"Эффективность практических занятий физической
культурой со студентами с ограничением состояния
здоровья
и наличием инвалидности"
"The effectiveness of practical physical education with
students with limited health
and disability"
Ключевые
слова:
инвалидность,
физическая
культура
учащиеся
с
и
спорт,
ограниченными
возможностями здоровья
В проведенной нами работе, подробно изучалась связь
занятий со студентами с ограниченными физическими
возможностями,
двигательной
деятельностью,
инвалидностью. Имея большой опыт работы в области
адаптивной
физкультуры,
тщательно разрабатывались
коллективом
задачи
для
авторов
расширения
физических возможностей студентов, их укрепления
здоровья, активно использовались программы физической
культуры
для
необходимости
улучшения
качества
использовалась
жизни.
При
психологическая
поддержка, как следствие социализации для
данного
контингента людей.
Keywords: physical culture and sports,
health opportunities
disability, limited
In our work, we studied in detail the connection between
classes with students with disabilities, physical activity, and
disability. Having extensive experience in the field of adaptive
physical education, a team of authors carefully developed
tasks for expanding the physical capabilities of students,
strengthening their health, physical education programs were
actively used to improve the quality of life. If necessary,
psychological support was used as a result of socialization for
this contingent of people.
Введение: Всем хорошо известно,что в данный момент, в
России все время
ограниченными
наблюдается увеличение числа людей с
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
и
с
наличием инвалидности. И этот процент увеличивается с
каждым годом. Проблема заключается в следующем, что
несмотря на имеющиеся достижения в области медицины,
вопрос
о
количестве
людей
с
инвалидностью
стоит
довольно остро в нашей стране. Нам всем хорошо известен
тот факт, что это в большинстве случаев зависит от многих
факторов [1], среди них легко можно выделить следующие:
1. степень развития медицины
2.уровень социально-экономического развития граждан
3. экологическая ситуация на территории РФ [2].
Актуальность:
связанной
с
изучение
данной
проблемы,
инвалидностью в полной
глубоко
мере до сих
признается российским социологическим сообществом, а
это в свою очередь отразилось в огромном количестве
представленных научных работ, которые в большинстве
своем были посвящены различным ее аспектам. И так, во
многих
анналах
воздействия
были
подробно
изучены
факторы
инвалидности на статусно-ролевой набор
личности, его изучение на социальную работу, которая в
большинстве случаев направлена на интеграцию людей с
ОВЗ, если брать иностранные журналы ,то по изучению
этой проблемы часто применяется SWOT анализ,
данным сопоставления, исследования
по
инвалидности в
совокупности медицинского и социального ракурсов. Но не
стоит забывать о том, что имеются экономические аспекты
положения лиц с ОВЗ. В мире существует много моделей
инвалидности, которые часто
подвергаются анализу в
научных исследованиях, пытаясь найти то рациональное
зерно
для
выбора
тактики
категорий,
дальнейшего
оказания им помощи, также сюда включают проведение
реабилитационных мероприятий, и конечно же создание
условий для получении образования. Не стоит забывать о
том ,что
все больше
ученых вопросы,
внимания привлекает российских
связанные
с интеграцией лиц с ОВЗ в
социальное общество, их вхождение в общество, улучшения
условий
труда.
Мы
хорошо
знаем,
что
у
людей
с
инвалидностью часто бывает их недостаточное вовлечение
в
систематические
занятия
адаптивной
физической
культурой [3]. В настоящее время, в нашей стране, да и за
рубежом активно создаются многочисленные программы,в
которых
часто
обсуждается
программа
развития,
доступности образования для каждого, а также включает
в себя мероприятия по проведению занятий физической
культурой,что в свою очередь, играет важную роль для
студентов у которых уже
необходимы
тем
возможность
есть проблемы. Эти
ребятам
с
ОВЗ,
реализовать
занятия
чтобы
дать
желания,
им
улучшить
психологические, социальные, физические потребности, и
в большинстве случаев это возможность для адаптации в
обществе. Всем нам хорошо известно, что постоянные
занятия
адаптивной
необходимо
физической
проводить
для
культурой
в
повышения
вузе
навыков
физической подготовленности, профилактики,
коррекции
имеющихся
можно
заболеваний.
уверенностью сказать,что
именно,
общением
То
есть,
нам
с
улучшение этих качеств, а
наполнение новыми эмоциями, знакомствами,
безусловно
начальной стадии
скажется
положительно
на
восстановления среди ребят. По
результатам статистических данных, полученных в Росстат,
можно смело
утверждать, что среди студентов, самыми
распространенными заболеваниями на данный
являются
аппарата
заболевания
,органов
пищеварения,
момент
опорно-двигательного
болезни
дыхательной
системы , органов зрения [11]. Нам было очень важно
понимать тот факт , что помимо физического развития,
студентам с инвалидностью на занятиях по АФК должны
все время вырабатывать способность к преодолению своих
психологических проблем, барьеров, которые им часто
мешают
жить нормальной и
полноценной жизнью.
Средства же адаптивной физической культуры включают в
себя
комплекс важных компонентов взаимосвязанных
между собой таких как:
стимулирование положительных
сдвигов в организме, формирование
двигательных
способностей, развитие физических качеств и повышения
физической подготовленности в целом, что безусловно
позитивно сказывается не только на их развитии , но и на
личности в целом. АФК в вузе, это
в первую очередь,
повышение навыков физической подготовки, обязательная
социализация студента с ОВЗ, а также улучшение уровня и
качества
жизни
личности
[11,12,13,14].В
вузе
для
студентов с ОВЗ и имеющейся инвалидностью, всегда
крайне важно иметь материально-техническое обеспечение
доступности
образования, в том числе это касается и
физического
воспитания,
обеспечением и
во
первых,
это
связано
с
выполнением определенных требований,
то есть это составление индивидуального плана работы с
адаптивной программой для студентов. Конечно, сюда
включается и обязательное проведение всех занятий для
студентов с инвалидностью, их обязательное обеспечение
помощью и поддержкой.
Цели
исследования
*теоретическое
обоснование
проведения практических занятий в процессе реализации
программы
«Физическая
культура»
для
студентов
инвалидностью
*
необходимость открытия
базе
института,
имеющиеся
с
адаптивного отделения на
возможностью
проблемы
и
проанализировать
сложности,
связанные
с
внедрением данной дисциплины
*использовать в полной мере теоретический анализ и
обобщение
литературных
данных,
использовать
анкетирование, педагогические наблюдения в работе со
студентами
Методы исследования : Занятия физической культурой и
спортом
в
адаптивном
отделении
проводятся
специалистами по АФК. Занятия организуются в группах,
количество студентов в которых не превышает 12 и в
микрогруппах
-
до
5
человек,
в
зависимости
от
ограничении жизнедеятельности студентов. Главная цель
АФК - это
малая физическая активность, недостаточная уверенность
в
своих
способностях
усугублению
и
возможностях
приводят
психологических
неполноценности,
которые
как
к
комплексов
правила
у
этого
контингента людей заключаются в постоянном ощущении
тревоги,
неуверенности
пассивности
[5].
в
себе,
Имеющийся
отчужденности,
опыт
применения
физических нагрузок, в медицинской и педагогической
практике неоспоримо нам доказывает, что эффективность
занятий
доступной
двигательной
деятельностью
при
серьёзных заболеваниях различных органов и систем до
сих пор доказывает что раннее выявление причин и
правильно
составленная
программа
для
реабилитации
инвалидов в большинстве случаев может помочь улучшить
эффективность
работы
и
результативность
восстановлению нарушенных функций.
по
Среди студентов,
как правило, самыми распространенными заболеваниями,
являются
заболевания
опорно-двигательного
аппарата
(сколиоз, нарушение осанки, хондроз и т.д.), органов
пищеварения (гастрит, язвы и т.д.), болезни дыхательной
системы (астма, бронхит и т.д.), органов зрения [11], после
медицинского осмотра, студенты которые отнесены к СМГ
"Б",они могут в личным заявлении выразить свое желание
заниматься в данном отделении доступной двигательной
деятельностью [7].
Выводы: В вузе для студентов с ОВЗ и/или инвалидностью,
крайне необходимо иметь базу материально-техническое
обеспечение для доступности инклюзивного образования,
но и в том числе в области физического воспитания, в
связи
с
этим
необходимо
обеспечить
выполнение
определенных требований:
составление
индивидуального
учебного
плана
с
адаптированной программой
• обязательное проведение теоретических и методикопрактических
занятий
с
целью
приобретения
индивидуальных рекомендаций и противопоказаний при
занятиях
физической
культурой
и
спортом
с
учетом
ограничения жизнедеятельности
•
обеспечение
психолого-педагогической
помощи
-
тьюторское сопровождение, использование на занятиях
методик психоэмоциональной разгрузки и саморегуляции,
формирование позитивного психоэмоционального настроя
• реализация программ мэйнстриминга в вузе, то есть
включение данного контингента студентов в совместную со
здоровыми
студентами
физкультурно-рекреационную
деятельность
• систематизация информации о существующих в городе
спортивных
клубах,
отделений
спортивных
школ
для
инвалидов и привлечение студентов с ОВЗ к спортивной
деятельности в этих командах.
Результаты и их обсуждение: Анализируя выявленные
проблемы, нам хочется отметить что для
компетенции
обучающегося необходимо использовать в полной методы и
средства
физической
культуры
для
полноценной социальной, а также
обеспечения
профессиональной
деятельности. И так, в результате исследования нами было
выявлено, что 92% студентов (24 человека) до этого
времени в школе не занимались практическими занятиями
физической
культурой
и
спортом.
Эти
студенты
не
посещали занятия физической культуры в школе, они не
знали и не видели чем занимаются на уроках школьники.
Занятия физической культурой для них - это написании
очередного
реферата.
Но,
что
немаловажно
-
77%
испытывали интерес к занятиям, как к новому виду
деятельности, 46% - страх и непонимание того, чем же они
-
студенты
с
инвалидностью
могут
заниматься
на
практических занятиях физической культурой, 34% не
были
уверенны
в
своих
силах
и
возможностях,
73%
студента не умели плавать. Конечно, на данном этапе нам
было важно
понимать, что кроме физического развития,
студенты с инвалидностью на занятиях АФК вырабатывают
свою
способность
к
преодолению
психологических
проблем, барьеров, которые мешают жить им полноценной
жизнью. Средства же адаптивной физической культуры,в
первую очередь всегда
положительных
организме,то
направлены на стимулирование
морфофункциональных
есть
направленные
необходимых
двигательных
физические
качества
и
на
сдвигов
в
формирование
способностей,
повышая
развивая
физическую
подготовленность в целом, что позитивно сказывается не
только на развитии и совершенствовании организма, но и
на личности в целом. АФК в вузе - это не только повышение
навыков физической подготовки, но не стоит забывать о
том что это также
социализация студента с ОВЗ,
улучшение
его уровня и качества жизни личности,
наполнение
жизни
новыми
эмоциями,
знакомствами,
общением [11,12,13,14].
На 2 этапе исследования нами были получены следующие
результаты:
все
100%
занимающихся
студентов
испытывали радость и получали удовольствие от занятий
АФК, 38% студентов научились плавать, оставшиеся 35%
научились самостоятельно держаться на воде.
Короче говоря, в настоящее время, среди отечественных и
зарубежных коллег бытует мнение о том что,
научное
сообщество опирается на Международную классификацию
функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ). И так,
давайте рассмотрим поподробнее эти
основные
формы
для организации учебного процесса высшего образования в
вузе для лиц с ОВЗ являются инклюзия и необходимо
помнить,
что
Федерального
в
соответствии,
государственного
с
требованиями
образовательного
стандарта (ФГОС) и распорядка, который
для
всех,всегда
выступают
основой
обязательный
общности
для
студентов с различным уровнем здоровья. Однако, как
следует из вышесказанного,нужно помнить о том что
наличие у человека правового статуса инвалида ещё
означает
необходимость
дополнительных
гарантий
для
его
него
не
создания
реализации
права
на
образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в
установленном законом порядке инвалидом, не может
также
иметь
особые
образовательные
потребности.
Зачастую, они подразумевают в том числе и возможность
обучения
в
вузе
по
адаптированной
образовательной
программе. В итоге, опираясь на МКФ, к группе людей с
ОВЗ нам будет в дальнейшем целесообразно относить всех
лиц, состояние здоровья которых препятствует освоению
ими отдельных разделов образовательной программы вне
специальных условий обучения. Можно с уверенностью
сказать, что имеющийся опыт внедрения такого подхода в
практику, а также физического воспитания для студентов
университета с различным уровнем здоровья, позволил нам
полностью улучшить качество жизни и эффективность
проведенной
работы.
[4]
Среди
студентов-инвалидов,
которые обучаются на очной форме, но не имеющие
академических задолженностей и при этом являющиеся
регулярными участниками и болельщиками спортивномассовых мероприятий имеются своего рода бонусы и
поощрения. Хочется подчеркнуть тот факт, что проблемы,
которые непосредственно были
связаны с процессом
социализации,
часто
могут
иметь
не
только
физиологическую, социальную,но и психическую природу.
Безусловно, нам необходимо прийти к единому мнению по
рассмотрению данного
социологического
вопроса, обсуждению мирового
сообщества
различных
доктрин.
Поэтому, открыто заявляя, что в ближайшее время эта
перспектива не просматривается, но это тоже является
научной, а точнее сказать методологической проблемой
социологии. В значительной степени такие явления всегда
касаются в первую очередь тех индивидов, которые в связи
со своими ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
всегда
испытывают
типичных
для
затруднения
общества
при
практик.
осуществлении
Но,
в
большинстве
случаев, несмотря на предпринимаемые субъектами и
агентами социализации усилия, их уровень включенности
в контекст остается очень низким,поэтому
деятельность
и
профессиональная
социальная
самореализация,
появляется много ограничений связанных со здоровьем.
Мы
все
помним,
что
это
незащищённые
категории
граждан, которые всегда представляют собой не только
социальную общность, но они порой так
нуждаются в
использовании специальных проектов, технологий которые
направлены
стирание
социокультурных
границ
барьеров.
с
обществом,
Поэтому,
при
открытие
активном
обсуждении актуальных вопросов и проблем отдельных
категорий граждан, нужно всегда помнить что для системы
лиц с ОВЗ все большую роль играют ее активные формы,
иными
словами
говоря
по
поводу
эффективности
реабилитации
и
социальной
интеграции
путем
представления средств адаптивной физической культуры и
спорта
(АФКиС).
Полноценная
интеграция
лиц
со
специальными потребностями, сегодня невозможна без их
физической абилитации и последующей реабилитации.
Последние же являются не только составной частью
социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
Поэтому,
важность
рекомендаций
по
формирования
повышению
основы
для
эффективности
профессиональной социализации лиц с ОВЗ ,средствами
адаптивной физической культуры в условиях вуза всегда
связана не только с общей тенденцией к инвалидизации
населения, но
и расширением общественного спроса на
трудовые ресурсы лиц со специальными потребностями.
Нам важно осознавать, что общество не просто вынуждено
приспособить условия своей жизнедеятельности к нуждам
и потребностям инвалидов, но при этом и сами люди с ОВЗ
являются полноценными участниками всех общественных
процессов, в которые они непосредственно включены и в
состоянии в полной мере выполнять возложенные на них
профессиональные функции.
Заключение:
В связи с вышесказанным, н
хочется выделить следующие формы организации занятий,
при проведении различных видов адаптивной физической
культуры, которые сами по себе очень разнообразны и
располагают
многочисленными
резервами
интеграции,
способными во взаимодействии с другими дисциплинами
образовательных программ подготовить профессиональные
кадры,
всегда
соответствующие
требованиям
современного общества. К сожалению, на сегодняшний
день в условиях неспециализированного вуза далеко не все
программы
интегрированного
физкультурное
образование
Студенты-инвалиды,
в
обучения
лиц
особенности
включают
с
инвалидностью.
со
зрительными
и
двигательными патологиями, как правило, освобождаются
от занятий по физической культуре, что наносит вред их
здоровью и даже образу жизни в целом. Принципиальная
позиция адаптивной физической культуры заключена в
том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями
здоровья, должен осуществлять двигательную активность.
Степень научной разработанности темы исследования. В
заявленной к исследованию теме ясно прослеживаются три
основных смысловых блока: первый касается проблемы
социализации;
предметом
второй
третьего
-
феномена
блока
инвалидности;
выступает
адаптивная
физическая культура в институциональном измерении. В
связи с этим анализ степени научной разработанности
расслаивается
на
соответствующим
три
аспектам
раздела,
посвященных
проблемы.
Проблемы
адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая
культура,
входя
в
предметную
область
педагогики,
разрабатывается главным образом в рамках этой науки.
Вместе с тем в последнее время наблюдается существенное
повышение
научного
интереса
к
анализу
значимости адаптивной физической культуры.
социальной
Литература:
1.
Государственная
программа
Российской
«Доступная среда» на 2011-2015 годы
Федерации
: Постановление
Правительства РФ № 175 от 17.03.2011 г.
2. Доступность зданий и сооружений для маломобильных
групп
населения.
Строительные
нормы
и
правила
Российской Федерации : Постановление Госстроя РФ № 73
от 16.07.2001 г.
3. О результатах и основных направлениях деятельности на
2011-2013 годы : Доклад Министерства образования и
науки Российской Федерации, 2010 г.
4.
Аверина,
Е.А.
Интеграция
инвалидов
в
общество:
теоретическое осмысление проблемы // Вестник Томского
государственного университета. 2011.-№1.-С. 5-11.
5. Аксёнова, Л.И. Социальная педагогика в специальном
образовании : учебное пособие. -М. : Академия, 2001. - 192
с.
6.
Алексеенок,
структуре
A.A.,
Домбровская,
российского
общества
А.Ю.
//
Инвалиды
в
Фундаментальные
исследования. - 2013. - № 1-3. -С.656-659.
7.
Анникова,
Л.В.,
Тарасова,
С.И.,
Таранова,
Е.В.
Повышение уровня социальной образованности студентов с
инвалидностью
ФГБОУ
ВПО
«Ставропольский
государственный аграрный университет» с использованием
средств
социального
образования
//
Вестник
АПК
Ставрополья. - 2013. -№4 (12).-С. 7-10.
8. Астоянц, М.С. Выпускники вузов на рынке труда:
проблемы
и
перспективы
глазами
работодателей
//
Философия права. - 2013. - № 1 (56). -С. 74-80.
9.
Астоянц,
М.С.,
Филоненко,
В.И.,
Яишников,
А.Ю.
Воспитательная работа в вузе как фактор социализации
студентов: проблемы и противоречия // Юристъ-правоведъ.
- 2013. - № 2 (57). - С. 95-101.
10. Иванов, В. Д. Факторы, воздействующие на здоровье
учащихся в современных условиях / В. Д. Иванов, М. Г.
Вахитов
//
Физическая
культура.
Спорт.
Туризм.
Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 70-73.
11. Вахитов, Д.Р., Лукина, М. А., Гриневецкая, Т. Н.
Влияние
социально-экономических
климатических
аспектов
на
и
природно-
перспективы
развития
современного образования / Д. Р. Вахитов, Л М. А.укина, Т.
Н. Гриневецкая // Философия образования. - 2018. - № 74,
Вып. 1. - С. 90-97
12. Томилова М. В., Евсеев С.П., Малиц В. Н., Евсеева О. Э.
К
вопросу
о
выборе
стратегии
тестирования
уровня
физической подготовленности инвалидов при выполнении
ими нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). / М.В.
Томилова , С.П. Евсеев , В.Н. Малиц , О. Э. Евсеева //
Адаптивная
физическая
культура.
№
Номер
1
(65),
09.03.2016, С. 2-5.
13. Портал Федеральных государственных образовательных
стандартов
высшего
образования;
URL:
http://fgosvo.ru
(дата обращения: 30.01.2019).
14. Юсупов И. Р., Гумеров И. И., Тухватуллина Г. И.
Физическая
рекреация
как
метод
восстановления
нарушений опорно-двигательного аппарата // Физическая
культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. Т. 2, № 3. - С. 87-89
15. Колобков П. А., Евсеев С. П., Томилова М. В., Малиц В.
Н. О создании условий для занятий физической культурой
и спортом для лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов./ П.А. Колобков, С.П. Евсеев, М.В.
Томилова, В.Н. Малиц // Адаптивная физическая культура.
№ 4 (60), 15.12.2014, С.
16. Миронова С. П. Занятия по физической культуре для
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья: специфика организации и проведения // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т.
31. - С. 126-130
17. Талызов, С. Т. Оздоровительные технологии проведения
дополнительных
занятий
по
предмету
«Физическая
культура» в вузе / С. Т. Талызов // Физическая культура.
Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, №
2. — С. 18-21.
18. Быков, В. С. Формирование потребности в физическом
самовоспитании у студентов / В. С. Быков, С. А. Ярушин //
Физическая
культура.
Спорт.
Туризм.
рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 7-12.
Двигательная
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв