ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И
МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование профиль География и
безопасность жизнедеятельности
очной формы обучения, группы 02041208
Сербины Елены Георгиевны
Научный руководитель:
к.г.н., доцент Лопина Е.М.
БЕЛГОРОД 2017
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В формировании и развитии полноценной
личности важная роль принадлежит эстетическому воспитанию учащихся.
Эстетическое воспитание направлено на формирование у школьников
эстетического отношения к действительности, развитие чуткости к красоте
во всех сферах человеческой деятельности. Не развивая у подрастающего
поколения способности восприятия и правильного понимания прекрасного в
природе, окружающей действительности и не воспитывая эстетических
взглядов, вкусов, чувств и потребностей к участию в создании п р ек р асн о го ,
невозможно достичь результатов бережного отношения к природе.
Роль географии в осуществлении и совершенствовании эстетического
воспитания очень велика. География - это та школьная дисциплина, которая
формирует естественнонаучное мировоззрение, стиль и способ мышления, на
основе которых выстраиваются взаимоотношения человека с окружающим
его
миром
и
формируется
соответствующее общественное сознание,
управляющее этим процессом
Объектом изучения является эстетическое воспитание школьников на
уроках географии.
Предмет - педагогические средства эффективности эстетического
воспитания
учащихся
основной
школы
в процессе географического
образования на основе материалов краеведения.
Цель работы изучение возможностей реализации эстетического
воспитания
школьников
на
уроках
географии
с
использованием
краеведческого материала.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач :
1. Проанализировать состояние вопроса об эстетическом воспитании в
научно-методической литературе.
2. Определить педагогические средства (природа, труд, общение,
искусство, в частности, литература, живопись, музыка, игра и т.д.)
3
эстетического воспитания в процессе обучения на уроках географии и его
краеведческие аспекты.
3.
Провести
качественную
оценку
эстетических
ресурсов
и
компонентов природных комплексов Белгородской области.
4. Выявить взаимосвязь эстетического и экологического восп итан ия и
провести анализ курсов школьной географии на содержание в них эколого эстетической
составляющей
и
предложить
варианты
использования
материала проведенных исследований на уроках географии в разных классах.
Исходные материалы и методы исследований. В качестве исходного
материала
материалы
натурного
изучения
эстетических
ресурсов
и
компонентов природных комплексов Белгородской области.
Теоретической
и методологической основой работы послужили
разработки отечественных и зарубежных ученых в области педагогики,
психологии, эстетической географии
дополнялась
традиционными
Методическая база исследования
методами
аналитический
(сравнительный,
географический,
метод
полевых
географических исследований:
ретроспективный),
исследований,
сравнительно
качественный
анализ
результатов оценки.
Структура
работы.
Работа
состоит
из
трех
глав,
введения,
заключения, 8 рисунков, 1 таблицы, 3 приложений, в списке литературы 40
источников.
4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1
Ретроспективный анализ подходов к определению основных
понятий и категорий эстетического воспитания
Рассмотрение
теоретико-методологические
основ
эстетического
воспитания требуют предварительного определения основных понятий в
рамках исследуемой темы.
Термин «эстетика» произошел от греческого слова «эстетикос», что
означает «имеющий отношение к чувственному восприятию».
Эстетика - философская наука о прекрасном в действительности, об
особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об
общих закономерностях искусства [10].
Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г., но сама наука
зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в
Египте, Вавилоне, Индии и Китае.
В рамках эстетики существует целая система эстетических категорий.
Ниже представлена подобная схема, составленная по Е.Г. Яковлеву (см.
рисунок 1), и рассмотрены группы эстетических категорий, выделенных в
ней [40].
1
группа.
Категории
эстетики,
отражающие
объективное
состояние. Данная категория включает наиболее фундаментальные, узловы е
понятия эстетики, в которых в эстетическом аспекте отражено многообразие
совершенного, существующего вне нас в природе, в обществе и в
общественном сознании.
Первую такую категорию - прекрасное - следует определить как
совершенное гармоническое [40].
5
Прекрасное -
это, то, что в наивысшей степени соответствует
глубинным лучшим человеческим потребностям, представлениям, целям.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Л
1 группа
Объективные
состояния
3 группа
Субъект социально
духовной жизни
2 группа
Духовно-практическое
освоение мира
Прекрасное
Искусство
Эстетический идеал
Возвышенное
Художественный
Эстетический ресурс
образ
Трагическое
Эстетическое чувство
Творчество
Комическое
Рисунок - 1 Система эстетических категорий (по Е. Г. Яковлеву) [40]
Категория прекрасного имеет два основных критерия:
1) соответствие содержания и формы (предмета, объекта и т.д.);
2) гармоничное соотношение всех сторон предметов и явлений в
конкретных условиях.
Прекрасное выполняет функцию соответствия меду природой и
человеком, предметом и человеком, и, как правило, вызывает человеческие
эмоции.
Противоположная категория прекрасному - безобразное.
Возвышенное - категория, воплощающая в наиболее полной мере
единство
природного
совершенной
и
социального
дисгармонии.
содержания эстетического
Рассматривается
как
парная
низменному, они находятся в количественных соотношениях [15].
6
как
категория
Трагическое отличается своим объективно-социальным содержанием. В
нем эстетическое в своей онтологии [1] существует как отрицательно
совершенное, то
есть
как социальная
дисгармония, в исторической
перспективе преодолеваемая социально-прогрессивной силой. Трагическое
всегда несет в себе элементы оптимизма, неизбежности победы светлого,
разумного и возвышенною над темным, иррациональным и низменным в
человеческой жизни.
В категории комического онтологическое раскрывается противоречие
между ничтожным, ложным содержанием, формой, кажущейся полной
значения, а шире - неразрешенного противоречия, которое возникает в
результате того, «что все феномены комического в общественной жизни
представляют отклонение от нормы» [9].
2
группа.
Эстетические
категории,
отражающие
духовно
практическое освоение мира. Данная группа категорий, являясь более
непосредственным
отражением
духовно-практического
освоения
действительности человеком, специфически соединяют в себе содержание
категорий объективного состояния субъекта социально-духовной жизни.
Эстетический
выражена
идеал -
объективная
Феноменологически
категория, в которой еще основательно
социальная
эстетический
и
духовная
идеал
сущность
существует
как
человека.
исторически
конкретный образ совершенной жизни, человека и природы. Наиболее полно
феноменология эстетического идеала выражается в искусстве, в образах
совершенного
человека
гносеологическом
аспекте
как
социально -природного
эстетический
идеал
есть
существа.
В
представление о
совершенной жизни, то есть конкретно-обобщенное.
Н.Ф. Реймерс под эстетическими ресурсами понимает «1) особо
благоприятные
сочетания
природных
факторов,
положительно
воздействующих на человека через органы чувств; 2) наличие на данной
территории эстетически ценных объектов, 3) природные эстетические
ресурсы - «это вся окружающая нас природная среда, вызывающая у
7
наблюдающего ее человека эстетическое удовлетворение». К эстетическим
ресурсам следует отнести и элементы культурного ландшафта» [30].
Эстетический вкус является такой категорией, которая объединяет в
себе эстетический идеал и эстетическое чувство, это как бы связующее звено
между социальным миром, природой и человеком. Особенно полно это
выражается в онтологии эстетического вкуса, который, с одной стороны,
является способностью высказывать суждение об эстетических достоинствах
предмета, с другой -
переживанием, рефлексией, эмоцией, в которой
реализуется субъективное и индивидуальная неповторимость личности. Это
свойство эстетического вкуса связано и с психологическими уровнями
отражения, так как «в отношении творчества вполне применима гегелевская
триада, где тезисом является бессознательное (невербальное мышление),
антитезисом - сознание, а синтезом - их взаимодополнение» [19].
Эстетическое чувство, как эстетическая категория, являет собой
сочетание природного
и социального.
Оно является эмоциональным
выражением и побуждением к действию.
Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к
окружающей действительности; они осознаются, мотивируются и могут
управляться человеком. Чувства являются высшим продуктом развития
эмоций у человека. «Эмоции» - понятие, которое связано с душевным
переживанием, волнением. У человека наблюдается два класса полярных
эмоций: положительные (приятные ощущения и чувства, вызывающие
удовлетворение, восхищение и т.д.) и отрицательные (неприятные чувства,
побуждающие человека к устранению
обстоятельств).
Отрицательные
и избеганию вызывающих их
эмоции,
как
правило,
вызываются
предметами, поступками и т.д., характеризующимися вышеупомянутой
категорией безобразного.
3 группа. Эстетические категории, отражающие мир субъекта
социально-духовной жизни. Искусство, художественный образ и творчество
являются
эстетическими
категориями,
8
отражающими
мир
субъекта
социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способ ность, то есть совершенство человека. В них зафиксировано то, что в его
эстетической практике в значительной степени зависит от социальной
деятельности человека и его сознания. Но это не означает, что эти категори и
лишены объективного содержания. Оно присутствует в них, но в снятом
виде, в законах искусства, художественном образе и творчестве.
Художественный образ -
это эстетическая категория, в которой
отражена объективная действительность
через
специфические законы
искусства и художественного творчества. Онтологический художественный
образ есть конкретно -чувственное и вместе с тем обобщенное (типизация,
символ) эстетически совершенное отражение предмета искусства [40].
Категория художественного творчества есть категория, в которой
раскрывается содержание процесса создания художественного произведения
и природа художественного субъекта.
Все внехудожественные (выходящие за рамки искусства) аспекты
эстетики подразделяются на два раздела:
1) практическая эстетика - эстетика быта, человеческого поведения,
научного творчества, спорта и т. д .;
2) техническая эстетика - теория дизайна [3].
Рассмотренная
система
эстетических
категорий
не
является
окончательной так как эстетическое - не есть нечто неизменное, оно
изменяется
и
совершенствуется
в
процессе исторического
развития
человеческого общества.
Таким образом, эстетическое воспитание можно рассматривать как
формирование у школьников эстетических качеств и потребностей формирование способностей понимать, оценивать и строить свою жизнь по
законам красоты; содействие развитию у школьников творческих задатков и
дарований в области искусства, желаний преобразовывать окружающий мир
в соответствии с категорией прекрасного. По мнению белорусского эстети ка
В.А. Салеева, «сущностью эстетического воспитания выступает только
9
полнокровное, созидательное человеческое творчество и максимальное
преобразование мира и человека в связи с его органичным, полнокровным
«самовыражением» [32].
Эстетическое воспитание -
это целенаправленная система дейст
венного формирования человека, способного с позиций общественно экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в
жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по
законам красоты [24].
1.2 Подходы к определению роли эстетического воспитания
В эстетическом образовании подрастающего поколения всех возрастов
эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный
результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются
органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством
в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи
эстетического образования можно способствовать решению других задач
духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может
осуществляться комплексных подход к воспитанию детей и подростков.
Эстетическое
воспитание
выполняет
свои
задачи
в
тесном
взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными,
трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными и др.
Отечественная педагогика исходит из положений психологии (А.В.
Запорожец, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) о ведущей роли воспитания и
обучения в развитии личности ребенка. Проблемы эстетического воспитания
в процессе обучения рассмотрены в работах таких видных ученых, как А.И.
Буров, Б.Т. Лихачева, В.Н. Шацкой и др.
Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное
воздействие в тесной связи с требованиями жизни способно развить
10
эстетические понятия, способности детей и подростков до уровня понимания
подлинного
искусства,
красоты
действительности
и
эстетического
творчества.
Теория эстетического воспитания включает разработку процессов
содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные
средства эстетического воспитания определяются в соответствии с задачам и
и
его
содержанием.
Анализ
философской и педагогической мысли
показывает, что:
- эстетическое воспитание рассматривается как составная часть раз вития личности;
- определяется его место и роль, цели и задачи, которые зависят от
эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития
эстетической, педагогической мысли;
- основным достижением предшествующего развития является фор мирование основных средств, форм и методов эстетического воспитания [24].
Цель эстетического воспитания -
формирование и развитие у
подрастающего поколения эстетического сознания, которое включает в себя
осознанное эстетическое отношение к действительности и искусству,
выраженное в совокупности эстетических теорий, идеалов, вкусов, суждений,
критериев.
Центральное
рассмотренных
звено
категорий
эстетического
-
сознания
эстетический
идеал
-
одна
-
как
из
ранее
социально
обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе,
человеческой жизни, искусстве [17].
Эстетическое сознание формирует у человека эстетический вкус способность человека увидеть, почувствовать и понять произведения
искусства, предметы, явления, жизненные ситуации с позиции эстетического
идеала.
11
На основе эстетического вкуса у человека формируется способность
эстетического суждения - доказательного, аргументированного оценивания
эстетических явлений в жизни, природе, искусстве на основе критериев.
Критерии
рассматриваются
как созерцательно -оценочный
аспект
эстетического воспитания: восприятие прекрасного, наслаждение им, умени е
отделить подлинно прекрасное от уродливого, безобразного, низкого
пошлого в человеческой жизни, природе, труде, быту и искусстве.
Все сказанное выше позволяет нам выделить следующие задачи
эстетического воспитания школьников:
1) содействие усвоению школьниками основ научной эстетики;
2) формирование у учащихся эстетических идеалов, вкусов и суждений
в соответствии с общечеловеческими идеалами;
3) развитие у школьников эстетических чувств в различных сферах
жизни человека (быт, трудовая деятельность и т.д .);
4) развитие у детей природных задатков и стремлений к эстетической
деятельности в области искусства [17].
Реализация эстетического воспитания возможна посредством соблюдения
определенных условий и с использование ряда средств (см. рисунок 2).
Представленные
задачи
отражают
воспитания школьников.
12
содержание
эстетического
Развивающая среда
Природа
Искусство
Оказывает воздействия,
которое по своей силе и
значимости вряд ли может
сравниться с другими.
Если обстановка эстетична,
красива, если ребенок
видит красивые
взаимоотношения между
людьми, слышит красивую
речь, такой ребенок будет
принимать эстетическое
окружение как норму.
Детали эстетики быта:
обстановка, красота
отнош ений между людьми,
внешний вид человека
Благодаря природе можно
увидеть гармонию - основу
красоты, разнообразие
красок, форм, звуков в их
сочетании. П рирода - это
условие для всестороннего
воспитания и развития
ребенка. Средством она
становиться, когда
взрослый целенаправленно
использует ее
«воспитательные
возможности» и делает ее
наглядной для ребенка
Влияние искусства на
эмоциональную сферу
личности бесспорно,
поэтому детей необходим о
знакомить с лучшими
образцами народной и
классической музыки,
картинами и др.
Рисунок - 2 Условия и средства эстетического воспитания
13
Художественная
деятельность
(как организованная
педагогом, так и
самостоятельная)
В худож ественной
деятельности присутствует
воспроизводящ ий фактор и
творческий, которые
являются необходимы ми и
взаимосвязанными.
1.3 Эстетическое воспитание личности в современных условиях
На основе разработки научных представлений и обобщения передового
опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной
общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования
творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему
понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное,
гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве,
подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты [20].
Такое определение достаточно полно отвечает задачам формирования
развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента
общей, эстетической и экологической культуры современного человека.
Воспитываемое школой эстетическое отношение к окружающему миру,
людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться во взаимосвязях
с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение.
В условиях современной системы образования выделяются два пути
эстетического воспитания школьников: 1) учебный процесс и 2) внеклассная
и внешкольная воспитательная работа с учащимися.
Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, содержат
специфические возможности по эстетическому воспитанию учащихся. В
этом отношении своеобразна роль географии, физики, химии, биологии,
математики, истории, физической культуры, трудового обучения. Среди всех
школьных предметов выделяются дисциплины художественного цикла:
литература, музыка, изобразительное искусство, так как их содержание
направлено на нравственно -эстетическое воспитание школьников.
Огромные возможности по эстетическому воспитанию учащихся
содержит внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Во -первых, это
систематическое занятие школьников в театральных студиях и студиях
изобразительного искусства; кружках, студиях и ансамблях худож ественной
самодеятельности и декоративно -прикладного творчества. Во -вторых, это
14
периодические формы работы с учащимися - различные концерты; вы ставки
творческих
конкурсы
работ
учащихся; музыкальные и театральные
художественной
самодеятельности;
недели
фестивали;
детской
книги;
литературно-музыкальные композиции; тематические вечера с участием
поэтов, писателей, художников, музыкантов и т.д. Все эти формы работы
преследуют главную цель - духовное обогащение учащихся, формирование
их культурных потребностей, развитие эстетических вкусов и творческих
способностей через приобщение к художественно -творческой деятельности.
В ходе учебной, а также внеклассной и внешкольной воспитательной
работы по эстетическому воспитанию учащихся необходимо соблюдать ряд
педагогических принципов, обусловливающих эффективность этой работы:
-
всеобщность
образования
эстетического
(стимулирование
воспитания
всех
учащихся
и
художественного
к
развитию
и
совершенствованию эстетических вкусов и творческих способностей);
-
комплексный
школьников
подход
(полноценное
к
процессу
эстетического
использование
возможностей
воспитания
учебного
и
воспитательного процессов в ходе эстетического воспитания учащихся);
-
принцип
органической
связи
художественно -эстетического
воспитания учащихся с жизнью, взаимосвязь эстетического и нравственного
воспитания;
- принцип учета психологических закономерностей эстетического
восприятия (эстетическое восприятие объектов, предметов и т.д. зависит от
эстетического
опыта
ребенка
и
степени
сформированности
у
него
эстетических представлений);
- эмоциональный характер эстетического воспитания (восприятие
произведений
искусства,
самостоятельная
художественно-творческая
деятельность учащихся должна вызывать у них определенные эмоции и
чувства, способствующие развитию их духовной культуры).
- принцип эстетизации всей детской жизни (организация отношений,
деятельности, общения школьников по законам «красоты» - оформление
15
классных
кабинетов,
опрятность
костюма,
форма
отношений
с
одноклассниками и взрослыми и т.д.). Принцип эстетизации раскрывается
многими педагогами-практиками. В одной из его работ А.С. Макаренко мы
читаем: «Нельзя пренебрегать эстетическими сторонами жизни. А как раз
мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отнош ению к
эстетике. Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не
меньшее значение, чем эстетика поведения. А что такое эстетика поведения?
Это именно поведение оформленное, получившее какую -то форму. Форма
сама является признаком более высокой культуры» [23].
Все эти навыки эстетического поведения постигаются детьми на
примере педагогов, работающих с ними в школе. В этом отношении
интересно следующее высказывание А.С. Макаренко: «Я не допускал к уроку
учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на
работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своем
костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги, инженеры, и
архитектор ходили франтами» [23, с.580].
Таким образом, на основе разработки научных представлений и
обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического
воспитания
в
современной
общеобразовательной
школе,
как
целенаправленного процесса формирования творчески активной личности
ребенка,
способного
с
позиций
доступного
ему понимания идеала
воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие
эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к том у,
чтобы жить, творить по законам красоты [20]. Такое определение достаточно
полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения
к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической
культуры современного человека. Воспитываемое школой эстетическое
отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству
должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в
поведении и действиях направляемых на ее сохранение.
16
2 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ
ШКОЛЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
2.1 Роль географии в эстетическом воспитании
География как учебная дисциплина представляет собой единственный
школьный
предмет
мировоззренческого
учащихся
комплексное,
системное
характера,
и
формирующий
у
социально -ориентированное
представление о Земле как о планете людей. Это также единственный
предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как
особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на
социально-экономические процессы посредством региональной политики.
Неудивительно, что именно в географии появилось направление,
изучающее красоту, живописность природных и природно -антропогенных
ландшафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки, которое
получило название «эстетика ландшафта» (по В.А. Николаеву) [27, с. 10].
Н.Ф.
Реймерс
предложил
следующее
определение
эстетики
ландшафтов - «красота местности, ее привлекательность для человека. О дин
из природных ресурсов, необходимых для сохранения психического здоровья
и нормального отдыха людей. Субъективное понятие, объективная причина
которого лежит в сохранении местностью природных свойств, в том числе
продуктивности, «экологической гармонии» [30, с. 640].
Объект исследования науки - пейзаж, как внешний облик ландшафта,
воспринимаемый визуально с той или иной видовой точки, либо по ходу
маршрута.
Формирование
данного
научного
направления
охватывает
существенный временной отрезок, а его положение «на стыке» эстетики,
истории,
археологии, художественной литературы обусловило тесную
зависимость от темпов развития философских и естественнонаучных знаний.
Начало
научного
изучения
эстетических
17
свойств
и
ресурсов
ландшафтов относится к середине XIX в. Александр фон Гумбольдт впервы е
отметил,
что
география
имеет огромный эстетический потенциал, а
нормально функционирующий ландшафт и эстетическая привлекательности
неразрывны.
Он осознавал целостность и упорядоченность природы,
восхищался ее красотой и величием и первым попытался связать науку с
искусством, введя в географию ландшафтную (пейзажную) живопись,
утверждая, что их синтез таит в себе огромный потенциал.
После А. Гумбольдта наступил почти столетний период затишья.
Долгое
время
преимущественно
изучением
географы
ландшафтной
стран
эстетики
Запада,
где
занимались
появляется
научное
направление «поведенческая география». Эстетика того периода тесно
связана с экологией и правом, выходит ряд законопроектов, направленных на
сохранение эстетически ценных ландшафтов [27].
Становление и развитие эстетического направления в географии в первой
половине XX в. связано с именами А. Геттнера и В.П. Семенова-Тян-Шанского,
согласно
которым
ландшафтная
эстетика должна занимать
одну из
лидирующих позиций, а решение ее вопросов войти в ряд важнейших
географических проблем. Ими же были предприняты попытки заложить основы
эстетики ландшафта.
В своей книге «География. Ее история, сущность и методы» А. Геттнер
впервые использовал термин «эстетическая география», понимая ее как
научное
направление
географии,
которое
«взвешивает
эстетическую
ценность или красоту явлений природы: форм поверхности, вод, флоры и
фауны, человеческих поселений, и вообще проявляющихся в ландшафте
произведений и следов деятельности человека с точки зрения их формы и
окраски...» [8]. Кроме того, им был определен предмет науки - эстетические
свойства ландшафта, рассмотрен ряд актуальных вопросов, главным образом
вопрос объективности оценки, заложены основы методологии и определены
перспективы дальнейшего развития.
В отличие от А. Геттнера, в виду того, что многие годы в
18
отечественной науке господствовала идеология отрицания красоты п рироды
и императив «рационального использования природных богатств», идеи В.П.
Семенова-Тян-Шанского и других ученых (И.П. Бородина, Д.Н. Кайгородова,
В.И. Талиева) не были услышаны. В своем труде «Район и страна» (1928)
В.П. Семенов-Тян-Шанский посвятил раздел, в том числе эстетической
географии, настаивая на необходимости эстетизации географической науки.
Вышеуказанными обстоятельствами объясняется также малое развитие
в России и других странах бывшего СССР природоохранного направление. В
ряде работ того времени (А. Еремеев, В. Иванов, Л. Столпович, А.
Канарский) были предприняты попытки показать, что объективно красоты
природы не существует, а первое Положение о заповедниках РСФСР 1929 г .,
практически не учитывало эстетических ценностей заповедных объектов.
Новый виток развития эстетического направления в отечественной науке
связано с именами Д.Л. Арманда и А.Г. Исаченко, в трудах которых нашли свое
развитие геоэкологические основы учения о культурном ландшафте. Кроме
того, большое значение для теории и практики исследований в области
эстетики ландшафтов имеют труды В.В. Докучаева, Д.Н. Анучина, Л.С. Берга,
Ю.Г. Саушкина, С.В. Колесника, В.Б. Сочавы, И.П. Герасимова, Н.А.
Гвоздецкого, Н.А.°Солнцева, Ф.Н. Милькова, Ю.Г. Пузаченко и других ученых,
которые стоят у истоков современного ландшафтоведения [27].
В последнее время эстетическое направление в географии развивается
весьма динамично, подтверждением служат появление новых трудов, в том
числе монографий, и большое число публикаций и др.
На современном этапе развития перед эстетикой ландшафтов стоит
необходимость
решения следующих задач: изучение формирования и
пространственно-временного
ландшафтов;
классификация
распределения
эстетических
ресурсов
и систематизация ландшафтов
с учетом
эстетического аспекта; исследование ландшафтов как материальной основы
пейзажа; измерение и оценка эстетичности ландшафта; сохранение и учет
наиболее эстетически значимых пейзажей [22].
19
2.2 Взаимосвязь эстетического и экологического воспитания
Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов,
объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом
общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным
фактором
формирования
его
действенно -гуманистической позиции и
культуры поведения. Поэтому развитие навыков и потребности школьников
в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных
впечатлениях, обогащающих духовно-содержательные мотивы отношения к
природе,
стимулирует
природоохранительную
формирование
активность
направленности
их
школьников
экологической
на
культуры.
«Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на
всестороннее
гражданина,
развитие
разумного
школьника,
потребителя»
становление
[37].
его
как
труженика,
При этом подчеркивается
значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в
развитии экологической ответственности школьника.
Выше уже были рассмотрены условия и средства эстетического
воспитания (см. рисунок 2). Ниже рассмотрим средства искусства, которые
могут быть использованы учителем для целей эстетического воспитания на
уроках географии.
1.
Эстетическое воспитание средствами пейзажной живописи. На
уроках географии, учащийся способен осознать всю красоту и необычность
природы, учитель помогает понять объяснить, почему именно на этом склоне
горы лежит снег, а на этом нет, почему идет дождь, как образуется туман и
т.д. Объясняя подобные географические закономерности на примере родного
края, учитель формирует эмоционально -ценностное восприятие природной
среды и чувство гордости за малую Родину.
Целесообразность и важность обращения педагогов -географов к
пейзажной живописи в работе с подростками обусловлены целым рядом
возрастных особенностей. Ученик самостоятельно в пейзаже не может
20
выделить сюжетно-фабульную сторону, и учителю нужно помочь ему
сформировать
восприятие
картины.
Как
показывают
исследования,
восприятие художественного пейзажа требует от зрителя проникновения в
его образно-эмоциональную структуру, в колористический настрой. При
восприятии учениками пейзажного фона учителю следует показать, как
художник при помощи пейзажа раскрывает эмоциональность увиденного, его
идейно-эстетическую сущность. На первый взгляд может показаться, что
разбирать подобные вещи лучше на уроках ИЗО, а не на географии, но
мнение ошибочно. Ведь учитель географии должен любым способом
сформировать идею о красоте природного ландшафта, о его необычном
проявлении в виде всевозможных красок и форм, и на основе этого - идею о
природоохранной деятельности.
Особенности
интерес
к
мыслительной
сферы
аналитико -синтетическим
подростков,
действиям,
развивающийся
умения
и
навыки,
приобретаемые в процессе самостоятельной практической деятельности,
определяют и методику работы по формированию эстетического восприятия
пейзажного
жанра.
Понимание искусства как специфической
формы
отражения действительности осуществляется сквозь призму накапливаемого
подростком жизненного опыта, собственных оценок, своего «я». Научить
подростков воспринимать, чувствовать и понимать пейзажную живопись
можно,
лишь
анализируя
их
эмоционально -выразительную
сторону,
образные средства, а уроки географии направлены именно на это. Такая
основа поможет более полному и глубокому изучению эмоционального
отношения учащегося к природе (и искусству в целом) в старших классах.
Исследования
показывают,
что
подростковый возраст является
переломным в становлении художественных интересов мальчиков и д евочек
в предпочтении жанров живописи, особенно пейзажной. Общий интерес к
ней все больше возрастает. При этом увеличение интересов к пейзажу идет
наряду с уменьшением интереса к батальной и исторической живописи.
21
Каждая встреча с природой дает возможность подросткам наблюдать
издалека и вблизи жизнь леса, его обитателей - животных и насекомых,
живописность или графичность в воспринимаемых явлениях и картинах,
красочность,
разнообразие,
симметричность
растительных
форм,
орнаментальность узоров в цветах, листьях, ветвях. Учитель обращает
внимание школьников на гармоничность цветовых сочетаний, помогает
найти
зримую
привлекательность
в
каждом
объекте
или
явлении
действительности. С этого и начинается эстетическое познание природы, ее
осмысление. Эти уроки природы в географии помогают не только увидеть
крупным планом красоту форм окружающего мира, но и ощутить всю
прелесть родного края, дорогого и близкого, а также сформировать идею о
том, что всю красоту и первозданность природы необходимо оберегать.
Освоение красоты мира, накопление знаний и впечатлений позволяют
подросткам сделать обобщенный вывод о характере, особенностях флоры и
фауны нашей страны и всего земного шара. Переживания любви к родине
неотделимо от умения видеть, находить красоту в явлениях природы. Эти
умения
помогают
подросткам
выбирать
объекты
для
последующей
деятельности.
Анализ работ, проводимый целым классом на уроке географии, должен
быть направлен на выявление различных изобразительных возможностей при
передаче типичного, характерного в природе. Каждый подросток передает
это в силу своих возможностей, но анализ замыслов, разнообразие
композиций, форм и цветовых решений в наиболее удачных работах
помогает
богаче
развиваются
воспринимать
навыки
«насмотренности»,
творческой
окружающую
деятельности,
обогащается
действительность.
увеличивается
индивидуальный
Так
багаж
словарь
искусствоведческих терминов и понятий. Все это помогает подросткам и при
восприятии
произведений,
созданных
мастерами
изобразительного
искусства, и именно работы великих мастеров (а также впоследствии и работ
учащихся) учитель географии и показывает на своих уроках.
22
В шестом классе идет привлечение внимания школьников к природным
элементам в оформлении улицы, города, двора, свой местности; в седьм ом уникальность природы каждого материка и океана; в восьмом формируется
детальная проработка восприятия природы России, анализ и сравнения
уголков нашей страны, а на их основе начинает складываться устойчивая
позиция по отношению к природному наследию России; в девятом и десятом
классах при анализе развития промышленности и деятельности человека как
антропогенного фактора вырабатывается свое видение будущего природы.
Но общение только с природой недостаточно эффективно для развития
эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого
школьника
опыт
общения
с природой,
накопленный человечеством,
отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Очень
важно здесь проведение наблюдений за природой: экскурсии, дневники
погоды, самостоятельная работа учащихся по сезонной и суточной ритм ике,
даже подборе картин и высказывание в письменной форме (в специально
заведенных для этого дневниках-альбомах) впечатлений от них, и т.д.
Также работы по искусству необходимо использовать при оформлении
кабинета географии.
Это
станет
мотивирующим
фактором
изучения
предметов искусства, умением на эмоциональном уровне воспринимать,
любоваться красотой природы, а также формирования экологической
культуры поведения.
Анализ содержания курсов школьной географии, позволил выделить
содержание в них эколого -эстетической составляющей с использованием
художественного пейзажа (см. рисунок 3).
В приложении А автором работы предложена подборка картин
белгородских художников, которые можно демонстрировать при изучении
различных тем школьного курса географии.
2.
цифровых
Эстетическое воспитание средствами фотографии. Применение
материалов
(фотографий)
на уроках
географии позволяет
расширить рамки учебника, углубить знания учащихся, проиллюстрировать
23
учебный материал, что делает учебный процесс по освоению его содержания
по-настоящему интересным.
Качественно
сделанные
и
подобранные
фотографии
позволяют
наглядно, ярко, образно показать разнообразные природные процессы и
явления. Данный метод (объяснительно-иллюстративный) применяется при
проведении уроков-лекций или изучении нового материала крупными
блоками.
Уроки географии, на которых используются фотографии, помогают
ученику легче понять взаимозависимость элементов природы, уникальность
и грацию. Почувствовав состояние природы, подросток легче ощутит весь
колорит и изящество природы в ее необычных формах рельефа, цветовых
соотношений волн океана и цветочных лугах в горах, на лугах, в поле и т.д.
Младшие
контрастном
Мирового
школьники
легче
воспринимают
произведения
при
сопоставлении, например, при изучении ветровых волн
океан,
а сначала показать
учащимся
безмятежный океан,
образовавшихся на поверхности белых причудливых барашков, а после этого
цунами и его разрушительную силу.
24
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
КУРСЫ Ш КОЛЬН О Й ГЕОГРАФ ИИ
Начальный
курс географии
(6 класс)
Г еография
материков и
океанов
Физическая
(7 класс)
(8 класс)
география
России
Экономическая
и социальная
географии
России
(9 класс)
Экономическая
и социальная
география
мира
(10 класс)
Природные процессы и явления, связанные с земной корой
Экологические проблемы,
вызываемые землетрясением и
вулканизмом
Последствия
землетрясений
и вулканов на
территории
России
Рельеф и влияние человека на литосферу
Влияние
рельефа на
сельское и
лесное
хозяйство;
образование
оврагов, селей,
оползней
Антропогенные формы рельефа
Г идросфера: вода - источник жизни
Общая характеристика гидросферы:
океаны, моря, реки и др.
Реки России - источник
снабжения людей пресной водой и
продовольственными ресурсами;
озера; стихийные бедствия
Размещение
ГЭС
Биологическое разн ообразие океанов
Атмосфера Земли
Воздух как средство жизни, источники загрязнения атмосферы
(промышленность, транспорт и др.). Климаты Земли
Опасность
засух,
агроклиматичес
кие ресурсы
Климатическая
обусловленность сельского
хозяйства
Рисунок - 3 Содержания эколого -эстетической составляющей в курсе
школьной географии с использованием художественного пейзажа
25
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
КУРСЫ Ш КОЛЬН О Й ГЕОГРАФ ИИ
Начальный
курс географии
(6 класс)
Г еография
материков и
океанов
Физическая
(7 класс)
(8 класс)
география
России
Экономическая
и социальная
географии
России
(9 класс)
Экономическая
и социальная
география
мира
(10 класс)
Биосфера, биологическое разнообразие и влияние на него человека
Разнообразие животного и растительного мира
Роль лесов в сохранении биосферы
Роль человека в распространении
растений и животных
Почвы и земельные ресурсы
ПТК
Сокращение
площади лесов
Широтная зональность и высотная
поясность (разнообразие
природных зон)
Опустынива
ние
Экология человека
У словия для расселения и
проживания человека на
материках, разнообразие расового
состава
Демографическая ситуация,
разнообразие расового состава
Рисунок - 3 Содержания эколого -эстетической составляющей в курсе
школьной географии с использованием художественного пейзажа
(продолжение)
26
Уроки - обзоры позволяют обобщать ранее накопленные восприятия
отдельных «картин» природы в общее представление ее разнообразия. В
воспитании эстетического отношения к природе предусматривается развитие
у школьников умения соотнести один регион мира с другим, увидеть
причины различий и сходств биологического и физического разнообразия
компонентов природы.
Анализ содержания курсов школьной географии, позволил выделить
содержание в них эколого-эстетической составляющей с использованием
фотографии (см. рисунок 4).
В разделе 3.1 автором работы будет предложена подборка пейзажных
фотографий Белгородской области, которые можно демонстрировать при
изучении различных тем школьного курса географии.
3.
Эстетическое воспитание средствами классической поэзии и прозы.
Одной из важнейших задач современного школьного географического
образования
является
воспитание
патриотизма.
Преподаватели
ищут
различные пути решения этой проблемы. Один из них - использование
художественной литературы на уроках географии.
Но этот путь
не является абсолютно новым. В методической
литературе по рассматриваемому вопросу имеются публикации. Так В.А.
Камаева в статье «Использование художественной литературы на уроках
географии
VIII
класса»,
приводит
подборку
стихов
по
темам
«Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь»
[12].
В приложении Б автор работы предложил свою подборку стихов
белгородских поэтов, которые можно читать при изучении различных тем
школьного курса географии.
Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает
подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. [36]. Об
использовании поэзии на уроках географии рассказывает и В.Ф. Россеев [31].
27
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
КУРСЫ Ш КОЛЬН О Й ГЕОГРАФ ИИ
Начальный
курс географии
(6 класс)
Г еография
материков и
океанов
Физическая
(7 класс)
(8 класс)
география
России
Экономическая
и социальная
географии
России
(9 класс)
Экономическая
и социальная
география
мира
(10 класс)
Природные процессы и явления, связанные с земной корой
Экологические проблемы, связанные с землетрясениями, вулканизмом и
поствулканической деятельностью на различных территориях (в мире и
России)
Литосфера: ресурсы и влияние человека
Полезные ископаемые материков и океанов
(в частности России); образование селей,
обвалов, оврагов и др.
Использование вторичного сырья
Рельеф
Типы рельефа материков и дна океанов (в
частности на территории России)
Антропогенные формы рельефа
Гидросфера: вода - источник жизни Воды суши и влияние человека на них
Вода - источник
жизни;
особенности
вод;
загрязнение вод
Внутренние
воды
материков
Воды России;
стихийные бедствия;
последствия
зарегулирования вод,
заболачивание,
загрязнение
Особенности строения ГЭС;
проблемы пресной воды;
загрязнение отходами областей
хозяйства
Мировой океан и влияние человека на него
Волны океана;
загрязнение вод
нефтью,
радиоактивным
и отходами
Биологическое
разнообразие
вод
Освоение шельфа; Загрязнение морей;
нерациональное использование биологических
ресурсов (браконьерство)
Атмосфера Земли и влияние человека
Роль атмосферы в жизни Земли; загрязнение, проблемы
глобального потепления, разрушение озонового экрана
Источники загрязнения
атмосферы
Рисунок - 4 Содержания эколого -эстетической составляющей в курсе
школьной географии с использованием фотографии
28
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
КУРСЫ Ш КОЛЬН О Й ГЕОГРАФ ИИ
Начальный
курс географии
(6 класс)
Г еография
материков и
океанов
Физическая
(7 класс)
(8 класс)
география
России
Экономическая
и социальная
географии
России
(9 класс)
Экономическая
и социальная
география
мира
(10 класс)
Климаты Земли
Влияние климата на природу и
здоровье человека
Засухи,
агроклиматич
еские ресурсы
Биосфера: общая характеристика, биологическое разнообразие и влияние человека на биосферу
Роль лесов в сохранении
биосферы; человеческий фактор в
сохранении жизни на Земле
Организмы биосферы
ПТК и влияние на них человека
Сокращение
площади лесов,
истощение
почв,
опустынивание
Разнообразие
ПТК: широтная
зональность и
высотная
поясность
Возникновение
антропогенных
ПТК
Потребительская деятельность
человека - фактор создание
антропогенных ПТК
Почвенные и земельные ресурсы
Плодородие
почв
Типы почв
Виды
мелиорации и
их
Экологические последствия
АПК: эрозия, засоление,
заболачивание, загрязнение
Экология человека
Условия расселения и проживания
человека
Влияние
природы на
здоровье
человека
Демографическая ситуация и
расовый состав Земли
У стойчивое развитие (глобальная экология)
Ресурсосбережение, снижение
уровня загрязнения
Рисунок - 4 Содержания эколого-эстетической составляющей в курсе
школьной географии с использованием фотографии (продолжение)
29
Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ
территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать,
работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и
запоминающимися.
Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах,
заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной
деятельности.
Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических
этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при
изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя
содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и
усвоение нового материала.
Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают
напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и
мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается
вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и ф орм ирую т
навыки
критического
мышления,
способствуют
осознанию
и
более
глубокому восприятию изученного материала.
После прочтения стихотворения учитель для формирования навыка
аналитического мышления и развития внимания может задавать различные
вопросы к прочтенному произведению, например такие:
1. Какой вы представили степь, дайте словесное описание.
2. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?
3. Используя строки стихотворения, опишите рельеф и климат степи.
Поэтические образы способствуют формированию надпредметных
умений и навыков, пробуждают фантазию школьников, создают условия, при
которых дети стремятся к творчеству, испытывают потребность работать с
художественной литературой и узнавать новое. Сами пишут стихи, что
способствует привитию любви не только к географии, но и к поэзии, к
родному краю.
30
Также немаловажное значение в эколого-эстетическом воспитании на
уроках географии является и использование прозаических произведений
литературы.
Повествуя на уроке о природе различных уголков нашей планеты,
можно использовать рассказы не только писателей-классиков, известных
каждому школьнику, но и авторов современных, менее известных. При этом
важно достичь желаемого результата (цели) использования прозы.
Не стоит забывать, что учащимся любого возраста будет интересно не
только слушать отрывки из литературных произведений, подготовленных
учителем, но и находить самим в различных источниках. Подобные задания
даются на дом, а на уроке учитель спрашивает по желанию учащихся,
включая их в различные этапы урока. Например, при изучении какой-либо
природной зоны, учитель рассказывает о ее географическом положении,
далее переходя к ее особенностям: климатическим характеристикам, почвам ,
животный и растительный мир, водные объекты, предлагая учащимся на эти
особенности приводить примеры найденных литературных произведений.
Также возможно проведение уроков географии с использованием
прозы и поэзии в игровой форме.
Таким образом, благодаря урокам географии, на которых используются
элементы включения литературных произведений (как прозы, так и поэзии)
учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным
дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю
степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость з а то, что
они являются гражданами своей Родины.
4.
Эстетическое воспитание средствами музыки. Использование
учителем географии музыкальных произведений на уроке предъявляет
особые требования к его личности, особенно - к речи. Следует помнить,
слово вначале действует на разум, а затем на чувства, но не всегда слово
всесильно. В таких случаях оно может быть дополнено музыкой, с которой
имеется скрытая тесная взаимосвязь. Музыка может быть фоном вступления
31
к интересной теме урока, быть фактом подтверждения явлений, быть
дополнением к рассказу об обитателях животного мира материков (рев
зверей, пение птиц), может быть завершающим звеном урока. Выводы и
обобщения формулируются на фоне музыки. В этих случаях внимание
учащихся и их познавательный интерес будут усиливаться.
Объект
или
явление,
описанное
при
помощи
музыкального
произведения, становится более ярким, содержательным, насыщенным
впечатлениями, ассоциациями, осознанными и неосознанными чувствами.
При помощи звука можно увидеть, что невозможно описать словом,
изобразить на картине и на экране монитора или телевизора. Более того,
музыка позволяет совершить настоящее кругосветное плавание, полет к
дальним мирам, путешествия во времени, по -новому открыть окружающий
мир, что является одной из главных целей изучения географии.
Тема природы - излюбленная тематика музыкантов мира. Поэтому
подобрать музыкальное произведение под тему на урок географии не так
сложно. Трудность здесь заключается в другом: тематика уроков с
использованием
музыкальных
произведений,
в
основном,
носит
не
экологический, а эстетический характер.
Музыкой можно сопровождать уроки с использованием различных
средств
обучения,
создавая
комплексы
наглядных (аудиовизуальных)
пособий.
Подводя итог ко всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что
использование
аудиовизуальных
средств
открывает
неограниченные
возможности для реализации творческих планов как учителей, так и
учащихся. Использование фотографий повышает у детей интерес к занятиям,
к самостоятельным видам работ, они начинают более активно работать на
уроках, стремятся создавать свои собственные проекты, и даже общаются с
учениками и учителями по многим проблемным темам на форумах и чатах.
Полноценное восприятие пейзажа, образов живой природы при помощи
искусства на уроках географии помогает увидеть эстетические качества
32
окружающей среды, прививает подросткам потребность заботы о природном
мире и стремление к его посильной охране, сохранению его богатств.
Одновременно
решаются важные задачи патриотического воспитания
подрастающего
поколения. И сами учителя с большим энтузиазмом
открывают
для
себя
доселе
неизведанный
мир,
становятся
первооткрывателями, учатся вмести с детьми, делятся друг с другом
накопленным опытом, помогают своим коллегам, в споре находят истину и
верят, что рано или поздно, но пройдут «сквозь тернии к звёздам».
2.3 Краеведческие аспекты эстетического воспитания
Важнейшей целью географического образования школьников является
формирование целостной картины природы, уяснение взаимосвязи общих
закономерностей и их проявлений в конкретных фактах регионального и
локального масштабов (географическое краеведение).
Краеведением занимаются представители разных наук, но наиболее
близкой
к
краеведению
оказывается
география.
А.С.
Берг
называл
краеведение «географией родного края».
Краеведческий принцип является одним из важнейших в преподавании
географии, и поэтому неслучайно, что в педагогике он возник в связи с
изучением географии.
Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и
общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах
познают
явления
общего
порядка.
По
образному
выражению
Н.Н.
Баранского, они могут «увидеть мир в капле воды». Краеведческий принцип
дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому
правилу «от известному к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея
представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять
географию
более отдаленных районов России
33
и зарубежных стран.
Конкретное проявление процессов географической среды в ближайших
окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих
предметах и явлениях географической оболочки Земли. Краеведение созд ает
благоприятную основу для воспитания любви к Родине не на отвлеченных
понятиях, а на конкретных явлениях, процессах, объектах. Систематическое
осуществление
формировать
краеведческого
принципа
помогает
целенаправленно
диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся,
способствует развитию навыков научно -исследовательской работы.
Вопросами использования краеведческого материала при изучении
географии посвящены труды Г.Ю. Гринберга, В.Л. Кондакова, Д.Л.
Мирского, А.З. Сафиулина, Г.Г. Ш онберга и многих других.
Эффективность краеведческого принципа в обучении и воспитании
учащихся достигается как за счет активной краеведческой деятельности по
приобретению знаний из различных источников учителями, учащимися,
наличия
соответствующих
наглядных
пособий
(гербарий,
коллекции
минералов и горных пород, макеты, модели, таблицы, диаграммы и т. д.),
краеведческой
литературы,
справочников,
так и умения
отобрать
и
систематизировать эти материалы.
Краеведческий материал должен:
- способствовать формированию научных взглядов на природу,
хозяйство и их взаимодействие, воспитанию учащихся в духе патриотизма,
бережного отношения к национальным богатствам;
- отражать типичные, характерные стороны природы, населения,
хозяйства, края, служить основой для формирования общих географ ических
понятий, явлений, процессов;
- соответствовать программным требованиям школьной географии;
- отвечать возрастным особенностям учащихся.
Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется
путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы
34
выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры
урока.
Можно выделить два подхода. Первый заключается в том, что
географические
понятия,
процессы,
явления
усваиваются
при
непосредственном изучении края (уроки-экскурсии в природу), в других
случаях
краеведческий
материал
составляет
содержание
целого
(краеведческого) урока или же является его элементом. Так, при изучении
темы «Погода» в 6 классе урок полностью строится на использовании
краеведческого
материала
(анализируются
материалы
наблюдений
за
погодой). К этому же типу относится урок в 6 классе по изучению климата
своей местности. Однако, на большинстве уроков краеведческий материал
использую лишь на одном из этапов (проверка знаний, изучение нового
материала,
закрепление
и
повторение
пройденного,
выполнение
самостоятельной работы). По А.З. Сафиуллину [33], важнейшие методы и
методические приемы следующие:
1) объяснительно -иллюстративный, сочетающий словесные методы
(рассказ,
объяснение)
с
иллюстрацией
различных
по
содержанию
краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов гербариев, коллекций);
2) частично-поисковый, основанный на использовании краеведческих
знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся (беседа проверочная,
эвристическая, повторительно-обучающая);
3) работа с краеведческой литературой и источниками (книги, пособия,
справочники, периодическая печать);
4) исследовательский, предусматривающий непосредственное изучение
объектов, явлений природно-экономического содержания (наблюдения в
природе и обработка материалов, составление экономико -географической
характеристики местных предприятий); работа с краеведческой литературой,
картографическими, фондовыми и статистическими материалами; изучение
35
природы и экономики края в процессе проведения учебных и внеурочных
экскурсий [13].
Чаще всего краеведческий материал используется при сравнительной
характеристике по признакам сходства или различия изучаемых территорий с
родным краем. Так, климат какого-либо региона нашей страны сравнивается
с климатом своего края (рассматриваются климатообразующие факторы и
отдельные элементы климата). Учащиеся делают вывод о причинах отличия
его от климата своей местности. Используя рассказ, беседу, самостоятельную
работу по картам, атласу, учебникам и т. д., целесообразно сравнивать
рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, внутренние воды,
реки, озера, подземные воды, почвы, растительность, животный мир.
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев
В.И.
Педагогика
творческого
саморазвития.
Инновационный курс. Книга 1. - Издательство Казанского университета,
1996. - 516 с.
2. Белгородская энциклопедия / Под. ред. В.В. Овчинникова. Белгород: Изд-во Обл. тип., 2000. - 464 с.
3. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1981. - 399 с.
4. Галимская К.К., Рондикова Л.И. География Белгородской области. Воронеж, 1986. - 274 с.
5. Гененко И.А., Лопина Е.М., Корнилов А.Г. Методика изучения
социально-географических аспектов общественного природопользования и
оценки эстетико-потребительских параметров среды: Методическое пособие.
- Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2009. - 44 с.
6.
География Белгородской области / Под ред. Г.Н.Григорьева. -
Белгород: Изд-во БелГУ, 1996. - 142 с.
7. География Белгородской
области.
Часть I. Природа / М.В.
Василенко. П.В. Голеусов, А.В. Гусев; Под ред. М.В. Василенко, Ю.Г.
Чендев. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 120 с.
8. Геттнер А. География. Ее история, сущность и методы. - М.-Л.:
ГИЗ, 1930. - 416 с.
9. Дземидок Б.О. О комическом. - М.: Прогресс, 1974. - 223 с.
10. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М., 2001.
11. Калашникова
О.В.
Пейзажеобразующее
значение
элементов
ландшафтной структуры // В кн. «Рекреационная география»: Учебно методический комплекс / А.С. Кусков, В.Л. Волобуев, Т.Н. Одинцова. - М.:
Флинта: МПСИ, 2005. - С. 84-86.
12. Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках
географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.
37
13. Ковшов
С.В.,
Строкина Е.А.,
Ковшов
В.П.
Экологическое
воспитание как социально-педагогическая проблема, // Сборник трудов
молодых исследователей географического факультета МГУ им. Н.П. Огарева
Вып.8. - Саранск, 2005. - С. 120 - 125.
14. Колчанов А.Ф.
Флора Белгородской области и ее анализ //
Флористические исследования в Центральной России: Мат. науч. конф. «Флора
Центральной России», Липецк, 1995. - С. 123-124.
15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.:
Политиздат, 1984. - 335 с.
16. Корнилов
А.Г.,
Антропофункциональный
географического
Петин
анализ
районирования
А.Н.,
территории
Назаренко
как
Белгородской
основа
области
Н.В.
эколого -
// Проблемы
региональной экологии. - Смоленск, 2005. - №1. - С. 21-27.
17. Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников: учеб. метод. пособие. - Минск: Уншерспэцкае, 1999. - 157 с.
18. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. Москва - Смоленск: Маджента, 2003. - 384с.
19. Лармин
О.В.
Эстетический
идеал
и
современность.
- М.:
Издательство Московского университета, 1964. - 155 с.
20. Лихачев Б.Т., Квятковский Е.В. Сущность, принципы и система
эстетического
воспитания
учащихся
общеобразовательной
школы.
-
Советская педагогика, 1980. - №7. - С. 11-20.
21. Лихачева Э.А., Тимофеев Д.А. Экологическая геоморфология:
Словарь - справочник. - М.: Медиа-ПРЕСС, 2004. - 240 с.
22. Лопина
Е.М.,
Корнилов
А.Г.
Оценка
эстетических
и
потребительских параметров среды. Учеб. пособие. - Белгород: Изд. дом
«Белгород», 2015 - 108 с.
23. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического
опыта / А.С. Макаренко // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е.
Лакин [и др.]. - Минск: Вышэйшая школа, 1971. - C. 582-593.
38
24. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной
литературы «РОН», 2002. - 48 с.
25. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Мысль, 1977. - 293 с.
26. Николаев В.А. Эстетическое восприятие ландшафта // Вест. М оск.
ун-та. Сер. 5. География. - 1999. - №26. - С.10-15.
27. Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн / В.А.
Николаев. - М.: Аспект Пресс, 2003.-176 с.
28. Охрана окружающей природной среды в Белгородской области.
Стат. сб. / Белгородстат. - 2007. - 136 с.
29. Петин А.Н., Григорьев Г.Н., Новых Л.Л., Квачев В.Н. Природные
условия
и
ресурсы
Белгородской
области
//
Очерки
краеведения
Белгородчины. - Белгород: Изд-во Белгород. ун-та, 2000. - С. 270-273.
30. Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: «Мысль», 1990.- 673 с.
31. Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе.
1996. № 6 .
32. Салеев В.А. Сущность эстетического воспитания / В.А. Салеев //
Адукацыя i выхаванне. - 1992. - №2 3. - С. 10-15.
33. Сафиуллин А.З. Основы географического краеведения в сельской
школе. - М.: Просвещение, 1976. - 120 с.
34. Состояние
окружающей
среды
и
использование природных
ресурсов Белгородской области в 2003-2004 годах / Под ред. С.В. Лукина,
Ф.Н. Лисецкого, М.В. Терентьева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 182 с.
35. Смольянинов В.М., Русинов НС., Панков Д.Н Комплексная оценка
антропогенного
воздействия
на
природную
среду
при
обосновании
природоохранных мероприятий. - Воронеж: Изд-во ВГАУ, 1996. - 125 с.
36. Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе.
1997. №7.
37. Фазин А.В. Воспитание красотой. - М., 1980. - 138с.
39
38. Чендев Ю.Г. Изменение во времени компонентов географической
среды Белгородской области: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ,
1997. - 84 с.
39. Экология Белгородской области / А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И.
Петина. - М.: Изд-во МГУ, 2002.- 288 с.
40. Яковлев Е.Г. Эстетика. - М.: Гардарики, 2002. - 464 с.
40
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Подборка картин белгородских художников, которые можно
демонстрировать при изучении различных тем школьного курса географии
В. Нестерков «Зимана Везёлке» (2012)
В. Нестерков «Март в Белгороде»
(2005)
В. Нестерков «Осень в Белгороде»
(2007)
Ю.Феддерс «Монастырская церковь
в лесу» (1887)
Е. Хребтоа «Грайворонский дали»(2000)
А. Мамонтов «Зимний вечер» (1974)
41
Ю.Феддерс «Меловые берега» (1882)
Ю Феддерс «Меловая гора» (1879)
Ю. Феддерс «Белгородский пейзаж
(1880)
А. Мамонтов «Кохозный рынок» (1975)
42
В. Лыткин «Дорога к Храму.
Хотмыжск» (1970)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Подборка стихов белгородских поэтов, которые можно читать при изучении
различных тем школьного курса географии
Д.А. М аматов
Стихотворение «Седой мой край»
Там, где разлукой пахнет клевер
скошенный,
Хрустальный ключ волнуется на дне.
Седой мой край- любимый и
заброшенный,
Дай Бог побыть с тобой наедине!
Любуюсь вновь твоей крестьянской
новиной
Перед бессмертным знаменем зари.
Отчизна-Русь, в тиши
нерасколдованной
Ты мне молитвой душу озари!
Чтоб воссияла гранью светлой
вечности
Весна любви без мрака и погонь,
И на закате радужной беспечности
Не гас во мне лирический огонь!
Ж.Н. Бондаренко
Стихотворение «Мой край и я ...»
Мой край и я - неразделимы,
Здесь родилась я и росла,
И льются в душу мне незримо
Потоки света и тепла.
Судьбой изменчивой ведома,
Жила я в разных городах,
Но улыбались только дома
Мне звёзды в ясных небесах.
Здесь солнце ярче и добрее
И звонче музыка дождей.
Здесь сердцу любится вольнее
И в счастье верится сильней.
Мой край и я - неразделимы.
Пускай мечту не скроет мгла
И льются в душу мне незримо
Потоки света и тепла.
В.Е. Молчанов
Стихотворение «Белогорье»
Белогорье...
Поле отчее.
По-над лугом светлый дым.
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.
Змейка вьющегося вереска
Розовеет под горой,
И совсем не видно берега
За травой береговой.
Над песчаной зыбкой кручею
Пролетел стрелою стриж.
Ю рких ласточек певучее
Щебетанье из-под крыш.
Звезд полночных многоточие,
Туч движение гурьбой.
Б е л о го р ь е .
Поле отчееЧто зову своей судьбой.
А.П. Форов
Стихотворение «Доброе утро!»
Доброе утро, мой край Черноземный!
Низкий поклон и лугам, и полям,
Речкам,
оврагам,
лесам
многозвонным,
И городам твоим, и деревням.
Кланяюсь в пояс здесь людям
живущим
Тем, кто войну, задыхаясь, глотнул.
Кто засевает зерно в день грядущий
С верою в жизнь и в родную страну.
Милые дали, живите спокойно,
Музыка жизни пусть льется без слез.
Доброе
утро,
мой
край
Черноземный,Песен раздольных и чистых берез!
43
И. Чернухине
Стихотворение «За Ворсклой»
Ты о чем там, сорока-воровка,
Как тебя в этот край занесло?
Где за дымкой годов-Томаровка,
Вечно белое наше село.
Со времен, утверждают, петровских
По пути на Полтаву царем
Где-то здесь, за туманною Ворсклой,
Срублен был незатейливый дом.
С той поры по округе деревни
И пошли с легкой царской руки
Вдоль задумчивой, тихой и древней,
Затерявшейся в вербах реки.
Томаровка, Борисовка кровный
Край мой детства - земля и зенит,
Где на месте подворья Петрова
Лес столетний за Ворсклой стоит.
Дух таинственный прячут дубравы,
Поднимает туманы река,
И до самой зеленой Полтавы
Заревые плывут облака.
И ничто не тревожит покоя.
Только громко поют соловьи,
Как и после полтавского боя,
Сочиняя кантаты свои.
В. Белов
Стихотворение «О, край лучезарный
и синий»
О, край лучезарный и синий,
Где крепость на склоне крутом
Служила опорой России,
Надежным и грозным щитом.
Лихие ветра здесь летели
И столько осилить пришлось!
А сколько свинцовых метелей
И огненных бурь пронеслось?!
Белые горы,
Рябинки с березками,
Руда под холмами,
Под солнцем - хлеба.
Д.А. М аматов
Стихотворение «Т епло»
Ничего мне не надо от Родины
Только б видеть лесов её цепь,
Да простор с меловыми отрогами,
Уходящий в туманную степь.
Синь ржаную с дорогами длинными,
С одинокой церквушкой вдали,
Где холмами седыми былинными
Облака отдохнуть прилегли.
Там заря загрустила над явором,
Словно юность на зыбком краю,
Что ушла за кочующим табором
Тихой болью сквозь душу мою.
Прокатилась виденьями давними,
Связь порвав золотую со мной
И от вязов, склонённых над ставнями,
Свет небесный в избушке земной.
Льётся он одиноко и ласково
Сквозь ненастья и звоны оков.
Пусть тепло его чисто славянское
Не остынет во веки веков!
Славься вовеки,
Земля белгородская.
Храни тебя Бог!
Да святится судьба!
Из пепла смогла возродиться,
Дворцы твои как кружева,
России тобою гордиться,
Пока она будет жива.
Летят колокольные звоны.
Надежда в тех звонах и грусть.
И Белгород, в даль устремленный,
Зовет к единению Русь.
44
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Урок «Природные зоны Белгородской области. Особо охраняемые
территории»
План-конспект урока.
«Первое срубленное дерево означало начало
цивилизации, а последнее будет означать конец ее... »
1. Оргмомент.
Цели урока:
1.Способствовать формированию представлений о территориальных
особенностях растительности Белгородской области.
2.Продолжить
формирование
умений
обучающихся
работать
самостоятельно и в группах с различными источниками географической
информации.
3.Формировать чувство сопричастности к решению экологических
проблем, патриотизма, гордости за страну и малую родину.
С обучающимися совместно формулируем цели и задачи урока. На
слайде незаконченные предложения. Обучающимся предлагается выбрать из
слов в скобках нужные и сформулировать получившиеся предложения.
Ход урока.
Сегодня обратим внимание на особо охраняемые территории
Белгородской области.
Наша страна раскинулась на просторах Европы и Азии, от
арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге.
Разнообразна и неповторима наша природа. Недаром русские песни
красивые, протяжные, мощные, как и сама страна (песня «Степь да степь
кругом»).
Недаром средь таких широт
Под стать простору и народ
Любую даль не чтит далекой,
Он весь в тебе, родная ширь,
45
Ш ирокоплечий богатырь
С душой, как ты сама, широкой.....
Известный русский ученый В.О.Ключевский считал, что духовный
склад русского человека сформулирован лесом и степью - это природные
зоны заселены и обжиты человеком.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной....
Задание 1. Познакомьтесь с некоторыми чертами русской души,
которые,
по
мнению
В.О.
Ключевского,
являются характерными
и
определите, какие из них воспитаны лесом, а какие степью.
A. чувство шири и дали
Б. стремление «выходить на большую дорогу» окольными путями
B. коллективизм
Г. стремительность
Д. вольность
Е. замкнутость
Ж. склонность к одиночеству
З. гостеприимство
Заполните таблицу:
Воспитаны лесом
б
в
с
3
Воспитаны степью
а
г
д
ж
Оценка 5: правильных ответов-8, Оценка 4: правильных ответов - 7, Оценка 3- правильных
ответов- 6.
Мы уже изучили природные зоны России, определите, какие из них и
как расположены на территории Белгородской области. (Большая территория
БО занята типичной лесостепью. В Алексеевском и Вейделевском районах 46
подзона
южной
лесостепи.
Степи
располагаются
на
юго-востоке в
Ровеньковском районе).
Используя карты стр. 46 учебника «Белгородская область», определите:
1 группа.
Где в Белгородской области располагаются дубово -
широколиственные леса? (Они располагаются по правым берегам рек
Ворскла, Оскол и др.)
Почему по правым берегам? ( Т.К. правые берега оказываются под
большим воздействием влажного воздуха с Атлантического океана, а дубы
как раз влаголюбивые деревья)
2 группа. Где в Белгородской области располагаются сосновые леса?
(Чисто сосновых лесов в области мало, в основном это левые берега
Ворсклы, Северского Донца, Оскола).
Почему левые берега? ( Они более сухие, а сосны как раз не любят
много влаги).
3 группа. Где в Белгородской области располагаются дубовые леса?
(Дубовые
леса
занимают
гораздо
большие
площади,
чем
дубово
широколиственные, но преимущественно по правым берегам рек.)
4 группа. Где в Белгородской области располагаются степи? Какие
они? (Разнотравно-злаковые и злаково-разнотравные на юго -востоке области,
в Валуйском, Алексеевском и Ровеньковском районах).
А почему именно здесь? (Эта территория с количеством осадков
меньше 600 мм и с коэффициентом увлажнения меньше 1, в таких
климатических условиях развиваются степи.)
Задание 2. По 2 представителя от каждой группы сядут за компью теры
и выполнят работу (разместят условные знаки перечисленных районов на
карте Белгородской области.)
Для остальных: найти определение леса, степи, лесостепи, реликтов
(стр. 46-48)
47
Прежде, чем познакомиться с особо охраняемыми территориями
Белгородской
области,
прослушайте небольшую справку о том, как
развивалась растительность на территории области в последние этапы
геологической истории.
Современный
формаций
в
состав
нашей
и
области
распределение
сложились
отдельных
в
растительных
сравнительно
недавнее
геологическое время. В доледниковый период, когда третичное море
отступало далеко на юг, в средних широтах Европейской части России
климат был гораздо теплее, чем теперь. Здесь произрастала тропическая и
субтропическая растительность: Веерные пальмы, эвкалипты, бамбуки и т. д.
В конце третичного периода, в связи с наступившим похолоданием,
теплолюбивая флора полностью исчезла, уступив место холодостойким
видам растений. Южные окраины.
Средне-Русской возвышенности покрывались смешанными хвойно широколиственными лесами. Глубокие изменения в размещение и состав
растительного покрова внесло четвертичное оледенение. На возвышенных и
относительно
ледникового
сухих
участках,
оставшихся
свободными
от
покрова и не незатронутых талыми ледниковыми водами,
развились приледниковые леса типа «горных сосняков, переселившихся в
пределы равнины из горных стран Восточной Сибири и Западной Е вропы . В
послеледниковое время, на протяжении последних тринадцати тысячелетий
климатические условия менялись коренным образом не менее пяти раз. При
этом каждый раз происходило великое переселение растений то с север а юг,
то в противоположном направлении, и территория области периодически
покрывалась то преимущественно лесной, то степной растительностью. В
недалеком прошлом растительность лесостепи была представлена дубравами
и разнотравными степями.
Встревожили степи кострами
Казаки, стрельцы, пушкари,
Монахи воздвигнули храмы
И вышли в поля косари.
48
Звучала ли песнь ж аворонка,
Ш альная ли песнь соловья...
От первого шага ребенка
Родной становилась земля.
Хозяйственное
освоение
нашей
территории
началось
за
5-6
тысячелетий до н.э. А сегодня мы вынуждены задуматься об охране природы.
Когда-то в нашем крае шумели бескрайние зеленые дубравы. Начиная с
15 века, началось их постепенное уничтожение. Дубовые бревна хорошо
подходили для строительства крепостей на Белгородской черте, храмов,
домов. Большой урон нашим лесам нанес указ царя Алексея Михайловича о
выжигании каждой осенью степей, чтобы уничтожить корм для татарской
конницы. Со степью выгорали и леса.
Дуб Богдана Хмельницкого в урочище Долгое (Обуховский район) 400 лет, старый редкодуб в Алексеевском р -не- 300-350 лет.
Живым ископаемым Ч. Дарвин назвал меловую сосну. Одиночные
деревья можно встретить по берегам Северского Донца, Оскола, Нежеголь.
Осталось всего 6 небольших боров. Есть сосна в Бекарюковском лесу на
берегу озера Нежеголь.
Редкая птица - дрофа. У нас почти не встречается. Люди истребили
дрофу, потому что для взлета ей необходим разбег, поэтому ее загоняли в
ограниченные пространства и забивали палками.
Где мы встречаем слово «Дрофа»? Учащиеся отвечают, что так
называется издательство, где выпускаются школьные учебники.
Это символично: открываем учебник и вспоминаем о том, что при роду
надо охранять от самих же себя.
Задания для групп:
1. Найти в учебнике краткое описание заповедника Лес на Ворскле.
2. -.................................Острасьевы Яры.
3 . --------------------------Ямская Степь
49
4.
Лысые горы
5.
-Стенки Изгорье
На экране интерактивная карта БО, на которой надо «перетащить»
значки, обозначающие названные заповедные территории в нужные места.
Творческое задание: сочинить стихотворение, т.е выстроить слова в
строках по смыслу и в рифму, чтобы получилось четверостишие:
Возможно, есть, красивей, уголок.
Богаче, есть, есть, шире, края,
России, из, большой, всей, но,
Моя, ближе, сердцу, к, Белгородчина.
Долж но получиться:
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей большой России
Ближе к сердцу Белгородчина моя.
Проверка усвоенных знаний:
Выполнить тест:
1. Список редких исчезающих животных и растений (Красная книга)
2. ООПТ, разрешенная для кратковременного посещения туристами
(национальный парк)
3. Растительное сообщество с преобладанием древесных пород ,
образующих несколько ярусов (лес)
4. Растительное
сообщество
с
преобладанием
травянистой
растительности в областях с недостаточным увлажнением.
5. ООПТ, исключающие все виды хозяйственной деятельности на них
(заповедник)
6. Сообщество травянистых растений, которые развиваются во всех
природных зонах в условиях среднего увлажнения (луг)
Релаксация:
50
1. Вернемся к целям и задачам урока: что узнали нового? Что
заинтересовало? В чем встретили затруднения? Что понравилось? Какую
форму работы хотите выполнять чаще?
Домашнее задание:
1.
Творческое.
Приготовить
проект
«Заповедные
территории
Белгородской области».
Вспомнить, чем проект отличается от обычной презентации. Ученики
скажут, что в проекте сформулированы цели и задачи в соответствие и
актуальностью выбранной темы, есть четкий план с обоснованием каждого
выбранного пункта, работа последовательная, несет исследовательскопоисковый смысл, имеет список литературы и т.д.
Использованное оборудование на уроке:
1. Презентация по теме.
2. Интерактивные карты БО на 4 компьютерах
3. Учебник «География Белгородской области»
4. Контурная карта Белгородской области.
5. Физическая карта Белгородской области на стене.
6. Музыка и слова песни «Степь да степь кругом».
7. Подборка картин белгородских художников, пейзажных фотографий
Белгородской области и подборка стихов.
51
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв