Должен ли ВУЗ готовить IT-специалистов?
У нас теория не работает на практике,
А практика в теории и вовсе не существует.
Обсуждать проблему качества IT-образования и подготовки кадров для нашей необъятной и богатой умами Родины можно бесконечно, но позвольте рассказать о ней изнутри.
В качестве пролога - по первому образованию я программист, по второму - преподаватель
английского. Странное сочетание, но именно оно позволяет узнать обе "кухни" изнутри настолько, чтобы рассуждать о них.
Итак, проблема с развитием достаточно талантливой молодежи у нас начинается с самых первых шагов - информатика в школах представляет собой крайне поверхностное сочетание знакомства с мышкой/клавиатурой и рисование в Лого Мирах (для особо продвинутых - GIMP, но это крайняя редкость). Современные школьники, которых мы любим
осуждать за неусидчивость, способны усваивать невероятные объемы информации за достаточно короткое время, если эти знания им полезны. Мы можем уже на ранних этапах
формировать у них необходимую совокупность абстрактного и логического мышления, давать им первые навыки объектно-ориентированного программирования, обучать грамотному WEB "серфингу". Скажете, зачем это всем? Умения быстрого направленного поиска
информации, ее отбора и структурирования, основные навыки работы в текстовых редакторах (для многих из них открытие, что существует что-то, кроме Wordа) не помешают ни
одному человеку. Но что мы можем требовать в пределах школьной программы ? Тем более, если, к сожалению, в наших школах информатики теряются на словах домен, проксисервер и других "страшных заклинаниях".
Университет. На этом этапе мы встречаем тех, кто осознанно (очень на это надеюсь)
выбрал свой путь, которому будет следовать всю оставшуюся жизнь. Именно здесь должны
воспитывать лучших, формировать базу, которой будет достаточно для "наращивания"
опыта и знаний. Базу. А вот тут загвоздка - многие понимают это слово специфично - обилие самообразования уже стало привычным. Давайте будем честными - отношение к младшим курсам как "вы еще не сможете это освоить", а к старшим "ну чего вас грузить" дает
не самые лучшие результаты, да и программирование - это немного не та сфера, где стоит
плодить самообразование. Но это все поправимо, все, кроме простой физики.
Причем тут физика? Все просто - для того, чтобы плотность знаний в голове студента
достигла необходимой концентрации и сделала из него специалиста, необходимо выдавать
информацию по трем критериям: "современная, новая, своевременная". И вот тут мы сталкиваемся со странностями. Наша образовательная программа просто неспособна адаптироваться под постоянно развивающиеся требования IT социума. Давайте представим чуть более наглядно - забег на длинную дистанцию - впереди летят технологии (обновление и глобальные изменения сокращаются с периодичности 5 лет до года), за ними немного спотыкаясь, но все-таки быстро бегут специалисты, которым как Герцогине из "Алисы в стране
чудес" необходимо бежать, чтобы оставаться на месте; третьими идут успешные студенты,
понимающие, что большинство лекций едва ли затрагивают реальную обстановку в IT сообществе, а потому освоили вебинары, набрались смелости написать реальным ITшникам
или просто добрались до книг серии O'Reilly. И вот, в самом конце, вздыхая и покрякивая,
полубежит, полулежит наша учебная программа. Ну не успевает она за всеми технологии -
пока разработают, пока примут, пока одобрят. И, если раньше это еще оправдывалось тем,
что университет дает базу, а дальше сами, то сейчас это настолько далекие друг от друга
миры, что большинство прекрасных студентов в реальной жизни могут рассчитывать разве
что на работу системного администратора. Тут, конечно, спасением выступают стажировки и программы обмена, но разве не они - причина оттока талантов из ВУЗов, их нежелания продолжать обучение в магистратуре и даже утечки мозгов. То то и оно, это явный
признак нестыковки ВУЗовской информации и реальной жизни. У одного WEBразработчика я услышала хорошую фразу: "У нас теория не работает на практике, а практика в теории вообще не существует". Так и живем.
Почему же никак не можем мы понять, что время у современных специалистов - самый дорогой и совершенно невосполнимый ресурс - терять его на многотомные лекции и
бесчисленные повторения сугубо теоретической информации просто нельзя. Да привыкли
мы так. Раньше так преподавали - и сейчас преподают. Порочный круг, разорвать который,
по идее, можно притоком специалистов практиков в школы и университеты. Но когда им
преподавать, если каждый потерянный час - это сотни конкурентов и упущенные возможности. Про оплату работы педагогов, думаю, даже говорить не стоит - эта тема уже из разряда кухонно-застольных.
Пациент скорее жив, чем мертв? Надеюсь, что да, тем более, что даже активно развивающиеся Азиаты (которым прочат лидерские позиции в IT мире в ближайшее время) признают высокую работоспособность, обучаемость и талант русских программистов. Богата
земля Русская алмазами, да вот только им самим себя огранять приходится.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв