Должен ли вуз готовить IT-специалистов?
Каждый год миллионы абитуриентов по всему миру решают для себя
какую специальность им выбрать, и с какой сферой связать свою жизнь,
возможно на долгие годы. В последнее время всё большее количество
юношей и девушек выбирают направление – IT, и это понятно. Крупнейшие
и богатейшие компании мира сейчас работают в IT отрасли, самые
интересные изобретения и громкие открытия связаны с вычислительными
машинами. IT-образование сейчас престижно и популярно во всем мире.
Однако в нашей стране качество подготовки специалистов в этой
отрасли традиционно низкое. С чем это связано? Причин тому великое
множество. Отсутствие материально-технической базы для проведения
лабораторных экспериментов и работ, и налаженных связей с зарубежными
ВУЗами в плане проведения совместных исследований, нет полноценного и
регулярного пополнения библиотечного фонда, особенно в отношении
отраслевых журналов, которые публикуют современные работы ученых. В
ВУЗах зачастую нет современного оборудования, на котором можно было бы
обучать студентов. Опять же низкое качество подготовки абитуриентов, у
которых нет полноценных знаний в области математики и физики. Не
последнюю роль играет и госгрант, по причине выдачи которого среди
первокурсников не только ребята и девчата, которые действительно серьезно
решили для себя учиться по выбранной специальности, но и множество
случайно попавших сюда людей, к примеру, по сельской квоте. Огромные
ресурсы ВУЗы тратят на поддержание бюрократии: проходят кучу
аккредитаций, получают лицензии, пишут планы, утверждают учебные
дисциплины на 10 лет вперед. Всё это не нужно больше никому, кроме
сотрудников Министерства образования. Ну как можно в отрасли IT
написать учебный план на 4 года вперед? Кто знает, какое оборудование
появится, какие технологии получат применение, какие открытия будут
внедрены в обычную жизнь? Посмотрите на список востребованных
специалистов: SMM-менеджер, IT-архитектор, SEO-оптимизатор, специалист
по Big Data. Кто же 5-6 лет назад мог предложить проводить обучение в этих
направлениях? Никто. И как результат, обычные университеты зачастую по
качеству и соответствию запросам рынка сильно уступают небольшим
центрам повышения квалификации. Приведем простой пример: год обучения
в Алматинском университете энергетики и связи (АУЭС) по специальности
«Электроника, радиотехника и телекоммуникации» стоит 673 880 тенге, это,
примерно 134 776 рублей. Итого, за четыре года обучения – 539 104 рублей.
Примерная рыночная стоимость пяти первых курсов Cisco (ICND1,2:
Использование сетевого оборудования Cisco, ROUTE: Маршрутизация с
использованием оборудования Cisco, SWITCH: Внедрение коммутируемых
сетей Cisco, TSHOOT: Разрешение проблем и поддержка IP сетей,
построенных на основе оборудования Cisco) – 211 000 рублей, плюс сдача
экзаменов по этим курсам – 115 000. В сумме - 326 000 рублей. Итого
получается, что сэкономив 213 104 рублей, в центре повышения
квалификации Вы получаете знания, намного более востребованные на
рынке. Специалист без опыта, но с действующим сертификатом CCNP будет
получать стартовую зарплату в два раза больше, чем бакалавр, недавно
окончивший университет. Оставшиеся 200 тысяч рублей можно с пользой
потратить на дополнительные курсы. К примеру, сетевая безопасность,
архитектура сетей, оборудованию Juniper, беспроводной доступ. Тогда
стартовая зарплата будет выше еще раза в полтора - два. Кроме того, надо
заметить, что на первые пять перечисленных курсов Cisco необходимо 200
академических часов (5 недель), в то время как в университете Вы тратите
целых 4 года. Возникает закономерный вопрос, для чего вообще нужен ВУЗ?
Обратимся к истории:
Это не беря в расчет аналоговые и координатные станции – инженеры,
которые обслуживали их, уже выходят на пенсию. Многие телефонные
станции функционировали по 30-40 лет. И тысячи людей проработали на них
всю свою жизнь. Есть и другие технологии. Вот, например, ещё совсем
недавно технология X.25 была повсюду, сегодня про неё никто не помнит. А
ISDN? Этой технологии обещали блестящее будущее. Но кто видел в своей
жизни хотя бы один ISDN шлюз? Или таксофоны. Когда Вы в последний раз
звонили с таксофонов? Когда я учился в университете, мне говорили, что
SDH будет полезен ещё многие годы! Где теперь SDH? А ведь даже 10 лет не
прошло! А технологии семейства xDSL? Их с радостью встречали в 2000-х, а
теперь с не меньшей радостью от них избавляются. Я помню, во время учебы
в ВУЗе преподаватель, с которым мы проводили лабораторные работы по
сотовой связи стандарта 2G, про сети 3G рассказывал как про города на
Марсе – дескать, идея захватывающая, но практически недостижимая. А
кому он нужен сейчас, этот 3G? Слова ATM, Token Ring, MMS, WAP ещё
вызывают какие-то ассоциации, но уже ни о чем конкретном не говорят. К
примеру, АО Казахтелеком запустил в 2005 году Национальную
Магистральную Сеть передачи данных IP/MPLS, объединяющую все города
Казахстана, с пропускной способностью 622 Мбит/с, а в апреле 2016 года
компания Алма TV предлагает абонентам доступ в интернет со скоростью
500 Мбит/с. То есть прошло 11 лет, и скорость до 1 абонента стала такой же,
как в 2005 между крупными городами. Сейчас технология проходит путь от
коммерческого запуска до завершения меньше чем за 15 лет. То есть,
устроился молодой человек в новый отдел, прошел качественную
подготовку по какому-то определенному оборудованию, а через 15 лет ему
под 40, и выясняется, что всю свою жизнь он проработал только на этом
конкретном оборудовании, которое завтра-послезавтра демонтируют. И
технология эта уже никому не нужна. Что ему теперь делать? Вот для того,
чтобы можно было легче решить подобную проблему, и нужен ВУЗ. Чтобы
параллельно с получением знаний по профильным предметам, студент мог
заниматься менеджментом, бухгалтерией, маркетингом, и смог бы в нужный
момент освоить новое оборудование, не упуская возможностей.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв