ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И
МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ
ИЗУЧЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ В БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование, Профили География и безопасность жизнедеятельности
заочной формы обучения, группы 02041255
Поскребышева Игоря Владимировича
Научный руководитель:
к.г.н., доцент
Фурманова Т.Н.
БЕЛГОРОД 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ
КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………....…..
1.1
Воспитание
экологической
культуры
через
ФОРМИРОВАНИЕ
УЧАЩИХСЯ
ВО
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ВНЕУРОЧНОЙ
5
внеурочную
деятельность по географии…………………….……………………...
2
5
Место и роль экологической культуры в системе современного
географического образования……………………………………..….
1.2
3
12
КУЛЬТУРЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО
ГЕОГРАФИИ……………………………………………………..……
19
2.1
Диагностика уровня экологической культуры учащихся……..…….
19
2.2
Рекомендации
по
формированию
экологической
культуры
учащихся во внеурочной деятельности……………………….……...
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...........................................
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………….……………………..
44
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема экологического воспитания школьников на уроках и во
внеурочной деятельности в последнее десятилетие стала одной из наиболее
актуальных. Причина этому - резкое ухудшение качества природной среды:
ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Данная экологическая
проблема и пути ее решения несомненно должны быть отражены в школьном
экологическом образовании, что будет только способствовать эффективности
процесса формирования экологически ответственной личности выпускника
общеобразовательной школы.
С 2008 года правительство Российской Федерации посвящает каждый
год актуальной теме, к которой нужно привлечь внимание общественности.
Прошлый, 2017 год был объявлен в России Годом Экологии. Среди основных
задач в рамках Года Экологии наметились улучшение экологических
показателей и формирование активной гражданской позиции в сфере
экологии у граждан РФ. Приобщение к реализации этих задач вполне по
силам учащимся школ.
Сложившиеся к настоящему времени проблемы взаимоотношения
человека с окружающей средой могут быть решены только при условии
формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их
экологической
грамотности
и
культуры,
понимания
необходимости
реализации принципов устойчивого развития.
Школьное
образование
должно
повысить
географическую
и
экологическую грамотность и культуру подрастающего поколения, привить
умение общаться с природой, воспитать понимание необходимости
сохранения природного разнообразия как важного условия устойчивого
развития биосферы, сохранения своего здоровья и окружающих.
Объект нашего исследования: экологическое воспитание школьников.
Предмет
исследования:
формирование
школьников.
3
экологической
культуры
Целью
данной
работы
является
разработка
рекомендаций
по
повышению уровня экологической культуры учащихся во внеурочной
деятельности на основе воспитания экологического сознания и экологически
грамотного отношения к природе родного края.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести
анализ
научно-методической
и
педагогической
литературы по данному направлению.
2. Оценить роль экологической культуры в системе современного
географического образования.
3. Рассмотреть
формы
и
методы
формирования
экологической
культуры учащихся.
4. Провести диагностику уровня экологической культуры учащихся.
5. Подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
6. Предложить
рекомендации
по
формирование
экологической
культуры учащихся во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: активное участие подростков в разного рода,
экологических мероприятиях способствует формированию высокого уровня
экологической культуры личности (экоцентрического мировоззрения).
Теоретической
и
методологической
основой
работы
послужили
разработки отечественных и зарубежных ученых в области педагогики,
психологии,
социологической,
учебно-методической
литературы;
использовались методы обобщения, сравнения, системно-структурного
подхода, анализа, синтеза, анкетирования, наблюдения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав,
заключения, списка литературы и приложения.
4
1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Место и роль экологической культуры в системе современного
географического образования
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого
человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом
образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа
отношения к природе на основе воспитания экологической культуры
личности.
Современная система образования основывается на таких понятиях,
как познание и развитие. Она призвана способствовать не только наделять
обучающихся знаниями, но и формированию у них потребности в
непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми
знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков
самообразования [4].
Экологическое
образование
является
непрерывным
процессом
обучения, воспитания и развития личности, направленным на формирование
комплекса научных и практических знаний и умений, ценностных
ориентаций, а также поведения и деятельности.
Система
экологического
образования
основывается
на
таких
принципах, как: научность, гуманизация, прогностичность, интеграция,
непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных
и региональных аспектов экологии [10].
Экологическое образование играет обобщающую роль во всей системе
общего среднего образования, реализуя следующие педагогические функции:
- в сознании учащихся способствует становлению и развитию единой
картины мира;
5
- является важным компонентом гуманизации всего школьного
образования;
- формирует общечеловеческие и общеобразовательные умения
прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей;
- расширяет возможности нравственного воспитания в процессе
обучения;
- позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.
Экологическое образование способствует пониманию того, что человек
– это часть природы, осознанию его назначения, познанию законов природы,
и в своих поступках руководствоваться этими законами; пониманию
современных проблем экологии и осознанию их актуальности для каждого
человека в отдельности; вызывая стремление принимать личное участие в
решении экологических проблем [12].
Термин «экологическая культура» широко используется в литературе
наряду с термином «экологическое воспитание». В одних случаях он
применяется как синоним первого, в других – формирование экологической
культуры рассматривается как конечная цель, как показатель уровня
экологического сознания.
Согласно
концепции
общего
экологического
образования,
экологическая культура основывается на духовном и практическом опыте
прошлых и нынешних поколений, а также учитывает прогнозы специалистов
по изменению экологического качества среды в будущем [19].
Экологическая культура является частью общечеловеческой культуры,
и представляет собой систему социальных отношений, общественных и
индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей,
касающихся
взаимоотношения
человека
и
природы;
гармоничности
сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;
целостный комплекс человека и природы, реализующийся через отношение
человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим
проблемам в целом. Экологическая культура – это основа формирования и
6
развития
бережного
отношения
к
природе,
обеспечение
осознания
воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания
человека [31].
Деятельность по формированию экологической культуры называется
«экологическим воспитанием или просвещением». Под экологическим
воспитанием следует понимать формирование у людей сознательного
отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное
использование природных ресурсов.
Необходимость
формирования
экологической
культуры
актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия
человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже
одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях
и невосполнимый урон [4].
Проблему экологического образования, формирования экологической
культуры личности приобрели свою актуальность сравнительно недавно.
Так,
в
педагогической
науке
этапы
развития
этой
проблематики
прослеживаются от введения элементарных экологических знаний, в 60-е
годы XX в. в содержании курсов естественно-научных дисциплин, к
стратегии непрерывного экологического образования, принятой в 80-е годы в
нашей
стране,
и
к
активной
разработке
вопросов
формирования
экологической культуры личности на всех этапах и во всех видах
образования во второй половине 90-х годов [7].
Проблемы экологического воспитания широко освещены в трудах как
отечественных, так и зарубежных ученых. Так, определению философских,
социальных, культурологических и других основ экологического образования
посвящены исследования В.Е. Гирусова, В.И. Данилова-Данильяна, H.А.
Кармаева, И.И. Кравченко, Г.А. Кузнецова, H.H. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.Д.
Урсул, R.G. Bаrkеr, D.D. Сhirаs, W.R. Саttоn, R.Е. Dunlаp и др.).
Проблемы выявления сущностных, содержательных, структурных
характеристик экологического мировоззрения, экологического сознания,
7
экологического
мышления
как
факторов
кардинального
изменения
отношения человека к природе изучали Г.В. Акопов, А.А. Алдашев, А.А.
Брудный, Э.В. Гирусов, А.Д. Иоселиани, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедов, Н.
В.И. Медведев, Е.И. Чердымова, B.А. Ясвин, D.H. Mеаdоws, D.L. Mеаdоws, J.
Rаndеrs, А.W. Wiесkеr и др.
Вопросами
формирования
экологической
культуры
как
цели
экологического образования в своей научной деятельности занимались С.Н.
Глазачев, В.П. Горлачев, Н.С. Дежникова, О.Н. Козлова, И.И. Мазур, О.Г.
Тавстуха и др.
Созданию системы непрерывного экологического образования, в том
числе его региональных систем посвящены научные труды А.Ф. Баранова,
Н.Б. Дементьева, Ю.И. Михальченко, JI.B. Моисеевой, О.В. Поповой, Б.И.
Стрелец, Л.Ф. Тарариной и др.
Выявлением
теоретико-методологических
оснований
общего
экологического образования и воспитания занимались А.Н. Захлебный, И.Д.
Зверев, В.М. Сенкевич, Г.П. Сикорская, И.Т. Суравегина, Сh.M. Gееstеrаnus,
J.С. Smith, L.F. Sсhmоrе, А J. Suvаn и др.
Вопросам подготовки педагогических кадров к экологическому
образованию и воспитанию в общеобразовательных учреждениях уделено
внимание в трудах В.И. Блинникова, Г.С. Камериловой, С.С. Кашлева, А.B.
Миронова, О.D. Dunсаn, S. Fоrеsmаn и др.; анализа и научно-практической
разработки различных аспектов экологической подготовки специалистов в
учреждениях профессионального образования разного уровня научные труды
Е.И. Ефимовой, И.Н. Кондрашовой, H.А. Лызь, Н.М. Мамедова, К.А.
Романовой, U. Hаlbасh и др.) [25].
Мнение учёных едино в том, что экологические проблемы и
катастрофы
связаны
экологического
с
образованностью
образования
или
полное
населения.
его
Недостаточность
отсутствие
породили
потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры,
экологического сознания и мышления – единственный для человечества
8
выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека
нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего
жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе
должно быть нормой поведения людей любого возраста [3].
Ещё в детстве закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребёнку необходимо
с ранних лет внушать, что любить природу – значит делать добро, заставлять
задумываться над тем, чтобы «наш дом» - дом природы стал ещё лучше. От
его состояния зависит будущее детей и их здоровье, поскольку дети особенно
чувствительны к плохой среде обитания [12].
Система работы по экологическому воспитанию учащихся должна
идти параллельно с работой взрослых по повышению уровня собственной
экологической грамотности и совершенствованию личностного роста. В
связи
с
этим
функциональное
назначение
системы
непрерывного
экологического образования и воспитания в концепции устойчивого развития
– формирование новой личности с экологическим мировоззрением, которое
позволяет жить в гармонии с природой и исключает острые социальные
конфликты. Экологическое воспитание и образование должны стать научным
и нравственным гарантом экологической безопасности - защищённости
жизненно важных интересов личности, общества, природы от реальных
угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на
окружающую среду [17].
Экологическая
культура
развивается
в
процессе
постепенного
расширения «экологического информационного горизонта» человека и
общества. Приобщение к ней полезно для выживания и способствует
сплочению человеческой общности. Надо всегда помнить, что культура
передаётся не путём биологического наследования, а помощи коммуникации
между поколениями, т.е. при помощи преемственного культурного наследия
9
через непрерывную систему воспитания и образования на протяжении всей
жизни человека [31].
География относится к числу учебных предметов, располагающих
чрезвычайно большими возможностями для всестороннего воспитания и
формирования экологической культуры подростков. Прежде всего, изучение
географии закладывает основы пространственного мышления, с помощью
которых происходит осмысление пространственных аспекты развития
природы, населения, хозяйства; изучение предмета ориентирует каждого
человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует
экологическую
культуру;
география
способствует
формированию
социальной позиции учащихся; география вносит вклад в развитие
комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир,
внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а
также
способствует
межпредметной
координации
и
интеграции
географических знаний с другими предметами; возрастает коммуникативная
функция географии, так как знание этого предмета необходимо для
контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой
информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями
различных уголков Земли [20,23].
В работах И.В. Душиной указывается на то, что важным элементов
системы
общего
образования
является
содержание
школьного
географического образования, несущее в себе все компоненты его структуры
и имеющее огромные воспитательные возможности. Одним из средств
влияния
содержания
экологической
географического
культуры
является
образования
его
на
формирование
воспитательный
потенциал,
отраженный в таких приоритетах как универсальная ценность природы,
человек как высшая ценность, Родина, родной край [10].
В связи с этим, формирование экологической культуры на уроках
географии возможно через методику содействия становлению эмоциональноценностного отношения учащихся к природе и отношения между педагогами
10
и учениками, которые должны складываться таким образом, чтобы ребенок
не потерял веру в собственные возможности и силы, в собственную мечту.
Способность испытывать радость от увеличения добра в окружающем мире,
вера в человечность, гуманность и милосердие – вот те ценности, на которых
должно
выстраиваться
сотрудничество,
соучастие,
сотворчество
современного учителя с учениками по формированию экологической
культуры [30].
Процесс формирования экологической культуры школьников включает
самый
широкий
спектр
методических
и
дидактических
приемов:
незаменимую роль играет местный географо-краеведческий материал,
привлечение фактов из периодической печати о событиях в хозяйственной и
политической жизни нашей страны, а также зарубежных стран. Все эти пути
и средства необходимы для организации сознательного усвоения знаний и
воздействуют на эмоциональную сферу сознания учащихся [14].
Важнейшую роль играют методы, по своему характеру сходные с
методами научных географических исследований. Наблюдения в природе,
описание
и
объяснение
наблюдаемых
явлений,
опыты,
чтение
географических карт, наложение различных по содержанию карт с
самостоятельными выводами об особенностях рассматриваемых территорий
и объяснением причин этих особенностей, составление и чтение графиков,
диаграмм, работа со статистическим материалом, экономико-географические
расчеты. В сознательном овладении знаниями и их обобщении чрезвычайно
важную роль играют межпредметные связи географии
с
другими,
преподаваемыми в образовательном учреждении предметами [16].
В своей работе мы остановимся подробнее на формировании
экологической культуры школьников во внеурочной деятельности по
географии.
11
1.2 Воспитание экологической культуры через внеурочную
деятельность по географии
Внеурочная деятельность играет огромное значение в процессе
формирования экологической культуры школьников.
Очень важно содержанию внеурочных занятий придать краеведческую
направленность, поскольку изучение экологической ситуации на примере
своего города, района, области, непосредственного окружения способствует
формированию более глубокого интереса, а, следовательно, достижению
более эффективных результатов обучения.
Краеведческая направленность внеурочной работы экологического
содержания позволяет установить связь с жизнью, создаёт условия для
непосредственного контакта учащихся с природой. Начиная с пятого класса
рекомендуем привлекать учащихся для работы в научном обществе (научноисследовательском кружке). В ходе индивидуальной работы с учащимися,
углубляются знания, развиваются приёмы работы исследовательского
характера, творческая инициатива, работа с научной литературой и
написание рефератов [2].
Изучение региональных экологических проблем, нахождение путей их
решения
способствуют
становлению
активной
жизненной
позиции.
Учитывая интерес учащихся, их можно привлекать к работе в экологическом
направлении: фотовыставки, акции.
Необходимо сделать традицией школы проведение «Дня окружающей
среды», «Дня здоровья», «Субботника», «Экологической декады». Тематика
дней окружающей среды может быть самой разнообразной: «Проблемы
водных ресурсов и их охрана», «Проблемы лесов и их охрана».
Систематически
проводить
заседания
дискуссионного
клуба,
на
соответствующие темы: «Воздух, которым мы дышим», «Экологические
олимпиады».
12
Мы убеждены, что внеуpочная экологическая pабота, пpоводимая в
общеобpазовательном учpеждении, не только углубляет школьные базовые
пpогpаммы, но также может пpедложить погpузиться каждому учащемуся в
миp экологических взаимоотношений. Школьник в свободной обстановке
имеет возможность пpоявить свои способности, склонности и кpеативность.
Во всех пpедусмотpенных фоpмах занятий нет стpогих pамок уpока, стpогой
дисциплины и домашних заданий. Важно одно – желание и интеpес. Ведь
именно чеpез интеpес и мотивацию появляется стpемление учащихся к
познанию окpужающего нас миpа.
С точки зpения психологов, отношение к окpужающей сpеде
фоpмиpуется в пpоцессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной
и волевой сфеp психики человека. Только в этом случае обpазуется система
психологических установок личности [21,29].
Пpи этом, важно, чтобы содеpжание геогpафического обpазования
было пеpесмотpено с учётом использования местного матеpиала. В
пpеподавании этих пpедметов необходимо учесть специфические пpинципы:
пpинцип незаменимости – показать, что естественные пpиpодные
объекты не могут быть полностью заменены искусственными;
пpинцип потенциальной полезности – у учащихся необходимо
сфоpмиpовать понятие о том, что в пpиpоде нет вpедных и бесполезных
оpганизмов;
пpинцип взаимосвязи – исчезновение или уничтожение одного
вида может пpивести к непpедсказуемым последствиям;
пpинцип pавновесия – использование химических веществ,
ядохимикатов стало пpичиной pезкого сокpащения численности хищных
животных, что пpиводит к наpушениям в биогеоценозах;
принцип генетического разнообразия жизненных форм приводит
к упрощению биосферы;
13
принцип интеграции – многие взаимосвязанные темы на уроках
биологии, географии, химии, физики объединять, тем самым, формировать у
учащихся
представление
о
единстве
живой
и
неживой
природы,
естественнонаучное миропонимание [19].
Технология воспитания экологической культуры представляет собой
сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет
учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень
качества жизни.
Это возможно при соблюдении ряда принципов:
1)
целостный
подхода
в
развитии
личности
(одновременное
воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики);
2) строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности
личностного развития;
3) обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры
детей от младшего к старшему возрасту;
4) социокультурная преемственность (обращение к корням народной
педагогики);
5)
субъектность
(ребёнок
является
активным
участником
экологической деятельности);
6) учёт региональных возможностей и конкретной социальноэкономической ситуации;
7) повышение общей и собственной экологической культуры самих
учителей.
Исследуя эффективность использования технологий воспитания
экологической культуры, мы установили, что она прямо зависит от
ориентации
на
психовозрастные
особенности
детей,
специфику
мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой. Так,
выявлено, что в воспитании экологической культуры младшего школьника
акцент делается на формирование отношения к самому себе и ближайшему
окружению - сверстникам, учителям, родителям. Отсюда выбор форм и
14
методов осуществляется с таким расчётом, чтобы они в первую очередь
способствовали пониманию ребёнком собственного «Я», стимулировали у
него желание заниматься физической культурой, культурой поведения и
навыками диалогового общения, поощряя любые контакты с природой,
развивали любознательность, ощущение красоты окружающего мира, умение
наблюдать. Основой методов и форм воспитания экологической культуры
младших
школьников
являются:
воспитывающие
ситуации
(выбора,
проблемные, игровые, трудовые), экологические знания, построенные на
предыдущем опыте, традиционные учебные занятия, экологические игры,
экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те
приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям
и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить
потребительское отношение учащихся к природе.
В процессе экологического образования должны использоваться
новые методы и формы развития экологической активности: межпредметные
уроки, семинары и дискуссии, ролевые игры, полевые практикумы,
экологические клубы, компьютерные имитационные игры.
Эффективность экологического образования в школе может быть
обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов,
которые
ставят
школьников
в
положение
исследователей
и
первооткрывателей. С этой целью целесообразно использовать элементы
самостоятельного
взаимодействия
поиска
человека
знаний,
и
проблемного
природы,
изучения
наблюдения
за
вопросов
природными
процессами и хозяйственной деятельностью, чтение научно-популярной
литературы, создание творческих работ школьниками, которые станут
отражением результатов познавательной активности. С этой же целью может
использоваться обучающая система LОGО, распространяемая на СD. Это
принципиально новая интерактивная форма обучения, соединяющая знание и
творческое мышление 5.
15
Как отмечают психологи 8,9,11,13,26, отношение к окружающей
среде
формируется
интеллектуальной
и
в
процессе
волевой
взаимодействия
сфер
психики
эмоционально,
человека.
Система
психологических установок личности образуется только в этом случае, а,
следовательно, реализация задач экологического образования требует
определенных форм и методов обучения. В своей работе мы отдаем
предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения,
которые направлены на:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об
окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции,
семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные
технологии);
- развитие творческого мышления, умение предвидеть возможные
последствия
природообразующей
деятельности
человека;
методы,
обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез,
сравнение,
установление
причинно-следственных
связей,
а
также
традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и
практические работы;
- обеспечение развития исследовательских навыков, умений; основ
проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к
изучению отдельных явлений);
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению
проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность
(акции практической направленности – очистка территории, изучение и
подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний- газеты,
листовки, лекции. видеоролики, беседы, спектакли и пр.).
Для более успешного процесса освоения экологических ценностей
можно использовать телевидение. Так называемая экологическая реклама
направлена на реализацию задач экологического образования и воспитания.
Сообщая о существовании экологических проблем, рекламные ролики
16
стимулируют интерес к проблемам экологии и, при условии неоднократного
повторения, оказывают своего рода психическое давление на человека,
которое, в конечном итоге, может привести к изменению его взглядов,
заставить задуматься о правильности своего собственного поведения и
направления, в котором движется современная цивилизация.
Школьное образование должно быть не предметным (физика, химия,
биология, литература и т.д.), а проблемным, поскольку формирование
экологического мышления предполагает достижение глубоких изменений в
способе мировосприятия людей, в их отношении к природному миру. Только
решение учащимися познавательных творческих задач будет способствовать
развитию у них способности к творческому процессу постижения знаний, что
вместе с тем будет формировать навыки самостоятельного мышления 5.
Без развития у учащихся географического мышления, навыков
самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без
умения строить научные гипотезы невозможен процесс экологизации
образования. Именно поэтому необходимо шире планировать и осуществлять
разные подходы при обучении.
В своей работе мы используем подходы, обозначенные в федеральном
компоненте государственного стандарта общего образования:
- усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной
направленности содержания за счет включения сведений прикладного
характера
(рациональное
природопользование,
последствия
влияния
деятельности человека на окружающую среду, сохранение видового
разнообразия растительного мира в данной местности), повышения внимания
к методам познания природы и использования полученных знаний для
решения практических проблем, раскрытия знаний, связанных с познанием
человеком «самого себя», значимых для самого ученика и востребованных в
повседневной жизни, составляющих основу понимания необходимости
ведения здорового образа жизни, сохранение собственного здоровья;
17
- реализация деятельностного подхода в преподавание предмета,
способов учебной деятельности как интеллектуальной, так и практической
(сравнение,
распознавание,
определение
принадлежности,
проведение
наблюдений), выдвижение на первый план общегеографических знаний и
умений применять их для анализа и интерпретации второстепенных частных
фактов;
- формирование информационной культуры (компетентности), умений
работать с различными источниками информации, в том числе со
справочниками,
географическими
словарями,
картами,
электронными
учебными изданиями;
-
повышение
воспитательного
потенциала
географического
образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей
культуры - составляющей научной картины мира, здорового образа жизни,
гигиенических норм и правил, экологической грамотности, нравственности и
морали.
На внеурочных занятиях по географии необходимо обращать внимание
на формирование ценностных отношений к человеку, его здоровью. Как
ценности должны трактоваться объекты и явления природы [22].
Больше
внимания
следует
уделять
практической
деятельности
экологического характера: посадка саженцев, изготовление кормушек для
птиц, выпуск буклетов и плакатов по теме «Защита окружающей среды»,
мониторинг воды и воздуха, отслеживание загрязнённости почв, наблюдение
за объектами живой и неживой природы [24].
18
2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
2.1 Диагностика уровня экологической культуры учащихся
Уровень
экологической
культуры
–
один
из
критериев
цивилизованного общества, это своего рода показатель того, насколько
человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.
Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает
задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы из каждого ребенка
вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и
крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим,
способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся.
На базе МБОУ СОШ №41 г. Белгорода мы провели исследование, по
результатам которого выявили уровень сформированности экологической
культуры учащихся 5-11-х классов.
Методика исследования. Для определения уровня экологической
культуры учащихся нами была применена методика Е.В. Асафовой [1]. На ее
основе учащимся (5-11-х классов) была предложена анкета, представленная
на рисунке 1. В опросе приняли участие школьники 2-х групп: в первую
группу
вошли
мероприятиях
учащиеся,
которые
экологической
активно
направленности
принимают
(городские
участие
в
субботники,
экологические акции, являются волонтерами и др.), вторую группу составили
учащиеся, которые не принимали участие в подобных мероприятиях.
В анкете, состоящей из 20 вопросов, используется 6-балльная шкала
самооценки личностных качеств, которые характеризуют уровень развития
экологической
культуры
конкретного
студента
или
учащегося,
0,1,2,3,4,5,6 обозначают разную степень выраженности качества.
19
где
Рисунок 1 – Анкета для выявления уровня экологической культуры учащихся [1]
Принимая
во
внимание
многокомпонентность
экологической
культуры, мы выделили три взаимосвязанные части: экологическую
образованность (I), экологическую сознательность (II), экологическую
деятельность (III), свидетельствующие, соответственно, о направленности
личности на [6]:
20
I - приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку
экологических представлений;
II - превращение
их
в
убеждения,
установки,
повышение
экологической ответственности; развитие нравственного отношения к
природному миру, любви к природе;
III - участие
в
экологической
деятельности,
совершение
экологических поступков и, в целом, на экологическое поведение.
Обработка результатов анкетирования. На основе общей суммы
набранных баллов можно определить уровень развития экологической
культуры личности. В соответствии с ключом для обработки результатов
анкетирования, кроме определения уровня общей экологической культуры,
как интегральной величины, было предусмотрено выделение трех основных
уровней экологической образованности, экологической сознательности и
экологической деятельности - низкого, среднего и высокого.
I. Уровни экологической образованности:
Низкий уровень (А) - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной
развитостью
экологических
интересов,
наличием
фрагментарных
экологических представлений и знаний, которые не реализуются в
повседневной жизни и творческой работе.
Средний уровень (Б) - 14-24 балла, означает наличие интересов,
представлений в области экологии, понимание важности сотрудничества
между обществом и природой.
Высокий уровень (В) - 25-35 баллов, предполагает единство системы
экологических интересов, представлений и их реализации в научноисследовательской
работе
и
повседневной
жизни,
практикоориентированность знаний.
II. Уровни экологической сознательности:
Низкий уровень (А) - 0-13 баллов, демонстрирует несформированность
экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточно сильную
21
убежденность в необходимости бережного отношения к природе, отсутствие
установки на взаимовыгодное сотрудничество природы и общества,
базирующейся на принципах гуманизма.
Средний уровень (Б) - 14-24 балла, предполагает наличие убеждений,
адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических
ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются
в поступках.
Высокий
уровень
сформированностью
(В)
системы
-
25-35
убеждений,
баллов,
характеризуется
ценностных
ориентаций
и
установок, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и
реализовывать их в деятельности, основанной на гуманном отношении
человека к природе.
III. Уровни экологической деятельности:
Низкий уровень (А) - 0-11 баллов, означает пассивность личности и
неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам, а
возможность участия связана с административным привлечением.
Средний уровень (Б) - 12-20 баллов, характеризуется достаточно
активным
участием
принципиальной
и
в
экологических
активной
мероприятиях,
позиции
личности
в
основанном
на
соответствии
с
экологическими убеждениями, ценностями, установками.
Высокий уровень (В) - 21-30 баллов, предполагает высокую активность
личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических
мероприятий при сформированности мотивационно-целевого компонента в
структуре личности.
Комбинации уровней экологической образованности, экологической
сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий,
средний или высокий уровни экологической культуры учащихся. Общая
оценка
уровня
экологической
культуры
представленной в таблице 1.
22
определяется
по
матрице,
Таблица 1 Общая оценка уровня экологической культуры
Экологическая Экологическая Экологическая
Уровень
экологической образованность сознательность деятельность
культуры
I
II
III
Очень низкий
А
А
А
(ОН)
Б
А
А
А
Б
А
Низкий (Н)
А
А
Б
Ниже
Б
Б
А
среднего (НС)
А
Б
Б
Б
Б
Б
Средний (С)
В
Б
А
В
В
А
В соответствии с задачами исследования, нами было протестировано
90 испытуемых: 45 учащихся среднего и старшего звена которые активно
участвуют в экологических мероприятиях и 45 учащихся среднего и
старшего звена, которые в этих мероприятиях не участвовали.
Учащихся,
которые
активно
участвовали
в
экологических
мероприятиях, мы условно называем «Люди Будущего», учащихся, которые
не участвовали в экологических мероприятиях – «Люди Современности».
Комбинации
уровней
экологической
образованности,
экологической
сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий,
средний или высокий уровни экологической культуры учащихся. Уровень
экологической
культуры
по
2-м
группам
опрошенных
школьников
представлены в таблицах 2-3.
Таблица 2 Уровень экологической культуры «Люди Современности»
№
п/п
Экологическая
образованность
Экологическая
сознательность
Экологическая
деятельность
1
1
2
В
3
В
4
А
Уровень
экологической
культуры
5
С
2
Б
Б
Б
С
23
Продолжение таблицы 2
1
3
2
Б
3
А
4
Б
5
НС
4
Б
Б
А
НС
5
В
В
Б
В
6
Б
Б
Б
С
7
Б
Б
Б
С
8
Б
А
А
ОН
9
Б
Б
В
С
10
Б
Б
А
НС
11
Б
Б
Б
С
12
А
Б
А
Н
13
Б
Б
В
С
14
Б
Б
Б
С
15
Б
Б
В
С
16
Б
В
Б
ВС
17
Б
Б
Б
С
18
Б
В
Б
СВ
19
А
Б
А
Н
20
Б
Б
А
НС
21
Б
А
А
ОН
22
Б
В
Б
НС
23
Б
Б
А
НС
24
А
Б
А
Н
25
Б
Б
Б
С
26
Б
Б
А
НС
27
Б
Б
А
НС
28
Б
Б
А
НС
29
Б
Б
А
НС
30
Б
Б
Б
С
31
Б
Б
А
НС
24
Продолжение таблицы 2
1
32
2
Б
3
Б
4
Б
5
С
33
Б
Б
А
НС
34
Б
А
А
ОН
35
Б
Б
Б
С
36
Б
Б
А
НС
37
Б
Б
Б
С
38
Б
Б
А
НС
39
Б
Б
Б
С
40
Б
Б
А
НС
41
Б
А
А
ОН
42
Б
Б
Б
С
43
Б
Б
А
НС
44
Б
Б
Б
С
45
Б
Б
А
НС
Таблица 3 Уровень экологической культуры «Люди Будущего»
№
п/п
Экологическая
образованность
Экологическая
сознательность
Экологическая
деятельность
1
1
2
В
3
В
4
В
Уровень
экологической
культуры
5
ОВ
2
В
В
В
ОВ
3
Б
Б
В
С
4
В
В
В
ОВ
5
Б
В
Б
ВС
6
В
В
Б
В
7
В
В
В
ОВ
8
В
В
В
ОВ
9
В
В
В
ОВ
10
В
В
В
ОВ
25
Продолжение таблицы 3
1
11
2
В
3
В
4
Б
5
В
12
В
В
Б
В
13
В
В
В
ОВ
14
Б
Б
В
С
15
В
В
В
ОВ
16
В
В
В
ОВ
17
В
В
Б
В
18
Б
Б
В
С
19
Б
Б
Б
С
20
Б
В
Б
ВС
21
В
В
В
ОВ
22
В
Б
Б
ВС
23
Б
В
В
В
24
В
В
В
ОВ
25
Б
Б
Б
С
26
Б
Б
Б
С
27
Б
Б
Б
С
28
В
Б
Б
ВС
29
Б
Б
В
С
30
Б
Б
А
НС
31
Б
Б
А
НС
32
В
Б
Б
ВС
33
Б
Б
Б
С
34
В
Б
В
ВС
35
Б
Б
В
С
36
В
Б
Б
ВС
37
Б
В
В
В
38
В
В
В
ОВ
39
Б
Б
Б
С
26
Продолжение таблицы 3
1
40
2
Б
3
Б
4
Б
5
С
41
Б
Б
Б
С
42
В
Б
Б
ВС
43
Б
Б
В
С
44
Б
Б
А
НС
45
Б
Б
А
НС
Следующим этапом исследования стало сравнение общего уровня
экологической культуры и компонентов экологической культуры двух групп
опрошенных «Люди Современности» и «Люди Будущего» в целом, а также
дифференцированно, по возрастам: среднее и старшее звено учащихся.
Результаты диагностики компонентов экологической культуры представлены
в виде диаграмм на рисунках 2-10.
Критериями для сравнения выступали:
- общая оценка уровня экологической культуры «Люди Современности» и
«Люди Будущего» представлена на рисунке 2;
- общая оценка уровня экологической культуры учащихся (5-8 кл) «Люди
Современности» и «Люди Будущего» представлена на рисунке 3;
- общая оценка уровня экологической культуры учащихся (9-11 кл) «Люди
Современности» и «Люди Будущего» представлена на рисунке 4;
-
общая
оценка
уровня
экологической
образованности
(I)
«Люди
(II)
«Люди
(III)
«Люди
(I)
«Люди
Современности» и «Люди Будущего» на рисунке 5;
-
общая
оценка
уровня
экологической
сознательности
Современности» и «Люди Будущего» на рисунке 6;
-
общая
оценка
уровня
экологической
деятельности
Современности» и «Люди Будущего» на рисунке 7;
-
общая
оценка
уровня
экологической
образованности
Современности» и «Люди Будущего» (5-8 кл) и (9-11 кл) на рисунке 8;
27
-
общая
оценка
уровня
экологической
сознательности
(II)
«Люди
Современности» и «Люди Будущего» (5-8 кл) и (9-11 кл) на рисунке 9;
-
общая
оценка
уровня
экологической
деятельности
(III)
«Люди
Современности» и «Люди Будущего» (5-8 кл) и (9-11 кл) на рисунке 10.
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
ОН
Н
НС
С
"Люди Будущего"
ВС
В
ОВ
"Люди Современности"
Рисунок 2 - Уровень экологической культуры групп
«Люди Современности» и «Люди Будущего», %
В соответствии с полученными данными основное количество из
опрошенной группы «Люди Будущего» имеет более высокий уровень
экологической культуры, по сравнению с группой «Люди Современности».
Это наблюдается как для учащихся среднего звена (5-8 кл.) так и для
учащихся старшего звена (9-11 кл.) (рисунок 2-4).
Также, мы отмечаем, что уровень экологической культуры группы
«Люди Будущего» и группы «Люди Современности» среднего звена (5-8 кл.)
выше, чем уровень экологической культуры групп «Люди Будущего» и
«Люди Современности» старшеклассников (9-11 кл.) (рисунок 3-4).
28
Рисунок 3 - Уровень экологической культуры групп
«Люди Современности» и «Люди Будущего», 5-8 кл., %
Рисунок 4 - Уровень экологической культуры групп
«Люди Современности» и «Люди Будущего», 9-11 кл, %
Обозначения: ОН - очень низкий, Н - низкий, НС - ниже среднего,
С - средний, ВС - выше среднего, В - высокий, ОВ - очень высокий
29
Экологическая
образованность,
сознательность
и
деятельность
становятся более высокими в условиях активного участия в экологических
мероприятиях.
Таким
образом,
58%
подростков,
активного
участвующих
в
экологических мероприятиях «Люди Будущего», имеют высокий уровень
развития экологической образованности и 42% средний уровень. Среди
группы «Люди Современности» только 14% имеют высокий уровень
экологической образованности и 43% средний уровень. Данные об уровне
экологической образованности учащихся представлены на рисунке 5.
(1)
(2)
Рисунок 5 - Уровень экологической образованности групп
«Люди Современности» (1) и «Люди Будущего» (2), %
Повышение
экологической
образованности
способствует
превращению знаний в убеждения. Именно убеждения обусловливают
сознательное, ответственное отношение учащихся к природе. Высокое
экологическое сознание, в свою очередь, стимулирует познавательную
активность личности, побуждает к овладению новыми экологическими
знаниями и их использованию, но не всегда реализуются в поступках.
30
Это подтверждается уровнем развития экологической сознательности
групп «Люди Будущего» и «Люди Современности, данные о котором
отражены на рисунке 6.
(1)
(2)
Рисунок 6 - Уровень экологической сознательности групп
«Люди Будущего» и «Люди Современности», %
Так, 61% группы «Люди Будущего» показывают высокий уровень
экологической сознательности, 39% - средний. Для данных подростков
характерно сформированность системы убеждений, ценностных ориентаций
и установок, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и
реализовывать их в деятельности, основанной на гуманном отношении
человека к природе.
Среди группы «Люди Современности» только 14% опрошенных
показывают высокий уровень экологической сознательности и 74% средний. 12% группы «Люди Современности» показали низкий уровень
экологической сознательности.
Результаты
диагностики
уровня
экологической
деятельности,
отраженной на рисунке 7, также показывают значительные различия между
группами «Люди Будущего» и «Люди Современности» и практически имеют
«зеркальные». Средний уровень экологической деятельности примерно
31
одинаковый как у группы «Люди Будущего» (42%), так и у «Люди
Современности»
(45%).
Эти
учащиеся
характеризуются
достаточно
активным участием в экологических мероприятиях, имеют соответствующие
экологические убеждения, ценности и установки.
(1)
(2)
Рисунок 7 - Уровень экологической деятельности групп
«Люди Современности» (1) и «Люди Будущего» (2), %
Но 52% школьников из группы «Люди Будущего» показывают
высокий уровень, а 46% группы «Люди Современности» - низкий уровень
экологической
деятельности.
Подростки,
демонстрирующие
высокий
уровень экологической деятельности, отличаются высокой активностью не
только в участии, но и в разработке и совместном проведении (вместе с
учителем)
экологических
мотивационно-целевого
мероприятий
компонента
в
при
структуре
сформированности
личности.
Низкие
показатели экологической деятельности учащихся, означают пассивность и
неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам.
Все же мы склонны считать, что деятельностный компонент в
структуре экологической культуры учащихся МБОУ СОШ №41 у основного
количества учащихся находится на среднем уровне.
32
Сравнивая экологическую образованность сознательность и деятельность
школьников среднего и старшего звена, отраженных на рисунках 8-10, мы
наблюдаем более высокий уровень развития всех компонентов экологической
культуры у школьников из группы «Люди Будущего» в 5-8-х классах.
Рисунок 8 - Уровень экологической образованности групп
«Люди Современности» и «Люди Будущего» 5-8 и 9-11 классов, %
Рисунок 9 - Уровень экологической сознательности групп
«Люди Современности» и «Люди Будущего» 5-8 и 9-11 классов, %
33
Рисунок 10 - Уровень экологической деятельности групп
«Люди Современности» и «Люди Будущего» 5-8 и 9-11 классов, %
Предполагаем, что это объясняется возрастными особенностями
учащихся 5-8 классов, когда подросток уже не удовлетворяются внешним
восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремится понять их
сущность, существующие в них причинно-следственные связи, стремится к
постижению
причин
изучаемых
явлений.
Подростки,
как
правило,
отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная
деятельность, их отличает стремление к утверждению своего достоинства и
престижа среди сверстников [18].
Снижение уровня экологической культуры старшеклассников, мы
объясняем не соблюдением принципа строгой ориентации на возрастные и
индивидуальные особенности их личностного развития при планировании
экологических мероприятий.
Преобладающее
значение
в
познавательной
деятельности
старшеклассников занимает абстрактное мышление. На более высокий
уровень поднимается развитие чувств и волевых процессов. В частности,
усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с
общественно-политическими
событиями.
Существенной
особенностью
старших школьников является обостренность их сознания и чувств, в связи с
34
предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии. На
развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказывает их
повышенная чувствительность ко всему новому, что происходит и жизни, в
литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро
улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное [15].
Считаем,
что
старшеклассников
в
будет
формировании
наиболее
экологической
актуальными
через
культуры
участие
в
экологических акциях, экскурсиях, экологических конференциях, семинарах,
исследовательской
деятельности,
в
выполнении
проектных
работ,
агитационной деятельности, пропаганде экологических знаний посредством
листовок, газет, видеороликов.
2.2 Рекомендации по формирование экологической культуры учащихся
во внеурочной деятельности
В
связи
с
тем, что
экологическое образование предполагает
непрерывный систематический процесс обучения, воспитания и развития
личности, направленный на формирование системы научных и практических
знаний и умений, а также ценностных ориентаций поведения и деятельности,
а количество часов, которое отведено программой на изучение курса
географии, конечно же, недостаточно для того, чтобы можно было
максимально реализовать эти требования, введение внеурочной деятельности
в процесс обучения и воспитания, учащихся даёт возможность увеличить
время
для
того,
чтобы
у
обучающихся
появилась
возможность
непосредственно участвовать в экскурсионной, научно-исследовательской,
экспериментальной
и
других
видах
деятельности,
которые
будут
определяться формами проведения внеурочных занятий:
Экологическое образование и воспитание во внеурочной деятельности
включает следующие направления: педагогически организованное общение
обучающихся с природой, исследовательская деятельность, природоохранное
просвещение, профилактическая работа, проектная деятельность.
35
Для повышения уровня экологической культуры обучающихся мы
предлагаем
программу
внеурочной
деятельности
«Юный
геоэколог
Белгородчины», которая и объединит все эти направления.
Основное внимание во внеурочной деятельности предполагается
уделить проблеме рекультивации нарушенных техногенным воздействием
земель в Белгородской области. Предложенная тематика затрагивает
широкий круг вопросов: от улучшения экологического состояния территории
до повышения туристской привлекательности региона, а также на ее примере
учащиеся смогут познакомиться с изменениями во всех компонентах
окружающей среды под воздействием деятельности человека (нарушение
рельефа, водного режима, загрязнение воздуха, вод, деградация почвенного
покрова,
уничтожение
растительности
и
животного
мира
и
др.).
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, учитывая огромные
площади в Белгородской области некультивированных земель, отработанных
карьеров, полигонов ТБО, придорожных территорий, меловых склонов и
опасных в эрозионном отношении участков.
Внеурочная деятельность привлечет внимание к экологическим
проблемам своего региона и будет способствовать повышению уровня
экологической культуры учащихся.
В начале учебного года, инициативная группа старшеклассников и
педагогов разрабатывают план мероприятий экологической направленности
на
текущий
учебный
ответственных.
Определяет
Разрабатывают
мероприятий
год,
критерии
и
и
с
определением
формы
внеклассной
измерители
проектируют
конкретных
желаемый
работы
эффективности
результат,
сроков
на
и
год.
планируемых
разрабатывают
методическое обеспечение программы.
Программа и план мероприятий на год рассматривается и утверждается
на заседании методического объединения и включаются в общешкольный
план работы.
36
В соответствии с планом, в течение года организуют подготовку и
проведение
внеклассных
экологических
мероприятий,
осуществляют
мониторинговое, информационно-методическое обеспечение программы.
Для организации познания природы и явлений, происходящих в ней
программа предполагает экологические экскурсии в природу, на которых
учащиеся овладевают системой знаний об экологических взаимодействиях
природы,
постигают
азы
учения
об
экологическом
равновесии
в
географической оболочке.
На экскурсиях ребята учатся наблюдать и различать окружающие
объекты природы, оценивать степень их нарушения деятельностью человека,
искать
пути
решения
экологических
проблем,
что
способствует
формированию экологической культуры, любви к своей малой родине,
бережного отношения к природе.
Запланированные программой экологические мероприятия:
1.Экскурсия на Белгородское месторождение писчего мела, карьер
«Полигон» в окрестностях города Белгород (изучение трансформации
рельефа, знакомство с технологией добычи полезного ископаемого,
посещение рекультивированного участка отработанного карьера).
2.Экскурсия в Ботанический сад НИУ «БелГУ (изучение ассортимента
древесных и травянистых растений, типичных и адаптированных для
рекультивации в условиях Белгородской области).
3.Экскурсия на полигон ТБО (беседа о переработке мусора, безотходном
производстве, воздействии бытовых отходов на состояние окружающей среды).
Участие в акции по сбору макулатуры, пластиковых пробок.
4. Участие в экологических субботниках по очистке лесных и
прибрежных зон р.Везелка, р.Северский Донец от бытового мусора.
Посещение водохозяйственного рекультивированного объекта – водоем в с.
Нижний Ольшанец).
5. Участие школьников в региональной природоохранной программе
«Зеленая столица» посредством высадки саженцев деревьев.
37
6.Экскурсия в заповедник Белогорье (знакомство с Краснокнижными
представителями флоры и фауны).
7. Участие в международных экологических акциях «День без
автомобиля», «Час Земли» и др.
8.Участие в конкурсе агитационных плакатов, проектов экологической
направленности.
9.Участие в ежегодной конференции для школьников «Юные географы
Белгородчины» с представлением собственных научных наработок.
10.Участие в туристическом походе в окрестностях г.Белгород.
Такие виды деятельности очень интересны учащимся и являются
неотъемлемой частью и важным звеном в формировании экологической
культуры. Участие в такой деятельности дает учащимся необходимые знания
и навыки, помогающие приспособиться к естественным условиям природы,
способствует развитию творческих способностей, а также умение работать
по плану, наблюдать за натуральными объектами, суммировать факты и
делать выводы, нести ответственность за порученное дело.
В
результате
этого
решаются
учебные
экологические
задачи,
заключающиеся в подготовке учащихся к жизни, к дальнейшему повышению
уровня общего образования. Подобная работа является эффективным
средством в профессиональной ориентации. Она даёт возможность учащимся
познакомиться,
в
непосредственной
взаимосвязи,
с
натуральными
природными объектами, объяснять процессы взаимодействия организмов с
окружающей средой, выявлять приспособления организмов к среде обитания,
антропогенные изменения в экосистемах.
Учащиеся
с
удовольствием
принимают
участие
в
различных
экологических мероприятиях, например, по вовлечению их в практическую
деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашего научного исследования достигнута. Подводя итог
проделанной работы, мы пришли к следующим выводам.
Анализ
научно-методической
и
педагогической
литературы
по
проблеме экологического воспитания демонстрирует к настоящему времени
обширный опыт исследований, накопленный как отечественными, так и
зарубежными учеными.
Однако, стоит отметить, что вопросы экологического образования и
формирования экологической культуры личности приобрели свою острую
актуальность сравнительно недавно. В педагогической науке этапы развития
этой
проблематики
прослеживаются
от
введения
элементарных
экологических знаний в 60-е годы XX в. в содержании курсов естественнонаучных
дисциплин,
с
годов
80-х
внимание
уделяется
стратегии
непрерывного экологического образования. Активная разработка вопросов
формирования экологической культуры личности на всех этапах и во всех
видах образования датируется второй половиной 90-х годов XX в.
Экологическая
культуры
является
неотъемлемой
частью
общечеловеческой культуры и включает моральные ценности, нормы
поведения, способы взаимодействия людей в сфере охраны окружающей
среды и систему формирующих их социальных отношений, проявляющаяся в
экологически
ориентированном
поведении
людей,
осознании
общей
ответственности за качество окружающей среды и высокой социальной
значимости
предотвращения
негативного
воздействия
человека
на
окружающую среду.
Для
повышения
эффективности
процесса
формирования
экологической культуры учащихся необходимо применение новых методов и
форм развития экологической активности: межпредметные уроки, дискуссии
и семинары, ролевые игры, полевые практикумы, экологические клубы,
компьютерные имитационные игры. Основой методов и форм воспитания
39
экологической культуры школьников являются: воспитывающие ситуации
(выбора,
проблемные,
игровые,
трудовые),
экологические
знания,
построенные на предыдущем опыте, традиционные учебные занятия,
экологические
игры,
экологические
сказки,
экологическая
тропа,
практикумы, опыты и т.д. Формы и методы воспитания экологической
культуры следует выбирать с учетом возрастных особенностей учащихся.
Проведенное анкетирования по методике Е.В.Асафовой на выявление
уровня экологической культуры учащихся позволило нам подтвердить
гипотезу исследования. По результатам проведенной диагностики учащихся
5-11-х классов нами установлено, что активное участие подростков в разного
рода, экологических мероприятиях положительно влияет на развитие
высокого уровня экологической культуры личности (экоцентрического
мировоззрения).
В качестве рекомендаций по успешному формированию экологической
культуры учащихся во внеурочной деятельности по географии нами
предложена рабочая программа дополнительного образования «Юный
геоэколог Белгородчины», в которую включены как теоретические, так и
практические виды деятельности природоохранительного характера.
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Аcафова, Е.В. Воcпитание и диагноcтика развития экологичеcкой
культуры cтудентов //Отчёт о научно–иccледовательcкой работе «Разработка
модели cиcтемы воcпитания в выcшем учебном заведении (на опыте
Казанcкого Гоcударcтвенного Универcитета»). – Казань, 2002. – C. 89–109.
2.
Акcенова, Н. А. Фенологичеcкие наблюдения в школьных
леcничеcтвах [Текcт]: для преподавателей школ, руководителей юннатcких
кружков, школьников / Н. А. Акcенова, Г. А. Ремизов, А. Т. Ромашова – М.:
Агропромиздат, 1995. – c. 6.
3.
Акимова,
Л.
В.
Методика
формирования
эколого
–
ориентированного прогноcтичеcкого умения у школьников [Текcт] / Л. В.
Акимова // География в школе. – 2006. - № 1. – c. 36-37.
4.
Андрюшова, Ю. C. Формирование экологичеcкой культуры на
уроках географии [Текcт] / Ю. C. Андрюшова // География в школе. – 2006. № 7. – c. 42-44.
5.
Ваcильева, В.Н. Инновации и образование. Cборник материалов
конференции. Cерия «Sуmpоsium», выпуcк 29. CПб.: Cанкт-Петербургcкое
филоcофcкое общеcтво, 2003. C.273-287
6.
Глазачев, C.Н., Кашлев, C.C. Педагогичеcкая диагноcтика
экологичеcкой культуры учащихcя. – М.: Горизонт, 2000. – 94 c.
7.
Демидова, Н. Н. Продуктивная познавательная cамоcтоятельная
деятельноcть учащихcя при изучении экологичеcких проблем Роccии [Текcт]
/ Н. Н. Демидова // География в школе. – 2009. - № 6. – c. 34-35.
8.
Дерябо
C.Д.
Экологичеcкая
пcихология:
диагноcтика
экологичеcкого cознания. М.: Моcковcкий пcихолого-cоциальный инcтитут.
1999. – 310c.
9.
Дерябо C.Д., Яcвин В.А. Экологичеcкая педагогика и пcихология:
Учебное поcобие для cтудентов вузов. – Роcтова-на-Дону: Феникc, 1996. –
480 c.
41
10.
Душина, И. В. Экологичеcкий аcпект в географии [Текcт] / И. В.
Душина // География в школе. – 2006. - № 4. – c. 42-43.
11.
Еникеев М.И. Пcихологичеcкий энциклопедичеcкий cловарь. –
М.: ТК Велби, Изд-во Проcпект, 2006. – 560 c.
12.
Зверев, А. Т. Уcтойчивое развитие и экологичеcкое образование
[Текcт] / А. Т. Зверев // География в школе. – 2009. - № 6. – c. 11-13
13.
Крайг Г., Бокум Д. Пcихология развития. – 9-е изд. – CПб.: Питер,
2007. – 940 c.
14.
Кульневич, C. В. Cовременный урок. Чаcть 1 [Текcт]: научно-
практичеcкое
поcобие
для
учителей,
методиcтов,
руководителей
образовательных учреждений, cтудентов педагогичеcких учебных заведений,
cлушателей ИПК / C. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Роcтов н\Д:
издательcтво «Учитель», 2006. 288 c.
15.
Кон И.С. 'Психология старшеклассника' - Москва: Просвещение,
1980 - с.192.
16.
Лакоценина, Т. П. Cовременный урок. Чаcть 4. Альтернативные
уроки [Текcт]: научно-практичеcкое поcобие для учителей, методиcтов,
руководителей образовательных учреждений, cтудентов педагогичеcких
учебных заведений, cлушателей ИПК / Т. П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.
М. Оганезова. – Роcтов н/Д: издательcтво «Учитель», 2007. - 240 c.
17.
Литвинова,
Л.
C.
Нравcтвенно-экологичеcкое
воcпитание
школьников [Текcт] / Л. C. Литвинова – М.: «5 за знания», 2005. – 125 c.
18.
Оcобенноcти личноcтного отношения к природе в подроcтковом и
юношеcком возраcте // Вопроcы пcихологии. 1995 – №4. – C.19–28.
19.
Обновление cодержания образования: Cборник информационно -
методичеcких пиcем [Текcт] / Ред. коллегия: В. Н. Бутов, Л. М. Апухтина, Н.
М. Голянcкая и др. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. – 110 c.
20.
Оценка качеcтва подготовки выпуcкников оcновной школы по
географии [Текcт] / Cоcт. Н. Н. Петрова. – 2-е изд., cтереотип. – М.: Дрофа,
2006. – 96 c.
42
21.
Подлаcый, И. П. 100 вопроcов – 100 ответов [Текcт]: Учеб.
Поcобие для cтуд. выcш. учеб. заведений. - М.: Издательcтво ВЛАДОC –
ПРЕCC, 2003. – 368 c.
22.
Пономарёва, О. Н. Народные традиции в экологичеcком
образовании [Текcт]: учебно – методичеcкое поcобие / О. Н. Пономарёва –
М.: ООО «Издательcтво Cкрипторий», 2004. – 62 c.
23.
Cоловьёв, М. C. Оcновные виды наблюдений и практичеcких
работ учащихcя во время геоэкологичеcких экcкурcий и походов [Текcт] / М.
C. Cоловьёв // География в школе. – 2008. - № 5. – c. 46 - 47.
24.
Теплов, Д. Л. Экологичеcкий практикум [Текcт]: Для учащихcя
5,6 клаccов / Д. Л. Теплов. – М.: Уcтойчивый мир, 1999. – 32 c.
25.
Хуррамов,
И.А.
Проблемы
экологического
образования
и
воспитания на примере молодого сообщества// Молодой ученый. – 2012. №11. – С.493-496 .- URL https://mоluch.ru/archivе/46/5640/ (дата обращения:
20.02.2018)
26.
Шапарь, В.Б. Новейший пcихологичеcкий cловарь / В.Б. Шапарь,
В.Е.Роccоха, О.В.Шапарь; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – Роcтов-на-Дону.:
Феникc, 2005. – 808 c.
27.
Экология 10 – 11 клаccы [Электронный реcурc]. Официальный
cайт 1c@1c.ru, http://rеpеtitоr. 1c.ru
28.
Экология. Формирование экологичеcкой культуры школьников
[Электронный реcурc]. Официальный cайт http://www.miеm.еdu.ru.
29.
Яcвин В.А. Пcихология отношения к природе. – М.: Cмыcл, 2000.
– 456c.
43
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв