Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Смысл двигательной активности, цели и результаты
Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВПО СКФУ)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 59,5 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Для многих здоровых людей двигательная активность-часть жизни, а для инвалидов физическая культура необходима для саморазвития. Инвалид-это человек, у которого присутствуют ограничения в личной жизнедеятельности изза его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Спорт является эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации для инвалида. Инвалидность -нарушение в организме человека, которое приводит к врожденным дефектам сердечнососудистой системы, костно-суставного аппарата, органов слуха, зрения, центральной нервной системы, органов кроветворения и др. Инвалидность все чаще воспринимается как один из возможных социальных статусов и не означает для человека отдаленность из жизни, отвергнутость обществом. Многочисленные примеры доказывают, что инвалидность не закрывает человеку доступ в общественные места, парки, даже на спортивные площадки, оставляет возможность для посильной работы. В то же время инвалидность дает определенные права и льготы, которым наше государство уделяет все большее внимание. Благодаря помощи государства инвалиду сократилась дистанция между здоровым человеком и больным. Появились точки соприкосновения, а также и общие увлечения. Там же, где этого недостаточно, на помощь во все времена приходило людское милосердие. Сейчас государство рассматривает инвалидность не как источник проблем человечества, а как проблема социальная, которую необходимо решать и приходить к компромиссу и находить равенство между здоровым человеком и больным. Для этого необходимо использовать все известные доступные средства. Объем помощи возникает на основе признания достоинства и ценности каждого человека. Это
зависит от конкретной ситуации и от степени ограничения возможностей. В наше время ограничения в трудоспособности человека устанавливается 3 группы инвалидности: первая, вторая, третья. Основой для первой группы инвалидности-нарушение функций организма, при котором возникает необходимость в постоянной посторонней помощи. В основе второй группы лежат функциональные нарушения, которые не требуют посторонней помощи, но при этом приводят к нетрудоспособности или к состоянию, когда для человека доступны виды труда, которые под силу инвалиду, находящиеся только в специальных условиях. Для основы третьей группы инвалидности послужило то, что инвалид не может по состоянию здоровья продолжать свою работу в своей профессии или в профессии, приближенная к его квалификации, а также лицам, которые не допускаются к труду по эпидемиологическим показаниям. Культурные, социальные, идеологические и общественные трансформации общества оставили свой след на государственную социальную политику в отношении инвалидов. Россия по этой причине утвердила Конвенцию ООН о правах инвалидов, где, в первую очередь, провозгласили о равенстве возможностей во всех сферах общественной деятельности для всех граждан, включая людей с ограниченными возможностями. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ дает возможность получить профессиональное образование гражданам-инвалидам путем доступа равноправия к образованию для всех обучающихся с учетом индивидуального подхода. С принятия этого закона в России произошли колоссальные изменения, правительства и Министерства образования РФ
к решению проблем инвалидности. В конце концов на данный момент развитие высшего образования в РФ характеризуется новыми механизмами реализации прав инвалида. Туда входит: Обеспечение равного физического опыта Российских университетов. Доступ к объектам инфраструктуре и познавательным ресурсам. Технологические меры, которые облегчили процесс сдачи вступительных экзаменов и дальнейшего обучения в университете. Создание поддерживающего окружения, учитывая потребности и индивидуальные возможности и особенности состояния таких студентов. С тех пор все больше и больше все возрастает количество студентов с ограниченными возможностями. По данным 2017 года в Государственном Московском университете обучалось более 500 студентов-первокурсников с официально установленной инвалидностью. А в СевероКавказском Федеральном университете обучалось более 150 человек-первокурсников в 2017 году с официально установленной инвалидностью. Стоит заметить, что реальное число студентов, поступивших в различные университеты с ограниченными возможностями может и будет больше, поскольку многие из студентов не оглашают информацию о своем состоянии здоровья и не просят особые условия. Во многих российских университетах в разной мере степени работают определенные процедуры информирования абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. Перед поступлением, абитуриенту рассказывают об имеющихся в системе университета поддержки таких студентов: доступные общежития, лифты, пандусы, возможностей получения
помощи со стороны университета на постоянной основе, дополнительные льготы и денежные выплаты. Поддержка со стороны университета является адресной и ее получение зависит от «пробивных» качеств и активности самого студента. Запросы студентов с ограниченными возможностями здоровья в большей степени обусловлены медицинскими нозологиями. Слабовидящие, незрячие и слабослышащие студенты большинство отмечали недостаточность в плане техники образовательного процесса и недостаточную подготовленность со стороны преподавателей для работы с ними, что в целом пока является общей проблемой вузов. Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата указали на проблемы, связанные с отсутствием универсального дизайна в некоторых старинных зданиях университета. Студенты с хроническими заболеваниями нуждаются в специализированном диетическом меню в студенческих столовых, а также при плановых регулярных госпитализациях в индивидуальном графике обучения и подхода к ним. В образовательных учреждениях также идет развитие дистанционного обучения и многие занятия проходят в онлайн-режиме, что удобно для большинство студентовинвалидов. В ее планы входит: 1.Доступность всех уровней высшего образования, начиная с бакалавриата и заканчивая аспирантурой. 2. Объединение в атмосферу университета через лекционные занятия в общих группах во время обучения. 3. Развитие экономически и социально независимого будущего профессионала интеллектуального труда, способные внести вклад в развитие страны и общества. Для того, чтобы развитие больного человека продолжало расти, ввели Адаптивную физическую культуру (АФК)
АФК- это раздел физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Главной целью АФК развитие жизнеспособности человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья, для поднятия духовных сил, их гармонизации для самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Ее целями является: 1) предоставление условий непрерывных занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды смогут систематически заниматься физической культурой и спортом, что существенно ускорит их социальную адаптацию и развитие организма; 2) Создание условий для студентов специальности и направлений подготовки бакалавриата и магистратуры «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) прохождения непрерывной практики в течение года, формирования непосредственного представления о своей профессии и перспектив дальнейшего трудоустройства по специальности; 3) воспитание во время тренировочного процесса спортсменов с дальнейшим их продвижением в команды всероссийского уровня и для участия в рамках чемпионатов России; 4) Подготовка будущих спортсменов из числа студентов для проведения соревнований с лицами с ограниченными возможностями здоровья; 5) Создание экспериментальных участков, условий реализации научного потенциала молодых ученых вуза и проведения исследований в области адаптивной физической культуры; 6) Разработка системы популяризации физической культуры и спорта среди инвалидов через университетские службы
маркетинга и рекламы, что значительно ускорит вовлечение самих инвалидов в занятия спортом; 7) проведение на базе университета регулярных соревнований среди инвалидов с привлечением сборных команд всероссийского уровня. АФК поставила перед собой задачи и вывела основные виды физической культуры: 1.Адаптивный спорт направлен на формирование высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющие такие же проблемы со здоровьем, как и у них. Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений. Адаптивная физическая культура и спорт для инвалидов сейчас плохо развит потому, что: 1. Отсутствует социально-экономические условия для решения этой проблемы; 2. Развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурнооздоровительных и спортивных организаций; 3. Полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом. 4. Отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой для обучения инвалидов; 5. Низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом у самих инвалидов. 2.Адаптивное физическое воспитание направлено на формирование у людей с ограниченными возможностями базовых знаний, жизненно и профессионально нужных
двигательных умений и навыков, на развитие физических качеств, повышение возможностей работы всех органов и систем человека, на становление и использование в жизни телесно-двигательных качество инвалида. 3.Адаптивная двигательная реабилитация нацелено на восстановление у инвалидов утраченных функций и навыков после перенесения разных заболеваний, травм психических перенапряжений, которые возникли после какой-то ситуации или иных жизненных обстоятельств. Цель этой задачи: формирование адекватных психических реакций инвалидов, ориентации на использование экологически оправданных средств, стимулирующих быстрое выздоровление организма, а также в обучении использовать комплексы физических тренировок: 4.Адаптивная физическая рекреация целенаправленна на поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какой-либо деятельности, на профилактику утомления, интересов, улучшение кондиции, повышение жизнеспособности через удовольствие или наслаждение. Главный эффект от АФРобеспечение психологического комфорта и увлечения занимающегося за счет полного уединения и свободы в выборе средств, методов и виды занятий. Задача АФР-привития личности инвалида проверенных многими философами ( в особенности мировоззренческих взглядов Эпикура, который донес всем принцип гедонизма): Коррекция дефекта Преодоление психологических комплексов неполноценности ( обида, тревога, нервозность, неуверенность в себе, депрессия, завышенная оценка, пассивность и т. д.) Освоение новых умений двигательной активности и навыков, обусловленные потребностью компенсации дефекта, который не поддается коррекции.
Гармоничное развитие физических способностей, повышению их возможностей. Отмечают большую нехватку специалистов в области адаптивной физической культуры 90% опрошенных. Несмотря на недостаточную изученность тренерами теоретико-методологической базы при работе с инвалидами, главными, по их мнению (85%), в подготовке спортсменов становятся упражнения на развитие технико-тактических действий. К наиболее значимым факторам в подготовке спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья 77% руководителей команд отнесли психологические. Из тренеров 15% считают, что важна педагогическая наполняемость занятий с инвалидами, 12% — медицинская и социальная наполняемость занятий с инвалидами. В настоящее время создаются условия для развития адаптивной физической культуры как обязательного компонента физической, психической и социальной адаптации инвалидов. Основные причины такого положения, связанные со специалистами. Которые могли бы заниматься с инвалидами: Отсутствие квалифицированных кадров педагогического и гуманитарного профилей с необходимыми фундаментальными и прикладными знаниями и практическими умениями. Малое количество специалистов, обладающих навыками организатора и способных организовывать различные спортивные мероприятия. Нет четкой понятной системы пропаганды и популяризации физической культуры и спорта, прежде всего среди инвалидов, что затрудняет вовлечение самих инвалидов в занятия спортом и отталкивает инвалидов хотя бы попробовать позаниматься. Нет возможностей у тренеров совершенствовать профессиональное мастерство.
К занятия физическими упражнениями не только во время урочных занятий, но и в быту необходимо ежедневно включать в режим двигательной активности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить 3-4 занятия продолжительностью 15-30 мин. Для повышения эффективности воздействия физических упражнений на функциональное развитие и уровень физической подготовленности желательно использовать в индивидуальных занятиях различные тренировочные системы, приспособления и снаряды (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволит облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма. Степень сложности упражнений зависит от уровня повреждений, возраста, функционального состояния организма занимающихся и от уровня их физической подготовленности. Специальные коррекционные занятия включают в себя комплекс профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах и др.), способствующих полному или частичному устранению недостаточности опорнодвигательного аппарата. Различают коррекцию активную и пассивную: 1.Пассивная – линия корригирующих воздействий без активного участия инвалида (пассивное движение, вытяжение, массаж и др.). Коррекция делится также на общую и специальную. В общую коррекцию входит комплекс общеукрепляющих физических упражнений: режим, упражнения для укрепления характера, игры, спорт. 1.Специальная – в этот комплекс входит активная и пассивная коррекция для устранения недостаточности опорно-двигательного аппарата. Коррекционные занятия
проводятся, в специальных залах ЛФК под руководством инструкторов. Одним из эффективнейших средств физического воспитания инвалидов является использование в коррекционных целях тренажеров комплексного и локального воздействия, позволяющих, применяя индивидуально дозированные нагрузки различной направленности и мощности, получать нужный реабилитационный и тренировочный эффект. В настоящее время отечественной промышленностью выпускается целый ряд тренажеров, рекомендуемых для использования в коррекционных целях: «Здоровье», «Грация», тренажеры нового поколения, а также эспандеры, мини-штанги и др. ЛФК – одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма – сердечнососудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой - восстанавливающим и тренирующим эффектом при недостаточности тех или иных функций организма, т.е. оказывает строго специальное воздействие. В ЛФК используются самые различные группы упражнений и их сочетания с массажем, физиотерапией, ортопедическими приспособлениями и аппаратами и психологическими воздействиями. Занятия спортом с инвалидом способствует гуманизации общества, изменению его отношения к инвалиду и саморазвитие инвалида. Проблемы физической реабилитации и интеграции людей с ограниченными способностями решаются очень довольно медленно. Причины слабого умеренного развития физической культуры и спорта среди инвалидов – отсутствие
специальных оздоровительных сооружений, малое количество оборудования и инвентаря, открыто мало специализированных учебных заведений только для инвалидов и их развития и нехватка профессионалов для обучения лишь инвалидов. К тому же не выражена потребность и желание развиваться у самих инвалидов. Адаптивная физическая культура должна разбудить интерес и помочь человеку с ограниченными возможностями развиваться. Найти равновесие между своей персонализацией и своим воплощением, как социальной личности. Такой человек обязан научиться находить баланс, чтобы автономно и опираться осознанно на требования и нормы общества. ЛИТЕРАТУРА Галкин, Ю.П. Технология составления индивидуальных программ занятий физическими упражнениями: Учебное пособие / Ю.П. Галкин.– Смоленск: СГИФК, 1995. – 34 с. Галкин, Ю.П. Физическая культура и производительный труд : учебное пособие / Ю.П. Галкин. – Смоленск : Изд-во СГИИ, 2006. – 225 с. Гусельникова, Е.В. Возможности реализации принципа индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Гусельникова Е.В. – Хабаровск, 2000. – 24 с. Жамойдин, Д.В. Проблемы сохранения и укрепления здоровья студенческой молодёжи / Д.В. Жамойдин // Актуальные проблемы оздоровительной физической
культуры и спорта для всех на современном этапе : материалы VIII Международной научной сессии по итогам НИР за 2004 г. ; сост. Р.Э. Зимницкая и др. – Минск : Изд-во Бел. Гос. ун-та физ. культуры, 2005. – С. 33-37. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М., 2000. Хода Л. Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2008.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв