Эмодзи, ставшие настоящим феноменом последних лет, как и подобает
настоящим колонизаторам, врываются во все новые, еще неосвоенные
культурные пространства. Они уже давно утвердились в социальных сетях,
(эмодзи, изображающее «лицо со слезами радости» в среднем появляется в
каждом пятом сообщении в социальных сетях), а затем и во всей сети Интернет.
После того, как на «язык» эмодзи один из пользователей Twitter попытался
«перевести» Библию (которую на протяжение веков церковные власти не
разрешали даже перевести с латыни на национальные языки), уверившиеся в
своем всемогуществе иконки пошли на приступ последнего оплота и надежды
всех приверженцев традиционализма – музейного пространства. Но в данном
случае сопротивление суровой академической искусствоведческой среды было
недолгим. В октябре 2016 года Музей современного искусства в Нью-Йорке
(МоМА) решил «пополнить» свою коллекцию оригинальными изображениями
пиктограмм, которые стали предшественниками современных эмодзи (по-моему,
достаточно иронично, что музейные работники все-таки решились обратиться к
«первоисточникам», однако, как известно, начинать «с основ» - это самая
правильная стратегия для создания любой «полноценной» коллекции). Эти
изображения были разработаны японскими дизайнерами в 1999 году для
компании Nippon Telegraph and Telephone и включали 176 знаков. И кто знает,
возможно, что эти значки так и остались бы местным японским «развлечением»;
но после того, как в 2010 году модифицированные изображения были добавлены
к стандарту кодирования Unicode, а в 2011 стали доступны каждому владельцу
техники Apple, популярность иконок росла с каждым годом. Поэтому теперь,
словно настоящие петроглифы, которые бережно хранятся в археологических
музеях по всему миру, эмодзи тоже заняли свое место в выставочном зале.
С 2013 года наблюдается настоящий «бум» эмодзи, и этот тренд вряд ли
«сломится» в ближайшее время. Отрицать значимость эмодзи для современной
цифровой культуры абсолютно бессмысленно. После того как Оксфордский
словарь избрал «emoji» (эмодзи) словом 2015 года (оно, между прочим, обогнало
слова «refugee» (беженцы) и «ad blocker» (блокировщик рекламы)). Стихийная
популярность этих «значков» достаточно легко объяснима (собственно, по этой
же причине в свое время получили распространение и петроглифы в качестве
одного из древнейших средств коммуникации). У них есть два основных
свойства: они универсальны (что очень важно для эпохи глобализма) и
максимально однозначны (т.е. расшифровываются каждым реципиентом
практически одинаково). Это даже не собственно знаковая система, требующая
определенного конвенционализма, а скорее «указывающая» система из
идеограмм, пока еще имеющая очень тесные связи с реальными предметами и
явлениями, что не допускает «расширения» понятий и утерю «прямого» значения.
Возможно, в скором времени это свойство эмодзи трансформируется, подобный
потенциал заложен в любой условной знаковой системе, но пока их нельзя
считать даже собственно знаками. Все это в комплексе позволяет эмодзи уверенно
«выбивать» из сообщений в соцсетях и мессенджерах аббревиатуры, не говоря
уже о целых словах и словосочетаниях.
Конечно же, этот тренд не остался вне внимания рекламных и диджиталагентств. Эмодзи стали одними из главных героев «тренд-буков» на 2016 год во
многих солидных компаниях (Publicis Media Group, BBDO и др.). Но даже раньше,
с середины 2015 года, было запущено множество кампаний, активно
эксплуатирующих интерес аудитории к эмодзи. В декабре 2015 года компания
Coca-Cola запустила проект, в котором эмодзи наравне с буквами и цифрами
стали частью URL-адреса (это было возможно на домене домен Самоа .ws,
который поддерживает эмодзи). IKEA в то же самое время предлагала своим
подписчикам в Instagram создать набор из пяти эмодзи, «по мотивам» которых
повара готовили необычные блюда. Бренды Starbucks и Dove запускали
собственные брендированные эмодзи, так же поступили промоутеры и при
продвижении новой части франшизы «Star Wars» (в Twitter были добавлены
эмодзи, изображающие героев легендарной фантастической саги, таких как Дарт
Вейдер, Магистр Йода, Чубакка и др.).
А одним из примечательных Каннских кейсов 2016 года (завоевавший
серебряную награду в категории Mobile) стал проект американской компании
Taco Bell, которая решила, что миру не хватает эмодзи, изображающего тако
(блюдо мексиканской кухни, традиционно изготавливаемое из кукурузной или
пшеничной лепешки, наполненной разнообразной начинкой — говядиной,
свининой, курицей, пережаренными бобами, овощами и т.д.). Компания создала
петицию, которую подписало более 33 тыс. человек; однако на этом энтузиазм
организаторов не иссяк. Был дан старт интерактивной платформе в Twitter,
которая была направлена на создание buzz-эффекта и увеличения знания о бренде.
Участнику предлагалось отправить свое предложение по сочетанию эмодзи тако
с любым другим эмодзи, отметив «получателем» официальный аккаунт компании
Taco Bell; в качестве ответа пользователь получал смешную и иногда курьезную
гифку, в которой предлагалось, как можно совместить тако с практически любым
предметом и явлением жизни, то есть с каждым из существующих значков. В
итоге было создано 1295 вариантов гифок. Также компания поддерживалась
хэштегом #Taco Emoji Engine. В течение пяти дней после создания нового такоэмодзи количество ретвтиов достигло полумиллиона (а одна особенно активная
пользовательница лично «произвела» 373 различных твитов). Эффективность
вовлечения пользователей в брендированную активность и создание мощного
buzz-эффекта говорит не только об успешности конкретной компании, связанной
с продвижением особого по ряду своих свойств продукта, но и о наличии очень
активного и релевантного для молодежной аудитории тренда в сфере SMM.
Тем самым эмодзи в очередной раз доказали свою универсальность и
способность к максимально быстрой «адаптации» к запросам аудитории. Поэтому
вполне естественно, что маркетологи по всему миру видят, какой мощный
потенциал заложен в этих графических миниатюрах, и используют эмодзи везде,
где это возможно. Ведь, в отличие от текстов и любого копирайта, эмодзи не
нужно переводить и «адаптировать» под региональные или национальные
особенности (хотя, конечно же, определенные культурные ограничения
возникают; особенно опасны в этом аспекте эмодзи, изображающие жесты). Весь
этот комплекс преимуществ делает эмодзи одним из самых востребованных,
эффективных и популярных средств взаимодействия с Интернет-аудиториями. А
теперь, когда эмодзи попали в музеи, возможно, они вырвутся из виртуальной
среды? И кто знает, какими будут, к примеру, через несколько лет привычные
всем нам знаки дорожного движения?
(Материал
подготовлен
по
данным
сайтов:
http://www.sostav.ru;
http://www.canneslionsarchive.com/winners/entries/cannes-lions/mobile/)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв