.
Таким образом, высокая степень социальной адаптации необходимо
Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы
[Электронный ресурс] / пер. с англ. И. Шолохова // Развитие личности. 2001. No
3/4. С. 183– 193. URL: http://rl-online.ru/articles/3_4-01/198.html.
23 Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнокультурной
компетентности. – М. : РУДН, 2003
22
35
связана
с
идентификацией
вынужденнх
мигрантов
в
качестве
равноправных субъектов местного сообщества.
Кризис идентичности –это неизбежный этап процесса адаптации
мигрантов в новых жизненных условиях, однако для вынужденных
мигрантов нередко достигает большей глубины и силы.
Проблема
маргинализации
личности
находящейся
в
состоянии
вынужденного перехода из одной социо-культурной среды в другую
крайне актуальна.
Стратегии ассимеляции инонациональных граждан порою могут
принимать
формы
принудительной
миграции,
как
в
случае
с
депортацией цыган из Франции осенью 2010 года.
Согласно видению М .Бубера, становление личности происходит во
взаимном и прямом отношении «Я –Ты», противостоящему непрямому
и независимому отношению «Я-Он». В диалоге «Я- Ты», несводимом к
содержанию моего опыта, другой воспринимается в полноте его
неповторимой
инаковости.
Монологичность
отношения
«Я-Он»,
напротив, не допускает существования другого как цельной и
уникальной личности. Очевидно, что в
пространстве отношений
вынужденных мигрантов и общества, вопрос враждебного подхода к
инаковости Другого, вместо восприятия Другого, как партнера по
коммуникации и необходимого звена диалога и самоиндентификации,
стоит особенно остро.24
Вынужденная миграция и политика мультикультурализма.
24
IV П.С. ГУРЕВИЧ ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ. 2010. Том
36
Проблемы мультикультурного воспитания обладают высокой степенью
актуальности для современного общества и активно обсуждаются в
зарубежной и российской
социо-гуманитарной науке, не обходя
стороной и проблемы оптимизации положения современных мигрантов.
Не смотря на то, что эффективность мультикультурного подхода в
значительной мере зависит от социально-политических реалий, такой
подход
все
же
является
мощным
инструментом
гармонизации
общественных отношений. Уже упомянутый феномен «подлинной
миграции» и стремление реализации идеи «пути», а также лозунг
«Свобода- это свобода перемещения», как философские основания идеи
мультикультурализма, утрачивают свое свое значение сталкиваясь с
явлениями
вынужденной
миграции.
Аспекты
культурного
взаимодействия заменяются экологической проблемой выживания.
Подобное смещение резко отражается на методах и содержании
мультикультурного воспитания. Фактически, сталкиваясь с беженцем,
человек сталкивается со свидетельствами событий, ставших причиной
миграции: войной, геноцидом, голодом, стихийными бедствиями. Таким
образом, он на ином уровне переживает реальность их существования,
сокращая существовавшую до этого дистанцию.
Помимо этого, отсутствие у беженца таких личных мотивов как
улучшение экномического положения посредством смены места
жительства, разительно отличают его образ от образа добровольных
мигрантов в сознании обывателя. Абстрактно-эгоистическая моральная
установка «каждый имеет по своим заслугам», часто мыслимая как
способ оправдания низкого материального и социального положения
мигрантов, подвеграется переосмыслению, сталкиваясь с беженцами,
чье бедственном положение возникло вследствии непредсказуемых и
неконтролируемых событий исключительного характера.
37
Заключение
Сущность вынужденной миграции видится как результат столкновения
личности и непреодолимых обстоятельств, приведшее в итоге к
рождению ряда уникальных культурных, социальных, исторических и
философских форм.
В процессе осмысления вынужденной миграции как особенного
культурного феномена необходим междисциплинарный подход, так как
данный предмет находится на стыке множества наук.
Рассматривая
вынужденную
миграцию
как
историко-культурное
явление, становится очевидно, что его масштабы крайне велики.
Вынужденная миграция обусловила многие исторические и социальные
процессы, оказавшее сформировавшие образ современного мира.
Национальные особенности некоторых народов оформились как
следствие процессов вынужденной миграции.
Осмысляя вынужденную миграцию в рамках психо-социологических
подходов она предстает формой травматического опыта, схожего с
вынужденной миграцией только фактом смены места проживания.
Как демографическое явление, вынужденная миграция отличается от
добровольной тем, что является в определенном смысле более
конфликтной ее формой. Вынужденная миграция способна сталкивать
представителей совершенно различных культур, порождать новые
формы этнической идентичности.
С точки зрения общечеловеческой ценности, вынужденная миграция
внесла неоспоримый вклад в жизнь человека.
Очевидно, что перспективы развития этой научной сферы крайне
широки. Помимо тщательного анализа истории человечества и
38
выявления в ней примеров вынужденной миграции как источника
информации для антропологических и социологических исследований,
возможно также символическое истолкование феномена вынужденного
перемещения человека, в частности в контексте понятия изгнания.
Список использованной литературы
1) Метелев И.С. Феномен миграции (методология анализа и
жизненный смысл): монография.- Омск: издание Омского
института (филиала) РГТЭУ. – 2010. – 115 с.
2) Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры,
кризис идентичности / под ред. Г. У. Солдатовой. – М. : Смысл,
2002.с. 7].
3) Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т 23, стр. 760
4) Маркс К., Капитал, т.1, гл. 25
5) Пискун Е.В.. Мультикультурализм США и культура
афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер : диссертация ...
кандидата философских наук : 24.00.01.- Москва, 2001.- 176 с.: ил.
РГБ ОД, 61 02-9/273-0
6) Тишков В.А.,Без права на жизнь (Трагедия индейцев
американских прерий)
7) . (Габрилян Р.Р. Украденное поколение. Страница австралийской
истории не пере- вернута //: Ставропольское книжное издательство, 2008.
8) (Габрилян Р.Р. Украденное поколение. Страница австралийской
истории не пере- вернута //: Ставропольское книжное издательство, 2008.
9) (Rudd says sorry, Dylan Welch, Sydney Morning Herald, February 13,
39
2008)
10) Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Издво: Российская политическая энциклопедия, 2004 г., стр.7
11) М. Эллиаде, Аспекты мифа, глава 5
12) Масуд Б.. Социокультурная динамика психического здоровья
личности в ситуации преднамеренной и вынужденной миграции :
дис. канд. психол. наук. – М., 2005
13) Максимов М.А. Особенности процессам социальнопсихологической адаптации мигрантов к новым условия жизни,,
Научно-издательский центр «Социосфера»
14) Палагина Н. С. Особенности социально-психологической
адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса : дис. …
канд. психол. наук. – Таганрог, 2007
15) Хатингтон С. Столкновение цивилизаций [Электронный ресурс].
URL:
http://modernlib.ru/books/hantington_samyuel/stolknovenie_civilizaci
y.
16) Фукуяма Ф. Проблемы европейской идентичности = The
Challenges for European Identity [Электронный ресурс] // Гефтер:
интернет-журнал. 17.06.2013. URL: http://gefter.ru/archive/9047
(дата обращения: 10.03.2014
17) Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор
проблемы [Электронный ресурс] / пер. с англ. И. Шолохова //
Развитие личности. 2001. No 3/4. С. 183– 193. URL: http://rlonline.ru/articles/3_4-01/198.html.
18) Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг
этнокультурной компетентности. – М. : РУДН, 2003
19) Метелев И.С. Социально-философские принципы анализа
миграции, Омский научный вестник №4-99, 2011
20) Стингл М «Индейцы без томагавков».
40
21) Браун Д. Схороните мое сердце у Вундед-Ни История
американского Запада, рассказанная индейцами Перевод с
чешского В.А. Каменской, О.М. Малевича Москва, издательство
ПРОГРЕСС, 1984 год
22) Замараева Ю.С. Концептуальное определение феномена миграции
с позиции современной философии культуры
23) Демидова О.Р. Эмиграция как проблема философии культуры
24) Алексеёнок А.А. Поведенческие стратегии социальной адаптации
беженцев и вынужденных переселенцев
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв