БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО IT-ОБРАЗОВАНИЯ – В СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТАХ С IT-БИЗНЕСОМ
Татьяна Мокшина
Качество образования студентов IT-специальностей не удовлетворяет большинство компаний в сфере
информационных технологий. Современные ВУЗы просто не в состоянии уследить за on-line меняющимся
миром IT-индустрии. Единственный способ изменить ситуацию – совместные образовательные проекты
крупнейших компаний отрасли и ведущих ВУЗов страны. На Западе процесс интеграции бизнеса с
образованием насчитывает десятки лет, а как дела в России?
ПРАКТИКА, ПРАКТИКА И ЕЩЕ РАЗ ПРАКТИКА!
Большинство IT-компаний не удовлетворены качеством образования студентов. По отзывам HR-специалистов,
период адаптации только что вышедшего из института IT-специалиста к реальным производственным задачам
достигает 10-12 месяцев.
Этому есть совершенно объективные причины. Мировая IT-индустрия развивается настолько стремительно, что
система образования просто не может следовать современным трендам. Жизненный цикл информационных
технологий может измеряться несколькими годами и даже месяцами. Система образования в текущем ее
формате не может переварить и сформулировать инновации в виде учебного продукта за такой короткий срок.
Поэтому изучать информационные технологии можно только на практике, участвуя в реальных проектах.
Юлия Михайлова, HR- менеджер DataAct – ведущий
российский разработчик заказного ПО:
«Чтобы уменьшить срок адаптации молодых специалистов,
только что окончивших ВУЗ в нашей компании разработана
Практикантская программа. Она не похожа на прохождение
практики на промышленных предприятиях, где
практиканты отрабатывают определенное количество
часов, лишь знакомясь с производством. У нас каждому
практиканту выделяется ментор, куратор-руководитель,
который ставит реальные задачи в «живых» проектах. Во
время практики ментор доводит «юного падавана» до
определенного профессионального уровня и представляет
менеджерам проектов, «рекламирует» его в компании.
ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ ХОРОШО, СДЕЛАЙ САМ
Мировые IT-гиганты уже давно тесно интегрированы в процесс подготовки студентов, имеют собственные
образовательные проекты и готовят для себя специалистов на уровне студенческой скамьи. Такие флагманы ITиндустрии, как Microsoft, Oracle, Apple, SAP, Google, ABBY и это далеко не полный список, разработали
собственные образовательные программы на базе известных колледжей и напрямую влияют на качество
образования.
Пожалуй, именно в IT-образовании интеграция с бизнесом сегодня максимальна. Во-первых, студенты активно
вовлекаются в работу уже с первого курса на уровне стажировок. Самые «умные головы» выявляются на уровне
конкурсов, олимпиад и поддерживаются грантами и именными стипендиями. На Западе большинство студентов
кафедр информационных технологий распределены между IT-компаниями уже с первого курса.
Существенное влияние IT-бизнес оказывает и на состав образовательных программ: например, каждый
уважающий себя вендор программного обеспечения поставляет свои продукты в колледжи по существенно
сниженным ценами, чтобы студенты обучались на современных версиях программ.
Часто инициаторами интеграции с реальным бизнесом выступают и сами ВУЗы, предлагая преподавательские
ставки сотрудникам IT-компаний. Самый лучший преподаватель тот, кто рассказывает предмет на собственных
рабочих примерах.
Станислав Боцкиевич, доцент кафедры информационных
технологий экономического факультета ЛЭТУЙ:
«Мы прекрасно осознаем необходимость тесного
сотрудничества с представителями компаний в сфере
информационных технологий и постоянно ведем переговоры
о совместных проектах. Первые форматы сотрудничества
заключались в стажировках наших студентов, далее на
стажировки отправлялись сами преподаватели. Сегодня
более 50% преподавательского состава параллельно
работают в известных ИТ-компаниях города. Результат –
90% наших выпускников уже трудоустроены на последних
курсах. В перспективе обсуждается создание технопарка на
территории нашего университета совместно с
департаментом Research and Development компании
MicroSona.
Кроме того, активно применяется механизм поощрения преподавателей и научных сотрудников с помощью
грантов, например, под конкретный проект исследования. Особенно этот перспективный путь для России, где
основной причиной отсутствия профессионалов от бизнеса в преподавательской среде является низкая зарплата.
Интересно, что в последние несколько лет в нашей стране наблюдается яркая тенденция, когда топ-менеджеры
и собственники ИТ-компаний идут преподавать в ВУЗы, причем не только с целью личного PR, но и с точки
зрения своего личностного роста и социальной ответственности.
ПЕРСПЕКТИВЫ IT-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В России пионерами сотрудничества с ВУЗами выступают, прежде всего, иностранные компании. Особенно
активно в этом участвуют вендоры бизнес-приложений, устанавливая в компьютерных классах экономических
ВУЗов свое программное обеспечение, показывая функциональные возможности программ будущим
менеджерам еще в ВУЗе. Тем самым развивается не только сообщество будущих программистов, но и будущих
пользователей программных продуктов.
Один из самых ярких примеров – такие мощные IT-бренды современной России – Лаборатория Касперского,
компания 1С, выпускающие отдельные версии своих программных продуктов специально по низким ценам для
ВУЗов. Для решения задачи подготовки специалистов, компании разрабатывают систему конкурсных отборов,
вовлекая лучших программистов.
Тем не менее, и этих мер не достаточно. За несколько десятилетий с бурным развитием информационных
технологий наша планета изменилась до неузнаваемости и подрастает совершенно новое поколение людей,
которое абсолютно не вписывается в привычные рамки школа-ВУЗ-работа. Происходящие в обществе
интеграционные процессы образования и бизнеса приводят к новым форматам образования. Площадки
традиционных образовательных учреждений и сама по себе громоздкая структура управления ВУЗом не
позволяет создавать инновационных образовательные продукты. Новая ветвь развития образования – это
инновационные кластеры, создаваемые совместно институтами и бизнесом.
Инновационный центр «Сколково» - пример интеграции
фундаментальной научно-исследовательской
деятельности с решением прикладных задач. На его
базе создан открытый университет Сколково,
формально не являющийся образовательным
учреждением, так как не выдает выпускникам диплом
об оконченном высшем образовании. ОтУС учрежден
для создания резерва магистрантов и аспирантов для
будущего Сколковского технологического университета
и стажеров для компаний-партнеров «Сколкова».
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывЛюбые совпадения в данной статье с действующими компаниями и представителями компаний являются вымышленными. Текст статьи написан как пример построения текста для иллюстрации принципов современного копирайтинга.