ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИАНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
“ОРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ А.И. СТЕЦЕНКО”
(ГАПОУ “ОТТ ИМ. А.И. СТЕЦЕНКО”)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Дисциплина: Право
Тема: Политические права человека. От древности до
сегодняшнего дня.
Выполнила: Заикина К.И
Специальность:
«Право и организация социального обеспечения»
Группа:002-ПС
Проверил: руководитель права
Малинкова Юлия Александровна
Дата: « » ________2022г.
Оценка________________
Орск , 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..4
Раздел
1.
Теоретическая
часть…………………………………………….6
Глава
1.
Самые
ранние
упоминания…………………………………….6
Глава 2. Средние века………………………………………………………9
2.1
Хартия
Вольностей………………………………………………..
…..10
Глава
3.
Великая
французская
революция………………………………12
3.1
Этапы
революции……………………………………………………...13
Глава
4.
Политические
права
в
России
по
конституции………………18
Раздел
2.
Практическая
часть…………………………………………….19
Глава
1.Эволюция
политических
прав
и
свобод
в
России …………….19
Заключение…………………………………………………………………25
Список
использованной
литературы…………………………………….26
3
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе особое внимание уделяется защите
прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой
полномочия личностного, правового, социально-экономического
и
духовного
характера,
обеспечивающие
нормальную
жизнедеятельность людей. Внимание к политическим правам
человека появилось еще во времена античности, когда человек
стал
задумываться
о
морально-нравственных
и
социальных
принципах общественного устройства, необходимости защиты
этих принципов в равном соотношении для каждого человека.
Однако окончательно институт защиты прав и свобод человека и
гражданина
сформировался
гораздо
позже,
пройдя
сквозь
суровые времена средних веков, правовые концепции разных
эпох, попытки правового регулирования прав в новом времени.
Актуальность
проекта:
Права
и
свободы личности - основной показатель уровня демократизма
любого общества. В современном обществе есть множество
проблем связанных с нарушением прав и свобод граждан. Одна
4
из причин этому низкая осведомленность людей
о своих правах
и свободах. Решить эту проблему можно через ознакомление и
изучение прав и свобод личности всеми гражданами Российской
Федерации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый
должен знать свои права. Человек – это свободная личность,
которая, должна знать свои права, ведь через это она становится
упорнее, смелее, индивидуальнее, нежели была раньше до этого.
Цель исследования: Изучить процесс становления института
политических прав человека от древности до современности.
Задачи:
1.Рассмотреть
процесс
политических прав человека на
становления
и
развития
протяжении истории.
2.Определить факторы, условия развития политических прав
человека
3. Определить, как изменилась жизнь общества с приходом
новых политических прав.
Объект
исследования:
Всеобщая
история,
Эволюция
политических прав человека
Методы
исследования:
метод
(эмпирический), анализ, обобщение.
5
сбора
источников
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.
Самые ранние упоминания
Возникновение представления о политических и гражданских
правах человека.
В античном обществе - Древней Греции и Древнем Риме содержание прав человека связывается с античным полисом.
Само зарождение концепции прав человека в VI - V вв. до н.э. в
древних полисах (Афины, Рим), где впервые возникли идеи
демократии,
и
появление
принципа
гражданства
были
значительными вехами движения человечества к прогрессу и
свободе. В древних полисах с гражданством были связаны прежде
всего
политические
права:
свобода,
6
право
на
решение
государственных дел, участие в отправлении правосудия и т.д.
При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался
физическим трудом. Однако следует заметить, что в античной
мысли господствовала концепция государственного всевластия и
речь шла о правах гражданина, а не о правах человека как
таковых. Право вообще и права отдельных людей - членов полиса
восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к
божественному порядку справедливости. Идея справедливости
полиса и закона отчетливо присутствует в поэмах Гесиода (VII в.
до н.э.).
В этом плане
следует отметить существенное
правовое
значение суждении семи мудрецов Древней Греции (конец VII начало VI в. до н.э.). Одним из семи мудрецов был Солон (около
638 - 559 гг. до н.э.) - знаменитый афинский государственный
деятель
и
законодатель.
Особый
интерес
представляет
понимание Солоном закона (и его власти) как сочетания права и
силы. Реализуя представление о надлежащей мере в своем
законодательстве (594 г. до н.э.), он уничтожил долговое рабство
и ввел в Афинах умеренную цензовую демократию, пронизанную
идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных.
В своих элегиях Солон отмечал: "...всех я освободил. А этого
достиг Закона властью, силу с правом сочетав , и так исполнил
все я, как и обещал. Законы я простому с знатным наравне. Для
каждого прямую правду указав. Так написал"
Представление о равенстве и его связи со справедливостью и
правом
было
углублено
и
развито
Сократом,
Платоном,
Аристотелем. Трактуя равенство как принцип справедливости и
7
права, они при этом различают два вида равенства: равенство
арифметическое
(равенство
меры,
геометрическое
(равенство
по
числа,
веса
и
достоинству).
т.д.)
и
Говоря
о
необходимости соблюдения всеми разумных и справедливых
законов полиса, Сократ утверждал (469 - 399 гг. до н.э.), что
только
на
этом
величественное
пути
достижима
достояние
как
свобода
для
-
прекрасное
человека,
так
и
и
для
государства. Рационалистические цели Сократа были развиты его
учеником Платоном (427 - 347 гг. до н.э.). В его проекте
идеального государства отсутствуют частная собственность и
деление
людей
справедливость
на
в
свободных
идеальном
и
рабов.
государстве,
Характеризуя
Платон
писал:
"Заниматься каждому своим делом — это, пожалуй, и будет
справедливостью", "справедливость состоит в том, чтобы каждый
имел свое и исполнял тоже свое"
С
позиций
государстве,
естественного
законе
и
права
правах
философское
людей
весьма
учение
о
основательно
разработал Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Цицерон дает такое
определение
разумное
естественного
права:
положение,
"Истинный
соответствующее
закон
—
это
природе,
распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое
призывает
к
исполнению
долга,
приказывая,
запрещая,
от
преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не
нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не
воздействует на бесчестных, приказывая им или запрещая чтолибо. Предлагать полную или частичную отмену такого закона кощунство;
сколько-нибудь
ограничить
8
его
действие
не
дозволено,
отменить
его
полностью
невозможно,
и
мы
ни
постановлением сената, ни постановлением народа освободиться
от этого закона не можем.
В вопросе о происхождении государства и права важнейшее
влияние на Цицерона оказали Платон, Аристотель, философыстоики, а также Панетий и Полибий. Взгляды Цицерона на
происхождение
признания
людей
государства
важности
против
со
риторики
диких
временем
в
животных
менялись
объединении
в
ранних
—
от
первобытных
сочинениях
до
последующего принятия точки зрения Аристотеля об изначально
заложенном стремлении людей к совместному проживанию.
Марк Туллий различает несколько видов общностей, и самой
тесной из них он признаёт объединение людей в рамках одной
гражданской
общины
(civitas).
Известное
определение
Цицероном государства (respublica) как «достояния народа»
(respopuli)
отходит
от
образцов,
принятых
в
греческой
политической мысли:
“Государство есть достояние народа, а народ не любое
соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было
образом, а соединение многих людей, связанных между собою
согласием в вопросах права и общностью интересов” (Цицерон. О
государстве, I, XXV, 39)
9
Глава 2. Средние века
В
Средние
века
вместо
прежней
поляризации
между
правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается
более разветвленная и детализированная структура права и
правового общения в соответствии с сословно-иерархическим
принципом строения и функционирования феодального строя в
целом.
В согласии с непосредственно политическим и правовым
значением сословного деления в феодальном обществе права
человека стали определяться его сословной принадлежностью.
Различные социальные статусы обусловливали разные уровни
прав - привилегий людей в общей пирамиде феодальной системы
"права - привилегии". Права человека на этой исторической
ступени остаются различными по содержанию и объему правамипривилегиями членов разных сословий, сословными правами
человека. Возникшая в древности идея всеобщего равенства
людей не исчезла в Средние века; она продолжала развиваться с
различных позиций, в разных формах и направлениях.
10
Новое
правового
звучание
и
равенства
смысл
и
античные
свободы
всех
идеи
естественно-
людей
получили
в
христианстве. Зародившись в эпоху рабовладения, христианство
выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в
процессе становления универсальных понятий прав человека.
Согласно христианству, все люди равны как "дети Божьи". Ряд
конкретизаций принципа равенства содержатся в Новом Завете:
"Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким
будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут
мерить", "В равное возмездие распространитесь и вы" Однако
следует заметить, что в юридической мысли Средневековья идеи
прав человека присутствовали значительно в меньшей степени,
чем в римском праве.
2.1 Хартия Вольностей
Наиболее
значимым
правовым
актом,
закрепляющим
сословные права и свободы, являлась принятая в Англии в 1215 г
Великая хартия вольностей. Которая по праву считается одной из
исторических
закреплению
вех,
положивших
основополагающих
провозглашался
принцип
начало
прав
нормативному
человека.
верховенства
В
ней
закона,
предусматривались определенные свободы для низших сословий,
юридические механизмы защиты от произвола властей. Хартия
содержала
основы
конституционного
правового
государства,
закрепляла права и привилегии сословий. Особую известность
11
получила ст. 39, запрещавшая арест, заключение в тюрьму,
лишение
владений,
объявление
вне
закона,
изгнание
или
обездоливание каким-либо образом свободных людей иначе, как
по законному приговору равных и по закону страны. Эта статья
гарантировала
неприкосновенность
свободной
личности.
Развитие идей прав и свобод человека в период Античности и
Средневековья,
несомненно,
послужило
важной
отправной
точкой для дальнейшего развития идей свободы, равенства и
прав
людей
в
эпоху
Возрождения,
Реформации
и
Просвещения.Изначально Великая хартия вольностей носила
консервативный характер: в большинстве статей она закрепляла,
упорядочивала
и
уточняла
общепризнанные
и
устоявшиеся
нормы обычного феодального права. Однако, преследуя защиту
феодальных
интересов,
нормы
Хартии
использовали
ряд
прогрессивных принципов— соответствия действий должностных
лиц закону, соразмерности деяния и наказания, признания
виновным
только
в
судебном
порядке,
неприкосновенности
имущества, свободы покинуть страну и возвратиться в неё и
других гарантий. В одной из статей говорилось, что королевских
вассалов следует созывать на совещания, с тем чтобы они
выступали с рекомендациями и давали свое согласие в случаях
важных решений. В другой оговаривалось право вассалов на
выбор в случае призыва их на военную службу королем: идти
служить или внести денежную компенсацию, т.н. скутагий. Еще в
одной предписывалось введение всех чрезвычайных налогов
исключительно с одобрения королевских вассалов.
12
Некоторые статьи, относившиеся к сфере права, оказались в
высшей степени важными по причине того влияния, которое они
оказали
на
юридические
процедуры.
Иоанну
пришлось
согласиться с тем, что впредь правосудие не может покупаться и
продаваться. В 39 статье утверждается, что ни один свободный
человек не может быть подвергнут аресту, заключению, лишен
собственности, поставлен вне закона, выслан «либо ущемлен
каким-то иным образом», кроме как по законному определению
пэров или по закону страны. Тем самым король обещал, что
всякий свободный человек должен предстать перед судебным
органом прежде, чем против него будет предпринято какое-либо
действие. Это – росток фундаментального принципа надлежащей
юридической процедуры, гарантирующей, что люди не могут
быть произвольно лишены свободы или подвергнуты наказанию,
и
обеспечивающей
им
судебное
разбирательство.
Хотя
суд
присяжных для разбора гражданских дел был введен еще в
правление Генриха II, уголовные дела стали рассматриваться
присяжными позднее, к середине 13 в. И все же в 17 в. юристы и
историки интерпретировали Великую хартию как документ,
предусматривавший введение именно такой судебной процедуры.
Чтобы обеспечить соблюдение Иоанном принятых обещаний,
статьей 61 был учрежден совет баронов. Колоссальное значение
Великой хартии в 1215 заключалось в том, что королевские
вассалы впервые заставили короля согласиться с принципом
верховенства закона.
13
Глава 3. Великая французская революция
Великая Французская революция – это общее название
процессов, охвативших Францию в конце 1780-х — первой
половине
1790-х
гг.
Революционные
изменения
носили
радикальный характер, они вызвали:
1.ломку старой системы
2.ликвидацию монархи
3.постепенный переход к демократическому строю.
В целом, революция была буржуазной, направленной против
монархического
строя
и
феодальных
пережитков.
Хронологически революция охватывает период с 1789 по 1794
года, хотя некоторые историки считают, что закончилась она в
1799 г., когда к власти пришел Наполеон Бонапарт.
В
конце
1780-х
гг.
во
Франции
разразился
затяжной
политический, экономический и социальный кризис. Изменений
требовали плебс, крестьяне, буржуазия и рабочие, не желавшие
мириться с таким положением дел. Одним из наиболее сложных
вопросов был аграрный, который постоянно усложнялся из-за
глубокого кризиса феодальной системы. Ее пережитки мешали
развиваться
рыночным
капиталистических
промышленность,
начал
отношениям,
в
возникновению
производственных сфер.
14
проникновению
сельское
хозяйство
и
новых
профессий
и
Декларация прав человека и гражданина — важнейший
документ
Великой
индивидуальные
французской
права
человека.
революции,
определяющий
Декларация
была
принята
Национальным учредительным 26 августа 1789 года. Декларация
до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного
права.
Она
подтверждена
французской
конституцией 4
октября 1958 года. 16 июля 1971 года Конституционный совет
Франции
признал
документом,
Декларацию
нарушение
юридически
которого
обязательным
приравнивается
к
неконституционности.
3.1 Этапы революции
Первый
этап
начался
с
захвата
самой
знаменитой
французской тюрьмы – крепости Бастилия. Также к этому
периоду относятся следующие события:
•Замена старых органов власти на новые;
•
Создание
Национальной
гвардии,
подчинявшейся
буржуазии;
• Принятие осенью 1789 года Декларации прав человека и
гражданина;
• Принятие ряда декретов, касавшихся прав буржуазии и
плебса. В частности, было ликвидировано сословное деление,
конфисковано церковное имущество, духовенство перешло под
контроль
светских
органов
власти,
было
отменено
старое
административное деление страны и упразднены цеха. Наиболее
напряжённо проходила отмена феодальных повинностей, но в
итоге восставшие сумели добиться и этого;
15
• Возникновение, так называемого, вареннского кризиса в
первой половине лета 1791 года. Кризис был связан с попыткой
короля сбежать за границу. С этим событием связаны: расстрел
демонстрации на Марсовом поле;
• Начало противостояния беднейших слоёв населения и
буржуазии,
отделение
перешедшей
от
на
сторону
революционного
клуба
дворянства
якобинцев
а
также
умеренной
политической партии фельянов;
•
Постоянные
политическими
якобинцами,
противоречия
силами
что
–
облегчило
между
жирондистами,
другим
основными
фельянами
государствам
и
Европы
проникновение на территорию Франции.
В течение 1792-1792 гг. войну раздираемому революцией
государству
объявили:
Пруссия,
Сардиния,
Великобритания,
Австрия, Неаполитанское королевство, Испания, Нидерланды и
некоторые германские княжества. Французская армия была не
готова к такому повороту событий, тем более, большинство
генералов бежало из страны. Из-за угрозы нападения на столицу
в Париже стали возникать отряды добровольцев; Активизация
антимонархического движения. 10 августа 1792 года произошло
окончательное
свержение
монархии
и
создание
Парижской
коммуны.
Главной
чертой
второго
этапа
революции
было
противостояние между жирондистами и якобинцами. Лидерами
первых были Ж.П. Бриссо, Ж.М.Ролан и П.В.Верньо, выступавшие
на
стороне
торговой,
промышленной
и
земледельческой
буржуазии. Эта партия желала скорейшего окончания революции
16
и
установления
политической
стабильности.
Якобинцев
возглавляли М. Робеспьер, Ж.П. Марат и Ж.Ж. Дантон, которые
были представителями среднего класса и бедных буржуа. Они
отстаивали интересы рабочих и крестьян, а также выступали за
дальнейшее
развитие
революции,
поскольку
их
требования
оставались не услышанными.
Избавление
от
противников
позволило
якобинцам
сосредоточить всю полноту власти в свои руки. Третий период
Великой
Французской
революции
известен
как
якобинская
диктатура и, в первую очередь, связан с именем главы якобинцев
— Максимилианом Робеспьером. Это был довольно сложный
период для молодой республики – в то время как внутренние
противоречия
раздирали
страну
на
части,
к
границам
государства наступали войска соседних держав. Франция была
вовлечена в Вандейские войны, которые охватили южные и
северо-западные гражданами провинции.
Следующим
которая
стало
отличалась
Предполагалось
комплексный
шагом
ввести
принятие
новой
демократическим
конституционное
общественно-политический
Конституции,
характером.
правление,
и
но
экономический
кризис вынудил якобинцев установить режим революционнодемократической диктатуры.
В конце июля 1796 года республиканские войска разбили
войска интервентов около Флёрюсе. Последними решениями
якобинцев стало принятие вантозских декретов, которым не
суждено было осуществиться. Диктатура, репрессии и политика
реквизиции
(экспроприации)
настроили
17
против
режима
якобинцев крестьян. В результате, возник заговор, направленный
на
свержение
правительства
Термидорианский
Робеспьера.
переворот
положил
Так
называемый
конец
правлению
якобинцев и привел к власти умеренных республиканцев и
буржуазию. Они создали новый орган управления — Директорию.
Новая власть провела в стране ряд преобразований:
1.Приняла новую конституцию
2.Заменила всеобщее избирательное право на цензовое
3.Установила принцип равенства
4.Наделила правом избирать и быть избранным тех граждан
республики которым исполнилось 25 лет
5.Создала совет пятисот и совет старейших что следили за
политической обстановкой в стране.
Правление
когда
в
Директории
республике
закончилось
произошёл
9 ноября
очередной
1799 года,
переворот.
Его
возглавил генерал армии Наполеон Бонапарт, пользующийся
огромной популярностью среди солдат. Опираясь на военных ему
удалось захватить власть в Париже.
Что стало новой эпохой в жизни страны.
18
Глава 4. Политические права в России по
конституции
Конституция Российской Федерации — это основной Закон
России,
закрепляющий
основы
конституционного
строя,
организации государственной власти и взаимоотношений между
гражданином,
обществом
и
государством,
принята
народом
России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993
года.
Конституция
закрепляющей
обладает
основы
государственное
высшей
юридической
конституционного
устройство,
образование
силой,
строя
России,
представительных,
исполнительных, судебных органов власти и систему местного
самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а
также конституционные поправки и пересмотр Конституции
В главе 2 Конституции закреплен широкий круг личных,
политических,
социальных
и
экономических
прав
и
свобод
человека и гражданина.
Личные
права
и
свободы
являются
естественными
и
неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они
принадлежат каждому от рождения независимо от обладания
гражданством.
К
политическим
правам
и
свободам
в
соответствии
с
Конституцией РФ относятся: свобода мысли и слова, свобода
массовой информации (ст. 29), которую можно отнести как к
19
личным, так и к политическим правам и свободам, право на
информацию (ст. 24, 29), право на объединение (ст. 30), право на
проведение публичных мероприятий (ст. 31), право на участие в
управлении
делами
государства,
право
избирать
и
быть
избранными, право равного доступа к государственной службе,
право участия в отправлении правосудия (ст. 32), право на
обращения
в
государственные
органы
и
органы
местного
самоуправления (ст. 33).
Также согласно ст. 17 Конституции РФ основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от
рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина
не должно нарушать права и свободы других лиц.
- избирательные права. Имеют двойственный характер: вопервых,
право
быть
избранным
в органы
государственной
власти и местного самоуправления – пассивное избирательное
право,
оно
возникает
с
момента
достижения
лицом
определенного законодательством возраста; во-вторых, право
избирать
представителей
в
органы государственной
власти и
местного самоуправления и посредством этого управлять делами
государства – активное избирательное право, оно возникает по
достижении лицом 18 лет;
- право на участие в референдуме. Референдум проводится
путём
всеобщего
Проведение
равного
референдума
прямого
и
возможно
тайного
как
голосования.
по
инициативе
Конституционного Собрания, так и по инициативе граждан.
Также
возможно
референдума
в
активное
ходе
их
участие
граждан
подготовки,
20
в
проведении
непосредственного
голосования и подсчёта голосов. Граждане могут выдвигать своих
кандидатов, существует также возможность самовыдвижения,
право на свободную предвыборную агитацию, на формирование
избирательных комиссий.
- право граждан РФ на объединение. Согласно этому праву
граждане
РФ
объединяются
в профессиональные
союзы, общественные для защиты своих интересов; этим правом
граждане
распоряжаются
добровольно,
не
допускается
принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение
или пребыванию в нем;
-
право
мирных
собраний,
организации
митингов
и
демонстраций, шествий и пикетирования - граждане могут
воспользоваться этим п объединенияравом только в целях защиты
своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются
вооруженные митинги и собрания граждан. Для реализации
данного права существуют свои ограничение. Организаторы
данных мероприятий обязаны предварительно уведомить органы
власти и местного самоуправления об их проведении, и должно
быть получено разрешение на их проведение. Кроме того, данные
мероприятия
не
должны
быть
направлены
на
изменение
конституционного строя, на разжигания расовой, национальной,
классовой и религиозной ненависти, на пропаганду насилия и
войны.
- право на обращение в государственные органы и органы
местного самоуправления, т.е. каждый гражданин вправе лично
или
коллективно
несколько
форм
обращаться
обращений
в
органы
граждан
21
в
власти.
Существует
зависимости
от
их
содержания – это жалобы, заявления и предложения. Жалобы
содержат в себе информацию о нарушении прав граждан и
требование по их восстановлению, заявление – требования об
удовлетворении
каких-либо
прав,
о
предоставлении
льгот.
Предложения (или петиции) – это обращения по общественно
значимым вопросам.
Политические права и свободы гарантируются Конституцией
РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола,
национальности и расы, достигшим возраста, определенного
федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не
может
быть
лишен
этих
прав,
за
исключением
случаев,
установленных федеральными законами.
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
22
Глава 1. Анализ увеличения политических прав
граждан в нашей стране в 20 веке
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно
оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное,
либо этическое, либо философское звучание в зависимости от
социальной позиции, находившейся у власти классов.
Обращение
к
проблемам
формирования
института
политических прав и свобод в России в начале XX века имеет
важное значение для понимания исторических и правовых
процессов, которые происходят в настоящее время в данной
области правового регулирования. В настоящее время Российская
Федерация проходит период укрепления властных институтов,
создания
принципиально
новой
системы
регулирования
отношений между политическими партиями и общественными
объединениями, упорядочивания избирательной системы. В этой
связи нередко высказываются мнения о чрезмерном усилении
вмешательства
государства
необоснованном
их
в
политические
ограничении,
права
граждан,
отступлении
от
демократических подходов в данной сфере. Аналогичные мнения
по рассматриваемым вопросам высказывались и в начале XX
века, когда государство также стремилось к укреплению своего
влияния в области реализации гражданами политических прав.
Важно
подчеркнуть,
что
фактическое
осуществление
основных политических прав и свобод человека и гражданина
возможно лишь при помощи и посредством норм национального
права,
которые
механизмы
и
должны
процедуры
предусматривать
их
23
реализации.
эффективные
Существование
демократического
общества
немыслимо
без
формирования
политического плюрализма и его ценностей, нонконформизма
общественного сознания и поведения, активного и сознательного
участия граждан в общественно-политической жизни. Поэтому в
демократическом государстве политические права и свободы
воспринимаются массовым общественным сознанием не как
нечто второстепенное, а как одна из базовых гуманистических
ценностей.
Политические права и свободы, провозглашенные изначально
в
рамках
получили
буржуазного
конституционализма,
развернутый
утвердились
сначала
впоследствии
конституционно-правовой
в
качестве
статус
важнейшего
и
института
национального, а позднее и международного права. Многие
современные
человека
международно-правовые
универсального
и
документы
регионального
о
правах
характера,
устанавливая объем неотчуждаемых прав и свобод человека,
содержат
такие
политические
права,
как
свобода
слова
и
убеждении, свобода мирных собраний и ассоциаций, право
принимать участие в управлении государством.
Важнейшим
шагом
в
развитии
прав
человека
явились
буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые
выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип
формального равенства, ставший основой универсальности прав
человека, придавший им подлинно демократический характер.
17 (30) октября 1905 г., император Николай II подписал
Высочайший
Манифест
«Об
усовершенствовании
государственного порядка», даровавший свободы гражданам,
24
тогда Царской России. Это была первая победа революции 19051907 гг. Текст манифеста вошедшего в историю под названием
Манифеста 17 октября 1905 г. был подготовлен А.Д.Оболенским и
Н.И.Вуичем под руководством С.Ю.Витте.
Манифест провозглашал «незыблемые основы гражданской
свободы
на
личности,
началах
свободы
действительной
совести,
слова,
неприкосновенности
собраний
и
союзов».
Расширялись избирательные права граждан, учреждался новый
представительный орган власти с законодательными
Прямым следствием выхода манифеста 17 (30) октября 1905
г. стало появление легальных политических партий, профсоюзов
и
других
общественных
организаций,
а
также
легальной
оппозиционной печати.
С самого первого дня, как содержание Манифеста, так и сам
факт его появления оценивались самым различным образом.
Одни
полагали,
что
принятие
Манифеста
стало
началом
ограничения самодержавия в России, другие, напротив, считали,
что
основы
самодержавия
этим
актом
не
затрагивались. В
соответствии с Манифестом в 1906 г. были приняты законы о
выборах в Государственную Думу и о создании Государственного
Совета, а также Свод основных государственных законов. Это
были
первые
отчётливо
выраженные
конституционные
документы России. Манифест 1905 г. и законы 1906 г. положили
начало конституционному развитию страны, в общем, и развитию
политических прав и свобод граждан в частности, был создан
парламент, стали действовать политические партии. Вместе с
25
тем,
основные
законы
по-прежнему
устанавливали,
что
“императору … принадлежит верховная самодержавная власть”,
повиноваться его власти не
только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает (ст. 4).
Статья 9 гласила, что император “утверждает законы, и без его
утверждения никакой закон не может иметь своего совершения”.
В 1924 г. Съезд советов СССР принял первую Конституцию
СССР, а Конституция РСФСР 1918 г. заменялась Конституцией
1925
г.
Последняя
Конституцией,
но
строилась
сохраняла
в
соответствии
принципы,
с
союзной
заложенные
в
“ленинской” Конституции 1918 г. Сохранялись и прежние методы
“классовой борьбы”.
Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав
человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой
войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями
прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной
проблемы
и
стали
предметом
постоянного
внимания
международного сообщества. Признание Всеобщей декларации
прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и
основных
свобод
Международного
пакта
о
гражданских
и
политических правах, Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении
преступлений геноцида и наказания за него, Международной
конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и
ряда других важнейших международно-правовых актов явилось
неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
26
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР и в
соответствии с ней - Конституция РСФСР 1978 г. Они внесли
некоторые
изменения
в
регулирование
экономической
и
политической систем общества, правового статуса личности.
Конституция 1977 г. перенесла главу о правах и обязанностях
граждан в первую часть текста, чем подчёркивалось значение
этих положений в новой обстановке. Однако по-прежнему права
гражданам (особенно политические) предоставлялись только в
целях укрепления социалистической системы и строительства
коммунизма.
Использование
признавалось
их
правонарушением
по
с
иному
назначению
вытекающими
отсюда
суровыми наказаниями (например, за антисоветскую пропаганду
и агитацию).
С
конца
80-х
гг.
в
СССР
начался
процесс
реформ
(перестройка). В Конституцию РСФСР 1978 г. в 1988 и 1990 гг.
были внесены поправки, многие существенные изменения в
обществе проводились законами и иными актами. В сфере
политических прав и свобод было разрешено создание других
партий,
создана
идеологический
приговоры
за
относительно
плюрализм,
свободная
перестали
антисоветские
пресса,
допущен
выносится
суровые
высказывания,
а
затем
соответствующие статьи были вообще исключены из уголовного
законодательства.
Конституция
закрепляет
наиболее
важные
и
социально
значимые для отдельного человека, общества и государства
права и свободы. Для человека они являются необходимыми
условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей
27
человеческой
личности;
естественного
права
на
участие
в
решении вопросов устройства и управления тем обществом,
членом которого он является; социальных и экономических
условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных
для него материальных и духовных потребностей. Поэтому
основные
фундаментальные
права,
зафиксированные
в
конституции государства и важнейших международно-правовых
актах, являются правовой базой для производных, но не менее
важных прав.
После принятия Конституции 1993 г. закрепившей права
человека
на
основе
общечеловеческих
принципов
международного
права,
Российской
Федерации
обладать
стал
ценностей
каждый
и
общих
гражданин
широким
спектром
политических прав и свобод в связи с чем п.2 ст. 6 Конституции
гарантирует, что “каждый гражданин Российской Федерации
обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет
равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации”.
Вместе с тем, рассматриваемый период был ознаменован не
только
кардинальными
государственной
власти
изменениями
и
управления,
в
системе
закреплении
органов
нового
порядка принятия и реализации законодательных актов, но и в
том,
что
впервые
общегосударственном
в
отечественной
истории
уровне
нормативно
закрепляются
на
и
гарантируются политические права и свободы граждан в их
классическом понимании. Данный шаг, будучи вынужденным для
властей, тем не менее ознаменовал начало принципиально нового
28
этапа развития российского государственности, когда население
получало возможность участия в управлении делами государства,
публичного
выражения
собственных
мнений,
совместного
достижения собственных целей, в том числе и политических.
Безусловно,
закрепляемые
в
правовых
актах
того
времени
политические права и свободы, формы их ограничения со
стороны государства и реализации самими гражданами были
далеки
от
современных
национальных
и
международных
стандартов демократии.
22
ноября
1991
российским
парламентом
принимается
Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая
последняя повлекла за собой полное обновление раздела II
Конституции РФ 1978 года "Государство и личность". С этого
началось приведение конституционного законодательства России
в соответствие с общепризнанными международным сообществом
стандартами прав и свобод человека. Последовал отказ в этой
сфере
от
принципов,
присущих
тоталитарному
государству.
Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека
и гражданина.
Закрепление
основ
правового
статуса
личности
в
Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую
концепцию
прав
человека,
взаимоотношений
человека
и
государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных
и российских конституциях советского периода. Действующая
Конституция России закрепляет права и свободы человека и
гражданина в соответствии с общепризнанными нормами и
международными стандартами. В действующей Конституции,
29
основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и
свобод
указаны
зафиксирован
личные,
экономические
в
затем
права
такой
последовательности:
политические,
и
а
свободы.
потом
сначала
социально-
Именно
такова
последовательность прав и свобод во Всеобщей декларации прав
человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие Конституции РФ явилось новым этапом в развитии
конституционного
законодательства,
регулирующего
права
человека и гражданина. Начал развиваться интенсивно процесс
обновления уже принятых законов и появления новых, особенно
это коснулось правовой регламентации личных и политических
прав.
Таким образом, каждый последующий Основной закон страны
все больше внимания уделял именно правовому статусу человека
и гражданина, его правам и свободам.
30
В ходе работы цель, изучить процесс становления института
политических прав человека от древности до современности,
была достигнута.
Ранее поставленные задачи были выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономов А. С. Права человека, правозащитная и
правоохранительная деятельность [Текст] / А. С. Автономов. М. : Новое литературное обозрение, 2009. - 448 с.
2. Бессарабов В. Г. Европейский суд по правам человека / В. Г.
Бессарабов. - М. : Юрлитинформ, 2003. - 248 с.
31
3. Гасанов К. К. Основные права человека. Вопросы
неотчуждаемости [Текст] : монография /К. К. Гасанов. - М. :
ЮНИТИ, 2003. - 64 с.
4. Глушкова С. И. Права человека в России [Текст] : учебное
пособие / С. И. Глушкова. - М. : Юристъ, 2006. - 494 с.
5. Горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам
человека и российское законодательство [Текст] :
монография / С. А. Горшкова. - М. : НИМП, 2001. - 352 с
6. Досвальд-Бек Л.Международное гуманитарное право и право
прав человека / Луиза Досвальд-Бек ; Сильвен Вите. - М. :
МККК, 2001. - 31 с
7. Егоров С. Е.Права человека в уголовном процессе :
международные стандарты и российское законодательство
[Текст] / С. Е. Егоров. - М. : Норма, 2006. - 224 с.
8. Иванов Г. И.Права человека [Текст] : учебное пособие / Г. И.
Иванов ; под ред. М. Ф. Чудакова. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006. - 368
с.
9. Капицын В. М.Права человека и механизмы их защиты :
Учебное пособие / В. М. Капицын. - М. : Юркнига, 2003. - 288
с.
10.
Карташкин В. А.Права человека: международная
защита в условиях глобализации [Текст] : [монография] / В.
А. Карташкин. - М. : Норма, 2009. - 288 с.
32
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв