ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Факультет психологии
Кафедра общей и прикладной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История психологии»
На тему: «Этнопсихологические показатели
менталитета носителей японского этноса: миф, религии и
проблема этнической идентичности »
Направление подготовки: 37.03.01— Психология,
направленность(профиль) — общий
Выполнила:
обучающийся 2 курса
группа 7210
Лукьянова Анастасия
Николаевна
Научный
руководитель:
к.п.н., доцент
Бар Наталья Сергеевна
Санкт- Петербург
2024
Содержание
Введение………………………………………………………………………
3
Глава
1.
Мифология
как
основа
этноса
и
национального
самосознания………………………………………………………………
…4
1.1.
Общее
положение
о
традиции
мифа…………………………………..4
1.2.Мифологическая
система
древних
мифов
народов
Японии…………………………………………………………………………
7
1.3.
Мифологическое
мышление…………………………….......................10
Глава
2.
Религиозный
аспект……………………………………………..13
2.1.
Явление
синто…………………………………………………………..13
2.2.
Буддизм
и
философия
дзэн-
буддизма…………………………………17
2.3.
Синто-буддийский
синкретизм………………………………………...20
Глава
3.
Влияние
установление
изолированности
отличительных
аспектов……………………….22
2
страны
на
этнопсихологических
3.1.
Проблема
этнической
идентичности…………………………………22
Выводы………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………
27
Список
литературы…………………………………………………………28
Введение
В. Вундт писал:„Результаты этнической психологии
составляют вместе с тем наш главный источник сведений
об общей психологии сложных психических процессов.”
Изучение
народов
этнической
построено
на
психологии
или
психологии
историко-культурном
анализе
мифов, языка, религии, обычаев и тд. О важности подобных
проявлений психики личности
говорили такие известные
научному миру этнопсихологи как: Г. Штейнталь, М.
Лацарус, Н.Г. Чернышевский, В.Н. Павленко и др. Однако
большинство
исследователей
3
мало
выпустило
работ,
посвященных
мифологии,
проблеме
найденных
синтеза
в
элементов
существенно
религии
и
разнообразных
уголках Японского государства на довольно значительных
расстояниях.
С
учетом
географического
положения,
длительных периодов изоляции, маргинального состояний
подавляющей части общества и др. Остается открытым
вопрос
об
оригинальности
многообразии,
возможности
мировоззрения,
основанного
верованиях
;и
мировой
японского
мифа,
слияния
на
религии
его
исконного
анимистических
Буддизма,
проблеме
национального самосознания.
Объект - японская культура.
Предмет-
своеобразие
национальной мыслительной
деятельности.
Цель- проанализировать влияние историко-культурных
условий на формирование индивидуальных показателей
менталитета
и
представлений
японцев
о
себе
как
отдельной нации.
Задачи:
● изучить миф как основу становления мифологического
мышления
● выявить закономерности существования религиозного
синкретизма
● определить
влияние
изолированности
страны
на
этноса
и
психологию культуры
Глава
1.
Мифология
как
основа
национального самосознания
1.1. Общее положение о традиции мифа
4
Миф
является
первобытного
формой
мышления
общества<…>[14,с.12].
человека
Это
начало
духовной культуры, подвижное явление, позволяющее
ретроспективе наблюдать за изменениями
в
восприятия
мира, окружающей среды, например анализ сказаний,
ощущению
посвященных
беспомощности
при
наступлении природных катаклизмов.
Для
обеспечения
представитель
собственной
древнего
мира
выживаемости
обязан
найти
покровительство среди существ известных и понятных ему.
Такими становятся животные, боги, герои народного эпоса
и фольклора. Перед ними носитель национальной культуры
одновременно
испытывает
настоящего,
иными
страх
и веру в
словами
-
улучшение
амбивалентность
эмоциональных переживаний.
Выстраивается четкая связь и взаимообусловленность
между мифом
и антропоморфизмом, так как трактовки
таких сложных и многогранных понятий сходятся воедино объекты,
явления
“одушевляются”
свойствами
живой
и
неживой
природы
посредством наделения их качествами и
человеческой
мифологических
психики.
сюжетов
истинности,
равно
следствие,
сохраняется
Содержание
возносится
реальному
в
течению
до
уровня
времени,
сознании
как
носителей
этнического наследия страны.
Легенды и рассказы отражают не только культуру в ее
историко-психологическом
контексте,
но
и
страхи,
попытку объяснить и дать характеристику мотивам
5
собственного поведения, желаниям, потребностям,
также поиск ответов на “вечные” вопросы. Помощь во
время интеграции в сообщество или переход на новую
ступень
мифов
взросления
выступало
столкновении
как
с
защитный
реальной
отрицательными
доказательств
- процесс инициации.
эмоциями,
и
неспособность
Создание
механизм
при
угрозой,
допустим
отсутствием
научных
обосновать
сложные
процессы, происходящие в сознании личности.
В классических мифологиях любое необыкновенное
происшествие, любой подвиг, совершаемый богом или
культурным
героем,
трактуется
как
реально
имевший
место[14,c.9]. Мифология помимо того, что служит одним
из способов творчества, выражения мыслей, переживаний
в
искусстве,
это
воображения,
направленный
человеческого
и
источник
дополнительно
на
удовлетворение познавательной активности. Разобрав
основные аспекты мифа, перейдем к трации японского
мифа и мифологии.
Японская мифология - комплекс древних японских
(синтоистских),
буддистских
и
сформированных
на
их
основе (включая элементы даосизма) поздненациональных
мифологических
представлений.
[2,c.2]
Большая
часть
такой мифологии принадлежит к периоду с 7 по 8 века( с
конца эпохи Асука до начала Хэйан) -фундамент японского
фольклора, ранний период зарождения письменности.
Японская мифология служит демонстрацией слияния
традиционных
черт
и
заимствованных религиозных
6
элементов. Подобное можно увидеть как в
буддийских
легендах,
японские
священные
представления о чистоте и нечистоте,
божества
где
появляются
перенимают поведение ками. Так и в преданиях о
центральных
духах
исконной
религии японцев(Синто)
представлена буддийская мораль. До седьмого века нашей
эры,
Япония
испытывала
значительное
влияние
миграционных потоков из Китая и Кореи. Вероятно, именно
эти
переселенцы
стали
распространении
ключевыми
буддийской
посредниками
религии
на
в
японских
территориях, где она впоследствии укоренилась и получила
широкое распространение.
Знакомство с китайскими историческими сюжетами
(историческими анекдотами) кодзи 故 事 было обязательным
для японских аристократов эпохи Хэйан. Образованность
входила
в
аристократических
Сыновья
[18,с.559]
ныне
число
добродетелей.
почтительность,
отражается
в
поведении
например,
-
по
обязательное
следование этическим нормам
при встрече предполагает
поклон
количество
на
закрепленное
градусов
в
зависимости от статуса и положения в социуме, иерархии
членов
отдельной
семьи,
общей
осведомленности
о
конкретном человеке.
Современное
почтением
к
выраженное
общество
прошлому
в
географическом
сакральный и
японское
относится
национальной
политическом,
отношении,
а
культуры,
художественном
главное
с
-
и
сохраняет
высоконравственный смысл мифологии.
7
Безусловно, имели место изменчивости интерпретации
прерывания
ведения
хроник(18,
20,
8,
13
и
века),
приобретение нового или изменение старого смысла мифа
обусловленные конкретной эпохой, отношением носителей
японской культуры к историческим событиям, природным
явлениям, философским понятиям и тд.: Любовь и Время.
Японская легенда олицетворяет человеческие чувства,
такие как любовь, время, грусть, счастье и другие. Все
чувства
жили
сообщило,
что
на
острове.
остров
Однажды
может
быть
Предчувствие
затоплен.
Жители
поспешно начали бежать из острова, осталась только
Любовь. Когда вода начала поступать к берегам, Любовь
стала
просить
помощи.
Первым
прибыло
на
корабле
Богатство, однако для Любви не было места на борту, так
как там находилось золото и дорогие украшения. Вторым
на помощь пришло Знание, оно сообщило, что спасти
Любовь может только Время[10]. Подводя итог, отмечено,
что
подобная
сохранение
верность
ядра
мифа
исконному
и
содержанию
сопутствующих
ему
элементов следует назвать традицией.
Глава 1. Мифология как основа этноса и
национального самосознания
1.2. Мифологическая система древних мифов народов
Японии
8
-
«Мифология Японии» как понятие гораздо шире, чем
«японская
мифология»,
и
может
пониматься
как
«мифология народов Японии».[6,c.1]
Помимо исконного населения на архипелаге живут две
отличные этнические группы- айны и рюкюсцы, которые в
разные
исторические
культурную
периоды
структуру
соприкасались,
этноса.
Таким
меняя
образом,
первобытные мифологические системы объединились в
комплекс. Это породило несвойственную другим странам
отличительную
черту,
поскольку
каждая
система
объединяет целостную самобытную мифологию.
Мифо-религиозные комплексы Японии представляют
собой совокупность традиционных преданий, религиозных
обычаев и верований, зародившихся на Японских островах.
[2,c.4]
Преобладающим
населением
архипелага,
безусловно, являются японцы. Формирование японской
этнической группы завершилось в раннем средневековье,
параллельно с развитием феодального общества. В III-V
веках японцы основали свое государство (Ямато) и вели
продолжительные сражения с айнами, которые в то время
считались их северными соседями.
Ранняя
история
зафиксирована
в
своде
древних
японских рукописей, известных как "Кодзики"(Записи о
делах древности, 712 г.) и "Нихон Секи"(Анналы Японии,
720 г.). Автором "Кодзики" был придворный историк Оно
Ясумаро,
который
объединил
в
своем
труде
мифы,
предания, сказки и песни, описав историю Японии от
древности до VII века. Над "Нихон Секи" трудилась группа
9
историков под руководством принца Тонэри; эта работа
началась с мифа о сотворении
мира, и завершалась
описанием исторических событий до 679 года. Оба свода
были созданы с целью подкрепить легитимность власти
господствующего рода.
Содержание
книг
наследственной
ясно
идею
выстраивает
преемственности
от
первобытных
богов-творцов мира до небесных богов, от них - к земным, а
от земных богов - к правителям Ямато, далеким предкам
современных японских императоров. Эти своды также
объединяли
мифологические
представления
различных
племен, составляющих государство Ямато. Важной целью
было также установить родственные связи между богами,
принадлежащими
сегодняшний
разным
"японский
традициям.
Поэтому
является
продуктом
миф"
активной работы правящей элиты. Тем не менее, эти
мифы
оказали
огромное
влияние
на
становление
японского национального сознания.
Помимо
известных
сборников
мифов
и
преданий
"Кодзики" и "Нихон секи", также существуют и другие
сборники, такие как "Кого сюи", "Энгисики", а также
многочисленные фудоки - естественно-географические и
этнографические
сборниках
описания
история
провинций.
возвышения
и
Однако
в
этих
обожествления
правящего рода Ямато представлена не так подробно, их
признают второстепенными в сравнении с "Кодзики" священной книгой национальной японской религии
синто.
10
В обычном разделении мифы, включенные в "Кодзики"
и "Нихон секи", делят на три основные группы. Первую
группу составляют мифы о разделении неба и земли,
появлении первых богов, брачном союзе божеств Идзанаги
и Идзанами и рождении последними японских островов, а
также множество божеств. Вторую группу составляют
мифы о божествах равнины высокого неба, прежде всего об
Аматэрасу и ее брате Сусаноо. Наконец, третья группа
мифов - это мифы о нисхождении на землю прародителя
императорской династии. Также существует разделение
мифов на миротворческие и мироустроительные, а также
на мифы, посвященные "строительству страны", то есть
мифы, связанные с деяниями первых земных потомков
небесных богов - императоров Японии.
Повествование в "Кодзики" разделено на три свитка.
Первый
свиток
охватывает
эпоху
миротворения
и
мироустроения, а второй и третий свитки рассказывают о
"строительстве
первого
свитка
страны".
-
Главные
разнообразные
действующие
божества
лица
японского
синтоистского пантеона, от первобогов Амэ-но-Минакануши-но Ками, Така-ми-Мусуби-но Ками и КамиМусуби-но
Ками
до
таких
экзотических
богов,
как
Амацухико-
Хиконагисатакэугая-Фукиаэдзу-но Микото.
Японские мифы могут быть классифицированы
на основе следующих групп:
1.
первых
О разделении Неба и Земли, возникновении
богов,
брачном
союзе
божеств
Идзанаги
и
Идзанами, а также о рождении Японских островов,
11
многочисленных божеств (включая Аматэрасу и Сусаноо)
и "всех десяти тысяч вещей".
2.
О божествах Равнины Высокого Неба (Такама но
хара), в основном мифы о Аматэрасу и ее брате Сусаноо.
3.
О сходстве с землей прародителя императорской
династии.
Глава 1. Мифология как основа этноса и
национального самосознания
1.3. Мифологическое мышление
Мифологическое
мышление
как
особый
способ
осмысления мира при помощи мифа определяет и И. П.
Вейнберг: в работе «Человек в культуре древнего ближнего
востока» он заключает: “Мифологическое мышление — это
мышление
предметно-чувственное,
характеризующееся
слабым
12
развитием
образное,
абстрактных
понятий, медленностью, затрудненностью разработки таких
понятий и выражающих их слов» [3,c.3]
Представление о подобном архаичном и древнем этапе
развития
мышления
зависело
от
исторический
эволюционировало,
научных
период.
открытий
за
Уделяется
менялось,
конкретный
особое
внимание
проблеме неизученности столь сложного и многогранного
аспекта этнопсихологи
история
в довольно различных областях:
психологии,
педагогика,
культурология,
этнолингвистика, философия и тд. Каждое определение
дополняет и дает иной взгляд на такое образное отношение
к миру, соединяющее
возможность
создать
восприятия,
рефлексии
древние верования, предоставляя
наиболее
сознания
человека
письменности, но
и
не
только
точную
картину
самоактуализации,
в
век
зарождения
и ее отражение в современном укладе
бытия - создавая обозримую и заметную связь.
Мифологическое мышление направляло народное
творчество. Познавательная стихия укладывалась в рамки
анимизма,
вызывала
мифологического
попытки
знания
в
оформить
художественных
зачатки
образах:
начали слагаться первые «сказания» о богах и полубогах,
впоследствии получившие широкое развитие.[5,с.1]
Разберем основные мысли деятелей этнопсихологии по
поводу данного фактора, которые стояли у самых истоков
зарождения
этой
области
знаний.
Леви-Стросс(1908-
2009гг.) произвел попытку через бинарные оппозиции
показать восприятие мира, способы, пути формирования
13
представлений
первобытных
людей.
В
исследованиях
отмечены: структурирование знаний, стремление
понятным
окружающую
осознать причинность
это
тд. -
действительность,
сделать
природу,
различных проявления психики и
упрощение мира. Для каждого явления
находилась конкретная и понятная противоположность. В
этом и состоит основная важность введения бинарных
оппозиций и отношений. Клод Леви- Стросс находит ответ
на вопрос о двойственности мышления - древний человек
процессу противостояния,
чувствителен к внутреннему
враждебности мира. Стоит заметить и различия, которые
были
выделена
самим
этнографом:
классификация
в
мифологическом мышлении производиться исключительно
на уровне ощущений и
знаках.
Научное
полученных знаний о символах,
мышление
наоборот
-
занимается
анализом абстрактных качеств, информация преобразуется
из фундаментальных понятий.
Для подтверждения
упомянуть стоит
подобных умозаключений
понятия о чистоте и нечистоте,
сохранившие актуальность у страны Ямато и по сей день,
в связи с культовым статусом синто, о котором будет
подробно изложено позже. Известный научному миру за
несоизмеримый вклад в япониститику
Мещеряков
и востоковедение
А.Н. в публичной лекции ”Русский человек в
Японии и его потрясения” отметил значимое для японцев
качество - чистоплотность: “Отношение к чистоте и грязи
в
Японии
сказывается
всюду”
чувствительна к экологии”.[13]
14
<...>“Японская
нация
Не
все
современные
исследования
оценивают
биполярность как универсальный принцип категоризации.
Мыслительная
деятельность
человека
XXI
века
некоторыми учеными составляется из концентрации на
одном смысле и значении, без использования абсолютных
синонимов.
Э.Кассирер, являясь философом, ввел значимые идеи:
о наличии новой категории “Я” и отсутствии границы
между
ней
и
действительностью
при
рассмотрении
мифологического мышления. Поэтому появляется новая
трактовка понятия как итога обмена между объективным и
субъективным. Субъект как носитель культуры, приобретая
новые возможности, стремиться к полному превосходству желание
подчинить,
контролировать
объекты приводит к проявлению
мифологии(понятие
душа
-
материальные
“демонических черт” в
демон).
Его
суждения
дополняются и находят отражение у Э. Тайлора и В.
Вундта.
Источник
мифологического
мышления
-
потребность преобразовать хаос в космос. Следовательно,
возникновение
неизбежно
в
субъективности,
рамках
как
и
мифологического
категории
мышления
Я,
как
первоисточника такого типа мышления.
Изучение мифологического сознания имеет большое
значение
для
национального
правильного
понимания
сознания.
всех
Правильное
аспектов
понимание
национального сознания дает толчок к более глубокому
раскрытию национальной психологии, ее специфики.[9,c.1]
Подводя результаты,
выделяются основные черты
15
мифологического мышления на основании анализа работ
этнопсихологов, а также сведений из первой главы:
● повышенная чувственность к социальному окружению,
явлениям и предметам природы, животным;
● единообразие;
● антропоморфизм;
● двойственность и амбивалентность;
● мир воспринимается через чувства,эмоции, ощущения;
● граница между реальностью и мифом размыта;
● значимость коллективных представлений.
Глава 2. Религиозный аспект
2.1. Явление синто
Название религии синтоизм или «синто» состоит из
двух
иероглифов:
« 神 道 »
–
«син»
и
«то».
Первый
переводиться как «божество» и имеет ещё другое чтение –
«ками» и переводится как «божественный ветер», а второй
означает
«путь».
Таким
образом,
дословный
перевод
основе
древних
«синто» звучит как «путь богов».[4,с.3]
Синтоизм
сформирован
на
анимистических верований и имеет статус традиционной,
исконной
религии в островном государстве. Этимология
первоисточника такого мировоззрения трактует термин
anima в значении “душа”, иными словами главенствующая
составляющая
анимистических
верований
-
одушевленность окружающих предметов, включая саму
природу.
Человек
лишь
часть
“одушевленных
вещей”.
Истоки: период Яёй ( с 3 века до н.э. по 4 век начала н.э)-
16
первый
этап
бывшими
заселения,
освоения
Китая,
жителями
поселения
находясь
под
различий,
высказываются
Японских
Кореи,
влиянием
о
островов
Сибири.
Новые
географических
разнообразности
ландшафтов, рек, родников, красоте и эстетике гор - их
гармоничном сочетании и беспрерывном удивительном
потоке. Возникает состояние пораженности, трепета.
Природа осознается как сложный и восприимчивый живой
организм, мир заселяют дышащие существа ками - духи,
занимают все области среды, у любого
материального мира
явления, объекта
есть свой ками. Они занимают
отдельное место в иерархии, также каждая из префектур
дает
своеобразную
трактовку
конкретного
образа.
Поклонение таким богам есть главное в синтоизме. Любая
успешно завершенная деятельность рассматривается
как временная передача духом- покровителем своих
качеств и полномочий. Например, успех в работе может
связываться со способностями, которые дух синто дает
человеку.
Страх
отсутствует.
перед
такими
всеобъемлющими
Благодарность
предоставленные
индивиду
за
-
это
возможности
устойчивый
высоконравсенный, прежде всего духовный,
взаимоотношений
типа
человек-
богами
ками.
и
фундамент
Чтиться
сохранность связи между человеком и ками для взаимной
согласованности существования, также
первозданности,
нетронутости природы. Важно не нарушить естественную
последовательность течения места обитания.
17
Синтоизм,
таким
к
религий
образом,
ближе
всех
других
мифологическим
первоначальным
представлениям.[8,с.116]
Благодаря сильной внутренней связи с природой
создаются верховные божества, дающие начало первым
земным правителям. Становится подобным воплощением
богиня солнца Аматэрасу, покровитель луны Цукиеми,
божество
Рюдзи.
Реальность
разделяется
на
3
пространства: небо, земля и страна желтых вод - мир
мертвых.
Прародителями
считаются
Идзанагами
и
Идзанами - создатлеи земли и всего сущего.
Первые
священные
тексты
и
документальные
источники явления синто Кодзики и Нихон Секи родословные
японских
императоров(от
Эры
богов
до
императора Дзимму). Подобная статусность правителей, их
божественное происхождение, существует, закреплена и
непогрешима
действуя
на
даже
в
протяжении
эпоху
Рейва.
всей
истории
Поэтому
до
Японии,
сих
пор
положение императора культовое, а во времена древности
синтоизм служил способом образования устойчивой почвы
для будущей государственной идеологии.
Следует выявить и представления о душе, точнее стадии
становления
настоящим
ками.
Первый
этап(состояние Яратама) происходит после смерти: на
протяжении 33 лет душа усопшего буйствует, без желания
принять действительность. Особенно заметно в мифических
легендах, японской демонологии истории, легенды, притчи
о людях погибших из-за насисльсвенных деяний- ярость,
18
злость,ведущий
смерть.
мотив
Второй
этап
месть
за
несправедливую
успокоение,
-
внутреннее
умиротворение и становление единым с ками рода.
Обратим
внимание,
что
путем
достижения
состояния
наивысшей благости служит обряд очищения от “грязи” в
царстве мертвых.
Мифологические
сюжеты
перешли
к
разряду
обрядности и элементов обрядности- летописи Энгисики.
Разберем верховные идеи, связанные с мировосприятием,
обрядами, культом предков: чистота и нечистота.
Чистота в синтоизме — это процесс свойственный для
всей живой природы, не запятнан смертью или не связан с
ее
проявлениями.
Противопоставляется
нечистоте,
ассоциируется с разложением и смертью. К нечистым
субстанциям
природы.
относятся
Выражена
любое осквернение нетронутой
обратная
стороны
восторга
-
омерзение, презрение.
Согласно
синтоистскому
святилища
обязательно
проточной
водой.
Тут
есть
учению,
место
верующие
вблизи
для
каждого
омовения
совершают
с
ритуал
очищения рук, рта, а иногда также тела и “духа” перед
входом в священное пространство - место обитания ками.
Следует
отметить,
нечистота
и
что
зло
чистота
не
и
добро,
являются
а
также
полностью
эквивалентными понятиями в синтоизме.
Бесчисленное
количество
эпизодов, упомянутых
в
древних японских мифах, необходимо исследовать с точки
зрения предпочтения ками чистоты перед нечистотой,
19
категориальной
этническое
единицы
добра над злом.
самосознание
и
фольклор
Культуру,
невозможно
рассматривать без знания представлений о чистоте и
нечистоте, их приоритетности для японцев.
Например, ежедневное купание в Стране Восходящего
Солнца считается важным ритуалом очищения. Коренная
японская архитектура запечатляет глубокий интерес
к
разделению чистых (жилых) и нечистых (хозяйственных)
зон.
Концепции чистоты и нечистоты в синтоизме
помогает
лучше
воспринять
культурно-исторической
множество
японской
признаков
культуры,
от
повседневного поведения до религиозных обрядов. Эта
регламентированность также подчеркивает безусловную
любовь, преданность японцев
природе, стремление к
очищению и порядку во всех сферах жизни.“ В таких
отношениях
между
человеком
и
богом
меньше
божественности, зато больше теплоты и человечности.”[13]
20
Глава 2. Религиозный аспект
2.1.Буддизм и философия дзэн-буддизма
Буддизм
—
одна
из
трех
мировых
религий,
получившая распространение среди населения ряда стран
Центральной, Восточной и Юго- Восточной Азии.[11,c.4]
Подобное религиозное направление возникает как
оппозиция Индуизму и является атеистической религией.
Исторически задокументировано, что основными тремя
драгоценностями служат сам Будда - основатель, Дхармавероучение о 4 благородных истинах, Сангха - монашеская
община. Основатель, достигший
просветления
Гаутама
Сиддхартха (изначальное имя) жил приблизительно с 624
по 544 до н.э. На протяжении
28 лет принц находился
изолированно от внешнего мира и не знал старения,
голода. В 29 день рождения
пределы
замка,
похоронная
проживает
процессия,
принц вождя выходит за
4
судьбоносные
бездомный
просит
встречи:
милостыню,
прокаженный идет на встречу, затем будущий создатель
21
одной из мировых религий выходит на распаханное поле,
где птицы выклевывали
червей. Находясь под влиянием
увиденного высокопоставленный деятель путем медитаций
и созерцания достигает 4 истин. Оставшуюся часть жизни
проповедовал учение.
Отведенный далее момент посвящен трактовке
понятию
Дхарма
и
расшифровке
4
благородных
истины: Истина о страдании. Будда говорит - все есть
страдание,
даже
удовольствие,
Истина
о
причинах
страданий. Желания и привязанности в широком смысле
слова, Прекращении страдания. Состояния в котором не
испытываешь
страданий
-
духовное
освобождение,
нирвана. Путь к прекращению страданий - 8ми ричный
благородный путь(8 ступеней): правильное воззрение усвоить 4 благородные истины и другие правила буддизма,
правильная
решимость
-
встать
на
путь
истинный,
правильная речь - избежать распространение слухов и
сплетен,
правильное
правильный
образ
поведение
жизни,
-
нравственность,
правильное
усердие
-
концентрация сознания, йога, правильное памятование успокоение
сознания,
правильное
сосредоточение
или
транс.
Религиозная
философия.
Пять
возможных
форм
рождения. Наивысшая - рождение в качестве духа, второе человек, далее
ада
.Учение
связи.Учение
голодный дух. Худшее о
всеобщей
о
причинно
мгновенности(
-
обитатели
следственной
индивидуальное
человеческое я существует лишь 1 мгновение, следующее -
22
новое
причинно-обусловленное
сменяющихся
отдельных
предыдущем).
личностей.
Концепция
Поток
“не-
души”сменяющие мгновение - дхарма.
Дхарм включает 5 групп элементов опыта(5 скандх):
Рупа- все,что относится к чувствам(5 органам чувств),
Ведана -
ощущение приятного и неприятного, Самджня-
осознание различий, Самскара - волевые и побудительные
факторы, Виджняна - сознание(то,что воспринимается как
сознание, т.к. сознания не существует).
23
Священное писание - канон Трипитака( 3 корзины) возник после смерти Будды. Сангха-это монашеская
община. Внешнее сходство с христианством, покаяния нет
в буддизме(так как богов нет). Нравственное учение человек, принимающий буддизм должен соблюдать 5
великих
обетов.
Не:
убивать,
красть,
лгать,
прелюбодействовать, употреблять опьяняющих веществ.
Появление
связывают
с
буддизма
в
императором
Японии
Киммэем
обычно
(531-571),
которому преподнесли статую Будды Шакьямуни и
буддийские сутры.[16,c.2]
Основные принципы дзен-буддизма: Смотри в свою
природу и станешь Буддой. Поскольку каждое живое
существо наделено природой Будды, то человек может
непосредственно узреть эту природу
.Пробуждение не
может быть обусловлено никакими внешними факторами, а
только через другого человека. Состояние непосредственно
передается
от
учителя
к
ученику.
Стремление
гармонизировать свой внутренний мир, мир отношений в
социуме, пространство вокруг себя — одна из базовых идей,
заложенных в основу японской ментальности, которая
основана на философии дзэн-буддизма.[15,c.5]
24
Скудный
рацион
и
отшельнический
переняли японцы от идеала - монаха ради
национального
сознания
в
самобытной
образ
жизни
преломления
культуре.
На
протяжении долгих эр и по современность преобладающее
большинство
представителей
японского
социума
испытывают благоговение и чуткость к таким видам пищи
как
рыба
и
островного
наедине
с
рис-
основа
рациона
государства.
Процесс
природой,
альпинизм
древнего
жителя
изоляции
в
одни
основных
из
горах,
компонентов к достижению внутреннего равновесия.
Момент
осознания
сильных и слабых
укрепление
отличительных
черт в характере, темпераменте,
эмоционально
открывают путь
Столкновение
собственных
-
волевой
сферы,
к саморефлексии и самоанализу.
с
негативными
переживаниями и способность
эмоциями,
преодолевать их в
трудных жизненных ситуациях создают устойчивую
основу для осознания пользы отдельного индивида,
подчеркивая амбициозность, c целью становления
сильной и разноплановой, полезной для японского
коллектива
личности.
25
Глава 2. Религиозный аспект
2.3.Синто-буддийский синкретизм
По
отдельности ни
синто, ни
буддизм не
полностью удовлетворить царский дом:
состоянии
удержать
власть,
а
могли
синто был
буддизм
не
лишал
в
царя
преимущества божественного первородства, поэтому было
решено сохранить обе
религии. Так
объяснялась
только
не
власть монарха
его
божественным
происхождением, но и этическими нормами проводимой
политики.[16,c.3]
Преемственность
и
устойчивость,
право
на
императорский престол удерживалось посредством синто,
дополняя национальную религию и идеологию 7 века н.э.буддизм.
До столкновения изначально оппозиции Индуизму и
явления
Синто
богослужение
носило
коллективный
характер, но учет социальных взаимодействий и поведения
внутри
общества,
позволили
индивидуального
проявлять
бессознательного
черты
-активность
ритуальный действий.
Религиозное сознание с 6 по 8 века, исторического
развития Японии, занимает доминирующую позицию ибо
происходит
переход
Обоснованность
новой
к
раннефеодальному
изучения
психологической
классовой
отличительные
подтверждается
типологии,
борьбы,
государству.
созданием
зависящей
от
политики.Закладываются
реакции
26
на
влияние
извне
и
конструкт самопрезентации.Одновременно происходит
запечатление:
постоянное
заимствованной
религии,
использование
вместе
с
тем
-
традиций
разрушение
стереотипов, предрассудков.
Культ предков храниться как божественный постулат.
Например, на
храмовом изображении статуи Амитабхи
видна надпись 598г., демонстрирующая оплакивание жены
мужа, с посланием содержащим
просьбу о том, чтобы
упокоенный и семь поколений его предков родились в
«чистой земле» повелителя буддийского рая.
Распространенность
прародителей,
и
родовых
всеобъемлемость
божеств
признания
изначально
задана
менталитетом японцев. Стоит своевременно обозначить,
что
смерть
нечистого,
рассматривалась
не
мешая
Синтоизмом
в
родственникам
границах
проводить
поминальные обряды, посвящённые усопшему. Буддизм
модифицировался
выражений
и
духовного
изменялся
под
почитания.
влиянием
Полного
этих
слияния
направлений не произошло. Убедимся в этом, заявив о
разности ритуалов. Подготовка духа и сознания монаха
путем волевых усилий и медитаций - становление мумией
(практика сокусинбуцу), Синтоизм же приводит к мысли о
наличии
определенного пути
существования человека,
завершающий этап есть становление родовым ками.
Созерцание природы, её стихийности, необъятности,
вечности
ступени
проявляется
сознания
-
как
способ
дзэна.
реализации
Постижение
новой
искусства,
эстетики самураев, живописи, архитектуры, фольклора,
27
поддаётся
перспективе
явившейся
обновления
мировосприятия.
Итог: становление национального самосознания.
Возникновение
окружение,
взгляда
с
собственное
неизведанной
Я,
позиции
образование
на
ощущения
малейших изменений природы присуще только носителям
культурных своеобразный Японских островов.
Эмоциональный отклик аварэ (первоначально возглас удивления, восхищения), возникающий как реакция
на моно, так называемое моно-но аварэ, в эпоху Хэйан
воспринимался как свидетельство постижения его сути. К
середине
X
в.
моно-но
аварэ
сформировалось
как
мировоззренческая и эстетическая категория и во многом
обусловило
самобытность
японской
культуры
и,
в
особенности, японского искусства. «Чувствовать - значит
постигать моно-но аварэ»[7,c.285].
3. Влияние изолированности страны на установление
отличительных этнопсихологических аспектов
3.1. Проблема этнической идентичности
Если
социальная
идентичность
реализуется
в
пространстве взаимоотношений Я с Другим и определяет
человека
в
конкретных
социальных
категориях,
то
этническая идентичность начинает свое становление в
межгрупповом континууме — в системе отношений Мы и
Они
—
и
распределяет
социальные
категории
специфическим этнокультурным значениям.[17,c.61]
28
по
Становление
культурных
особенностей
народа,
специфики его мировоззрения и этнопсихологии во многом
происходит
под
включающего
влиянием
географического
местоположение
фактора,
государства,
природно-
климатический особенности, наличие/отсутствие выхода к
морям или океанам и т.д. Одним из относительно новых
терминов в российской и зарубежной гуманитарной науке
является понятие «инсулярность» (insular, insularity), под
которым
понимается
«островное
Часто
«изолированное
положение»,
островное
«эффект
мышление
происхождение»,
острова».
категоризируют
[12,c.2]
излишней
эксцентричную, разделение на свой(ути) и чужой(сото).
Проявлениями
этнокультурной
инсулярности
идентификации
как
и
показателя
становления
“островного” мышления выступают: неповторимость
природы, изолированность страны, кросс-культурные
коммуникации.
Протяженное
количество
времени
Японцы
не
осознают себя жителями этой островной страны. Обратим
взор на
период истории Японии Сокого- Токугава -
длительностью 2 с половиной века. Не случалось ни одного
крупного
восстания
или
волнения,
страна
становится
изолированной. Возникает полярность: с одной стороны
укрепляюстя
давние
традиций,
имеет
место
индивидуальное направление с включением социальнокультурного
подъема,
преступность
низкая.
Обратная
сторона- нет осведомленности о техническом оснащении
или инновациях иных странах, не только азиатских. Благо-
29
японцы считали именно следующей догмой. Учитывать
следует и малую долю контактности в этом контексте.
Западные
страны
воспринимались
враждебно,
агрессивно.
Божественное
провозглашало
происхождение
,на
многие
от
Аматэрасу-о-ками
столетия
вперед,
превосходство над другими странам, проявлялись
шовинизма. Это ощутимо после двух грандиозных
полное
задатки
побед,
что указывалось ранее. Однако подчеркивались только
ложные и нереалистичные стандарты. Привело подобное
поведение к эгоистичному самолюбию,уверенности в
собственной
непогрешимости,
идеальности,
отрицанию верной трактовки событий.
Высокая населенность и чрезмерная величина еды,
воды,
субтропический
климат,
местности проживания
идеальный
размер
обосновывали приоритетность
над другими государствами. Природные катаклизмы у
японцев
вызвали
безразличие.
Идеи
о
единстве
не
возникало в силу также политики правительства гласящей
о разделении.
Середина
колонии
19
прежде
века
-
всего
стремление
к
приобретению
американских
завоевателей.
Происходит столкновение с другими культурами, научными
открытиями
и
постепенно
развивается
комплекс
неполноценности. Н, искаженное восприятие цвета
кожи,внешней красоты. Трагичность заключалась в
признании
техническое
собственной
отставание,
незначительности,
низкая
30
ресурсность,
малые
масштабы территориальных поселений. По пришествии на
простистол
императора Мэйдзи ведется усиленный труд
по формированию нации. Каждодневно звучит лозунг: Мы
японцы!
Главенствует
задача
-
однородность
и
противостояние западной экспансии.
Методы
преодоления
государственной
спортом,
комплексов:
ношение
на
службе европейских костюмов, занятия
усиленное
употребление
в
пищу
мяса,
отбеливание кожи, отращивание растительности на лице и
тд.
Поиск предмета гордости. Возвышение верной и
долгой политической системы. Отец и мать - император.
Распространение культа гор - Фудзияма один из самых
узнаваемых
объектов
Самурайский
японской
образец
национальности.
характера:
решительность,
инициативность, высокая сила воли, терпимость. Первые
выигранные
войны
с
Китаем,
потом-
Россией.
Дабы
поддержать агрессивное состояние воинов производятся
такие нововведения:
обязательная образование, активная
пропаганда через СМИ и др. Воодушевленность достигла
идеологического предела после атомной бомбардировки
Хиросимы и Нагасаки.
После
приняла
окончания
Второй
демократические
формированию
альтруизм,
нового
упор
на
мировой
идеалы,
типа
что
личности:
мирное
войны
Япония
привело
к
трудолюбие,
сосуществование
и
избегание конфликтов, готовность к компромиссу.
Ценится человек
обладающий чувством прекрасного:
31
эстетика, гармония и уважение к природе.
Выводы
В соответствии с поставленными задачами выводы
будут иметь следующий вид:
1.Мифологическое мышление неизбежно закладывает
черты
антропоморфизма; легенд, сказаний - фольклора.
Поскольку
происходит
субъективное
отражение
окружающего мира: отношений типа человекзначимых исторических и переломных
иерархичности
во
эмоционально
-
одновременно
всех
ее
задействуя
событий страны,
проявлениях
чувственный
природа,
через
опыт,
интуицию,
познавательные
психические
процессы:
● воображение.Миф
приобретает
разнообразие
культовых героев, пантеонов, сюжетов. Значительное
количество
интерпретаций,
исходя
из
условий
проживания, уклада была, состава населения и тд.
● ощущение.
Коллективное
32
восприятие
и
наличие
способности толкования природных явлений, войн,
голода, болезней.
2.Религиозный
синкретизм
культуры государства Ямато
жителей,
носителей
изначально построен на
взаимном дополнении для установления преемственности
власти. Анализ древних литературных произведений, а
также более современных лингвистических исследований
доказал,
что
результатом
прихода
Буддизма
на
территорию Японии, как следствие, появления отдельного
направления,
без
становится
религиозных
полного
проникновение
обрядов
из
слияния
первооснов,
отдельных
элементов
одной
религии
в
сохранение традиционных представлений о
другую,
смерти и
загробной жизни, культ предков.
3.
Практически
поселений,
вера
способствовали
полная
в
божественное
скорому
исключительности,
изоляция
происхождение,
пониманию
идеальности,
островных
собственной
возникновению
пренебрежения к иным странам. Однако это
замедляло
процесс модернизации. Начало колонизации, пришедшее
на
период
первой
ознаменовало
половины
неизбежное
девятнадцатого
осознание
века,
трудового,
социального, оружейного отставания, малой размерности
территорий. Следствие - появление сомнений, внутреннего
конфликта,
копирование
привычек,
европейского
внешнего облика.
Качества истинного самурая, две победы: над Китаем и
Россией,
становятся
национальной
33
гордостью.
Иллюзорность снижается снова из-за применения атомного
оружия. Пережитый ужас, страх, уныние и уникальный
менталитет
образуют
просоциальными
новую
мотивами,
личность
испытывающую
с
ведущими
постоянное
желание созерцать природу и трудиться на благо страны.
34
Заключение
Историко-культурные
становления
условия
происхождения,
менталитета и национального самосознания
японцев заложены на следующем фундаменте:
● островная раздробленность;
● природно- климатические показатели;
● длительная изолированность страны;
● отношения между 3 странами Северо-Восточной Азии,
включая Японию;
● первая
мировая,
вторая
мировая,
первая
Японо-
китайская войны;
● победа над Россией и Китаем;
● сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки;
● американская экспансия;
● учение Буддизма;
● переход к раннефеодальному обществу;
● проводимая политика государства, особенно в эпоху
Сокого- Токугава;
● вера в божественный происхождение исператорской
династии;
● статус
синто
возвышается
до
государственной
религии;
● мифологическое мышление;
● понятия о чистоте и нечистоте;
● культ предков;
● взаимовлияние Буддизма и Синтоизма;
● формирование Дзэн-Буддизм;
● планомерная работа по гуманизация человеческих
отношений.
35
Список литературы
1.Беленкова,
А.
И.
Формирование
мифо-религиозных
комплексов в Японии / А. И. Беленкова, М. В. Сысенко //
StudNet. – 2022. – № 5. – С. 1–11.
2.Беленко, Д. А. Симбиоз мифологии и религии в японской
культуре / Д. А. Беленко, М. Л. Гайзер // StudNet. – 2021. – №
4. – С. 2-7.
3.Богза, Е. А. Магические ритуалы в быту современного
человека как форма мифологического мышления / Е. А
Богза, Д. П. Лаухтина // Россия и мировые тенденции
развития
/
Омский
государственный
технический
университет. – г. Омск, 2021. – С. 296–305.
4.Бутылина, А. Н. Влияние Синтоизма на культуру Японии /
А.Н. Бутылина // Международный студенческий научный
вестник.
2021.
–
№2.
–
URL:
–
https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20652
обращения: 03.05.2024).
Древняя
5.Василевич, Д. В.
мифологическая
ценностное
Тэарэтычныя
(дата
литература
ядро
культуры.
і
прыкладныя
/
Д.
В.
аспекты
Японии
Василевич
как
//
этналагічных
даследаванняў: зборнік навуковых артыкулаў/ Беларускі
нацыянальны тэхнічны ўніверсітэт;уклад. М. В. Макарыч. –
Мінск. – БНТУ, 2019. – С. 1– 10.
6.Василевич, Д. В. Функционирование и взаимодействие
религиозно-мифологических
представлений
этносов
Японии / Д. В. Василевич // Тэарэтычныя і прыкладныя
аспекты этналагічных даследаванняў: зборнік навуковых
артыкулаў / Беларускі нацыянальны тэхнічны ўніверсітэт;
37
уклад. М. В. Макарыч. – Мінск. – БНТУ, 2019. – С. 56– 63.
7.Герасимова,
М.
П.
Роль
массового
формировании
приверженности
сознания
японцев
в
национальным
традициям / М. П. Герасимова // Ежегодник Япония. – 2023.
–
Т. 52. – С. 276-296.
8.Горелов, А. А. История мировых религий : учебное
пособие / А. А. Горелов. – 7-е изд., стер. – Москва : Флинта,
2021.– 358 с.
9.Казакова,
И.
В.
Значение
фольклора
для
изучения
специфики этического сознания и этнопсихологии / И.В.
Казакова
//
Пространство
фольклора,
литературы
педагогики / Курский государственный университет.
и
–
Курск. – 2019. – С. 167–171.
10.Козлов,
М.
В.
Представление
любви
в
японском
фольклоре / М. В. Козлов // Молодой ученый. – 2022. – №
24(419). – С. 568-570.
11.Лобазова, О. Ф. Религиоведение : учебник для вузов / О.
Ф. Лобазова.
–
2-е изд.
–
Москва : Издательство Юрайт,
2024. – 327 с.
12.Луговской А.В. Инсулярность как ядро этнокультурной
идентичности (на примере сравнительно-сопоставительного
анализа Великобритании и Японии) / В. А. Луговской, С. Ю.
Пестушко,
В.Е.
Савелова // Японские исследования. –
2023. – № 3. – С.49–62.
13.Мещеряков, А.Н. Русский человек в Японии и его
потрясения: лекция / Москва, 2020. – URL: Лекция "Русский
человек в Японии и его потрясения" А.Н. Мещеряков
(youtube.com) (дата обращения:30.05.2024).
38
14.Приказчикова, Е. Е. Поэтика мифа : учебное пособие / Е.
Е. Приказчикова // Екатеринбург : Уральский федеральный
университет имени первого Президента России Б. Н.
Ельцина. – 2021. – 242 с.
15.Родичева И.С. Философия дзэн-буддизма как фактор
становления самоидентификации в японском обществе / И.
С. Родичева, О. С. Новикова // Идеи и Идеалы. —2019. — Т.
11. – № 4, ч. 2. — С. 429-442.
16.Фархутдинов, А.И. Взаимовлияние синто и буддизма
в Японии / А.И. Фархутдинов // Метаморфозис. – 2023. – №3.
– С. 102-111.
17.Хотинец,
В.Ю.
Этническая
идентичность
и
толерантность : учебное пособие для вузов / В. Ю. Хотинец.
– 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 121 с.
18.Япония XXI NOVA: эра и век. Исследования российских и
зарубежных ученых, посвященные наступлению девиза
годов
Рэйва
[«Issues
Of
Japanology
=
Вопросы
японоведения» №8]. – СПб.: Изд-во Art-xpress. – 2020. – С.
626.
39
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв