Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Предложения и исследования по эффективной реорганизации российского правового поля в сферах архитектуры и урбанистики.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
ред. от 23.12.2015 АРХИТЕКТОР В ЗАКОНЕ, В ПАЛАТЕ, В КОДЕКСЕ В то время, как в иных цивилизованных развитых странах термин «архитектор» имеет однозначный смысл, а именно – «профессионал, квалифицированный специалист, получивший право на самостоятельную авторскую архитектурную практику», в современной России термин «архитектор» не имеет четкого содержания. В России к архитекторам могут причислять: - человека, получившего диплом по следующим специальностям (с введением бакалавриата и магистратуры понятие пока не поменялось): по специальности «архитектура»; по специальности «дизайн архитектурной среды»; по специальности «градостроительство» (при наличии различных толкований самого термина «градостроительство», спорящего с термином «урбанистика», а также с термином «градоустройство»); по специальностям «реставратор памятников архитектуры и архитектурной среды» и «реставрация и реконструкция архитектурного наследия»; по специальности «ландшафтная архитектура»; - представителя территориальной администрации, ответственного за вопросы, связанные со строительством, градостроительством-урбанистикой, архитектурой, благоустройством, дизайном уличной среды («районный архитектор», «главный архитектор города»); - профессионала, занимающегося реальной архитектурной практикой (проектированием по заказам), создающего как качественные творческие проекты архитектурных сооружений, так и проектировщика, ориентированного исключительно на материальное вознаграждение за выполнение услуг, а также профессионала архитектора-художника («бумажника»), производящего в качестве изобразительного творчества и продвигающего, только художественные идеи; - проектировщика, занимающегося разработкой документов территориального планирования, зонирования и правовой регламентацией использования и застройки территорий; - теоретика, изучающего историю и теорию в областях архитектуры, урбанистикиградостроительства и строительной инженерии, не занимающегося архитектурной практикой, искусствоведа и культуролога, а также архитектора-критика. Наличие такой неопределенности-широты восприятия термина «архитектор» не способствует принятию в умах и в реалиях значимости этой профессии в основной её ипостаси – творец-проектировщик окружающей антропогенной пространственной среды с великой культурной составляющей. По местам все должен был бы расставить принятый в уже далеком 1995 году закон РФ «Об архитектурной деятельности». Однако с момента принятия в 2004 году «Градостроительного кодекса РФ» существование отдельного закона «Об архитектурной деятельности» не приносит никакой пользы российской архитектуре и только способствует ещё большему отдалению архитекторов и их 1
деятельности от общественных потребностей и реальных процессов, происходящих в России. Закон об архитектурной деятельности в его сегодняшнем виде (после кардинальной редакции 2011 года) использует терминологию, отличную от терминологии Градкодекса, не стыкуется с ним в принципиальных понятиях и выхолощен (без замены на адекватные понятия) по формальным признакам явных противоречий с Градкодексом. Многолетние попытки профессиональной архитектурной общественности по внесению изменений в закон натыкаются на вилы непонимания не только извне, но и внутри профессионального цеха. В последние два года, в том числе в связи с оклнчательным переходом России на Болонскую систему академического образования и во исполнение рекомендаций Международного союза архитекторов (UIA), закону пытаются придать еще и цель юридической легитимизации создания профессиональной палаты архитекторов и аттестации и регистрации квалифицированных архитекторов, как физических лицсамостоятельных творцов, которые должны являться членами этой палаты. Но из-за многочисленных доварочных процессов эта каша нашего закона уже солидно пригорела и для употребления практически не годится, а вкус её невнятен. И действительно, насчет четкости смыслов: Расплывается, употребляемое уже в самом названии закона и внутри него в качестве одного из основных, понятие «архитектурная деятельность». С точки зрения законоприменительной практики и юридических смыслов какая-либо деятельность должна заканчиваться финишными достижениями, или созданием конкретного продукта, или реализацией услуги, удовлетворяющих потребностям заказчика, как, например, врачебная деятельность, когда пациент получает конкретное результативное лечение (или летальный исход). Архитектурная сфера в этом смысле весьма сомнительна в качестве «деятельности», так как продукт, о котором в основном идет речь в законе, который выдает архитектор – проект здания, сооружения – не является окончательным достижением, а должен быть еще построен. Только после реализации- строительства по разработанному проекту из него получается конечный результат работы. Однако строительство – это другая деятельность, осуществляемая уже не архитектором (хотя должна осуществляться с его участием). В отличие от архитектуры, строительную сферу по материальному результату можно называть именно «деятельностью». То есть: архитектор, конечно, занимается своей особой деятельностью, но её невозможно выделить юридически четко – она пролонгируется на другую последующую необходимую для получения продуктарезультата деятельность – строительную. В иностранных документах подобное «архитектурной деятельности» юридическое понятие имеет смысл и переводится на русский язык, как «архитектурная практика», что гораздо более корректно и конкретно, так как практика – действие пролонгированное, не обязательно имеющее завершающий упор. С другой стороны, архитектор не свободен в своей работе полностью, как творец-деятельпрактик, поскольку он сильно зависим. Зависим, во-первых: от заказа – субъективных потребностей заказчика, который определяет прикладные цели деятельности архитектора и определяет бюджет работ; во-вторых: от необходимости соблюдать 2
многочисленные объективно существующие ограничения разного рода, вмененные для конкретного участка- территории, а также ограничения технического и технологического характера, в том числе устанавливаемые регламентами по безопасности. При этом от архитектора еще, как правило, ожидают художественно-эстетического результата, оценка которого предельно субъективна. В то же время заказчику-застройщику часто совсем не нужна никакая «эстетика», и тогда архитектура превращается в техническое действие, для которого «архитектор» не обязателен, а требуется просто специалист по проектированию (инженер-проектировщик). Не определенным является и понятие «архитектурный объект», также употребляемое в качестве базового в законе об архитектурной деятельности. Архитектурным объектом (но не произведением архитектуры – см. далее) может быть, как архитектурный рисунок – эскиз-идея, так и построенный капитальный объект, которые являются совершенно разными сущностями. Следует пересмотреть и понятие «произведение архитектуры», употребляемое в статье 1294 Гражданского кодекса РФ «Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства» главы «Авторское право» ГК, а также используемое в законе об архитектурной деятельности. Произведением архитектуры никак не может именоваться – не только проект на стадии чертежей (а тем более в виде идей - картинок), но и реализованный проект. Статус произведения архитектуры может быть получен возведенным зданием, сооружением только в процессе его жизненного цикла, как подтверждение его уместности (во всех смыслах) во времени, пространстве, в его художественном образе, утилитарной полезности. Произведение архитектуры – это не картинка, а общественно признанный таковым реализованный проект – построенный объект. Художник, в отличие от архитектора, творит произведения индивидуально, и в любом случае сам выдает продукт, который или уничтожает (если не признает его достойным), или оставляет для дальнейшей жизни в качестве собственного произведения. У архитектора всё не так – не совсем индивидуально, нельзя самовольно уничтожить («только прикрыть зеленью»), практически невозможно переделать. Результативное произведение, если оно состоялось, должно по большому счету приписываться по авторству не только к проектировщику, но и к заказчику. Даже если заменить «произведение архитектуры» на более уместное «творческий архитектурный продукт – проект, или постройка» – без заказчика-застройщика-потребителя материальный архитектурный продукт не имеет шансов возникнуть, а картинка-фантазия не достойна для её описания в законе, как предмета деятельности. Соответственно «автор» (из ГК) не имеет никакой возможности и никакого «права использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 Гражданского кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации проекта» 1, так как ему для этого необходим заказчик, имеющий намерения строить объект, и тратить на это средства. Тем более следует признать принадлежность к оксюморону словосочетания «произведение градостроительства». 1 Цитата из текста статьи 1294 Гражданского кодекса РФ 3
Продвигаясь к предложениям, завернем вот с такой стороны: Любой проект следует соблюдать при его реализации, а за этим необходим надзор. Надзор лучше всего, как заинтересованное лицо, будет осуществлять АВТОР проекта. Логично будет вменить надзор АВТОРУ в качестве одновременно и обязанности и права – права принуждения строителя - реализатора проекта к доскональному следованию проекту и созданной автором идеи (в любом понимании «идеи»). Здесь одновременно возникает тема качества проекта. В высоком качестве СВОЕГО проекта может быть заинтересован только тот, кто будет числиться АВТОРОМ этого проекта. Статус автора проясняет и скрепляет многое. Еще про авторство: Употребление термина «услуга», применяемого в законе к деятельности и практике архитектора, также размыто. Использование понятия «услуга» полезно только в качестве оправдания заключения договорных трудовых отношений проектировщика и подрядчика (в том числе архитектора) с заказчиком. Однако из-за наличия множества неопределенных составляющих полного цикла процесса проектирования и строительства (начиная с прихотей заказчика, соблюдения ограничений, установленных для территории проектирования и технических ограничений, включая непредсказуемую творческую составляющую истинного понятия «архитектура») – невозможно однозначно определить итоговый результат, конечные юридически значимые параметры предоставления такой многодельной «услуги». Можно разделить весь процесс на несколько составляющих услуг. Но ни одна из этих услуг не будет полностью завершенной, так как: либо не даёт конечный результат – постройку, либо будет зависеть от предшествующей, возможно уже оказанной ущербно, услуги. Единственное, что может объединить всю цепочку – это сквозное соблюдение АВТОРСТВА на проект от первых эскизов - предпроектных проработок, до реализации объекта согласно рабочей документации на строительство. Во всей цепочке, применительно к настоящему архитектору, для него самого, и для понимания роли и истинной деятельности архитектора, важнейшим звеном является творческая АВТОРСКАЯ составляющая процесса архитектурной практики. Творческая АВТОРСКАЯ составляющая заключается в соединении техники и «художеств», включает фантазию архитектора и его профессиональную агрегаторскую способность. Все это ближе не к «услугам» в понимании положений Гражданского кодекса РФ, а к выполнению договоров АВТОРСКОГО заказа – см. статью 1288 Гражданского кодекса РФ – но для архитектурной практики необходимо разработать специальные положения с корректировкой термина «произведение…». С учетом сложившихся в русском современном языке лингвистических и накопившихся к настоящему времени юридических коллизий, представляется целесообразным внедрить взамен «деятельности» термин «архитектурная практика» для архитекторовспециалистов, занимающихся реальным проектированием сооружений, включая планировку территорий конкретных объектов и их комплексов. А среди практикующих 4
архитекторов выделить профессионалов, способных осуществлять и принять на себя ответственность и права творческого автора проекта. Именно для поддержания и сохранения подобающего статуса профессионалов-«архитекторов-авторов проекта», и следует ввести институт аттестации-квалификации таких архитекторов. При этом не должна смущать разница в выражении одинаковых смыслов – в иных языках коротким термином «архитектор», и в русском – длинным «архитектор-автор проекта». Важно еще и то, что в русском языке останется термин, благородно относящийся к проектировщику, хотя и не дотянувшему до уровня автора, но который профессионально и творчески занимается в одной команде вместе с архитектором-автором архитектурным проектированием, который имеет право именоваться просто «архитектором», и в звании которого не надо будет добавлять прилагательное «неквалифицированный». Для приведения в порядок всего вышеперечисленного, на взгляд автора данного текста, полезно будет признать и осуществить следующие конкретные мероприятия: Во-первых: Ввести в Гражданский кодекс РФ понятие и соответствующую статью «Выполнение творческих авторских работ по архитектурно-строительному проектированию, разработке проектов планировки и ландшафтной архитектуры». При этом дополнительно неизбежно возникают объекты, для которых архитектор в этом его понимании не нужен, и не требуется его авторство – это чисто технические объекты. Во-вторых: Заменить закон «Об архитектурной деятельности» законом об АРХИТЕКТУРНОМ АВТОРСТВЕ, или, применяя конкретные термины в продолжение уже наработанных идей архитектурного российского сообщества – «Закон о Российской палате авторов-архитекторов». В таком законе должно быть указано, что главным в процессе архитектурной практики, где результатом предполагается по-возможности, во временнОй перспективе получить произведение архитектуры – должен быть авторархитектор, право авторства которому предоставляется путем получения им аттестатасвидетельства о включении в члены Российской палаты архитекторов. В-третьих: С целью создания необходимых предпосылок прогресса градостроительстваградоустройства-урбанистики-архитектуры, в парадигме возврата России к столбовому пути развития мировой цивилизации (если мы-таки вырулим на него, и в помощь разворота к такому курсу) Градостроительный кодекс правильнее будет переименовать в «Кодекс развития территорий», а соответствующую, описываемую этим кодексом деятельность – в «деятельность по планированию развития территорий, планировке территорий и архитектурно-строительному проектированию». Закончить действие кодекса (с включением в его правовое поле) архитектурно-строительным проектированием с утверждением проекта. Исключить из сферы регулирования Кодекса развития территорий вопросы разработки рабочей строительной документации и осуществления строительства по этой документации с отправкой этой деятельности в самостоятельное, но связанное с Кодексом развития территорий, правовое поле. В-четвертых: Исчезновение из названия Кодекса слова-корня «строительство» с разработкой его отдельного законодательства целесообразно совместить с отправкой 5
всех вопросов, относящихся к этому процессу – реализации проектов возведения и сооружения объектов капитального строительства (от этапа рабочего проектирования и от получения разрешения на строительство, до эксплуатации построенных объектов, включая положения о СРО изыскателей, инженеров-расчетчиков, экспертов и строителейпрорабов) – к местному (не федеральному) праву. В-пятых: Безопасность объектов строительства, требования к осуществлению соответствующих работ, положения о надзорных органах и саморегулируемых (если это необходимо) организациях в этой области – правовое ответвление в составе законодательства о строительстве. Регламенты по безопасности строительства требуют их законодательного установления на государственном (федеральном) межведомственном уровне. Степень широты охвата, детализации и жёсткости регламентов по безопасности должна определяться на основе общественного консенсуса профессионалов, исходя из принципов необходимости и достаточности, с учётом мирового (в том числе российского) исторического опыта, реальных примеров и образцов строительной практики, теории и науки. В-шестых: Необходимо ввести термин-понятие «Политика пространственного развития», разработка которой является компетенцией властей, и которой следует служить базой для работ по планированию развития территорий. Основанием для разработки документов планирования развития территорий должны являться стратегия и параметры политики пространственного развития государства, подготавливаемые на уровне государственной власти, включая экономическое (в целом и по отраслям экономики), культурное, инфраструктурное пространства страны. В-седьмых: В таких предлагаемых определениях представляется не сложным признать для пользы Архитектуры, что проектная деятельность профессионалов - архитекторов (вместе с инженерами-строителями) по планировке территорий и архитектурностроительному проектированию – архитектурная практика, является неотъемлемой завершающей частью деятельности по планированию развития территорий. В Градостроительном кодексе архитектура присутствует в форме понятия «архитектурностроительное проектирование» – чтобы архитектура не зависла сама по себе без материализующего её строительства, с таким термином целесообразно согласиться. В Кодексе развития территорий необходимо расширить, добавить содержания и смыслов, конкретизировать архитектурную, в первую очередь – творческую составляющую понятия «планировка территорий и архитектурно-строительное проектирование» до степени необходимого и достаточного присутствия Архитектуры в Кодексе в целом. А также отчетливо прояснить разницу между «архитектурно-строительным проектированием», «разработкой проектов планировки» (это виды деятельности, которые следует считать компетенцией Палаты авторов-архитекторов) и тем, что является другой составляющей деятельности по планированию развития территорий – «Разработкой схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий», с одновременным уточнением содержания последнего. 6
В-восьмых: Признать некорректно переведенными Союзом архитекторов России в 2008 году на русский язык употребленные в русской версии «Соглашения МСА (Международного союза архитекторов) по рекомендуемым международным стандартам профессионализма в архитектурной практике»2 некоторые термины. Например, с искажением смыслов употребленные в русском тексте: «градостроительство» – взамен корректного «городское планирование»; «планирование землеустройства» – взамен корректного «планирование развития территорий»; «архитектурное произведение» взамен корректного «результат работы – творческий архитектурный продукт – проект или постройка (здание)»; «зарегистрированный архитектор» и подразумевающийся в оригинальном тексте «Соглашения МСА» под этим просто термин «архитектор» – взамен корректного для России «аттестованный автор-архитектор»; «регистрация на право заниматься архитектурной практикой» – взамен корректного для России «регистрация (лицензирование) права ответственного архитектурного авторства». В-девятых: Заместить термин «градостроительство», со всеми его производными терминами, на следующие: «планирование развития территорий, градоУстройство, урбанистика, городское планирование». Разделить предметы вЕдения и сферы деятельности по отношению к территориям на два основных вида (категории): Градоустройство – регулирование антропогенного использования земли, как территориального ресурса среды жизнедеятельности человека, искусственно им созидаемой – процесс развития территорий, с возведением и обустройством сооружений и объектов, включая подземные (подпочвенные), в том числе для добычи минеральных и ископаемых ресурсов. Землеустройство – регулирование использования земель в понятии почвы для произрастания различной флоры, в том числе для культурного земледелия, и для обеспечения природного круговорота веществ, симбиоза флоры и фауны, включая лесные территории и естественные водные объекты. Общим для двух указанных видов-категорий являются, устанавливаемые Земельным кодексом: учет и кадастр земельных участков с их закрепленными границами. Границы участков устанавливаются соответственно: - документаций землеустройства; - документацией планирования развития территорий (для территорий градоустройства). Принципы разделения на территории землеустройства и территории градоустройства устанавливаются на уровне стратегии и параметров политики пространственного развития государства. В-десятых: Земельный кодекс не вправе содержать и устанавливать какие-либо положения о развитии территории, кроме ссылок на положения Кодекса развития территорий и ссылок на положения законодательства о ценных сельхозугодьях, о лесах, о 2 См. например здесь: http://npa.org.ru/upload/iblock/66b/Приложение%201_ACCORD1%2020%20May%202008.pdf 7
водах, об особо охраняемых природных территориях, об объектах культурного наследия, других специальных территориях. Необходимо ограничить содержание Земельного кодекса только положениями о порядке предоставления прав на земельные участки, их регистрации и плате за предоставление, включая земельный налог, о ведении кадастра, о порядке контроля за использованием земель. В-одиннадцатых: Поименовать заказчиков, исполнителей, потребителей в правовом поле «развитие территорий» следующим образом, соответственно: - заказчики развития территорий – это власть; - исполнители в части разработки идей, напрвлений, регламентов и соответствующей документации – это команды специалистов всех необходимых направлений градоустройства- городского планирования – профессиональных урбанистов (архитекторы только «в том числе»), собираемые заказчиком-властью под конкретную работу; - потребители в части реализации утвержденных направлений развития и регламентов использования территории – это заказчики-застройщики и архитекторы (архитекторыпланировщики - разработчики проектов планировки и архитекторы-объемщики). Архитекторы и проектировщики с заказчиками проектов планировки территории и архитектурно-строительных проектов обязаны работать только по итогам и в рамках публично установленной для территории градоустроительной регламентации, а также регламентации по безопасности объемно-планировочных решений. Сделать градоустроительную регламентацию (Правила планировки, землепользования и застройки) с градоустроительным зонированием гибкими (последовательно фрагментарно конкретизируемыми) на этапе установления, и предельно жесткими на этапе соблюдения. Градоустроительное зонирование следует сделать единственным полностью и обязательно публичным процессом из всех этапов разработки, утверждения и соблюдения документов развития территории. В-двенадцатых: В законе об архитектурном авторстве (законе о Российской палате авторов-архитекторов) с учетом в качестве базы «Соглашения МСА по рекомендуемым международным стандартам профессионализма в архитектурной практике» должны присутствовать: - положения о профессиональной послевузовской проектной практике архитекторов для прохождения аттестации на право представлять себя на профессиональном проектном рынке, как потенциального автора проектов зданий и сооружений и проектов планировки территории, и выступать в качестве автора в отношениях с заказчиком и с соисполнителями - архитекторами и другими специалистами проектной команды; - порядок существования палаты архитекторов, порядок аттестации авторовархитекторов, как физических лиц, и их членства в палате, как саморегулируемой организации физических лиц; - положения об обязательных нормируемых отношениях между автором и заказчиком проекта, включая права и обязанности каждого из них, а также разделение 8
ответственности за результат строительства между автором, заказчиком и застройщикомстроителем; - порядок финансовых отношений между автором и заказчиком, включая отнесение работ к услугам, творческим работам, авторским гонорарам, авторскому надзору (и, возможно другим видам работ, услуг, выпуску проектной продукции); - положения, конкретизирующие статьи и степень уголовной ответственности автора, заказчика, застройщика-строителя за нарушение технических регламентов по безопасности объектов строительства (и только такой уголовной ответственности); - положения о страховании ответственности и предмете страховой ответственности автора, а также ответственности застройщика-строителя; - положения о проведении архитектурных конкурсов для выбора автора проекта, представившего лучший проект по результатам конкурса, и порядок проектирования на основе проектов, победивших на конкурсах, включая требования, предъявляемые к заказчику проекта; - положения об авторском праве автора проекта; - положения профессиональной этики автора-архитектора; - порядок допуска к авторству на территории РФ иностранных архитекторов; - технические положения (о предельном количестве ответственных авторов одного проекта, об организации проектного процесса, утверждении проектов авторами и заказчиками, порядке ведения авторского надзора, согласования ввода в эксплуатацию объекта, и прочие). Закон НЕ должен содержать следующих положений (кроме отсылок к другим соответствующим юридическим документам): - о первичном образовании архитектора и об академических направлениях деятельности в сфере архитектуры; - о деятельности по планированию развития территорий (урбанистике- городскому планированию); - об органах, осуществляющих государственную политику в сфере архитектуры (независимо от наличия, или отсутствия таких органов); - о других, кроме палаты авторов-архитекторов, возможных объединениях профессионалов-архитекторов (в том числе, например о палате урбанистов- городских планировщиков); - о саморегулируемых организациях юридических лиц. В порядке дальнейшей конкретизации вышеперечисленных дефиниций: Предлагается внести ПОПРАВКИ в Градостроительный кодекс РФ с его ПЕРЕИМЕНОВАНИЕМ в Кодекс развития территорий РФ – следующего СМЫСЛА И СОДЕРЖАНИЯ с исключением разделов, относящихся к строительной деятельности: 9
1. Включить в терминологию Кодекса развития территорий, в дополнение к понятию «объект капитального строительства», которое необходимо понимать, как обязательно включающее архитектурно-строительное проектирование объекта, и подразумевающее возможность создания объекта- произведения архитектуры (в качестве цели, и если это культурологически оправдано в конкретной ситуации) – понятия: - «объект ландшафтной архитектуры», - «комплекс объектов», - «архитектурно-планировочный ансамбль», - «объект уличного дизайна и благоустройства», - «объект интерьерного дизайна», которые все (шесть перечисленных вместе с объектом капитального строительства) включают в себя архитектурно-строительное проектирование; а также ввести такие понятия (уточнения см. далее пункты 7, 8, 10, 11): - «творческая составляющая проектирования» и «повышенная градоустроительная (урбанистическая) значимость» применительно ко всем вышеперечисленным видам объектов, и к их архитектурно-строительным проектам вместе с проектами планировки; - «конкурс архитектурных проектов»; - «Совет по градоустройству (урбанистике, городскому планированию)» административно-территориальной единицы. Включить в состав Кодекса развития территорий положения (уточнения см. пункты 4 , 5, 12, 13), относящиеся к понятиям: - «автор(ы) проекта», - «авторская ответственность», - «права авторского надзора», - «авторские права на проект» (вместе с соответствующими поправками в Гражданский кодекс и другое законодательство об авторских правах). 2. В составе деятельности по планированию развития территорий, (являющейся предметом правоприменительной части Кодекса развития территорий) осуществляется подготовка, разработка и утверждение: 2.1. – Нормативов подготовки документов развития территорий трех типов: Нормативы развития территории, подготовки схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий (региона, агломерации, регионального муниципального образования, в т.ч. крупного поселения); Нормативы градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования, подготовки Правил планировки, землепользования и застройки (поселения, внутригородского района); Нормативы разработки проектов планировки территории.3 3 Более подробные предложения о содержании нормативов у автора изложены в отдельном тексте. 10
В соответствии с нормативами подготовки документов развития территорий и на основании стратегии и параметров политики пространственного развития государства осуществляется разработка: 2.2. – Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий – регионов (в т.ч. для нескольких субъектов федерации по договоренности между ними), субъектов федерации, муниципальных образований (состоящих из нескольких поселений), агломераций (образуемых по соглашению между муниципальными образованиями), крупных поселений (в т.ч. городов); указанные схемы и расчеты должны основываться на конкретных положениях утвержденной государственной политики пространственного развития (стратегического планирования) – развития отдельных отраслей в масштабах территории всей страны, инфраструктуры территорий и других различных пространственно-территориальных аспектов страны в целом, соответственно Схемы, расчеты и сценарии планирования развития территорий могут быть статуса и содержания стратегического планирования, или оперативного проектирования и исполнения, а также ситуативного проектирования; 2.3. – Документов градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования, подготовки Правил планировки, землепользования и застройки (поселения, внутригородского района), в том числе для внесения в них изменений, с обязательным межеванием земельных участков зон градоустроительной регламентации и установлением кадастровых границ этих зон, размер которых может быть укрупненным с последующим последовательным дроблением-межеванием зонучастков и конкретизацией регламентов для частей участков при возникновении соответствующих обоснований. Утверждение границ зон с конкретными регламентами происходит с обязательным проведением публичных слушаний (публичные слушания не являются голосованием); 2.4. – Проектов планировки территорий (проектов, имеющих творческую составляющую разработки архитектурно-планировочной части, аналогичную архитектурностроительным проектам) для размещения конкретных объектов и их земельных участков с обязательным соблюдением градоустроительной регламентации; 2.5. – Архитектурно-строительных проектов (объектов капитального строительства, объектов ландшафтной архитектуры, комплекса объектов, архитектурно-планировочных ансамблей, объектов уличного дизайна и благоустройства, объектов интерьерного дизайна). 3. Разработка Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий, Документов градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования (а также некоторых проектов планировки) осуществляется от лица не персонифицированных заказчиков – органов власти федерации, субъектов федерации, муниципальных образований в соответствии с порядком и разделением полномочий, установленных Кодексом развития территорий РФ и Уставами субъектов федерации, муниципальных образований. Соответствующие основные положения о необходимости наличия и соблюдения таких документов полезно будет внести и в текст Конституции РФ. 11
Исполнителями разработки этих документов должны являться сборные команды специалистов разных направлений, в первую очередь по специальностям: городское планирование (урбанистика-градоустройство), экономика, социология, инженерия систем инфраструктуры, экология, санитария, география, краеведение и других подобных, специализирующихся в урбанистике (в том числе с участием профессионаловархитекторов по отдельным темам), с привлечением механизмов участия гражданского общества и с учетом местных особенностей (см. еще пункты 9, 10). 3.1. Подготовка проектов Схем, расчетов и сценариев планирования развития территории может включать в себя разработку любых обосновывающих материалов. Финансирование разработки Схем и расчетов планирования развития территории не должно ограничиваться возможностями местных бюджетов, а осуществляется из специальной статьи федерального бюджета с определением размера финансирования отдельно и обоснованно для каждой конкретной территории. 3.2. Подготовка Документов градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования, которые разрабатываются на основе Схем, расчетов и сценариев планирования развития территории, осуществляется из местных бюджетов. 4. Разработка проектов планировки и архитектурно-строительных проектов требует наличия персонифицированного заказчика (юридического или физического лица) и обязательного наличия автора-архитектора (авторов) проекта – физического лица (лиц). Проектирование осуществляется по договорам подряда автора с заказчиком проекта (договор авторского заказа). Автором (авторами) проекта, в случае проектирования объектов капитального строительства, для которых требуется получение разрешения на строительство – обязательно должен являться аттестованный (зарегистрированный) в установленном порядке архитектор(ы) и инженер-строитель, которые принимают на себя авторскую ответственность за проект и осуществляют права авторского надзора. Ответственными авторами одного проекта не могут быть более чем три персоны (физические лица – аттестованные архитекторы, не считая инженеров-строителей), обладающие равными авторскими правами на проект и равной авторской ответственностью. 4.1. Необходимость наличия, форма и содержание задания на проектирование, источники и порядок формирования исходных данных для проектирования, включая технические условия, а также разделение процесса проектирования на отдельные этапы и стадии – являются предметом договоренности между заказчиком и автором проекта в составе договора подряда на проектирование (договора авторского заказа). 4.2. Автор проекта, аттестованный Российской палатой авторов-архитекторов, не обязан являться работником проектной организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя), к которой предъявляются требования законодательства о необходимости наличия допусков к проектным работам, выдаваемых саморегулируемыми организациями (СРО) юридических лиц (в случае сохранения в законодательстве соответствующих требований), но имеет право сотрудничать с такой 12
организацией, создавать и возглавлять такие организации. Система наличия допусков к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, должна быть совмещена с вариативностью обеспечения условий безопасности, которая включает в качестве альтернативных вариантов: независимую техническую экспертизу, уголовную и иную правовую ответственность за несоблюдение технических регламентов, страхование, авторскую ответственность аттестованного архитектора. Автор (авторы) проекта имеют право использовать для выполнения проекта, подчинённых ему (им), не аттестованных (не зарегистрированных) архитекторов и других необходимых специалистов-проектировщиков, работающих по найму, или по договорам подряда с физическим лицом – автором проекта, или возглавляемой им организацией. 4.3. Порядок аттестации архитекторов устанавливается Законом о Российской палате авторов-архитекторов. Аттестованные архитекторы составляют Российскую палату авторов-архитекторов, которая является саморегулируемой организацией физических лиц. 5. Автор проекта несёт авторскую ответственность за содержание и качество проекта и обладает правами авторского надзора за реализацией проекта. 5.1. Авторская ответственность является неотъемлемым элементом профессионализма автора, подтверждаемого аттестацией архитектора Российской палатой авторовархитекторов. Авторская ответственность – есть: - ответственность за процесс и результат совмещения технологий с архитектурным творчеством созидания среды; - соблюдение установленных профессиональных обязанностей и стандартов; - предупреждение негативных последствий, которые могут возникнуть при реализации проекта, в том числе в вопросах безопасности объектов капитального строительства. Авторская ответственность, кроме обязательной правовой ответственности за соблюдение технических регламентов по безопасности объектов включает элементы, не влекущие за собой юридических требований, санкций и последствий в отношении автора, но формирующие его общественную и персональную роль в создании среды обитания, жизнедеятельности, материальных, культурных и духовных ценностей. Авторская ответственность базируется не на цели оказания услуги заказчику, а на максимально возможных усилиях получить итоговый продукт - произведение архитектуры, удовлетворяющий, как всем заявленным потребностям заказчика, так и одновременно потребностям общества. 5.2. Права авторского надзора вступают в силу после утверждения проекта его автором (авторами) – аттестованным архитектором, одновременно с утверждением проекта заказчиком перед представлением проекта для получения разрешения на строительство по разработанному проекту (см. еще пункт 6.2). 5.3. Разработка отдельных технических и технологических разделов проекта, в том числе разделов проекта планировки, осуществление инженерных изысканий, может по решению автора (авторов) передаваться специалистам соответствующих областей проектирования, изысканий (проектным, изыскательским организациям) по договорам субподряда. Авторская ответственность и права авторского надзора при этом сохраняются 13
за автором, с которым заказчиком заключён договор на проектирование. Назначение ГАПов и ГИПов по разделам проектной документации, при необходимости, производится по усмотрению проектных, изыскательских организаций и автора проекта. Автор проекта в порядке авторской ответственности сводит все разделы проекта и отвечает за качество проекта в целом. 6. Проверка качества проекта является компетенцией и правом заказчика. Заказчик имеет дополнительное право на страховую защиту от рисков ошибок проекта и рисков ошибок при реализации проекта (см. еще пункт 14). 6.1. Если заказчик не достаточно доверяет автору проекта, он имеет право нанять специалистов для проведения независимой технической экспертизы проекта. Проекты планировки территорий, в границах разработки которых предполагается возведение особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, также, как и архитектурностроительные проекты таких объектов – в обязательном порядке подлежат проведению государственной экспертизы. Экспертиза проекта осуществляется только по параметрам соблюдения регламентов безопасности. 6.2. Проект утверждается заказчиком и автором по достижении между ними договорённости о готовности проекта к утверждению. Утверждение проекта планировки и архитектурно-строительного проекта является обязательным условием для получения, в соответствии с положениями Кодекса, разрешения на строительство. Строительство по не утверждённому проекту является административно наказуемым деянием (не относится к возведению, устройству объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство, указанным в Кодексе). Автор проекта имеет право обоснованно отказаться от утверждения проекта вместе с одновременным отказом от авторства проекта, если заказчиком, любым способом, внесены в проект изменения, с которыми автор не может согласиться, и договоренность о готовности проекта к утверждению не достигнута. В случае юридически зафиксированного обоснованного отказа автора от утверждения проекта (от авторства), но при утверждении проекта заказчиком – не может быть получено разрешение на строительство, пока заказчик не найдет согласного взять на себя авторскую ответственность и авторские обязанности другого аттестованного (зарегистрированного) автора- архитектора с заключением нового договора авторского заказа. Для оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – схема аналогична. 7. Проект планировки и архитектурно-строительный проект имеют кроме технической, творческую составляющую проектирования. 7.1. Творческая составляющая проектирования, является компетенцией автора проекта – архитектора, следствием и целью его профессионализма. Итогом наличия творческой составляющей проектирования может быть применение к реализованному проектупостроенному объекту термина «произведение архитектуры (искусства)». 7.2. Наличие и степень творческой составляющей стимулируется заказчиком проекта с учётом его потребностей, выраженных в задании на проектирование, создаётся талантом, трудом и авторской ответственностью автора проекта – архитектора и инженера14
строителя, в процессе рабочих, деловых отношений между заказчиком и автором во взаимодействии с другими участниками проектирования. 7.3. Критерий творческой составляющей проекта должен стремиться к достижению максимально возможной степени культурно- общественной (эстетической, утилитарной, социальной, экологической, технологической, инженерной и прочей) ценности создаваемого объекта, исходя из долговечности предполагаемого существования объекта и его интеграции в культурную, природную, историческую среду обитания и жизнедеятельности, как потенциального произведения архитектуры. 7.4. Творческие разногласия автора-архитектора и заказчика, в случае их возникновения в процессе проектирования (до утверждения проекта), не подлежат рассмотрению какихлибо судов, или директивных органов (советов). 7.5. Декларации, высказывания от кого бы то ни было, содержащие оценку проекта по критерию творческой составляющей, а также на тему наличия или отсутствия культурной ценности созданного объекта, возможности его отнесения к понятию «произведение архитектуры, (искусства)», базирующиеся на отдельных субъективных оценках – не могут являться основанием претензий или преференций, влекущих юридические последствия в отношении автора и (или) заказчика проекта, однако такие высказывания в не категоричной форме являются нормальным процессом культурного обмена мнениями при соблюдении права свободы творчества и свободы предпринимательства. 7.6. Культурная ценность реализованного объекта (объекта капитального строительства, объекта ландшафтной архитектуры, комплекса объектов, архитектурно-планировочного ансамбля, объекта уличного дизайна и благоустройства, объекта интерьерного дизайна), возможность применения к нему понятия «произведение архитектуры» определяется только совокупной общественной оценкой в долгосрочной временнОй перспективе его существования, функционирования и эксплуатации. 8. Лучшим методом выбора проектного решения для реализации и выбора автора такого проектного решения является публичный конкурс архитектурных проектов (решений, идей, концепций, предпроектных предложений) на лучшее проектное архитектурно(-планировочно)е решение. Конкурсные проекты оцениваются компетентным независимым общественным жюри с участием профессионаловпроектировщиков и заказчика, с целью определения относительно лучшего проектного архитектурного решения, в том числе с оценкой долженствующего наличия творческой составляющей проекта. В случае дальнейшей реализации выставленного на конкурс объекта (освоения участка застройки) заказчик обязан заключить договор на проектирование с автором проекта- победителем конкурса. 8.1. В случае выбора заказчиком автора проекта без проведения публичного конкурса архитектурных проектов в ситуациях, когда такое его право не ограничено внешними специальными условиями (см. еще п. 11) – никакой общественный орган, («архитектурный, градостроительный совет»), а также никакое другое собрание, персона, специальная комиссия, орган (представитель органа) власти, официальное лицо (в том числе органы и лица, инициативно привлекаемые автором и заказчиком проекта) – не имеют права директивно констатировать (кроме официальных заключений экспертизы о наличии нарушения регламентов безопасности) пригодность или 15
непригодность для реализации заказанных проектов планировки и архитектурностроительных проектов, выполненных автором в соответствии с заданием на проектирование и с соблюдением всех установленных для территории регламентов. Проверка на соответствие регламентам осуществляется соответствующим уполномоченным органом при выдаче разрешения на строительство. 8.2. В случае выбора исполнителя (поставщика услуг) - проекта планировки и (или) архитектурно-строительного проекта на тендерных торгах – не допускается проведение торгов между несколькими претендентами на получение проектного заказа без предварительного проведения публичного конкурса на лучшее проектное архитектурно-планировочное решение (конкурс архитектурных проектов) между претендентами с оценкой конкурсных проектов жюри. Проекты и их авторыпроектировщики, признанные по результатам конкурса лучшими, должны иметь существенный изначальный гандикап при проведении тендерных торгов. 8.3. Порядок проведения публичных конкурсов архитектурных проектов, включая формирование жюри конкурса, устанавливается местными администрациями на подведомственной территории которых предполагается реализовать проект, на основе рекомендаций, разработанных общественными, профессиональными организациями проектировщиков и их объединений, в том числе на основе стандартов, установленных Российской палатой авторов-архитекторов и рекомендаций Международного союза архитекторов. 9. В целях регулирования процессов: - разработки (в том числе заданий на разработку и заказа) и утверждения: Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий, Документов градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования и подготовки Правил планировки, землепользования и застройки территорий - ППЗЗ (зонирования и межевания с установлением градоустроительных регламентов), проектов планировки (по государственному, муниципальному заказу); - выдачи правообладателям земельных участков, застройщикам (в том числе для разработки проектов планировки) документа «Градоустроительный план земельного участка (документа- выписки из ППЗЗ для конкретного участка (территории) с указанием установленных для территории зон градоустроительной регламентации и регламентов планировки, землепользования и застройки); - выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию; - ведения информационных систем обеспечения деятельности по планированию развития территорий (ИСОДПРТ) – в местных администрациях и в администрациях субъектов федерации должны создаваться государственные, муниципальные органы регулирования вопросов планирования развития и инфраструктуры территорий (без употребления слов «архитектура» и «градо(устройство)строительство» в наименованиях таких органов, но их руководители обязаны иметь профессиональное образование городского планировщика- урбаниста). 16
9.1. Разработка Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий, Документов градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования осуществляется временными комплексными проектными коллективами по заказу администраций субъектов федерации и местных администраций в соответствии с положениями Кодекса развития территорий и действующего законодательства РФ. В состав комплексных коллективов могут включаться конкретные специалисты и специалисты любой профессиональной специализации, требующиеся для учета местной специфики. 10. В муниципальных образованиях, по усмотрению их администраций, могут создаваться общественно-профессиональные Советы по градоустройству (урбанистике, городскому планированию), которые могут состоять как из местных, так и не местных приглашенных специалистов. Обязанностью таких советов должно быть рассмотрение проектов заданий на разработку Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий, Документов градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования, а затем и разработанных проектных материалов на предмет их соответствия заданиям на проектирование, их качества, а также принятие решений о необходимости (или отсутствия такой необходимости) осуществления экспертизы содержательной части проектов – до утверждения проектов в соответствии с положениями Кодекса. 10.1. Деятельность Совета по градоустройству является заменой (альтернативой) проведения публичных слушаний по вопросам рассмотрения проектов Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий и текстовой части Правил планировки, землепользования и застройки, но не проектов Карт градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования территорий. Карты с установлением для конкретных зон градоустроительных регламенов с межеванием территорий под участки зон – подлежат вынесению на публичные слушания в обязательном порядке. Публичные слушания не являются формой голосования, а есть временной процесс – способ обсуждения и фиксации предложений и замечаний для принятия окончательных решений проектировщиками и заказчиками документации. Целесообразно не ограничивать участников публичных слушаний только «местными», приглашать к участию в слушаниях всех желающих, в том числе незаинтересованных сторонних профессионалов. Отчет по результатам публичных слушаний и задание (при необходимости) проектировщикам о доработке Карт градоустроительной регламентации, градоустроительного зонирования формируется специальной представительной комиссией. 10.2. В случае одобрения проектов Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий официально созданным Советом по градоустройству субъекта федерации, муниципального района, сельского, городского поселения (городского округа) и их согласования (в том числе с вышестоящими органами власти) в установленном Кодексом порядке – проведение отдельной специальной экспертизы проектов этих документов– не требуется. 10.3. Состав Совета по градоустройству и Комиссии по проведению и подведению итогов публичных слушаний формируется властными администрациями и органами местного самоуправления с обязательным участием Российской палаты авторов-архитекторов и 17
профессиональных объединений проектировщиков- городских планировщиковурбанистов, независимо от территориальной «приписки» назначаемых членов совета и комиссии. 10.4. При создании Совета по градоустройству административно-территориальной единицы и при наличии местных государственных, муниципальных органов регулирования вопросов планирования развития и инфраструктуры территорий – существование административной должности «главный архитектор» (города, территории) – нецелесообразно, либо она должна быть заменена должностью (внештатного) председателя Совета по градоустройству субъекта федерации, муниципального района, сельского, городского поселения (городского округа). 11. Совет по градоустройству (урбанистике, городскому планированию) субъекта федерации, муниципального района, городского, сельского поселения (городского округа), применительно к отдельным проектам планировки территории и к архитектурно-строительным проектам (объектов капитального строительства, объектов ландшафтной архитектуры, комплекса объектов, архитектурно-планировочных ансамблей, объектов уличного дизайна и благоустройства), которые при рассмотрении и обсуждении Советом проектов Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий, выявлены, как имеющие повышенную градоустроительную значимость – обладает правом обязывать заказчиков (застройщиков) таких объектов и проектов устраивать публичные конкурсы архитектурных проектов, или предлагать организовать такой конкурс местной администрации с целью выбора относительно лучшего проектного архитектурного решения и его автора для разработки и реализации проекта по результатам конкурса. 12. Авторские права архитектора на проект, подлежащие защите законодательством РФ, должны состоять из: 12.1. - получения автором (авторами) вознаграждения- гонорара от заказчиказастройщика за использование проекта для его реализации (после завершения строительства) – предусматривается при заключении договора на проектирование сверх стоимости проектных работ и авторского надзора; 12.2. - права вето на реконструкцию без согласия и участия автора(ов), возведённого по его проекту объекта; 12.3. - права вето на повторную реализацию проекта без согласия и без участия его автора(ов); 12.4. - обязательное согласие и указание автора (авторов) при публикации проекта (не реализованного объекта) или его частей, а также: - указание автора (авторов) при изображении объекта, возведённого по проекту автора (в случае наличия при изображении наименования объекта) – в любых ситуациях и изданиях, в том числе в СМИ. 12.5. Авторское право на проект возникает в момент первой, согласованной с автором, или инициированной автором официально зафиксированной авторизованной публикации проектов, проектных и предпроектных проработок любого содержания и вида, и любого авторства – как аттестованного (зарегистрированного) архитектора, так и не 18
аттестованного лица. В случае отсутствия публикации авторское право автоматически возникает в момент утверждения проекта его заказчиком. В целях предупреждения несанкционированного автором использования заказчиком разработанных авторских идей в ситуациях, когда отношения между ними разрываются по какой-либо причине до момента утверждения проекта заказчиком, автор обладает правом публикации проекта в любой момент (в объеме, не допускающим разглашения коммерческих и частных тайн заказчика). Для обеспечения авторизованных публикаций проектов Палата архитекторов, либо другой профессиональный орган должны содержать специальное официальное издание (интернет-ресурс). Следующие положения целесообразно вывести за рамки Кодекса развития территорий и отразить в местном законодательстве о порядке осуществления строительства: 13. Утверждённый заказчиком и автором проект планировки и (или) архитектурностроительный проект (объекта капитального строительства, объекта ландшафтной архитектуры, комплекса объектов, архитектурно-планировочного ансамбля, объекта уличного дизайна и благоустройства, объекта интерьерного дизайна) предоставляет автору проекта право требовать полного соблюдения проекта при его реализации, в порядке осуществления авторского надзора за строительством (реализацией проекта), обращаться в специальные уполномоченные органы для принуждения застройщика к соблюдению проекта. Застройщик по согласованию с автором и заказчиком имеет право вносить изменения в техническую часть проекта в процессе строительства, не ухудшающие параметры безопасности. 13.1. При оформлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме соответствующих заключений уполномоченных органов, требуется согласие автора, застройщика и заказчика (с учётом наличия страхования рисков ошибок автора, застройщика и наличия гарантии от застройщика – см. еще п.14). До выдачи согласия на ввод объекта в эксплуатацию автор имеет право требовать устранения выявленных нарушений утверждённого проекта, исходя из принципов авторской ответственности. В случае доказательного несоблюдения утверждённого проекта, которое невозможно исправить, автор имеет право отказать в выдаче согласия на ввод объекта в эксплуатацию и полностью или частично отказаться от авторства и авторской ответственности за результат строительства (реализации проекта). 13.2. Застройщик несёт отдельную уголовную ответственность за соблюдение при возведении объекта, предусмотренных утверждённым для реализации проектом, технических параметров и технологий, влияющих на безопасность объекта. 13.3. Автор и застройщик имеют право задержать своё согласие на приёмку объекта в эксплуатацию в случае юридически подтверждённого несоблюдения заказчиком договорных обязательств финансово-материального характера. 13.4. Окончательное решение о возможности ввода объекта в эксплуатацию принимает уполномоченный орган власти. 14. Страхование рисков ошибок проекта является предметом договора между заказчиком и автором проекта, за исключением последствий несоблюдения регламентов по безопасности. Последствия несоблюдения регламентов по безопасности влекут 19
уголовную ответственность всех участников процесса, включая заказчика и экспертов (если экспертиза была проведена). 14.1. Страхование осуществляется применительно к рискам технических ошибок (причинения вреда заказчику), выявленных в процессе строительства и (или) эксплуатации объекта. Страхуется риск выявленных ошибок, заложенных в проект вследствие недоработки проектировщика (риски ошибок проекта), а также риск непродуманных решений вне содержания проекта, примененных застройщиком (риски ошибок при реализации проекта), которые возможно исправить в процессе строительства и (или) эксплуатации за счёт дополнительных расходов, покрываемых страховыми выплатами страховщика. Страхователями являются совместно автор, заказчик и застройщик. Размер страховой выплаты и соответствующий ей страховой взнос выбираются по договоренности автора и заказчика, и отдельно заказчика и застройщика. Страховой взнос включается в договорную цену работ отдельно для проектных работ и отдельно для строительных работ. Застройщик обязан предоставлять также гарантию заказчику и автору проекта на устранение недоделок (несоответствий проекту), выявленных после ввода объекта в эксплуатацию. Разумеется, все вышеизложенное подлежит переложению на канцелярский язык правового акта. Предлагаемая последовательность (если невозможна одновременность) правки и принятия законов: а) Технические регламенты по безопасности объектов строительства. б) Закон о Российской Палате архитекторов (физических лиц) с внесением правок в Гражданский кодекс и с отменой Закона об архитектурной деятельности. в) Закон о строительной деятельности (включая вопросы саморегулирования). г) Кодекс развития территорий взамен Градостроительного кодекса с внесением правок в Земельный кодекс. д) Разработка региональных и местных Нормативов подготовки документов развития территорий (НДРТ), в том числе: Схем, расчетов и сценариев планирования развития территорий; Правил планировки, землепользования и застройки; разработки проектов планировки – с корректировкой полномочий органов местного самоуправления и региональной власти, возможно с ревизией подведомственных им территорий. е) Корректировка законов и кодексов о ценных сельхозугодьях, о лесах, о водах, об особо охраняемых природных территориях, об объектах культурного наследия. ж) Внесение дополнений в Конституцию РФ о необходимости наличия и соблюдения документов планирования развития территорий РФ. Автор – Борознов Александр Алексеевич, архитектор (член СМА, автор различных проектов), урбанист, публицист 20
a.boroznov@gmail.com тел.(+7) 985 969 9261 21
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв