Т. С. Постарнак
Челябинский государственный институт культуры
Научный руководитель: Матвеева И. Ю., к. п. н., доцент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ВЫБОР СЕТЕВЫХ
СООБЩЕСТВ
BIBLIOGRAPHIC INFORMATION: SELECTION OF NETWORK
COMMUNITIES
Аннотация: в данной статье рассмотрена возможность и
перспективы использования рекомендательной библиографической
информации на социальных платформах Интернет-ресурсов
Ключевые слова: контент, интернет-ресурсы, библиографическая
информация
Abstract: The possibility and prospects of using advisory bibliographic
information on social platforms of Internet resources were inspected in this
research article
Key words: content, Internet resource, bibliographic information
Интернет – активно растущая маркетинговая среда с перспективной и
качественной аудиторией, открытая как для крупных корпораций, так и для
представителей
малых
государственных
учреждений.
Он
обладает
высоким уровнем интереса для пользователей, поскольку ему присуща
скорость смены контента и высокая быстрота изменения правил и трендов
ведения и использования информации. Так, во время становления
Интернет-ресурсами
могли
компьютерная
«богема);
программного
обеспечения
в
полной
сейчас
позволяет
мере
напротив,
пользоваться
только
совершенствование
пользоваться
интерфейсом
в
различных целях от школьника до коллективных пользователей крупных
коммерческих компаний. [3, с. 45]
Интернет не перестает быть ресурсом для оперативного поиска
необходимой информации. Создание социальных сетей повлияло на
изменение структуры и содержания деятельности профессиональных
субъектов социума и изменило жизнь отдельного человека. Благодаря
коммуникационным возможностям Интернета. Сложилась третья группа –
субкулътурное сообщество пользователей Интернет, для которых сеть – не
вспомогательный инструмент деловой активности, а жизненная среда, с
которой связаны жизненные смыслы личности, место самореализации
человека.
В настоящее время, существует ряд веских доводов и научных
публикаций, описывающих отрицательные стороны интернет-ресурсов.
Практически безнадзорная «информационная вседозволенность» позволяет
непрофессионалу вести «блоги» на серьезные тематики, некомпетентным
пользователям заниматься коммерческим консультированием или даже
запрещенной
деятельностью,
пространстве
(экстремистская
находясь
«инкогнито»
деятельность,
«постинг»
в
сетевом
материалов,
содержащие порнографию и психологическое, физическое насилие над
людьми). Рядовой субъект может выступать в роли редактора интернетэнциклопедии «Википедия», осваивая научную коммуникацию.
В Интернете много ложной или ненужной информации (контекстная
или «обязательная» реклама). Весомым «минусом» сети можно считать
«интернет-зависимость»,
понятие
которой
уже
сформулировала
психология. Исследователи описывают в своих работах пагубное влияние
ресурсов Интернет на сознание и психическое здоровье человека.
С другой стороны, если рассматривать возможности Интернета «во
благо», то стоит остановить свое внимание именно на таких ресурсах
Интернета,
как
социальные
платформы.
Специалисты
SocialMediaMarketing (SMM) единогласно говорят о том, что «Интернет –
это клуб для всестороннего, безгранично открытого общения; средство
реструктуризации общества и основных сфер общественной жизни
(экономики, науки, политики)». [4, с. 280].
Социальные сети позволяют повышать личностную социальную
мобильность
пользователей,
создавать
новые
модели
поведения,
способствовать саморазвитию человека и популяризации какой-либо
деятельности. Проиллюстрировать выше сказанное можно на примере
конкретных социальных «площадок». Для примера возьмем две самые
популярные социальные платформы, контент в которых может создавать
любой интернет-пользователей. Так, по данным аналитиков маркетинговой
компании «Mediamix» охват пользователем сети «Instagram» в начале 2018
года превысил один миллиард. [7].
То
есть
одна
периодичностью
седьмая
«делится»
часть
населения
фото-контентом
земли
различной
с
разной
цели
и
направленности. Социальной сетью «ВКонтакте» пользуются более 460
миллионов людей. [2].
Данная платформа менее популярна, но имеет большие возможности
«интерфейса»
(моя
страница,
моя
музыка,
мои
документы,
мои
аудиозаписи, мои видеозаписи и т. д.) и функционала (создание,
распространение и продвижение всех форм информации).
Так,
можно
персональные
публицистов,
сказать,
сайты,
ученых,
что
живые
интернет-пользователям
журналы
писателей,
политических
часто
интересны
деятелей
и
предусматривающие
интерактивный контакт с аудиторией, который не всегда возможен в
«оффлайне». Некоторые пользователи предполагают, что в будущем
Интернет может стать универсальным хранилищем знаний при условии
контроля качества и достоверности информации в нем.
В настоящее время, превалирует тенденция личностного развития и
постоянного самосовершенствования пользователей в сети. Что, в свою
очередь,
породила
снижение
спроса
среди
интернет-пользователей
наинформацию развлекательного характера.
Обороты стал набирать
научно-популярный и образовательный контент.
Британский экономист Кейнс Джон Мейнард перефразировал «Закон
Сэя» в самую известную его форму — «спрос рождает предложение». Так,
опираясь на данный закон, можно сказать, что smm-специалисты
модераторы
медиа-сферы
формируют
именно
ту
среду,
и
которую
«запрашивает» потребитель. Если интернет-пользователю интересен
интеллектуальный, а главное уникальный, контент, то условный «заказчик»
хочет его и получить. [7].
Иллюстрацией
последнего
можно
представить
публикации
в
социальных сетях, где представлены перечни литературы, музыки,
фильмов
иполезных
советов
по
тематике.
Актуальность
и
востребованность данных «подборок» можно проследить по количеству
интернет-запросов, «ретвитов», «репостов», «лайков» и просмотров.
Форма представления и предоставления информации не относится к
новаторским видам – список, где позиции расположены в определенной
логике и последовательности.
Уникальность контента заключается в другом. Люди обычно не
думают как о том, что они подвержены мощному воздействию со стороны
Интернета. Постоянное рвение к информации и опыту воспринимается как
обычное
времяпрепровождение
человека.
И
задача
грамотных
«информационщиков» не препятствовать, а использовать тягу к получению
знаний.
Использование информационных «подборок» и рейтингов дает
возможность человеку овладеть полезным для него лично контентом при
максимально небольшой затрате времени.
Джоанна Бранди характеризует эту культурную особенность так:
«Пользователь рыщет по Интернету», постоянно шепчет: «Скорей! Скорей!
У меня совершенно нет времени!». Из этого следует, что в процессе работы
в Интернете для пользователей главное – время нахождения, удобство
использования и точность информации. Тематические подборки в
социальных сетях и интернет-издания соответствуют выше описанным
критериям. [5, с. 183].
Еще
в
начале
Пойтеровского
2000-х
института
годов
выявила,
исследовательская
что
большинство
программа
опрошенных
регулярно читают онлайновый контент и испытывают страх «пропустить
что-то
значительное».
Современный
же
«читатель»
еще
более
восприимчив к подобным страхам и уместно говорить о ненасытности
потребности к информации. [5, с. 248].
Среди многообразия наполнения социальных сетей, где публикуется
фото-, видео- и аудио контент, попадается информация, природа которой
является библиографической. Сюда относятся «подборки», рейтинги,
«списки»
интересных
книг,
фильмов,
музыкальных
произведений,
литературно-критических материалов или даже веб-сайтов. То есть
объектами может быть различная информация.
Для
того
чтобы
нам
понять,
что
информация
является
библиографической, необходимо обратиться к определению понятия в
ГОСТ 7.0 – 99.
Библиографическая информация – это информация о
документах, необходимая для их идентификации и использования. Таким
образом, через медиа-контент в социальных сетях эффективно реализуется
функция трансляции определенной информации (продвижение книг,
опубликованных документов, электронных ресурсов и т. д.). В свою
очередь, социальные платформы интуитивно его заимствуют и размещают,
не
осознавая,
что
природа
данной
информации
является
библиографической. Данный контент пользуется спросом. Примером
является большое количество «лайков», «просмотров», «репостов» и
«ретвитов, как желание пользователей сохранить и в дальнейшем
использовать данную информацию. [1].
Не смотря на это, потребляемая информация является вторичной, т. е.
библиографической.
Из этого следует, что библиографическая информация давно вышла
за рамки библиотек и деятельности с ними связанной.
В своем исследовании мы ставим цель показать преимущества
подобного
размещения
вторичной
информации,
а
вследствие
и
популяризации книги и чтения и увеличение интереса к деятельности
библиотек.
Тематические подборки, о которых говорилось ранее, не имеют четко
очерченную целевую аудиторию. Так, разного вида пользователи «сидят» в
тематических сообществах «Литература», «Образовательный журнал со
вкусом», «Интересные факты», «Источник знаний», «МХК» и другие, и
разная целевая аудитория имеет спрос на желание смотреть лучшие
экранизации книг и первыми узнавать о всего девяти книгах, способных
повлиять на наш интеллектуальный уровень. Так и с информацией в
Интернете.
Пользователи Интернета выбирают, какую информацию они хотят
получать. Они также выбирают и того, от кого они хотели бы получать
информацию. Кроме того, они сами могут распространять информацию
(«ретвиты», «репосты»), вследствие чего она станет доступной миллионам
людей по всему миру.
Когда у пользователей возникает желание удовлетворить свои
немедленные потребности, они переходят со страницы на страницу, с сайта
на сайт в поисках тех, которые наиболее полно отражают их запрос и
интерес.
SMM
–менеджеры,
маркетологи
и
люди,
занимающиеся
созданием и продвижением контента, использует все коммуникационные
каналы для достижения данной цели.
Библиотека – как один из главных «источников» накопленных знаний
может лавировать на просторах Интернета и управлять интересами
читателя. Да, вопросы охраны окружающей среды и покупка экзотических
фруктов интересует определенные слои пользователей. Но личностное
развитие
и
самосовершенствование
является
основополагающими
«вещами» современного человека. Человек выходит на новый уровень
поиска и потребления информации, значит, и социальные институты
данной отрасли должны применять новые виды работы.
«Рыночное время» диктует свои правила. Желание человека
получить как можно большее количество чего-либо за максимально
меньшую плату. В нашем случае, за максимально меньшее время. Время на
поиск, загрузку и доставку необходимой пользователю информации.
Стоит разграничить возможности Интернета и печатных источников.
Среда бытования информации изменилась в сторону электронных
носителей, но это не означает материальные источники изжили свое.
Применение социальных сетей для развития библиотеке позволяет
демонстрировать
новаторские
и
актуальные
разработки
с
целью
привлечения читателей как раз-таки к фондам библиотеки.
Фактически общество выбрало новый способ информирования и
экспертизы документированной информации разных видов и форматов.
Библиотеки,
имея
библиографические
продукты,
недооценивают
потенциал медийного продвижения книги и чтения через социальные сети.
Наше
исследование
показало
возможности
использования
рекомендательной библиографической информации для пользователей, с
уже имеющимся откликом у них.
Законы коммерческого «рынка» продвижения информации как товара
или услуги, возможно, применить и к сфере культуры, в частности, к
деятельности библиотек. Сотрудникам библиотек необходимо обратить
внимание на то, что библиотекарь должен «выйти» к читателю, а не
читатель «пойти» в сторону библиотекаря. Применяя профессиональные
инструменты
библиотечно-информационной
деятельности
можно
«вывести» библиотеки, как социальный институт, на лидирующие позиции,
о преимуществах которых будет понимать каждый человек и каждый
пользователь Интернета.
Список литературы
1.
ГОСТ 7.0 – 99 [Электронный ресурс] //Интернет и право : [сайт] /
Интернет и право – [Б. м., Антон Серго] ©
1998 – 2018 URLhttp://www.internet-
law.ru/gosts/gost/8548/ – Дата обращения: 28. 03. 18.
2.
Сколько
пользователей
зарегистрировано
ВКонтакте
[Электронный
ресурс] [20. 11. 2017] // The Question : [сайт] / TheQuestion – [Б. м., б. и.] © 2018 – URL:
https://thequestion.ru/questions/330328/skolko-polzovatelei-zaregistrirovano-vkontakte . –
Дата обращения: 28. 03. 18.
3.
Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие /
А. В. Соколов. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В. А., 2002. – 461с.
4.
Соколов А. В. Социальные коммуникации: учеб. / А. В. Соколов ; науч.
ред. Г. В. Михеева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 287 с.
5.
Филлипс Дэвид PR в интернете / Дэвид Филлипс. – Москва: Гранд –
Фаир, 2004. – 318с.
6.
Число
пользователей
Instagram
превысит
1
млрд
в
2018
году
[Электронный ресурс] [14. 11. 2017] // Капитал : [сайт] / Капитал. Центр деловой
информации – [Б. м., б. и.] © 2005 – 2018 – URL: https://kapital.kz/world/64559/chislopolzovatelej-instagram-prevysit-1-mlrd-v-2018-godu.html . – Дата обращения: 28. 03. 18.
7.
Свободная
Экономическая теория предложения [Электронный ресурс] // Википедия.
энциклопедия
:
[сайт]
/
Wikipedia
–
[Б.
м.,
б.
и.]
URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE
%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_
%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF
%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD
%D0%B8%D1%8F . – Дата обращения: 24. 03. 18.
–
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв