Большие вызовы – большие возможности
Начало нового года – время не только планирования и прогнозирования, но и подведения
итогов. Мы живѐм в мире, в котором ежедневно происходят судьбоносные изменения.
Анализ накопленного опыта, разбор ошибок, поиск вариантов совершенствования
стратегии – необходимое условие развития современного общества.
Наша страна обладает большим количеством ресурсов. Этого, однако, недостаточно для
решения глобальных проблем. Чѐткий и ясный ответ на транснациональные вызовы
может быть сформулирован, если представители разных государств поставят такую цель –
одну для всех.
По мнению некоторых экспертов, великую державу характеризуют две яркие черты:
устойчивое развитие экономики и военная мощь. Как мне кажется, к этим слагаемым
успеха для государства стоило бы добавить высокий уровень образования и развития
науки. Использование современных технологий позволяет нам открыть для себя новый
смелый мир, в котором действуют интеллектуальные транспортные системы, в
промышленном секторе применяются принципы бережливого производства, люди меньше
потребляют и больше заботятся об окружающей среде. Но обществом будущего нужно
уметь управлять. На помощь, как всегда, приходит наука.
Роль науки в процессе поиска ответов на транснациональные вызовы обсуждалась на
панельной сессии Петербургского международного экономического форума 16 июня 2016
года. Участники дискуссии назвали несколько проблем, угрожающих гармоничному
развитию мирового сообщества:
1. Увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
2. Старение населения развитых стран.
3. Рост социального расслоения.
4. Неэффективное управление комплексными социотехническими системами.
Каждая из этих проблем в той или иной степени касается граждан всех государств. Попрежнему существует угроза таяния ледников, исчезновения редких видов животных,
разрушения озонового слоя. Раздельный сбор и переработка отходов – прерогатива скорее
развитых стран. Средний возраст граждан этих государств постепенно увеличивается.
Показатели периодически меняются: в страны Европы и Северной Америки из стран
«третьего мира» прибывают мигранты. Однако даже приток населения не компенсирует
его убыль. Также не удаѐтся ликвидировать социальное неравенство: 10% населения мира
владеют 80% его финансовых ресурсов. 55% населения не имеют в своѐм распоряжении
лишних средств. Остальные относятся к среднему классу либо являются представителями
«lower-middle class»1. Вследствие сохранения неравенства возрастает риск конфликтов.
Нерациональное распределение средств, отсутствие фундаментальных знаний приводит к
неэффективному управлению.
С момента завершения дискуссии ПМЭФ-2016 прошло три года. Настало время открыть
новую страницу и проанализировать изменения. Что ждѐт Россию и мир в 2019 году?
Полагаю, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратить внимание на статью политолога
Р. Хубиева.
Ученый называет три кризиса, с которыми пришлось столкнуться западному миру:
идеологический, управленческий, экономический. Практически до конца XX века
существовали два ключевых лагеря, имеющих противоположные ценности. Как ни
парадоксально, различия во взглядах иногда объединяли людей. Понятие национальной
идентичности не было абстрактным. С течением лет границы стали размытыми. Конечно,
нельзя не отметить положительные стороны глобализации: международную интеграцию,
появление большого количества возможностей для развития, установление открытого
1
Ротбард, М. Власть и рынок: государство и экономика / Учеб. пособие. – М., 2017. – С.
290.
диалога государств. Но у этого явления существует недостаток: ценности населения
многих стран как бы растворились.
Идеологический кризис ряда государств выражается в разных явлениях. Очевидно
стремление к установлению многополярного мира, в котором каждое государство будет
самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику. Вспомним, чего хотят
«жѐлтые жилеты» во Франции: они выступают за возвращение стране политического и
экономического суверенитета, выход из НАТО, отказ от «диктата Брюсселя». Такое
настроение характерно не только для жителей Франции. Не случайно правые
оппозиционные партии поддерживают всѐ больше граждан1. В 2019 году в государствах
Евросоюза пройдут выборы. Вероятно, для отдельных политических сил этот вызов тоже
станет транснациональным.
Существует опасность эскалации конфликтов, которые разворачиваются в виртуальной
среде. Россия, как мне кажется, смогла предложить миру альтернативную модель развития
– модель равных возможностей, международного сотрудничества при условии сохранения
суверенитетов государств. Это вызвало недовольство представителей определѐнных
кругов, которые считают жизнеспособной только модель однополярного мира. Политику
России на мировой арене регулярно подвергают критике, указывая на ограничение свобод
граждан, вмешательство во внутренние дела других государств. Представители средств
массовой информации, публикующие статьи и информационные сообщения о «хакерских
атаках», «железном занавесе», «праве сильного» и пр., не предоставляют никаких
доказательств. Впрочем, граждане их не требуют, поскольку степень доверия
официальным СМИ во многих странах является высокой. Угроза использования
киберпространства для создания отрицательного имиджа государства представляется
серьѐзной. Не случайно на саммите НАТО летом 2016 года было установлено, что
нападение на одну из стран альянса в виртуальном пространстве приравнивается к
нападению на альянс в целом.
Третий транснациональный вызов – масштабные изменения геополитической ситуации и
раскол элит. В настоящее время подобный процесс происходит в Соединѐнных Штатах
Америки. По мнению Р. Хубиева, возможны два сценария развития событий. Если
политическое положение сторонников Дональда Трампа в 2019 году ухудшится, это
повлечѐт за собой новый виток напряжѐнности на Ближнем Востоке и на Корейском
полуострове. Государства Юго-Восточной Азии также переживают непростые времена.
Снова и снова возникает вопрос принадлежности Курильских островов. КНР не всегда
может найти общий язык с соседними государствами. Таковы потенциальные очаги
конфликтов. Другой сценарий – проигрыш элит, противодействующих президенту США.
В этом случае представители стороны, потерявшей свои позиции, поставят цель
дискредитации принятой политики. Возможны политические провокации, кибератаки,
поиск внешних сил, заинтересованных в ослаблении Америки. Назначенным врагом вновь
может стать Россия, президент которой, по мнению госсекретаря США Майка Помпео,
хочет, чтобы еѐ воспринимали «как полноценную сверхдержаву».
Существуют и более очевидные транснациональные вызовы, ответы на которые пытаются
найти государства Европы. Это в первую очередь терроризм, экстремизм, торговля
запрещѐнными веществами, ограничение свободы людей.
Руководитель британского Королевского института международных отношений Робин
Ниблетт назвал угрозу терроризма «чѐрным лебедем» для мировой экономики. Можно ли
ответить на этот вызов? Проанализируем опыт разных государств. Так, Китай и Казахстан
планируют в 2019 году установить военно-техническое сотрудничество, предполагающее
1
Мир на перепутье: Россия может стать сильнее в 2019 году. – Информационное
агентство REGNUM [Электронный ресурс]. – URL: https://regnum.ru/news/2548331.html
(дата обращения: 14.01.2019).
проведение антитеррористических учений, совместных предприятий и производств
продукции военного назначения, осуществление взаимных поставок (вооружение,
техника, работы, услуги). Иран и Афганистан в конце 2018 года также договорились
объединить усилия в борьбе с терроризмом, в частности, с группировками, деятельность
которых запрещена в ряде стран: создать новые посты безопасности, обеспечить
равноправный диалог представителей разных регионов, урегулировать отношения с
талибами.
Государства Европы заимствуют положительные практики стран Ближнего Востока и
Юго-Восточной Азии. Например, Сербия и Казахстан планируют совместно бороться с
организованной преступностью, используя для этого международные базы данных и
архивы материалов резонансных уголовных дел1.
Сегодня становится очевидным, что терроризм существует в разных формах. Поэтому ни
одна встреча потенциальных партнѐров не обходится без обсуждения роли культурных
связей и цифровых технологий в формировании общей политики борьбы с терроризмом.
Перспективное направление – взаимные поставки не только техники, но и результатов
интеллектуальной деятельности: исключительные права, конструкторскую документацию
и т.д. Также можно ввести новый показатель качества системы безопасности государствпартнѐров: количество предотвращѐнных терактов и степень смягчения последствий
терактов, которые всѐ же произошли. Полезным окажется и обмен опытом, особенно в
специфических областях (экстремизм, продажа оружия). Наконец, сегодня уже
практикуется обмен кадрами с целью повышения квалификации и адаптации наработок
силовых ведомств и служб.
Подчѐркивается важная роль получения информации в режиме реального времени. Летом
2018 года президент России объявил о создании системы обмена данными между
правоохранительными органами и представителями бизнеса. Это позволит повысить
оперативность ликвидации кибератак. Система обмена данными будет координировать
действия кредитных организаций, операторов, интернет-компаний с уполномоченными
структурами. Чтобы ввести еѐ в действие, необходимо разработать несколько
комплексных решений по пресечению нарушений прав граждан в цифровой среде.
Достижение этой цели требует координации усилий специалистов нескольких государств.
Вероятно, в случае успеха практика может быть растиражирована.
Аналогичные методы рекомендуется использовать для борьбы с экстремизмом. Граждане,
призывающие к
свержению
власти, создающие антиправительственные и
антигосударственные группировки, совершающие противоправные действия, как правило,
являются одержимыми какой-либо идеей. Окружающие поддаются их влиянию. Решение
этой проблемы с позиции силы в большинстве случаев является оправданным. И всѐ-таки
для представителей уполномоченных структур определяющим должно быть установление
причин создания группировок. Зачастую в законодательстве отсутствует чѐткое указание
на то, какую деятельность следует считать экстремистской. В результате невиновных
людей осуждают по соответствующей статье, а настоящие преступники остаются на
свободе. Чтобы изменить ситуацию, следует постоянно взаимодействовать с
представителями государств, в которых давно существует законодательная база борьбы с
экстремизмом.
Анализ опыта разных государств позволит выработать единую стратегию борьбы с
экстремизмом на территории Европы. Это особенно актуально в настоящее время,
поскольку в страны ЕС ежегодно прибывают всѐ больше мигрантов. Проблема
ценностных противоречий стала очевидной для властей в начале 2010-х гг. Были
учреждены структуры, которые несут ответственность за соблюдение принципов
плюрализма и обеспечение высокого уровня жизни граждан всех стран Европы. Введена
1
Кардашова, И. Основы теории национальной безопасности / Учеб. пособие. – М, 2018. –
С. 104.
должность еврокомиссара по вопросам юстиции. С ним взаимодействует Агентство по
фундаментальным правам. Задача уполномоченных органов – интеграция культуры
европейцев и «новых европейцев». Модель реинтеграции, однако, нельзя признать
безупречной. До сих пор на территории стран ЕС действуют экстремистские организации.
Власти стран Европы выделяют два вида экстремизма: политический и религиозный.
Деятельность может быть признана экстремистской, если она связана с конкретным
насилием. В полиции Франции, к примеру, есть специальный отдел и следователи,
которые разбирают исключительно случаи экстремизма. В Германии ответственность за
признание деятельности экстремистской несѐт Конституционный суд. В Испании
антиэкстремистское законодательство основано на том, что ответственность наступает не
за призывы к противоправным действиям, а за сами действия.
Такую политику многие эксперты считают разумной. Но для ликвидации терроризма и
экстремизма как явлений подобных мер явно недостаточно. Следует рассмотреть
альтернативные варианты – меры социальной профилактики. Это может быть, например,
ресоциализация участников военных конфликтов. Человек, вернувшийся с войны,
зачастую не находит места в жизни. Он начинает транслировать ценности, которые были
характерны для его окружения. Возникает конфликт иного рода – несоответствие
ценностных ориентиров и, вследствие этого, рост социальной напряжѐнности. В центрах
реабилитации граждане получают поддержку, учатся ставить цели и определять свою
роль в обществе. Такая мера не является принципиально новой, это скорее изменѐнный
вариант «модели Орхуса» – системы работы с боевиками, вернувшимися в страну.
«Модель Орхуса» была апробирована в Дании в 2015 году1. Власти создали центр
реабилитации боевиков, которые вернулись из Ирака и Сирии, и открыли горячую линию
для тех, кто стал жертвой радикализации и захотел изменить свою жизнь. Вероятно, если
бы отношение наставников к «воспитанникам» было не таким мягким, модель удалось бы
распространить на все страны Европы. В этом сегодня состоит задача ЕС: найти разумный
баланс между «мягкой» и «жѐсткой» стратегиями. Но с войны возвращаются не только
боевики, а реабилитация является одинаково важной для всех. Именно поэтому
предлагается создать специальные центры нового типа.
Более традиционную проблему интеграции мигрантов предлагается решать посредством
обеспечения равноправного диалога. Так, в Австрии в течение семи лет реализуется
программа «Вместе». Представители разных диаспор, которые добились успеха в разных
сферах, выступают в учебных заведениях, презентуют собственный опыт. Цель борьбы с
экстремизмом достигается за счѐт проведения занятий для подростков, сотрудничества
учебных заведений с органами внутренних дел. Это не столько директивный контроль,
сколько форма наставничества, менторства.
Другой интересный кейс – опыт Франции. Именно Франция впервые столкнулась с
конфликтом ценностей ещѐ в 1950-е гг. Сегодня на территории государства действует
программа мобилизации образования «в поддержку ценностей республики».
Преподаватели-методисты изучают специальную литературу и составляют планы уроков,
способствующих формированию общеевропейских ценностей. Школьники активно
участвуют в разработке антиэкстремистских СМИ. Особенно им нравится посещать
воркшопы, на которых секретами профессионального мастерства делятся ведущие
журналисты страны.
Также в учебных заведениях Франции проводятся Дни светского государства,
патриотические концерты, Недели против расизма, радикализма, антисемитизма.
Школьники участвуют в исследованиях, посвящѐнных дерадикализации. Насколько
Как устроено антиэкстремистское законодательство в западных странах. – Онлайн-журнал Znak
Россия
[Электронный
ресурс].
–
URL:
https://www.znak.com/2018-0822/kak_ustroeno_antiekstremistskoe_zakonodatelstvo_v_zapadnyh_stranah
(дата
обращения:
24.01.2019).
1
результативными оказываются подобные мероприятия? Как показывает практика, чем
больше каждый ребѐнок вовлечѐн в реальную деятельность, тем большую активность он
проявляет в дальнейшем и тем более толерантным он становится. Многое, однако, ещѐ
предстоит сделать. Представители власти Франции имеют целью обеспечение
бесперебойной работы «горячей линии» для тех, кто пострадал в борьбе с радикализмом,
совершенствование политики работы со СМИ, повышение уровня знаний населения,
развитие навыков критического анализа данных. Предлагается добавить в расписание
школьных занятий курсы религиозной культуры. В России, кстати, существует аналог
такого предмета – «Основы религиозной культуры и светской этики».
Работу с подрастающим поколением считают приоритетной и в Норвегии. Программа
«Выход» действует в стране с конца прошлого столетия. Нередки случаи, когда дети уже
оказались в радикальной группировки и не решились еѐ покинуть. На этом этапе важно
вмешательство родителей, преподавателей, сотрудников уполномоченных органов.
Самым перспективным представляется формат доверительных бесед детей «группы
риска» с психологами.
Есть ли у России возможность занять своѐ место в этой системе противодействия
экстремизму – вероятно, не самой совершенной, но всѐ-таки работающей? Пожалуй, да.
На помощь приходит развитие науки в рамках изменений государственной политики.
Вернѐмся к результатам ПМЭФ-2016: эксперты выделили ряд подходов, которые позволят
науке перейти на качественно новый уровень.
1. Непосредственная поддержка субъектов научно-технического развития. Существует
теория экономического районирования. Почему бы не разработать теорию научного
районирования? Достаточно определить сильные стороны и направления традиционной
специализации разных регионов и адаптировать практики разных стран для конкретных
территорий. Главной задачей должна стать ликвидация «провалов государства».
Отсутствие бюрократизма, возможность расширения горизонтов, создание новых
программ на основе «Атласа новых профессий» – залог успеха субъектов РФ и России в
целом.
2. Совершенствование институтов подготовки кадров. Государство и представители
бизнеса могут работать вместе, привлекая также профильные фонды, и проводить
конкурсы для всех заинтересованных в ответе на большие вызовы, развивать
международный обмен. Представители власти берут на себя риск, слишком серьѐзный для
предпринимателей, и дают им свободу инновационной деятельности. Единственное
важное замечание: отбор проектов для реализации должен осуществляться с учѐтом
внутренней и международной обстановки, а интерес всех сопричастных лиц – состоять не
в получении прибыли, а в укреплении связей между государствами, в развитии публичной
дипломатии.
Современному научному сообществу, как нам кажется, по силам ответить на вызовы
времени. Содержание, структура науки постоянно изменяется. Уже не для всех сфер
актуально разделение деятельности на прикладную, фундаментальную, технологическую.
На первый план выходит деятельность междисциплинарная, предполагающая
сотрудничество, анализ зарубежного опыта, но не бездумный бенчмаркинг, а реализацию
совместных программ борьбы с терроризмом, экстремизмом, любыми проявлениями
радикализма. Учѐные должны обладать предпринимательскими компетенциями, чтобы
реально оценивать жизнеспособность предлагаемых проектов. Универсальные решения в
этой сфере, однако, вряд ли можно найти. Эксперименты в сфере организации научноисследовательской работы продолжаются. Важно, чтобы они были нацелены на
расширение границ, глобализацию, но не на создание «плавильного котла», в котором
национальные ценности утрачиваются, а на смену им ничего не приходит.
Список использованных источников
1. Кардашова, И. Основы теории национальной безопасности / Учеб. пособие. – М:
Литрес, 2018. – 303 с.
2. Ротбард, М. Власть и рынок: государство и экономика / Учеб. пособие. – М: Литрес,
2017. – 541 с.
3. Как устроено антиэкстремистское законодательство в западных странах. – Онлайнжурнал Znak Россия [Электронный ресурс]. – URL: https://www.znak.com/2018-0822/kak_ustroeno_antiekstremistskoe_zakonodatelstvo_v_zapadnyh_stranah (дата обращения:
24.01.2019).
4. Мир на перепутье: Россия может стать сильнее в 2019 году. – Информационное
агентство REGNUM [Электронный ресурс]. – URL: https://regnum.ru/news/2548331.html
(дата обращения: 14.01.2019).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв