МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Кафедра Хореографии
«День шестой», музыка Ramin Djawadi – «Light of the Seven»
Выпускная квалификационная работа
по направлению 52.03.03 «Хореографическое искусство»
Выполнил:
Студентка группы КХБ-609-О
Маркина З. Е.
Научный руководитель:
Доцент, кандидат педагогических наук
Сабанцева Т.В.
Допустить к защите:
Зав. кафедрой режиссуры и хореографии
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,
Доцент Монина Н. П.
«____»_____________202__ г.
__________________________
Защищена с оценкой:
«_________________»
«___»________202__г.
Омск – 2020
Содержание
1. Название танца, автор музыки, автор постановки………………………….....3
2. Экспликация танца:
а) тема, идея танца………………………………………………………………....3
б) время, место действия, характеристика действующих лиц………………….4
в) драматургия танца………………………………………………….…………...5
г) анализ музыки………………………………………………………..…….........6
3. Описание танца:
а) рисунки танца, их описание…………………………………………..………...9
б) описание движения и поз……………………………………………….…......12
4. Схемы сценического оформления танца:
а) партитура света…………………………………………………...………..…....13
б) декорации и аксессуары…………………………………………..……….…....14
в) эскизы костюмов и их описание………………………………..………….…...14
5. Список использованной литературы…………………………..…………….....19
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.
НАЗВАНИЕ
НОМЕРА,
АВТОР
МУЗЫКИ,
АВТОР
ПОСТАНОВКИ.
2
Название номера: «День шестой»
Автор музыки: Ramin Djawadi
Автор
факультета
постановки:
культуры
и
Маркина
искусств
Злата
Евгеньевна,
направления
студентка
«Хореографическое
искусство» ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф. М. Достоевского».
2. ЭКСПЛИКАЦИЯ ТАНЦА.
а) тема, идея танца.
Тема:
Дисгармония
божественного
и
человеческого
начала,
искусство во внешнем облике человека.
Идея: В основе постановки лежит библейский сюжет фрески
великого художника и скульптора эпохи Ренессанса Микеланджело
Буонарроти «Сотворение Адама». Это была четвёртая роспись на плафоне
Сикстинской капеллы. Множество искусствоведов и историков по-своему
трактуют это произведение искусства. Я изучила найденные материалы
по этой теме, и решила, опираясь на основу всемирно известной фрески и
её описаний предложить свою трактовку.
Прежде всего мне хочется отметить, что меня всегда вдохновляла и
привлекала эпоха Ренессанса, а именно его главные идеи в аспекте
искусства. В отличие от периода Средневековья, где в центре внимания
оказывался Творец, Ренессанс приносит в культуру новую концепцию —
человек как главный объект внимания. И множество талантливых и
гениальных деятелей начинают воспевать человека в его естественном и
реалистичном
облике,
красоту
и
безупречность
его
тела.
В
моей
постановке этот факт является одной из ключевых идей.
Второй ключевой идеей представляется конфликт между Богом и
человеком,
между
небесным
и
земным,
ведь
они
спектрально
противоположны, как с физической, так и с духовной точки зрения.
Появление человека в момент сотворения мира, по моему мнению, было
настолько же роковым ввиду духовного несовершенства, насколько и
абсолютным.
Человек
приносит
в
божественный
идеальный
мир
дисгармонию. В небесном пространстве появляется ощущение тревоги,
3
приближенные
Творца
чувствуют
дисбаланс,
их
посещает
чувство
приближения угрозы. На протяжении всей постановки прослеживается
противостояние
между
двумя
мирами.
В
заключительной
части
полностью раскрывается их непримиримость и невозможность слияния
божественного и человеческого начала.
б) время и место действия, характеристика действующих
лиц.
Действие происходит на границе двух пространств – небесного и
земного. В течение всей постановки прослеживается перемещение
действия от высшего мира к низшему и на их слияние. Экспозиция
номера происходит в божественном мире, далее действие «переходит» в
подвес между земным и небесным миром, затем опускается в земной мир,
а после снова возвращается на границу этих пространств, где они должны
соединиться, но этого так и не происходит. Время действия – шестой день
сотворения мира, именно в этот день Бог создал человека.
Восемь исполнителей (шесть девушек и два юноши) исполняют роли
ангелов, приближенных Творца. Одна из них символизирует образ Евы.
Эти герои на протяжении всей постановки испытывают необъяснимое для
них чувство страха неминуемой беды, всеохватывающей паники перед
неизвестным. Адам — персонаж-антагонист, при этом он парадоксально
не представляется с негативным характером, он не настроен враждебно,
но всё его существо на уровне идеи независимо от него изначально несёт
в себе угрозу. Персонажи ангелов, несмотря на их божественную
принадлежность,
исполнены
ужасом
и
бессилием
перед
первым
человеком на земле.
В самых последних секундах миниатюры появляется и образ Творца
— рука, тянущаяся из темноты в луч света к руке Адама.
в) драматургия танца.
Хореографическая миниатюра, жанр —
contemporary. Слияние
современной и авторской хореографии. Действующие лица – 6 девушек и
3 юноши, один из них - солист.
Экспозиция.
4
Звучит медленная спокойная музыка. На сцене в кругу лежат
исполнители, изображая спящих ангелов. Одна из девушек внезапно
просыпается, будто из кошмарного сна. Вслед за ней просыпается вторая
девушка, которая, в свою очередь, будит и остальных.
Завязка.
Две девушки уходят на авансцену, исполняют сольный отрывок в
технике
partnering.
Остальные
исполнители
двигаются
синхронно,
происходит общий танцевальный отрывок. Характер музыки меняется на
более
драматичный,
затем
герои-протагонисты
по
двое
исполняют
отдельные связки, в конце каждой из которых они замирают, лёжа на
полу. После чего снова поочерёдно разбиваются на другие пары, и
останавливаются смотрящими в сторону правой кулисы.
Развитие действия.
К мелодии добавляется женский вокал, исполнители в парах
танцуют индивидуальные отрывки, постепенно смещаясь к правому
верхнему углу сцены.
Кульминация.
Темп музыки резко прибавляется, исполнители, активно двигаясь в
технике
improvisation,
вводят
в
действие
солиста,
вынося
его,
неподвижного, из правой верхней кулисы в фокус сцены, после чего
оставляют его лежать в центре круга, продолжая активно двигаться и
медленно увеличивая диаметр круга. В музыкальную партитуру вводится
звучание органа, усиливая напряжение. После лексического отрывка
исполнители одновременно и внезапно падают, словно без сил, и,
противопоставляясь им, солист встаёт.
Развязка.
Музыка становится импульсивной, темп и напряжение в звучании
постепенно
действия.
нарастают,
Начинается
указывая
медленная
на
пространственное
танцевальная
часть,
возвышение
постепенно
развивается, происходит взаимодействие между солистом и другими
исполнителями в технике контактной импровизации и partnering. Затем
исполнители собираются вокруг солиста, олицетворяя облако, образно
возвышая солиста ввысь, устремившись к световому лучу в правой части
сцены. Солист начинает идти к нему, и остальные исполнители, активно
5
двигаясь вокруг него в партере, медленно перемещаются в направлении
луча, солист протягивает к нему ладонь, в луче из темноты появляется
рука, символизируя Творца. Когда музыка достигает своего апогея, две
руки
оказываются
в
луче
света,
но
перед
самым
моментом
их
соприкосновения музыка обрывается и действие «проваливается» в black
out.
г) анализ музыки
Композитор — Ramin Djawadi
Название — Light of the Seven
Направление — эпическая музыка, длительность – 7:07
Эпическая
музыка (вариант:
жанр современной
классической
спектре
Изначально
жанров.
трейлеров
к
музыкальные
фильмам
группы,
и
героическая
музыки,
основанный
музыка) —
на
широком
эпическая
музыка
создавалась
компьютерным
играм,
затем
появились
для
массового
создающие
музыку
жанра
для
слушателя.
Первые компании, производящие музыку для трейлеров, которые
позже стали производителями эпической музыки, были созданы в 1990-х
годах, а американская Immediate Music стала одной из первых с 1993
года.
С
тех
пор
и
множество альбомов и синглов;
до
2010
однако
они
года
были
было
создано
доступны
только
клиентам компаний и киноиндустрии. До сих пор только немногие из этих
альбомов официально или неофициально через интернет-платформы были
выпущены для публики. В 2005—2010 годах некоторые композиторы
впервые стали получать известность благодаря своим песням, которые
были
представлены
на
специальных
мероприятиях,
таких
как Олимпийские игры и многих трейлерах.
Жанр трейлерной музыки был назван эпической, когда композиторы
наконец начали выпускать публичные альбомы. Публикация эпической
музыки для массового слушателя, которую ранее называли музыкой для
трейлеров и фильмов, показала, что на неё есть спрос. С выпуском
альбомов,
ориентированных
на
массового
слушателя,
аудитория
поклонников эпической музыки продолжает расти.
6
Эпическая музыка также похожа на неоклассическую музыку. В
отличие
от
трейлерной
музыки,
эпическая
музыка —
это
самостоятельный жанр музыки, которая может быть использована в том
числе в трейлерах. Хотя поклонники эпической музыки ассоциируют
жанр с трейлерной музыкой и музыкой к фильму из-за сходства звучания,
они делятся на три отдельных типа. Характерной особенностью жанра
является тот факт, что на эпическую музыку не снимают отдельные
музыкальные клипы, не дают концерты.
Экспозиция
Продолжительность экспозиционной части 0:57
Музыкальный размер 2/4
Состоит из 2-х периодов (2-ой период неполный, состоит из 1
фразы+3 такта), 3-х предложений (последнее – неполное, состоит из 1
фразы+3 такта), 6-ти фраз (последняя является неполной, и состоит из 3-х
тактов, во 2-ой и 4-ой наблюдается изменённый повтор), 23-х тактов.
Основная часть
Продолжительность основной части 0:58-3:18
На протяжении всей части музыкальный размер варьируется: 0:581:39 размер 4/4, на 1:39 меняется на 2/4, на 2:43 меняется на 4/4.
Состоит из 3-х периодов (3-ий период неполный, состоит из 1
фразы+3 такта), 5-ти предложений (последнее – неполное, состоит из 1
фразы+3 такта), 10-ти фраз (последняя является неполной и состоит из 3х
тактов), 39-ти тактов.
0:58-1:37 – контрастная тема
1:39-1:56 – вариативный принцип музыкальной разработки
2:05-3:18 – повтор основной темы с развитием, добавление вокала
Заключительная часть
Продолжительность заключительной части 3:19-7:07
На протяжении всей части музыкальный размер варьируется: 3:193:34 музыкальный размер 4/4, 3:35-3:41 меняется на 3/4, на 3:41-5:40
7
меняется на 4/4, 5:40-5:42 один такт на 2/4, 5:42-6:42 меняется на 4/4,
6:42-6:44 один такт на 2/4, 6:44-7:07 меняется на 2/4.
Состоит из 5-ти периодов (5-ый период неполный, состоит из 3-х
фраз+4 такта), 10-ти предложений (последнее – неполное, состоит из 1
фразы+3 такта), 19-ти фраз (последняя является неполной и состоит из 3х
тактов), 65-ти тактов.
4:01-4:28 – повтор контрастной темы
5:00-7:07 – повтор контрастной темы с вариативным развитием
3. ОПИСАНИЕ ТАНЦА:
а) рисунки танца и их описание
Номер начинается с точки. Исполнители лежат на сцене так, как
показано на рисунке 1.
.
Рис. 1
Далее исполнители расходятся в рисунок, изображённый ниже, две
девушки отделяются от них, исполняют небольшой парный отрывок, а
8
затем возвращаются в общий рисунок, (перемещение показано на рисунке
2 с помощью стрелок).
Рис. 2
После этого происходит развитие действия номера, исполнители
переходят в рисунок 3 и двигаются в парах, контактируя друг с другом.
Рис. 3
Начинается развитие действия номера, положение исполнителей на
сценической площадке медленно меняется в соответствии с рисунком 4.
9
Рис. 4
Затем в действие вводится солист, исполнители вместе с ним
передвигаются
по
сценической
площадке,
начинают
увеличивать
расстояние между собой и переходят в рисунок 5.
Рис. 5
Исполнители двигаются в рисунке 5, затем солист исполняет свою
партию, и только после этого остальные исполнители начинают медленно
двигаться и переходят в рисунок 6. Затем поочерёдно (парами и по
несколько человек) контактируют с солистом, далее он взаимодействует с
каждым
из
исполнителей
(траектория
его
перемещения
указана
стрелкой).
Рис. 6
10
Действие номера близится к развязке. Напряжение в музыке
нарастает, происходит развязка номера, исполнители выстраиваются в
рисунок 7, фиксируют его и перемещаются по сцене в соответствии с
направлением
стрелок.
Когда
они
оказываются
в
конечной
точке
последнего вектора, музыка достигает своего апогея, обрывается, и
действие уходит в black out.
Рис. 7
б) описание движений и поз
В
данной
Движения,
из
постановке
которых
большой
она
объём
состоит,
танцевальной
требуют
лексики.
профессиональной
физической подготовки. Исполнители должны обладать такими навыками
как гибкость тела, координация, aplomb, выворотность ног, величина
шага; также большую роль играет ОФП.
С самого начала номера прослеживается большое количество связок
в партере, то есть, на полу, где присутствуют такие движения, как swing,
различные
перекаты,
что
особенно
характерно
для
современной
хореографии. В ходе развития номера появляются многочисленные лейтдвижения — движения, повторяющиеся многократно на протяжении
номера — такие как port de bras, body roll, rond, проходящий attitude, в
позах превалирует положение arch (открытое и обращённое кверху
положение корпуса создаёт отсылку к стремлению к возвышенности,
обращения
положения,
к
небесному
миру).
напоминающие
Так
сюжеты
же
прослеживаются
картин
и
скульптур
позы
и
эпохи
Ренессанса. Далее, когда драматургия композиции переходит к развитию
действия, добавляются движения в технике partnering — контактного
11
взаимодействия между исполнителями, здесь добавляются характерные
для стиля contemporary прыжки с приземлением через подъём, после
которых
исполнитель
продолжает
двигаться
в
партере.
В
кульминационном отрывке присутствует сольная лексическая часть у
солиста,
исполняющего
вышеперечисленным
роль
Адама,
движениям
после
чего
ко
добавляются
всем
поддержки,
взаимодействие солиста поочерёдно с каждым исполнителем, а также в
парах и по несколько человек. В развязке номера все исполнители
окружают солиста и очень активно двигаются на нижнем уровне в
технике improvisation, кроме солиста, медленно идущего к световому
лучу, в котором из темноты появляется рука, тянущаяся к Адаму и
символизирующая божественное начало.
В номере присутствуют различные приёмы лексического развития,
такие как варьирование движений с изменением уровня, на котором
исполняется движение, что позволяет балетмейстеру избежать повторов
и
добиться
драматургического
развития;
используется
принцип
пластического одноголосья (гомофония), т.е. единый текст для всех
исполнителей, движения исполняются синхронно; и гомофонический
приём развития действия (комбинирование, варьирование); так же в
процессе
сочинительства
я
обращалась
к
принципу
пластического
многоголосья, т.е. одновременно исполняется резкая самостоятельная
для каждых отдельных групп (пар) лексика. Зритель видит и слышит
сразу несколько звучащих ритмических и пластических мотивов. В
хореографических постановках такие моменты несут в себе богатую,
эмоциональную
окраску
и
полифонические
приёмы
использовались
принципы
яркую
развития
зрелищность,
лексики.
симфонизма
–
здесь
Так
наличие
же
исполняются
в
постановке
нескольких
тем,
которые не проходят отдельно, а сливаются в полифонию. Эти приёмы
заимствованы из музыкального искусства.
4. СХЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТАНЦА:
а) партитура света
12
Почти вся цветовая партитура основывается на использовании
тёплого рассеянного света.
Световое оформление номера начинается с black out. Постепенно
появляется
приглушённый
тёплый
световой
луч,
выделяя
только
исполнителей. Затем, когда одна из девушек уходит на передний план, её
подсвечивает первый софит, для того, чтобы подчеркнуть анатомический
рельеф тела. Когда начинается общий танцевальный отрывок, медленно
загорается приглушённый полный свет. В момент, когда исполнители
начинают двигаться попарно, каждого из танцующих подсвечивает
световой луч, при этом общее освещение сводится к минимуму. После
этого в музыке появляется женский вокал и одновременно с началом
этого музыкального отрывка свет меняется в три тёплых прострела по
кулисам (свет рассеянный), и когда темп музыки резко прибавляется,
сценографию
дополняет
красный
цвет,
что
добавляет
драматизма
действию и делает акцент на тёмно-бордовом цвете костюмов. Когда на
сцене появляется солист и остальные исполнители переносят его в фокус
сцены,
они
символизирует
выделяются
софитом,
божественное
в
подтексте
присутствие.
После
это
чего
освещение
исполнители
начинают поочерёдно вступать в лексические отрывки, и в соответствии с
порядком вступления каждый из них подсвечивается световым лучом и
двигается в своей световой точке. Затем, когда все исполнители резко
падают, солист выделяется световым лучом, при этом другой свет на
сцене отсутствует. После чего, когда все исполнители медленно встают,
постепенно добавляется задний контровой свет, подсвечивая силуэты и
подчёркивая широкие движения. С приближением развязки свет плавно
переходит
в
приглушённый
основной,
и
затем,
в
момент,
когда
исполнители вновь собираются вокруг солиста в левой части сцены, их
освещает рассеянный тёплый световой луч, и в правой части сцены
медленно появляется световое пятно (свет акцентный), в котором плавно
появляется рука из темноты.
б) декорации и аксессуары
Декорации и аксессуары в номере не используются.
в) эскизы костюмов и их описание
13
Ввиду того, что одной из основных концепций моей постановки
является отсылка к эпохе Ренессанса, где большое внимание уделялось
красоте
и
безупречности
минималистичный
дизайн
человеческого
костюма,
чтобы
тела,
я
сделать
выбрала
акцент
на
естественности. У девушек костюм состоит из облегающих топа и шорт, у
юношей – только шорты. При этом у исполнителей, которые танцуют в
образе
ангелов,
оттенок
костюма
–
тёмно-бордовый,
что
является
отсылкой к фреске «Сотворение Адама»: плащ Творца изображён именно
в этом оттенке. Тёмно-бордовый — один из оттенков бордового цвета. Он
относится к сложносоставным цветам: образован сочетанием коричневого
и красного цвета. В то же время он ненавязчивый, приглушённый и
спокойный, соответственно, не вызовет раздражения у зрителя. У солиста
иначе — цвет шорт телесный, что максимально приближает исполнителя
к образу Адама на фреске Микеланджело, подчёркивая реалистичность и
природную наготу. Выбрав именно эти контрастирующие цвета для
костюмов я в очередной раз противопоставила представителей двух
разных миров, которые подразумеваются в моей постановке. Головной
убор отсутствует в данном номере, так же, как и обувь.
Исполнители
танцуют босиком.
Верх костюма (у девушек) представляет собой топ с полукруглым
вырезом спереди и сзади, на бретельках. Низ костюма — короткие шорты
с высокой посадкой, у юношей посадка шорт средняя. Костюм плотно
прилегает к телу, но в то же время не сковывает движения. Также для
исполнителей очень важно, чтобы костюм был удобным и комфортным.
Поэтому
в
качестве
материала
была
использована
микрофибра
—
гипоалергенная ненатуральная материя, которая изготавливается из
ультратонких микроволокон разного сырья, представленных в диаметре,
равном 0,06 мкм. Такое сплетение создаёт очень тонкую и качественную
ткань, и ввиду этих особенностей, она ощущается на теле, как «вторая
кожа».
Также у исполнительниц была заплетена причёска: ровный пробор и
низкая шишка.
Эскиз костюма представлен ниже.
14
Эскиз костюма исполнительниц
15
Эскиз костюма исполнителей
16
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. С.С.
Полятков,
«Основы
современного
танца»,
Ростов-на-Дону:
«Феникс» 2006.
2. Д.Г. Исмагилов, Е.П. Древалёва «Театральное освещение»,
М.: ЗАО
«ДОКА Медиа», 2005.
3. Михайлова А.А., «Сценография: теория и опыт»,
М.: Советский
художник, 1990.
4. Блок Д.Д., «Классический танец. История и современность», М.:
Искусство, 1987.
5. В. И. Стельмашенко, Т. В. Розаренова, «Материалы для одежды и
конфекционирование», М.: «Academia», 2010.
6.
Колгроув
Дэбби,
«Полная
энциклопедия.
Шитье.
Наглядный
самоучитель. Шаг за шагом», СПб.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2008.
7. Джоан Ходров, «Танцевальная психотерапия и глубинная психология.
Движущее воображение», М.: Когито-Центр, 2009.
8. Никитин В.Ю., "Мастерство хореографа в современном танце. «Учебное
пособие», СПб.: Лань, 2018.
9. Барков В.С., «Световое оформление спектакля», М.: Искусство, 1953.
10. Гомбрих Эрнст, «История искусства», М.: «Искусство XXI век», 2017.
11. Богданов Г.Ф., «Основы хореографической драматургии. Учебное
пособие», СПб.: Планета музыки, 2018.
18
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв