Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости

Понятие эмоционального интеллекта как комплекса ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих, введено П. Сэловеем и Дж. Майером (1990). Можно выделить такие ведущие теории эмоционального интеллекта, как теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена и некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Актуальной является проблема соотношения эмоционального интеллекта с когнитивной сферой и с особенностями саморегуляции. В связи с этим целью нашего исследования стало изучить особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. В исследовании приняли участие 72 студента магистратуры СПБГУ и РГПУ им. А.И.Герцена (41 девушка и 31 юноша, средний возраст 21,5 лет). Для сравнения было выбрано по 24 студента с 3 факультетов направлений: психологии, филологии и математики. Измерялись: 1) эмоциональный интеллект (тест М.Холла и тест Д.Люсина) 2) когнитивные стили (Тест «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна и методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера в модификации А.И.Нафтульева, Н.М.Лебедевой) 3) саморегуляция (опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой, опросник «Уровень субъективного контроля» Роттера). Исследование выявило, что девушки обладают более высоким интегративным уровнем эмоционального интеллекта по сравнению с юношами (M=61.76 и М=49.48, p<0,01). У юношей выше понятийная дифференциация (аналитичность) (М=2,94 у юношей 2,94 и М=1,85 у девушек, p<0,01), а также склонность к моделированию (М=5.48 у юношей и 4,59 у девушек, p<0,01). Это еще раз подтверждает известные данные о том, что женщины более склонны к эмоциональному восприятию мира, а мужчины – рациональному. Основные различия у студентов разных факультетов связаны с тем, что у психологов выявлен наибольший интегральный уровень эмоционального интеллекта, а математики лидируют в уровне поленезависимости. Корреляционный анализ выявил взаимосвязи между коэффициентом эмоционального интеллекта и показателями когнитивных стилей только у математиков. Высокому эмоциональному интеллекту соответствуют более выраженные поленезависимость и аналитичность. Это можно объяснить тем, что, в отличии от психологов и филологов, наличие склонности к математическим способностям свидетельствует о превалировании рационального восприятия своих и чужих эмоций. Наряду с этим, у математиков и филологов существует обратная связь между эмоциональным интеллектом и саморегуляцией: чем выше ЭИ, тем меньше уровень регуляторной гибкости у математиков и тем ниже уровень интернальности в области производственных отношений у филологов. Таким образом, взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией поведения опосредованы учебно-профессиональной направленностью и наиболее выражены у студентов-математиков.

Психология
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367e5f1be77c40d5909a
UUID: d405485f-6009-4640-87b8-ae8e7111f235
Язык: Русский
Опубликовано: больше 7 лет назад
Просмотры: 885

Богатова Елена Владимировна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2844152 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет