НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
«УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему
«Духовно-нравственные основы в профессиональной
деятельности работников УИС»
Работу выполнил (а) студент
(ка)
группы
ОБЮ – 1701МОуп
Направление подготовки:
Юриспруденция
Профиль:
Уголовно-правовой
Роот Александр Владимирович
Научный руководитель:
Бенина В. Е.
Москва 2019
Духовно-нравственные
деятельности работников УИС
основы
в
профессиональной
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................. 3
1. Общие положения о нравственной составляющей в
профессиональной деятельности работников УИС..................5
1.1. Понятие ФСИН и ее структура...........................................5
1.2. Нравственно-психологическая сфера сотрудника УИС. .12
2. Нравственные требования к сотруднику УИС....................18
2.1. Необходимые качества сотрудника УИС..........................18
2.2. Профессиональное отчуждение как специфическая черта
профессиональной деформации...............................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................32
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность детального анализа духовно-нравственной
основы
профессионально-ценностных
ориентаций
сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях
реформирования
не
вызывает
нравственная
сфера
специалистов
исправительного
сомнений.
профессиональной
Духовно-
деятельности
учреждения
отражает
определенный уровень профессионального мировоззрения,
демонстрирующего значимость реализуемой деятельности.
Деятельность
сотрудников
уголовно-исполнительной
нередко протекает в напряженных, конфликтных ситуациях,
а
также
в
условиях,
опасных
для
жизни
и
здоровья,
связанных с применением специальных средств, физической
силы и огнестрельного оружия.
Цель
исследования
–
выявить
духовно-нравственные
основы в профессиональной деятельности работников УИС.
Задачи исследования:
-
рассмотреть
общие
положения
о
нравственной
составляющей в профессиональной деятельности работников
УИС;
- изучить понятие ФСИН и ее структуру;
-
раскрыть
нравственно-психологическую
сферу
сотрудника УИС;
- исследовать нравственные требования к сотруднику
УИС;
- выявить необходимые качества сотрудника УИС;
-
исследовать
профессиональное
отчуждение
специфическую черту профессиональной деформации.
4
как
Объект исследования
сфере
– общественные
отношения
структурно-психологического
профессиональной
деятельности
в
анализа
сотрудника
уголовно-
исполнительной системы.
Предмет исследования – духовно-нравственные основы в
профессиональной деятельности работников УИС.
Методологическую
основу
исследования
диалектический метод научного
познания,
составили
общенаучные
методы системного анализа и обобщения, а также частнонаучные
методы
исследования
формально–юридический,
социологический.
Структура
работы
обусловлена
целью
и
задачами
исследования и включает введение, две главы основного
текста, разделенные на четыре параграфа, заключение и
список использованной литературы.
5
1. Общие положения о нравственной составляющей в
профессиональной деятельности работников УИС
1.1. Понятие ФСИН и ее структура
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН),
находящаяся
в
ведении
Министерства
юстиции
РФ,
осуществляет правоприменительные функции, среди которых
функции по контролю и надзору за действием уголовноисполнительной системы. Уголовно-исполнительная система
(УИС) в соответствии с ч. 14 ст. 16 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ (далее - УИК РФ)1 включает в себя учреждения,
исполняющие
наказания
исправительных
в
виде
работ,
принудительных
работ,
обязательных
ограничения
ареста,
работ,
свободы,
лишения
свободы,
пожизненного лишения свободы. К таким учреждениям
относятся
уголовно-исполнительные
инспекции,
исправительные центры, арестные дома, колонии-поселения,
воспитательные
учреждения,
колонии,
лечебные
исправительные
исправительные
колонии,
следственные
изоляторы (в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ).
В
Концепции
развития
уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации до 2020 г.2
обращено
внимание на то, что действующая УИС сохранила черты
старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое
общество.
В
ее
работе
состояние
экономики,
мало
учитываются
интеграция
1
РФ
в
нынешнее
международное
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред.
от 20.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
2
Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (ред. от
23.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
6
правовое
поле,
международные
стандарты
обращения
с
заключенными и развитие гражданского общества 3.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в
виде лишения свободы»4 уголовно-исполнительная система
включает в себя:
- учреждения, исполняющие наказания;
-
территориальные
органы
уголовно-исполнительной
системы;
-
федеральный
орган
исполнительной
власти,
осуществляющий правоприменительные функции, функции
по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных
наказаний в отношении осужденных.
В
уголовно-исполнительную
систему
по
решению
Правительства РФ могут входить следственные изоляторы,
предприятия,
деятельности
специально
для
уголовно-исполнительной
исследовательские,
образовательные
деятельность
созданные
и
обеспечения
системы,
проектные,
иные
медицинские,
организации.
субъектов,
научно-
входящих
Таким
в
образом,
уголовно-
исполнительную систему, и раскрывает ее понятие.
Под
уголовно-исполнительной
системой
следует
понимать деятельность:
- Федеральной службы исполнения наказаний;
- ее территориальных органов;
- исправительных учреждений;
- уголовно-исполнительных инспекций;
3
Минязева Т.Ф. Задачи Федеральной службы исполнения наказаний в свете
Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до
2020 г. // Административное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 57.
4
Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовное наказание в виде лишения свободы» (ред. от 28.12.2016) // Ведомости СНД
и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
7
- следственных изоляторов;
-
государственных
унитарных
предприятий
исправительных учреждений;
- медицинских учреждений;
- научных и образовательных организаций;
- объединенной редакции, которая издает журналы
«Преступление
и
наказание»,
«Ведомости
УИС»,
газету
«Казенный дом».
По решению Правительства РФ этот перечень могут
дополнять и другие субъекты, необходимые для обеспечения
деятельности
уголовно-исполнительной
системы.
Не
урегулирован должным образом и правовой статус ФСИН
России, возглавляющей уголовно-исполнительную систему.
В настоящее время в структуру УИС входят следующие
учреждения и органы, исполняющие наказания:
- уголовно-исполнительные инспекции;
- исправительные учреждения (исправительные колонии:
колонии-поселения,
колонии
общего,
строго
и
особого
режимов, специализированные колонии особого режима для
осужденных
к
пожизненному
лишению
свободы;
воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные
учреждения);
-
следственные
изоляторы
(выполняют
функции
исправительных учреждений в отношении осужденных к
лишению свободы, оставленных для выполнения работ по
хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ), а также
осужденных к лишению свободы на срок не свыше шести
месяцев (ч. 1 ст. 74 УИК РФ)5.
5
Борсученко С.А. Уголовно-исполнительная система: понятие и содержание // Газета
«эж-ЮРИСТ». 2016. № 41.
8
К сожалению, в настоящее время в учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания, встречаются
факты
нарушения
прав,
свобод
и
законных
интересов
осужденных (обвиняемых, подозреваемых).
Так, несмотря на сокращение количества осужденных в
местах
лишения
минимально
свободы
рекордный
(в
2016
уровень
г.
лиц,
зафиксирован
содержащихся
в
учреждениях УИС за последние годы — 630 155 человек),
сохраняются факты нарушения законности в отношении
осужденных
системы6.
сотрудниками
Так,
по
уголовно-исполнительной
материалам
Федеральной
службы
исполнения наказаний Российской Федерации за 2016 год,
количество обращений, поступивших во ФСИН России от
осужденных
и
их
родственников,
уголовно-исполнительной
а
системы
также
на
сотрудников
неправомерные
действия сотрудников УИС, составило 2531 случай7.
В 2016 году в деятельности учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания, отмечается стабильно
высокий
уровень
поступления
жалоб
на
нарушение
законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы
— 3445 случаев, в том числе: злоупотребление служебным
положением
водворение
руководителями
в
ШИЗО,
ПКТ,
УИС
ЕПКТ
—
—
36;
1569;
незаконное
незаконное
лишение или предоставление прав осужденным; незаконное
применение физической силы и специальных средств — 49;
рукоприкладство — 777; несвоевременное освобождение из
ИУ — 9 случаев.
6
Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной
системы за 2016 г Форма ФСИН-1 за 2016 г. М., 2017. С. 2.
7
Обзор о работе с обращениями граждан, осужденных и лиц, содержащихся под
стражей, в Федеральной службе исполнения наказаний за 2016 год. М., 2016. С. 2.
9
За
аналогичный
период
по
некоторым
позициям
произошло сокращение нарушений в отношении осужденных,
в частности, незаконное применение физической силы и
специальных средств (на 55% по сравнению с предыдущим
годом),
рукоприкладство
предыдущим
годом),
исправительных
(на
20%
несвоевременное
учреждений
(на
33%
по
сравнению
освобождение
по
сравнению
с
из
с
предыдущим годом). К сожалению, увеличились жалобы на
незаконное водворение в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ (на 20% по
сравнению с предыдущим годом)8.
Помимо обращения осужденных по поводу нарушения их
конституционных прав в различные контролирующие органы
за защитой, они обращаются и в Европейский суд по правам
человека. Жалобы, как правило, признаются приемлемыми и
принимаются решения о взыскании с Российской Федерации
компенсации морального вреда.
Так, ярким примером следует назвать дело «Дедовский и
другие (Dedovskiy and others) против Российской Федерации».
Осужденные
Д.
и
другие,
отбывающие
наказания
в
исправительной колонии, обратились с жалобой на жестокое
обращение
с
ними
и
отсутствие
эффективных
средств
правовой защиты9. Осужденные утверждали, что в колонию
прибыли сотрудники отряда специального назначения и
избивали их ногами, палками и кулаками.
Европейский
суд
по
правам
человека
признал
нарушение статей 3, 13, 38 и 34 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод и постановил, что в соответствии
8
Там же. С.3.
Постановление Европейского суда по правам человека от 15 мая 2008 г (жалоба
№ 7178/03) «Дедовский и другие (Dedovskiy and others) против Российской
Федерации». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
9
10
с пунктом 2 статьи 44 Конвенции государство-ответчик
обязано выплатить каждому заявителю 10 тыс. евро в
качестве компенсации морального вреда.
Следует отметить, что в обязательном порядке все
международные и российские судебные решения обязаны
исполняться
Российской
расходуются
бюджетные
Федерацией,
средства,
тем
которые
самым
могли
быть
направлены на удовлетворение иных более значимых нужд.
Данные неправомерные действия сотрудников нанесли
материальный
ущерб
администрации
несут
государству.
ответственность
Представители
за
неэффективное
расходование бюджетных денежных средств, что является
нарушением
бюджетного
законодательства
(ст.
34
Бюджетного кодекса РФ).
Ни уголовная, ни административная ответственность за
неэффективное
использование
бюджетных
средств
не
предусмотрена. Однако, если в ходе проведения проверки
устанавливается подобное нарушение, то соответствующие
должностные
лица,
дисциплинарной
как
правило,
ответственности,
принимаются
кадровые
некоторых
случаях
и
привлекаются
и
как
организационные
неэффективное
к
следствие
решения.
В
использование
бюджетных средств может свидетельствовать о признаках
коррупции
и
стать
основанием
для
реагирования
правоохранительных органов.
Следует отметить, что наличие в правоприменительной
практике случаев нарушения одного из основополагающих
принципов,
такого
как
законность,
имеет
наиболее
существенное значение с точки зрения обеспечения прав
человека.
В
уголовно-исполнительном
11
праве
принцип
законности выражен в верховенстве закона, регулирующего
исполнение наказания, и его приоритете перед другими
нормативными
правовыми
актами.
Принцип
законности
должен реализовываться в точном и строгом соблюдении
положений
уголовно-исполнительного
законодательства
персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание,
представителями органов государственной и муниципальной
власти,
органами
управления,
работниками
различных
организаций и общественных объединений, принимающими
непосредственное
либо
опосредованное
участие
в
реализации исполнения наказаний осужденных.
Принцип
законности
означает,
в
первую
очередь,
обязанность должностных лиц учреждений и органов УИС
неукоснительно соблюдать нормы уголовно-исполнительного
законодательства
с
момента
прибытия
осужденного
в
исправительное учреждение до момента его освобождения.
Отступления и ошибки в правоприменительной деятельности
являются нарушением законности и неизбежно должны
повлечь за собой ответственность должностных лиц10.
Уголовно-исполнительное
устанавливает
законных
гарантии
интересов
(обвиняемых,
и
законодательство
порядок
и
реализации
обязанностей
подозреваемых)
на
всех
прав,
осужденных
стадиях
процесса
исполнения наказания. Принцип законности распространяет
свое действие и после снятия или погашения судимости в
установленном законом порядке. Лицо вновь становится
полноправным членом общества, за исключением оснований,
10
Артемьев Н.А., Курбатова Г.В. Соблюдение законности в учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы // Юридическая наука и практика: Вестник
Нижегородской академии МВД России.
2017. № 4. С. 102.
12
строго установленных различными законами. К примеру, в
соответствии с ведомственным законом «Об учреждениях и
органах,
исполняющих
лишения
свободы»
уголовные
гражданин,
наказания
имеющий
в
местах
непогашенную
судимость, не вправе занимать определенные должности в
уголовно-исполнительной системе.
Нарушения закона оказывают разрушающее влияние на
правопорядок
беззакония
исправительного
в
учреждениях
учреждения.
и
органах
Факты
УИС
имеют
общественную опасность и способствуют росту преступности.
Так, осужденные Л. и другие в период отбывания наказания в
исправительной колонии организовали массовые беспорядки,
сопровождавшиеся погромами, поджогами, уничтожением
имущества.
В
ходе
разбирательства
выяснилось,
что
массовые
беспорядки в исправительном учреждении начались из-за
ужесточения режима. Осужденные посчитали, что данные
меры были слишком суровыми и незаконными. Со слов
одного из осужденных Б. выяснилось, что в исправительном
учреждении возникла напряженная обстановка, так как
администрация принуждала осужденных вступать в секции
(актив), работать, делать зарядку. В этот период времени
были
нередки
попытки
самоубийства
осужденных.
Администрация положительно относилась к осужденным,
сотрудничающим с ней11.
Европейский
суд
признал
нарушение
Конвенции
о
защите прав человека и основных свобод и постановил, что
Российская Федерация обязана в течение трех месяцев
11
Приговор № 1-19/2015 1-28/2014 1-322/2013 от 25 августа 2015 г по делу № 1-19/2015
Краснока-менского городского суда Забайкальского края. URL: http://sudact.ru/regular/
doc/VI77EnfAu2HK/7regular-txt (дата обращения: 03.01.2018).
13
выплатить каждому заявителю 10 тыс. евро в качестве
компенсации морального вреда.
Данный пример показывает и еще раз доказывает тот
факт,
что
для
избежания
подобных
ситуаций
в
своей
практической деятельности представители администрации
учреждений и органов УИС должны с учетом сложившейся
обстановки и иных обстоятельств рационально и планомерно
осуществлять
свою
деятельность
с
обязательным
соблюдением требований закона.
1.2. Нравственно-психологическая сфера сотрудника УИС
В структуру профессионально-ценностных ориентаций
сотрудников
УИС
необходимо
включать
духовно-
нравственную составляющую в связи с тем, что, с одной
стороны, она создает условия для личностного, а, значит, и
профессионального
развития.
С
другой
стороны,
препятствует более раннему профессиональному выгоранию.
Кроме того, имея значимые духовно-нравственные убеждения
относительно
принципиально
важных
сторон
служебной
деятельности, сотрудники позволяют формировать нормы и
правила
того
профессионального
значимо
для
их
нормативные
специалисты
личности.
Принимая
характеристики
УИС
реализовывать
противоречащих
сообщества,
реализуемой
способны
сохранять
личностные
позиции
им
взглядов
14
и
и
и
убеждений.
которое
осознавая
профессии,
продуктивно
относительно
Интеграция
значимой
личностной
ценностей
в
сотрудников
позиции
процессе
престижности
осознания
профессии
и
и
определяет
принятия
социальной
возможности
дальнейшего
роста.
сочетание
данных
личностных
личности
сотрудника
профессиональной
деятельности
учреждения
профессионального
мировоззренческого
духовно-нравственных
профессиональной
исправительного
необходимость
и
Таким
УИС
образом,
категорий
играет
ориентира
деятельности
в
успешное
структуре
важную
в
ходе
с
опорой
роль
осуществления
на
духовно-
нравственные ценности12.
Во внутреннем мире личности выделяют три основные
психологические сферы:
-
направленность
(потребностно-мотивационная),
-
включающая в себя все побудительные силы личности;
-
операциональная
-
включающая
психологические
элементы, играющие роль способов и средств достижения
целей, определяемых сферой направленности;
- модуляционная (психофизиологическая) - оказывающая
динамическое влияние на другие сферы личности и их
проявления.
В
иерархии
данных
основных
сфер
личности
потребностно-мотивационная
занимает
главенствующую,
системообразующую и приоритетную роль в психологии
личности, так как ее содержательной частью являются
взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели,
жизненные планы, склонности, установки, мотивы личности
12
Самойлик Н. А. Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных
ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы [Текст] // Современная
психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). —
Казань: Бук, 2016. — С. 37-41. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11026/
(дата обращения: 03.04.2018).
15
и др. Психологические компоненты этой сферы определяют
избирательную
личности,
направленность
вовлекая
в
них
активности
и
психологические
отношений
компоненты
других психологических сфер, влияя на степень, характер и
способ использования возможностей личности13.
Таким
образом,
взаимоотношения
результатами
основой
ее
сама
структура
личности
сфер,
наряду
полученными
проведенного
ряда
с
исследования,
практически
значимых
и
выступают
для
нашего
исследования выводов:
1. При интегральном оценивании личности в рамках
профессионально-психологического
отбора
целесообразно
отдавать предпочтение оценке особенностей первых двух
сфер личности, и особенно первой - сферы направленности.
2. Оценивая какую-либо психологическую особенность
личности, следует четко представлять, к какой из сфер
личности она относится, что доминирует над ней и на что она
влияет.
3. При проведении профессионально-психологического
отбора поступающих учитывать выделенные в результате
данного
исследования
прогностически
благоприятные
(неблагоприятные) критерии для определения дальнейшей
профессиональной
успешности
в
правоохранительной
деятельности.
Принципиальным вопросом совершенствования процесса
воспитания является вопрос о его приоритетности, роли и
месте
в
числе
других
факторов
13
общественной
жизни,
Качкина Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников уголовноисполнительной системы в учебных центрах как условие формирования социальнопсихологической компетентности // Молодой ученый. 2012. №2. С. 267-269. URL
https://moluch.ru/archive/37/4302/ (дата обращения: 04.04.2018).
16
формирования
и
ведущей
воспитания
роли
оздоровление
развития
общества.
личности.
людей
Без
обеспечения
невозможно
Несомненно,
как
духовное
указывают
многочисленные авторы (А. М. Столяренко, 1982; Р. Л.
Кричевский, 1993; С. Ф. Зыбин, 1996; И. В. Горлинский, 19972002), воспитание имеет конкретно-исторический характер.
Смена типа общественно-экономической формации влечет за
собой смену типа воспитания: с изменением общественных
отношений коренным образом изменяются цели и задачи
воспитания.
В каждом виде деятельности людей наряду с понятием
«воспитание» выделяют «профессиональное воспитание» как
сложный социальный процесс, в котором руководителям всех
коллективов приходится решать множество педагогических
задач.
Чтобы
уверенно
прогнозировать
результат
воспитательной работы, принимать научно обоснованные
решения, все категории руководителей должны обладать
обширными психолого-педагогическими знаниями, большим
тактом, широкой эрудицией, высоким уровнем методической
деятельности (Л. А. Федотов, 2002)14.
В
связи
с
этим
для
повышения
эффективности
воспитательной работы, успешного формирования и развития
у
сотрудников
высоких
профессионально-деловых,
физических, психологических и других качеств каждому
руководителю необходимо не только хорошо знать, но и
постоянно
совершенствовать
профессионального
систему
воспитания,
14
форм
обогащать
и
методов
содержание
Ломакина А. Н. Педагогическая компетентность сотрудников уголовноисполнительной
системы
как
необходимое
условие
их
профессиональной
деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 300-302. — URL
https://moluch.ru/archive/73/12465/ (дата обращения: 04.04.2018).
17
каждого
метода
различными
приемами
и
средствами,
учитывать основные условия их оптимального выбора и
успешного использования в работе с подчиненными.
Важным
условием
эффективности
организации
и
проведения воспитательной работы с сотрудниками УИС
является умение руководителей использовать разнообразные
формы
воспитательной
деятельности
и
воздействия,
необходимые в той или иной ситуации. Однако наряду с
разнообразием форм воспитательной работы предпочтение
отдается индивидуальным и групповым формам воспитания.
Индивидуальная воспитательная работа с подчиненными
является
важной
частью
управленческой
деятельности
руководящего состава УИС. Она ведется в целях обеспечения
оптимального уровня морально-психологического состояния
сотрудников, повышения их ответственности за выполнение
возложенных задач по борьбе с преступностью в местах
лишения свободы, укрепления дисциплины и законности,
формирования
коллективах,
благоприятного
сохранения
и
климата
развития
в
служебных
профессионального
ядра.
Индивидуально-воспитательная работа направлена на то,
чтобы, учитывая личные качества и физические данные,
образование,
профессиональные
подчиненного,
руководитель
мог
и
жизненные
полнее
и
навыки
эффективнее
использовать его потенциальные возможности в решении
оперативно-служебных
задач.
сотрудниками,
начальник
педагогических
методик,
тормозит
Работая
с
личного
отрицательные,
индивидуально
помощью
примера
мешающие
18
с
психологов
службе
выполнению
обязанностей вредные привычки, взгляды, отклонения в
поведении.
Поскольку результаты работы служебного коллектива
складываются из результатов работы каждого из его членов,
умение
воспитать
обязанностью
сотрудника
руководителя.
является
Многое
важнейшей
здесь
зависит
от
искусства эффективно вести индивидуально-воспитательную
работу, которая выступает сейчас в качестве важной задачи
воспитательной
практики.
Это
сосредоточить
согласованные
диктует
необходимость
усилия
начальников,
командиров всех степеней на дифференцированном подходе к
работе с каждым отдельным сотрудником.
Основой
индивидуальной
воспитательной
работы
является:
- правильность выбора для каждого сотрудника службы и
должности, определение ему задач, исходя из способностей,
характера и интересов, образования и общей культуры;
- рациональная организация труда личного состава;
- правильная организация контроля за выполнением
служебных обязанностей;
-
использование
заинтересованности
сотрудника,
проявление заботы о нем;
- умение пользоваться дисциплинарной практикой;
- привлечение наставников из числа ветеранов, опытных
сотрудников из резерва на выдвижение.
Важно помнить, что в воспитательной работе не следует
ограничиваться лишь одним или несколькими методами
изучения
подчиненного.
получаемая
организации
информация,
Чем
тем
индивидуальной
19
шире
она
арсенал,
полнее
объективнее.
воспитательной
При
работы
рекомендуется иметь анализ, заключение психолога, отзывы,
характеристики с прежнего места работы, службы, учебы.
Постоянного
сотрудники,
внимания
которым
и
в
заботы
период
требуют
становления,
молодые
адаптации
особенно нужны конкретная помощь и поддержка старших
товарищей.
При
выборе
воспитательной
форм
работы
и
в
методов
каждом
индивидуальной
конкретном
случае
необходимо учитывать уровень развития сотрудника, его
возраст, национальные особенности, уровень политических и
профессиональных знаний, взаимоотношения с родными и
товарищами, способности и наклонности, психологические
особенное™ (темперамент, воля, характер и т. д.), отношение
к службе, степень служебной и общественной активности,
соблюдение нравственных норм Кодекса чести, выполнение
требований Присяги, служебной дисциплины и законности.
Наиболее
распространенной формой индивидуальной
воспитательной работы является индивидуальная беседа. Ее
назначение состоит в том, чтобы, изучив психологические
особенности сотрудника, педагогически воздействовать на
разум и чувства подчиненного с целью формирования у него
положительных качеств.
Действенным
фактором
в
воспитании
подчиненных
является индивидуальная помощь. Она применяется широко,
особенно
при
наставников
закреплении
из
числа
за
опытных
уголовно-исполнительной
наставничества
молодыми
работников,
системы.
заключается
в
сотрудниками
его
ветеранов
Эффективность
конкретности
и
целеустремленности. Его сущность и основная цель прежде
всего
в
том,
чтобы
повысить
20
уровень
подчиненного,
мобилизовать его на образцовое выполнение служебного
долга, поддержать сотрудника в преодолении встречающихся
трудностей, развить и закрепить у него необходимые умения
и навыки в работе15.
Большое воспитательное воздействие оказывает забота
начальника о личном составе, о каждом сотруднике в
отдельности: обеспечении жильем, положенными видами
довольствия в установленные сроки, создании условий для
повышения
образования,
нормальной
работы
в
подразделениях, помощи их семье, родным и близким - все
это положительно сказывается на воспитании подчиненных.
Более того, в жизни нередко случается, когда помощь
начальника,
пришедшая
в
трудную
минуту,
производит
переворот в сознании и поведении подчиненного, в корне
меняет его отношение к делу, к людям.
Важнейшими
являются
средствами
индивидуальные
воспитательной
задания
и
работы
поручения.
Их
действенность зависит от умения начальника увидеть и
использовать
положительные
качества
подчиненного.
Доверие, оказанное сотруднику, умножает стремление во что
бы то ни стало оправдать надежды начальника и коллектива.
Именно это и позволяет развивать положительные качества
сотрудника.
15
Лелик Н.Б. Актуальные проблемы профессионального воспитания сотрудников УИС
и пути их разрешения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2005. № 2. С.
42.
21
2. Нравственные требования к сотруднику УИС
2.1. Необходимые качества сотрудника УИС
Деятельность
системы
сотрудников
направлена
уголовно-
на
исполнительной
реализацию
уголовного
законодательства в отношении лиц, преступивших закон.
Профессиональная деятельность предъявляет к сотруднику
УИС
ряд
требований,
которые
в
личностном
аспекте
формируют профессионально важные качества и навыки.
Каждая
деятельность
требует
определённой
совокупности профессионально важных качеств, которая
является их закономерно организованной системой. Такие
системы
профессионально
совокупности
давать
профессиональной
важных
основу
пригодности,
качеств
для
а,
по
могут
в
определения
А.
В.
Карпову,
профессиональную пригодность могут обеспечивать четыре
группы
индивидуальных
качеств.
Наибольший
интерес
представляет группа абсолютных профессионально важных
качеств
(свойства,
необходимые
для
выполнения
деятельности как таковой на минимально допустимом или
нормативно-заданном - среднем уровне) и относительные
профессионально важные качества (определяющие собой
возможность
«наднормативных»
достижения
субъектом
количественных
и
высоких
качественных
показателей деятельности «ПВК мастерства»)16.
16
Башаева Т. В., Маркова В. Е., Орёл В. Е., Разумовская О. Л., Скитяева И. М.,
Субботина Л. Ю., Черемошкина Л. В. и др. Психология труда: учебник для вузов / Под
ред. А. В. Карпова. М.: ВЛАДОС-Пресс. 2014. С. 56.
22
Исследования А. В. Дулова, М. И. Еникеева, В. Л.
Васильева, А. Д. Глоточкина, В. Ф. Пирожкова посвящены
профессионально
важным
правоохранительных
исполнительной
качествам
органов,
системы.
в
В
сотрудников
частности,
трудах
уголовно-
этих
авторов
рассматриваются иерархия профессионально важных качеств
сотрудников
и
различные
правоохранительных
органов,
стороны
а
также
деятельности
психологические
особенности их деятельности как профессии17.
Труд
сотрудников
деятельности,
ФСИН
отличительными
относится
к
тем
особенностями
видам
которых
являются интенсивность и напряжённость. Чрезвычайные
обстоятельства,
контингент
граждан,
являющиеся
неотъемлемой частью профессионального опыта сотрудников
ФСИН, создают экстремальные условия их деятельности в
связи с угрозой для жизни, физического и психического
здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью,
благополучию
характеризуется
окружающих.
следующими
Профессия
особенностями:
в
целом
правовой
характер деятельности, стрессовые воздействия и постоянная
готовность
к
риску,
повышенная
ответственность
и
напряжённость.
Стать
профессионалом
своего
дела
сотрудник
УИС
может только при условии его стремления к нравственному
самосовершенствованию, при сохранении преданности делу,
при обязательном наличии у него определенного морального
«стержня» повседневного поведения.
17
Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств
сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ.
ред. Г. С. Човдыровой / ВНИИ
МВД России. М. 2004. С. 98.
23
Морально-нравственные
качества
сотрудника
являются своеобразным базисом его
профессиональной
этики.
Профессиональная этика –
это
система моральных
принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом
особенностей
его
профессиональной
деятельности
в
конкретных ситуациях.
В повседневной деятельности профессиональная этика
проявляется
в
профессионализме,
добросовестном
честном выполнении возложенных обязанностей,
коллегиальности,
исполнении
в
выполнении
служебных
норм
обязанностей.
и
чувстве
поведения
Этические
при
нормы
служат критериями достоинства и порока, добра и зла и т.
п.18
Однако
если
для
гражданских
лиц
соблюдение
моральных норм не является строго обязательным, а их
неисполнение санкционируется лишь формами морального
воздействия,
то
предъявляемым
приобретают
применительно
к
сотрудникам
строго
УИС,
к
требованиям,
этические
обязательный
характер
нормы
и
обеспечиваются административными санкциями (например,
п. «л» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел).
Совокупность
должное
моральных
поведение
профессиональной
сфере,
норм,
личности
регламентирующих
в
закрепляется
определенной
в
служебных
документах и обеспечиваются административными (то есть
правовыми) санкциями.
18
Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга. 2010.
С. 89.
24
В
настоящее
установок
время
работников
неукоснительное
Российской
формирования
УИС,
этических
ориентированных
соблюдение
Федерации,
обеспечение
для
Конституции,
верность
Присяге,
морально-психологической
на
законов
а
также
устойчивости
личного состава, повышение его общей и профессиональной
культуры, укрепление авторитета и престижа службы в
УИС Приказом Федеральной службы исполнения наказаний
от 11 января 2012 г. № 5 был утвержден Кодекс этики и
служебного
поведения
государственных
сотрудников
гражданских
и
федеральных
служащих
уголовно-
исполнительной системы19 (далее – Кодекс), разработанный с
учетом
норм
государственных
Международного
должностных
кодекса
лиц
поведения
(Резолюция
51/59
Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
г.20)21.
от 12 декабря 1996
Профессиональная
сопряжена
с
деятельность
высоким
обусловленной
сотрудников
уровнем
постоянным
УИС
стрессогенности,
взаимодействием
с
асоциальными людьми. Деятельность работников уголовноисполнительной
системы
протекает
в
напряженных,
конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах.
Подобные
именуются
условия
оказывают
экстремальными.
19
сильные
Они
воздействия
создают
сложности
и
в
Приказ ФСИН РФ от 11.01.2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного
поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих
уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы.
2012. № 4.
20
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц: принят
12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии
Генеральной Ассамблеи ООН // СПС Консультант Плюс.
21
Орзулова К.В., Майстренко Г.А. Правовой статус персонала уголовноисполнительной системы // Научное сообщество студентов XXI столетия.
Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(24).
URL: http://sibac.info/archive/guman/9(24).pdf (дата обращения: 04.04.2018).
25
решении
профессиональных
успешности
деятельности,
психологической
задач,
сказываются
требуют
устойчивости,
особой
от
на
персонала
подготовленности,
особого умения действовать в экстремальных условиях и
особой мотивации, которая будет определять эффективность
трудовой деятельности и внутреннюю удовлетворенность
трудом.
Мотивационный
компонент
в
структуре
профессиональной адаптации сотрудников УИС является
одним из основных критериев ее успешности, а также
устойчивости
и
продуктивности
профессиональной
деятельности. Внутренние мотивы, такие как интерес к
профессиональной
деятельности,
стремление
к
профессиональному и личностному росту, чувство долга,
положительно влияют на процесс адаптации сотрудников
УИС, стимулируют совершенствование профессионального
мастерства22.
Система
внутренних условий личности может быть
охарактеризована через единство личностных особенностей,
обусловливающих
беспомощность
человека
и
препятствующих проявлению его субъектности, способности
преобразовывать
действительность,
жизнедеятельность,
управлять
своей
собственную
деятельностью,
преодолевать трудности (Д.А. Циринг). Когда сотрудник УИС
является
носителем
правосознание
личностной
беспомощности,
характеризуется
то
его
недостаточной
сформированностью и особенным содержанием на уровне
всех
структурных
компонентов.
22
Когнитивный
компонент
Степанова О.Н. Мотивационный компонент в структуре профессиональной
адаптации сотрудников УИС //
Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 169.
26
правосознания
отличается
низкой
познавательной
активностью, отсутствием интереса к правовым явлениям.
Когнитивно-эмоциональный
компонент
правосознания,
несущий оценочную функцию, отличается безразличным
отношением к существующей правовой политике государства
и
системе
исполнения
эффективности
наказаний,
правового
исполнения
наказаний,
отношением
к
праву,
профессионально
отрицанием
регулирования
негативным
и
системы
эмоциональным
пессимистическими
значимых
качеств
оценками
сотрудников
УИС.
Когнитивно-эмоционально-волевой компонент правосознания
сотрудников
с
личностной
беспомощностью
отличается
пассивностью, безынициативностью в реализации правовых
норм, несамостоятельностью в решении вопросов правового
характера.
В
результате
беспомощностью
и
сотрудник
соответственно
с
с
личностной
низким
уровнем
субъектности недостаточно психологически подготовлен к
действиям в юридически значимой ситуации23.
Развитие
самостоятельности
у
сотрудников
УИС
приводит к повышению их уровня правового сознания,
признаками
преобладание
чего
являются
позитивных
познавательная
правовых
чувств,
активность,
настроений,
эмоций в восприятии правовой деятельности, позитивные
оценки
уголовно-исполнительной
политики
государства,
активная реализация правовых норм.
23
Евстафеева Е.А. Правосознание сотрудников уголовно-исполнительной системы с
различными личностными характеристиками. Автореф. дисс. … канд. психол. наук.
Челябинск, 2015. С. 4.
27
2.2. Профессиональное отчуждение как специфическая черта
профессиональной деформации
Задачи, стоящие в настоящее время перед УИС, требуют
от
сотрудника
значительной
интеллектуальных
и
отдачи
физических
своих
личностных,
ресурсов,
высокой
продуктивности профессиональной деятельности. Поэтому
даже самая, на первый взгляд, «спокойная» служебная
деятельность
оказывает
психологическое
на
сотрудника
воздействие.
И
определенное
зачастую
сотрудник
оказывается попросту не готовым к тем или иным условиям
реализации профессиональной деятельности, к тем или иным
служебным ситуациям. В этих случаях могут наблюдаться
следующие
негативные
мыслительной
деятельности
растерянность,
чувство
снижение
бессилия,
ответственности,
проявления:
и
замедленность
активности,
усталость,
ухудшение
страх
реакций,
подавленность
неудачи,
и
избегание
нерешительность,
повышение
раздражительности, потеря контроля и др.24
Можно
сформулировать
профессионального
деструкция
которая
отчуждения
профессиональной
может
возникнуть
определение
сотрудников
УИС
направленности
на
разных
-
это
личности,
этапах
профессионального становления и развития сотрудника УИС
и
проявляется
в
виде
нарушения
профессиональной
идентичности, деформации профессиональной Я-концепции,
24
Тихомирова Ю. М. Анализ специфики изучения психологической готовности
сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности
[Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар.
науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. —
С. 14-17. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7199/ (дата обращения:
03.04.2018).
28
отстраненной
ментальной
личностной
позиции
непринадлежности
непричастности
к
и
профессиональной
культуре, группе, делу, утере смыслов профессиональной
деятельности, доминирующей ориентации сотрудника на
себя и цели в непрофессиональных сферах жизни.
Анализируя
исследования
по
данной
проблематике,
можно выделить следующие признаки профессионального
отчуждения личности:
-
смысловые
и
ценностные
конфликты
личности
в
целей
в
профессиональной сфере;
-
отсутствие
реальных
смыслов
и
профессиональной деятельности, мотивации к дальнейшему
развитию в профессии;
- избегание ответственности за события собственной
жизни;
- низкий уровень стрессоустойчивости и уверенности в
себе;
-
деструктивные
изменения
профессиональной
Я-
концепции;
-
направленность
специалиста
на
себя
и
цели
в
непрофессиональных сферах жизни;
-
усиление
автономности,
выраженная
позиция
непричастности к жизни и деятельности коллектива;
- трудности в профессиональной адаптации;
- неудовлетворенность своей работой, условиями труда;
-
недовольство
взаимоотношениями
в
напряженные отношения между сотрудниками;
- недовольство по отношению к руководству;
29
коллективе,
-
неудовлетворенность
самоактуализацией
в
своей
самореализацией
процессе
и
профессиональной
деятельности либо потеря стремления к самоактуализации;
- утрата интереса к профессиональному обучению и
саморазвитию.
Также могут наблюдаться понижение креативности,
спонтанности,
жизненной
энергии,
утрата
заинтересованности, депрессия, аномия, механистичность
действий, нигилизм, презрение, в крайних проявлениях агрессия, ненависть.
Психологическая
профилактика
профессионального
отчуждения сотрудников УИС включает ряд направлений 25.
1. Применение индивидуальных и групповых личностно
ориентированных технологий:
-
повышение
компетентности
направленные
уровня
социально-психологической
сотрудников
на
УИС
повышение
(лекции
и
семинары,
социально-психологической
грамотности);
-
совершенствование
деятельности
способов
(повышение
профессиональной
квалификации,
аттестация,
вовлечение в инновации и пр.);
-
личностно
ориентированная
профессионального
отчуждения
диагностика
(повышение
аутопсихологической компетентности);
- оптимизация социально-психологического климата в
исправительном
профессиональной
учреждении
культуры,
в
целом:
использование
повышение
кабинетов
психологической разгрузки;
25
Проблемы психологической профилактики профессионального отчуждения
сотрудников
уголовно-исполнительной
системы:
аналитический
обзор
с
предложениями / Е.М. Федорова [и др.]; ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2014. С. 45.
30
-
психологическое
карьеры:
сопровождение
профессиональной
перспективы,
проектирование,
мотивация,
мониторинг;
-
оптимизация
коллективе:
межличностного
профилактика
взаимодействия
внутригрупповых
в
конфликтов,
разделение ролей и др.26
2. Первичная психологическая профилактика, которая
состоит
из
комплекса
мероприятий
первичной
психологической диагностики, направленной на выявление
лиц,
находящихся
психологического
в
зоне
повышенного
травматизма.
Далее
риска
проводится
определение основных проблем психологического характера,
которые
обусловили
конфликтности
трудности
и
в
адаптации,
агрессивности,
усиление
возникновение
неуверенности, замкнутости, отчуждения и т.д. После этого
психологическая профилактика предусматривает проведение
беседы
как
средства
предоставления
первичной
психологической помощи.
3. Психологическое консультирование заключается в
предоставлении психологической помощи в поиске путей
решения
возникших
осуществляется
психологических
квалифицированными
проблем.
Она
специалистами
психологической службы на основе запроса, поступившего от
сотрудника, и предусматривает несколько этапов:
1) анализ сущности, внутренних и внешних причин
возникновения проблемной ситуации;
2)
определение
личностного
видения
проблемной
ситуации сотрудником;
26
Федорова Е.М. Профессиональное отчуждение как деструкция профессиональной
направленности личности сотрудников ФСИН России // Юридическая психология.
2015. № 2. С. 32 - 35.
31
3) поиск возможных путей решения ситуации;
4)
поиск
ресурсов
для
преодоления
проблемной
ситуации.
Среди основных задач психоконсультирования, стоящих
перед психологом, выделяют:
- предоставление эмоциональной поддержки;
- изменение субъективного отношения сотрудника к
проблеме;
- повышение стрессовой толерантности сотрудника;
- усиление реальной ответственности сотрудника за
собственные действия при решении проблемной ситуации.
4.
Психологическая
коррекция
представляет
собой
психологическое вмешательство в более глубокие пласты
структуры личности. Этот процесс всегда имеет дело с уже
сформированными
личностными
чертами,
характерными
поведенческими проявлениями, стереотипами реагирования,
которые
мешают
развиваться.
сотруднику
человеку
свободно
Психокоррекционные
осознать
свои
адаптироваться
технологии
привычные
и
помогают
неэффективные
способы реагирования и на основе осознанного и пережитого
личностного материала сформировать способности более
эффективно
решать
реализовывать
себя,
свои
в
проблемы,
том
числе
в
адаптироваться
и
профессиональной
деятельности27.
Таким образом, потеря профессиональной идентичности,
формирование
профессионального
отчуждения
искажает
профессиональную направленность личности сотрудников
ФСИН
России,
снижает
профессиональную
27
активность,
Даниличева Т.П. Психологическое сопровождение сотрудников уголовноисполнительной системы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Шуя, 2005. С. 2.
32
разрушает социально значимую
профессиональной
деятельности
профессиональном
коллективе,
сложившуюся структуру
и
отношений
что,
в
несомненно,
отрицательно сказывается как на качестве профессиональной
деятельности
отдельных
эффективности
деятельности
коллективов
в
целом.
профессиональная
сотрудников,
так
профессиональных
В
деструкция
связи
с
требует
этим
и
групп
на
и
данная
своевременной
диагностики, психологической профилактики и коррекции.
Б.Д.
Новиков
особенности
выделяет
профессиональной
следующие
деструкции
основные
сотрудника
ФСИН:
- приобретение искаженного взгляда на осужденного к
лишению свободы как на неисправимого индивида;
-
вступление
в
запрещенный
контакт
со
спецконтингентом, установление внеслужебных связей;
- аморальное бытовое поведение;
-
искаженное понимание целей и задач деятельности
неадекватный выбор средств и способов решения задач;
- привыкание и развитие восприимчивости к негативным
воздействиям осужденных;
-
потеря
профессионализма,
самоуспокоенность,
отсутствие самоконтроля, распущенность;
- снижение потребностей в интеллектуальном, духовном,
образовательном и культурном росте;
- совершение правонарушений, дискредитация звания
сотрудника,
нарушение
служебной
дисциплины
и
законности;
-
ухудшение
стиля
служебных
изменение их форм;
33
взаимоотношений,
- тенденция к дегуманизации, потребительство, вещизм,
алкоголизация, наркомания, снижение требовательности к
себе, к своим поступкам и действиям;
-
перенос
служебной
роли
на
внеслужебные
взаимоотношения;
- рост социально-негативных признаков физической и
вербальной агрессии - раздражительность, обида, рост;
- подозрительность, скрытность;
-
повышенная
директивность,
игнорирование
потребностей, желаний, чувств и намерений окружающих
лиц, утрата доброжелательности по отношению к ним;
-
снижение
потребности
в
самоконтроле
и
саморегуляции;
- фиксация повышенной тревожности;
- склонность поступать по первому побуждению, под
влиянием эмоций;
- злопамятность, уход в себя, аутентичность;
- легкомысленное отношение к нормам и последствиям
их нарушений;
- снижение чувства уверенности в себе28.
По-видимому,
компоненты
в
профессиональной
следует
выделить
структуре
интегральные
личности
деятельности,
субъекта
искажение
которых
приводит к неадекватности поведения сотрудника не только в
служебных взаимоотношениях при реализации поставленных
задач,
но
так
профессиональных
мышления,
в
же
сказываются
установок,
переносе
стереотипах
отдельных
28
в
форм
ригидности
восприятия
и
негативного
Новиков, Б. Д. Психологические особенности возникновения профессиональных
деформаций сотрудников исправительно-трудовых учреждений: автореф. дис. … канд.
психол .наук. Тверь, 1993. С. 14.
34
поведения за сферу служебной деятельности. В этом нам
помогут
выделенные
выступающие
как
психологические
необходимые
признаки
условия
труда,
развития
профессионала и, одновременно, обеспечивающие надежный
контроль
за
служебных
адекватным
функций,
выполнением
реализацией
воспринимаемых
социально
значимых
целей, что в свою очередь, дает возможность изучить
иерархию
смыслов
проявляющуюся
в
через
профессиональной
систему
отношений,
сфере,
оценок
адекватности восприятия «Я» субъекта деятельности и его
трудового поста.
Целью
трудовой
деятельности
во
ФСИН
для
всех
сотрудников является исполнение наказания в виде лишения
свободы
посредством
исправительно-психолого-
педагогического воздействия на осужденных в соответствии с
нормами права, которые устанавливают порядок и условия
такого исполнения. Сюда входит исполнение предписаний
приговора,
достижение
исправления
и
перевоспитания
осужденных, общая и частная превенции.
При
профессиональной
деструкции
происходит
искажение деловой мотивации, профессиональных интересов,
целей, влияющих на особенности поведения и выполнения
служебных функций.
Для
предотвращения
деформаций
со
стороны
специалистов по кадровой и воспитательной работе при
приеме на службу предстоит осуществлять
полное
информирование
психотравмирующих
об особенностях
работы
и
факторах учреждения; рекомендовать
к повышению в должности
сотрудников,
достоверное
отличившихся
по
службе
имеющих характеристики профессионально35
личностной
зрелости;
средствами
ценности
семье
престижа здоровых
и
восполнять
поддерживать
эмоционального
моральными
благополучия
брачных
в
отношений;
культурно-эстетический дефицит учреждения
мероприятиями
высокохудожественного
содержания
и
рекреационной направленности.
Со
стороны
осуществлять
сотрудников
регулярную
работу
службы необходимо
по
отслеживанию у
к
эмоциональному
предрасположенности
выгоранию;
определению
тивостояния
личностных
эмоциональному
предоставления
укреплению
ресурсов
выгоранию
индивидуализированных
психологического
сотрудников,
форм
психологической
в
том
передачи
числе
путем
рекомендаций;
климата
путем
коллектива
организации
психологического
про
знания;
клубных
учету
психологической совместимости сотрудников смены (вахты),
отдела (участка) и др.
Со
стороны
ценности
семейно
конструктивных
жизни;
сотрудников
ориентированных
семейно-брачных
принятие
самореализации
необходимо
служебной
в
труде
устремлений
отношений
деятельности
и
признание
средства
как
как
и
нормы
способа
обеспечения
экономической безопасности семьи; участие в различных
формах
интеллектуальной
активности
(дополнительное
образование, саморазвитие) и состязательности (конкурсы,
клубы, викторины); активное участие в различных формах
спортивно-досуговой
конкуренции
индивидуальные единоборства) и т. д.
36
(командный
спорт,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К
персоналу
требования,
так
УИС
как
предъявляются
они
являются
повышенные
государственными
служащими и исполняют свои обязанности в интересах
государства.
Так
приказом
исполнения
наказаний
утверждении
Кодекса
Федеральной
от
11.01.2012
этики
и
службы
№
служебного
5
«Об
поведения
сотрудников и федеральных государственных гражданских
служащих
уголовно-исполнительной
устанавливаются
нравственно-этические
профессиональные
руководствуются
системы»
требования,
во
время
которыми
службы
и
в
и
работники
свободное
от
работы время.
Практические действия, осуществляемые сотрудниками
администрации, составляют содержание режима законности
в
деятельности
учреждений
и
органов
уголовно-
исполнительной системы по реализации прав, свобод и
законных интересов осужденных, образующих их правовой
статус.
Должное
обязанностей
выполнение
обеспечивается
сотрудниками
государством
с
своих
помощью
основных гарантий, осуществления контроля и надзора,
рационального сочетания мер убеждения и принуждения.
В
связи
сотрудник
с
особенностями
ФСИН
должен
трудовой
обладать
деятельности
определёнными
профессионально важными качествами: высокий уровень
нервно-психической,
коммуникативная
эмоциональной
компетентность,
устойчивости,
дисциплинированность,
высокая нормативная регуляция, способность брать на себя
37
ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе,
способность к длительному сохранению высокой активности;
умение
распределять
выполнении
и
нескольких
переключать
действий,
внимание
при
уравновешенность,
самообладание, высоко развитые познавательные процессы и
т. п.
В результате анализа работ, посвященных изучению
профессионально
важных
качеств
и
профессиограмм
сотрудников ФСИН, нами были выделены следующие базовые
профессионально важные качества личности сотрудника:
- коммуникативная компетентность;
- эмоциональная устойчивость;
- моральная нормативность;
- личностная креативность (как составляющая группы
познавательных
процессов
и
относящаяся
больше
к
профессионально важным качествам мастерства).
Полученные теоретические обобщения и результаты
могут быть в дальнейшем использованы при разработке
психологического
формирования
исследования
профессионально
сотрудников ФСИН России.
38
и
рекомендаций
важных
для
качеств
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1.
Международный кодекс поведения государственных
должностных лиц: принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на
82-ом
пленарном
заседании
51-ой
сессии
Генеральной
Ассамблеи ООН // СПС Консультант Плюс.
2.
Уголовно-исполнительный
кодекс
Российской
Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) //
Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
3.
Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения
свободы» (ред. от 28.12.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ.
1993. № 33. Ст. 1316.
4.
2010
Распоряжение Правительства РФ от 14 октября
г.
№
1772-р
(ред.
от
23.10.2015)
//
Собрание
законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
5.
Приказ
утверждении
ФСИН
Кодекса
РФ
этики
от
и
11.01.2012
служебного
№
5
«Об
поведения
сотрудников и федеральных государственных гражданских
служащих уголовно-исполнительной системы» // Ведомости
уголовно-исполнительной системы. 2012. № 4.
Материалы практики
6.
Постановление
Европейского
суда
по
правам
человека от 15 мая 2008 г (жалоба № 7178/03) «Дедовский и
другие (Dedovskiy and others) против Российской Федерации».
Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
39
7.
Итоги
деятельности
учреждений,
органов
и
предприятий уголовно-исполнительной системы за 2016 г
Форма ФСИН-1 за 2016 г. М., 2017.
8.
Обзор
осужденных
о
и
работе
лиц,
с
обращениями
содержащихся
под
граждан,
стражей,
в
Федеральной службе исполнения наказаний за 2016 год. М.,
2016.
9.
Приговор № 1-19/2015 1-28/2014 1-322/2013 от 25
августа 2015 г по делу № 1-19/2015 Краснока-менского
городского
суда
Забайкальского
края.
URL:
http://sudact.ru/regular/doc/VI77EnfAu2HK/7regular-txt
(дата
обращения: 03.01.2018).
Литература
10. Артемьев
законности
в
Н.А.,
Курбатова
учреждениях
и
Г.В.
Соблюдение
органах
уголовно-
исполнительной системы // Юридическая наука и практика:
Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4. С.
102.
11. Башаева
Т.
В.,
Маркова
В.
Е.,
Орёл
В.
Е.,
Разумовская О. Л., Скитяева И. М., Субботина Л. Ю.,
Черемошкина Л. В. и др. Психология труда: учебник для
вузов / Под ред. А. В. Карпова. М.: ВЛАДОС-Пресс. 2014.
12. Борсученко С.А. Уголовно-исполнительная система:
понятие и содержание // Газета «эж-ЮРИСТ». 2016. № 41.
13. Даниличева Т.П. Психологическое сопровождение
сотрудников
уголовно-исполнительной
системы:
Автореф.
дис. ... канд. психол. наук. Шуя, 2005.
14. Евстафеева
Е.А.
уголовно-исполнительной
Правосознание
системы
40
с
сотрудников
различными
личностными характеристиками. Автореф. дисс. … канд.
психол. наук. Челябинск, 2015.
15. Качкина
Л.
сопровождение
С.
Психолого-педагогическое
сотрудников
уголовно-исполнительной
системы в учебных центрах как условие формирования
социально-психологической
компетентности
//
Молодой
ученый. 2012. №2. С. 267-269. URL https://moluch.ru/archive/
37/4302/ (дата обращения: 04.04.2018).
16. Лебедева
переподготовка
А.Д.
Профессиональная
работников
подготовка
и
уголовно-исполнительной
системы -важнейшее направление оптимизации кадрового
обеспечения в условиях реформирования УИС // Общество:
политика, экономика, право. 2016. № 5. С. 48 - 54.
17. Лелик
Н.Б.
Актуальные
проблемы
профессионального воспитания сотрудников УИС и пути их
разрешения
//
Психопедагогика
в
правоохранительных
органах. 2005. № 2. С. 38 - 44.
18. Ломакина А. Н. Педагогическая компетентность
сотрудников
уголовно-исполнительной
системы
как
необходимое условие их профессиональной деятельности //
Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 300-302. - URL
https://moluch.ru/archive/73/12465/
(дата
обращения:
04.04.2018).
19. Маняхин
характеристика
А.В.
Социально-психологическая
особенностей
ролевого
взаимодействия
сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы
и лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник ЮжноУральского
государственного
Психология. 2014. № 5. С. 43 - 46.
41
университета.
Серия:
20. Минязева
Т.Ф.
Задачи
Федеральной
службы
исполнения наказаний в свете Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. //
Административное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 56 59.
21. Новиков,
Б.
Д.
Психологические
особенности
возникновения профессиональных деформаций сотрудников
исправительно-трудовых учреждений: автореф. дис. … канд.
психол .наук. Тверь, 1993. – 21с.
22. Орзулова К.В., Майстренко Г.А. Правовой статус
персонала
сообщество
уголовно-исполнительной
студентов
XXI
системы
столетия.
//
Научное
ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ.
конф. № 9(24). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(24).pdf
(дата обращения: 04.04.2018).
23. Проблемы
профессионального
исполнительной
психологической
отчуждения
системы:
профилактики
сотрудников
аналитический
уголовнообзор
с
предложениями / Е.М. Федорова [и др.]; ФКУ НИИ ФСИН
России. М., 2014.
24. Психодиагностика
и
развитие
психологических
профессионально важных качеств сотрудников отдельных
оперативных подразделений системы МВД России / Под общ.
ред. Г. С. Човдыровой / ВНИИ МВД России. М. 2004.
25. Самойлик
Н.
А.
Духовно-нравственная
профессионально-ценностных
ориентаций
основа
сотрудников
уголовно-исполнительной системы [Текст] // Современная
психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань,
октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 37-41. - URL https://
42
moluch.ru/conf/psy/archive/236/11026/
(дата
обращения:
03.04.2018).
26. Степанова
О.Н.
Мотивационный
компонент
в
структуре профессиональной адаптации сотрудников УИС //
Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №
5. С. 165 - 169.
27. Тихомирова Ю. М. Анализ специфики изучения
психологической
готовности
сотрудников
уголовно-
исполнительной системы к профессиональной деятельности
[Текст] // Актуальные вопросы современной психологии:
материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль
2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 14-17. - URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7199/ (дата обращения:
03.04.2018).
28. Федорова Е.М. Профессиональное отчуждение как
деструкция
профессиональной
направленности
личности
сотрудников ФСИН России // Юридическая психология. 2015.
№ 2. С. 32 - 35.
29. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.:
Университетская книга. 2010.
43
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв