Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Многообразие «наблюдателя» как вершины концентрации.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
Искандар Асадуллаев (эл.адрес: researchgate – статья дополненная Март 2016); Источник - ЦентрАзия Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1459665840 Многообразие "наблюдателя" как вершины концентрации. Фантазия подчас опережает научные открытия, - И.Асадуллаев 09:44 03.04.2016 Многообразие «наблюдателя» как вершины концентрации Две великие тенденции Вселенной Фантазия подчас опережает научные открытия. Так было с гиперболоидом инженера Гарина, так, я полагаю, будет и с Солярисом Станислава Лема или что-то вроде этого. Искусственная ограниченность поисков планет, похожих на нашу Планету Земля заключается в том, что все эти десятилетия ожидали обнаружения чего-то или кого-то похожего на человека (наблюдателя) с различными модификациями. Это отразилось и во множестве фантастических чудовищ, изображаемых в кино, но фактически аналогичных человеку, злая модификация. Поиски жизни во Вселенной очень ссужены. Ищут планеты, похожие на нашу по климату, геологии, атмосфере и прочее. Но мы попытаемся показать «наблюдателя» (так называют в физике и астрофизике разумного человека) на многозначной основе, и обратимся к такой его основе, как концентрация. Речь идет о двух великих тенденциях Вселенной – рассредоточении (энтропия, расширение Вселенной и др.) и сосредоточении, концентрации. Может показаться, что мы делаем шаг к религии, но только на первый взгляд. С самого начала заметим, что все последующие суждения исходят из признания материального и идеального как атрибутов материи – из единства наличного бытия и идеального, которые не порождают друг друга, но во всем остальном бывают по отношению друг к другу то первичным или то вторичным по своему влиянию 1. 1 Асадуллаев И.К. Новый материализм // Бытие – симфония диссонанса. – Душанбе: ЭРграф, 2014. 1
На наш взгляд, разум, наблюдатель не связаны жестко с человеком, они не только функция человека и общества – социальной формы развития реальности. Человек это только одна из форм «наблюдателя» во Вселенной. То есть только одна из многих универсальных концентраций идеального как атрибута материи. При сопровождающейся ограниченной концентрации материального – наличного бытия. Рассмотрим, прежде всего, для этого одну из двух глобальных тенденций во Вселенной – концентрацию, наряду с рассредоточением. Концентрация многообразна, проявляется в образовании звезд и галактик, вещества и поля, черных дыр, микрочастиц, макромира и мега мира. Ей подвластно время и пространство, биосфера и мир человека. По существу речь идет о том, что разные основания, формы при своем развитии приводят к единым результатам. Замечательны наблюдения Йенса Бьерри: «Если бы смогли увидеть, словно в волшебный бинокль, всю историю Земли, сжатую и втиснутую в рамки одного года, то получилось бы примерно следующее: В ноябре впервые проявляется жизнь — амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до нового года, то есть примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит первый человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года… шестьдесят секунд…» 2 . Йенс Бьерре обращает внимание на уплотнение во времени новаций на нашей Земле. Несколько выше автор замечает: «Чтобы бросить взгляд на человечество и на фауну нашей планеты, посмотрим, как развивалась Земля. Более трех миллиардов лет назад. Раскаленная глыба, несущаяся в межпланетном пространстве. Два миллиарда лет назад. Глыба постепенно остывает. Пар, витающий в атмосфере, превращается в воду. Образуются океаны. (Йенс Бьерре. Затерянный мир Калахари. Изд-во: М., Мысль, 1964, глава вторая, http://rgosib.ru/book/kniga/133.htm) 2 2
Миллиард лет назад. В процессе химического обмена рождается протоплазма, из которой в океанах возникают первые живые существа. 500 миллионов лет назад. В океанах появляются клеточные животные, амебы и водоросли. 220 миллионов лет назад. На Земле начинают развиваться первобытные растения. Крупные животные, населяющие океаны (амфибии), переселяются на сушу. 200 миллионов лет назад. Появляются огромные рептилии, ящеры и динозавры. 90 миллионов лет назад. Появляются млекопитающие. 70 миллионов лет назад. Появляются новые животные и растения. 25 миллионов лет назад. Животные-великаны вымирают, но слоны и носороги живут. Появляются новые лесные звери, зубры и крупные человекообразные обезьяны. Миллион лет назад. Похожие на людей обезьяны поселяются в пещерах. 500000 лет назад. Похожие на обезьян люди берутся за камень или палку. 100 000 лет назад. Появляется человек каменного века. Он учится пользоваться огнем. 50000 лет назад. Образуются различные человеческие расы. Около 2000 лет назад. Начинается христианская эра летосчисления. 15 лет назад. Человек подчиняет себе энергию атома. Год назад. Человек может уничтожить все живое; он может запускать искусственные луны на орбиты вокруг земного шара. В будущем. Человек покоряет космическое пространство и совершает посадку на Луне». Для нас имеет значение ускорение развития – концентрация во времени, а не детали, которые со времени издания книги Йенса Бьерре дополнились и частично изменились. 3
На ускорение во времени обращал внимание и Б.Ф.Поршнев, указав на все сокращающееся время существования общественных формаций 3. История природы и Земли с точки зрения появления новаций концентрируется во времени, то есть наблюдатель – человек является в аспекте Планеты вершиной концентрации как одной из двух главных тенденций: рассредоточения (энтропии, расширение Вселенной) и концентрации – негэнтропии, ароморфоза. Чем же отличается человек как наблюдатель? Прежде всего тем, что в лице наблюдателя материя совершает рефлексию – обращается на самое себя, по существу это прозрачность 4 материи в процессе познания и самопознания. Надо отметить, что всякая прозрачность это, в конечном счете, прозрачность 5 материи для самой себя в различных локальности и фрагментах. Прозрачность это глобальный процесс, который на уровне жизни и человека суть развитое опережающее отражение – рефлексия. На одном полюсе прозрачность как примитивная рефлексия, на другом полюсе – познание и самопознание материи в виде наблюдателя человека. Наблюдатель появляется в результате осуществления вселенской тенденции концентрации развития, вершиной которой в нашем мире является разум Своей мыслью человек проникает в сущность окружающего мира 6, его структуру, характер законов, изменяя очеловеченную природу согласно своим меркам – своему «образу». В то же время необыкновенное богатство Вселенной проникает в сознание человека, сосредотачивается в нем в идеальной форме. Материя порождает социальную форму движения и в лице человека создает условия, при которых она начинает концентрировать себя в 3 Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. – Москва: «Наука», 1964. 4 Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издание 18 / Москва: «Русский язык», 1986. – С 529. 5 Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Наука логики. Т. 2 / Москва: «Мысль», 1971. – С 10. 6 Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Наука логики. Т. 2 / Москва: «Мысль», 1971. – С. 7. 4
идеальной форме, то есть локальность стремится стать универсальностью, но не достигает всей ее бесконечности. Материя - объективный мир стремится сосредоточиться в сознании человека в идеальной форме. Это стремление опосредуется и определяется необходимым возникновением социальной формы движения материи, возникновением творчески активного сознания, творящего отражение универсальности объективной реальности. Это своеобразный вселенский процесс концентрации в человеческом сознании материи 7, пространства и времени в форме «инобытия» (не в гегелевском понимании). С возникновением человека в объективной реальности возникают новые отношения и проявления прозрачного и непрозрачного. На наш взгляд, это не флуктуация, не случайный и только локальный процесс. Если антропный принцип говорит о неслучайности появления наблюдателя, возникновение которого соразмерно фундаментальным константам Вселенной, то необходимо следует говорить о соразмерности Вселенной и нового уровня возникающего соотношения прозрачного и непрозрачного в лице человека. Человек, возможно, локален во Вселенной как не единственный случай возникновения разума (хотя это не доказано, как не доказано и обратное), но совершенно не локален процесс идеального сосредоточения в его сознании бесконечного богатства объективной реальности (универсальное сосредоточение), не локально становление идеальной – нематериальной - прозрачности на определенном этапе развития материи 8. Человек, следует допустить это, одно из воплощений универсальности, всеобщности, когда и пространство и время, объективная реальность стремятся в идеальной форме сосредоточиться в нем. Это лишь одно из стремлений опосредованное возникновением социальной формы движения материи. В настоящее время именно ее и пытаются обнаружить телескопами и другими аппаратами – похожих на Землю тенденций концентраций во 7 Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1, часть 1. / Москва: «Мысль». – С 333. О философских категориях прозрачности и непрозрачности и их диалектике. К постановке проблемы./ Журнал Президиума РАН «Вопросы философии», №10, 2005, 116-129 стр. 8 5
Вселенной. Пытаются найти только лишь одну из универсальных концентраций в мире. Если универсальная концентрация не может происходить вещественно, энергетически, одним словом, материально, то происходит в идеальной форме, и это объективно. В рассматриваемом процессе концентрации Вселенной происходит как бы «инобытие» материальной ее концентрации. То есть мы видим противоположные масштабные тенденции. Одна из них это возрастание энтропии и расширение Вселенной. Другая - это тенденция материальной концентрации в форме образования звезд и галактик, тяжелых элементов, негэнтропии и одна из ее вершин - концентрация времени и пространства в развитии жизни на Земле и человечества со всеми ее проявлениями (ускорение новаций в биосфере, ускорение исторического времени, урбанизация, концентрация экономических процессов - глобализация, Интернет и т. д.). К этому аспекту примыкает проблема изотропности (однородности) и анизотропности (неоднородности) Вселенной, но она, скорее, рассматривается в несколько ином ключе. При этом возникает такой вопрос: равносильны ли эти противоположности – деконцентрация (рассредоточение) и концентрация (сосредоточение) в настоящее время – в синхронном аспекте? Дело в том, что материя разнородна и в объективной реальности существуют неравнозначные, неравносильные факторы взаимодействия, в частности в биосфере существуют разнородные организмы: одни представляют фактор сильного воздействия, другие – фактор слабого воздействия в процессе противоборства и взаимного поглощения в биосфере 9. Если в рассматриваемом нами вопросе противоположности тождественны и в каком-то ином смысле включают в себя указанную нами разнородность, то есть все же, в конечном счете, равносильны в настоящее время во Вселенной - в синхронном аспекте, то человек должен быть одним из важных звеньев процесса концентрации во Вселенной. Он не один во Вселенной и в 9 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. – Москва: «Наука», 1987. 6
ней существуют мощные тенденции «антипервовзрыва» – сложнейшая система мировой концентрации объективной реальности, включающая также в себя как составную часть универсального процесса формы возникновения жизни и разума во Вселенной. Жизнь как концентрация обладает не только известной для нас физико-биохимической основой, но и иными формами, не сводимыми к человеку-наблюдателю. Получается интересное явление: наблюдатель как вершина концентрации обладает на пути к себе многими иными формами концентрации. Жизнь на Земле и наблюдатель суть всего лишь одна из универсальных идеальных вершин во Вселенной. Следует искать не только подобие жизни в необъятном пространстве, но и альтернативы универсальной материальноидеальной концентрации. Если противоположности не равносильны, то идеальная форма концентрации мира в сознании человека есть всего лишь слабосильная реакция диалектического мира на процессы энтропии, расширения, рассредоточения, и человек представляет собой всего лишь «слабую имитацию» универсальной концентрации – неравносильной противоположной реакции на продолжающийся «первовзрыв». В этом случае следует изучать расширение Вселенной – деконцентрацию как доминирующий универсальный процесс объективной реальности при сопровождающейся слабой концентрации, и мы имеем дело с универсальной асимметрией. Она проявляется в переходе от первичного сосредоточения в момент взрыва «первоатома» к рассредоточению Вселенной. Или это своеобразная симметрия, развернутая во времени – в диахронном аспекте? Все эти вопросы, если они правомерны, требуют глубокого изучения, прежде всего физиками, математиками, астрофизиками и философами. Но если есть равносильная ей противоположность и она в настоящее время проявляется в чем-то ином, то надо искать ответа на вопрос: в чем же конкретно проявляется тождество противоположностей при их разнородности? Речь идет не просто о концентрации, а о системе 7
универсальной концентрации, если она есть и продолжается в настоящее время, как противоположной «первовзрыву», энтропии, расширению Вселенной. Или речь должна идти об универсальном процессе концентрации в будущем в форме пульсации Вселенной (?), или же, что кажется нам нелепым, диалектика не универсальна. Если диалектика универсальна, то чрезвычайно изощренна своеобразием бесконечных проявлений и надо искать ответы на новые вопросы. Важнейший вопрос: какие альтернативные формы универсальной концентрации идеального (и, возможно, материального) существуют в объективной реальности? Иными словами, какие принципиально иные формы жизни существуют, наряду с известной нам? Мы исходим из единства материального и идеального как атрибутов материи. Переход от сингулярного состояния к «первовзрыву» и расширяющейся Вселенной отрицает себя в противоположных тенденциях материальной концентрации и, наряду с ними, особое место занимает идеальная концентрация объективной реальности в сознании человечества – его особого мира. Отсюда можно было сделать вывод о «включенности» человека в предельно масштабные процессы Вселенной 10 . К этой мысли, высказываемой учеными на основе антропного принципа, подводит, с другой стороны, изучение категорий прозрачного и непрозрачного. Наблюдатель представляет собой вершину прозрачности материи по отношению к самой себе. При этом не только в виде конкретно земной жизни, а на многих принципиально других основах концентрации. На стыке взаимосвязи философии и других наук выявляются вопросы, требующие дальнейших всесторонних исследований 11. Выше мы говорили о возможной неравнозначности в современной Вселенной тенденций рассредоточения (деконцентрации) и сосредоточения (концентрации) – 10 Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. – Вопросы философии. 1994. №4. с. 13 Баженов Л.Б. О статусе антропного принципа в космологии //Вселенная, астрономия, философия. - Издательство Московского университета. 1988. - С.90 11 8
глобальной асимметрии. Например, известный английский астрофизик П.Девис отмечает, что «…Вселенная асиметрична и в ней нет существенного количества антивещества. Вселенная образовалась с легким избытком (около одной миллиардной доли) вещества, и именно из этого избытка, возникшего при начале расширения, появились и галактики, и разумные существа»12. Данная мысль допускает возможную неравнозначность, асимметрию и многообразие таких противоположностей, как рассредоточение и сосредоточение Вселенной. Процесс концентрации суть глобальный процесс превращения материи в прозрачный процесс по отношению к самой себе и не сводится только к известным нам формам жизни. Жизнь – одна из форм универсальной концентрации идеального и прозрачности при локальной концентрации материального. Прозрачность существует везде. На уровне неорганической природы, жизни и человека прозрачность это опережающее отражение, а на уровне человека – это мышление, вершина концентрации, наряду с другими формами универсальной концентрации. Без идеи не увидишь факта. Постановка вопроса об альтернативных формах универсальной концентрации развития может стать основой поисков наблюдателя на принципиально иных основах. Универсальная концентрация идеального в сопровождении ограниченной концентрации наличного бытия – материального как атрибута материи происходит не только по линии человека. Возможны другие формы концентрации, когда идеальное становится универсальным при локальной материальной концентрации, и наблюдатель не сводится только к человеку. Многие десятилетия «здравый рассудок» не допускает кажущейся для него «безумной идеи» существования принципа неопределенности в квантовой механике, единства объективного и субъективного, единства 12 Девис П. Случайная Вселенная. / Москва: «Мир», 1985. – С. 125. 9
микромира и наблюдателя. Некоторые просто считают недостаточными человеческие исследования. Однако аспект исследования концентрации во Вселенной приводит к постановке новых проблем и вполне здравых безумных идей. Антропный принцип 13 говорит о том, что Вселенная именно в таких ее параметрах допускает появление жизни и человека (наблюдателя) 14 , но допускает вершины концентрации как одну и двух великих тенденций развития – рассредоточения и сосредоточения (концентрации). Появление человека (наблюдателя) является более фундаментальным явлением, чем это может показаться при взгляде на него как на затерянную флуктуацию. Это относится к вершинам и других форм концентрации. 13 Опровержение антропного принципа или универсальный антропный принцип. Постановка вопроса о существовании философских категорий допустимости и недопустимости, неопределенности и определенности. Структура времени./ LOGOS – 2010: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Василенко. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2010. – 172 с. – С. 153-172. В Интернете на сайтах: «физика без математики» и «новые теории физики», социологического факультета МГУ: «Фонд Питирима Сорокина». Новые категории философии и философия политики / Душанбе: «Дониш», 2006. 14 См.: Мартынов Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение // Вселенная, астрономия, философия. - Издательство Московского университета. 1988. - С.63 10
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв