Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Эссе на тему: «Актуальные проблемы организации образования в современном мире»
Орловский государственный аграрный университет
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 315,1 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Богайскова Алиса Вениаминовна 11ППОмн-мз Эссе на тему: «Актуальные проблемы организации образования в современном мире» «Трудность заключается не столько в создании новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых» Джон Мейнард Кейнс Отличие систем образования в разных странах Россия практически утратила советский опыт в образовании, которое, между прочим, когда-то считалось лучшим в мире, и все еще пытается перенять западную систему, а именно Болонскую. Этот переход длится уже более 15-ти лет, что является просто невероятным сроком для проведения любых реформ, а тем более образовательных. И на данном этапе российское образование можно назвать крайне неудачным, когда не сформулирована конкретная цель и полностью отсутствуют представление о том, что именно хотим получить. Кажется более вероятным просто занять свободное время обучающихся, чтобы не мешали родителям и не сидели без дела. Взятие Болонской системы было весьма интересным опытом, но на этапе исполнения была потеряна сама идея этой системы. Пока происходит внедрение Болонской системы в советскую модель, в итоге нет четкого курса в управлении образованием. Российское образование при этом еще и убыточно, вкладываются не маленькие средства в его реформирование. Система, где превалирует контроль, хорошо работать не может. В странах бывшего СССР ситуация очень схожа с российской, многие страны тоже в процессе перехода к Болонской системе, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Кстати, в странах ЕС, собственно родоначальников Болонского процесса, образование не имеет единой системы, оно очень отличается в зависимости от страны. Образование во Франции направлено на социализацию и искусственную занятость обучающихся, при этом происходит подавление одаренности личности, заучивание объемного количества информации и проведение большого числа экзаменов по разным дисциплинам. В Италии образование имеет разнообразные образовательные траектории, происходит социализация личности в процессе образования, и присутствует еще один любопытный момент – обязательная смена школы после 11 лет. Шведское образование в первую очередь направлено на средний уровень подготовки и получение прибыли, минусом является безоценочная система в школе. Финское образование считается лучшим в ЕС, направленное на социальное равенство и справедливость. Школы оснащены современными библиотеками, образование происходит в размеренном темпе и в комфортных условиях, происходит некое нивелирование среди обучающихся. Особенно подходит талантливым детям, которые в подобных условиях смогут получить все необходимое для самовыражения. Германия работает по принципу дуального образования – сочетания учебы и практической работы. Образование траекторное, профессиональнонаправленное, социокультурная переработка, подготовка лучших прикладных кадров. Образование в Дании построено по немецкому принципу, но не имеет четкой цели. Присутствует ваучерная и дуальная системы, но теоретическое и практическое обучение разделено по годам. Великобритания имеет сложную, траекторную систему образования с массовостью и элитарностью. Готовит хорошие кадры, но воспроизводит элиту. Образование в Исландии проектно-ориентированное, средовое, но способно существовать только в этой стране. Непрофессионализм педагогов, до 7-го класса один учитель и множество его помощников, происходит полная рефлексия личности. Ирландия полностью переняла советскую систему образования в ее лучшем проявлении: основа на
математике, предметная и личная траектория, выборность и немаловажное – возможность работать с 14-ти летнего возраста. США движется по собственному американскому канону образования, получение образования является личным делом каждого, при этом оно конкурентоспособно. В школе присутствует система кредитов, при этом школьное образование является несколько расслабленным. Но высшее образование одно из самых сильных в мире. Канада пытается выстроить свой собственный мультикультурный, толерантный канон на рельсах американского. Австралийское образование имеет прекрасную исследовательскую докторантуру и недельные домашние задания, при этом в стране полностью отсутствует свой национальный рейтинг вузов. Образование в Новой Зеландии построено на дошкольном воспитании и обязательном изучении практически вымершего языка коренного населения. Средние школы имеют 5 типов, но обучение в них пожалуй самое длительное – 14 лет. Есть возможность выбора любых предметов, английский язык обязателен. Китай собрал в себе микс советского, болонского и конфуцианского образования. Преимуществом является централизованность и возможность поднятия по социальному лифту. Но образовательный процесс явно перегружен, невероятные экзамены и 100бальная система оценивания, выполнение заданий в каникулярное время. Подобное образование способно воспитать лишь один единственный тип человека. По высокой перегрузке японское образование ушло недалеко от китайского, при этом оно ниже по качеству. За основу взят британский и конфуцианский образовательные каноны. Южная Корея из британской и японской системы создает свою собственную, образование соответственно становится перегруженным. Тайвань готовит конкурентоспособные кадры, социально развивает. Присутствуют разнообразные школы для одаренных детей, открытый радиоуниверситет. И самое интересное – полный отказ от экзаменов. В Сингапуре царит меритократия, происходит синтез Запада и Востока. Массовое образование становится элитарным, обучение ведется на нескольких языках, 9-ти бальная система оценивания, постоянно ведутся дискуссии. Для Ирана характерен синтез духовного и светского образования, вот только руководят им сразу 6 различных структур. Катар направил образование на социальное развитие, ведутся международные дискуссии, изучается 2 языка – восточный и западный. В стране большое количество западных вузов, нет единства в руководстве образованием. Основные социально-педагогические проблемы обучающихся К основным социально-педагогическим проблемам обучающихся, которые решают социально-педагогические службы образовательных учреждений, можно отнести: коммуникативные проблемы, проблемы социальной адаптации, деструктивные формы поведения и пр. Коммуникативные проблемы связаны с нарушением внутреннего равновесия и осложнением персонального взаимодействия в процессе общения. Проблемы в общении зависят и от индивидуальных черт характера и темперамента обучающихся. Сюда относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость и др. Ребенка нужно учить достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника и т.п. Социальная адаптация предполагает усвоение действующих в социальной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Обучающийся не может проявить себя как личность раньше, чем он освоит действующие в данном социуме нормы и овладеет определенными приемами и средствами деятельности. Позитивное взаимодействие обучающегося с окружающей средой и с самим собой свидетельствует о полноценной социальной и личностной адаптации. Профилактика предполагает устранение причин, вызывающих отклонения в развитии
обучающегося и направленность на гармонизацию личности с социальной средой, для чего часто необходима работа с родителями, их установками на ребенка. Деструктивные формы поведения формируются под влиянием социальной и культурной среды и направлены на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Часто проявляется для привлечения внимания, борьбы за власть, достижения превосходства над окружающими и т.п., иногда – как ответная реакция на травлю. Можно использовать техники бесконфликтного общения с проблемными обучающимися. Профилактика предполагает гармонизацию взаимоотношений со сверстниками и в семье. Решение и предотвращение подобных социально-педагогических проблем обучающихся состоит в ранней диагностике, своевременном оказании помощи и организации сопровождения. Тенденции и перспективы развития образования в современном мире В последние десятилетия складывается определенная политика в области образования. Подчас вложение значительных денежных инвестиций в базовое образование приводит лишь к повышению уровней национальных государственных расходов, а политика доступного образования редко соотносима с политическими процессами в самих странах и с реалиями их систем образования. Участие гражданского общества в стратегиях развития образования часто имеет лишь ограниченный успех в вопросах создания мощных национальных коалиций в области образования, способных добиваться существенных изменений. Поощрение местного участия в развитии образования и обеспечение учета школами потребностей учащихся, их родителей и общин, которых эти школы обслуживают, остается проблемным вопросом, в особенности, когда речь идет о бедных домохозяйствах с ограниченным временем для такого участия. Удовлетворение потребностей систем образования, пострадавших от конфликтов и нестабильности носит разъяснительно-пропагандистская деятельность, помогает сохранить задачи, связанные с обеспечением образования в условиях конфликтов и чрезвычайных ситуаций. Глобальный уровень носит создание безопасной, здоровой, инклюзивной учебной среды, обеспеченной всеми ресурсами. Происходит разработка комплексных подходов к обеспечению гендерного равенства в получении образования, как правило такая проблема существует в странах с традиционно-религиозным укладом. Повышение статуса, морального духа и профессионализма преподавателей является важной задачей. Но, к сожалению, применение подобных рекомендаций о преподавательских кадрах не смогло выступить в качестве активного механизма для осуществления преобразований. Происходит накопление, взаимное распространение и использование различных видов знаний, свидетельств и опыта. Однако многие новые свидетельства и инициативы в области политики и научных исследований не всегда связаны с мероприятиями в области всеобщего образования. Рост внутренних расходов на образование в странах с низким доходом выглядел многообещающе, однако его главной причиной была мобилизация внутренних ресурсов, а не тот факт, что образованию стали уделять приоритетное внимание. Международная помощь в абсолютном выражении значительно увеличилась, однако ее объем был гораздо меньше того, что требовалось. В результате активной пропаганды доступного для всех образования чрезмерный акцент был сделан именно на всеобщем начальном образовании. При этом сосредоточение внимания на всеобщем охвате начальным образованием означает проявление меньшего внимания к другим важнейшим вопросам, таким, как качество образования, воспитание и образование детей младшего возраста и грамотность взрослых. В сфере образования основная проблема заключается не просто в том, чтобы привлечь детей в школу, но также в том, чтобы в целом улучшить качество школьного
образования и устранить факторы, неблагоприятные для участия в школьном процессе. Если будут решены проблемы качества образования и обеспечения доступа, то дети, поступившие в начальную школу, будут иметь все шансы продолжить обучение, достичь запланированных учебных результатов и успешно перейти в среднюю школу. Современные тенденции развития образования не ограничиваются лишь на распространении всеобщего образования в недостаточно развитых странах, передовые государства тоже стремятся к дальнейшему развитию и модернизации образования. Так, в последнее время образование стало все больше приобретать прикладной характер. Теоретические знания обязательно должны быть применены на практике, иначе подобные знания рискуют стать бесполезными. Без четкого осознания смысла полученной теоретической информации теряется интерес к ее получению. Часто применяется метод проектов, чтобы у обучающихся была возможность применить знания в процессе решения какой-либо практической задачи. Происходит всеобщая гуманизация образования, тенденция к социальной значимости личности. Предполагает личностно-ориентированный подход к обучению, создание условий для реализации потенциала обучающегося и развитие у него талантов и способностей. Происходит гармонизация развития духовной личности обучающегося и культуры, наряду с технической стороной, происходит активное развитие гуманитарной сферы в обучении. Имеет тенденцию довольно быстрое распространение вариативности в образовании, когда обучающий сам выбирает интересные для себя предметы, необходимые ему в дальнейшем и отсекает лишние. Обучение в последнее время становится все более неформальным. Происходит постепенный отказ от традиционного подхода, когда учитель сухо подает информацию, а дети ее покорно заучивают. Общение между педагогом и обучающимися становится живым и непринужденным, знания подаются в формате бесед, дискуссий, мастер-классов и активного вовлечения детей в обучение. Причем подобное обучение происходит и во внеучебное время, например во время походов или экскурсий. Материал, поданный в неформальной обстановке, часто запоминается быстрее и лучше. Среди более старшего и осознанного поколения происходит нивелирование между педагогом и обучающимся, установление партнерских отношений между ними. Образование становится мультикультурным, уже многие страны перешли на обучение на разных языках и имеют различные программы для обучения иностранцев. Россия не исключение, например, в нашем регионе существует программа по получению высшего медицинского образования, осуществляемая на английском языке. Происходит активное развитие информационных технологий в обучении, подчас это носит вынужденный характер, например во время борьбы с эпидемией COVID-19. К сожалению, не все образовательные учреждения оказались готовы к подобным нововведениям, но постепенно ситуация выравнивается. Многие заведения уже давно практикуют онлайн-обучение, которое позволяет получать образование из разных уголков земного шара, а значит способствует мультикультурному обмену, к тому же подобное обучение часто оказывается полезным при организации инклюзивного обучения. К сожалению, освоение новых информационных и коммуникационных технологий часто сталкивается с проблемой недостаточно быстрого развития инфраструктур в более бедных странах, медленным распространением этих технологий и отсутствием активных глобальных усилий по координации использования подобных технологий в образовании. Поэтому в ряде стран были выпущены рекомендации по использованию радио и телевидения для распространения образовательных материалов, использование мобильных приложений, платформ и веб-сайтов для образования. Существуют модели школ, дружелюбных к детям, которые постепенно приближают школы и системы образования к стандартам качества, контролируя все
элементы, влияющие на благополучие ребенка и осуществление его прав как учащегося и основного объекта процесса обучения, при этом одновременно совершенствуя другие функции школ. Подобные школы решают задачу обеспечения полного участия и поддержки всех сторон, которые способны содействовать осуществлению права детей на качественное образование. Инновации в образовании детей и взрослых В мире существует множество инноваций в образовательной сфере, но рассмотрены только наиболее интересные методики социально-педагогической направленности, которые можно применить в организации отечественной системы образования. Китайская система образования предполагает соблюдение строгой дисциплины, однако именно китайским педагогом Ченом Чуеджин разработана и внедрена в детские сады методика «Естественной игры». Суть методики заключается в свободе выбора детьми способа времяпровождения, они могут играть в любые игры. Особое внимание уделено строительству различных объектов. Детскую игру снимают на видео, а после анализируют их коммуникативные особенности, креативность, усидчивость и пр. В конце дня происходит полный обзор и общее обсуждение результатов игры. Итоговый брифинг хорошо развивает языковые навыки, дети рассказывают о собственном опыте, они не стесняются поделиться впечатлениями и охотно выступают. Кроме того, методика предполагает автономность детей, им не помогают во время обедов, они едят сами, сами укладываются спать, процесс сопровождается спокойной музыкой. Сегодня по этой программе в Китае обучаются около 14 000 детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Министерство образования Китая намерено предоставить методике статус национального стандарта в дошкольном образовании. В американском штате Иллинойс преподаватель Джо Фазери разработал собственную методику преподавания, которая учит рассматривать неудачи как возможность для поиска нового. Уроки при этом проходят с элементами киносъемки, музыкальных концертов и компьютерных игр. Дети сами ставят спектакли, монтируют фильмы, используют трехмерные принтеры и пр. Они изучают основы тайм-менеджмента, управления проектами, учатся работать в команде, дополняя друг друга, адекватно воспринимать критику, порой и деструктивную. Абсолютно всем детям эти навыки необходимы, чтобы добиться успеха в жизни, которые, к сожалению, не всегда приобретаются в школе. Колумбийский проект «Technologico» является первой школой в Латинской Америке, готовящей экологов. В этой школе изучают не только химию и математику, но и агрономию и экологию. Главная идея заключается в исследованиях на реальной проблеме – трансформации городской свалки. Экологические курсы дают ученикам перспективу восстановления окружающей среды. Проект, управляемый молодыми профессионалами, теперь востребован по всей Латинской Америке и за ее пределами. Австралийский «Шелдон колледж» работает по программе для детей всех возрастов от 15-ти месяцев до 12-ти лет. Они изучают информатику, осваивают цифровые технологии, знакомятся с роботами. Роботы помогают воспитателям ухаживать за малышами, которых с самого раннего детства учат работать с техникой. Школьники имеют возможность персонализировать программу обучения. В колледже учат ребят взаимодействовать с роботами, готовят их к профессиям будущего, обеспечивают знаниями в области роботизации. В Канаде в одном из лицеев появилась методика «Плавучего класса». Его суть заключается в морском путешествии для старшеклассников и абитуриентов длиною в год. За 12 месяцев «Плавучий класс» обходит 4 континента с остановками в 20-ти портах. Подобная методика позволяет ребятам развить личностные навыки, научиться работать в команде, расширить горизонты и подготовиться ко взрослой жизни. Участие в
путешествии стоит 45 000 долларов, талантливые и выносливые ребята могут рассчитывать на получение стипендии. В Индии стартовал благотворительный проект «Лаборатория на колесах». Идея состоит в том, чтобы сформировать наборы для проведения экспериментов по STEMпредметам (наука, технологии, инженерия, математика), развезти их по отдаленным сельским школам, не имеющим своей инфраструктуры, и провести там экспериментальные занятия. Это модель общего пользования, где инфраструктура и учителя распределены между несколькими учебными заведениями, затраты автоматически сокращаются. «Лаборатория на колесах», а именно на велосипеде, позволяет активистам объехать множество точек без затрат на транспортировку. В Австралии в школе Гилонг разработана программа «Позитивного образования», появившаяся в 2008 году. Учебная программа основана на новаторском исследовании американского психолога Мартина Селигмана, основоположника позитивной психологии. Суть программы в том, что обычные уроки сочетаются с позитивной психологией, которая занимается исследованием положительных аспектов психики человека. Подобное обучение помогает детям справиться с чувством тревоги, повысить уверенность в себе и добиться хороших результатов в школе. В Британии появилась серия комиксов «Победи болезнь». Идея в следующем: вымышленные супергерои из команды «Медикидс» борются с болезнями на планете «Медилэнд», которая представляет собой человеческий организм. Происходит знакомство с болезнями, с тем как они влияют на организм и как врачи с ними борются. Сейчас комиксы распространяются в 50-ти странах мира, к редактированию текстов привлекаются врачи, фармацевты и маленькие пациенты британских клиник. В Бразилии на протяжении 20-ти лет танцовщица и психотерапевт Фернанда Бьянкини, преподает балет слепым ученикам. Эта учебная методика основана на прикосновениях и чувствах. Ученик касается учителя, учитель касается ученика, звуки издаются пальцами, чтобы точно представлять положение в пространстве. Незрячим ученикам нужно больше времени для отработки движений, они не видят себя в зеркале, однако, как только они усваивают материал, то быстро набирают уровень мастерства, доступный абсолютно здоровым людям. Целью является не только научить слепых танцевать, но и изменить отношение к ним общества. Сегодня по этой методике обучается около 120-ти подопечных в возрасте от 3-х до 60-ти лет. В Нью-Йоркской школе для слепых обучают по методике битбокса. Она заключается в использовании звуков Б, Т и К. «Б» – большой барабан, «Т» – тарелки, «К» – малый барабан. Дальше все зависит от порядка этих звуков. Битбокс может стать дополнительной методикой для речевой терапии. Ее цель – минимизировать у ребят проблемы с произношением, артикуляцией и запоминанием. Так студенты проходят обучение быстрее и эффективнее. В Чикагском колледже в США разработали методику «Перевернутых классов». Суть ее проста: новый материал, который учитель обычно рассказывает в классе, дети смотрят на видео дома, а в классе с учителем дети занимаются практическими заданиями. Преимущество модели в расширении полномочий учеников, это увеличивает их ответственность за усвоение материала, дети должны прийти в класс со своими вопросами. Модель доказывает свою эффективность, успеваемость в таких классах растет. Становится очевидным, что современные проблемы в организации образования требуют новых подходов в их решении. Нужна комплексная и планомерная система организации образования с использованием самых передовых социально-педагогических методов в обучении и воспитании подрастающего поколения, позволяющих приобретать новый социальный опыт и способствующих их профессиональному самоопределению и всестороннему развитию.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв