Должен ли вуз готовить IT-специалистов?
IT-медик, IT-генетик, архитектор виртуальности, строитель
«умных» дорог, программист электронных «рецептов» одежды…
Это не профессии героев фантастического романа, это - наше
обозримое будущее. По оценкам экспертов, все перечисленные
специальности должны появиться на рынке труда в ближайшее
десятилетие. Вопрос уже давно состоит не в том, должны ли вузы
готовить IT-специалистов. Здесь ответ очевиден. Сегодня
учебным заведениям необходимо подумать над тем, как встроить
«классические» специализации вроде врача, летчика, журналиста
или швеи в новые реалии, которые готовит эпоха
информационных технологий.
На последнем Экономическом форуме в Давосе было объявлено:
грядет новая, IV промышленная революция. Предыдущие внесли
существенные изменения в уклад людей, а главное – в способы
производства. Трудящиеся воспринимали эти изменения
болезненно, ведь высвобождалось огромное количество рабочих
мест. Так, вторая промышленная революция сопровождалась
бурным экономическим ростом, и в то же время – критическим
ростом безработицы и социальной дестабилизацией в
индустриальных странах. Значительная часть населения
оказалась не готова к новшествам, которые подарил миру
промышленный прогресс. И сейчас, на пороге новых изменений,
именно вузы отвечают за то, чтобы новое поколение встретило их
с уверенностью в завтрашнем дне.
Пока ситуация обстоит несколько иначе. Студенты некоторых
специальностей прилежно посещают альма-матер несколько лет,
получают диплом, и остаются невостребованными на рынке
труда. Работодатели заявляют им, что их знания и компетенции
уже устарели и никому теперь не нужны. Или такая, довольно
типичная для нашей страны история: в клинику привозят
инновационное
передовое
оборудование,
позволяющее
диагностировать заболевания на ранних стадиях. Но техника
годами стоит в подвале и неумолимо устаревает. Почему? Просто
средства на оборудование нашли, а подготовить кадры, которые
смогут его применять – нет. Да и где найти таких специалистов,
если большинство студентов-медиков учат по учебникам,
изданным в докомпьютерную эпоху?
Можно много рассуждать о плюсах и минусах информационных
технологий. Но именно за ними будущее, и, конечно, - за вузами,
которые к этому будущему должны нас подготовить.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв