МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА
__________________________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра новых медиа и теории коммуникации
Арт-терапия: социальное программирование языком плаката
Работа
студентки V курса (гр. 502)
САПОЖНИКОВОЙ Е. О.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ –
доцент,
кандидат филологических наук
ЗАСУРСКИЙ И. И.
Москва – 2014
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
История создания организации Loesje…………………………………………..4
Основной
принцип
работы
Loesje
как
метод
социального
программирования………………………………………………………………...5
Заключение……………………………………………………………………….10
Список используемых источников……………………………………………..11
2
Введение
В основе моей работы лежит анализ деятельности международной
организации Loesje, которая отстаивает свободу слова посредством создания
плакатов с оригинальными слоганами. Однако по двум причинам особое
внимание я хотела бы уделить конкретно польскому отделению этой
организации. Во-первых, ее участники действуют куда более активно,
нежели их иностранные коллеги; во-вторых, моим основным увлечением (как
научным, так и чисто житейским) является польская культура, история,
журналистика и, как следствие, социальные проблемы, встающие перед
гражданами этой страны.
Может ли плакат стать методом социального программирования?
Безусловно. Если говорить конкретно о плакатах Loesje, то основным их
орудием является слово, а не образ - их стиль крайне минималистичен: на
белом фоне черным шрифтом наносится слоган и логотип организации с
контактными данными. На мой взгляд, само слово работает сильнее
изображения – удачный слоган или игра слов оседает где-то в глубине
сознания и начинает работать как установка. Мои догадки подтверждает
Олег Матвейчев, автор книги «Уши машут ослом. Современное социальное
программирование»:
«Как
и
в программировании
компьютерном,
в
социальном программировании есть язык и для составления программ.
Только он гораздо сложнее компьютерного, и, пожалуй, главный язык
социального программирования — сам естественный язык. Ведь именно
слова языка вызывают в сознании те самые стереотипы»1.
В основном, такой тип программирования используется в рекламе,
когда ты произносишь слово, а мозг следом воспроизводит слоган. Однако
организация
Loesje
стремится
не
засорить
человеческое
сознание
информационным мусором, а создать позитивные жизненные и социальные
1
Матвейчев О. А. «Уши машут ослом. Современное социальное программирование»:
http://www.matveychev.ru/files/ushi2.pdf, стр. 144
3
установки: быть добрее к людям вокруг тебя, чаще улыбаться, уважать права
других и тому подобное. Такая «арт-терапия» кажется мне очень важной –
особенно в нынешних условиях мультикультурализма.
История создания организации Loesje
Loesje была создана группой голландских активистов в городе Арнем
24 ноября 1983 года. Идея заключалась (и заключается до сих пор) в том,
чтобы
нести
в массы
творчество, позитивную
критику различных
социальных явлений, философские мысли и размышления об актуальных
событиях. Короткие слоганы помещаются на плакатах и подписываются
условным голландским именем Loesje (произносится «Люше»).
На сегодняшний день активисты Loesje работают в 282 странах мира. В
период с 2005 по 2013 год международная штаб-квартира Loesje
располагалась в Берлине, но в этом году они переехали обратно в родной
Арнем.
Поскольку я хотела бы конкретнее остановиться на деятельности
польских активистов, нельзя не сказать пару слов о работе Loesje в Польше.
На сайте3 польского отделения организации написано, что информация о
Loesje появилась в Польше в начале 90-х годов, а первая публикация на
польском языке была выпущена в городе Кельце в 2006 году. Сейчас
наиболее активно работает варшавская группа, однако ее члены также
проводят семинары во Вроцлаве, Кракове, Быдгоще, Познани, Щецине и
Гданьске.
2
3
http://www.loesje.org/groups
http://www.loesje.pl/index.php/o-loesje
4
Основной принцип работы Loesje как метод социального
программирования
В какой момент просто группа людей с добрыми намерениями
становится организацией? На мой взгляд, тогда, когда они вырабатывают
четкие правила и принципы своей деятельности. Казалось бы, какие могут
быть правила при создании плаката: однако у Loesje они существуют и
конкретно прописаны в инструкциях, рассылаемых главам представительств
в разных странах. Loesje даже выпустили специальную брошюру4 на
нескольких языках для тех, кто хочет присоединиться к организации. В ней
подробно описывается то, как должны выглядеть плакаты, какими должны
быть слоганы, как расклеивать плакаты в городе и многое другое.
Плакаты Loesje должны отстаивать такие ценности, как свобода
выражения мнения, свобода слова, толерантность, позитивная критика,
стремление к миру и независимости. Ни в коем случае не должны
создаваться слоганы, указывающие людям, как они должны думать или
поступать.
Как пишут польские активисты Loesje на своем сайте, основной
задачей каждого члена организации является «побуждение людей к
рефлексии, к желанию мыслить креативно», а также «влияние на ближайшее
окружение»5. Тексты для плакатов создаются и утверждаются на семинарах
(самостоятельно выпускать плакаты, конечно же, не запрещено – это
противоречило бы принципу свободы слова Loesje, однако самодеятельность
не одобряется). В этом есть смысл, потому что коллективное сознание в
данном случае работает лучше и эффективнее, чем индивидуальное.
Зачастую только во время мозгового штурма можно создать по-настоящему
мощный и броский слоган.
4
5
http://www.loesje.org/handbook
http://www.loesje.pl/index.php/o-loesje
5
Почти все вышеуказанные характеристики и требования, по сути,
лежат в самом понятии плаката. Одним из определений по Большой
Советской Энциклопедии является следующее: «Плакат (нем. Plakat, от
франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать)
– единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное)
изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги),
выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных
целях. <...> Плакат должен восприниматься на большом расстоянии,
выделяясь среди других источников информации. Чтобы привлечь внимание
и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном
направлении сознание и волю к действию, плакат использует ряд
специфических художественных средств. <…> Важную роль в плакате
играет
характер
шрифта
и
расположение
текста,
яркое
условное
декоративное цветовое решение»6. То есть мы можем вычленить ряд
«ключей» из этого определения, которые характеризовали бы плакаты Loesje:
большой формат, лаконичность контента, наличие какой-либо цели,
использование шрифта в качестве художественного средства. В наши дни в
дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную
формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и
конкретных действий»7. Думаю, что основной деталью плакатов Loesje
является именно мысль, заряженная в лаконичный слоган. Как раз в этом
случае отсутствие ярких изобразительных элементов играет на руку авторам:
плакат будто «выстреливает» в зрителя ясной и очищенной от всяческой
шелухи идеей, которая впоследствии остается в сознании, развивается и
адаптируется.
Безусловно, при создании социального плаката неплохо бы опираться
на какие-то данные и исследования. Профессор кафедры социологии
культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ Минина Вера
6
7
http://slovari.yandex.ru/плакат/БСЭ/Плакат/
http://kak.ru/magazine/16/a293/
6
Николаевна в своей работе «Методы социального программирования»
пишет: «Решение социальных проблем программным способом предполагает
наличие развитой методологической и методической базы системного
исследования общества и отдельных его структурных образований»8. В
Loesje работают совершенно обычные люди без специализированных знаний,
однако они ориентируются на актуальные проблемы. Польское отделение
организации поддерживает правительство Варшавы, а значит, есть своего
рода социальный заказ. К тому же, наверняка правительственные ведомства
предоставляют Loesje результаты исследований польского населения.
Например, в июле 2009 года было выпущено несколько плакатов,
призывающих быть дружелюбными по отношению к вьетнамцам – в 2000-х
годах эмигрантов этой страны стало в Польше особенно много. Слоганы на
плакатах гласили: «Вьетнам лежит на правом берегу Вислы»9, «Люби
вьетнамцев, как они тебя»10 и т. п.
Но все же члены Loesje в большинстве случаев сам выбирают
актуальную проблему и разрабатывают плакаты со слоганами, которые могут
помочь разрядить обстановку в обществе, вызвать улыбку у жителей
мегаполиса. Ярким примером может послужить ряд плакатов, направленный
на то, чтобы люди сфокусировались на своей реальной жизни и проводили
меньше времени в Интернете. Среди них: «Смотри сквозь окна, а не
windows’ы»11, «Интересно, что ты думаешь – у тебя есть для этого больше,
чем 140 символов»12, «В реальности у меня есть всё лицо, а не только
профиль»13. Или же довольно провокационный (особенно для католической
Польши) плакат «Гомофобия / Стыдится ли Папа своей любви к Богу»14.
Поляки очень гордятся тем, что у них есть свобода слова (в том объеме,
8
http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/images/referat/a608.pdf
http://www.loesje.org/files/posters/big-PLpl0907_5.jpg
10
http://www.loesje.org/files/posters/big-PLpl0907.jpg
11
http://www.loesje.pl/images/stories/plakatypdf/Miasto_mysli/Patrz_przez_okna.pdf
12
http://www.loesje.pl/images/stories/plakaty/2014/Ciekawi_mnie.pdf
13
http://www.loesje.org/files/posters/big-PLpl1006_1.jpg
14
http://www.loesje.org/files/posters/big-PLpl0909.jpg
9
7
который может позволить себе государство), но буквально еще десять лет
назад такой плакат вызвал бы шквал критики. В последние годы тема
гомосексуальности обсуждается почти свободно, молодые режиссеры
снимают все больше фильмов о проблеме гомофобии в современном
обществе (например, фильм Малгожаты Шумовской «Во имя» и картина
«Плывущие небоскребы» Томаша Василевского). Думаю, что плакаты Loesje
тоже являются частью этой новой социальной программы, направленной на
борьбу
с
проявлениями
агрессии
по
отношению
к
сексуальным
меньшинствам.
Как видно по польскому сообществу, с каждым месяцем к Loesje
присоединяется все больше и больше активистов. Работает простой
механизм: лаконичный слоган, увиденный где-то на улице, западает в голову,
а вместе с ним – логотип Loesje. Современный человек сразу же загуглит
«кодовое слово» и узнает много интересного о самой организации. Все же
положительный пример не менее заразителен, чем дурной. Так было и со
мной: первый слоган Loesje «Сознание / открыто 24 часа» я увидела во
время вечерней пробежки по тихому району Варшавы, сфотографировала
надпись на телефон и дома стала искать информацию об авторе.
Польское представительство Loesje работает намного прогрессивнее
своих иностранных коллег (и это я не беру в расчет Россию, где Loesje
просуществовала сравнительно недолго и весьма вяло). Помимо разработки
плакатов, активисты протолкнули идею простых и добрых слоганов в
правительство, и варшавская администрация не только дала разрешение, но и
профинансировала нанесение граффити с избранными плакатами на стены
домов15. Всего было сделано четыре граффити в районе Прага Полудне:
«Сознание / открыто 24 часа», «Сделай кому-нибудь хороший день», «С
точки зрения Млечного пути / мы все из провинции» и «Первый шаг редко
бывает назад».
15
http://www.loesje.pl/index.php/dzialania/murale
8
Еще одним показателем эффективности работы Loesje в Польше стал
тот факт, что активисты стали выпускать и успешно продавать продукцию со
своими слоганами: открытки, значки и футболки16. Стоит отметить, что
польские активисты первыми продвинули идею с футболками – такого до сих
пор нет в группах Loesje в других странах.
На мой взгляд, инициатива Loesje стала для поляков (особенно для
жителей Варшавы) не только методом создания ряда положительных
социальных установок, но и своего рода позитивным флешмобом. Многие
после того, как увидели плакат со слоганом Loesje, начинают с азартом
«коллекционировать»
их;
некоторые
даже
выкладывают
фотографии
плакатов в городской среде на свои странички в социальных сетях. Если
приводить подобный пример в России, мне в голову сразу приходит история
с акцией активиста Ивана Митина «Стих в кармане»17. Ребята выбирали
стихи из русской классики, печатали на карточках небольшого формата
(примерно размером с карман пиджака), ламинировали и оставляли их в
общественных местах: на лавочках в парке, около памятников, на сиденьях в
метро. Нашедший такой стих мог забрать его и положить в карман. По сути,
та же арт-терапия, что и плакаты Loesje, только немного в другом
направлении и с менее четким обозначением целей.
16
17
http://koszulkowo.com/producenci/loesje-polska
http://stih-v-karmane.livejournal.com/
9
Заключение
Мое
небольшое
программированием
исследование
могут
показало,
заниматься
не
что
только
социальным
государственные
учреждения, но и свободные творческие организации. Плакаты Loesje –
пример эффективной работы арт-группы над созданием положительных
социальных установок. По моему мнению, Loesje убивает сразу двух зайцев:
воздействует на основную массу людей и одновременно вовлекает их в
творческий процесс. Такого рода «цепная реакция» снимает часть
общественного напряжения и позволяет активным гражданам пускать свою
энергию в полезное русло. Основное внимание я уделила анализу польского
представительства организации Loesje – объем проделанной ими работы
поражает
и
вызывает
правительству,
которое
уважение.
Надо
поддерживает
отдать
эту
должное
социальную
польскому
инициативу:
предоставляет пространство для творчества, финансовую поддержку и
площадки для выставок с избранными плакатами.
Арт-терапия Loesje – это желание нести в мир «разумное, доброе,
вечное», которое помогает обществу адаптироваться к встающим перед ним
проблемам.
Окунувшись
сожалению,
что
в
в
опыт польских
российских
условиях
активистов,
подобная
я
искренне
инициатива
не
жизнеспособна – по крайней мере, на данном этапе развития нашего
гражданского общества.
10
Список используемых источников
1.
Матвейчев О. А. Уши машут ослом. Современное социальное
программирование: http://www.matveychev.ru/files/ushi2.pdf
2.
Большая Советская Энциклопедия 1969 – 1978:
http://slovari.yandex.ru/плакат/БСЭ/
3.
Журнал о мировом дизайне «КАК»: http://kak.ru/magazine/16/a293/
4.
Минина В. Н. Методы социального программирования: Учебное
пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999; цитирование по
сайту: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-3854/images/referat/a608.pdf
5.
Сайт международной организации Loesje: http://www.loesje.org/
6.
Сайт польского отделения Loesje: http://www.loesje.pl/index.php
7.
Архив плакатов международной организации Loesje:
http://www.loesje.org/posterarchive/advanced
8.
Архив плакатов польского отделения Loesje:
http://www.loesje.pl/index.php/plakaty
9.
Избранные слоганы Loesje на английском языке:
http://en.wikiquote.org/wiki/Loesje#2013
10.
Живой Журнал группы «Стих в кармане»: http://stih-v-
karmane.livejournal.com/
11
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв