ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)
Институт философии
Зав. кафедрой
конфликтологии
_______________А.И. Стребков
Председатель ГАК,
_____________
Выпускная квалификационная работа на тему:
Факторы этнорелигиозной напряженности в современной Европе
Специализация 37.04.02 – Конфликтология
Выполнил:
Аспирант
Мусаев А.И.
____________ (подпись)
Научный руководитель:
д. полит. н., проф.
Газимагомедов Г.Г.
_____________ (подпись)
Санкт-Петербург
2016
Содержание
1. Положение мусульманского населения во Франции.....……….…….3
2. Дискриминация мусульман….……………………………………....….4
3. Двойные стандарты политики секуляризма во Франции…………8
4. Исламофобия, расизм и национализм……………………………...…11
Заключение……………………………………………………...………………14
Список литературы……………..............……………………………………...15
3
Факторы этнорелигиозной напряженности в современной
Европе.
Недавние террористические атаки радикально настроенных мусульман,
произошедшие в одном из офисов сатирического журнала Парижа,
послужили серьезным поводом более основательно рассмотреть
сформировавшуюся в Европе этносоциальную структуру и проанализировать
возможные источники усилившейся в настоящее время этнорелигиозной
напряженности. События, случившиеся во французской столице в начале
года, спровоцировали множество дискуссий, и многих вновь стал
интересовать непростой вопрос: возможно ли одновременно совмещать как
мусульманскую, так и европейскую идентичности.
1. Положение мусульманского населения во Франции
В этой связи, представляется крайне важным, более подробно
остановиться на примере Франции, поскольку Ислам в этой стране является
второй по численности и первой по темпам роста количества последователей
религией в стране. Мусульманская община во Франции является одной из
самых крупнейших в Европе и насчитывает по разным оценкам около 6 млн.,
что примерно равно 7-8% от общего населения 1. Большинство мусульман
имеет арабское или берберское происхождение из стран Магриба, есть также
турки, чернокожие мусульмане и новообращённые в Ислам французы.
Следует подчеркнуть, что даже до того, как Париж потрясли
террористические атаки, во французском обществе преобладало весьма
противоречивое отношение к существующему в его рамках значительному
меньшинству, что в некоторой степени способствовало формированию
схожего отношения к этническим французам и со стороны мусульманского
населения. Согласно проведенным опросам только 27% французских граждан
имеют отрицательное мнение о мусульманах, по сравнению с 63%
1См.: Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50% [Электронный ресурс] // URL:
http://rusplt.ru/fact/islam-Evropa-8512.html
4
итальянцев и 46% испанцев, тем не менее, 74% французов считают, что
ислам по определению несовместим с принципами секуляризма,
практикуемыми во Франции. Большинство мусульман иммигрантов
проживает в многоквартирных муниципальных домах в предместьях таких
крупных городов, как Париж, Лион и Марсель, за которыми уже давно
закрепилось название мусульманских гетто.
Зачастую в таких неблагополучных городских зонах Франции,
заселенных преимущественно мусульманами иммигрантами, национальной
полицией, исходя из соображения собственной безопасности, игнорируются
поступающие сообщения о преступлениях. Ярким примером того, к чему
м оже т п р и ве с т и н а ко п л е н н а я ж и т е л я м и з ап у щ е н н ы х о к ру го в
неудовлетворенность условиями своего существования, стали события осени
2005 года. Недели массовых беспорядков пронесшихся по предместьям
больших городов насели ущерб на сумму в размере 250 млн. долларов. С тех
пор на улучшение жизни в пригородах крупных мегаполисов правительством
было потрачено около 55 млрд. долларов, однако это не стало панацеей для
решения проблемы отчуждения жителей пригородов, многие из которых
сходятся во мнении, что правительство в какой-то степени санкционирует
существование неблагополучных округов, чтобы изолировать этот слой
населения от светской части общества.
2. Дискриминация мусульман
Следует также отметить, что мусульманская часть населения
Франции, по мнению многих экспертов, находится в состоянии острого
противоречия с суще ствующей в стране моделью гражданской
принадлежности. Французское законодательство признает индивидов
исключительно индивидами, а не членами какой-либо общности, тем не
менее, этнические меньшинства страны, согласно многим исследованиям,
См.: France's alienated Muslims [Electronic resource] // URL: http://theweek.com/articles/535096/francesalienated-muslims
5
перманентно дискриминируются. В силу того, что во Франции отказываются
признавать культурные идентичности, представляется крайне сложным
обозначить обвинения в этнокультурной дискриминации. Поскольку,
предполагается, что гражданам следует отказаться от определенных расовых,
культурных и религиозных привязанностей в пользу французской
национальной идентичности, государство не считает необходимым проводить
комплексный учёт данных народонаселения по расовым или религиозным
принадлежностям. Это обстоятельство усложняет измерение и оценку
расовых неравенств в различных отраслях общественной жизни. Тем не
менее, социологические исследования доказывают, что темнокожие
иммигранты и их потомки зачастую страдают от систематической
дискриминации, основанной на расовой, культурной и религиозной
принадлежности.
В сущности, раса и религия объединяются в понятии «мусульманин»,
которое во Франции используется для идентификации людей северо- и
западноафриканского происхождения, чьих представителей несколько
десятилетий назад относили к категории иммигрантов и иностранцев или
просто использовали термины, маркировавшие их этнос (например, арабы).
Граждане и резиденты мусульмане сталкиваются с несоразмерно высокими
уровнями безработицы и подвергаются дискриминации в процессе приема на
работу. Заявления о приеме на работу от кандидатов с мусульманскими имена
зачастую отклоняются только по причине наличия там таких имен.
Безработица среди взрослого населения в так называемых гетто достигает
20%, что в два раза превышает средние показатели по стране, а безработица
среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет и вовсе превышает отметку в 40%.
Более того, согласно исследованиям, проведенным Стэнфордским
См.: Silverstein P., Tetreault C. Urban Violence in France [Electronic resource] // URL:
http://www.merip.org/mero/interventions/urban-violence-france
См.: Adida C., Laitin D., Valfort M-A. Muslims in France: Identifying a Discriminatory Equilibrium // IZA
Discussion Paper No. 6953. Bonn, 2012.
См.: Yong E. Fake CVs reveal discrimination against Muslims in French job market [Electronic resource] //
URL: http://blogs.discovermagazine.com/notrocketscience/2010/11/22/fake-cvs-reveal-discrimination-againstmuslims-in-french-job-market/
6
университетом, кандидат на роботу африканского происхождения
исповедующий христианство имеет почти в два с половиной раза больше
шансов получить право на собеседование чем его визави мусульманин . Во
многом аналогичная картина наблюдается в Великобритании. Так, например,
согласно результатам опубликованного в 2014 году социологического
исследования, мусульмане на рынке труда Великобритании сталкиваются с
растущей дискриминацией и имеют минимальные шансы на получение
управленческих должностей. Вероятность получить любую работу у
мусульманина на 76 % ниже, чем у белокожих британских христиан
аналогичной возрастной группы и квалификации, а мусульманки имеют на 65
% более низкие шансы на трудоустройство по сравнению с христианками .
Согласно данным британского государственного комитета статистики,
мусульмане являются самой ущемленной, с точки зрения перспектив
трудоустройства, этнорелигиозной группой в Британии. По мнению
экспертов, причиной сложившейся ситуации на рынке труда может быть
коллективное привязывание мусульман к низшему социальному слою в
рамках существующей
этнокультурной системы, возникшего вследствие
растущей в Британии исламофобии и враждебности по отношению к
мусульманам. В некоторой степени мусульман воспринимают как
нелояльных, представляющих угрозу, нежели просто как ущемленное
меньшинство. В такой атмосфере работодатели в меньшей степени
настроены нанимать квалифицированных работников мусульман и при
условии выбора отдают предпочтение работникам своей этнокультурной
группы. Сохраняющаяся тенденция такого характера, согласно профессору
Хаттабу из Бристольского университета, будет иметь долговременные
последствия для целостности мультикультурного общества в Британии, а
См.: France's alienated Muslims [Electronic resource] // URL: http://theweek.com/articles/535096/francesalienated-muslims
См.: Ислам в Великобритании [Электронный ресурс] // URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ислам_в_Великобритании
7
исключение мусульман из социально-экономического пространства может
ослабить их желание интегрироваться в общество.
Кроме того, мусульманская часть населения Франции несоразмерно в
большей степени подвергается тюремному заключению, отчасти вследствие
расового профилирования (оскорбительная практика задержаний, обысков и
других правоприменительных действий следственного характера,
мотивированная только расовой, этниче ской принадлежно стью
подозреваемых) и дифференцированного отношения в системе уголовного
правосудия. Согласно данным различных мусульманских лидеров и
социологов около 60-70% всех заключенных Франции являются
мусульманами, при этом мусульмане составляют всего 8% от общего
населения. Несмотря на то, что мусульмане численно превосходят
заключенных, представляющих другие религии, в тюрьмах Франции
задействованы всего лишь 100 мусульманских духовных лиц, в отличие от
480 католических, 250 протестантских и 50 еврейских капелланов. Многие
эксперты склонны считать, что высокая доля мусульман, отбывающих
тюремное заключение, является прямым следствием неспособности
этнических меньшинств интегрироваться. Причины такой маргинализации
этнического меньшинства Франции сосредоточены в проводимых
социальных политиках, которые во многом благоприятствуют изолированию
и депривации мусульман в обнищалых пригородах с высокой безработицей,
перегруженными недофинансируемыми школами и жильем ниже требований
стандарта.
Таким образом, учитывая те факторы и обстоятельства, в которых
обнаруживают себя мусульманская часть страны, можно констатировать, что
между этническим мусульманским меньшинством и
автохтонным
населением Франции существует значительная социальная дистанция,
См.: Dobson R. British Muslims face worst job discrimination of any minority group, according to research
[Electronic resource] // URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/british-muslims-face-worst-jobdiscrimination-of-any-minority-group-9893211.html
См.: Moore M. In France, Prisons Filled With Muslims [Electronic resource] //
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/story/2008/04/28/ST2008042802857.html
8
понимаемая как социально-психологический феномен, характеризующий
степень близости или отчужденности между индивидами и группами,
величина которой зависит как от объективных социальных условий, так и от
ее субъективного восприятия отдельным человеком. Тяжелое положение
большей части мусульманского населения активизирует процессы
консолидации внутри данной общности с целью обеспечить безопасные
условия воспроизводства своей этнической группы и защитить от враждебно
настроенной среды. Эти процессы, в свою очередь, несут в себе эффект,
укрепляющий этнические границы и различия между представителями
различных этнических групп. Процессы консолидации внутри этноса
непосредственно связаны с тенденцией радикализации и стремлением
подчинить эти процессы идеологами исламского фундаментализма.
Французские тюрьмы и пригороды мегаполисов представляют собой
идеальные места вербовки для исламских экстремистов. Более 1200
французских мусульман покинули Францию, чтобы присоединиться к
группировке ИГИЛ в Сирии.
3. Двойные стандарты политики секуляризма во Франции
Как уже отмечалось раннее, Франция позиционирует себя всецело как
светское государство, сводящее религию исключительно к сфере частной
жизни. Тем не менее, реализуемая государством политика секуляризма в
действительности оказывается весьма противоречивой и заключает в себе
значительный конфликтный потенциал.
На момент принятия в 1905 году закона, в официальном порядке
разграничивающего церковь и государство во Франции, северо-восточный
регион Франции Эльзас-Мозель, находился под юрисдикцией Пруссии.
Невзирая на то, что регион Эльзас-Мозель снова вошел в состав Франции,
закон 1905 года не вступил в силу на территории региона, вследствие чего
См.: France's alienated Muslims [Electronic resource] // URL: http://theweek.com/articles/535096/francesalienated-muslims
9
католицизм, кальвинизм, лютеранство и иудаизм официально признаются
религиями в данном регионе. Таким образом, религиозное образование
является обязательным для учащихся государственных школ, а региональное
правительство, в свою очередь, выплачивает зарплаты духовенству четырех
признаваемых религий. Закон 1905 года также содержит в себе ряд
исключений. При всем при том, что данный закон запрещает финансирование
новых религиозных сооружений, тем не менее, правительству разрешается
оплачивать эксплуатационные расходы религиозных зданий, построенных до
1905 года, большинство из которых католические церкви. Кроме того,
недавно принятые законы разрешают государству дотировать частные
религиозные школы, большая часть которых являются католическими и
еврейскими. Существуют и другие отголоски католичества в рамках системы
образования, как, например, школьный календарь, организованный согласно
католическим священным праздниками и приготовление рыбы в школьных
столовых в пятницу. Однако когда мусульмане Франции запрашивают
аналогичные
условия, которые предоставляются другим религиозным
сообще ствам, как, например, финансирование го сударственных
мусульманских школ, школьный календарь, включающий в себя священные
праздники мусульман, а также официальное признание Ислама в регионе
Эльзас-Мозель, им напоминают о том, что Франция светская страна, где
истинное гражданство требует четкого разграничения религии и
общественной жизни. В сущности, апелляции мусульман во Франции суть не
что иное, как притязания на конституционное равенство в рамках
существующих параметров доктрины секуляризма. Как ни парадоксально эти
апелляции становятся серьёзным поводом для ультраправых французских
католиков и левых антиклерикалов усомниться в верности мусульман
французским принципам гражданственности. Более того, в последние годы
для мусульман Франции в значительной степени усложнилось совершение
собственных религиозных практик, в связи с принятием в 2004 году закона,
запрещающего школьникам в государственных школах носить предметы
10
одежды, символизирующие их религиозную принадлежность, а также
принятием закона в 2010 году, запрещающего скрытие лица в общественных
местах
(запрет касается административных учреждений, транспорта,
торговых, школьных и медицинских учреждений, почтовых отделений,
пляжей, общественных парков, улиц городов и мест прогулок). Несмотря на
то, что принятые законы сформулированы в максимально нейтральных
терминах, они, несомненно, нацелены против определённых исламских
практик. Когда мусульмане Франции стараются привлечь внимание к этой
проблеме, их обвиняют в коммунитаризме и нежелании мыслить себя как
французских граждан. Даже когда мусульмане страны открыто заявляют о
своей принадлежности французскому гражданству, такого рода заявления
оказываются отвергнутыми. В одном из показательных случаев,
произошедшем в 2012 году, парижские городские власти отказались
демонстрировать послание, подготовленное сообществом, выступающим
против исламофобии, по причине его религиозного характера и
политического подтекста (данное послание было частью программы «Мы
тоже страна» и представляло собой переделанную под современность
картину французского художника Жака-Луи Давида «Клятва на теннисном
корте», изображающую, среди прочих, женщин с покрытой головой, арабских
мужчин, ортодоксальных евреев, держащих французские флаги и копии клятв
революционным идеалам; сообщество против исламофобии хотело, таким
образом, символически скрепить свои обязательство перед Францией,
вписывая себя в состав страны как подлинных граждан).
4. Исламофобия, расизм и национализм
См.: Fernando M. The French myth of secularism [Electronic resource] // URL:
http://theweek.com/articles/535807/french-myth-secularism
См.: Nous Sommes La Nation [Electronic resource] // URL:
http://www.islamophobie.net/articles/2012/10/31/ccif-nsln-campagne-communication-islamophobie-nous-sommesla-nation
11
В этой связи, представляется целесообразным, более подробно
остановиться на феномене исламофобии, который в настоящее время, по
мнению исследователей, адаптируется к современным условиям,
взаимодействуя с феноменом расизма. Данное взаимодействие обретает
достаточно конкретные формы, во многом в силу того, что при восприятии
мусульман как иных, религиозная и цивилизационная идентичности
объединяются, выступая также одновременно своеобразными опорными
точками идеологии национализма, поскольку мусульмане представляют
другую цивилизацию и чуждую религию. Происходит это во многом из-за
того, что, так называемое, государство-нация, выступающее как реальное
воплощение идеи национального суверенитета, переживает упадок, в силу
возросшего влияния транснациональных корпораций, децентрализации
власти в различных государствах, а также динамичного развития
наднациональных институтов (Европейский союз, НАФТА и пр.), тем самым
в лице суверенного государства идеология национализма теряет свою
фундаментальную концептуальную опору. В этом случае возможным
альтернативными опорными точками для националистических групп,
уместными в рамках существующей международной политической
конъюнктуры, становятся миграционные процессы, наднациональные
цивилизационные объединения и религия.
Также следует отметить, что
религиозные и мировоззренческие институты обладают повышенной
легитимностью, в тех случаях, когда они являются естественным
продолжением основ жизнедеятельности этнических групп и религия
рассмат ри вает ся как н еотъемлемый ат рибут социа лизации их
представителей.
Примечательно, что, когда мусульмане стали расово дискриминируемой
группой, этнос, Ислам и политику (экстремизм, фундаментализм, терроризм)
начали регулярно воспроизводить в ориенталистских, исламофобских и
расистских дискурсах. В то же время, большинство религий не
ассоциируются с терроризмом или какими-либо этническими особенностями.
12
Например, в 1990-х годах этнизация боснийских мусульман явилась
предлогом для этнической чистки. Было объявлено, что это необходимо для
защиты Европы от «исламского фундаментализма» и «терроризма», также
как было жизненно важно остановить османское нашествие у ворот Вены .
Согласно британскому аналитическому центру Ранимед Траст
(Runnymede
Trust), исламофобия понимается как «ограниченное
представление об Исламе». Методологически это означает, что исламофобия
имеет место быть, когда выполняется одно из следующих положений:
1. Ислам рассматривается как изолированный монолитный и
статичный блок, невосприимчивый к новым реалиям.
2. Ислам рассматривается как обособленный и другой – а) не
имеющий никаких совместных с другими культурами целей или
ценностей б) не затронутый другими культурами в) не оказывающий
влияние на другие культуры.
3. Ислам представляется неполноценным по сравнению с Западом –
варварским, иррациональным, примитивным, женоненавистническим.
4. Ислам представляется жестоким, агрессивным, угрожающим,
поддерживающим терроризм, участвующим в «столкновении
цивилизаций».
5. Ислам рассматривается как политическая идеология, которую
используют для получения политического и военного превосходства.
6. Критика мусульман направленная против «Запада» отвергается
тотчас же.
7. Враждебность по отношению к Исламу используется для
оправдания дискриминационных действий
против мусульман и
исключения мусульман из основной части общества.
8. Враждебность против мусульман признается естественной и
нормальной.
Взаимосвязь так называемого «ограниченного представления об
Исламе», принижающего Ислам, с расизмом отчетливо заметна в таких
См.: Miles R., Brown M. Racism. London and New York: Routledge, 2003. P. 143-168
См.: Commission on British Muslims and Islamophobia. Islamophobia: A Challenge For Us All. London, 1997.
P. 5.
13
производных явлениях как: ограничительные практики, ограничительные
дискурсы, враждебность. При таком взаимодействии между расизмом и
исламофобией мусульман описывают как неполноценных и отсталых, как
несовместимых с представителями запада или даже как угроза всему
западному миру. Исламофобия зачастую основывается на стереотипах о
религии (например, терроризм и мужской шовинизм), которые переносятся
непосредственно на мусульман. В этом случае необходимо пояснить, что
исламофобия главным образом определяется как враждебность по
отношению к Исламу, нежели к мусульманам, однако её манифестация
осуществляется именно в антагонизме против мусульман. Когда же не
наличествует ненависть к религии, то вместо исламофобии вероятнее всего
речь будет идти об антииммигрантских настроениях, о расизме или
ксенофобии. Важным является то, что множество стереотипов и ложных
сведений, способствующих оформлению исламофобии, коренятся в особом
восприятии Ислама. В результате совершенных в США террористических
атак 11 сентября 2001 года, продажи Корана в Америке значительно выросли,
поскольку, по всей видимости, люди хотели понять мотивы этих действий.
Безусловно, читатели были разочарованы, так как терроризм никоим образ не
упоминается в Коране, при этом образ мусульманина в роли террориста
постоянно воспроизводится в западно-европейской традиции описания
мусульман.
Заключение
Таким образом, пример институализации и укоренения исламофобии
ярко иллюстрирует процесс распознавания новых отправных точек для
идеологии национализма и для новых форм взаимосвязи национализма и
расизма и последующей идентификации и исключение другого. Мусульманин
См.: Brown M.D. Conceptualising Racism and Islamophobia // J. ter Wal and M. Verkuyten (eds). Comparative
Perspectives on Racism. Aldershot: Ashgate, 2000. P. 84-87.
См.: Miles R., Brown M. Racism. London and New York: Routledge, 2003. P. 143-168.
14
определяется как другой на основе религиозной отличительности и
специфической концепции цивилизации. Исходя из этих религиозных
отличий, мусульманин представляет религию, которая незнакома
большинству на западе, которая исторически питала антипатию к западу и
рассматривалась на западе как отклоняющаяся от нормы. Как представитель
другой цивилизации мусульманин расценивается как индивид с абсолютно
непохожим мировоззрением, вовлеченным в столкновение цивилизаций,
иными словами, как внутренний враг. Это весьма существенно на
микросоциальном уровне, где, например, мусульманский дресс-код часто
вызывает обеспокоенность или на международной политической арене
ко н ц е п ц и я « с тол к н о ве н и я ц и в и л и з а ц и й » во с п р и н и м а е т с я ка к
самоисполняющееся пророчество. Впоследствии, мусульманская часть
населения может обнаружить себя исключенной из социальноэкономического пространства по различным аспектам. Во-первых, для
мусульман, в особенности в западных странах, может оказаться достаточно
проблематичным нахождение достойной работы, обеспечение себя
адекватными жилищными условиями или медицинским обслуживанием. Вовторых, мусульман не рассматривают как подлинных граждан, тем самым
вытесняя их из конституционного поля государства. Как правило, такие
явления имеют своей предпосылкой ложные убеждения о культурной
несовместимости и
подчеркивании собственных национальных корней, а
также том предположении, что Ислам представляет собой новое явления для
запада. Ярким примером того, как вышеизложенные проце ссы
актуализируются и легитимизируются является описанная выше ситуация в
таких европейских странах как Франция и Великобритания.
Литература
См.: Miles R., Brown M. Racism. London and New York: Routledge, 2003. P. 167.
15
1. Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50%
[Электронный ресурс] // URL: http://rusplt.ru/fact/islam-Evropa-8512.html
2. И с л а м в В е л и к о б р и т а н и и [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] / / URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ислам_в_Великобритании
3. Adida C., Laitin D., Valfort M-A. Muslims in France: Identifying a Discriminatory
Equilibrium // IZA Discussion Paper No. 6953. Bonn, 2012. – 59 pp.
4. Brown M.D. Conceptualising Racism and Islamophobia // J. ter Wal and M.
Verkuyten (eds). Comparative Perspectives on Racism. Aldershot: Ashgate, 2000. –
304 pp.
5. Miles R., Brown M. Racism. London: Routledge, 2003. P. – 197 pp.
6. Runnymede Trust: Commission on British Muslims and Islamophobia.
Islamophobia: A Challenge For Us All. London: Runnymede Trust, 1997. – 69 pp.
7. Dobson R. British Muslims face worst job discrimination of any minority group,
according to research
[Electronic resource] // URL:
http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/british-muslims-face-worstjob-discrimination-of-any-minority-group-9893211.html
8. Fernando M. The French myth of secularism [Electronic resource] // URL:
http://theweek.com/articles/535807/french-myth-secularism
9. Moore M. In France, Prisons Filled With Muslims [Electronic resource] //
http://www.washingtonpost.com/wpdyn/content/story/2008/04/28/ST2008042802857.html
10.Silverstein P., Tetreault C. Urban Violence in France [Electronic resource] // URL:
http://www.merip.org/mero/interventions/urban-violence-france
11. Yong E. Fake CVs reveal discrimination against Muslims in French job market
[Electronic
resource]
//
URL:
http://blogs.discovermagazine.com/notrocketscience/2010/11/22/fake-cvs-revealdiscrimination-against-muslims-in-french-job-market/
12.F r a n c e ' s a l i e n a t e d M u s l i m s [ E l e c t r o n i c r e s o u r c e ] / / U R L :
http://theweek.com/articles/535096/frances-alienated-muslims
13.N o u s S o m m e s L a N a t i o n [ E l e c t r o n i c r e s o u r c e ] / / U R L :
http://www.islamophobie.net/articles/2012/10/31/ccif-nsln-campagnecommunication-islamophobie-nous-sommes-la-nation
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв