Конференция «Ломоносов 2017»
Секция «Философия образования»
Философско-педагогические концепции возрождения классического
образования в Северной Америке в XX-XXI вв.
Трошкова Наталья Валерьевна
Аспирант
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
E-mail: navatr2@mail.ru
В современное время все чаще говорится о кризисе европейской цивилизации. Многие ассоциируют проблемы падения ценностей, общего культурного и научного уровня
с низким качеством образования, утратой его истинных целей. В связи с этим зародилось международное движение, объединившее многие страны, включая Россию, которое
предлагает искать решения в возрождении системы классического образования. Данная
проблема является особенно актуальной в ситуации поиска путей развития российского
образования.
К ключевым проблемам возрождения классического образования относятся вопросы
о том, какую модель брать за основу, как теоретически обосновать её целесообразность
и адаптировать к современным условиям. Таким образом, для решения этих проблем
необходим комплекс исследований феномена классического образования в диахронии и
синхронии. Настоящая работа посвящена анализу концепций классического образования,
ставших базовыми для его возрождения в Северной Америке.
В второй трети XX в. возникает идея реформировать систему образования на основе возврата ad fontes, к образовательным концептам Античности, получившая особенную актуальность после Второй мировой войны. Сложившаяся «прогрессивная» модель
критиковалась за прагматизм, узкопрофессиональную направленность, низкое качество и
определялась как антидемократичная система по подготовке рабов [1]. На смену ей были
выдвинуты христианская и светская концепции классического образования, основывающиеся на гуманитарном тривиуме.
Основателями светского классического течения в США считаются М. Адлер и Р. Хатчинс, которые в 1930-х разработали философию образования в русле перенниализма. Они
считали, что ядро образования должны составлять отобранные книги, в первую очередь
классическая литература, которые вводят учеников в пространство «Великого Диалога»
с мыслителями прошлого. Приоритет отдавался чтению на языках оригиналов.
Фундаментальные принципы реформирования образования были изложены в «Проекте Пайдейи» [1]. Базис образования должно составлять формирование умения учиться и
развитие критического мышления, что наиболее востребовано в современном мире. Данным задачам в высшей степени отвечает классическое образование, обеспечивающее универсализм подготовки и применения. Наибольший вес придаётся знанию, основанному на
понимании, как самому долговечному, а лучшим средством его приобретения признается
метод Сократа.
Образование выступает средством преобразования и совершенствования общества, высшей ценностью которого провозглашается демократия. В свободном обществе каждый
должен иметь равные образовательные возможности, обеспечивающие равную потенциальность самореализации. Несмотря на «усреднение», образование обязано соответствовать самым высоким стандартам, готовить широко образованных, критически мыслящих
граждан. Хатчинс назвал генеральный принцип демократической школы: «Лучшее образование для лучших есть лучшее образование для всех» [1, c. 6].
Иную концепцию предложила Д. Сайерс, английская филолог-медиевист, апологет
христианского классического образования. Его особенностью является комбинирование
1
Конференция «Ломоносов 2017»
религиозного и классического профилей. Концепция была изложена в эссе «Утерянные
инструменты образования» [4], представленном в 1947 г. в Оксфорде и положившем начало мировому классическому христианскому образовательному движению. В США идеи
Сайерс были восприняты после публикации в 1991 г. работы ее последователя, американского теолога и филолога-классика У. Д. Дугласа [3], и быстро получили распространение.
Одним из трендов начиная с 1999 г. также становится получение семейного классического
образования, методы и содержание которого описаны С. У. Бауэр [2].
Основу теории Сайерс составила идея «прогрессивной ретрогрессии» [4, с. 10], возврата
c модификациями к средневековой программе образования septem artes liberales. Сайерс
отмечает, что в системе свободных искусств тривиум является базовым курсом и предназначен для того, чтобы научить правильному использованию универсальных «инструментов образования» для достижения главной цели школы - научить человека учиться
самому. Она считает, что, когда эта модель была отринута, были забыты не только «инструменты образования», но и корни европейской цивилизации, после чего она живет на
накопленном ранее потенциале, сосредоточившись на квадривиуме.
Поскольку главная цель тривиума - тренировка ума, предметное содержание вторично
по отношению к инструментальной функции. Компоненты тривиума предлагается рассматривать, как методы освоения трех уровней школьного образования в соответствии
с принципом возрастосообразности. Объединяющим все уровни звеном служит теология.
Квадривиум - задача высшего образования. На первом уровне, «грамматике» (младший
школьный возраст), целью является развитие памяти, наблюдательности и собирание материала для следующих ступеней. Изучаются языки (особое предпочтение отдается средневековой латыни и древнегреческому), математика, география, естествознание, история,
литература. Задача «диалектики» (подростковый возраст) - развитие логического и критического мышления, умения анализировать и аргументировать. Освоение знаний ведётся
в их диалектической взаимосвязи. На «риторической» ступени (ранняя юность) происходит синтез и творческое переосмысление усвоенного на первых двух этапах. Завершается
школьное обучение публичной защитой сочинения, на которой показываются все освоенные «инструменты».
Мы видим, что есть разные пути возрождения классического образования. Возникнув благодаря деятельности отдельных выдающихся мыслителей, классическое образовательное движение к концу XX в. превратилось в заметное явление, набирая всё больше
последователей. Сейчас в США существуют сотни классических школ: большую часть
составляют частные христианские, в меньшинстве представлены государственные школы,
также распространено семейное классическое образование. Аналогичную тенденцию можно проследить и в России. Остается высказать надежду, что ростки российского движения
не засохнут на этапе возрождения после почти векового забвения, а будут расти на благодатной почве нашего богатого дореволюционного и мирового опыта, произведя обильные
плоды в русской культуре и науке.
Источники и литература
1) Adler J. M. The Paideia Proposal: An Educational Manifesto. New York, 1982.
2) Bauer S. W. The Well-Trained Mind: A Guide to Classical Education at Home. New
York, 1999.
3) Douglas J. W. Recovering the Lost Tools of Learning: An Approach to Distinctively
Christian Education. Wheaton, 1991.
4) Sayers D. L. The Lost Tools of Learning. London, 1948.
2
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв