Эмоциональная сфера старших дошкольников, в зависимости от характера развития игровой деятельности

Старший дошкольный возраст – это сензитивный период становления, обогащения и усложнения эмоциональной сферы ребенка. Исследования многих психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, К. Изард, М.И. Лисина и др.) показали, что существует связь в развитии эмоциональной сферы с игрой. Так, дети с сформированной игровой деятельностью имеют наиболее развитую эмоциональную сферу. Актуальность исследования. Игра, безусловно, является важной составляющей в жизни ребенка. Современные исследования (Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой, О.В. Государевой) показывают, что игровая деятельность уже не та, что была раньше. Сюжеты игр поменяли свою тематику. Е.О. Смирновой и И.А. Рябковой был обнаружен новый игровой мотив – «самодостаточность», который не предполагает взаимодействия с другими детьми и даже не предполагает сюжета. Дети входят в выдуманный образ, и это переживание становится достаточным для игры, ролевая игра может разворачиваться как свой автономный образ [2]. Игровая роль у современных дошкольников, по результатам исследования имеет свою сложную структуру, состоящую из образа и «ряженья». Ролевые образы не обязательно предполагают игровые действия. Дети могут назвать свою роль, даже распределить роли, но при этом не разворачивать игровые действия [1]. Наблюдается замена активных игр - пассивными видами деятельности [2]. Игрушки не всегда соответствуют психологическим и педагогическим требованиям [1,2]. Таким образом, в связи с изменением характера игровой деятельности, есть необходимость дальнейшего её изучения. Целью исследования стало изучение взаимосвязей между параметрами развития игровой деятельности и эмоциональной сферы старших дошкольников. Гипотеза исследования ( у дошкольников с высоким уровнем выраженности параметров игры, количество корреляционных связей с эмоциональной сферой будет больше (те есть, параметры игровой деятельности тесно связаны со всеми измеренными характеристиками эмоциональной сферы). Выборка исследования: 54 дошкольника в возрасте 5-7 лет, из старшей и подготовительной групп МА ДОУ №17 Свердловской области, с. Коменки. Методики: карта наблюдения «Диагностика игры детей» Н.Ф. Комаровой; карта наблюдения Смирнова – Холмогорова; проективная методика О.А. Ореховой «Домики»; методика Нгуен Минь Аня «Что – почему – как». Статистические методы: кластерный анализ методом к(средних и корреляционный анализ К. Спирмена. Результаты исследования. Для разделения выборки дошкольников по уровню развития игровой деятельности был использован кластерный анализ. Было выделено три группы детей с высоким (n= 25 детей), средним (n = 14 детей) и низким (n = 15 детей) уровнем развития игры. Далее в каждой группе был проведен корреляционный анализ между параметрами игровой деятельности и характеристиками эмоциональной сферы. В группе с низким уровнем игровой деятельности было зафиксировано четыре положительных взаимосвязи, которые показали, что для развития игры и эмоциональной сферы, этим детям нужно научиться проявлять инициативу. В группе со средним уровнем сформированности игровой деятельности, было зафиксировано десять положительных корреляционных связей и две с обратной связью. У этих детей есть потребность в общении и совместной игре, они ориентированы друг на друга, но иногда общая игра вызывает сложности и снижает общее настроение. В группе с высоким уровнем развития игровой деятельности выявилась только одна значимая положительная взаимосвязь игровой деятельности с эмоциональной сферой ( «способы решения детьми игровых задач» с «чувствительностью к воздействиям сверстников» (r = 0,38, p<0,05). Что может свидетельствовать о том, что дети готовы откликаться на предложения сверстников, если это согласовывается с их внутренним планом действий. Возможно, у детей этой группы, не развита эмоциональная сфера, так как они часто демонстрируют «игры с собой» (похожие результаты были получены в исследованиях Е.О. Смирновой и И.А. Рябковой) и для них характерно демонстративное поведение и стремление к независимости. Таким образом, на основе корреляционного анализа, было выявлено, что оптимальный уровень развития эмоциональной сферы у детей со средним уровнем развития игровой деятельности (наибольшее количество корреляционных взаимосвязей). А у детей с внешне высоким уровнем развития игры связей с эмоциональной сферой наименьшее количество. Так выдвинутая нами гипотеза, не нашла своего подтверждения. Возможно, потому, что у современных детей меняется структура игровой деятельности, которая необычным способом начинает оказывать влияние на развитие личности дошкольника. Библиографический список 1. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр современных дошкольников / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. – 2018. - №2. – С. 41 – 52. 2. Хайдукова О.Ю. Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации / О.Ю. Хайдукова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. - №3 – С. 90 – 93.

Психология
Дипломы

Вуз: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ)

ID: 5f4a2c66cd3d3e00017a6acd
UUID: 77b9dc10-cc0f-0138-2436-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 146

12.92

Надежда

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,5 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет