УДК 101.1
Р.А. Хажнагоева студентка 3 курса инженерного факультета, группы П - ДАС
- б - о - 171, ИСТиД (филиал) СКФУ в г. Пятигорске
Л.В. Крюкова кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории
и философии права ИСТиД (филиал) СКФУ в г. Пятигорске
Н.Г. Бондаренко Н.Г. доктор философских наук, профессор, заведующий
кафедрой истории и философии права ИСТиД (филиал) СКФУ в г. Пятигорске
E - mail: kaf - ifp@pfncfu.ru
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
Аннотация Актуальной проблемой в условиях социальной реальности
является вопрос о необходимость воспитания экологической культуры у
молодежи. Статья посвящена философскому осмыслению проблемы
сохранения окружающей среды и воспитания экологической культуры
молодого поколения и формирования экологического мировоззрения в
условиях глобализации современного общества.
Ключевые слова: экологическое мировоззрение, экологическая культура,
философия, окружающая среда.
Человек - часть природы, и от состояния окружающей среды зависит его
здоровье, благосостояние и его будущее, его судьба, судьба его потомков.
Это простая истина известна всем, но мы часто не связываем наше
повседневное поведение в окружающей среде с глобальными экологическими
проблемами. Поэтому, в современном обществе необходимость воспитания
экологической культуры превратились в одну из самых острых и
злободневных проблем нашего времени. Термин «экология» стал
использоваться в науке, благодаря немецкому биологу Э. Геккелю, издавшему
в 1886 году труд «Всеобщая морфология организмов», в котором экологией
была названа наука, изучающая взаимосвязь организмов с окружающей
средой. История развития взаимовлияния человека и природы имеет давние
корни, связанные с адаптацией к окружающей среде, формированием
личности на лоне природы и другими факторами. Так, для древнегреческих
философов нравственная концепция природы имела парадигмальное
значение. Человек понимался и как часть природы, и как особенное существо
этой природы. Эта проблематика не устарела и в настоящее время, но к ней
прибавились проблемы устойчивого развития в период экологических
катастроф [4]. Формирование экологического мировоззрения личности, о чем
свидетельствуют многие ученые, находилось в зависимости от развития
общественных отношений. Это подтверждает то, что уже первые письменные
источники имеют упоминания о том, как следует относиться к природе,
поэтому формирование экологической культуры должно стать главной целью
экологического образования и воспитания личности. Началом рождения
экологической культуры, как особой отрасли философско культурологического знания, считают вторую половину XIX века. Философия,
нацеленная на целостное рассмотрение сложной структуры субъект объектных отношений помогала формировать экологическую культуру.
Методологическую основу экологической культуры составили труды А. Ле
Шателье, К. Ф. Брауна, Б. Коммонера, В. И. Вернадского и др. Они впервые
ввели термин «биосфера», и определили проблемы человеческого фактора в
существовании мира [2]. Философия дает возможность осмыслить, прояснить
и обобщить такие существующие в мире экологические проблемы как:
перенаселение планеты, пандемии, глобальное потепление, вызванное
загрязнением атмосферы; проблемы загрязнения Мирового океана нефтью и
нефтепродуктами, тяжелыми металлами и токсичными веществами,
истощение природных ресурсов и т.д. Разрушение традиционных связей
между человеком и окружающей его природой и грядущие катастрофы
особенно остро ощутили русские философы и ученые. «Космическое
мышление» считалось ими возможным средством преодоления разрыва в
системе взаимосвязей «общество - природа» (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров,
В.И. Вернадский и др.) [5].
Вернадский по крупицам собирал то, что легло в основу его учения о
ноосфере («сфере разума»), объединявшей человека со Вселенной как
обозначение будущего этапа в развитии биосферы, когда станет возможным
объединение всего человечества на основе гуманистических принципов,
когда «Коллективный Разум человечества будет выступать доминирующим
фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с
природой» [1]. Интерес представляет также вывод П.А. Флоренского,
соответствующий духу русского космизма: «природа не безразлична среде
технического произвола, хотя до времени она и терпит произвол; она живое
подобие человека» [3]. Современные исследователи приходят к выводу о том,
что экологическая культура заключается во внутренних свойствах личности,
гармонизирующих отношения между человеком и природой и
обеспечивающих самореализацию человека в экологических рамках. Сегодня
экологические знания приобретают статус мировоззренческих, и требуют
постоянного обновления на разных этапах и всех сферах жизнедеятельности
человека. На наш взгляд, развитие экологической культуры является важным
фактором формирования экологического мировоззрения. Главная задача
формирования экологического мировоззрения у студентов - это формирование
высокой культуры отношения к природе и новой системы ценностей;
воспитание социально - экологической активности человека; развитие
способности моделировать и прогнозировать последствия своей
деятельности. Такое целостное представление о мире позволяет студенту
глубже понять значение и ценность профессиональной деятельности.
Потребности общественного производства способствовали возникновению
направлений прикладной экологии, которые обусловлены отраслевыми
особенностями применения экологических знаний в профессиональной
деятельности человека [4]. В этой связи проектно - художественная
деятельность все больше приобретает новые черты, которые отражают
экологическое сознание, появилась необходимость выделить экологический
дизайн, который решает вопросы благоприятного воздействия на человека
проектируемой окружающей среды. Созидать, творить, быть в гармонии с
окружающим миром – все это, как нам представляется, должно стать
приоритетом в создании архитектурных проектов. Экологическая культура
или переосмысление нашего экологического мировоззрения к природе стало
необходимостью нашего времени. Экологическая культура – это новое
качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического,
интеллектуального и духовного постижения, это «высшая форма гуманизма»,
выступающая в качестве основы для формирования общечеловеческой
морально - нравственной парадигмы и вбирающая в себя практический и
духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и
общества. Таким образом, во второй половине ХХ века экологическая
культура стала формироваться в качестве специфической подсистемы
общества, выступая конкретно историческим проявлением процесса
коэволюции общества и природы. Экологическая культура призвана
характеризовать способы взаимодействия не только с природной, но и
социально - исторической средой, выполняя интегративную роль во
взаимосвязях и взаимодействии материальной и духовной культур.
Ноосферный подход к решению общепланетарных, общечеловеческих
экологических проблем есть превращение антропоцентрическое в
природоцентрическое мировоззрение. К этому и призывали русские философы
и ученые второй половины XIX - начала XX столетия. Целью нового типа
культуры будущего, считали они, должен стать процесс возвышения природы,
космоса и человечества. Следовательно, нравственно - экологическое
совершенствование отдельной личности должно стать основой всего
переустройства нашего мира.
Список использованной литературы:
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 261 с. 2. Касьянов
Г.А. Философские основания экологической культуры: автореф. дис. канд.
философ. наук. – Санкт - Петербург, 2006. – 24 с. 3. Лагутин А.О.
Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: автореф.
дис. канд. культурологии. – Краснодар, 2001. – 26 с. 4. Философия для
технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – изд. 7 - е. Ростов н / Д:Феникс,2013. - 502с. 5. Философский энциклопедический словарь /
Гл. редакция – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв