Духовная безопасность - фактор экономической безопасности
Spiritual security is a factor of economic security
Аванесян Э.А.
магистрант 2 курса,
Институт Магистратуры,
Уральский государственный экономический университет,
РФ, г.Екатеринбург
e-mail: avanesyan2013@mail.ua
Avanesian E.A.
Master of economics,
Institute of Magistracy,
Ural State University of Economics,
Russia, Yekaterinburg,
e-mail: avanesyan2013@mail.ua
Научный руководитель
Филипповская Татьяна Владимировна
к.пед.наук, доцент,
Уральский государственный экономический университет,
РФ, г. Екатеринбург
e-mail: ftatyana@mail.ru
Scientific adviser
Filippovskaya Tatyana Vladimirovna
Ph.D in Pedagogical sciences, Associate Professor
Ural State University of Economics,
Russia, Yekaterinburg
e-mail: ftatyana@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрена проблематика духовной безопасности как неотъемлемой составляющей
экономической безопасности государства. Под духовной безопасностью автор понимает защищенность
нравственного и психологического состояния граждан и общества от внешних воздействий, разрушающих
традиционные культурно-исторические, этические нормы. Автор анализирует реальные угрозы и результаты
актуальных форм воздействия на указанные аспекты духовной безопасности и предлагает ряд мер для
стабилизации уровня духовной безопасности современного российского общества
Annotation
The article discusses the problems of spiritual security as an integral part of the economic security of the state.
By spiritual security, the author understands the protection of the moral and psychological state of citizens and society
from external influences that destroy traditional cultural, historical and ethical norms. The author analyzes the real
threats and the results of current forms of influence on these aspects of spiritual security and suggests a number of
measures to stabilize the level of spiritual security of modern Russian society.
Ключевые слова: безопасность; духовность; духовная безопасность, экономическая безопасность;
государство
Key words: security, spirituality, spiritual security, economic security, states.
Вопросы духовного развития и духовной безопасности не теряют своей актуальности. Глобальные
проблемы человечества, основой, многих из которых является проблема духовности, обуславливают внимание к
вопросам духовного развития и преодоления духовного кризиса на международном уровне. Именно это привело
к пониманию духовной безопасности как неотъемлемой составляющей экономической безопасности
государства, которая одновременно является одной из основных составляющих ее национальной безопасности.
Безопасность современного российского общества требует нового взгляда на духовность человека.
Согласимся с М. Абалаевой, констатирующей итоги научного поиска педагогов Чеченского государственного
педагогического института, традиционно обсуждающих вопросы взаимозависимости гуманитарного знания и
духовной безопасности: духовность «должна быть воспринята как продукт взаимодействия духа и среды. Любой
человек, любая эпоха, любое общество обладает духовностью. Но вот вопрос, каково рода эта духовность?
Эволюционирует в ней дух, инволюционирует или находится в состоянии стагнации. Человеческий дух и
общество в целом, будучи частью универсума, следуют тем же принципам эволюции, инволюции или стагнации.
Для того чтобы обезопасить дух, духовность человека и общества необходимо сменить акценты, необходимо
обладать мужеством увидеть сущность своего духа – личностного и социального, необходимо, в соответствии с
именами вещей, работать каждому над собой, не прячась за образованностью, нравственностью и
религиозностью» [2].
Пытаясь обобщить подходы к сущности духовности Т.С. Олейнич, В.В. Свистунова [5], И.Б. Черновой
[8] и др. авторов, примем за основу следующее определение. «Духовная безопасность – такое состояние
культурной жизни любой части общества и общества в целом, при котором сведены к минимуму противоречащие
существующему порядку идеи и мысли, связанные с социальным неравенством и несправедливость, научной
деятельностью и стремлению человеческой личности к максимальной степени духовной свободы и свободы
совести» [5].
Таким образом, практически все авторы, исследующие проблемы духовной безопасности, склонны
признать, что проблема духовной безопасности в целом - это необходимость обеспечения надлежащего
функционирования всей духовной сферы общества. Именно в ней скрыты те резервы, которые формируют не
только представление о национальной идентичности, но и базируют такие непростые сущности, как патриотизм,
гражданственность, предопределяющие способность общества к самосохранению.
Однако, мы повсеместно встречаемся с противоречием: все артикулируют значимость синтеза
нравственных основ, заложенных в нашем обществе религией, искусством, образованием, наукой. Но
минимизировать негативные влияния СМИ, разложения русской литературной речи, правового и
экономического унижения личности в некоторых управленческих парадигмах пока не удается.
В результате формируется духовный потенциал «разорванного» общества не устойчивого развития, а
непрерывных поисков негатива в историческом прошлом страны, виноватых в перекосах социальноэкономической действительности и низком уровне креативного потенциала сограждан.
Не случайно Р.М. Мухаметзянова-Дуггал с сожалением констатирует: «Потеря человеком, обществом
духовных ценностей сопровождается потерей жизненных ориентиров, ценностным вакуумом, и, как следствие,
разрушается духовный, морально-волевой стержень личности, наступает духовный кризис социума» [4]. Отсюда
в современных условиях кризиса развития российского общества, усугубляемого негативными формами влияния
глобализации, жизненно необходимым становится решение задачи сохранения духовно-религиозной,
культурной и гражданской идентичности российского народа. Последнее затруднено без обращения к
национальным универсалиям и национальным традициям в процессах их сохранения.
Известна закономерность, выявленная Ф. Гальтоном: все регрессивные процессы с течением времени,
возвращают любые явления к норме. Сегодня мы видим, что именно норма становится основной мишенью
попыток разложения исторической памяти нации.
Авторский опыт позволяет опираться на понимание недопустимости нарушений в переиначивании
исторической информации в угоду сиюминутным политическим интересам. Говорить об этом приходится,
выслушивая мнения зарубежных комментаторов о том, как должны строиться взаимоотношения между
славянскими народами по зарубежному образцу.
В российской практике муссирование задачи переосмысления традиционных семейных ролей,
принципов допустимости публичных проявлений эмоций, отклонений в нормах русского литературного языка и
инициирования девиаций разного плана.
В СМИ очевиден упор на нагнетание агрессивности, на безнаказанность формирования клипового и
некритичного мышления слушателей и зрителей. В то же время следует отметить, что появились телевизионные
каналы, передачи, направленные на восстановление смыслообразующих, начал в жизни россиян.
Напомним, что С.Н. Соколова и Н.А. Хаустова аргументированно доказали, что стабильность социума
невозможна без универсальной ценностной системы, опирающейся на высшие духовные и нравственные основы.
«Кроме того, духовные ценности, функционируя как специфические смыслообразующие источники
существования человека, как сердцевина механизма самоорганизации и безопасности общества, приобретают
значение важного фактора социально-политической стабильности государства и становятся главными
критериями ее устойчивого продвижения» [7].
Одновременно с этим государство должно обеспечить своим гражданам право и предоставить
возможность удовлетворять свои духовные потребности на условиях равенства для всех социальных,
национальных, конфессиональных групп населения. Без этого невозможно развитие духовности, нравственных
основ, интеллектуального потенциала российского народа, экономической устойчивости. Поэтому духовные
ценности, как приоритеты национальных интересов, определенные в Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации [1], рассматриваются как составные части общей национальной безопасности[3].
Однако, несмотря на насущную необходимость, полное осмысление духовной безопасности как фактора
экономической безопасности, к сожалению, пока не произошло. Неотложность этой проблемы вызвана
несколькими важными факторами, которые характеризуют современное состояние российского общества. Это
кризис основ мировоззрения, обусловленный разрушением старых и несформированностью новых приоритетов
в условиях экономической действительности [9].
Нужна не только консолидация общества, но и легитимные формы выражения и учета общественного
мнения об идеях, позициях, контекстах, которые разрушают социокультурный базис страны. Таким образом, мы
видим, что для полноценной жизни общества и его устойчивого экономического развития необходимо
функционирование не только таких субъектов социокультурной сферы, как образование, культура в целом, так
как объектами их воздействия являются сознание (индивидуальное, национальное, общественное), свобода
мысли, мировоззрения и убеждений, не переступающие граней национальных нравственно-этических идеалов и
установок. Отсутствие стабильности и взаимозависимости субъектов, функционирующих в сфере духовной
культуры и презентирующих духовные ценности, религиозных институтов, интеллектуальной деятельности
ставит под угрозу стабильность общества и его экономическую безопасность, так как люди, лишенные духовной
культуры, никогда не смогут идентифицировать общенациональные цели с личными, будут ставить во главу угла
не пользу страны, а индивидуальный комфорт.
Список используемой литературы:
1.
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683. – Доступ из справочно-правовой
системы. «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2.
Абалаева М. Духовность – безопасность общества! / / Вести республики. – URL:
http://expert17.ru/news-by-region/chechenskaya-respublika/536421-duhovnost-bezopasnost-obschestva.html (дата
обращения 12.09.2018)
3.
Бухвальд Е. М., Иванов О. Б. Экономическая безопасность России и Стратегия ее
пространственного развития // ЭТАП. 2017. №3. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-rossii-i-strategiya-ee-prostranstvennogo-razvitiya (дата
обращения: 21.09.2018).
4.
Мухаметзянова-Дуггал Р. М. Духовная безопасность в современном российском обществе:
некоторые теоретические и практические аспекты // Проблемы востоковедения. 2015. №4 (70). // [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-bezopasnost-v-sovremennom-rossiyskomobschestve-nekotorye-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 20.09.2018).
5.
Оленич Т.С., Свистунов В.В. К проблеме культурной трансформации вопросов духовной
безопасности: своевременность, перспективы, риски // Философия права. – 2017. - №1 (80). С.60-63.
6.
Определение духовной безопасности // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://yablor.ru/blogs/opredelenie-duhovnoy-bezopasnosti/1205134 (дата обращения: 21.09.2018)
7.
Хаустова Н.А., Соколова С.Н. Духовная безопасность современного общества // Вестник
Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2014. №2. //
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-bezopasnost-sovremennogoobschestva (дата обращения: 20.09.2018).
8.
Чернова И.Б. О сущности духовной безопасности // Власть. – 2013. - № 9. С. 130-133.
9.
Шевченко О. М., Тихоновскова М. П. Угрозы и риски духовной безопасности современной
России // Гуманитарий Юга России. 2018. №1. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ugrozy-i-riski-duhovnoy-bezopasnosti-sovremennoy-rossii (дата обращения:
20.09.2018).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв