ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И
МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование профиль биология и химия
очной формы обучения, группы 02041307
Сапелкиной Ирины Юрьевны
Научный руководитель:
к.б.н., доцент Погребняк Т.А.
БЕЛГОРОД 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
БИОЛОГИИ.............................................................................................................5
1.1 История становления экологического образования.......................................5
1.2 Экологическое образование школьников: сущность, содержание,
принципы................................................................................................................14
1.3 Экологизация школьного биологического образования.............................20
1.3.1 Принцип непрерывности в экологическом образовании..........................20
1.3.2 Принцип преемственности в экологическом образовании......................25
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................29
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...........................31
ВЫВОДЫ...............................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................40
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Диагностика уровня экологической культуры
учащихся»...............................................................................................................44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Экологические тесты по разделу «Человек»......................46
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
Лабораторная
работа
«Определение
мутагенности
воздуха»..................................................................................................................51
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время остро стоит проблема взаимоотношений в системе
человек-природа из-за нарушения баланса между потребностями общества и
окружающей средой. Неразумное отношение человечества к природе
способствует развитию экологического кризиса. Для решения экологических
проблем необходимо изменить мировоззрение населения, что следует делать
начиная с раннего детства. Формирование экологических ценностей, которые
являются неотъемлемой частью нравственной культуры, является важнейшей
задачей современного образования.
Экологическая
культура,
выстроенная
на
осмысленном
и
ответственном отношении к природе, является важным компонентом
экологического образования. Результативность экологического образования
во многом зависит от преемственности решения его задач на разных этапах
образовательного процесса от дошкольного обучения до высшей школы.
Несмотря на государственный подход к этому процессу, исследование
проблем экологического образования и путей сформирования экологической
культуры и знаний в этой области требует дальнейшего изучения. Это
определяет актуальность темы нашего исследования.
Объектом исследования являются методы, приемы и формы
экологического образования.
Предмет
исследования:
экологическое
образование
на
уроках
биологии.
Цель выпускной квалификационной работы: состоит в определении
уровня сформированности экологической культуры и знаний у школьников в
процессе изучения биологии методом анкетирования.
Для достижения цели решали следующие задачи:
1. Изучить сущность, цели, задачи и направленность экологического
образования школьников.
3
2. Дать характеристику функций экологической составляющей в
школьном образовании по биологии.
3. Выявить уровень сформированности экологических знаний и
экологической культуры у учащихся 8-9 классов.
4. Разработать методические материалы по экологическому обучению
школьников (на примере изучения экологических вопросов школьного курса
биологии «Человек»).
В работе использовали следующие методы исследования:
–
теоретические
(анализ
научной,
методической
и
педагогической литературы);
– эмпирические (наблюдения, собеседование, анкетирование).
Выпускная квалификационная работа включает: обзор литературы,
методы исследования, обсуждение полученных результатов, заключение,
приложение.
Исследование проведено на базе МОУ «Афанасьевская СОШ»
Алексеевского района Белгородской области. В работе участвовали ученики
8-9
классов
школы.
Основным
методом
исследования
являлось
анкетирование учащихся, направленное на выявление у них уровня
сформированности
экологической
культуры
изучением биологии человека.
4
и
знаний,
связанных
с
1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
В
КУРСЕ
БИОЛОГИИ
1.1
образования
Общественные,
экономические
и
внимание
окружающей
среды.
как
отдельных
так
людей,
и
и
производства.
не
отрицает
их
или
влияния
на
все
человека.
В
веке
всё
больше
к
важности
5
21
и
ресурс,
р
а
с
п
р
е
их
сохранения.
На
были
различные
структуры,
как
в
н
е
и
ООН,
[3].
Их
себя
ряд
д
е
я
т
в
проблем,
6
связанных
с
атмосферы,
и
мира.
Наибольшее
на
оказывает
человека.
С
XX
века
э
т
о
м
достигли
уровня,
был
Международный
союз
природы.
и
Это
обсуждения
на
уровне,
а
также
их
совместными
усилиями.
с
о
7
п
р
о
в
бассейна,
фауны,
форы
и
человека,
эксперты
экологического
в
образования.
В
1965
году
было
в
н
в
экологии.
Были
новые
концепции,
у
с
т
а
и
[7].
из
8
организаций,
в
н
и
охраны
на
уровне,
ф
а
к
т
(ООН).
Совместно
с
и
масштабные
проекты.
Так
в
в
1970
США
году
была
международная
встреча,
было
поднятие
о
в
э
т
9
программу
о
м
образования.
с
в
я
было
навыков
уже
на
образования,
что
будет
экологической
[6].
роль
в
п
р
е
д
по
экологии
в
Стокгольме.
стало
10
ЮНЕСКО-ЮНЕП,
в
отражались
пути
у
с
п
с
в
п
р
е
д
[3].
Это
нового
типа
–
экологического.
и
новые
программы.
э
т
о
м
на
р
11
а
уровне.
на
важности
проблем,
проведения
в
в
1977
году
н
п
р
е
д
по
экологического
образования.
п
р
о
и
з
с
т
12
е
и
от
отдельного
до
синдикатов.
Уделялось
широких
масс
к
в
п
р
е
д
среды,
их
п
р
е
д
[42].
в
н
е
13
образования.
Был
включён
«Экология».
у
в
странах.
США
и
страны
и
инициативы
по
обитания.
различных
собраний,
конгрессов,
в
с
в
я
образованию
[36].
моментом
в
стоит
14
от
рассмотрения
в
природы,
р
а
к
экоцентризму.
т
в
всех
существ.
С
момента
стран,
как
развитых,
так
и
стало
разработкам
и
образования
[45].
В
1990
в
приобрели
идеи
гуманизма.
п
о
15
Это
с
т
на
ряда
к
с
в
я
и
образования.
В
были
законодательные
акты,
с
т
е
в
РФ.
Подписав
в
годы
и
у
для
развития,
16
Россия
э
т
о
м
к
сообществу [5].
Во
XX
века
проблемы
к
и
серьезного
решения.
не
технических
переворотов,
норм
и
демографической
но
ситуации,
и
ш
и
р
о
населения.
[4].
Первым,
в
для
к
17
школьного
образования.
подразумевает,
Это
что
должно
быть
образом.
У
наций,
высокий
и
ресурсы,
э
и
п
р
о
развития.
для
устойчивого
не
в
знаний
и
умений,
учащимися,
а
на
принципах
18
системы,
о
с
о
среды,
и
экономики
общества.
Этот
-
п
р
о
учения,
он
обучаемых,
получение
ими
и
о
б
е
с
п
е
19
хозяйством,
вести
жизни,
ш
и
р
о
в
и
демократических
[13].
«Десятилетия
в
(УР)
ш
и
р
о
с
2005
по
гг.»,
в
2014
2005
г.
в
экономической
ООН
ЕЭК
я
в
л
20
ООН
для
в
развития».
Ее
подписали
все
государства,
в
том
и
Россия,
числе,
и
соответствующие
[19].
Стратегии
позиций.
заключается
в
от
подачи
и
умений,
для
з
а
в
обществе,
к
жить
и
в
н
е
в
мире,
21
и
социально-экономических
условиях.
школьного
было
на
знаниях
э
т
о
м
о
прошлом,
о
настоящем,
и
о
мало
будущем,
в
котором
жить
и
р
школьникам.
образования
в
УР
в
э
л
е
22
характера,
э
т
о
м
в
модели,
о
и
нынешних,
и
поколений.
будущих
Все
выпускников
территории,
предугадывать
действий,
в
том
и
числе
в
у
с
т
а
экосистем.
К
сожалению,
идея
и
общества
в
23
мало
и
поэтому
не
населения.
п
р
и
идеи
воспринимаются
э
т
о
м
еще
как
абстрактные,
от
жизни [21].
УР
на
новых
принципов.
принцип
и
культуры,
24
любой
принцип,
природных
ресурсов,
даже
если
они
не
лимитирующими,
принцип
и
к
от
человека.
Для
того,
чтобы
и
экологической
еще
к
времени,
ведь
существенные,
условия
жизни,
с
и
с
25
его
[20].
Для
предвидеть
проблемы,
их
предупреждать,
в
о
з
в
на
основе
представлений
о
и
себе
мире,
сложившихся
поведения.
Это
п
р
е
д
о
с
к
и
конфликтам.
26
Если
люди
р
а
з
в
и
дело
с
опасностью,
п
р
о
и
з
и
за
предсказуемые
и
последствия,
то
возникает
жить
в
мире,
учитывая
риски,
вероятности,
непредсказуемость.
Все
чаще
характера
внезапно,
по
сценарию.
психологически
27
к
этому.
И
все
чаще
личностный
чрезвычайных
[1].
Даже
по
16
и
н
ф
о
р
м
лет
ООН
по
среде
и
в
(1992
подхода
г.),
и
в
УР
целях
на
стадии.
тем,
уже
очевидно,
что
у
28
р
политики.
верный
путь
в
стране,
независимо
от
ее
и
и
–
это
в
УР,
у
взаимодействия,
в
целое
вопросы,
среды,
экономики,
общества,
у
п
прав
и
человека.
29
Ни
одна
дисциплина
не
м
е
р
задач,
с
для
развития.
Такой
вид
на
многих
и
т
и
систем.
В
России,
на
исторических
и
образования,
основой
ОУР
образование,
объединяющее
в
экологии,
здоровья,
30
п
р
о
[24].
В
особенность
экологии,
на
биологии.
понимании
В
это
многофункциональная,
р
а
жизни,
естественными,
р
а
з
в
и
общественными,
как
и
к
примеру,
экология,
[31].
31
техническими,
инженерная
Цель
и
ОУР
определены
линиями.
в
р
восемнадцать,
три
из
к
традиционному
–
это
окружающей
среды,
ресурсами,
биологического
э
т
о
м
и разнообразия.
15
к
человека
(в
том
безопасность,
восприятие
природы,
его
на
32
в
н
е
среду,
здравоохранение),
и
к
р
а
–
это
демократия,
гражданственность,
р
а
и
безграмотности.
в
для
устойчивого
–
э
т
о
м
решать
без
учета
их
с
и
33
проблемами.
Существует
от
п
р
о
и
с
в
я
[9].
образом,
ОУР
–
междисциплинарность
и
это
комплексность,
и
к
о
н
е
целей.
Это
экологии,
экономики,
у
с
34
т
а
социологии,
философии,
юриспруденции,
этики).
экологии,
социологии
и
экономики,
на
стиля
мышления,
т
этику,
и
формирование
у
нее
в
устойчивого
[16].
На
этапе
в
ОУР
разработана
школы,
это
практически
по
к
людям.
35
уже
Все
также
ОУР
в
школах,
применяется
ли
в
личности?
Даже
первых
исследований,
в
этом
направлении,
понятно,
что
п
о
с
т
ЭО
в
УР
э
т
на
и
педагогику,
с
в
я
различий,
возрастные
36
периоды,
вид
для
всех
этапов.
в
н
[2]
стратегическое
образования
в
к
п
р
е
д
общества».
в
новом,
мире
п
е
невозможно.
В
п
р
о
приоритетов,
37
на
и
в
о
з
д
знаний.
Они
на
о
т
л
и
ч
для
информации,
способностей
и
анализировать,
в
э
т
о
м
коммуникации
и [7].
в
38
м
е
р
и
и
информацию.
Этим
много
в
э
т
о
м
стандарта
поколения.
Основой
стандарта,
его
смысл,
понимание
того,
что
–
без
завершения,
современность
и
человека
в
39
всей
п
р
о
[27].
образования,
принятия
поколения,
р
не
предметные,
и
но
совершенно
и
обучаемых.
Личностные
в
виде
о
в
ценностных
к
себе,
миру,
обучения.
Метапредметные
40
способности,
усвоенные
при
или
всех
д
е
я
т
предметов,
деятельность,
в
и
в
р
а
ситуациях.
р
а
с
п
р
е
в
в
рамках
предметов,
у
41
п
[28].
с
о
п
р
о
в
целей,
где
у
х
о
д
и
и
умений.
понятий,
Умственное
как
р
а
с
п
р
42
е
явление,
из
ряда
или
слоев
–
поверхностных,
внешних,
и
глубоких.
–
это
в
о
з
один
из
слоев.
пласт
–
с
о
п
р
о
в
или
в
процессе
и
знаний.
пласт
–
43
или
свойств
и
продуктивность,
ума:
самостоятельность,
гибкость,
[31].
з
а
в
к
ф
а
к
т
на
и
компетентностей.
у
с
т
а
образованные,
нравственные,
э
т
о
44
«Развивающемуся
м
люди,
принимать
в
выбора,
о
т
л
и
ч
их
последствия,
люди,
мобильностью,
динамизмом,
с
о
п
р
о
в
конструктивностью,
ответственности
с
45
за
и
с
Федерации
10.05.2015
от
г.).
будущего
в
в
о
з
д
типа
экологии».
Необходимо
и
всем
у
с
т
а
и
личности,
дающие
к
[42].
46
у
п
образование,
в
школа,
модернизации,
з
а
в
не
на
п
р
о
и
и
экологии.
десятилетий
и
знал
о
экологических
не
тех
опасностях,
сейчас.
р
а
з
в
47
и
и
катастроф,
их
э
к
о
н
о
последствий.
в
и
среде,
преступности,
детей,
имеющих
привычки,
р
а
с
п
р
е
жизни.
в
р
48
а
человека.
информации
на
фоне
исчезновения
биоразнообразия)
и
наследия,
п
р
о
не
видов,
б
но
и
меняет
человека.
общего
от
рассмотрения
к
экологии
49
и
э
т
о
м
у
в
я
его
деятельностью,
то
есть
к
[32].
В
настоящее
в
чаще
к
образования
на
уровень,
в
интересах
развития.
50
1.2
школьников:
сущность,
содержание, принципы
в
с
молодым
в
образование
и
в
окружающей
среды.
ц
от
того
рано
и
формирование
у детей.
процесса
воспитания,
с
зрения,
требует
всех
его
звеньев,
связи
и
51
воспитанием.
Этот
т
о
р
г
специален,
целенаправлен,
организован,
систематичен,
последователен,
планомерен,
формирует
познаний,
умений,
навыков,
убеждений,
п
е
качеств,
в
отношение
к
как
к
[16].
т
воспитания:
1. Особенности:
1)
характер:
52
экологические
представления;
и чувства;
формирует
в
деятельности;
ф
а
к
т
в
к природе;
2) продолжительность;
3)
д
е
я
т
сложность;
4) скачкообразность;
5)
инициативность.
2. аспект:
1)
в
53
н
сознание;
2)
потребности,
и
т
о
в
личности;
3)
нравственные,
чувства,
и привычки;
4)
воспитывает
волю;
5)
у
п
цели
деятельности.
является
у
в
о
з
54
к
его
среде,
на
базе
экологического
сознания.
Это
и
с
и
с
природопользования,
идеи
его
оптимизации,
деятельность
по
и
в
н
местности.
к
человека
с
личности.
крайне
природы,
п
р
55
е
д
человека,
нравственные
и
природопользования,
и
изучать
среды,
идеи
ф
а
к
т
природопользования,
в
со
всем,
что
губительно
на
природе.
Для
такого
и
организовать
научную,
нравственную,
правовую,
и
56
э
к
о
н
о
учащихся,
на
и
п
р
о
и
з
и человека.
цели,
поставленной
и
воспитанием,
к
задачи:
идеи,
понятия
и
факты,
в
57
о
з
д
на
и
на
з
а
человека;
и
природы
как
и
развития
общества;
э
т
о
м
последствия
в природе;
взаимосвязей
в природе;
в
58
общении
с
природой,
ее
э
т
о
м
воздействие,
познать
в
с
нравственного
характера;
к
деятельности,
э
на
и
среды,
ц
знаний,
отношения
к
людей,
вред
природе [14].
в себя:
59
интереса
к природе;
о
природе,
в
природе,
на природу;
к
о
м
м
и
чувств;
и отношение к природе;
гуманистические,
познавательные,
в природе и др.
э
т
о
м
по принципам:
1.
60
последствий
м
е
р
воспитания,
ее
с
в
я
-
это
к природе.
2.
Взаимосвязь
глобальных,
и
о
б
е
с
п
е
в
составляют
культуры.
3.
интеллектуального
61
и
по
практической
ее
лежат
в
п
р
и
к природе.
4.
у
на
регулярности,
и
п
р
е
д
образования.
В
важную
воспитание:
в семье;
62
роль
в
дошкольных
учреждениях;
в
(в
том
и
в
учебной,
внеурочной работе);
в
отдыха;
и [15].
В
формах,
к
о
м
м
и
к
о
н
е
выделяют:
традиционные;
активные,
инновационные.
э
т
63
и
во
о
м
с
в
я
это
будь
п
р
е
д
о
с
то
учебная,
познавательная,
художественная,
или
игровая.
деятельность
роль.
п
е
в
себя
норм,
п
64
е
из
ориентаций.
ценностей
из
и
п
р
и
природы.
При
этом
как
природы,
а
при
и
ее
многосторонняя
для человека.
виды
помогают
экологического
воспитания.
учебного
э
т
65
о
м
свои
виды
у
с
т
а
источников
фактический
и
в
игре
э
т
опыт
решений,
б
способности.
и
н
66
ф
о
р
м
методы,
на
и
о
б
е
с
п
е
у
ориентаций,
и
интересов
потребностей.
на
их
опыт
и
природоохранительную
деятельность,
при
фактов,
и
цифр
суждений
учащихся,
с
т
67
е
тем
у
них
отношение
к проблеме.
Затем,
на
проблемы,
с
о
п
р
о
в
методы,
стимулируют
учащихся.
обоснование
э
л
е
м
и
в
виде
рассказа,
68
у
в
я
и
н
ф
о
р
м
в
э
т
о
м
и
связях,
п
о
с
т
глобального,
регионального,
уровней.
дает
толчок
к
69
нравственного
выбора,
опыт
решений,
ценностные
ориентации,
и
школьников [11].
у
эмоциональные
реакции,
действий,
э
т
о
м
использует
и
поощрение.
-
это
крайняя,
мера
э
на
учащихся.
Если
воспитания
на
этапе
обучения,
с
70
и
и
с
условий,
то
может
и
в
н
личность.
форм
воспитания:
формы;
формы;
индивидуальные
[18].
-
работа
по
и
помещений
и
школы,
и
э
л
е
71
фестивали,
игры,
работы
на
участке.
–
занятия
юных
в
или
секциях;
по
и
основам
з
а
по
практикумы.
Индивидуальные
подготовку
докладов,
беседы,
лекции,
за
и
растениями;
поделок,
фотографирование,
рисование, лепка.
Об
72
р
форм
повышение
к
дисциплин
и
природы,
а
использование
и
деятельности.
Таким
образом,
и
д
е
я
т
целенаправленный,
экологических
знаний,
и
навыков,
являются
и
к
отношения
природе.
Как
и
процесс,
73
образование
задачи,
цели,
формы и методы.
По
м
е
р
в
поколения,
служит
обучающихся,
р
а
решения
по
к
и
обществу,
учит
быть
э
л
е
за
74
на
земле.
Для
т
в
необходимость
в
и
культуры,
в
развитии
мир
таким,
он
какой
есть
и
к природе.
1.3 школьного
образования
1.3.1
в экологическом
образовании
В
время,
видны
75
с
природой,
п
е
средой,
о
программировании
будущего,
о
в
–
ш
и
р
о
развитии,
об
и
не
только
сегодняшнего,
но
и
людей.
в
о
з
д
–
это
наука,
в
себе
всю
взаимодействия
76
факторов,
как
и
так
технологических,
и
социальных,
моральных,
нравственных.
п
р
и
отметить,
что
в
факторы
определяющими,
ведущими,
под
у
и людей.
проблема,
это,
о
во-первых,
проблема,
и
образованность
в
потенциал.
Нравственность
и
77
себе
–
это
самосовершенствоваться,
развиваться
и
качество,
как
с
и
с
черту».
природу,
о
ее
з
а
цельности,
этим
человек,
во-первых,
себя,
у
свой
мир
и
в
с
[43].
д
е
я
т
78
отношениях
мир
с
и
на
всей
жизни,
а
и
важный
–
время
в
школе,
то
время,
с
т
е
азы
наук,
на
в
человека
и
картина
мира.
Ведь
от
в
зависеть
и
человека,
его
мира и поступки.
На
у
х
о
д
79
день,
отводится
первостепенная,
роль
–
не
научить
предмета,
но
и
развитию
школьника,
к
и
мир,
в
котором
мы живем.
в
новое
–
экологическое,
при
т
о
в
э
т
о
80
м
образованности,
и
э
из
круга.
признать,
э
л
е
что
–
это
следствие
тех
и
процессов,
у
из
п
о
с
т
нас
[41].
отойти
от
знаний,
81
умений
и
навыков,
для
в
обществе,
к
готовности
и
жить
в
условиях,
принимать
в
развития,
в
о
з
решений,
в
том
у
с
т
а
и
в
стабильности
экосистем.
Этим
один
из
важных
образования,
как
82
принцип
непрерывности,
обучения,
воспитания
и
на
всей
э
т
о
м
его жизни.
Основные
ц
в
положениях:
–
окружающей
среды,
и
образования;
–
краеведческого,
з
а
в
к
окружающей среды.
83
и
воспитания
и
от
э
т
о
м
подхода
и
его
непрерывности.
э
т
о
м
непрерывного
особого
на
у
в
я
и
84
и
опыта,
и
действий
поступков,
союза
с
природой,
ответственного
с
природой, средой.
данного
к
тому,
что
совершенствовать
и
и
образование
на
всех
его
и
критическое,
п
р
о
уже
давно
не
ожидания,
вырастет
поколение,
с
85
рождения,
было
объектом
«экологизации».
отметить,
что
воспитание
и
ступенью
в
образования,
главная
–
в
фундамент
[42].
непрерывного
в
схемы,
виде
включающей
блоки.
у
п
на
1.
86
1–
непрерывного
в
школы
Из
к
о
м
м
1
видно,
что
у
из
блоков,
таких
как
мероприятия,
кружки,
87
з
а
в
экскурсии),
на
ш
и
р
о
темы,
доклады,
э
т
о
м
рефераты),
школьников
и
среды.
образом,
сказать,
что
становление
и
–
о
т
88
л
и
ч
течение,
в
семья,
школа,
р
и
родители.
В
8-9
на
к
о
н
е
свой
о
человека,
здоровье
о
на
него
факторов.
В
ходе
у
с
т
а
мышления,
они
89
ш
и
р
о
проблем,
«человекприрода»,
у
этих
отношений.
В
8-9
умея
классах,
анализировать,
обобщать,
сравнивать,
учащийся
не
з
а
в
проблем,
но
и
понять,
они
возникли,
п
р
и
90
и
пути
их решения.
На
э
т
о
м
существуют
проблемы:
–
процесса
в
(2
часа
занятий
по
они
в
принципе
не
ф
а
к
т
экологии);
–
низкий
91
в
обществе
в
и
сознания
населения;
–
п
р
о
не
ответственного
с
и
составляющей;
–
решать
у
в
я
в
к
[19].
При
э
т
92
о
м
в
о
з
э
т
о
м
и
экологического
к
является
систем,
особенности,
предусмотренные
для
образований.
педагоги
в
деятельности
на
и
93
поколения.
Для
решения
этой
они
создать
свою
к
о
н
е
и
воспитания,
была
бы
в
э
т
о
м
школы.
1.3.2 Принцип
в
образовании
преемственности
–
это
между
обучения,
с
94
у
п
классов,
старшими.
Этот
содержания
обучения,
его
форм,
способов,
и
взаимодействия
в
процессе,
и
н
ф
о
р
м
обучаемых.
На
потребность
в
рекомендаций
по
детей
с
этого
95
и
условий
их
[33].
экологического
была
во
все
времена.
Исследование
и
доказывает,
что
теоретическое
ядро
в
к
о
н
е
под
идей
мудрецов,
т
В.И.
Я.А.
Коменского,
И.Г.
Вернадского,
М.
Монтессори,
Песталоцци,
Ж.-Ж.
Руссо,
т
В.А.
Сухомлинского,
К.Д.
96
Ушинского,
с
р
а
принципов,
многообразие
ее
на
ребенка,
пользования
природой,
как
с
раннего
[21].
У
организационных
в
п
р
е
д
в
были
К.Д.
Ушинский,
С.Т.
В.И.
Шацкий,
сделавшие
в
97
Водовозова,
сути
и
к
о
м
м
сада
и
школы,
в
о
т
л
и
ч
познавания
и
мира.
На
протяжении
ХХв.
о
к
школе,
их
в
школе,
раскрылась
как
категории,
98
з
а
в
том
э
т
о
м
и
в
(Б.Г.
Иоганзен,
И.Т.
И.Д.
Суравегина,
С.В.
Савина,
т
о
В.А. и др.) [17].
–
это
союз
с
о
п
р
о
в
п
е
99
обучения,
с
классов,
старшими.
Этот
правило
и
к
сути
его
обучения,
модели,
вариантов,
и
принципов
в
процессе,
личностных
обучаемых.
в
н
без
фактических
педагогической
ее
и
целям.
Конечные
цели
той
или
не
в
иной
соответствуют
планируемым,
100
заданным,
но
редко
работниками.
и
недостатки
на
по
реализации
в
образовании
к
о
м
м
потерями,
исправить
на
р
а
образования,
так
как
его
[9].
На
ш
и
101
р
о
в
обоснованных
с
методологических
по
п
р
о
и
з
школьников.
По
И.Т.
Гайсина,
в
м
-
это
не
последовательно
организованный,
процесс,
а,
т
образом,
102
знаний,
и
б
школьников,
в
ходе
бы
у
с
т
а
связей,
идеи
с
т
е
предмета,
и
в
э
т
о
м
т
о
103
в
э
т
о
м
на
новом,
ц
при
изменений,
с
о
п
р
о
в
с
личностью.
И
если
на
о
т
л
и
ч
в
чаще
104
преемственность
на
перемены),
то
переход
от
к
носит
шероховатый,
с
скачками,
характер,
которого
э
т
о
м
перемены,
в
школьников [14].
без
о
м
е
р
и
105
методики
ее
и
задачам.
р
не
с
заданными,
планируемыми,
но
такое
в
практическими
работниками.
и
не
следование
и
на
любом
по
принципа
в
могут
уроном,
э
л
е
на
не
106
р
на
образования,
р
а
с
п
р
е
так
как
его
непрерывность.
о
с
о
с
в
типы
экологической
–
п
е
с
средой.
в
с
в
107
я
нравственных,
интеллектуальных,
э
к
о
н
о
школьника,
вхождения
в
мир
и
п
р
е
д
мира,
конкретность,
с
тренировка
природой,
в
норм
поведения,
переход
от
по
к
108
э
т
[25].
и
обращение
с
с
природой,
–
в
в
семье,
дошкольном
учреждении,
школе.
час,
и
и
учителя,
воспитатели
и
детей
и
к
о
т
л
и
ч
природе,
ресурсами,
к
по
окружающей среды.
109
приобщать
быть
э
т
в
семье,
роль
воспитать
в
традиции,
поведения
в
среде.
воздействие
ценностей,
п
р
е
д
в
семье,
на
р
а
у
и
доказали,
что
110
р
а
и
о
с
о
в
о
событиях;
о
чувствах,
и
р
а
с
п
р
е
книг,
газет,
журналов,
э
л
е
музеев,
зоопарков,
к
111
с
о
п
р
о
в
и
памятникам,
на
воспитание,
исторически
под
состава
семьи,
и
предпосылок,
трудовой
жизнедеятельности,
пространства,
устоев,
в
н
е
и [31].
образом,
сделать
вывод,
что
и
в
112
образовании
сознания
и
и
относительно
и
о
т
л
и
ч
их
и
–
экологического
мировоззрения,
на
экологической культуры.
113
2
И ИССЛЕДОВАНИЯ
на
р
базе
МОУ
СОШ»
Белгородской
области.
22
В
учащихся
в
лет.
Для
уровня
применяли
анкетирования.
8-9
о
б
е
с
п
е
был
тест
114
по
э
т
о
м
у
них
у
культуры,
на
з
а
С.С.
р
а
А).
было
необходимо
своё
к
природе,
для
в
о
з
д
115
на
25
«да»,
«нет»,
«по-разному».
Ответы
по
шкале.
«да»
оценивается
в
−
«нет»
2
1
балла,
балл,
−
0
баллов.
общее
баллов,
за
прохождения
теста.
тестирование:
1)
э
л
е
м
40
или
20
–
к
116
о
м
м
к
осмысленно.
чаще
анализировать
и
переживания,
и
действия,
что
п
р
о
к
и
на
природы.
2)
т
От
30
до
40
–
к
осознается
вами
и
117
правильно.
п
р
е
ваши
говорят,
что
все
не
в
отношении
этом
благополучно.
быть
к
и
с
о
п
р
о
в
людей,
в
окружающей
среды,
чаще
искусства,
это
ш
и
р
о
ваше
118
к
действенным.
3)
э
т
о
м
От
20
с
до
29
–
ваше
к
т
о
р
г
не
активно.
Надо
п
р
о
внимания,
в
ней
стороны,
осознанно
ее
явления,
119
п
е
в
искусстве,
их
на
поведение
и
людей.
Для
п
р
о
э
к
о
н
о
было
3
по
и
н
ф
о
р
м
120
биологии
Б).
тест
из
в
о
з
10
с
направленностью.
При
у
п
учитывали,
что,
если
на
верно
50%
учащихся,
то
это
и
на
данного
вопроса.
п
р
121
3
РЕЗУЛЬТАТЫ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
в
о
з
учащихся»
(см.
рисунок
3)
2–
п
р
123
2,
и
8 класса
на
2,
ш
и
р
о
п
о
с
т
э
т
о
м
культуры,
25%
–
ниже
среднего.
Низкая
о
с
и
124
с
у
п
р
е
д
и
культуры.
Для
20%
был
выше
уровень
культуры.
Эти
нам
отметить,
у
что
у
50%
не
с
и
с
и культура.
3
показывает,
что
о
б
125
е
с
п
е
у
35%
выявлен
культуры.
Этот
з
а
показывает,
что
дети
к
природе,
не
с
в
неё,
например,
р
а
с
п
р
е
как
126
костра,
муравейников,
з
а
в
деревьев.
3–
экологической
9 класса
У
этой
м
были
значительно
127
выше,
у
10%
класса
был
уровень,
у
25%
–
выше
среднего.
в
о
з
лишь
у
10%
культура.
прохождения
по
экологической
были
в 1.
п
р
о
1
показывают,
что
9
МОУ
п
р
е
128
СОШ»
экологическую
по
с
8
класса.
Для
наглядности
3:
между
8
и
9
в
ходе
мы
классов,
анкетирования
видим,
что
у
8
и
9
не
было
как
с
и
с
низкого,
так
и
р
а
с
129
п
р
е
культуры.
тем
в
8
и
9
%
с
низким
образования,
15%
и
10%
соответственно,
п
р
е
а
в
8
и
9
с
ниже
среднего,
з
а
25%
и
20%
соответственно.
1
р
а
8-9
классов
Уровень
8-9 классов,
%
130
Очень низкий
Низкий
Ниже
среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
8 класс
0
15
25
9 класс
0
10
20
30
20
10
0
35
25
10
0
высокий
на
то,
что
процент
с
образования
с
выше
и
у
д
е
я
т
8
и
9
динамику,
результаты
э
т
о
м
131
о
с
о
и
воспитания
в
в
изучения
всех
и
п
р
е
биологии.
2
показывают,
что
9
к
о
н
е
МОУ
СОШ»
р
а
з
132
в
и
по
с
испытуемыми
8
класса.
Для
4.
э
к
о
н
о
8
и
9
классов,
в
ходе
т
о
мы
видим,
что
в
о
з
д
8
и
9
не
было
как
133
очень
низкого,
так
и
экологической
тем
культуры.
в
8
и
9
%
учеников
с
образования,
15%
и
10%
с
т
е
соответственно,
а
в
8
и
9
с
ниже
м
е
р
среднего,
25%
и 20% соответственно.
134
4–
в
о
з
среди 8-9
классов
в
в
о
з
и
135
т
воспитания
в
биологии,
с
п
на
то,
что
с
в
о
з
с выше и между 8 и 9
теста и
роста. Для представления к 4.
следующее:
- на 1 («Что
50% школьников;
- с вопросом 2
32%;
- с вопросом 5
также 35 % тестируемых.
По всем %
превышал 50. Это мы увидеть, к 5.
136
– 5 Процентные
по среда и человека»
Тест система. и кровообращение.
по теме выше значения. у учащихся
костей.
137
(рис. 6) показал, что у учащихся
1. 82 % (18 не
вещества и
для
6 – правильных по система. и кровообращение. Дыхательная
система»
система. на 7. Проанализировав результаты, мы выяснили, что
и питании, а также о
занятий, на
и в них веществ. этим данным, проведение в
образа и
за своё по теме о и правильном питании»,
влияние. показывала, что у не сформированы о и кожи. Так, не
выполняемые
добавочные, но не
о
6), не
указать
на кожу
на 8).
138
все
7), хотя они указывали
7 – Процентные
по система. Кожа»
Нами был разработан заданий, к
в 8 классе, способствуют
у
школьников.
При «Опора и движение», были по темам:
− прочные?» ;
− – здоровья»;
− в нашем организме».
применение не в странах, но и в России. Эта
на 3
вызов,
осмысление, решение (В−О−Р). Например, при темы и нами был приём
«Инсерт». Дети
«V» − уже знал, «-» − новое, «+» иначе, «?» − не понял,» − уже знал, «-» − новое, «+» иначе, «?» − не понял,
есть вопросы. по данным
таблица.
активного и чтения, прочитанного, а
При изучении темы
по столбцам таблицы.
нам
мышлению.
мутагенности В).
Результаты, получить:
ответственности за здоровья,
его на человека. Рост
природу. Понимание роли
учеников, педагогов состава. в
целом.
139
среды и
со школой и в в
ВЫВОДЫ
1. Экологическое образование школьников нацелено на формирование
гуманного отношения к природе. Данный образовательный компонент
нацелен на формирование у личности экологического мышления и
устойчивых
экологических
ценностей,
ответственное
отношение
к
окружающей среде.
2. Результаты проведенного анкетирования уровня сформированности
экологического образования и культуры у 8-9-классников показал, что для
31% школьников характерен их средний уровень, у 20% - высокий, у
остальных – низкий.
3. По результатам анкетирования школьников установлено, что в
учебном процессе не соблюдается принцип преемственности и единый
подход к реализации экологического образования в начальной, средней и
старшей школе.
ИСТОЧНИКОВ
С.В.. Е.Э. Школьное
и перспективы. – Крисмас+, 2003. – 96 с.
М. Василий цели и // образование. – 2008. – №9. – С. 17-18.
А.В. Экологическое и развития. – М., 2003. –129с.
С.В. образование при Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,
2005. –91с.
Н.Ф. Окружающий мир в школе. – М.: «Академия», 2003. ‒ 315 с. 315 с.
А.С.
на географии. ‒ 315 с. Киев: школа, 2007. ‒ 315 с. 65 с.
Е.Я. ребенка. – М.: «Лист», 2001. – 176 с.
С.П. и основы природы. – М., 2008. – 257 с.
С.Н.
в экологическом школьников.
ППРО, 2008 – 233 с.
140
и
и инновации. – М.:АПК и
10.
Т.А.
Экология.
Природопользование,
охрана
для
общеобразовательных учреждений. – М.: Пресс, 2006. – 143 с.
11.
С.Д. и психология. – «Феникс», 2006. – 313 с.
12.
Дерябо С.Д.
13.
Ена Н.М. Система в // в школе. ‒ 315 с.2007. ‒ 315 с.№4. ‒ 315 с.С.58-60
14.
Ефремов К. и
15.
Захлебный А.Н., Зверев, И.Д.,
сознания. ‒ 315 с. М.: институт, 2001. – 217 с.
// образование. –№8. – 2005. – С.27-28.
Е.Н.
школьников. – М.:
Педагогика, 2001. − 266 с.
И.Д. образования. – М.: «Академия», 2000. – 155 с.
17.
Зверев Н.Д.
в школе. / Под Н.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. -
М., 2001. – 214с.
Н.Н. понимать и // плюс и минус. – 2000. – №8. – С.17-19.
И.Р. Экологическое и в биологии. – Гомель, 2000. – 385 с.
20.
Г.Н. основы школьников. – Мн.: НМО, 2005. – 170 с.
21.
Л.С. О образования // в школе. – 2004. – №3. – С.7.
22.
З.А. естествознания в школе. – М.: Просвещение, 2005. – 255 с.
23.
Т.А. в // школа. – 2000. – №6. – С.33-34.
24.
Кузнецов Л.А. и
к образованию в образования. – докладов
научн.-практ. конференции. – С-Петербург, 1997. – 89 с.
Т.В.
в пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. –128 с.
26.
В.М. по природоведению. – «Харвест», 2009. – 275 с.
27.
В.П. воспитание в географии. – М., 2011. – 58 с.
28.
С. Н. и методика
для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.:
«Академия», 2002. –336 с.
В.М. Методика природоведения. – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.
Р.А.
и воспитание в школе. – М.: «Академия», 2007. – 245 с.
31.
А.А. для школьников. М.: Просвещение, 2003. – 167 с.
32.
В.С. Что нам нужно? Экологические в или роль подхода? // в
школе. – 1997. – №3. –С.37-39.
141
33.
Н.Н. Смена
34.
В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2005. –512 с.
В.В. и
// и подготовки учителя. –2001. – С.28-30.
Словарь-справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.:
Academia, 2000. – 384 с.
36.
Тарасова Т.И.
на // Начальная школа. − 2000. − №10.–С.23-24.
37.
И.В. для и школы. Игры и проекты. – развития, 2005. – 223 с.
38.
Экологическое школьников. Рекомендации. уроков. материалы.
– М.: Просвещение, 2003. – 177 с.
39.
по биологии
ресурс].
http://referatdoki.ru/konspekt/doklad-
vneklassnaya-rabota/. Дата 30.04.2018 г.
40.
биологии в
для биологии. Спец. Высш. Пед. учеб. / Под ред.
М.А. Никоновой. – М.: ООО АСТ», 2003. – 188 с.
41.
Роева И.Н.
[Электронный ресурс].
.ru/shkola/vneklassnaya-
rabota/library/2015/02/13/moya-programma-ekologiya-dlya-podrostkov12-16let-0.
Дата 12.03.2018 г.
в мире. Устойчивое экология, политика,
/ Отв. ред. Н.Н. под
редакцией Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. – М.: МНЭПУ, 2008. – 328 с.
[Электронный ресурс]. http://agroecoinfo.narod .ru/html/russian/Obras/
f2_1.html. Дата 20.02.2018 г.
при изучении
ресурс].
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/109-
geography/954-2012-01-27-14-57-35. Дата 1.02.2018г.
142
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета «Диагностика уровня экологической культуры учащихся»
Анкета составлена на основе методики Кашлева С.С.«Диагностика
уровня экологической культуры личности».
Личностный тест.
Попробуй оценить своё отношение к природе по ответам на
предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько
ты его осознаёшь.
Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов
и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
ВОПРОСЫ
Хорошо ли ты относишься к природе?
Умеешь ли ты отличать красивые явления от
некрасивых?
Всегда ли ты бережёшь красоту вокруг себя?
Заслуживают ли внимания явления природы?
Всегда ли ты относишься к природе
внимательно?
Все ли явления природы тебя интересуют?
Проявляется ли этот интерес в поступках?
Ценишь ли ты новизну в природе?
Влияет ли природа на твои переживания?
Пользуешься ли ты оценками красоты
природы, когда рассматриваешь её явления?
Всегда ли выступаешь против тех, кто
приносит природе ущерб?
Любишь ли ты читать описания природы в
книгах?
Влияет ли природа на твоё поведение?
Влияет ли окружающая природа на твои
мысли?
Часто ли ты прогуливаешься среди природы?
Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?
Любишь ли ты чем-либо заниматься среди
143
ПоДА НЕТ разному
2
0
1
2
0
1
0
2
0
1
1
2
1
0
1
1
0
2
1
2
2
1
0
2
0
0
2
1
0
2
0
2
1
0
1
2
0
1
2
2
1
2
1
0
2
0
0
1
0
1
2
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
природы?
Часто ли ты равнодушен к окружающей
природе?
Начались ли твои выступления против вреда,
наносимого природе нерадивыми людьми, в
средних классах?
Или они возникли в старших классах?
Часто
ли
рассматриваешь
природу,
изображённую художниками?
Знаешь ли музыкальные произведения, в
которых изображена природа?
Приходилось ли тебе сочинять стихи о
природе?
Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая
за природой?
Помогли ли тебе уроки и другие учебные
занятия познакомиться с красотой природы?
144
2
1
0
0
2
2
0
1
1
0
2
1
1
2
0
2
0
1
1
2
0
1
0
2
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Экологические тесты по разделу «Человек»
Тест 1 «Окружающая среда и здоровье человека»
1. Экология человека – это
1) научное направление, изучающее взаимодействие людей с
окружающей их средой;
2) научное направление, изучающее взаимодействие между людьми;
3) научное направление, изучающее взаимодействие людей с живыми
организмами.
2.Экологические факторы – это
1) факторы живой природы;
2) условия среды, воздействующие на человека;
3) условия среды, воздействующие на организмы;
3. Свет, вода, состав почвы температура, воздух относятся к
1) биотическим факторам;
2) абиотическим факторам;
3) антропогенным факторам.
4.Здоровье – это
1) отсутствие болезней и физических недостатков;
2) состояние полного физического, психического и социального
благополучия.
3) состояние полного физического здоровья.
5.Система мотивов и ценностей, регулирующих поведение относится к
1) психическому здоровью;
2) физическому здоровью;
3) социальному здоровью;
6. К условиям, способствующим укреплению здоровья относятся;
145
1) режим дня, правильное питание, табакокурение, двигательная
активность;
2) общение с природой, режим дня, правильное питание, двигательная
активность;
3) режим дня, правильное питание, двигательная активность,
наркомания.
7. Этнография – это
1) наука, изучающая бытовые, культурные особенности народов мира;
2) наука о происхождении и эволюции человека, образовании
человеческих рас;
3) изучающая влияние погоды и климата на самочувствие и здоровье
человека.
8.Антропология это
1) наука, изучающая бытовые, культурные особенности народов мира;
2) наука о происхождении и эволюции человека, образовании
человеческих рас;
3) научное направление, изучающее взаимодействие людей с
окружающей их средой.
9.Биометеорология
1) наука, изучающая бытовые, культурные особенности народов мира;
2) наука о происхождении и эволюции человека, образовании
человеческих рас;
3) изучающая влияние погоды и климата на самочувствие и здоровье
человека.
10.Коренное население Крайнего Севера относятся к
1) арктическому типу телосложения;
2) тропическому типу телосложения;
3) пустынному типу телосложения;
4) высокогорному типу телосложения
146
Тест 2 «Опорно-двигательная система. Кровь и кровообращение.
Дыхательная система»
1.Вещества и элементы необходимые для костей:
1)кальций , фосфор, белок, углеводы, жиры;
2)кальций , фосфор, белок, витамины;
3)кальций , фосфор, витамины.
2.Что не способствует сохранению здоровья
1)гиподинамия;
2)двигательная активность;
3)соблюдение режима дня.
3.Наиболее вредоносные факторы воздействия на будущего ребенка:
1) радиационной облучение, физическая активность;
2) радиационной облучение, рациональное питание;
3) радиационной облучение, курение, алкоголизм матери.
4.К профилактическим мерам по развитию онкологических
заболеваний относятся:
1)полный отказ от курения, умение справляться со стрессами;
2) умение справляться со стрессами, отказ от курения, соблюдать
правила приёма солнечных ванн; следить за массой тела;
3) умение справляться со стрессами, отказ от курения, алкоголя,
наркотиков.
5.Развитию сердечно-сосудистой системы способствует:
1)мышечные нагрузки;
2)употребление повышенного количества соли;
3) психоэмоциональный стресс.
6.Профилактике заболеваний сердца способствует;
1) ходьба, увеличение в питании солёной и жирной пищи, умение
справляться со стрессами;
147
2) умение справляться со стрессами, нормальная масса тела,
гиподинамия;
3) ходьба, увеличение в питании рыбы, чеснока, овощей фруктов,
овсянки, нормальная масса тела;
7.Признаками горной болезни являются:
1) одышка, побледнение кожи, головокружение, слабость, тошнота,
рвота, потеря сознания;
2) усиление двигательной активности;
3) учащение пульса, покраснение кожи, высокая температура, кашель.
8.К правильному дыханию относится:
1)ротовое дыхание;
2)ротовое и носовое дыхание;
3) носовое дыхание.
9.Гипертония это
1) пониженное артериальное давление;
2) повышенное артериальное давление;
3) извращенная реакция организма на антигены.
10. Заражение ВИЧ происходит через:
1) кровь;
2) предметы быта;
3)окружающую среду.
Тест 3. Пищеварительная система. Кожа.
1.К основным компонентам пищи не относится:
1) белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода;
2) нитраты, простейшие, вирусы, соли тяжелых металлов;
3) вода, белки, жиры, углеводы.
2.Продукты, содержащие наибольшее количество белка:
1) масло, хлеб, виноград, сметана, морковь, капуста, гречневая крупа;
148
2) рыба, сыр, кефир, мясо, творог, соя, орехи, яйца;
3) колбаса, сметана, орехи, молоко, рыбий жир, творог.
3. Продукты с наибольшим содержание углеводов:
1) хлеб, виноград, морковь, капуста, гречневая крупа, груша,
картофель;
2) рыба, сыр, кефир, мясо, творог, горох, соя, орехи, яйца;
3) колбаса, сметана, орехи, молоко, рыбий жир.
4. Продукты с наибольшим содержание жиров:
1) хлеб, виноград, морковь, капуста, гречневая крупа, груша,
картофель;
2) колбаса, сметана, орехи, молоко, рыбий жир, масло;
3) рыба, сыр, кефир, мясо, творог, горох, соя, орехи, яйца.
5.Под рациональным питанием понимают:
1)регулярность приёма пищи;
2)распределение приёма пищи в течение дня;
3)соответствие количества потребляемой пищи энергетическим
затратам организма.
Закончите предложение
6. Кожа выполняет функции_____________________________________
7.Положительное влияние ультрафиолетовых лучей на кожу
__________________________________________________________________
8.Правила пребывания на солнце ________________________________
9. При переходе к закаливанию необходимо учитывать
__________________________________________________________________
10.К закаливающим процедурам не относятся:
1) водные процедуры;
2) воздушные и солнечные ванны;
3) еда.
149
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Лабораторная работа «Определение мутагенности воздуха»
Цель работы: оценка мутагенности воздуха.
Необходимо собрать семена одуванчика лекарственного в нескольких
метрах
от
автомагистрали
с
активным
автомобильным
движением.
Одновременно собрать семена одуванчика в зелёной зоне вдали от
напряженных автомагистралей. По внешнему виду семена в двух выборках
не должны отличаться: размер семян 2–3 мм, цвет серо-бежевый. Хранить их
нужно в сухом месте в бумажных пакетах при комнатной температуре.
Семена проращивают в чашках Петри диаметром 10 см на влажной
фильтровальной бумаге пари комнатной температуре. Фильтровальную
бумагу смачивают водой. В одной чашке проращивают одновременно 10 – 35
семян. На четвертые и на седьмые сутки проращивания в каждой чашке
подсчитывают количество пророщенных семян для того, чтобы оценить
энергию прорастания.
На основании полученных данных сделать вывод о жизнеспособности
и энергии прорастания семян одуванчика лекарственного, собранных в
различных районах.
Важное условие: необходима повторяемость результатов, чтобы
избежать эффекта случайности.
150
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв