Санкт-Петербургский Государственный
Университет
ВОЛКОВА Татьяна Анатольевна
Выпускная квалификационная работа
Деструктивные тенденции в массовой культуре и
американская молодежь в 1960- 2010гг.
Подготовка кадров высшей квалификации
Международные отношения
МК 3049
История Международных отношений и внешней
политики
Научный руководитель:
профессор кафедры Американских исследований,
доктор исторических наук
Акимов Ю.Г.
Рецензент 1:
Профессор кафедры теории и методики
преподавания искусств и гуманитарных наук,
доктор исторических наук
Кубышкин А.И.
Внешний рецензент :
кандидат исторических наук
Алхименков М.А.
Санкт-Петербург
2020
Оглавление
Введение.
…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Истоки формирования социальных тенденций в
американской молодежной культуре в 1960-70-е гг.
……………………………………...стр. 18
1.1 Основные черты, функции и особенности массовой
культуры………………………………………………………………….стр
.18
1.2 Зарождение основных направлений социальной
активности американской молодежи в 1960-е
гг…………………………………………………....стр.19
Глава 2. Социально-экономическое развитие США во второй
половине 80 – 90-е гг. ХХ в. и деструктивные тенденции в
американской молодежной культуре
……………………………………………………………………..стр.20
2.1 Социальная политика Р. Рейгана и Дж. Буша Старшего,
как фактор влияния на деструктивизацию контркультурного
движения……………стр. 20
2.2 Изменение внутренней политики США в период
президентства Б. Клинтона
…………………………………………………………………….стр.22
2.3 Деструктивные идеи как составная часть массовой
культуры США в 1990-е
гг……………………………………………………………………..стр. 23
2
Глава 3 Последствия деструктивных процессов в массовой
культуре для американского общества.
………………………………………………….стр. 24
3.1 Насилие в американских школах как отражение
социальных и культурных тенденций в молодежной
среде……………………………...стр. 24
3.2 Феномен расстрелов в американских учебных
заведениях………….стр. 25
Заключение
………………………………………………………………….стр.26
Список использованных источников и литературы
………………….....стр. 29
Введение
Актуальность темы исследования
Американская массовая культура является мировым
феноменом и давно перестала быть только культурой США.
Она является самым легко понимаемым и принимаемым
проводником
Исследование
культуре,
американских
идей
дает
и
ценностей
процессов,
возможность
во
всем
мире.
функционирующих
более
четко
в
понимать
настроение общества и его открытые и скрытые потребности
в получении той или иной информации, которая так же
передается через культуру. Массовая культура, с одной
стороны, сама диктует определенные нормы и правила
3
поведения, а с другой стороны, масса создает и выбирает
какие нормы и правила отражают ее состояние.
Деструктивный характер молодежной культуры 1990-х
гг. оказывал и продолжает оказывать значительное влияние
на молодое поколение
пределами,
не только в США, но и за их
учитывая
процессы в сфере
нарастающие
интеграционные
культуры. Но рассмотрение культуры
протеста и деструктивности стоит начать рассматривать с
1960-х гг., когда молодежь и многие движения обрели
настоящую общественную силу. Для современных людей
движение за права чернокожих, новая волна феминизма,
движение за прекращение войны во Вьетнаме и молодежное
движение хиппи сложно назвать чем-то деструктивным, но
для
американцев
того
периода
они
были
именно
деструктивными, потому что уничтожали привычный уклад
спокойной
консервативной
жизни.
Часть
тенденций,
проявившихся в 1980-1990-е гг. в массовой культуре США,
имела свои истоки в молодежном движении шестидесятых
годов, как например выражение общественного протеста
через музыку, но в девяностые годы они обрели более
мрачные проявления.
Влияние деструктивных тенденций,
зародившихся в Соединенных Штатах в восьмидесятые годы
ХХ в., на молодое поколение американцев в последующее
десятилетие было весьма значительно, оно продолжается и
до сих пор. Деструктивность стала одним из ответов на
социальные
и
экономические
вызовы
«рейганомики»
в
частности, и в целом на социально-экономическую политику
Рейгана и Джорджа Буша Старшего, направленную на
жесткое социального обеспечения. Такой консервативный
4
подход породил в молодежной среде, в период 1980-х гг., (на
тот момент контркультурной среде), ярый протест, который
ярче всего проявился в музыке.
Молодые музыканты
вдохновлялись протестной музыкой, музыкой с глубоким
смыслом и посылом к обществу, которая берет свои корни из
массового молодежного движения шестидесятых годов, когда
молодежь почувствовала себя политической и социальной
силой,
и
именно
музыка
и
идеи,
которые
музыканты
вкладывали в тексты, подпитывали это самоопределение
молодого
поколения.
выраженный
в
Но
творчестве
протест
восьмидесятых,
обращением
к
негативным
сторонам жизни, не привел к позитивным изменениям в
американском обществе, а напротив, к росту негативных.
Различия
заключается
в
идеях,
которые
носили
деструктивных характер и были направлены не на общество,
а зачастую вглубь самого человека, что имело в итоге
длительные
негативные
последствия.
Деструктивные
процессы молодежной культуры восьмидесятых сохранялись
в
девяностые
наибольшего
годы,
несмотря
на
экономического
то,
роста
что
и
это
время
направления
значительных средств на поддержание малообеспеченных
слоев
населения,
из
которых
и
вышла
большая
часть
музыкантов и режиссеров, ставших культовыми фигурами
современного искусства.
Глобализация
девяностые
годы
американской
и
массовой
распространение
культуры
в
в
обществе
контркультур, зародившихся в 80-е гг. с их деструктивными
идеями, имели огромное влияние
на культурную жизнь
американцев, и в итоге вызвали негативные проявления в
5
социуме.
Идеи
депрессивных
экономическом,
восьмидесятых
так
и
стали
в
(как
в
социально-
психологическом
флагманами
плане)
молодежной
массовой
культуры, явились одними из причин ряда социальных
явлений
негативной
контркультурные
окраски,
явления,
таких
носящие
как
новые
антиобщественный
характер и стали мотивами некоторых негативных явлений,
проявившихся в 90-егг. в американском обществе. Одним из
таких явлений являются расстрелы в американских учебных
заведениях.
легко
Расстрелы в школах являются самым ярким и
прослеживаемым
социальным
аспектом
деструктивизации массовой культуры в период 90-х гг., а к
концу
десятилетия
заведениях
сами
трагедии
стали
в
американских
частью
массовой
учебных
культуры,
переставая быть в основе своей американским явлением.
Подобные случаи подростковой агрессии происходят в других
странах, и даже в России. Расстрелы в школах образовали
свою субкультуру с отличительными особенностями.
Степень изученности темы. Специальных работ, в
которых
авторы
деструктивности
периода
и
рассматривают
американской
влияние
этого
проблематику
культуры
процесса
на
исследуемого
американское
общество, в России нет. Основной материал для исследования
находится
в
общих
исторических
и
культурологических
работах.
Наиболее полную характеристику внутриполитической
жизни США дает американский автор Дэниел Макинери в
своей
работе
исследованием
1
«США:
История
Д.Макинери
страны»1.
можно
Макинери Д. США: История страны/Макинери Д.- М., 2009.
6
Наравне
поставить
с
книгу
Э.А.Иваняна
США»2.
«История
интересующему периоду находится
времени
стран
Европы
и
Так
же
очерк
по
в История новейшего
Америки.
гг.3
1945-2000
Обобщающий вывод в целом по развитию США в ХХ в., уделив
особое внимание 1980-м и 1990-м гг. сделал В.В.Согрин в
своей
статье
«США
в
ХХ
веке.
Тенденции
и
итоги
общественно-исторического развития»4.
Что касается отдельных работ, посвященных тому или
иному
президенту,
то
здесь
ситуация
обстоит
лучше.
Больший интерес у историков и экономистов вызывает
Рональд
Рейган
и
его
неконсервативная
экономическая
система – «рейганомика». Рейгану посвящена работа Э.А.
Иваняна «Рональд Рейган – хроника жизни и времени» 5,
название которой говорит само за себя, дается подробная
характеристика деятельности сорокового президента США и
времени
нахождения
его
у
власти
скорее
даже
в
публицистической манере, чем научной. Так же Рейгану
посвящен
капитальный
труд
В.Н.Гарбузова
«Революция
Рональда Рейгана»6. В нем дается комплексный анализ
«рейганомики»
и
статистических
приведено
данных
и
огромное
количество
выводов
касательно
внутриполитических итогов правления Рейгана.
Джордж
Буш-старший
меньше,
интересует
специалистов
гораздо
информацию о его президентстве в основном можно взять из
общих работ рассмотренных выше. Билл Клинтон так же еще
не получил посвященной своему президентству отдельной
2
Иванян Э.А. История США/Иванян Э.А.- М., 2004.
История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-2000 гг. / Под ред. Е.Ф.
Язькова. М., 2003.
4
Согрин В.В. США в ХХ веке. Тенденции и итоги общественно-исторического развития
// Общественные науки и современность. 1999. № 9.
5
Иванян Э.А. Рональд Рейган – хроника жизни и времени/Иванян Э.А. - М., 1991.
6
Гарбузов В.Н. Революция Рональда Рейгана/Гарбузов В.Н.- М., 2008.
3
7
монографии,
но
в
статье
А.Н.Исайкиной
«Концепция
социально политики президента Клинтона (1993-2001гг.)» 7
имеется обширный анализ основных социальных успехов и
неудач Клинтона. Так же можно найти большой раздел,
посвященный политике «Новых демократов» во главе с
Клинтоном, в работе В.О.Печатнова «От Джефферсона до
Клинтона»8, в котором упор делается на внутриполитическую
деятельность Белого дома.
Историография движений 1960-х гг. представлена в
основном работами американских авторов. Следует отметить,
что тема американской культуры неоднократно поднималась
и
советскими
историками.,
противостояния
времен
но
из-за
Холодной
идеологического
войны,
эти
работы
являются малоинформативными для данного исследования и
скорее
отражают
настроение
советского
партийного
аппарата, чем реальный анализ массовой культуры США. В
1969г.
Вышла
монография
контркультуры»9
в
Теодора
которой
автор
Рошака
дает
первый
«Истоки
анализ
молодежных движений того периода и вводит в научный
оборот термин «контркультура». Существует немало работ
посвященных Новым левым как например «Новые левые:
история.»10
написанная
Уильямом
О`Нилом
и
опубликованная так же в 1969 г., или монография 1994 The
New Left and the labor, созданная Питером Леви.11
7
Исайкина А.Н. Концепция социальной политики президента Клинтона (1993 –
2001гг.) // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. Выпуск № 37.
8
Печатнов В.О. От Джефферсона до Клинтона.: Демократическая партия США в
борьбе за избирателя. М., 2008.
9
Рошак Т. Истоки контркультуры/Теодор Рошак. –М.: АСТ, 2014. 380с.
10
O`Neil William L. The New Left: a history/William L. O`Neil. Wheeling, Illinois, 2001.144p.
11
Levy Peter B. The New Left and the labor in the 1960s/Peter B. Levy. Illinois, 1994. 291p
8
Существует
множество
работ
непосредственно
о
массовой культуре авторов разных стран, но в них если и
рассматривается
негативные явления, которые породила
массовая культура, то в основном эти явления сводятся к
проблемам
общества
потребления.
В
последние
годы
массовая культура становится все более привлекательной
областью
исследования
для
российских
ученых.
Для
российских исследователей наиболее интересно развитие и
влияние
массовой
культуры
в
России;
при
этом
в
большинстве своем они дают негативную оценку масскульту
и
порождаемым
им
бездуховности
и
потребительству.
Возможно, это вызвано советской привычкой критиковать
буржуазную культуру США. К таким авторам относится
Ильин А.Н., в чьих монографиях идет очень глубокий анализ
влияния
массовой
культуры
на
общество,
образование
общества потребления, изменение человеческих ценностей
под воздействием массовой культуры и идей, которые она в
себе несет. Им опубликованы две монографии: Субъект в
массовой культуре современного общества потребления (на
материале китч-культуры)»12 2010 года и «Культура общества
массового потребления»13 2014 года.
Единственная работа на русском языке, где исследуется
насилие в культуре, это монография К.А. Тарасова «Насилие
в зеркале аудиовизуальной культуры», 2005 г. 14 Автор дает
серьезный анализ восприятия сцен насилия в киноискусстве
молодым поколением российских зрителей в 1990-е гг.
12
Ильин А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления ( на
материале китч-культуры)/Ильин А.Н. – Омск: «Амформа», 2010. 376с.
13
Ильин А.Н. Культура общества массового потребления/Ильин А.Н. – Омск: Изд-во
ОмГПУ, 2014. 208с.
14
Тарасов К.А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры/Тарасов К.А. – НИИ
киноискусства Агенства по культуре и кинематографии. – М., 2005. – 384с.
9
Данная работа ценна методологией и общими моментами для
исследования культуры и влияния
негативных идей на
зрителя.
Также стоит упомянуть и других отечественных
авторов,
которые
занимаются
проблемами
массовой
культуры. В частности отметим монографию А.В. Костиной
«Массовая
культура
как
феномен
постиндустриального
общества»15, где автор дает масштабный анализ массовой
культуры, начиная с проблемы зарождения и хронологии
массовой
культуры,
обращаясь
ко многим
философским
концепциям, для более ясного и полного понимания этого
явления.
Особое внимание хотелось бы уделить исследованию
И.А.Криничной «Массовая культура и ее отличительные
особенности»16. Автор дает набор характерных черт массовой
культуры, как негативных, так и позитивных, не уходя в
обличение
массовой
культуры
как
исключительно
негативного явления. Так же нельзя обойти вниманием
статью А.В.Соловьева «Общество потребления и движение
контркультуры в США во второй половине ХХ века» 17. В ней
дается
описание
проблем,
с
которыми
сталкивается
американское общество в период глобализации культуры, а
также рассматривается, к каким социальным последствиям
приводит модель «общества потребления».
Также стоит сказать о работах посвященных такому
явлению
как
контркультура.
Развитию
современной
контркультуры посвящена работа канадских исследователей
15
Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального
общества/Костина А.В. – М.: «ЛИБРОКОМ»,2013. – 352с.
16
Криничная И.А. Массовая культура и ее отличительные особенности. Режим
доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/1643.pdf , дата обращения: 20.02.2019
17
Соловьев А.В. Общество потребления и движение контркультуры в США во второй
половине ХХ века // Вестник Рязанского государственного университета Им. С.А.
Есенина .№ 30, 2011
10
Джозефа Хиза и Эндрю Поттера «Бунт на продажу: как
контркультура
создает
новую
культуру
потребления» 18,
вышедшая на русском языке в 2007 году. В ней дается очень
интересно
изложенный
анализ
идей
и
процессов
контркультуры, и выдвигается крайне интересная идея о том,
что контркультура несет в себе стремление стать новой
массовой культурой.
Все больше американских исследователей в последние
годы начинают связывать проблему насилия с влиянием
массовой культуры. К работам в которых осуществляется
анализ данной взаимосвязи относятся: «Violence in American
Popular Culture»19 Дэвида Шмида ,вышедшая в 2015 году. В
ней рассматривается насилие через призму американской
культуры. Шмид анализирует всю культуру США и говорит о
наличие насилия в ней с самого зарождения государства.
Существует работа про американский кинематограф 90-х
гг. «Cinema of Simulation. Hyperreal Hollywood in the Long
1990s»20
Рэнди Лэйста, в которой анализируются наиболее
значимые фильмы и режиссеры девяностых годов такие как
Квентин Тарантино, Оливер Стоун,
Джэймс Камерон и
другие.
Имеются работы по отдельным субкультурам, и общие, в
которых дается описание большого числа субкультур, или
характеристика одной из них. Примером последнего может
послужить исследование Е.Л.Работягиной «Гранж в мировой
18
Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу: как контркультура создает новую культуру
потребления/Хиз Дж., Поттер Э. 2007.- 456с. URL: http://coollib.com/b/169719/read
(дата обращения: 12.12.2019)
19
Schmid D. Violence in American Popular Culture/Schmid D. – Praeger,2015. – 623 p.
20
Laist R. Cinema of Simulation. Hypperreal Hollywood in the Long 1990s/Laist R. –
Bloomsberry, 2015.- 272p.
11
культуре»21,
в
котором
дается
исчерпывающая
характеристика данного музыкального жанра и одноименной
субкультуры.
Работа
А.Керви
«Молодежные
субкультуры
США и Великобритании с конца 1940-х по наши дни» 22
содержит общие характеристики разнообразных молодежных
объединений, а также их деятельности. В работе В.СоловьеваСпасского «Всадники без головы или рок-н-ролльный бэнд» 23
дается описание и анализ жизни и творчества наиболее
значимых
интерес
представителей
для
посвященная
рок-культуры.
исследуемой
субкультуре
темы
«гранжа»
Наибольший
представляет
во
главе
глава
с
Куртом
Кобейном.
Существуют
отдельные
исследования,
посвященные
проблемам преступности, насилия и проблеме подростков и
оружия в американских школах. В 1994 г. вышли несколько
сборников
под
предотвращение
общим
насилия»
названием
«Понимание
(Understanding
and
и
Preventing
Violence)24, в которых обсуждались причины насилия, а так
же способы контроля и сокращения преступности. По заказу
правительства
является
причин
США
анализ,
насилия
создаются
сбор
в
работы,
статистических
школах.
Ярким
целью
данных
которых
и
примером
поиск
такого
исследования является Lethal Violence in Schools: A National
Study Final Report25, изданный в 2001 г. Так же интерес
21
Работягина Е.Л. Гранж в мировой культуре. URL:
http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/style_theorie/styl_predmet/rabotyagina-e.l.granzh-v-mirovoj-kulture.html (дата обращения: 13.02.2019)
22
Керви А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши
дни. URL : http://vookstock.narod.ru/diplom.html . (дата обращения : 15.02. 2019)
23
Соловьев-Спасский В. Всадники без головы или рок-н-ролльный бэнд. Спб.: Скифия,
2003.- 456с.
24
Reiss А. Jr. ,Roth J.A. Understanding and Preventing Violence, Volume 3: Social
Influences. Washington: National Academy Press, 1994.
25
Gaughan Е.,Cerio J.E., Myers R. Lethal Violence in Schools : A National Study Final
Report. NY.: Alfred University, 2001.
12
вызывает исследование 2003 г. с похожим названием Deadly
Lessons:
Understanding
которого
пытаются
Lethal
School
найти
Violence 26,
причины,
авторы
заставляющие
подростков приносить оружие в школу. Не со всеми их
выводами можно согласиться, но от этого работа не теряет
своей
значимости.
посвященные
Также
отдельно
есть
работы
трагедии
в
Дэйва
Каллена,
Колумбайн.
Это
монография изданная в 2009 г. «Колумбайн» 27, приуроченная
к десятилетию массового расстрела учеников,
и более
ранняя статья The Depressive and the Psychopath. At last we
know why the Columbine killers did it 28. Как и прочие
исследователи причин школьного насилия Каллен пытается
понять причины происшествия и говорит о национальном
масштабе
школьных
расстрелов,
выдвигая
собственную
теорию мотивов американских трагедий.
Объектом
данного
исследования
является
американская массовая культура в 1960-2000-х гг. В качестве
предмета рассматриваются деструктивные идеи массовой
культуры США в указанный период.
Цель работы – выявить особенности деструктивных
процессов в американской массовой культуре 1980-90х гг. и
определить их влияние на рост негативных социальный
явлений в американском обществе в данный период.
задачи:
26
Mark H. Moore, Carol V. Petrie, Anthony A. Braga, and Brenda L. McLaughlin. Deadly
Lessons: Understanding Lethal School Violence, 2003.
27
Cullen D. Columbaine. 2009. URl : http://www.davecullen.com/columbine.htm , дата
обращения: 13.02.2019
28
Cullen D. The Depressive and the Psychopath. At last we know why the Columbine killers
did it. URL:http://www.slate.com/articles/news_and_politics/assessment/2004/04/
the_depressive_and_the_psychopath.html, дата обращения: 20.02.2019
13
- рассмотреть основные социальные движения 1960-70-х гг.
для
определения
истоков
деструктивных
тенденций
в
массовой культуре США;
- проанализировать социально-экономическое развитие США
в
80
-
90-е
гг.
ХХ
в.
как
фактор,
способствующий
деструктивизации молодежной массовой культуры;
- изучить американскую культурную обстановку 80-90-х гг.
для выделения и анализа деструктивных идей;
-
выявить
и
исследовать
негативные
процессы
в
американском обществе указанного периода, на которые
оказала влияние деструктивизация массовой культуры.
Научная новизна исследования заключается в том, что
работ по теме деструктивности массовой культуры и ее
влиянию на
американскую молодежь в нашей стране не
существует.
В
выполняются
США
в
близкие
основном
по
данной
публицистами,
а
теме
не
работы
учеными
исследователями.
К научным результатам, обладающим элементами новизны
относятся следующие:
- постановка проблемы школьного насилия на примере
массовых расстрелов в школах, как культурного феномена и
описание этапов становления культуры насилия в школах;
- создание методологии работы с группой аудиовизуальных
источников
таких
кинематограф,
как
художественный
музыкальные
композиции
и
игровой
музыкальные
видео клипы, как с группой исторических источников и
введение
данной
группы
использование;
14
источников
в
научное
Теоритическая
значимость
заключается
междисциплинарном характере исследования,
в
расширении
предметной области за счет описания и анализа такого
нового
социального
явления,
как
культура
школьного
насилия, которое вышло за пределы США и уже стало частью
российской реальности.
Практическая
значимость
заключается
в
том,
что
результаты, полученные в ходе исследования, могут лечь в
основу лекционных курсов по массовой культуре США.
Исследование
феномена
культуры
насилия
в
учебных
заведениях можно продолжить с психологами и педагогами и
выработать
более
точную
модель
личности
подростка,
склонного к попыткам реализации американского сценария
школьного насилия, выявлению нездорового социального
климата в школах. В дальнейшем это может помочь быстрее
реагировать на проблемы в учебных заведениях и успешнее
пресекать возможность насильственных действий в момент
зарождения конфликта.
Методологической
неопозитивистский
базой
исследования
является
подход, признающий, что те или иные
исторические процессы проходят под влиянием различных
факторов, но не абсолютизирующий их значение.
Исследование носит междисциплинарный характер, в
работе использовались не только исторические методы, но и
культурологические и социологические. Большое внимание
уделяется анализу аудиовизуальных источников, таких как
художественный
кинематограф
и
популярная
музыка.
Художественное игровое кино редко используется в качестве
исторического источника и методология работы с ним для
15
исторического исследования отсутствует, в связи с этим
автор
разработала
аудиовизуальными
музыкальных
произведен
свою
методику
источниками
композиций
текстовый
и
на
работы
примере
исследуемого
визуальный
с
кино
периода.
анализ
и
Был
фильмов,
музыкальных видео и музыкальных композиций.
В данной работе автор исходит из того положения, что
девиантное
поведение,
асоциальность
следствием
преступность,
наркотики,
в молодежной среде не являются прямым
современных
экономических
потрясений,
поскольку негативные (кризисные) процессы в экономике в
последние десятилетия не приводят к тотальному обнищанию
масс,
высокому
совершать
уровню
преступления
безработицы,
из-за
необходимости
необходимости
добыть
средства к существованию. На наш взгляд, это процесс
опосредованный. Экономические потрясения так или иначе,
косвенным
образом
влияют
на
восприятие
молодым
поколением современного ему мира, находят свое отражение
в
массовой
культуре,
порождают
косвенным
образом
различные культурные направления, отличающиеся своей
асоциальностью.
Это
в
свою
очередь
приводит
к
соответствующим моделям поведения для молодых людей,
сформировать
направление.
которые
А
уже
может
даже
соответствующее
музыкальное
состояние
умов
вызывает социальную агрессию, ведет к единичным или
массовым случаям нарушения существующих порядков.
При написании данной работы автором использовались
как
общенаучные
(анализ,
синтез),
16
так
и
специально-
исторические
методы
(сравнительно-исторический,
проблемно-хронологический).
Положения выносимые на защиту
1. Молодежные и общественные движения 1960-70-х гг.
для того времени носили деструктивный характер
потому
что
меняли
основы
привычной
жизни
американского общества, но для современности итоги
этих движений носят в основе своей позитивный
характер.
2. Процесс деструктивизации массовой культуры в 90-е
гг.
был
необратим
и
лишь
на
первом
этапе
возникновения деструктивных идей в контркультуре
80-х гг. имел прямую зависимость от ухудшения
социально-экономической
администрацией
Р.
политики
Рейгана,
проводимой
экономическое
благополучие периода президентства Б. Клинтона не
оказало изменения в деструктивных идеях, которые
транслировала массовая культура после частичного
поглощения контркультурных тенденций 80-х гг.
3. В массовой культуре всегда в той или иной мере
присутствуют деструктивные идеи, но они не всегда
становятся
активаторами
негативных
социальных
явлений в обществе, как пример движения 1960-х гг.
4. Феномен
массовых
расстрелов
в
американских
учебных заведениях в настоящее время имеет статус
культурного явления, которое распространилось за
пределы США;
5. Аудиовизуальные
источники
такие
как:
художественный игровой кинематограф, музыкальные
17
композиции и музыкальные видео клипы являются
историческими
источниками
привычными
источниками
наравне
с
более
документального
характера.
Апробация работы
Выступления на конференции по американистике на базе
Северного
Арктического
Федерального
Университета
в
Архангельске в 2016 и 2018 годах
Публикации:
- Деструктивные процессы в массовой культуре США в 1990-е
гг. Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и
молодых
ученых.
Сборник
материалов
конференций.
Архангельск, САФУ, 2016
- Формирование культуры «колумбайнеров» в американских
учебных заведениях и ее влияние на молодежную среду в
современной России Вестник Вятского Государственного
Университета. 2018 №4
- Анализ аудиовизуальных документов, как исторических
источников на
примере художественного кинематографа,
музыкальных композиций и
видеоклипов массовой
культуры США в 1990-е гг. Общество: философия, история,
культура. 2019 №10
Источниковая база исследования достаточно обширна и
её можно разделить на несколько групп: официальные
документы,
периодическая
печать,
аудио
и
визуальные
источники и источники мемуарного жанра.
Официальные
многочисленными
документы
законами,
актами,
представлены
посланиями,
докладами, планами бюджетов принятыми, изданными и
18
опубликованные в период правления Р. Рейгана, Дж. Буша
Старшего и Билла Клинтона. Наиболее значимыми для
исследования
являются
экономического
документы
характера,
такие
как
социально-
«Экономические
отчеты» ежегодно издающиеся в Вашингтоне, президентские
программы,
оглашаемые
при
иннаугурационной
речи,
которые содержат в себе план мероприятий по внешней и
внутренней политике президента на срок своих полномочий.
Акты,
касающиеся
социального
обеспечения,
так
как
социальная политика ставится в приоритетное положение
при рассмотрении ее последствий для культурной обстановки
в стране, как например «Закон о личной ответственности и
возможностях трудоустройства» от 1996г.29 или билль о
борьбе
с
преступностью
подробный
перечень
1994
г.30,
в
мероприятий
котором
изложен
правительства
по
контролю и снижению уровня преступности. Также билль
содержит
например
в
себе
закон,
и
другие
законодательные
ограничивающий
акты,
как
распространение
некоторых видов огнестрельного оружия31.
Периодическая печать используется как катализатор
распространения
интересны
массовой
культуры,
разнообразные
рейтинги
поэтому
очень
музыкальных
исполнителей, составлявшиеся в 90-е гг. многими ведущими
29
Law on a personal responsibility and employment opportunities. 1996. URL:
http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-104hr3734enr/pdf/BILLS-104hr3734enr.pdf дата
обращения: 20.03.2016.
30
Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994. URL:
https://www.ncjrs.gov/txtfiles/billfs.txt. дата обращения: 14.03.2016
31
Public Safety and Recreational Firearms Use Protection Act. 1994. URL:
http://thomas.loc.gov/cgi-bin/query/D?c103:5:./temp/~c103oHjQKaю дата обращения:
14.03.2016
19
журналами, например
«Kerrang»32, «The Rolling Stone»33. В
журналах и другой периодической печати крайне интересны
статьи-рецензии на фильмы, книги и музыкальные альбомы.
Кроме того, через прессу можно проследить отношение
американцев
к
той
или
иной
инициативе
президента,
примером является влиятельная газета «New York Times» за
1996 г. с публикациями о позиции Клинтона по социальным
вопросам34.
Так
же
периодическая
печать
является
источником новостных сообщений о применении оружия в
школах35.
Аудио и видео источники по данному периоду крайне
многочисленны
и
разнообразны.
Назову
основные
музыкальные альбомы, которые имеют наибольшую ценность
для данного исследования : Nivana – «Nevermind» ( 1991г.),
The Smashing Pumpkins – Siamese Dream(1993 г.), Mellon
Collie & The Infinite Sadness (1994г.),
Downward Spiral (1994 г.),
Nine Inch Nails – The
Marilyn Manson – Antichrist
superstar (1996 г.), - Mechanical Animals (1998 г.), – Holy Wood
(2000 г.)
Видео источники следует разделить на группы:
-
музыкальные
видеоклипы,
перечисленных
выше
исполнителей, дают визуальное отражение идей, которые
музыканты доносили до слушателей и зрителей. Клипы 90-х
гг. являются культовыми для жанра музыкальных видео.
Особенно яркие
и запоминающиеся видеоклипы Nirvana
32
Kerrang Magazine апрель 1994. URL: http://anthonykiedis.net/2011/02/new-magazinescan-kerrang-483-1994/ (дата обращения: 27.02.2016)
33
The Rolling Stone. Январь 1994. URL : http://www.rollingstone.com/music/news/kurtcobain-the-rolling-stone-interview-19940127. (дата обращения: 25.02.2016)
34
Mitchell A. Despite His Reversals, Clinton Stays Centered. «New York Times». July 28,
1996.URL: www.nytimes.com; The Social Divide. (дата обращения: 12.03.2016)
35
Brown J. Doom, Quake and mass murder. Gamers search their souls after discovering the
Littleton killers were part of their clan. URL: http://www.salon.com/1999/04/23/gamers/
(дата обращения: 20.02.2016)
20
«Smells Like Teen Spirit» с альбома Nevermind 1991 г., «Heartshaped box» с альбома In Utero 1993 г., Nine Inch Nails:
«Wish» 1992 г. , «Closer» 1994 г., «The Perfect drug» 1997 г., и
конечно, видеоклипы Marilyn Manson: «The Beautiful People»
1996г., «Man That You Fear» 1996 г., «The Dope Show» 1998 г.,
« I Don't Like The Drugs» 1998 г., «Coma White» 1998 г., и ряд
других музыкальных видео;
- записи концертов, на них можно увидеть молодежь 90х
гг. такой какая он есть, яркий пример такого видео это
записанный на видео тур Nine Inch Nails «Clouser» 36 1995 г., и
концерты других представителей сцены 90-х гг., на которых
можно видеть эмоциональный отклик молодежи;
-
художественные
фильмы.
Квентин
Тарантино
–
«Бешенные псы» и «Криминальное чтиво», Оливер Стоун
«Прирожденные убийцы», Дэвид Линч – «Синий бархат»,
«Шоссе в никуда», Грек Араки «Поколение игры Doom»,
Роберт Родригес «От заката до рассвета» и множество других
кинолент, которые дают представление о культурном посыле
в массы через кино, многие из этих фильмов
описывали,
конечно, не с документальной четкостью, подростков и
молодежную культуру того времени. Так же необходимо
выделить фильмы, в которых сюжетом является насилие в
школах,
ставшие
ответом
на
трагические
события
в
американских учебных заведениям. Режиссеры показывают
свое восприятие мотивов и личностей «стрелков». К таким
фильмам относятся «Слон» Гаса Ван Сента, который получил
золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в 2002
г., «Сердце Америки» Уве Болля (2002 г.) и ряд других,
основная часть режиссеров предпочитает экранизировать
36
Nine Inch Nails. The Self-destruct tour. 1995
21
события 20 апреля 1999 г. в городе Литтлтон в школе
«Колумбина»;
- документальные фильмы и видеозаписи. Майкл Мур –
«Боулинг
для
Колумбины»
2002
г.
Режиссер
дает
разностороннюю оценку американской свободы ношения
оружия, и показывает, к каким печальным последствиям она
может привести. Так же в фильме задействованы некоторые
герои сцены девяностых и нулевых годов.
Источники
мемуарного
жанра
представлены
автобиографиями самих музыкантов, героев сцены 90-х гг..
Примером одной из них может послужить автобиография
Брайана Уорнера, более известного как Мэрилин Мэнсон,
созданная при участии Н. Штрауса «Долгий, трудный путь из
ада» (англ. Marilyn Manson: The Long Hard Road out of Hell)37.
Уорнер сам дает объяснения своему шок-имиджу выводя его
из
детских
переживаний.
В
полной
искренности
произведения можно усомниться, благодаря все тому же
имиджу музыканта, но книга произвела большое впечатление
на молодых поклонников творчества Мэрилина Мэнсона, а
значит, имеет, по крайней мере, эмоциональный посыл, что
так же является очень важным элементом при рассмотрении
влияния культуры на молодежь.
Очень ценными для понимания мотивов школьного
насилия,
являются
«стрелков»,
Эрика
дневниковые
Харриса,
записи,
опубликованные
одного
на
из
сайте,
посвященном жертвам трагедии в школе «Columbine» 20
апреля 1999 г.
38
37
Уорнер Б.Х., Штраус Н. Мэрилин Мэнсон: Долгий, трудный путь из ада/ Уорнер Б.Х.,
Штраус Н. - М.: «Корсар», 2001. – 240с.
38
URL: http://www.acolumbinesite.com/eric/writing/journal/jindex.html, (дата обращения:
20.02.2016).
22
Глава 1. Истоки формирования социальных тенденций
в американской молодежной культуре в 1960-70-е гг..
1.1
Основные
черты,
функции
и
особенности
массовой культуры.
В первом параграфе определяются хронологические рамки
возникновения массовой культуры, рассматриваются первые
работы
посвященные
анализу
масс,
как
например
«Демократия в Америке»39 А.де Токвилля вышедшая в свет в
1835 г.
Массовая культура в своем привычном понимании возникает
в США с появлением Голливуда, как культурного феномена и
распространением
американской
культуры
за
пределы
североамериканского континента ближе к середине ХХ века.
Уточняется
термин
массовая
культура
-
культура
большинства, в основе которой лежит тиражирование и
потребление образов, для создания которых используются
наиболее простые и понятные усредненному человеку идеи,
частично созданные самой массой, частично заимствованные
из народной и элитарной культуры. Массовая культура
открыта для любых идей, она переваривает их, упрощает,
делает хорошо потребляемыми массой.
Множество идей массовая культура берет из контркультуры,
которая противопоставляет себя ей, тем самым помимо
содержательного обогащения, массовая культура снижает
уровень
протеста
в
контркультурной
среде
и
дает
своеобразную разрядку обществу.
Далее
рассматриваются
основные
функции
массовой
культуры такие как:
Токвилль А. де. Демократия в Америке/ Токвилль А.де. пер.Олейник В.,
Иванян И. – М.: Прогресс, 1992. – 554с.
23
39
- регулирующая – создание норм и ценностей общества;
- функция передачи социального опыта;
- гедонистическая функция – получение удовольствия при
взаимодействии с предметами культуры;
-
коммуникативная
–
национальная
культура
создает
определенную среду для общества в которой представителем
именно
этого
общества
взаимодействовать
между
достаточно
собой,
комфортно
представителям
других
культур не сразу станет легко общаться между собой, но
существует
массовая
культура,
которая
пытается
быть
понятной для всех и каждого представителя разных культур;
- компенсаторная – наслаждение культурными ценностями,
прослушивание музыки, просмотр кинофильмов, чтение книг
и
так
далее,
оказывают
на
человека
расслабляющее
действие;
- интеграция людей в существующую систему общественных
отношений;
-переключение внимания людей, входящих и принимающий
систему ценностей поп-культуры;
- психологический контроль над умами масс и влияние на них
с
целью
формирования
стереотипного
стандартных
мышления
и
потребностей,
приемлемых
форм
приспособления и приобщения к новому миропорядку.40
1.2
Зарождение
основных
направлений
социальной активности американской молодежи в
1960-е гг.
Во втором параграфе дается краткий анализ социальноэкономического
развития
США
40
в
1960-70-е
гг.
Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: Вече., 2003.
С.224
24
и
рассматриваются основные общественные движения данного
периода:
Борьба за права чернокожих,
движение
против
войны
во
движение Новых левых,
Вьетнаме,
движение
за
расширение прав женщин, движение хиппи. Перечисленные
молодежно-общественные движения в настоящее время мало
кому покажутся деструтивными наоборот, они являлись
очень
созидательными
и
позитивными
меня
отношения
общества к очень важным вопросам и приближали более
приятное для многих будущее. Но для основной массы
американцев
они
несли
деструктивный
характер,
они
уничтожали привычный уклад жизни. Но существовали и
крайне
негативные
проявления
в
этих
достаточно
позитивных движениях. Из борьбы афроамериканцев за свои
права сформировалась партия или движение Черных пантер,
которая носила экстремистский характер. А на философии
движения хиппи создал свою «семью» Чарльз Мэнсон.
Движения 1960-70-х гг. показали американской молодежи,
что она может быть услышана, что люди имеют право голоса
и способны менять реальность, в которой они живут.
Касательно преемственности с культурой 1980-х и 90-х гг.
здесь несколько сложнее, одним из основных проводников
идей контркультуры в 60-е и массовой культуре в 90-е стала
музыка.
Шестидесятые
десятилетиям,
годы
развитию
самоидентичности,
периода
задали
тон
культуры,
раскрепощению
молодежь
становится
американского общества.
25
всем
музыки,
последующим
молодежной
молодежи.
активной
С
этого
частью
Глава 2.
Социально-экономическое развитие США во
второй
половине 80 – 90-е гг. ХХ в. и деструктивные тенденции
в американской молодежной культуре
2.1Социальная политика Р. Рейгана и Джорджа Буша
Старшего, как фактор влияния на деструктивизацию
контркультурного движения
Проведен
анализ
социальной
политики
в
период
президентства Рейгана и Буша старшего. При вступлении
Рейгана в должность американская экономика находилась в
предкризисном состоянии: рост инфляции, рост безработицы,
дефицит федерального бюджета. Экономическая программа
Рейгана,
озвученная
в
1981
«рейганомики».
Она
финансирования
социальных
г.,
получила
предусматривала
программ
и
название
сокращение
увеличение
расходов на оборону страны .По мнению администрации
Рейгана, сокращение социальный программ и выплат должно
было стимулировать людей на поиск работы и улучшение
своего
материального
изменения
затронули
положения.
программы,
Самые
значительные
направленные
на
поддержание беднейших слоев населения, - были отменены
продовольственные
карточки и уменьшены пособия для
матерей-одиночек, сокращены выплаты на льготный проезд в
общественном
сокращение
бедных
транспорте,
произошло
финансирования
слоев
населения,
строительства
сокращение
программ и далее в том же ключе.
26
масштабное
жилья
для
образовательных
За восемь лет администрации Рейгана дефицит бюджета
увеличился более чем, втрое с 54,5 млрд. долларов в 1981 г.,
до почти 200 млрд в 1989 г.41Значительные негативные
изменения произошли в отношении малообеспеченной части
американского общества. Политика сокращения социальных
программ для малоимущих американцев сильно затронула
интересы данной части общества, а это почти 11% населения,
около 35 млн человек. За период с 1980 по 1987 гг. расходы
на социальные программы сократились с 27% до 16% от
общей суммы расходов. На 82% сократились расходы на
строительство
жилья
для
малообеспеченных
граждан.
Статистика показывает рост преступности в течение всего
периода
нахождения
Рейгана
и
Буша
Старшего
в
президентском кресле. Общее количество преступлений с
1980 по 1991 возрастает с 13 408 300 до 14 872 900 42 случаев
в год.
Главным социальным последствием рейганомики стало
углубление
общественного
неравенства
между
ее
«жертвами» и «верхами общества»43.
Именно в этот период в американской, пока еще контр- и
субкультурной
нашедшие
среде
свое
появляются
отражение
в
деструктивные
возникновении
идеи,
новых
музыкальных стилей: «гранж» и «индастриал». В период
ухудшения социального положения, молодежь чувствует эти
изменения
особенно
остро,
впитывая
и
перерабатывая
окружающую реальность, молодые люди могут выпустить
негатив через творчество, что и случилось, в последствии с
41
The Universal Almanac 1997.Ed. By J.W. Wright Kansas City Р.205
United States Crime Rates 1960 - 2014 . URL:
http://www.disastercenter.com/crime/uscrime.htm (дата обращения : 12.03.2016)
43
Печатнов В.О. Демократы в поисках нового облика // США: экономика, политика,
идеология. 1981 №7. С. 31-32
42
27
культовыми музыкантами, которые в 1980-е гг. были еще
никем,
а
только
людьми
с
несколько
другим,
более
негативным взглядом на окружающую действительность.
2.2
Изменение внутренней политики США в период
президентства Б. Клинтона
С
приходом
происходят
к
власти
очень
демократического
позитивные
изменения
в
президента
социальной
сфере: возвращение финансирования для ряда социальных
программ,
приоритетный
финансирования,
принцип
улучшение
социального
качества
образования,
улучшение качества жизни мигрантов, Клинтон выступал за
реформирование
президентства
здравоохранения,
были
рекордные
за
темпы
8
лет
роста
его
ВВП
и
американский бюджет достиг профицита. Период ,когда Билл
Клинтон был президентом, является одним из наиболее
благоприятных
и
внешнеполитических
успешных.
конкурентов
США
после
не
имели
распада
СССР,
экономика шла в гору, , уровень безработицы был рекордно
низким, у значительной части населения Америки росли
доходы, увеличилась продолжительности жизни. 1990-е гг. в
США
–
это
экономического
замечательный
и
социального
период
с
точки
благосостояния.
зрения
В
90-е
Америка вернулась на позиции социального государства. И
здесь возникает сложность: в 80-е гг. в контркультурной
среде начинается рост деструктивных идей, связанных с
политикой Рейгана, но в 90-е гг., очень благополучные, рост
деструктивности культуры не останавливается, а наоборот,
продолжает набирать темпы. Музыкальные направления 80-х
28
гг. такие как гранж и индастриал становятся флагманами
массовой культуры 90-х наравне с поп-музыкой. Массовая
культура, поглотив контркультурные идеи, сделала их своей
частью, распространив на большую аудиторию не только в
самих Штатах, но и вынеся их за пределы американской
культурной среды.
2.3 Деструктивные идеи как составная часть массовой
культуры США в 1990-е гг.
В
третьем
параграфе
функционирующих
в
производится
массовой
анализ
культуре
и
идей
анализ
кинематографа и музыкальной сцены Америки в указанный
период.
Для
анализа
были
взяты
фильмы
наиболее
популярных режиссеров того времени, которые до сих пор
носят
статус
культовых:
картины
Квентина
Тарантино,
Оливера Стоуна, Дэвида Линча и др. Так же проведен анализ
музыкальных композиций и видеоклипов групп Nirvana, Nine
Inch Nails, Marilyn Manson, Smashing Pumpkins, Garbage,
Korn, Ministry, Skinny Puppy и др.
Основные идеи, выделенные автором:
- Бунт против системы (основа контркультурных идей);
-
Саморазрушение
(посредством
наркотиков,
алкоголя,
суицида, что также является протестом против общества);
-
Индивидуализм
(на
грани
с
антиобщественностью,
нонконформизм);
- Культ оружия;
- Насилие и агрессия в самых разных проявлениях; можно
говорить о «культуре» насилия;
29
-
Обреченность
(ненужность
человека
в
этом
мире
и
отсутствие будущего).
Возможно 90-е гг. являются одним из самых ярких периодов
в культуре США. Это десятилетие насыщено идеями, во
многом деструктивного характера, но идеи, которые можно
прочувствовать и увидеть через кинематограф и музыку, два
наиболее
эмоциональных
вида
искусства
и
наиболее
понятных для восприятия, эти идеи передают настроение
общества, которое позволяет функционировать этим идеям и
процессам в культуре.
Анализ массовой культуры, идей и
процессов, происходящих и наполняющих ее, может дать
ответы на состояние общества и изменения, происходящие в
нем. 1990-е гг. явились для Америки очень успешным и
спокойным периодом во внутриполитическом развитии и во
внешней политике серьезных противоречий не наблюдалось.
Но именно в этот период происходит сильное изменение в
культуре страны. Контркультурные идеи 1980-х гг. создают
новую
массовую
культуру
–
деструктивную
культуру,
переполненную сценами насилия, агрессией, обреченность.
Но видимо, этого хотело общество, идеи небольшой группы
молодых людей чувствовавших себя некомфортно в 1980-х гг.,
и сумевших выразить свое состояние с помощью искусства,
эти идеи прижились в обществе 1990-х гг.
Глава
3
Последствия
деструктивных
процессов
в
массовой культуре для американского общества.
3.1 Насилие в американских школах как отражение
социальных и культурных тенденций в молодежной
среде
30
Основной формой школьного насилия, исследуемого в данной
работе,
являются
массовые
расстрелы
в
американских
учебных заведениях. Все вышеперечисленные деструктивные
идеи нашли свое отражение в культуре школьного насилия в
90-е
гг.
Данное
социальное
явление
практически
не
исследовано в России. В Соединенных Штатах изучение
данной проблемы в основе своей носит публицистический
характер. Через анализ информации в американских СМИ и
дневниковых записях, частично опубликованные на интернет
ресурсах, можно говорить о сильном влиянии деструктивных
процессов и идей массовой культуры на подростков, которые
открывали стрельбу в американских школах и колледжах.
Все больше исследователей и журналистов в последние
несколько лет стали обращать внимание на связь между
процессами в массовой культуре и стрельбой в американских
учебных заведениях. Безусловно, нельзя говорить о прямой
зависимости деструктивных процессов и идей, которые были
рассмотрены в предыдущей главе с ростом насилия среди
подростков, но исключать эту зависимость не стоит.
Так же рассматривается хронология проблемы оружия в
американских школах, которая началась задолго до 90-х гг.,
но именно в 90-е и последующие годы она стала носить
характер
культурного
явления,
о
чем
будет
подробнее
сказано в следующем параграфе. И произведен анализ работ
американских авторов по проблеме школьного насилия. В
данном параграфе автор
описывает этапы формирования
культуры школьного насилия. Так же в данном параграфе
автор
анализирует
личность
подростка
склонного
к
проявлению интереса к субкультуре массовых расстрелов.
31
Анализ производится на основании дневниковых записей
американских
подростков,
которые
совершили
массовые
американских
учебных
убийства
3.2
Феномен
расстрелов
в
заведениях
Производится анализ наиболее значимых случаев расстрелов
в учебных заведениях с конца 80-х гг. и по настоящее время.
В период 90-х гг. массовый расстрел в школе обретает форму
культурного
становится
пределы
явления
и
отельной
Америки.
в
последующие
субкультурой,
Случаи
десятилетие
которая
похожего
выходит
насилия
за
стали
появляться и в российских учебных заведениях.
Проведен анализ массового расстрела в школе Колумбайн,
который стал для данной культуры школьного насилия
культовым
примером.
Анализ
произведен
на
основе
дневниковых записей стрелков.
Так
же
проанализированы
статистические
данные
из
американских источников, которые были собраны после
трагедии Колумбайн.
Рассмотрены
меры,
правительством
для
оружия.
Описан
предпринятые
снижения
протестный
американским
оборота
характер
огнестрельного
расстрелов
и
их
влияние на культуру и общество. Приведены похожие случаи
школьного насилия на территории России.
32
Заключение
Все рассмотренные идеи и процессы массовой культуры,
которые стали во многом определяющими и сделали 1990е
гг. отдельным культурным периодом с яркой и узнаваемой
тематикой, появляются в 1980е гг. в контркультурной среде
как
ответ
молодого
на
экономические
поколения.
и
социальные
Можно
отнести
потрясения
к
социально-
политическим факторам деструктивизации культуры попытки
республиканских президентов – Рональда Рейгана и Джорджа
Буша старшего развернуть американское общество от идеи
социального
государства,
которые
имели
серьезный
негативный отклик среди малообеспеченных и беднейших
слоев американцев.
Вряд ли Америка жила когда-либо лучше, чем в восемь
лет правления Билла Клинтона. Администрация президента
вернулась
к
масштабным
социальным
реформам,
направленным на улучшение жизни беднейших и средних
слоев
население
Америки.
Но
именно
в
этот
период
деструктивные явления молодежной культуры, которые в
1980-е
гг.,
были
«рейганомики»,
Американская
ответом
становятся
массовая
на
консервативную
частью
культура
массовой
оказывает
политику
культуры.
сильнейшее
влияние на развитие культурных процессов во всем мире.
Деструктивизм, возможно,
порожденной
стал способом избежать скуки,
«обществом
потребления»,
33
но
внес
разрушительные тенденции, в том числе и в повседневную
жизнь американцев.
Каждое десятилетие несет в себе определенные черты и
отличия
от
предыдущего
периода,
по-своему
особенно
десятилетие
каждое
и
культурное
имеет
свою
характеристику. Возможно 90-е гг. являются одним из самых
ярких периодов в культуре США, это десятилетие насыщено
идеями, во многом деструктивного характера. Выявление и
анализ этих идей дает более полное представление об
американском
обществе
Взаимодействие
человека
исследуемого
и
культуры
периода.
–
это
очень
многосторонний процесс. С одной стороны культура диктует
определенные нормы и правила поведения в обществе, с
другой стороны, если общество не настроено и не готово
принять эти нормы, то их функционирование становится
невозможным.
американское
Из
этого
общество
деструктивные
саморазрушение,
идеи,
можно
90-х
гг.
такие
насилие
и
сделать
было
как
прочие.
вывод,
готово
что
принять
культ
оружия,
Через
принятие
обществом данных идей происходит их легитимизация –
насилие
перестает
быть
исключительно
негативным
явлением, если повсеместно герои фильмов его применяют.
Так же происходит и с другими деструктивными идеями, они
легитимизируются, давая негативные последствия, наиболее
ярким из которых являются расстрелы в учебных заведениях
США.
Проблема подростков и оружия, и вытекающая из нее
проблема расстрелов в американских школах, являются
наиболее
ярким
маркером
социального
34
и
культурного
влияния на столь легко уязвимую, во многих факторах,
социально-демографическую
группу
как
молодежь.
Так
называемые «стрелки» впитали в себя деструктивные идеи
американской массовой культуры и сами стали ее частью,
породив
свою
собственную
культуру.
Можно
составить
списки фильмов посвященных данной теме, причем фильмы
снимаются не только в США, что говорит о глобальном
характере данного явления. Музыкальные группы создают
композиции, посвященные трагедиям в школах. Выходят
книги, как научные исследования, так и публицистика
неравнодушных
писателей.
Деятели
культуры
обратить внимание на то, что о проблеме
пытаются
подростков и
оружия вспоминают только после трагедии и очень быстро
забывают.
О
администрации
законах,
Белого
сокращающих
дома,
оборот
вспоминают
оружия
только
в
после
очередного убийства, и в основном с большим количество
жертв, но спустя некоторое время убийства школьников
школьниками вновь забываются, до следующего громкого
происшествия.
Массовый
характер
распространения
деструктивных
тенденций на сегодняшний момент уже и не только в
американской культуре, но и в культуре других стран, дает
исследуемой
проблеме
достаточно
высокую
степень
актуальности. В основной массе, данные инциденты быстро
забываются, и должным образом не исследуются. Пугающая
статистика
роста
расстрелов,
виновниками
в
которых,
явились подростки, распространяется и на Старый Свет и
даже на Россию. Более подробное и всестороннее изучение
данной
проблемы,
не
только
35
на
государственном,
но
возможно и на мировом уровне( так как явление расстрелов в
школах в настоящее время приобрело мировой характер),
может принести достаточно позитивные результаты.
Список использованных источников и литературы
I.
Источники
1). Официальные документы
36
1. Law on a personal responsibility and employment
opportunities. 1996. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS104hr3734enr/pdf/BILLS-104hr3734enr.pdf (дата обращения:
20.03.2019)
2. Public Safety and Recreational Firearms Use Protection Act.
1994. URL: http://thomas.loc.gov/cgi-bin/query/D?c103:5:./temp/
~c103oHjQ( дата обращения: 14.03.2019)
3. Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994.
URL: https://www.ncjrs.gov/txtfiles/billfs.txt. (дата обращения:
14.03.2019)
2). Периодическая печать
4. Kerrang Magazine апрель 1994. URL:
http://anthonykiedis.net/2011/02/new-magazine-scan-kerrang483-1994/ (дата обращения: 27.02.2019)
5. The Rolling Stone. Январь 1994. URL :
http://www.rollingstone.com/music/news/kurt-cobain-the-rollingstone-interview-19940127. (дата обращения: 25.02.2019)
6. Brown J. Doom, Quake and mass murder. Gamers search their
souls after discovering the Littleton killers were part of their
clan. URL: http://www.salon.com/1999/04/23/gamers/ (дата
обращения: 20.02.2019)
7. Mitchell A. Despite His Reversals, Clinton Stays Centered.
«New York Times». July 28, 1996.URL: www.nytimes.com; The
Social Divide. (дата обращения: 12.03.2019)
II.Исследования
8. Гарбузов В.Н. Революция Рональда Рейгана. – М.: Наука,
2008. - 567 с.
9. Иванян Э.А. Рональд Рейган – хроника жизни и времени. –
М..: Мысль, 1991. – 411с.
37
10. Ильин А. Н. Культура общества массового потребления:
критическое осмысление/Ильин А.Н. – Омск: Изд-во ОмГПУ,
2014. – 208с.
11. Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного
общества потребления (на материале китч-культуры)/ Ильин
А.Н. – Омск: «Амфора», 2010. – 376с.
12. Исайкина А.Н. Концепция социальной политики
президента Клинтона (1993 – 2001гг.)/Исайкина А.Н.//
Государственное управление. Электронный вестник Выпуск
№ 37. Апрель 2013 г.URL:
http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk__37._apre
l_2013_g._/iz_istorii_upravlenija/isaykina.pdf (дата обращения:
15.12.2019)
13. Керви А. Молодежные Субкультуры США и
Великобритании с конца 40-х по наши дни/Керви А. URL :
http://vookstock.narod.ru/diplom.html .( дата обращения :
15.09. 2019)
14. Костина А.В. Массовая культура как феномен
постиндустриального общества/Костина А.В. – М.:
«ЛИБРОКОМ»,2013. – 352с.
15. Криничная И.А. Массовая культура и ее отличительные
особенности/Криничная И.А. URL:
http://www.rae.ru/forum2012/pdf/1643.pdf , (дата обращения:
15.09.2019)
16. Печатнов В.О. От Джефферсона до Клинтона.:
Демократическая партия США в борьбе за
избирателя/Печатнов В.О.- Ин-т всеобщ. Истории РАН;
МГИМО(Университет) МИД РФ - М. : Наука, 2008. – 503 с.
38
17. Работягина Е.Л. Гранж в мировой культуре/Работягина Е.
Л. URL:
http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/style_theorie/styl_p
redmet/rabotyagina-e.l.-granzh-v-mirovoj-kulture.html (дата
обращения: 13.09.2019)
18. Рошак Т. Истоки контркультуры/ Рошак Т. Пер. с англ.
Мышакова О.А. – М.: АСТ, 2014. – 380с
19. Согрин В.В. США в ХХ веке. Тенденции и итоги
общественно-исторического развития/ Согрин В.В.//
Общественные науки и современность. 1999. № 9.URL: http://
www.iskran.ru/russ/mag/cogrin.html (дата обращения:
20.01.2016)
20. Соловьев А.В. Общество потребления и движение
контркультуры в США во второй половине ХХ века // Вестник
Рязанского Государственного Университета Им. С.А. Есенина
.2011. № 30. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvopotrebleniya-i-dvizhenie-kontrkultury-v-ssha-vo-vtoroy-polovinexx-veka (дата обращения: 10.02.2019)
21. Соловьев-Спасский В. Всадники без головы или рок-нролльный бэнд/Соловьев-Спасский В. - Спб.: Скифия, 2003.456 с.
22. Тарасов К.А. Насилие в зеркале аудиовизуальной
культуры/Тарасов К.А. – НИИ киноискусства Агенства по
культуре и кинематографии. – М., 2005. – 384с.
23. Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу: как контркультура
создает новую культуру потребления/Хиз Дж., Поттер Э.
2007.- 456с. URL: http://coollib.com/b/169719/read (дата
обращения: 12.12.2019)
39
24. Cullen D. Columbaine./ Cullen D.- 2009. URL :
http://www.davecullen.com/columbine.htm (дата обращения:
13.02.2019).
25. Cullen D. The Depressive and the Psychopath. At last we
know why the Columbine killers did it/ Cullen D.URL:
http://www.slate.com/articles/news_and_politics/assessment/200
4/04/the_depressive_and_the_psychopath.html , (дата
обращения: 20.02.2019)
26. Gaughan Е.,Cerio J.E. , Myers R. Lethal Violence in Schools :
A National Study Final Report/ Gaughan Е.,Cerio J.E. , Myers R..
NY.: Alfred University, 2001.- 44р.
27. Laist R. Cinema of Simulation. Hypperreal Hollywood in the
Long 1990s/Laist R. – Bloomsberry, 2015.- 272p.
28.
Levy Peter B. The New Left and the labor in the
1960s/Peter B. Levy. Illinois, 1994. - 291p.
29. Moore M. H., Petrie C. V., Braga A. V., McLaughlin B.
Deadly Lessons: Understanding Lethal School Violence/ Moore
M. H., Petrie C. V., Braga A. V., McLaughlin B. - Washington
2003.- 400p.
30. O`Neil William L. The New Left: a history/William L. O`Neil.
Wheeling, Illinois, 2001.- 144p.
31. 19. Reiss А. Jr., Roth J.A. Understanding and Preventing
Violence, Volume 3: Social Influences/ Reiss А. Jr., Roth J.A.Washington: National Academy Press.1994,- 592р.
32. Reiss А. Jr., Roth J.A. Understanding and Preventing
Violence, Volume 4: Consequences and Control/ Reiss А. Jr., Roth
J.A.- Washington: National Academy Press. 1994. – 406р.
33. Schmid D. Violence in American Popular Culture/Schmid D. –
Praeger,2015. – 623 p
40
III. Литература справочного и учебного характера
34. Иванян Э.А. История США/Иванян Э.М. - М.: Дрофа,
2004. – 576с.
35. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по
культурологи/Кононенко Б.И. – М.: Вече., 2003. – 512с.
36. Макинери Д. США: История страны/ Макинери Д. пер.
Минина Т. - М.: Эксмо. 2009,- 736с.
36. United States Crime Rates 1960 - 2014 . URL:
http://www.disastercenter.com/crime/uscrime.htm (дата
обращения : 12.03.2019)
41
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв