НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Направление 46.03.01 История
Профиль – Историческая политология
Петренко Анастасия Олеговна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Древние викинги в истории Западной Европы
Научный руководитель
Тольятти 2015
Целищев Алексей Олегович
Содержание
Введение................................................................................................................ 4
1 Теоритические основы изучения эпохии викингов в Западной Европе
VIII-XI веках ........................................................................................................ 7
1.1 Систематизация сведений по истории развития общественной жизни,
Традиций, мировозрения, торговых отношений и военной экспансии
скандинавских племен ......................................................................................... 7
1.2 Духовная культура скандинавов. Мифологические представления.Боги
и культы……………………………………………………………………… 18
1.3 Морские походы завоевательного и мирного характера. Причины
экспансии викингов ........................................................................................... 25
2. Анализ научных трудов и публикаций отечественных и зарубежных
историков по изучению эпохи викингов изданных в разное время. ............. 29
2.1 Особенности различных аспектов жизни населения Скандинавии,
рассмотренных в отечественной и переводной научной литературе .......... 29
2.2 Боги и языческие представления об окружающем мире скандинавов.
Сранительный анализ особенностей языческой и скандинавской
мифологии на основе исторического памятника средневековья
«Старшая Эдда» ................................................................................................. 32
2.3 Особенности «символа» эпохи викингов - морские военные походы
Скандинавов. Причины экспансии и колонизации.
Хронология известных дат и событий эпохи викингов ................................ 35
3 Рассмотрение археологических исследований, проводимых на территории
Скандинавского полуострова и территориях других государств, некогда
входивших в сферу влияния скандинавов ....................................................... 38
3.1 Расскопки известных торгово-ремесленных поселений, таких как
Бирка, Хедебю и Каупанге, находящихся на территории Скандинавского
полуострова ........................................................................................................ 38
3.2 Категории артефактов эпохи викингов, наиболее часто
Обнаруживаемых в ходе археологических раскопок: оружие, монеты,
украшения и драгоценные металлы ................................................................. 42
Заключение ......................................................................................................... 45
Список литературы ............................................................................................ 47
Приложение ........................................................................................................ 49
3
Введение
История средневековых пиратов – викингов по-прежнему
волнует
многих историков. О викингах издаются книги различной направленности и
снимают фильмы, ведутся дискуссии. Объяснить такой интерес можно тем, что
данная тема основывается на благодатной для исследователя почве.
На сегодняшний день существует большое количество публикаций по
вопросу о жизни и деятельности викингов. У молодых специалистов
существует научная база, которую им оставило предыдущее поколение учѐных
как отечественных, так и зарубежных.
Важную роль в изучении истории викингов, их общественной жизни,
традиций, мировоззрений и внешней деятельности играют сохранившиеся и
обнародованные
письменные
источники,
а
также
археологические
и
нумизматические данные. Но стоит также сказать о том что, пользуясь
литературными памятниками средневековья, исследователь может быть введѐн
в заблуждение переводом, специфической трактовкой смысла текста, которая
могла пострадать от многократного переписывания или более раннего
перевода, или же необъективное отношение к описываемым событиям в
хрониках, летописях и сагах. В данной работе будет сказано об этом подробнее.
Что
же
касается
археологических
полевых
работ
и
последующего
лабораторного и кабинетного анализа полученных в результате экспедиций
материалов для изучения, то естественным будет сказать о том, что все данные
работы проводятся на территориях государств Скандинавского полуострова и
стран, некогда входивших в сферу влияния норманнов. Возможно развитие
сотруднических отношений российских специалистов и зарубежных археологов
и историков. Но, этот вопрос относится к более профессиональному разговору.
Викинги являются вполне закономерным порождением средневековья.
Этого исторического периода, когда происходит
мощное переселение
различных народов сил своих исконных территорий, в результате чего,
меняется карта мира. Рушатся и создаются
4
империи, образуются новые
народы.
Норманны решительно заявляют о себе не только как торговцы, но и в
первую очередь как искусные воины и завоеватели. Их корабли становятся
символом эпохи. Но их активная завоевательная деятельность заканчивается
также резко, как началась. Общепризнанные хронологические рамки эпохи
викингов охватывают длительный период с VIII по XI века, которые вошли в
мировую историю как время внешней скандинавской активности.
Актуальность выбранной темы обусловлена, существующим уже на
протяжении длительного времени интереса к теме жизни и деятельности
викингов. И как следствие этого, необходимостью продолжения изучения
истории и культуры викингов, для формирования более полной картины
существования скандинавского народа.
Цель исследования – систематизация знаний по истории викингов и
скандинавских народов в целом.
В связи с этим были симулированы следующие задачи:
Изучение теоритических сведений по истории викингов и их общественной
жизни, традиций, мировоззрения, торговых отношений и военной экспансии
скандинавских племѐн;
Изучение научной литературы, материал которой, используется при
написании данной работы;
Сопоставление славянской и скандинавской мифологии, выявление общих
особенностей
в
политеистической
религии
этих
двух
цивилизаций
средневековья.
Рассмотрение известных археологических исследований проводимых в
разное время.
Объект исследования – викинги в истории Западной Европы.
Предмет исследования – существующие в науке вопросы, связанные с
изучением истории викингов.
Изучение истории эпохи викингов широко освещено как в отечественной,
так
и
зарубежной
историографии.
Многие
5
ученые
посвятили
свою
профессиональную деятельность решению вопрос возникающих при изучении
и систематизации данных по истории Скандинавии. Данной темой занимались
и занимаются такие, ученые как: А.А. Сванидзе, А.Я. Гуревич, Г.С. Лебедев,
Н.В. Будур, М.П. Черная, Э. Роэсдаль, А.М. Стриннгольм, П. Сойер и другие.
В процессе написания курсовой работы были использованы работы таких
ученых как:
А.А. Сванидзе, А.Я. Гуревич, Н.В. Будур, А. И. Мартынов, Г.С.
Лебедев, М.П. Черная Г. Джонс, Ж. Симпсон, Э. Роэсдаль, А.М. Стриннгольм,
П. Сойер.
В качестве источника рассматривалось произведение «Старшая Эдда».
Работа
состоит
из
введения,
3-х
используемой литературы и приложения.
6
разделов,
заключения,
списка
1. Теоретические основы изучение эпохи викингов
1.1 . Систематизация сведений по истории развития общественной
жизни, традиций, мировоззрения, торговых отношений и военной
экспансии скандинавских племѐн
В европейской истории период VIII-XI в. стали известны, как эпоха
викингов, норманнов. Этим именем Европа нарекла своих северогерманских
соседей, которые населяли Скандинавский полуостров [9].
Скандинавский полуостров, населѐнный племенами северных германцев,
был далѐк от цивилизованного средиземноморского юга, и скорее всего на этой
территории
к
началу
раннего
средневековья
еще
преобладал
догосударственный тип европейского общества. Традиционные образ жизни,
замедленность в развитии, личная свобода крестьян – основные черты
Скандинавии начала I тысячелетия н.э. При внешнем сходстве Скандинавских
стран Норвегия, Швеция, Дания развиваются неравномерно. Например, Дания в
отличает от своих родственных соседей развивается более интенсивными
темпами, этому, в первую очередь, способствует практикующееся земледелие
и развитие торговых связей с Франкским государством [12].
Контакты скандинавов с романскими племенами начинаются задолго до
эпохи викингов, то есть до VIII века н.э. Северные германцы проявляют себя
еще до н.э.: племена готов переправляются через Балтику и оправляются в
многовековое путешествие по Европе. В VI в. образовывают свои государства
раннесредневекового типа на территории Римской империи - в Италии и на
Пиренейском полуострове. На этих территориях были созданы королевства
остготов и вестготов. В исторической науке вопрос о происхождении готов, о
их «прародине» до сих пор остаѐтся открытым, но тем не менее многие ученые,
опираясь на скандинавские находки, которые могут помочь в формировании
полной картины миграции готских племен склоняются к мнению, что
готы
были выходцами из Восточной Скандинавии, родственны обитателям острова
7
Готланд [12].
Как уже выше говорилось, народы Северной Европы довольно на
продолжительное время задержались на стадии позднего родоплеменного
строя. В его разложении, в переходе
к новым
социальным
отношениям
решающая роль пришлась на IX-XI столетия. Эти три столетия представляют
собой важный этап в жизни Скандинавского полуострова и вместе с тем
накладывают существенный отпечаток на западноевропейскую историю в
целом[14].
До сегодняшнего дня вопрос о термине «викинг» о том, что он
обозначает, остаѐтся открытым. Во многих около научных публикациях, в том
числе
и
художественных
произведениях
викинги
выступают
как
самостоятельный этнос, хотя в действительности, если опираться на изученный
историками материал таковым не являлся. «Викинги»
- это своеобразное
сословие, о котором дальше пойдѐт речь более подробно.
В средневековых скандинавских языках слово «Viking» означало «пират»
- человек, который создал свое состояние, совершая морские набеги на другие
страны или же нападая на морских путешественников. Было и отвлечѐнное
понятие данного термина, который означал сам процесс разбоя за морем.
Опираясь на эту гипотезу, ученые приходят к выводу, что викингами следует
назвать не весь народ, а определѐнную группу людей, которые занимались
разбоем профессионально. Крестьяне, ремесленники, купцы, поселенцы,
дружинники,
участвовавшие в династических войнах своих князей, не
являлись викингами в полном смысле этого слова [6].
Этнокультурный состав Скандинавского полуострова был в большей
степени однородным. В I тысячелетии н э. на данной территории проживала
около 30 северогерманских племен. Этнокультурное и религиозное родство,
прямое соседство, сходство занятий, общественного развития и менталитета все
эти факторы позволяют рассматривать Скандинавский регион как культурноисторическую общность, каждый из членов которой обладал также и своими
только ему свойственными чертами.
8
Как
уже
говорилось
территориальный
состав
Скандинавского
полуострова входят три страны – это Швеция, Норвегия и Дания. Швеция
длилась на два племенных образование. Близ озера Меларен проживали свеи,
отчего данная территория в дальнейшем получила название Свеаленд (Сведия).
Позже, на этой территории произошло племенное политическое образование
Свитьод. Западнее и юго-западнее располагались земли западных и восточных
гетов. К Швеции также примыкали два больших острова – Эланд и Готланд, на
территории последнего обитали готы. Насколько тесно готы и геты были
связаны друг с другом, а первые и с теми готами, которые впоследствии
заселили Западную Европу, создав два королевства – остготское и вестготское,
как уже выше говорилось, так и остаѐтся до конца не решѐнной проблемой [12].
Норвежцы
расселялись
на
территории,
начиная
с
современной
центральной части и южнее, на узкой, расширяющейся к юго-востоку полосе
каменистой земли между морем и протяжѐнной горной цепью. Природные
условия страны были очень скудны. К этому времени Норвегия уже
фигурировала в качестве единой страны и ее жителей называли норвежцами, но
в тоже время местное население делилось на области проживания различных
племен, названия которых дали наименования областям, например, тренды
(Тренналаг), рены (Ренрик), херды (Хердаланн).
С историей Дании связан миф, созданный северными германцами о
богине Гевьон, которая, согласно этому преданию создаѐте Ланию из земли
обманом добытой из озера Миларен. Дания развивалась более динамично, как
уже говорилось ранее, во многом этому способствовал более мягкий климат,
нежели в Швеции и Норвегии, возможность морской торговли, близость к
передовым странам и континентам.
Скандинавы, которые в полной мере могут считать себя морским
народом, имели в своѐм распоряжении не замерзающие Северные и Балтийские
моря, Северную Атлантику с тѐплым морским течением Гольфстрим. Моря
выполняла для скандинавов две функции – одновременно защищало и
объединяло. Далее будет подробно рассмотрены влияние моря на жизнь и
9
историческую судьбу скандинавов. Причины их морских походов и как
результат колонизации и экспансии скандинавов.
Основным типом поселение в Северной Европе были небольшие деревни,
хутора или группа хуторов.
В Дании основным типом поселений были деревни с угодьями.
Традиционная численность такой деревни 200 – 300 человек. Защищалась
территория деревни частоколом. Как уже отмечалось, Дания была страной
аграрной, что способствовало ее интенсивному развитию. Местным населением
были освоен плуг, необходимый для обработки земли.
Но если Дания была страной с развитым земледелие, то население
соседней Норвегии могло обрабатывать только от 2% до 3% земли. Такое
положение дел способствовало образованию хуторов и развитию скотоводства
и различных промыслов. Из сельскохозяйственных культур популярность
имели ячмень и овѐс; рожь и пшеница сеялись реже. Урожайность, как правило,
была не высокой. Помимо земледелия, занимались собирательством мѐда, ягод,
грибов, ловили рыбу, охотились на диких зверей и птицу. Разводили крупный и
мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу.
Основным помещение в доме был холл или горница. В этом помещении
была сконцентрированная вся внутренняя жизнь скандинавов: готовили еду,
женщины занимались рукоделием, ели, принимали гостей и путников,
устраивались на ночлег. Холл делили вертикальными брѐвнами на две – три
части. Пол, как правило,
был застлан соломой. Спальными местами были
скамьи, которые стояли вдоль стен. Центром холла был очаг [12].
В Норвегии и Швеции были частыми срубные дома, земляные в
древности,
особенно
часто
такой
вид
постройки
использовался
для
хозяйственных помещений. Основным типом помещений была изба – стюга и
кухня с очагов. Стюга выполняла функции холла в датском доме – вся жизни в
помещении проходила здесь.
Особенностью скандинавской усадьбы было наличие бани. Сванидзе А.А.
приводит описание нескольких видов бань: «двойное помещение, вырытое в
10
земле. В одной части бани находилась печь, а над ней отверстие, через которое
подавался жар, а другой части – оконце и дверь, от которой вниз ведут ступени.
В другом случае описывается баня, также вырытая в земле, с подполом, а над
ним – окно, через которое подавали воду». Бани находились на территории
многих усадьб.
Как правило, дом зажиточного скандинава мало чем отличался от
обычного крестьянского дома. Из ярких отличительных черты можно выделить
украшение богатого дома рисованными или резными по дереву сценами из
мифов и героических сказаний
Скандинавы, не смотря на свой воинственный и суровый характер,
который сформировался в непростых климатических условиях жизни, были
людьми гостеприимными. Дать ночлег путнику считалось долгом чести,
странник мог рассчитывать на добродушный приѐм, пищу, питье и место для
сна. В свою очередь чужестранец должен был соблюдать законы и обычаи
страны, а также правила гарда (усадьбы) в которой он остановился. Был
выработан некий этикет в общении с пришельцами: его расспрашивали о
новостях, о его родине и обязательным было на утро после пробуждения
спросить о том, как гость провѐл ночь. Но в тоже время, если незваный гость
вызывал подозрения у хозяев усадьбы, ему могли и отказать в ночлеге. Также
существовал обычай, по которому приглашали в гости на «три ночи». Часто
гостевание зависело от погоды. С началом «зимних ночей», которые
начинались со второй половины октября, передвижения затруднялись
тяжѐлыми погодными условиями и зачастую гостевания растягивались на
полгода.
Скандинавы
ценили
обстоятельную
неторопливую
беседу,
скальдическую поэзию и музыку. Не чужды им были и настольные игры –
шашки, шахматы и кости [12].
Но помимо настольных домашних игры, скандинавы любили и
подвижные игры с мячом, которые требовали серьѐзных физических усилий.
Популярны были состязания под общим названием «игры со шкурой»,
где отдельные игроки или команды соревновались в перетягивании шкуры
11
зверя или другого предмета из кожи.
Также популярностью пользовалась и борьба, когда две команды,
выстроившиеся попарно, состязались в силе и ловкости. Результат определялся
по числу победителей в каждой команде.
К азартным скандинавским играм также можно отнести и бой коней,
когда лошадей, вероятно, это были специально обученные кони, стравливались
друг с другом.
Эти игры были любимы и популярны среди скандинавов, собиралось
множество людей, чтобы посмотреть ту или иную игры, разгорались споры, и
болельщики активно поддерживали свою команду или отдельных игроков.
Важное место в жизни людей занимали праздники или как их еще назвали
высокие дни жизни. Праздники обычно устраивались во время рождения
ребѐнка, свадьбы, сватовства, тризны по покойному, а после принятия
христианств – после крещения или похорон.
Самостоятельные владельцы гардов (усадеб) принимали участие в
народных собраниях – тингах. Выезд проходил торжественно. Хозяин брал с
собой сыновей, чтобы те учились вести себя на публике; отправлялись в путь в
сопровождении свиты и охраны.
В
условиях
редко
прекращающихся
боевых
действия
начинает
формироваться образ мужчины – воина, который всегда готов к решительным
военным атакам. Мужчины всегда держали при себе необходимое оружие и
придавали большое значение боевому снаряжению.
Оружие занимало почѐтное место в доме бонда. Оно весело на стене в
зале или содержалось в специально отведѐнном для него помещении, хозяин
заботился о своѐм оружие, чинил, чистил и приучал сыновей к мастерству
управления оружием.
У скандинавов существовал обычай, по которому мужчины носили на
шее нож, которым пользовались также во время еды.
Стоит сказать, что норвежские и исландские мечи мало ценились из-за
плохого качества железа. Для их использования на лезвие меча напаивали еще
12
один слой лезвия, и те воины, что пользовались в бою этим оружием, как
правило, учились драться сразу на двух мечах. Но, тем не менее, при любой
возможности старались приобретать мечи «импортного производства».
Помимо мечей у скандинавов была также распространена и секира,
которой также как мечу давали собственное имя. Практиковалось также
использование копья, делалось оно с оперением, длинный и острый наконечник
и прочное, толстое древко. Большое место в снаряжении мужчины занимал
нож, как уже говорилось, его носили на шее. Не менее важен в бою был и щит,
они были нескольких видов: продолговатые и круглые.
В фольклоре довольно часто можно встретить описание одежды
скандинавов. И мужчины и женщины очень тщательно одевались и носили
украшения. Зачастую одежда изготавливалась дома из таких материалов как:
лен, конопля, шерсть, кожа, мех.
Одежда мужчин и женщин различалась. Вырезы рубах должны были
быть разными по размеру: у женщины глубокий, у мужчины – маленький.
Считалось неприличным обмениваться одеждой, скандинавы очень ревностно к
этому относились. Основные сведения об одежде ученые получают благодаря
фрагментам, найденным в захоронениях. Но этих находок дошедших до
сегодняшнего времени крайне мало, но обувь обнаруживается в достаточном
количестве, чтобы с помощью ее исследования сформировать картину о части
повседневной жизни скандинавов. Как правило, это башмаки и сапожки до
щиколотки и выше. Верх обуви был изготовлен из козьей шкуры, а подошва
пришивалась отдельно [10].
Скандинавы очень ценили украшения: браслеты, кольца, нашейные
гривны, ожерелья (Приложение А).
Эти украшения носили представители обоих полов.
По стоимости
украшения можно было определить финансовое положение того или иного
человека. Украшения, как правило, имели простую форму. Большая часть
украшений, дошедшая до нашего времени изготовленная из серебра или
серебряных арабских монет. В украшениях использовалось и золото. Самое
13
большое золотое украшение эпохи викингов (шейный обруч) было найдено
близ озера Тиссе, на острове Зеландия [10].
С эпоху викингов очень ценилось серебро, серебряные украшения и
серебряные монеты. На сегодняшний день в распоряжении находится
достаточное
количество
найденных
серебряных
украшений,
чтобы
сформировать представление о благосостоянии Скандинавии.
Источником золотых и серебряных находок эпохи викингов являются
захоронения, клады и случайные находки. Стоит обратить внимание на то, что
роль захоронений в получении
учѐными серебряных монет является
незначительной. Нередки и случайные находки, но основную ценность
представляют собой клады (Приложение Б).
Как теперь понятно в скандинавском обществе ревностно относились к
виду той одежды, в которую был облачен человек. Если, к примеру, мужчина
по растерянности надевал рубаху с глубоким вырезом, он вполне мог
почувствовать на себе насмешки соплеменников. Как правило, такое могло
случиться, если жена целенаправленно стремилась
опозорить мужа для
получения развода.
Женщина, как и в любом патриархальном обществе, находилась под
властью отца, брата, мужа. Но это не говорит о том, что ее статус в обществе
был не высок. Если девушка не соглашалась на брак, ее уговаривали, но, в
тоже время, были возможны случаи, когда замуж выдавали и без согласия.
Самостоятельное принятие решения – особенно это было частым явлением в
состоятельных семьях, в которых отца или опекуны очень любили и баловали
дочерей. Девушки могли проявлять себя с необычной стороны, быть
коварными и упорными в выборе своей судьбы как до, так и после брака.
Развод мог быть инициирован как со стороны мужчины, так и со стороны
женщин по многим причинам: измена
или невыполнение супружеских
обязанностей кого-либо из супругов, уход женщины от нелюбимого и
неуважаемого мужа, и другие причины [12].
Женщину, ценили и уважали, ведь она была хозяйкой дома: ухаживала
14
за скотом, вела хозяйство внутри дома, следила за приготовлением пищи.
Важным был вклад в приготовление продуктовых запасов для суровой и долгой
зимы. Важнейшей обязанностью женщины было ткачество и прядение.
Скандинавская женщина была полноправной хозяйкой в доме, с которой
муж советовался по различным вопросам.
Во время проведения праздников,
которые часто сопровождались обильными пирами, женщины занимали
почѐтные
места
за
столом,
но,
как
правило,
это
касалось
только
представительниц знатных семей [18].
Были случаи воспевания женской красоты и добродетелей, как например,
Харольд Суровый сложил длинную песнь в честь дочери Ярослава Мудрого
Елизаветы. Имели место также и случаи, когда ради женщины мужчина шѐл на
расторжение дружеских отношений, совершал подвиги или другие деяния. И
снова в пример можно привести Харольда и Елизавету Ярославну, руки
которой норвежский конунг настойчиво добивался.
Несмотря на всю внешнюю мужественность и воинственный склад
характера, скандинавский мужчина мог не стесняться выражения чувств в связи
с кончиной любимой жены. Это не считалось проявлением слабости. Это было
большое горе, и мужчина искренне оплакивал свою супругу. В литературном
памятнике « Сага о Магнусе Добром» есть сцена, когда безутешный муж
оплакивает скончавшуюся супругу. Память умерших женщин чтили и
оберегали в их семье [18].
Матери играли большую роль в жизни детей, особенно мальчиков.
Женщины воспитывали сыновей наравне с мужчиной: они прививали им
идеалы мужества и воинской доблести.
Для женщин было характерно оберегать свой социальный статус.
Девушка могла отказаться выходить замуж
за человека более низкого
происхождения, чем она сама.
Также был развит дух соперничества между женщинами.
Эпоха викингов характерна не только героическими, храбрыми и
сильными мужчинами, но и неординарными женщинами, которые занимали
15
почѐтное место в мужском обществе.
Продолжая разговор о различных сторонах бытовой жизни скандинавов,
то не возможно не остановиться более подробно на таком факторе, развития
общественной жизни этого северного народа, как ремесло. Выше уже
говорилось и об оружии, которое имеет большое значение для скандинавов как
мужчин воинственных и находящихся в постоянной ситуации конфликта с
другими племенами; об особенностях одежды мужчин и женщин Скандинавии,
о том какое социальный подтекст несѐт в себе облачение для человека того
времени, шла речь также и об украшении, которые являлись неотъемлемым
атрибутом повседневного туалета средневекового жителя Скандинавского
полуострова.
Ремесла довольно длительное время были развиты довольно слабо, но с
развитием торговли начинают совершенствоваться и ремесленные изделия
викингов.
Скандинавы стали признанными мастерами в кораблестроении.
Свои кораблик викинги украшали роскошно. Возможно, это был неким
щегольством. Суда расписывали красками, обычно это были белая и красная
краски. Делали полосатые паруса, позолоченные носы кораблей. Также у
викингов была особенность давать имя своему кораблю, тем самым одушевляя
его.
В работе американского историка Питера Сойера, можно встретить такое
описание некоторых характерных особенностей корабля викингов найденного
при археологических раскопках: « В 1881 году при раскопках кургана в
Гокстанде (Норвегия). Найденное судно при его эксплуатации управлялось с
помощью кормового руля, но при этом также судно могло двигаться и на
вѐслах, были найденные фрагменты сохранившихся частей весел. Скамеек для
гребцов обнаружено не было. Парус, был один, и его площадь составляла
примерно 90 кв. м» [11]. (Приложение В)
Но, тем не менее, по мимо морского транспорта создаѐтся и наземный. В
эпоху викингов (IX –XI вв.) люди в зимнее время года для передвижения
используют лыжи, сани, строятся повозки. Ремесленниками также создаѐтся
16
конская сбруя: стремена, шпоры, ремни и уздечки, сѐдла с металлическими
накладками.
17
1.2 Духовная культура скандинавов. Мифологически представления.
Боги и культы
Проникнуть в духовный мир жителей Скандинавского полуострова эпохи
викингов, задача довольно трудная. Главная сложность состоит в том, что все
исторические памятники, которые могли бы помочь учѐному проникнуть в
духовные и культурные основы жизни и мировоззрения скандинавов относятся
к более позднему периоду создания.
Скандинавы, как и все народы древности, а затем и раннего
средневековья придерживались языческого мировоззрения. Неотъемлемым
атрибутом
такой
политеистической
религии
являются
обряды
жертвоприношений, культовые захоронения, пантеон богов, почитание, как
правило, диких животных, которые символизируют какое любо из свойств
своей натуры, которым бы хотел, возможно, обладать человек. Для скандинавов
характерно почитание таких животных как, медведи, волки, а также
мифические существа -
драконы, которыми они зачастую украшали носы
кораблей своих кораблей.
Животная
орнаментация
этого
времени,
пронизана
языческими
верованиями и магическими представлениями. Они должны были помогать в
жизненной борьбе, отгонять злые силы, привлекать удачу, использовались в
культовых
отправлениях.
Искусство
непосредственно
переплеталось
с
практической деятельностью человека. И то, что в искусстве эпохи викингов
совершались глубокие сдвиги, свидетельствует, очевидно, о не менее
существенной ломке традиционных взглядов, об изменениях в духовной жизни
общества. И содержанием, и быстрой сменой стилей скандинавское искусство
той поры выражает новый «дух времени», характерное для определѐнных слоѐв
населения активное, меняющееся отношение к себе и к миру. У людей
возникли новые запросы, которые, видимо, не могли удовлетворить прежнее
анемичное и лишившееся силы искусство, сложившееся за много веков до того
и выродившееся в эпоху, когда и сама жизнь была менее наполнена
18
потрясениями и динамизмом [4].
Накануне эпохи викингов в жизни скандинавов происходят, существенны
изменения в миропонимании, возможно, это связано с расцветом у этого народа
такого направления в искусстве как поэзия. Ранее, в данной работе упоминался
такой
фактор
как
скальдическая
времяпрепровождений скандинавов.
поэзия
-
одно
из
любимых
Норвегия и в особенности Исландия —
родина скальдов.
Вероятно, что IX—XI вв. — время, которое характеризуется в истории
скандинавских народов не только агрессией, колонизацией и становлением
монархии, но и большим оживлением их духовной жизни. Расцвет творчества
скальдов приходится именно на это время. Скальды — не профессиональные
поэты. Скальд мог быть воином, дружинником конунга или другого хевдинга,
подвиги которого он воспевал; также скальд мог быть моряком, бондом,
заниматься торговлей [4].
Скальдическая традиция сложилась уже к первой половине IX века. Она
чрезвычайно устойчиво сохранялась ещѐ около двухсот лет после введения
письменности в Исландии, крайне медленно разлагаясь под влиянием
европейских
письменных
литератур. Помимо
скальдической
поэзии
в
Скандинавии распространение получила и эдическая поэзия. Отличие этих
поэтических направлений состоит в том, что эддическая поэзия обладала
простотой формы и была близка к фольклору. Скальдическая поэзия обладает
нарочито изощрѐнной формой и часто весьма бедным содержанием [16].
В скальдических произведениях практически невозможно обнаружить
художественный вымысел. Поэзия для скальдов — способ констатации
свершившихся
событий.
Скальды
могут
только
сообщить
факты,
непосредственными свидетелями которых они были. Содержание их стихов не
выбрано ими, а предопределено действительностью [16].
К
началу
эпохи
викингов
население
Скандинавии
оставалось
язычниками, которые поклонялись своим богам , силам природы, приносили им
жертвоприношения. В связи с этим у скандинавов формируется одно из
19
направлений их этнической культуры – это скандинавская мифология.
Скандинавская мифология или германо-скандинавская мифология начала
формировать примерно с V века до н. э. и существовала как основное
религиозное представление викингов вплоть до принятия христианства [17].
У скандинавов было свое представление о сотворении мира, о законах
природы и тех, кто этими законами управляет.
В миропонимании скандинавов существовало представление о том, что
вначале всего была пустота. Было бесконечное пространство и бог Оллфатер –
Вездесущий, невидимый и существовавший всегда. Пространство пустоты
назвалось Гиннунгагап. Также существовало Мировое Древо – ясень,
связывающий между собой все сферы мироздания. Согласно мифологическим
представлением скандинавов под одним из корней Древа находилось царство
Муспелль, в котором никто не мог жить из-за непереносимого жара, все живое
там погибало. Царствовал здесь великан Сурт, вооружѐнный огненным мечом.
Под другим корнем находился Нифльхейм – царство тьмы и тумана. Под
третьим корнем находился Хвергельмир, в котором обитал дракон Нидхуг.
Дракон неутомимо подчивает корни Мирового Древа и если ему когда-нибудь
удастся завершить свое дело и погубит Мировое Древо, то наступит конец
света.
Изо льда Эливагара, воплотился великан Имир – первый из инеистых
великанов. Из под левой руки Имира появились мужчина и женщина, а от ног
произошѐл шестиголовый великан Трудгельмир. Был сотворѐн Бури –
первочеловек, прародитель богов. Его сын Бьорр начал войну с великанами. По
преданию время, которое продолжалась битва не подаѐтся счѐту. Сыновья
Бьорра – Один, Вили, Ве также продолжили борьбу с великанами, как и их
отец. Вместе они повергли Имира и всех великанов, но один все же спасся –
Бергельмир и его жена, они и стали прародителями ѐтунов.
Из тела Имира его победители создали разные части мироздания. Мир
смертных был создан из плоти великана, горы из его костей, кровь его стала
реками, а зубы утѐсами, скалами и камнями, череп же небесным сводом. Чтобы
20
поддерживать небесную твердь были созданы четыре карлика – Аустри,
Нордри, Судри, Вестри. Из искры были сотворены звезды и планеты. Самые
яркие искры получили специальные имена и определѐнное местоположение –
это Луна (Мани) и Солнце (Соль). Перемещались они по небу на колесницах.
Колесница Мани опережала колесницу Соль, но вторая всегда догоняла первую
колесницу. За обоими светилами гнались волки, за Соль – Скѐлл, а за Мани –
Хати. Иногда этим хищникам удавалось настигнуть своих жертв и тогда
происходило солнечное или лунное затмение. Но это происходило лишь на
время, но в предсказанный Рагнарек волки поглотят светила навсегда. У
великана Норви была дочь Нотт (Ночь) у нее в своию очередь были дети:
первый сын Ауд (функции не ясны), дочь Ёрд (Земля), и младший сын Дагр
(День). Ответственность за смену времѐн года поделили между собой Зима и
Лето. Все любили лето кроме Зимы, которое постоянно с ним боролось. За
время суток отвечали Утро, Полдень, Вечер, Полночь.
В скандинавской мифологии также существовали и божественные
низшие существа - тролли и эльфы.
Тролли были созданы для жизни под землѐй, так как не отличались злыми
существами. Те же существа, что были более добры, носили название эльфы и
обитали они в царстве Альфхейм, которое находилось между небом и землей.
Так же они приходи на помощь к людям, когда те в ней нуждались. Тролли и
эльфы находились между собой в состоянии вражды.
Боги создали также и первых людей. Первого мужчину звали Аскр
(Ясень), а первую женщину – Эмбла (Ваяз).
Богами были созданы и свои собственные царства – Асгард – обитель
богов – асов, и царство смертных – Мидгард. Для смертных людей эти царства
были недоступны.
Выше уже упоминалось название «боги – асы», теперь можно более
подробно остановиться на этом понятии. Асы – это боги, произошедшие от
Одина и его братьев. Основная группа богов. Верховным богом и вождѐм асов
был Один. Обитала эта категория в Асгарде. Они противопоставляли себя
21
ѐтунам, ванам, цвергам, дисам, валькириям. В мифологии скандинавов
внимание уделяется также и тому периоду, когда жизнь на земле и на небе
погибнет. Рагнарек страшный конец света, когда свершиться битва между
силами зла и добра. Первым предзнаменованием конца станет долгая лютая
зима, когда снег будет идти не переставая. Волки поглотят Солнце и Луну.
Локи и Фенрир, Гарм начнут атаковать богов. Дракон Нидхуг прогрызет корни
Мирового Древа, протрубит рог Хеймдалля и на поле Вигрид начнется
последняя битва. Асы и их противники уничтожат друг друга в этом поединке,
но все возродиться вновь. Появятся новые люди – Лив и Ливтрасир.
Не смотря на все многообразие скандинавских богов и прочих
божественных существ можно выделить четырѐх главных богов всего
скандинавской мифологии это: Один, верховный бог, мудрый и жестокий; Тор,
метатель молота, громовержец; Фрейер – бог плодородия, его культ был
довольно сильно популярен; Локи – бог обман и хитрости, опасен. Ему было
разрешено жить в Асгарде, так остальные боги ценили его за неординарный ум,
за свою шутки и проказы был заточен в кандалы, пока ему не удалось от них
избавиться и начать последнюю битву в час Рагнарек.
Скандинавский пантеон состоял не только из богов, но и большое место
занимали в нем богини. Таким образом, можно выделить четырѐх самых
могущественных богинь: Фригг – жена Одина и верная богиня;
Идунн,
хранительница золотых яблок, которые давали богам вечную молодость; Фрейя
- богиня любви и плодородия, одна из главных и любимых скандинавских
богинь. Завершает этот перечень прекрасная золотоволосая Сив [1].
Всемирно известный шведский историк А.М. Стриннгольм при изучении
темы язычества в своѐм научном труде
«Эпоха викингов» даѐт описание
идолов, которым покланялись скандинавы: «создавались из дерева, Были эти
статуи разных размеров, и большие и с человеческий рост» [13].
Важной частью жизни любого скандинава было знание о загробном мире,
к которому готовились и считали продолжением жизни земной или может
лучшим ее воплощением. Но, не смотря на это, определѐнные страхи в
22
обществе скандинав связанные со смертью все же присутвовавали. Считалось
что если человек будет не верно упокоен, то его душа не найдѐт себе места на
том свете, а призрак будет бродить по земле. Поэтому к захоронениям
родственников и близких людей эти суровые северные люди подходили с
особым
почтением
и
вниманием.
Ученые,
благодаря
множествам
археологическим экспедициям располагают некоторыми данными о том, как
происходили погребения у скандинавов.
Погребение викингов, как правило, осуществлялось в погребальной
ладье,
известной
из
археологических
раскопок,
по
множеству
саг,
поэзии скальдов и свидетельству арабского писателя и путешественника Ибн
Фадлана .
Погребение осуществлялось
в
лодке
или каменном корабле, где
почившему осуществлялись подношения и жертвоприношения в соответствии с
его земным статусом и родом занятий. После кремации на останках сооружали
холм из камней и покрывали его землѐй и дѐрном. Получившийся курган
считался
жилищем
умершего.
Такие
погребения
могли
быть
весьма
затратными, но ни курганы, ни подношения богам не считались потраченными
зря. Кроме того, что курган считался жилищем умершего, он также являлся
монументальным
свидетельством
социального
статуса
его
потомков.
Влиятельные кланы Скандинавии демонстрировали свою силу на родовых
кладбищах. Было распространѐнно
сожжение тел на погребальном костре,
Подобные костры сооружались так, чтобы столб дыма был как можно более
массивным [2].
Викинги стремились после смерти попасть в Вальхаллу – приют для
павших воинов, где их встретят Валькирии, девы – воительницы, а на пирах
они будут восседать за одним столом с великим Одином. Но чтобы попасть в
это небесное царство погибших воинов викинг считал за четь умереть в бою,
ведь только с поля брани можно было попасть о чертоги Одина. Но земное
существование заканчивалось погребением бренного тела, а дух воспарял в
столь желанную Вальхаллу.
23
У скандинавов также было распространено мнение о том, что у каждого
человека есть свой хранитель.
Большое значение для скандинавов играли руны, которые вырезались на
домашней утвари или обстановке. Каждая руна имела свою тайную силу и
требовала особенного искусства и при изготовлении, потому что малейшая
ошибка могла произвести противоположный эффект ожидаемому. Каждая
языческая религия имела в своѐм основании некоторую магическую основу
[13].
Язычество, а вместе с ним и культ богов существовал в Скандинавских
странах примерно до 965 г. н.э. именно в это время в Дании было принято
христианство, а вслед за соседом и Норвегия стала исповедовать христианство
(999 год) [10].
Известно, что в Древней Руси после принятия христианства в 988 году
еще долго оставались приверженцы языческой религии, культы богов, жрецы.
Политеистическую религию Древнего Мира не так легко было оставить в
прошлом. Потребовалось еще долгие годы, чтобы население Руси пришло к
христианской вере, но и с полной уверенностью нельзя сказать, что русские
люди избавились от язычества.
Судя по всему, переход в христианскую веру в Скандинавских странах
произошѐл более мирно. Долгое время христианские и языческие сооружения
соседствовали в поразительном единстве, что также показывает, что переход
страны к новой религии был постепенным [10].
24
1.3 Морские походы завоевательного и мирного характера. Причины
экспансии викингов
Практически
все
морские
передвижения
скандинавов
связаны
с
отдельными людьми этой народности – викингами. Они бороздили воды на
двоих драккарах в поисках добычи и новых земель для
возможного
переселения. «Морских людей» - скандинавов называли по-разному: норманны,
варяги, викинги. Путешествовали они в разных направлениях. Известно об их
пребывание на Руси, но, как правило, в этой части земного шара варяги
появлялись
по
торговым
делам.
В
Скандинавию
из
Древней
Руси
импортировалось серебряная монета. Викинги тоже не редко торговали
награбленной добычей. Одной из категорий торговцев были оседлые хуторяне
– бонды, которые использовали торговлю как одну из сфер развития своего
многоотраслевого хозяйства. Другую категорию представляли собой купцы –
торговцы [12].
Торговые и разбойничьи пути викингов часто совпадали. Бывало так, что
варяги прибывали куда-то с товарами для продажи, а после торговли, особенно
если она была не очень удачной, нападали и грабили поселение. Но в то же
время не возможно не оценить вклад скандинавов в развитие торговых путей в
период Раннего Средневековья. Будучи единственным народом в Европе,
превосходно владевший мореходным искусством, викинги прокладывали
торговые пути через Западную Европу в русские земли и далее в Азию, откуда
в свою очередь шли на запад товары из арабского мира.
Торговые связи между Западной Европой и Скандинавией начали
налаживаться еще в VIII века. Скандинавские купцы также вели торговые дела
с ближайшими соседями – северо-западными славянскими племенами.
Расширение торговых контактов на Запад способствовало формированию более
длинной единой торговой магистрали, которая охватывала огромное расстояние
– от Западной Европы и до земель Русского Севера. В скором времени этот
путь протянулся еще дальше – в южнорусские земли, к Каспийскому морю
25
через Волгу. В эпоху викингов торговые пути обрели завершѐнность и размах,
которого прежде Европа не знала. Основным товаром было серебро и изделия
ремесленников – ткани, сталь и ювелирные изделия с Востока, пушнина, кость,
кожа, дерево.
Но, все же, эпоха викингов вошла в историю как эпоха грабительских
походов. Торговля для викингов по-прежнему была второстепенным делом,
обогащаться они предпочитали при помощи оружия. Скандинавы были
основными поставщиками на невольничьи рынки рабов, которые, как правило,
продавались на Восток.
Благодаря активной внешней торговли в
городах
Норвегии, Дании, Швеции развивалась внутренняя торговля и ремесленные
центры [9].
Такие страны как Англия и Франция же стали место их агрессивной
экспансии и колонизации.
Скандинавы
воспринимали
море
как
необходимую
для
них
собственность, и они знали, как им управлять. Их корабли обладали
интересными особенностями: они могли приставать к берегу как носом, так и
кормой, были легки в маневрировании. Легко проходили пороги и большие
морские
волны,
существенным
минусом
становилась
откачка
воды.
Естественным для викингов были морские сражения, которые начинались,
когда корабли подходили
друг
к другу на расстоянии полѐта стрелы.
Нападающая сторона стремилась с помощью крючьев потянуть корабль
противников и перенести бой на палубу сопротивляющегося корабля, в этом
случае начиналась рукопашный бой [12].
Но основным направлением деятельности викингов все же были не
морские сражения, а добыча, которая находилась на суше. Высадившись, они
пешим и конным строем вступали в бой. Как на море, так и на земле викинги
проявляли себя искусными воинами.
В военных действиях участвовал примерно каждый четвѐртый мужчина,
способный носить оружие. Степень активности викингов в каждой из
территориальных
зон
была
различной.
26
На
некоторых
территориях
разграблению подвергались только местное деревенское
населения, в
некоторых землях проводилась осада городов и последующее разграбления,
часто повергались налѐту христианские монастыри. На некоторых территориях
могло быть несколько подобных случаев.
Осада, захват и разграбление
городов (иногда – нескольких подряд) требовали достаточно высокой
организации воинских контингентов. Одним из ее показателей может быть
известность предводителей викингов. Если первые отряды возглавлялись
вождями, как правило, оставшиеся безымянными для истории, то в 830-40-х
годах некоторые предводители уже известны по именам, о них складываются
предания, иногда речь идѐт о полулегендарных «династиях вождей викингов»
[7].
Первым известным военным набегом стало разрушение монастыря
святого Кутберта на острове Линдисфарне. В этом разорении были убиты также
и монахи этого монастыря. Данное событие, как записано в хронографе,
произошло в 793 году. Именно этот год впоследствии и станет начало эпохи
викингов.
С 835 – 865 гг. викинги постоянно опустошают южные и восточные
берега Англии. Примерно в этот же период агрессивные отряды викингов
обрушиваются на Ирландию.
На протяжении всего IX в. Англия подвергается жестоким набегам
викингов и к конце IX века часть Англии оказывается покорѐнной датчанами.
Но, тем не менее, англичане продолжают бороться против захватчиков.
В это же время нападению викингов подвергается и Франция. С каждым
новым нашествием местному населению труднее сдерживать агрессию
норманнов. В 911 году король Карл Простоватый передаѐт север Франции
скандинавскому вождю Ролло. Отданная область вошла в историю под
названием
Нормандия.
Набеги
ассимилировалась с местным
прекратились,
а
дружина
скандинавов
населением. Потомком Ролло был Вильгельм
Завоеватель, возглавивший нормандское завоевание Англии в 1066 году [3].
27
Викинги прекращают свои завоевательные походы в первой половине XI
века. Возможно, это связано с сокращением населения скандинавских земель,
распространением на севере Европы христианства, которое не одобряло
грабежи. Меняется и образ жизни, на смену родовой общине приходит
феодальный строй.
В последующей главе будет приведена систематизированная таблица
известных на сегодняшний день, набегов викингов, которые, как правило,
происходили с целью грабежа и разбоя.
В первой главе были рассмотрены аспекты происхождения серверного
народа Скандинавии. Особенности жизни, климатические и бытовые условия.
Религиозные представления, обряды, которые составляли важную часть жизни
викингов. Причины «морской» активности и экспансия других территорий.
28
2.
Анализ научных трудов и публикаций отечественных и
зарубежных историков по изучению эпохи викингов, изданных в
разное время
2.1
Особенности различных
Скандинавии,
аспектов
жизни населения
рассмотренных а отечественной и переводной научной
литературе
В первой главе была сформирована
картина жизни населения
Скандинавского полуострова. Представленны различные стороны жизни
викингов: отношения в социуме, традиции свойственные местному населению,
религиозное мировозренние северного народа и ремесленные труд, в котором
главное место занимало кораблестроение. Особняков в каждом труде по
изучении эпохи викингов, норманнов, варягов стоят их морские завоевательные
походы, в меньшей степени торговые. Но дело в том , что при изчении истории
любого народа, который существовал в I
тысячелетии н.э. возникает
множество вопросов, на которые очень трудно, практически, не возможно дать
исчерпывающие ответы.
В чем заключается трудность? Даже не столько в том, что это время
сейчас очень далеко от сегодняшних исследователей, ведь известны же
соверменному человеку Древний Египет и Древняя Греция. Хотя эти
цивилизации еще дальше во временной системе координат находятся.
Проблема скорее всего заключается в том, что Темные века, ранее
Средневековье,
характеризуется
практически
повсеместным
упадком
письменности, или же как в случае с изучением скандинавской истории эпохи
викингов, письменность на данном этапе или не существовала в привычном
смысле или была утрачена в связи с переживаемыми мировыми катаклизмами.
Первый вариант верятнее всего. Как правило в этот период становления многих
государств письменность появлялась в какой-либо стране с принятием
христианства, так было и в Древней Руси.
Но, тем не менее, в распоряжении историков имеются письменные
29
истоники периода эпохи викингов, либо несколько позднего. Это хроники,
чаще всего – христианские, мусульманские, византийские. Скандинавских
хроник, на сколько известно, обнаружено не было, хотя они, при наличае
смогли бы на многое пролить свет.
Активно изучаются такие литратурные истоники как саги. Они не всегда
могут быть доставерными , как например, Иссландские саги, на что указвает в
своей работе «Эпоха викингов» американский историк и писатель Питер Сойер
[11].
Но в то же время, многие науные работы как отечественных историков,
таких как А.А. Сванидзе, А.Я. Гуревич,Г.С. Лебедев, М.И. Стеблин-Каменский,
Н.В. Будур и зарубежных – Питер Сойер, А.М. Стриннгольм, Э.Роэсдаль,
Ж.Симпсон, основанны во многом на изучение саг и хроник.
Но все же основным источником знаний о викингах, их мире, образе
жизни, деятельности являются открытия в области археологии и нумизматике.
Викинги , скандинавская история, не затеряны во времени, о них многое
известно историкам – скандинавистам
благодаря, как уже говорилось,
различным письменных источникам и археологическим данным. Вопрос только
в том , насколько могут быть достоверны, эти, письменные источники. Многие
из тех , кто составлял хроники предследовали свои цели, которые ученые
пытаются понять работая с тем или иным источником.
Обширные сведение по общественной жизни викингов наглядно
представленны в работе зарубежного историка Жаклин Симпсон «Викинги.
Быт, религия, культура». Симпсон строит свое исследовние в первую очередь
на археологических данных. Рассматриваемый
научный труд
охватыет
различные сферы жизни скандинавского народа тем самым мир викингов с
разных ракурсов их занятий и традиций [14].
Известный
советский
и
российский
историк
–
скандинавист
А.А.Сванидзе в своей фундаментальной работе «Викинги — люди саги: жизнь
и нравы» охватывает все стороны жизни скандинавского общества.
Большое
значение, Аделаида Анатольевна, уделяет анализу скандинавского социума :
30
как жили, как работали, чем занимались в свободное время. Весь материал
этого научного труда строиться на основе письменных источников – хроник и
саг. Подобного глубокого исследования в отечественной скандинавистике
предпринято еще не было. Данный труд можно оценивать по - разному , но
отрицать значение книги для современной науки нельзя [12].
31
2.2. Боги и языческое представление об окружающем мире
скандинавов. Сравнительный анализ особенностей
скандинавской мифологии.
Изучение
славянской и
скандинавской мифологии на
основе исторического памятника средневековья «Старшая Эдда»
В данной работе уже говорилось о том, что, примерно, до второй
половины X
века скандинавы оставались язычниками, и как этот факт
сказывался на отношении к викингам других народов, можно судить по
христианским хроникам, которые как правило составлялись монахами и носят
негативный характер.
Как и любая политеистическая религия скандинавское язычество
наполненно мифическими существами, легендарными героями и всемогущеми
богами. У скандинавов было свое представление о сотворении мира и о его
кончине, который они называли Рагнерек.
Основным источником сведений по скандинавской мифологии является
поэтическая «Старшая Эдда». Поэтический сборник древнеисландских саг
рассказывающий о богах и героях скандинавской мифологии. Авторство
доподлинно не установленно, на эту тему в разное время выдвигались
различные гипотезы. Первый раз на русский язык этот известный письменный
памятник средневековья был переведен в 1917 году.
Изучение «Старшей
Эдды» занимались два выдающихся советских историка, профессора
М.И.
Стеблин-Каменский и А.Я. Гуревич.
В своей работе «Эдда и сага» Арон Яковлевич проводит глубокий анализ
литературного памятника, благодаря чему
последующее поколение ученых
имеет возможность более детально познакомиться с данным произведением
мировой литературы. А.Я. Гуревич дает подробное описание скандинавских
героев на основе текста «Песенной Эдды», таких как Сигурд, Гудрун,
Брюнхильд. Так же ученый считал, что до нашего времени дошли не все песни ,
которые входили в первоначальный сборник [5].
М.И. Стеблин - Каменский выступил также как и автор предисловия ко
32
второму изданию «Старшей Эдды» в СССР в 1962 году.
Выше говорилось, что «Старшая Эдда» является основным источником
по скандинавской мифологии с описание богов, которых верили и которым
поклонялись скандинавы. Богов было много, каждый из них выполнял в
представлении скандинавов какие-то опредленные функции, был наделен
сверхъестесвенной силой, но как известно верховным богом викингов был
Один – Всеотец, и на его описании в «Эдде» можно более подробно
остановиться. По преданию каждое утро он посылал в человеческий мир двух
воронов, Хугина (думающий) и Мунин (помнящий), возвращаясь, они
нашѐптывали все что увидели и услышали. В Старшей Эдде можно прочитать:
Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, вернуться ли вороны! [15].
Также в «Старшей Эдде» можно прочитать о том, что у Одина было два
священных волка - Гери (жадный) и Фреки (прожорливый), которые лежали у
его ног:
Гери и Фреки
кормит воинственный
Ратей Отец;
но вкушает он сам
только вино,
доспехами блещущий [15].
Интересен, тот факт, что язычество было отвергнуто скандинавами
примерно в один период с Русью – вторая половина X века, почти его конец. На
основании этого можно выделить некоторые сходства в самой языческой
религии этих двух культур, которых связывали торговые и культурные
отношения.
33
Во многих языческих культурах присутствовал обряд сжигания умерших.
Скандинавы и славяне не стали исключением.
У славян было конкретное
представление, что если этого обряда не совершить, то покойник становится
упырѐм. Скандинавы же стремились отдать почести своему умершему
родственнику или другу, но в тоже время тщательность проведения обряда
объяснялось тем, что покойник станет призраком, если не будет оказано всех
подобающих
почестей.
Интересен
обряд
захоронения,
описываемый
известным шведским историком А.М. Стриннгольмом в своей работе «Походы
викингов»: «Умирающему сжимались уста, глаза и нос. После этого покойного
вытягивали в полный рост и покрывали сукном» [15].
У славян, также как у их северных соседей существовало представление
о мироздании как о Мировом Древе, у корней которого приносят жертвы и на
котором обитает божество, соединяет в мир людей и мир богов, землю и небо и
существовал пантеон богов и разновидности мелких существ, которые
помогают конкретным богам или же действуют самостоятельно.
Одной из отличительных особенностей яляется отсутвие в славянской
мифологии божеств, которые могли бы быть сопоставимы скандинавским
богам Локки и Фрейе.
34
2.3.
Особенности «символа» эпохи викингов – морские военные
походы скандинавов . Причины экспансии и колонизации.
Наглядная хронология известных дат и событий эпохи викингов
Морские разбойничьи походы стали символом эпохи викингов. И это
вполне объяснимо, учитывая то впечатление, которые произвели на европейцев
первые набеги викингов и последовавший затем стримительный натиск на
мирные земли . Викинги , действительно, были искуссные, смелые воины,
хорошо вооруженые и знающие зачем они пришли в ту или иную землю. Они
грабили, покоряли , пересяляли свои племена на новые территории. Открывали
и новые земли:
Исландия, Гринландия, Северная Америка – Винланд.
Расширяли торговый путь.
Всех по прежнему волнует «символ» эпохи викингов – их игрессивные
набеги на другие территории. Сейчас уже не возникает вопроса почему
происходили эти набеги. Скандинавам требовались новые территории,
население их земель постоянно увеличивалось, а местоности для проживания
не хватало. Эпоха викингов прекращается в XI веке, уже после того как
Вельгельм Завоеватель покорил Англию в 1066 году.
В каждом исследований по истории скандинавов встречается точная дата
начала эпохи викингов – 793 год, именно тогда корабли норманнов причалили к
берегам Англии, которая стала их первой мишенью. Но так же возможно , что
экпансия викингов началась реньше этой известной даты. В водах Северной
Атлантики они начали заселять мелки острова. Примерно в течение полувека с
момента первого нападения на Англию , викинги осваивали этот регион,
совершая вооруженные нападения на поселения и богатые монастыри Британии
и Ирландии. В это время многие страны начинали движение к цивилизованной
жизни, а набеги викингов возвращали во времена варваров – завоевателей.
35
Для наглядности, ниже
приведена хронологический список
самых
известных дат и событий произошедших в эпоху викингов :
В 793 г. викинги разграбили монастырь святого Кутберта на северовостоке Линдисфарна.
В 794 г. викинги напали на монастырь в Джарроу в северо-восточной
Англии.
В 795 г. были совершены набеги на остров Айона и Ирландию.
В 800 г. викинги освоили Шетлендские и Оркнейские острова.
В 810 г. датчане напали на Фрисландию.
В 830 г. участились набеги на Францию и Британию.
В 834 г. совершаются набеги на Дорестад (Фрисландия).
В 839 г.
викинги
основали
королевство
в Ирландии со
столицей
первое
поселение
в Арме.
В 844 г. они достигли Лиссабона.
В 845 г. разграбили Гамбург и Париж.
В 850 г. даны, совершили набег на Англию.
Около 870 г.
викинги
основывают
в Исландии (Рейкьявик).
Между 870 и 890 гг.
викинги
открывают
устье Северной
Двины (Биармия).
В 875 г. викинги впервые посетили Гренландию.
В 885 г. огромный флот викингов осадил Париж.
В 911 г. Сен-Клер-сюр-Эптский договор передал в руки норманнского
вождя Роллона территорию Нормандии.
В 980 г. возобновились набеги на Англию.
В 986 г. викинги достигли берега Северной Америки (Винланд).
В 991 г.
происходит битва
при
Молдоне в Эссексе,
викинги Олава I Трюггвасона убивают эрла Биртнота.
36
в
которой
В 999 г. Олав I Трюггвасон обращает норвежцев в христианскую веру.
В 1000 г. происходит морская битва у Свольдера, в ходе которой Олав I
Трюггвасон погибает.
В 1000 г. начались попытки викингов колонизировать Винланд.
В 1013 г. Свен Вилобородый окончательно завоевал Англию.
С 1013 г. по 1042 г. датчане правят Англией.
В 1030 г. происходит битва при Стикластадире в Норвегии, в которой
погибает король Олав II Святой.
В 1036-42 гг. Ингвар Путешественник совершил последний варяжский
поход в Каспийское море.
В 1066 г. Норвежский конунг Харальд Суровый вторгся в Англию.
Нормандский герцог Вильгельм Завоеватель становится королѐм Англии
[11].
Во второй главе были рассмотрены и даны характеристики
работ
выдающихся отечественных ученых, таких как, А.А. Сванидзе, А.Я. Гуревич,
научные труды которых использовлаись при написании настоящей работы.
Рассмотренные
некоторые
особенности
литературного
памятника
средневековья «Старшая Эдда». Дана хронология основных дат и событий
эпохи викингов.
37
3.
Рассмотрение
археологических
исследований,
территории Скандинавского полуострова и
проводимых
на
территории других
государств, некогда входивших в сферу влияния скандинавов
3.1. Раскопки известных торгово - ремесленных поселений, таких как
Бирка, Хедебю и Каупанге находящихся на территории Скандинавского
полуострова
Не смотря на все, те письменные источники, что уже известны историкам
и их изучение принесло результаты, по-прежнему одним из основных и
решающих факторов в изучении раннего средневековья остаѐтся полевая
работа археологов и последующие лабораторные и кабинетные исследования.
Методика исследования археологических памятников представляет собой
комплекс приемов и процедур, связанных с открытием, обследованием,
раскопками
и
другими
способами
изучения
недвижимых
памятников
археологии[8].
Основной археологический материал по истории эпохи викингов дают,
как правило, учѐным раскопки погребений. Как было указано в первой главе,
захоронения скандинавов представляли собой сожжение тела в ладьях с
последующим засыпанием кургана.
П. Соейр в своей работе «Эпоха викингов» уделяет большое внимание
теме археологических раскопок, касающихся данного исторического периода.
Особо ценными областями для проведения подобных работ, по мнению
английского исследователя, являются Скандинавия и Исландия[11].
Как
уже
археологических
выше
говорилось,
исследований
самым
являются
распространѐнным
захоронения
эпохи
объектом
викингов.
Подобных могил можно в большом количестве встретить по всей Скандинавии,
а также и в других зонах входивших в зону влияние скандинавов.
Захоронения могут быть самого разного типа – кремация встречается
наряду с ингумацией, отдельные могилы представляют собой курганы с
захороненным прахом в
корабле или лодке.
38
Эти погребения, являются
главным источником материала по истории викингов, часто представляют
собой одно кладбище, которое можно связать конкретным поселением. Так,
например, шведские острова, расположенные в Балтийском море - Эланд и
Готланд с остатками поселений скандинавов, могут рассматриваться как одни
из наиболее ценных
и доступных для изучения населѐнные пункты,
относящиеся к эпохе викингов. Объектом исследования так же может быть и
территория полуострова Юстландия, его северная часть, принадлежащая
Дании.
Шведский археолог Хьяльмар Столп (Яльмар Стольпе) в конце XIX в.
проводит раскопки в Бирке, бывшем торговом центре шведских викингов в
800-975 гг.. Обнаружение им, большого количества привозного янтаря, стало
поводом предположить, о существовавшем на данной территории, в период
раннего средневековья торгового центра. В последующий период проводимых
раскопок было обнаружено более 1000 погребений. Исследование погребений
на данной территории дало основную часть информации по истории этой
местности. Часть погребений содержали следы кремации, но также обнаружено
были и захоронения с останками человеческих погребений. Некоторые могилы
предположительно принадлежали воинам, а часть других купцам. В период
своего расцвета Бирка представляла собой один из крупнейших торговых
центров связывающих Скандинавию и Восток. Причины упадка значимости
этого города во время активной торговли волнует многих ученых. За время
исследования этой территорий было высказано множество предположений.
Некоторые исследователи полагали, что подобная ситуация
может быть
связана с изменением уровня воды, т.е. обмеление речных путей. Подлинные
причины, из-за которых Бирка в конце X в. уступила свое политическое и
экономическое значение Сигтуне, другому шведскому торговому центру,
расположенному на берегу озера Меларен, неизвестны[11].
Другой важный торговый центр датских викингов – Хедебю, раскопан
более тщательно, что позволило обнаружить городище, ряд могильников,
захоронение в ладье, поселение, реконструкция участка городища, и
39
восстановлено несколько домов открытых в результате исследования. В 1897 г.
датский археолог Софус Мюллер проводит осмотр предполагаемого поселения
Хедебю. Через 3 года, в 1900 г. начинаются раскопки городища, которые
продолжались 16 сезонов. В результате этих раскопок в 1908 г. было
обнаружено камерное погребение в ладье. Прерванные Первой мировой
войной, исследование были возобновлены в 1930 г. После военной оккупации
Норвегии немецкими войсками, раскопки продолжает немецкий историк и
археолог, сотрудник Аненербе – Гиберт Янкун. В конце 50-х гг. начинается
исследование Южного поселения. В последующем были обнаружены остовы
двух кораблей.
О Хедебю известно, что там происходила обработка железа и стекла, а из
бронзы и серебра изготавливались украшения; существовало и ткачество. Но,
тем не менее, Хедебю был центр торговли, а не ремѐсел. Его расположение
способствовало сквозному движению товаров.
Другим известным торгово-ремесленным пунктом скандинавов было
поселение Каупанг (Норвегия), которое было обнаружено и исследовано
археологами. Здесь были исследованы многие захоронения, но не было
обнаружено ни одного защитного сооружения. Так же учѐными были
обнаружены предметы, по всей видимости, происходившие из различных
областей Скандинавии и другого мира: украшения из Британии, посуда из
Рейнской области, стекло из Западной Европы. До настоящего времени
остаѐтся открытым вопрос, какими именно товарами торговали на этой
территории.
В IX в. начинается стремительный рост скандинавского населения, что
приводит к поиску новых земель. Одной из таких новых территорий
становится Исландия, заселение которой происходит в 870 г. природные
условия
острова не способствуют
росту дерьев, которые могли
бы
использоваться для постройки домов. Переселенцы начинают строить жилье из
дѐрна, которое хорошо защищает от холода и ветра. В юго-западной части
острова археологами были обнаружены остатки хутора, погребенного под
40
слоем вулканической лавы. Учеными была предпринята попытка детально
воспроизвести облик данного поселения.
В X в. на территории Дании королѐм Харальдом I Синезубым был
построен комплекс круговых замков обнесѐнных рвом, представлявших собой,
по всей видимости, военные лагеря. Первые исследования начались в 1936 –
1941 гг., когда был обнаружен и исследован замок Треллеборг (Зеландия),
давший название всему комплексу. Впоследствии, археологами, также был
обнаружен самый крупный лагерь Аггерсборг (Ютландия). Основан он был так
чтобы контролировать жизненно важные морские пути. В 2014 г. археологами
была обнаружена круглая крепость Валле Боргринг, на острове Зеландия.
Ученые пока точно не могут сказать, в правление какого короля была
построенная данная крепость. Археологи на основе имеющихся у них данных
выдвигают предположение, что это мог быть
сын Свена I Вилобородого.
41
Харальд I Синезубый или его
3.2.
Категории артефактов эпохи викингов, наиболее часто
обнаруживаемые
в ходе археологических раскопок: оружие, монеты,
украшения и драгоценные металлы
Как
известно,
артефакт
–
это
созданный
человеком
объект,
обнаруженный в результате раскопок или единичного, иногда случайного
события.
При проведении любых археологических исследований достояние ученых
становятся различные предметы, принадлежащие той или иной эпохе, культуре.
Результаты полевых работ при изучении учѐными эпохи викингов, как правило,
не отличаются от других
подобных исследований. Часто, находками
археологов становятся боевое оружие викингов, в основном мечи, разной
степени сохранности.
Норвежский археолог Ян Петерсен в своей книге «Норвежские мечи
эпохи викингов» вышедшей в свет в 1919г., создал классификацию холодного
оружия скандинавов, в частности мечей. Классификацию Петерсена, дополнил
британский археолог Мортимером Уилер в 1927 г. Он свѐл 26 типов и
подтипов Петерсена к семи основным стилям, к которым я добавил еще два.
Даная типология может быть использована при исследовании археологических
артефактов.
Самым распространѐнным видом оружия у викингов, были меч и копье.
Позже, викингами, стали использоваться секира и ножи (саксы). Часть мечей
привозилась из других стран, некоторые же делались в Скандинавии.
Щиты викингов были круглыми и довольно небольшими. Так как, они в
основном делались из дерева, то редко попадают в поле зрения археологов.
Небольшие фрагменты кольчуги аналогично щитам редко бывают обнаружены
учѐными
при раскопках. Шлемы эпохи викингов в большей степени
представляют собой такую же картину, как и предыдущие, части воинского
снаряжения викингов. Пожалуй, самая известная археологическая находка, это
так называемые, Вендельские шлемы – распространѐнные в Северной Европе и
42
использовались, в основном, англосаксами и скандинавами. Как говорилось
выше, одним из самых распространѐнных видов оружия было копье. Археологи
выделяют множество типов копий с наконечниками разных размеров и форм в
зависимости от того, для чего они были предназначены - колоть врага или
метать в него.
Довольно поздно в обиходе викингов появляется боевой топор, предком
которого был обычный рабочий топор, размер и вес его постепенно
увеличивался. Существовало несколько типов боевого топора, но подробно не
будем останавливаться на этой теме. Подробно об оружие викингов описано в
книге Жаклин Симпсон «Викинги. Быт, религия, культура», которая не раз
цитировалась в данной работе[14].
Подобное оружие, такое как, мечи, и саксы были обнаружены при
раскопках поселения Хедебю, Бирке и других скандинавских поселениях. На
территории Британии были обнаружен ряд захоронений, датируемых первой
половиной IX в. в которых присутствовали как мечи, так и топор, с помощью
которых английский ученые и смогли установить приблизительную дату
погребений. Зачастую в одном погребении можно обнаружить и меч и топор.
По-прежнему наилучшим материалом для датировки остаются монеты.
Многие из них несут в себе имя правителя, при котором чеканились, и, таким
образом, их дата может быть установлена.
На мусульманских монетах,
которые, довольно, часто бывают обнаружены в захоронениях на территории
торгового поселения, являются более ценным источником, так как на них часто
указан
и
год чеканки. Монеты, найденные в захоронении, нередко
фрагментарны или частично повреждены, что делает невозможным датировку.
Но в тоже время нельзя полностью полагаться на монеты,
как на самый
достоверный источник датировки, того или иного захоронения. Монеты могут
и не соответствовать дате погребения, если они, например, были долгое время в
обращений.
Среди археологических находок также встречается застѐжки от конской
сбруи, предметы быта, женские украшения. Атрибуты конской упряжи
43
действительно встречаются в погребениях викингов, где вместе с хозяином
была захоронена и лошадь. Рядом с животным, как правило, клали сбрую и
стремена.
Золотые и серебряные украшения крайне редко можно встретить в
захоронениях, так как эти металлы были довольно дороги, чтобы широко
применяться в погребениях.
Одно из самых интересных открытий археологов произошло в 1834 году
в Норвегии, когда было обнаружено 20 монет, которые все были переделаны в
украшения (Приложение Г)
В Скандинавии также нередки и случайные находки эпохи викингов,
например, при сельскохозяйственных работах, строительстве. Так, случайно
были обнаружены значительные серебряные находки в Готланде в XVIII в. и в
Дании в 30-е г. XX в.
В
данной
главе
были
рассмотрены,
наиболее
известные
места
археологических раскопок связанных с деятельностью скандинавов, это и
торгово-ремесленные города, такие как Хедебю, Бирке, Каупанг; военные
поселения на территории Скандинавского полуострова. Приведены категории
наиболее часто обнаруживаемых в ходе проведения археологических раскопок
артефакты, такие как оружие викингов, монеты, украшения.
Заключение
44
В I тысячелетии Европу потрясли набеги викингов, которые отличались
воинским искусством, агрессией и активной колонизацией. Толкаемые в путь
нехваткой территорий и жаждой добычи , они воевали с другими племенами и
открывали новые земли. Их корабли внушали ужас и трепет, а они давали им
имена и верили что их боги им помогут .
Да, без сомнения, викинги стали сомволом определенного временного
отрезка в истории как Западной Европы и так и всей мировой цивилизации.
Суровые
северные
люди
чтили
законы
гостеприимства
и
каждый
переступивший порог их дома мог расчитывать на кров и еду, но в тоже время
сами приходя в чужой дом, оставляли зачастую лишь прах и пепел, уводя в
рабство и забирая добро.
При изучении данного вопроса складывается неоднозначное мнение о
том какими были викинги. Требуется еще длительное изучение всех сторон
жизни этого северного народа. Ученые выдвигают теории и гипотезы,
систематизируют полученные данные.
В отличае от многих других древних цивилизаций, о викингах
существует довольно большое колличество информации. Историки не гадают,
что это был за этнос, как он образовался и как дальше происходило его
развитие. Скандинавы не стали для
истории угасшим народом, они
развивались на протяжении всего исторического периода и сегодня потомки тех
воинственных и смелых жителей Скандинавского полуострова продолжают
жить и развиваться. Датчане, шведы и норвежцы сохранили свои традиции на
протяжени всех этих веков и чтут свои исторические корни.
Тема викингов продолжает волновать людей. Огромное количество
художественной литературы и фильмов служат
подтверждением этому.
Ученые же проводят исследования, изучают, делятся опытом и знаниями с
коллегами.
Основным вопросом остаются пиьменные источники, которые все
являются переводными и не далеко невсегда хорошего качества (перевод,
45
сохранность). Уже не раз говорилось, что порой исследователю приходится
чаще отгадывать и понимать то, как было написан тот или иной документ,
можно ли опираться на его свидетельства. Викинги сослужили себе не добрую
славу разоряя монастыри и зачастую убивая сопротивляющихся монахов, а
основными писателями того далекого от нас времени были как раз монахи и как
становится ясно, никаких положительных чувств они к скандинавам
испытывать не могли и это явственно отражается в их работах. Поэтому поиск
достоверх источников изучаемого периода является, практически, основным
приоритетным видом деятельности ученых – скандинавистов. Не стоит так же
сбасывать со счетов и археологию без которой, историки никогда бы не смогли
воочию увидеть сохранившийся в погребении кургана, драккар викингов и
изучать серебрянные клады скандинавов, которые опять же были обнаружены
археологами .
Чем может быть обусловлен столь глубокий интерес к данной теме со
стороны выдающихся российских ученых? Возможно тем, чо Скандинавия и
Русь долгое время находились в тесных торговых отношениях, жителей обеих
стран объединяли схожие политеистические религии. Во всяком случае такие
знаменитые ученые как А.А. Сванидзе, А.Я.Гуревич, М.И. Стеблин –
Каменский, посвятили многие свои труды скандинавской проблематике.
В данной работе были изложены теоритические аспекты жизни
скандинавского общества. Проведен анализ выделенных научных трудов по
вопросу изучения истории эпохи викингов. Рассмотрены некоторые аспекты
таких археологических раскопок, как иследование известных торговоремесленных поселений Скандинавии – Хедебю, Бирка, Каупанг. Также были
представлены те, категории артефактов эпохи викингов, часто встречающихся
при археологических исследованиях.
46
Список используемой литературы
Боги викингов: Сб./Пер с англ. Устинова Ю.В. – М.: Арт-родник, 2003 –
1.
64с.
2. Викинги. Набеги с севера: Сб. / Пер. с англ. Л. Флорентьева. — М.: Терра,
1996. — 168 с
3. Будур Н. В. Викинги. Пираты севера. — М.: Олма-Пресс, 2005. — 336 с.
4. Гуревич А.Я. Походы викингов. – М.: Наука, 1966. – 183 с.
5. Гуревич А.Я. Эдда и сага – М.: Наука, 1979.- 192 с.
6. Джонс Г. Викинги. Потомки Одина и Тора. — М.: Центрполиграф, 2003. —
448 с.
7. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л.: Изд-во ЛГУ,
1985. — 286 с.
8. Мартынов А.И. Археология: учебник и практикум для бакалавров/ А.И.
Мартынов. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт, 2014. - 472 с.
9. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. – М.:Олма-Пресс, 2001. – 479
с.
10. Роэсдаль Эльсе. Мир викингов. Викинги дома и за рубежом / Перевод с дат.
Ф. Х. Золотаревской. — СПб.: Всемирное слово, 2001. — 272 с.
11.Сойер Питер. Эпоха викингов. — СПб.: Евразия, 2002. — 352 с.
12.Сванидзе А. А. Викинги — люди саги: жизнь и нравы. — М.: Новое
литературное обозрение, 2014. — 800 с.
13.Стриннгольм Андерс Магнус. Походы викингов / Пер. с нем. А. Шемякина.
Под ред. А. А. Хлевова. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. — 736 с.
14.Симпсон Жаклин. Викинги. Быт, религия, культура. — М.: Центрполиграф,
2005. — 239 с.
15.Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. — М.—Л.:
Издательство Академии наук СССР, 1963. — С. 113.
16.Скальдическая поэзия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Скальдическая_поэзия
47
17.Старшая Эдда https://ru.wikipedia.org/wiki/Старшая_Эдда
18.Чѐрная М.П. Скандинавская женщина эпохи викингов - Вестник Томского
государственного университета http://cyberleninka.ru/article/n/skandinavskayazhenschina-epohi-vikingov
48
Приложения
Приложение А. Женское украшение IX – X веков.
49
Приложение Б. Серебряные броши (Швеция), 1908 г.
50
Приложение В. Корабль из Гокстада (Норвегия) , 1881 г.
51
Приложение Г. Золотой клад (Норвегия)
52
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв