Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Работа посвящена проблемам отсутствия единого кодифицированного акта. а так же отсутствия законодательства регулирующего зоны Арктики и Антарктики
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 123,5 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический институт институт Экологическое право кафедра КУРСОВАЯ РАБОТА Действующее законодательство Арктики и Антарктики предпосылки развития Ст.преп. Кафедры трудового и экологического права ЮИ СФУ Руководитель __________ подпись, дата Студент ЮЮ15-03Б номер группы __________________ должность, ученая степень 161508300 номер зачетной книжки Т. Г. Спиглазова инициалы, фамилия Е. А. Белова подпись, дата Красноярск, 2017 инициалы, фамилия
Содержание Введение...................................................................................................................2 Глава 1. Общая характеристика системы законодательства, действующего на территории полярных зон.......................................................................................4 1.1.Правовое регулирование природопользования в Арктической зоне.........4 1.2. Правовое регулирование природопользования в Антарктической зоне. .8 Глава 2. Предпосылки и развитие законодательства..........................................11 2.1. Предпосылки правового регулирования полярных зон...........................11 2.2. Развитие правового регулирования полярных зон...................................19 Заключение.............................................................................................................24 Список использованной литературы...................................................................26
Введение В последнее время правовое регулирование полярных зон все чаще становится предметом научных изысканий. Что не удивительно, поскольку с момента принятия первых международных актов в этой сфере международная обстановка претерпела значительные изменения. Так, например, современное правовое регулирование режима Арктики осуществляется на международно-правовом и национально-правовом уровнях. Международно-правовое регулирование режима Арктики имеет место на уровне международных многосторонних и двусторонних договоров. Многосторонние международные договоры направлены прежде всего на правоотношения, регулирующие режим арктических морских пространств, а также на урегулирование вопросов защиты окружающей среды в данном регионе. Двусторонние международные договоры направлены на урегулирование приграничных вопросов сопредельных государств. Прежде всего речь идет об урегулировании спорных вопросов делимитации арктических морских пространств, сотрудничества в области рыболовства и добычи минеральных ресурсов. Двусторонние международные договоры обязательны только для их участников и не создают обязательств для третьих стран. В некоторых случаях имеются коллизии между международными двусторонними и многосторонними договорами по вопросам, касающимся делимитации сопредельных морских пространств. Для оценки эффективности действующих в Арктическом регионе международных договоров и их развития в будущем необходимо осуществлять мониторинг их применения. Цель данной работы - исследовать законодательство Арктики и Антарктики в его исторической ретроспективе. Поставленной целью обусловлено решение следующих задач: 1. Рассмотреть правовое регулирование Арктики. 2. Рассмотреть правовое регулирование Антарктики.
3. Охарактеризовать предпосылки правового регулирования полярных зон. 4. Изучить развитие правового регулирования полярных зон. Объектом исследования выступает правовое регулирование в Арктике и Антарктике. Предмет исследования представлен актами международного законодательства, научными трудами и публикациями в периодической печати, посвященными рассматриваемому вопросу. Структура работы продиктована поставленными задачами и включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика системы законодательства, действующего на территории полярных зон 1.1. Арктика Арктика - это часть земного сфероида, центром которой является Северный полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (параллель 66 град. 33 мин. с.ш.)1. Арктический правовой режим состоит из ряда соглашений «мягкого права», начало которому положено в 1991 году. Стратегические акты арктических государств отражают современное видение Арктики - одновременно хрупкой и богатой ресурсами. В последние годы приняты следующие акты: Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом РФ 8 февраля 2013 г. (далее Арктическая стратегия России); Директива в области национальной безопасности "Арктическая региональная политика" 2009 г. (далее Директива по арктической политике США); Канадская северная стратегия "Наш Север, наше наследие, наше будущее" (далее - Северная стратегия Канады), дополненная Положением по внешней арктической политике Канады 2010 г.; Финская стратегия в Арктическом регионе 2013 г.; Шведская арктическая стратегия 2011 г.; Арктическая стратегия Королевства Дания на 2011 - 2020 гг.2 1989 г. решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики к Арктической зоне СССР были отнесены территории Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского, Чукотского 1 Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. С. 202. 2 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 138 - 145.
автономных округов (полностью) и частично территории Республики Саха, Красноярского края, Архангельской и Мурманской областей. Под арктическими государствами принято понимать две группы связанных с Арктикой стран: - группу из пяти государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону (Россия, Канада, США, Норвегия и Дания из-за о. Гренландия); - группу из восьми государств, территории которых пересекаются Северным полярным кругом (кроме названных пяти государств это еще и Финляндия, Исландия и Швеция). Вторая группа государств в 1996 г. образовала Арктический совет.3 Вопросы сокращения и сохранения под контролем защиты от загрязнения Арктики, защиты ее окружающей среды сегодня решаются как на уровне национального экологического законодательства арктических государств, так и в рамках международного сотрудничества под эгидой двух специализированных организации (ИМО) учреждений и ООН - Продовольственной Международной и морской сельскохозяйственной организации (ФАО), а также одной квазимеждународной организации Арктического совета. ИМО обладает специальным мандатом на деятельность в области защиты Мирового океана от загрязнения нефтью и нефтепродуктами, а ФАО выступает в качестве головного партнера Программы региональных морей ЮНЕП, в которую входит и Арктический регион. Арктический совет формально-юридически не наделен правосубъектностью (правоспособностью) и не обладает правом принятия юридически квалифицированных, обязывающих решений. Он создан как межправительственный "форум высокого уровня" и преследует цель 3 Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. С. 203.
организации многоуровневого сотрудничества по обеспечению устойчивого развития и охраны окружающей среды4. Большую роль в деятельности Совета играют представители коренных народов, чьи интересы выражают Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов, которые наряду с учредителями являются также постоянными участниками. Количество постоянных участников не должно превышать число государств членов Совета. Принятие решений на всех уровнях Арктического совета является исключительным правом и обязанностью восьми арктических государств и постоянных участников. Статус наблюдателя межправительственные организации и могут иметь межпарламентские универсального и неарктические организации, регионального характера, страны, а также включая неправительственные. Шесть неарктических государств (Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша и Франция), восемь межправительственных и межпарламентских организаций, 11 НПО, а также ЮНЕП получили статус наблюдателей. В 2011 г. к структурным подразделениям Арктического совета был добавлен Секретариат и был принят первый юридически обязательный договор Совета - Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. В 2013 г. Арктический совет принял хронологически второй юридически обязательный документ - Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Первой страной, принявшей арктическую стратегию, стала Норвегия. Основы ее политики на Крайнем Севере, в том числе арктической ее части, 4 Право международных организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А.Х. Абашидзе. М., 2014. С. 328 - 334.
были установлены Стратегией Правительства Норвегии в северных регионах от 1 декабря 2006 г. (далее - Норвежская стратегия 2006 г.), обновленная Стратегия была издана 12 марта 2009 г. (далее - Норвежская стратегия 2009 г.). Акты стратегического характера приняты и в неарктических странах, таких как Великобритания, Китай, Япония, Сингапур, Индия, Германия, Италия, Польша. Собственную арктическую политику выработал Европейский союз. Готовятся к принятию в конце 2016 г. арктические стратегии Франции, Голландии и Испании. Рассмотрев различные международные двусторонние договоры Российской Федерации, предмет регулирования которых непосредственно касается Арктического региона, представляем возможным выделение их характерных особенностей. Во-первых, соответствующие международные договоры касаются прежде всего вопросов делимитации морских пространств в Северном Ледовитом океане, что оказывает непосредственное влияние на экономические и стратегические интересы договаривающихся государств. Во-вторых, международные договоры, которые Российская Федерация заключает с сопредельными государствами в Арктическом регионе, затрагивают интересы непосредственно двух договаривающихся сторон, не создавая каких-либо обязательств для третьих стран. В то же время присутствуют коллизии двусторонних международных договоров с многосторонними международными договорами, в той или иной степени касающимися вопросов правового режима морских пространств в Арктике либо полностью посвященными правовому регулированию международных отношений в Арктике или ее отдельной части. Для оценки эффективности реализации таких соглашений (включая временное применение) необходимо осуществлять их мониторинг на предмет соответствия интересам обеих договаривающихся сторон. Таким образом, правовой режим Арктики осуществляется на международно-правовом и национально-правовом уровнях. Международно-
правовое регулирование международных режима многосторонних Арктики и имеет место двусторонних на уровне договоров. Многосторонние международные договоры направлены прежде всего на правоотношения, регулирующие режим арктических морских пространств, а также на урегулирование вопросов защиты окружающей среды в данном регионе. 1.2. Антарктика Антарктика - это огромный район планеты, включающий материк Антарктиду, прилегающие к нему острова и шельфовые ледники 5. Режим Антарктики регулируется Договором от 1959 г.6, главными основами которого являются: полная демилитаризация, безъядерный статус, свобода (но под контролем) научных исследований в мирных целях, обмен информацией, сохранение и охрана природных ресурсов и уникальной экологической среды. При этом не ограничиваются в прилегающих районах открытого моря свобода судоходства, рыболовства, прокладка подводных телеграфных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря. Что касается использования территорий Антарктики в экономических интересах, во-первых, существуют ограничения для отлова трех из шести видов антарктических тюленей и запрет отлова других трех видов в соответствии со специальной Конвенцией 1972 г. 7 о сохранении антарктических тюленей. Кроме того, в силу Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. детально регламентируются как для стран - участниц Конвенции, так и для третьих государств - меры по сохранению живых ресурсов (все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных, птиц, тюленей, китов и др.) без умаления прав государств 5 Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. С. 308. 6 Договор об Антарктике (1 декабря 1959 года, Вашингтон) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 7 Конвенция о сохранении тюленей Антарктики [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
сторон по международным конвенциям по регулированию китобойного промысла 1946 г. и по сохранению тюленей Антарктики 1972 г. В 1988 г. была также принята Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики8. Эта Конвенция, однако, оказалась в "подвешенном" состоянии, и фактически основы ее оказались кардинально изменены Протоколом 1991 г. об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1954 г. Этим Протоколом Антарктика объявлена "природным заповедником, предназначенным для мира и науки", а любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований, запрещается. Любая деятельность - научные исследования, туризм и т.п. - в Антарктике разрешается лишь после оценки (на национальном, а при необходимости - и на международном уровне) воздействия ее на окружающую среду. Исключением является возможное в будущем использование антарктического льда для пополнения источников пресной воды. Протокол предусматривает, что по истечении 50 лет (т.е. в 2041 г.) может быть созвана международная конференция для изучения применения Протокола, хотя с согласия всех договаривающихся сторон - членов Консультативного совещания по Договору об Антарктике в Протокол могут вноситься поправки в любое время. Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое освоение Антарктики, а следовательно, и соответствующие имущественные права как государств, так и частных лиц в настоящее время строго юридически лимитированы. 8 Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. С. 308.
Глава 2. Предпосылки и развитие законодательства 2.1. Предпосылки правового регулирования полярных зон История международно-правового регулирования взаимодействия России с сопредельными странами в Арктике насчитывает уже почти 200 лет. Интенсификация процесса формирования международно-правового режима Арктики, характерная для XIX в., развивалась в значительной степени на основе обычно-правовых норм9. Первый международный двусторонний договор, целью которого явилось урегулирование международно-правового режима Арктики, был заключен между Российской империей и Соединенным Королевством Великобритании и Ирландии. Таким международным договором явилась Санкт-Петербургская конвенция с Великобританией относительно разграничения обоюдных пространств владений России и Англии в Северной Америке (Русско-британская конвенция 1825 г.)10. Данной Конвенцией была определена правовая принадлежность островных территорий в северо-восточной части Тихого океана, в районе границы сухопутных территорий, а также прилегающих к ним морских пространств Российской империи и Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. Смысл данного соглашения заключался в том, что стороны договорились о взаимном допуске к эксплуатации морских живых ресурсов, находившихся у сторон, а также в свободе транзитного прохода кораблей через акваторию Тихого океана, вне зависимости от того, какой из сторон Конвенции принадлежит тот или иной участок морского пространства Тихого океана. Не менее важное значение имело и 9 Арктическое право: концепция развития / А.И. Абрамова, В.Р. Авхадеев, Л.В. Андриченко и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2014. С. 20. 10 Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия: В 3 т. / Под общ. ред. И.С. Иванова. М., 2013. Т. 3. С. 75.
установление о запрете строительства поселений на территории другой стороны Конвенции11. Таким образом, Русско-британская конвенция 1825 г. устанавливала свободный допуск к морским богатствам соответствующей акватории Тихого океана для каждой из сторон Конвенции, в то же время ограничивая друг другу доступ к сухопутной территории противоположной стороны и ее использование. В 1867 г. между Российской империей и Северо-Американскими Соединенными Штатами была заключена Конвенция об уступке СевероАмериканским Соединенным Штатам Российских Северо-Американских колоний. В соответствии с данной Конвенцией Российская империя передавала Соединенным Штатам все земли и сооружения, не являющиеся частной собственностью. Православной Церкви: Исключение право составляли собственности на храмы них Русской принадлежало прихожанам церкви. Что касается водных пространств, непосредственно прилегающих к территории полуострова Аляски, то их правовой режим никоим образом не был урегулирован Конвенцией 1867 г. Соответственно, в реализации права на совершение плавания через морские пространства, находящиеся в непосредственной близости к территории каждой из сторон, взаимных ограничений не было. Данное обстоятельство дает основания полагать, что уже в то время Соединенные Штаты придерживались концепции общего наследия человечества применительно к морским пространствам Арктики. В современной истории развития международно-правового регулирования режима морских пространств Арктики также имеется международный договор с Соединенными Штатами Америки, предметом правового регулирования которого является разграничение морских пространств с Российской Федерацией. 11 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 138 - 145.
В июне 1990 г. в г. Вашингтоне было заключено Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств. Данное Соглашение не было ратифицировано ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, и в настоящее время оно временно применяется на основании обмена нотами между СССР и США12. За последние 20 лет Россия неоднократно сталкивалась с серьезными проблемами, возникшими в результате временного применения международных договоров. Одной из таких проблем является доставшееся в наследство и до сих пор не вступившее в силу указанное Соглашение 1990 г., положения которого, как предусматривается в договоренности, оформленной путем обмена нотами при его подписании, выполняются до вступления Соглашения в силу начиная с 15 июня 1990 г. <7>. -------------------------------<7> См.: Осминин Б.И. Временное применение международных договоров: практика государств // Журнал российского права. 2013. N 12. С. 110. Проблема временного применения Соглашения 1990 г. связана с негативными последствиями для Российской Федерации, прежде всего в рыболовной отрасли. По оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли, связанные с применением Соглашения, составили около 2,8 млн. тонн рыбы стоимостью свыше 1,4 млрд. долл. США. Как отмечает А.Н. Вылегжанин, обозначенную Конвенцией 1867 г. 13, Соглашением 1990 г. разграничительную линию в Северном Ледовитом океане и в Беринговом море в сложившейся ситуации целесообразно не подвергать сомнению. Перефразируя слова У. Черчилля о демократии как 12 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 138 - 145. 13 Вылегжанин А.Н. 20 лет «временного применения» Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 1. С. 104 - 113.
форме управления государством, можно констатировать: для современной России советско-американское Соглашение 1990 г. - плохое; но разрушение этого Соглашения - еще хуже14. По мнению А.Н. Вылегжанина, в порядке правового прогноза можно предположить, что согласие России с ратификацией Соглашения 1990 г. будет обусловлено рядом позиций. Во-первых, данное Соглашение не следует толковать как изменение (в том числе как ухудшение) положений русскоамериканской Конвенции 1867 г., применимых к Северному Ледовитому океану. И Россия, и США, например, заинтересованы в четком подтверждении линии Конвенции 1867 г. как простирающейся до северного географического полюса. Договоренность о таком подтверждении могла бы быть надлежаще оформлена. Во-вторых, целесообразно на межправительственном уровне заключить соглашение с США о сохранении в районе Берингова моря, отошедшего к США, отечественного рыбного промысла в традиционных объемах, тем более что в свое время на уровне экспертов соответствующая договоренность была обозначена. Достижение на переговорах с США таких позиций и их договорно-правовое оформление в итоге могли бы привести к ратификации Россией Соглашения 1990 г.15 Начало двустороннему международно-правовому регулированию сотрудничества России в области регулирования правового режима Арктики с Королевством Норвегия было положено в 1957 г. Первым советско-норвежским международным соглашением, которое было направлено на регулирование правового режима морских пространств в Арктическом регионе, стало Соглашение между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангер-фьорде, которое было заключено в г. Осло 15 февраля 1957 г. 14 Вылегжанин А.Н. 20 лет «временного применения» Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 1. С. 104 - 113. 15 Там же.
Данное Соглашение урегулировало вопросы режима делимитации советско-норвежской границы в районе залива Варангер-фьорд, который расположен между российским полуостровом Рыбачий и норвежским полуостровом Варангер. Основным смыслом документа явилась договоренность СССР и Норвегии о том, что они обязуются не расширять свои территориальные воды за линию, которую стороны определили между собой. Через несколько лет между Советским Союзом и Норвегией впервые были урегулированы вопросы взаимодействия двух государств в сфере рыболовства. 16 апреля 1962 г. в г. Москве было заключено Соглашение о рыболовстве между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия вместе с "Протоколом о правилах регулирования рыболовства", "Обменом письмами между руководителями делегаций Королевства Норвегия и СССР к Соглашению". Названное Соглашение было направлено на укрепление добрососедских отношений между СССР и Норвегией, а также на обеспечение взаимных интересов в сфере рыбного промысла в северных водах. В соответствии с данным документом Королевство Норвегия предоставляло право рыболовным судам СССР, экипаж которых состоит из советских граждан, осуществлять рыбный промысел в определенной части норвежской рыболовной зоны. Протокол, содержащий правила урегулирования рыболовства, регламентирует порядок регистрации и опознавания судов, порядок ведения рыбного промысла, а также порядок надзора за рыболовной деятельностью. Обмен письмами, прилагающийся к данному Соглашению, показывает, что Советский Союз разрешает рыбную ловлю на определенной части своего территориального моря. В 1972 г. между Правительствами СССР и Норвегии было заключено Соглашение об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. Предметом данного Соглашения является сотрудничество
двух государств в сфере совместного планирования проведения научных исследований, представляющих взаимный интерес для обеих стран16. Новым этапом развития в сфере сотрудничества Советского Союза и Норвегии можно считать заключение в 1975 г. Соглашения между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области рыболовства. Данное Соглашение было заключено в развитие ранее подписанной многосторонней Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1959 г., а также с учетом требований Соглашения между двумя странами об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве 1972 г. В соответствии с положениями названного Соглашения его стороны согласились на основе взаимности и в рамках национальных законодательств содействовать сотрудничеству по практическим вопросам рыболовства и договорились о том, что они будут проводить взаимные консультации по этим вопросам, уделяя особое внимание мерам по сохранению и рациональному использованию живых ресурсов моря и координации научных исследований в данной области в районе действия Конвенции о рыболовстве в северовосточной части Атлантического океана 1959 г. В развитие положений советско-норвежского межправительственного Соглашения 1975 г. в 1976 г. было заключено Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия о взаимных отношениях в области рыболовства. СССР и Норвегия договорились о взаимном предоставлении в соответствии с определенными условиями, изложенными в Соглашении, доступа рыболовным судам к рыбным ресурсам в районе, находящемся за пределами 12 морских миль от применимых исходных линий, в которых Договаривающаяся Сторона осуществляет управление запасами рыбы и другими живыми ресурсами, включая их сохранение, и регулирование промысла. 16 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 138 - 145.
Последнее советско-норвежское соглашение было заключено в 1990 г. в г. Нью-Йорке - Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. Предметом регулирования данного документа является предотвращение инцидентов, могущих возникнуть за пределами территориальных вод СССР и Норвегии, а также в международном воздушном пространстве. В Соглашении говорится о необходимости строгого соблюдения Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения судов в море (COLREG, МППСС-72) 1972 г. Позднее, в 1998 г., в г. Осло был подписан Протокол к названному Соглашению, стороной которого является уже Российская Федерация. Предметом регулирования Протокола является нормативно-правовое закрепление стандартов радиочастот, используемых для обмена информацией между кораблями и воздушными судами Российской Федерации и кораблями и воздушными судами Королевства Норвегия. Для 1990-х гг. характерно то, что международно-правовое регулирование отношений России и Норвегии все более переходит на субрегиональный уровень. Территория, на которую распространяется действие международных соглашений, заключаемых между Россией и Норвегией, обозначается в самих названиях двусторонних соглашений Баренцево море17. В 1995 г. было заключено два российско-норвежских межправительственных соглашения, касающихся совместной деятельности Российской Федерации и Королевства Норвегия в Баренцевом море: Соглашение между Правительством России и Правительством Норвегии по созданию объединенной радионавигационной службы в Баренцевом море с использованием станций "Чайка" и "Лоран-С", а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства 17 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 138 - 145.
Норвегия о сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море. В 1996 г. была принята Декларация об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия, которая имеет весьма важное историческое значение, поскольку в ней заложены основы сотрудничества России и Норвегии по различным направлениям, в том числе выходящим за пределы Арктического региона. В Декларации отмечается, что особое значение придается двустороннему и многостороннему сотрудничеству на Севере Европы, при этом особо обращается внимание именно на Баренцев / Евроарктический регион, подчеркивается взаимная готовность содействовать развитию этой региональной системы международного сотрудничества. В 1998 г. в г. Москве было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского флота в северном регионе, и повышения ядерной и радиационной безопасности. В данном Соглашении была обозначена приверженность сторон делу защиты и сохранения окружающей среды в регионах, примыкающих к российско-норвежской границе, на основе принципов и приоритетов, изложенных в Декларации о защите окружающей среды Арктики 1991 г., Декларации о сотрудничестве в Баренцевом / Евроарктическом регионе 1993 г., Программы действий Совета Баренцева / Евроарктического региона в области охраны окружающей среды 1994 г. и Декларации о создании Арктического совета 1996 г. Таким образом, сфера действия Соглашения касается как всего Арктического региона в целом, так и субрегиона - района Баренцева моря (Евроарктики) в частности18. 18 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 138 - 145.
В июле 2007 г. в г. Москве было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда, связанное с регулированием делимитации морских пространств в Баренцевом море. Данное Соглашение учитывало положения заключенного советско-норвежского межправительственного соглашения по аналогичному вопросу 19, Протоколописание прохождения линии Государственной морской границы между Союзом Советских Социалистических Республик и Норвегией в Варангерфьорде, демаркированной в 1957 году, 1957 г., а также Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Соглашение 2007 г. предусматривает делимитацию не только территориального моря, но также исключительной экономической зоны, континентального шельфа и других морских пространств, которые были установлены в соответствии с международным правом. 2.2. Развитие правового регулирования полярных зон В последнее десятилетие развиваются многочисленные новые инициативы арктического управления процветали. Арктический совет является флагманом этих новых инициатив. Созданный в 1996 году в Арктике Совет состоит из восьми членов: Канада, Россия, Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция, Дания /Гренландия и США. Каждое государство-член представляет старших должностных лиц Арктического совета на Совете. Хотя Декларация не указывает, кто должен представлять государства на заседаниях совета, обычно это министры иностранных дел. Множество других организаций существуют также ведут деятельность в регионе. Такие инициативы могут быть общерегиональными межправительственными, такие как Арктический совет; субнациональные общерегиональные режимы, такие как Северный Форум и Постоянный 19 Соглашение между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангер-фьорде 1957 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
комитет Арктического региона; субрегиональные межправительственные режимы, такие как Северный Совет; организации коренных народов, таких как Совет саамов и Приполярная конференция; или неправительственные организации, такие как Международный Научный комитет Арктики. Такое обширное взаимодействие неизбежно влечет необходимость его правового оформления. Так, правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике имеет существенное значение для дальнейшего развития межгосударственных отношений. Наиболее важной проблемой в сфере межгосударственного сотрудничества стран, имеющих между собой государственную границу, является делимитация пространств, особенно если речь идет о разграничении морских пространств, предполагающем, в свою очередь, разграничение территориальной юрисдикции государств непосредственно в водном пространстве, а также юрисдикции в отношении островных территорий, находящихся в нем20. Российская Федерация в Арктике имеет общую границу с двумя сопредельными государствами - с Королевством Норвегия (Мурманская область) и с Соединенными Штатами Америки (Чукотский автономный округ). С США Государственная граница проходит исключительно в водном пространстве: в акватории Тихого океана (Берингова моря), Северного Ледовитого океана, а также через Берингов пролив, который соединяет два этих океана. С Королевством Норвегия у Российской Федерации государственная граница проходит как по сухопутной территории, так и через акваторию Северного Ледовитого океана в районе Баренцева моря. В 2010 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (вместе с "Вопросами рыболовства", "Трансграничными месторождениями углеводородов"). Данный международный договор урегулировал правовые 20 Арктическое право: концепция развития / А.И. Абрамова, В.Р. Авхадеев, Л.В. Андриченко и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2014.
аспекты взаимодействия России и Норвегии в сфере добычи морских живых ресурсов (в исключительной экономической зоне), а также в сфере разработки трансграничных месторождений углеводородов (на континентальном шельфе). Особо следует отметить, что у Российской Федерации с Королевством Норвегия имеется проблема, связанная с делимитацией морских пространств в районе архипелага Шпицберген. Правовой режим архипелага Шпицберген (включая доступ к самому архипелагу и архипелажным водам) уже урегулирован специальным международным договором - Договором о Шпицбергене 1920 г. Соответственно, правовой режим делимитации морских пространств России и Норвегии, проходящих в районе архипелага Шпицберген, урегулирован отдельно от иных российско-норвежских соглашений. А в случае принятия нового международного соглашения по аналогичному вопросу возникает коллизия между такими международными соглашениями и уже действующим Договором о Шпицбергене21. Заключение Договора 2010 г. повлияет, вероятно, на установление Норвегией морских зон вокруг Шпицбергена, хотя стороны формально сохранили свои права путем включения в текст ст. 6 Договора оговорки о том, что его заключение не наносит ущерба правам и обязательствам по другим международным договорам, участниками которых являются Российская Федерация и Королевство Норвегия и которые являются действующими на момент вступления в силу данного Договора. В ближайшие годы, по всей видимости, основное внимание будет уделено вопросу применения Договора о Шпицбергене 1920 г. в пределах морских зон, окружающих архипелаг22. По вопросам оценки эффективности Договора 2010 г. имеются различные точки зрения: от положительной оценки данного международного договора (урегулирование многолетнего спора о разграничении морских 21 Арктическое право: концепция развития / А.И. Абрамова, В.Р. Авхадеев, Л.В. Андриченко и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2014. 22 Свининых Е.А., Свининых О.Ю. Разграничение морских пространств между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в Баренцевом море // Российский ежегодник международного права. 2012. СПб., 2013. С. 148.
пространств) до его негативной оценки (причинение существенного ущерба рыболовной отрасли хозяйства для Российской Федерации). Концепция арктических секторов, получившая признание на уровне норм обычного международного права, являлась преобладающей вплоть до начала практической разведки и разработки природных ресурсов Арктики. В конце XX в. получила популярность концепция интернационализации Арктики. Среди сторонников интернационализации Арктики особое место занимает Канада, которая, в принципе интернационализации, не желает арктические и Северо-Западный проливы поддерживая распространять проход, его на которые режим основные активно используются ВВС и ВМС как арктических, так и неарктических государств для сбора разведданных. Сегодня активное расширение НАТО на восток привело к возрождению идеи об установлении для Арктического бассейна режима ограниченной демилитаризации и нейтрализации, а затем и полной демилитаризации. Реализация этой идеи резко обесценила бы арктические проливы в глазах военных и тогда концепция интернационализации обрела бы реальные шансы на претворение в жизнь. Проблема демилитаризации Арктики вполне могла бы стать предметом регионального договора, заключенного между арктическими государствами (морское дно уже частично демилитаризовано по Договору о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.). Но и здесь возможно сопротивление, прежде всего со стороны США, которые будут против любого "регионального сговора", ведущего к "закрытию" Арктики для военных кораблей и воздушных судов неарктических государств. Идея распространить нормы Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на Арктический регион изначально является нереальной. Во-первых, Конвенция 1982 г. - это не все современное международное морское право,
многие нормы которого продолжают иметь форму международного обычая. Во-вторых, США до сих пор не ратифицировали Конвенцию 1982 г. Втретьих, односторонний отказ России в 2001 г. от своих высокоширотных частей континентального шельфа не получил поддержку у других арктических государств. Статья 76 Конвенции не содержит норм обычного международного права. Нет также достоверных свидетельств того, что создатели Конвенции стремились распространить на Арктику предусмотренные в ее ст. 76 геологические критерии. В настоящее время можно констатировать, что подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арктическими государствами. Для решения этой проблемы можно предложить использовать механизмы Программы региональных морей ЮНЕП, в которую Арктический регион входит наряду с еще 17 морями <1>. В частности, ЮНЕП в сотрудничестве с ФАО должна выработать и ввести в действие базовое комплексное международное соглашение по борьбе со всеми известными видами загрязнения из всех известных источников загрязнения и принять протоколы, отражающие особенности экологической обстановки в Арктике. Именно в этом должна заключаться реализация арктическими государствами своей первоочередной ответственности за защиту окружающей среды в Арктике. Это также придаст новое международно-правовое значение давно осуществляемым природоохранным мерам арктических государств в пределах их полярных секторов.
Заключение В заключение можно сделать следующие выводы. Фактическая невозможность осуществления господства по-прежнему имеет решающее значение для Антарктики, в отличие от открытого моря. Спорным остается вопрос, в какой мере экстремальный холод и ледяной покров, затрудняющие жизнедеятельность (во многих местах толщина ледяного панциря достигает 4 км), до сих пор не позволяли осуществлять господство над материком Антарктида и, соответственно, препятствовали потенциальному приобретению территориального верховенства. В XXI в. существенно вырос интерес к полярным регионам. На этом фоне динамично государствами, развивается повышается сотрудничество геополитическая между арктическими значимость Арктики, становится более упорядоченным взаимодействие с негосударственными организациями, в том числе представляющими коренные народы, проживающие в Арктике. В настоящее время можно констатировать, что подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арктическими государствами. Для решения этой проблемы можно предложить использовать механизмы Программы региональных морей ЮНЕП, в которую Арктический регион входит наряду с еще 17 морями. В частности, ЮНЕП в сотрудничестве с ФАО должна выработать и ввести в действие базовое комплексное международное соглашение по борьбе со всеми известными видами загрязнения из всех известных источников загрязнения и принять протоколы, отражающие особенности экологической обстановки в Арктике. Именно в этом должна заключаться реализация арктическими государствами своей первоочередной ответственности за защиту окружающей среды в Арктике. Это также придаст новое международно-правовое значение давно осуществляемым природоохранным мерам арктических государств в пределах их полярных
секторов. Так же, следует формировать и развивать систему управления экологическими рисками на территории Арктической и Антарктической зонах.
Список использованной литературы 1. Договор об Антарктике (1 декабря 1959 года, Вашингтон) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 2. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 3. Конвенция о сохранении тюленей Антарктики [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 4. Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 5. Соглашение между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангер-фьорде 1957 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 6. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия: В 3 т. / Под общ. ред. И.С. Иванова. М., 2013. Т. 3. 7. Арктическое право: концепция развития / А.И. Абрамова, В.Р. Авхадеев, Л.В. Андриченко и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2014. 8. Вылегжанин А.Н. 20 лет "временного применения" Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств // Вестник МГИМО-Университета. 2010. N 1. С. 104 - 113. 9. Доронина А.К. Вопросы охраны окружающей среды Арктики в стратегических актах прибрежных арктических государств // Российский юридический журнал. 2016. N 5. С. 199 - 209.
10. Дудыкина И.П. Зарубежные исследователи о правовых аспектах изменения климата в Арктике // Российский юридический журнал. 2017. N 2. С. 178 - 188. 11. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с. 12. Осминин Б.И. Временное применение международных договоров: практика государств // Журнал российского права. 2013. N 12. 13. Свининых Е.А., Свининых О.Ю. Разграничение морских пространств между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в Баренцевом море // Российский ежегодник международного права. 2012. СПб., 2013. 14. Свининых Е.А., Свининых О.Ю. Разграничение морских пространств между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в Баренцевом море // Российский ежегодник международного права. 2012. СПб., 2013. С. 148.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв