ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра теории, педагогики и методики начального образования
и изобразительного искусства
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация)
обучающегося по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое
образование
Магистерская программа Внеурочная деятельность в начальной школе
очной формы обучения, группы 02021506
Чуевой Людмилы Евгеньевны
Научный руководитель
к.п.н., доц. Ильинская И.П.
Рецензент
директор МБОУ СОШ № 7 г. Белгорода
к.п.н. Корж А.С.
БЕЛГОРОД 2017
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………....
Глава 1. Теоретические
основы
3
формирования
духовно-нравственной культуры младших школьников
средствами внеурочной деятельности по краеведению ...…. 11
1.1. Сущность и содержание духовно-нравственной культуры
личности ………………………………………...……………….
1.2. Возрастные
особенности
11
формирования
духовно-нравственной культуры младших школьников……...
21
1.3. Внеурочная деятельность по краеведению как средство
формирования
духовно-нравственной
культуры
младших
школьников ……………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная
работа
по
30
формированию
духовно-нравственной культуры младших школьников
средствами внеурочной деятельности по краеведению ...….
2.1. Диагностика
уровня
42
сформированности
духовно-нравственной культуры младших школьников …..…..
42
2.2. Методика формирования духовно-нравственной культуры
младших школьников средствами внеурочной деятельности по
краеведению……………….………………………………………
51
2.3. Динамика формирования духовно-нравственной культуры
младших школьников………….…………………………...…….
59
Заключение……………………………….……………………………...…..
67
Библиографический список…………….……………………………..……
69
Приложение…………………………………………………………………...
76
4
ВВЕДЕНИЕ
В
последние
общественности
годы
к
в
России
проблеме
возрос
интерес
педагогической
духовно-нравственного
воспитания
подрастающего поколения. Характерными причинами сложившейся ситуации
явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для
молодого поколения; сокращение организаций и мероприятий в сфере
культурно-досуговой деятельности детей и молодежи; отсутствие налаженной
системы целенаправленного патриотического воспитания и др. В соответствии
с
государственной
политикой,
направленной
на
духовно-нравственное
воспитание в воспитательной системе образования, в Федеральном Законе «Об
образовании в РФ», в Национальной доктрине образования в Российской
Федерации на период до 2025 г., в Концепции духовно-нравственного развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,
устанавливаются
новые
приоритеты в образовании и культуре, направленные на преодоление
духовного кризиса и возвращение общечеловеческих и духовных ценностей в
социокультурное пространство подрастающего поколения. Отсюда следует, что
современная практика воспитания и образования должна ориентироваться на
развитие духовного наследия, в первую очередь, на формирование духовнонравственной культуры младших школьников.
Духовно-нравственную культуру личности понимают как неотъемлемую
часть личной культуры обучающегося, состоящую из целостной системы
элементов, включающих: духовную культуру, культуру этического мышления,
когнитивную
культуру,
культуру
чувств,
рефлексивную
культуру,
коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культуру.
Проблема формирования духовно-нравственной культуры школьников
нашла
отражение
в
фундаментальных
Н.М.
Болдырева,
Н.К.
Крупской,
работах
Б.Т.
А.М.
Лихачева,
Архангельского,
А.С.
Макаренко,
И.Ф. Харламова и др., в которых определена сущность основных понятий
5
теории нравственного воспитания. Феномен культуры как принципиальный
фактор в становлении человеческого общества исследовался в трудах
А.И. Арнольдова, П.С. Гуревича, Э.В. Ильенкова и др.
Общепедагогические
основы
формирования
нравственных
знаний,
которые рассматриваются как часть целостной проблемы формирования
духовно-нравственной
культуры
личности,
раскрыты
в
трудах
О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С Марьенко, Л.И. Новиковой и др. В ряде
психолого-педагогических
исследований
уделяется
серьезное
внимание
вопросам формирования и развития нравственных отношений обучающихся
(З.И. Васильева, Т.Н. Мальковская, В.И. Петрова, Н.Е. Щуркова).
Проблема
культуры
личности
исследовалась
Б.Г.
Ананьевым,
Г.И. Железовской и др. Психологический аспект понятия «духовность»
освещен в работах И.М. Ильичевой, В.Д. Шадрикова и др. Проблема
духовности человека нашла отражение в произведениях античных философов:
Платона, Демокрита, Аристотеля и др.; православных философов: H.A.
Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина и др., а также в современных
исследованиях Т.Н. Петраковой, Н.М. Романенко и др.
Значение нравственности в формировании личности обосновывалось С.К.
Бондыревой, A.A. Гусейновым, Б.Т. Лихачевым и др. Общетеоретические
аспекты формирования духовно-нравственной культуры личности отражены в
трудах П.П. Блонского, И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, B.C.
Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Согласно
концепции
духовно-нравственного
развития
личности
важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного
и
компетентного
гражданина
России.
В
Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования
(ФГОС НОО) процесс образования должен пониматься не только как процесс
усвоения
системы
знаний,
умений
и
компетенций,
составляющих
6
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс
развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и
других ценностей. Перед общеобразовательной школой ставится задача
подготовки такого гражданина (Данилюк, 2009).
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовнонравственных свойств личности школьника. Этот процесс традиционно в
большей степени осуществляется в процессе внеурочной деятельности
младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО, внеурочная деятельность
– это специально организованная деятельность обучающихся в рамках
вариативной части базисного учебного (образовательного) плана (Федеральный
государственный …, 2009). Внеурочная деятельность является логическим
продолжением начатой на уроке работы. Она может быть организована в виде
экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад,
соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Программа
нравственного воспитания является необходимой составляющей любой
основной образовательной программы (ООП). Особое место среди направлений
внеурочной деятельности занимает внеурочная деятельность по краеведению.
Именно кружковые занятия по краеведению способствует воспитанию и
духовному становлению обучающегося как личности, человека и гражданина.
Цель системы краеведческого образования – создать условия для духовноценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире и
содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня
образованности.
Становлению и развитию краеведения и его основных источников
посвящены работы педагогов, общественных деятелей и краеведов –
Н.П. Милонова, М.А. Никоновой, С.О. Шмидт и др. Вопросы организации
краеведения в начальной школе исследуются в работах A.B. Даринского,
Г.Н.
Матюшина, К.Ф. Строева, Н.С. Цепляевой и др. Особенности
формирования
духовно-нравственной
культуры
младших
школьников
7
средствами
В.М.
школьных
краеведческих
музеев
исследованы
в
работах
Астафьева, Г.Н. Волковой, З.А. Огризко, Н.А Петровой, и др.
Рассмотрены дидактические возможности краеведения в воспитательном
процессе начальной школы в работах В.Е. Туманова, Т.А. Бабаковой,
И.В. Горностаевой, П.В. Иванова, Е.И. Полянской, В.В. Степаненкова и др.
Вся внеурочная работа историко-краеведческого характера выстраивается
на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Во время
экскурсий, походов широко использую знания учащихся, полученные на уроке.
Познание
общих
закономерностей
исторического
процесса
помогает
школьникам глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей
страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию
общеисторических закономерностей.
Не смотря на мощный педагогический потенциал краеведения как
средства
духовно-нравственного
воспитания,
традиционные
методы
воспитания, формы организации учебно-воспитательного процесса, содержание
учебного материала не позволяют на сегодняшний день в полной мере
обеспечить динамичное формирование духовно-нравственной культуры у
младших школьников на должном уровне. В связи с этим обнаруживается
противоречие между необходимостью организации процесса формирования
духовно-нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной
деятельности по краеведению и недостаточным методическим обеспечением
этого процесса.
Данное
противоречие
исследования:
каковы
нравственной
культуры
позволило
педагогические
младших
определить
условия
школьников
проблему
формирования
средствами
нашего
духовно-
внеурочной
деятельности по краеведению.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект
школьников.
исследования:
духовно-нравственная
культура
младших
8
Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственной
культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по
краеведению.
Гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственной
культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по
краеведению будет эффективным если обучающиеся:
1) будут систематически посещать музейные уроки в краеведческих
музеях родного края;
2) будут вовлекаться в деятельность, направленную на изучение
исторического наследия родного края.
В соответствии с проблемой и выбранной гипотезой определяются
задачи исследования:
− раскрыть
сущность
понятий
«духовно-нравственная
культура»,
«внеурочная деятельность», «краеведение»;
− провести диагностику уровня сформированности духовно-нравственной
культуры младших школьников;
− разработать
серию
экспериментальных
кружковых
занятий
по
краеведению, направленных на формирование духовно-нравственной культуры
младших школьников.
Методы исследования:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме исследования;
− анкетирование;
− тестирование;
− педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической
основой
являются
философские,
психологические и педагогические концепции, рассматривающие категории
«духовность», «нравственность», «ценность», в структуре целостного развития
9
личности, их взаимосвязь (Е.Г. Белякова, Л.И. Гриценко, Д.А. Леонтьев, И.С.
Марьенко, В.И.
Новикова, В.И. Слободчиков, И.Ф.
Харламов и др.);
аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и
самоцелью общественного развития (Ш.А. Амонашвили, А.А. Гусейнов, М.С.
Каган, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.); культурологический подход,
рассматривающий национальную культуру как основной источник и средство
социальной и духовной преемственности поколений (В.И. Новикова, Ю.С.
Мануйлов, Н.Е. Щуркова и др.). Существенное значение имеют исследования
духовно-нравственной
культуры,
духовно-нравственного
становления
личности младшего школьника (В.С. Библер, В.В. Богатов, Е.Н. Богданов,
Е.В.
Бондаревская,
О.А.
Журавлева);
исследования
педагогических
возможностей краеведения в воспитательном процессе (В.Е. Туманов,
Т.А. Бабакова, И.В. Горностаева).
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработана и апробирована серия экспериментальных кружковых занятий по
краеведению, направленная на формирование духовно-нравственной культуры
младших
школьников.
формированию
у
Выводы
младших
исследования
школьников
и
личного
рекомендации
понимания
по
духовно-
нравственных ценностей, представлений о нравственном поведении и
ценностного
отношения
к
родному
краю
служат
совершенствованию
воспитательного процесса в начальной школе.
База
исследования:
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода, 4 «А»
класс.
Этапы исследования:
I этап (2015 г.) – теоретико-аналитический: изучение научной литературы
по
проблеме
исследования;
определение
понятийно-категориального
и
научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и
10
методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и
теоретическое осмысление.
II этап (2016 г.) – экспериментальный: проводился формирующий этап
педагогического
эксперимента;
разрабатывался
диагностический
инструментарий; выявлялись педагогические условия и средства деятельности
педагога
по
формированию
духовно-нравственной
культуры
младших
школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению; создавалась
рабочая программа кружка по краеведению, направленная на формирование
духовно-нравственной
культуры
младших
школьников;
апробировалась
рабочая программа.
III этап (2017 г.) – заключительный: анализ результатов исследования,
обобщение полученных результатов, формулирование выводов исследования,
оформление магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив
исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на
базе МБОУ СОШ № 7 г. Белгорода. Основные положения исследования были
представлены
в
виде
докладов
на
Всероссийской
конференции
с
международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации
личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 2015 г.), на
Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы в
современном педагогическом образовании» (г. Калуга, 2015 г.), на второй
Международной
научно-практической
заочной
конференции
«Наука
и
образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 2016 г.), IX
Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология:
актуальные вопросы теории и практики» (г. Чебоксары, 2016 г.), на II
Международной научно-практической конференции «Язык и культура региона
как составляющие образовательного пространства» (г. Белгород, 2017 г).
Структура
магистерской
диссертации:
заключение, библиографический список, приложение.
введение,
две
главы,
11
Во
введении
представлена
краткая
характеристика
современного
состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень
ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель,
задачи,
определяется
гипотеза,
теоретико-методологическая
основа,
практическая значимость, дается обзор этапов и методов исследования,
описывается апробация и внедрение результатов.
В первой главе «Теоретические основы формирования духовнонравственной
культуры
младших
школьников
средствами
внеурочной
деятельности по краеведению» рассматривается сущность и содержание
формирования
духовно-нравственной
культуры
личности
младшего
школьника; описываются возрастные особенности формирования духовнонравственной культуры младших школьников; раскрывается содержание
внеурочной деятельности по краеведению как средства формирования духовнонравственной культуры личности в младшем школьном возрасте.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию духовнонравственной
культуры
младших
школьников
средствами
внеурочной
деятельности по краеведению» описаны диагностика уровня сформированности
духовно-нравственной
формирования
культуры
духовно-нравственной
младших
школьников;
культуры
младших
методика
школьников
средствами внеурочной деятельности по краеведению, динамика формирования
духовно-нравственной культуры младших школьников.
В заключении изложены выводы исследования.
Библиографический список состоит из 70 источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы
исследования.
12
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
1.1. Сущность и содержание
духовно-нравственной культуры личности
Формирование духовно-нравственной культуры личности ребёнка – одна
из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего
общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера
действия морального фактора. Формирование духовно-нравственной культуры
осуществляется в процессе духовно-нравственного воспитания личности.
Духовно-нравственное воспитание является процессом, направленным на
целостное формирование и развитие личности обучающегося, и предполагает
становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим
обязанностям и к самому себе. Для того, чтобы успешно осуществлять
формирование
предварительно
духовно-нравственной
осмыслить
вопрос
культуры
о
том,
школьников,
что
есть
требуется
духовность
и
нравственность. Данный вопрос вызван тем, что нравственность и духовность
проникают во все сферы жизни человека, поэтому эти понятия можно
трактовать по-разному.
Учитывая, что воспитание младшего школьника с его несформированным
опытом, мировоззрением, складывающейся системой социальных отношений,
впечатлительностью и открытостью многообразным явлениям, требует особого
внимания и ответственности, необходима четкая формулировка теоретических
оснований для разработки педагогических технологий и программ духовнонравственного воспитания, формирования духовно-нравственной культуры.
13
Духовность и нравственность личности тесно связаны между собой. По
мнению Б.С. Братусь, эта взаимосвязь проявляется в том, что высшую форму
нравственности образует духовная ступень развития личности, на которой
человек представляется высшей ценностью жизни (Братусь, 1993).
В российской педагогической литературе термин «духовно-нравственная
культура»
трактуется
как
в
значении
«религиозная
культура»,
«нравственность», так и в значении «нравственная культура». Такая
неоднозначность
и
размытость
в
терминах
говорит
о
многообразии
определений термина «дух» в философской литературе (Амонашвили, 1996).
Понятия «дух» и «духовность» в философских словарях равнозначны.
«Дух» употребляется в философии в значении понятий «идеальное»,
«сознание», «мышление», «разум». А понятие «духовность» рассматривалось, в
первую очередь, с религиозной точки зрения. Н.А. Бердяев считал, что
духовность есть высшая качественная ценность личности, а не составная часть
человеческой природы, она дана «человеку как образ к подобию Божьему»
(Бердяев, 1989, 163). Путь к достижению духовности, к высшему качеству
человека как личности Н.А. Бердяев видел в освобождении от природной
власти и социальной среды, то есть в свободе, которая является изначальным
состоянием мира, основным началом, данным до мира и до Бога.
Нам близко определение духовности Н.А. Бердяева «Духовность – это
качество человека, отражение его потребности состояться, самореализоваться в
жизни, особая способность человекомерно осмыслять материальный мир; это
личностная характеристика человека, свидетельствующая о мере личностной
зрелости, ответственности, высокой включенности в жизнь» (Бердяев, 1989,
165). Духовность можно определить также как критерий личностной зрелости
человека, и фактор его целеустремленного развития.
В современной научной литературе существует много точек зрения
на толкование понятия «духовность». Так, Ю.В. Шаров рассматривает
духовность как качество, развивающееся с самого зарождения культуры, в
14
процессе исторического воспитания множества поколений и как производное
от духа, которое проявляется в тяге человека к правде, добру, красоте,
стремлении к общению с другими людьми и заботливом отношении к природе
(Шаров, 1990).
М.Н. Бахтин определяет духовность как некоторый эквивалент культуры
в широком понимании, выступающий средством формирования духовности,
где духовность является целью развития индивидуальной культуры (Бахтин,
2008).
В зарубежной психологии многие исследования посвящены проблеме
духовности. В. Франкл уделяет большее внимание поведению человека,
стремлению найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл, где
при этом роль смысла выполняют ценности. Он считает, что духовность – это
определяющая особенность человека, а не только его характеристика, реализует
себя в событии, сопричастности – представляя себя, человек жертвует собой,
чтобы в познании и любви отдавать себя (Франкл, 1990).
По мнению А. Маслоу, духовной личностью можно считать человека,
деятельность которого мотивируется базовыми ценностями: справедливостью,
добротой,
красотой,
совершенством
и
т.д.,
способствующими
самоактуализации человека, реализации его способностей, внутреннего
потенциала и талантов (Маслоу, 1986).
Следовательно,
мы
можем
сказать,
что
устройство
духовности
рассматривается как единое в многообразном, охватывает сразу все измерения
жизни.
Духовность
в
содержательном
плане
–
это
направленность
человеческого ума на высокие цели и задачи, связанная со смыслом
существования себя и других, возвышенность чувств и помыслов, развитость и
постоянное совершенствование нравственного потенциала личности.
Рассмотрим различные толкования понятия «нравственность». Следует
отметить, что в толковом словаре В.И. Даля нет отдельной статьи, посвященной
слову «нравственность». Данное понятие образовано от корня «нрав». Нрав, по
15
В.И. Далю, есть «одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав
слитно образуют дух; ко нраву относятся, как понятия подчиненные: воля,
любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму – разум, рассудок, память и пр.
Согласный союз нрава и ума, сердца и думки образует стройность,
совершенство духа» (Даль, 1989, 558). Таким образом, в этом словарном
определении
присутствуют
все
три
известных
науке
компонента
нравственности: знание, переживание и поведение.
В словаре С.И. Ожегова мы видим уже измененную трактовку понятия
«нравственность». Значение слова раскрывается через «внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила
поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов, 1990, 414). Здесь уже
нравственность представляет собой перешедшие во внутренний план внешне
заданные этические нормы, в результате этого они приобрели признаки
духовных качеств.
У Д.Н. Ушакова нравственность имеет три значения. Во-первых, она
представляет собой «совокупность норм, определяющих поведение человека»;
во-вторых, «само поведение человека»; в-третьих, «моральные свойства»
(Ушаков, 2008, 231). Проявление моральных свойств связано с «нравственным
учением, сводом правил нравственности, этики; нравственным выводом из
чего-нибудь, нравственным уроком; нравоучением, наставлением» (Ушаков,
2008, 232).
В словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова определения понятий
«нравственность»
и
«мораль»
имеют
смысловые
различия,
а
вот
в философском словаре под ред. И.Т. Фролова понятие «нравственность»
полностью приравнивается к понятию «мораль». Под ней подразумевается
«одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий
функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях
общественной жизни» (Фролов, 1986, 292). Выпущенный в 1983 году словарь
по этике под ред. И.С. Кона тоже определяет термин «нравственность» через
16
синонимичное ему понятие «мораль», которая определена как «форма
общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию
регулирования поведения человека» (Кон, 1983, 188).
Исходя из всех представленных определений понятия «нравственность»,
мы можем выделить компоненты, которые в них присутствуют. Это
когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностный и регуляторно-волевой
компоненты. Но необязательно в каждом определении присутствуют все три
компонента. Например, эмоционально-ценностный рассматривает духовнонравственную культуру как единство, как связь присутствует только в
определении В.И. Даля. А когнитивно-смысловой и регуляторно-волевой
компоненты присутствуют во всех определениях, но раскрываются с разных
сторон (Зелинский, 2010).
По мнению В.А. Сухомлинского, духовно-нравственная культура
личности – это грань, момент общественной сущности человека, отражающий
моральный
потенциал
личности,
который
заключается
в
осознании
общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в
специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений
(Сухомлинский, 1980).
Л.М. Архангельский рассматривает духовно-нравственную культуру как
единство, как связь и взаимодействие сознания и поведения, как гармонию
культуры
нравственного
сознания
и
моральных
аспектов
поведения
(Архангельский, 1977).
И.И. Казимирская и Н.Е. Щуркова сводят духовно-нравственную
культуру к «духовно-нравственной деятельности», включая в ее содержание
духовное и нравственное сознание, нравственное поведение и отношения
(Щуркова, 2005).
Согласно болгарскому ученому Э. Рангеловой, духовно-нравственная
культура личности – это совокупность усвоенных знаний и сформированных
убеждений, норм и принципов жизни, пережитых нравственных чувств, эмоций
17
(положительных и отрицательных), приобретенных моральных навыков,
отношений и взаимоотношений с людьми и социумом, сформированных
моральных качеств и идеалов, способностей к моральному и духовному
творчеству, к борьбе с аморальными, негуманными явлениями (Рангелова,
1999).
Таким образом, под духовно-нравственной культурой личности можно
понимать
реализацию
культуры
духовно-нравственного
сознания
и
нравственных чувств в деятельность, которая приводит к формированию
культуры нравственного поведения.
Вместе с тем наиболее всеобъемлющим, отражающим все аспекты
формирования духовно-нравственной культуры является, на наш взгляд,
определение, данное Н.Е. Шиловой, которая понимает духовно-нравственную
культуру как неотъемлемую часть личной культуры учащегося, состоящую из
целостной системы элементов, включающих: духовную культуру, культуру
этического мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную
культуру, коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую
культуру (Шилова, 2013). Это определение мы взяли за основу наших
дальнейших рассуждений.
В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного
убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло,
честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию
ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла
того, что он видит, делает, наблюдает» (Сухомлинский, 1980, 170).
Следовательно, очень важно влияние школы на формирование духовнонравственных качеств у детей младшего школьного возраста, уже в этом
возрасте у детей закладываются основные нравственные понятия.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего
поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона
воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский,
18
такой стороной будет духовно-нравственное развитие: дети овладевают
простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных
ситуациях. Учебный процесс тесно связан с формированием духовнонравственной культуры личности. В условиях современной школы, когда
содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей
внутренней структуре, в формировании духовно-нравственной культуры
возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных
понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая
учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для
общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам
(Бабанский, 2009).
По мнению Н.И. Болдырева, специфической особенностью процесса
формирования духовно-нравственной культуры является то, что его нельзя
обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование
морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности
детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают
в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с
взрослыми. Тем не менее, процесс формирования духовно-нравственной
культуры
является
целенаправленным
процессом,
предполагающим
определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических
действий (Болдырев, 2000).
В
ФГОС
НОО
духовно-нравственное
развитие,
воспитание
и
социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности
в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (Федеральный
закон…, 2012).
Л.В. Занков в своей работе «О начальном обучении» определяет
сущность и роль духовно-нравственной культуры в обучении. Он пишет, что в
целостном процессе общего развития особое место занимают развитие духовнонравственных чувств, убеждений и воспитание воли. Начальные ступени
19
формирования человека очень далеки от той перспективной цели, к которой
стремится воспитатель. Но если эта деятельность организована и на уроке, и
вне его, если «образовывает стройную систему», и, кроме того, проникнута
«самостоятельной мыслью и живым чувством» детей, то главная цель
воспитания молодого поколения, – формирование глубоких и нравственных
убеждений будет достигнута (Занков, 2003, 42).
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника
происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Во время
учебной деятельности обучающиеся приучаются к самостоятельной работе, для
успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с
усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять
свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать
помощь.
Ребенок именно в младшем школьном возрасте не только познает
сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание
в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. То есть для
него уже формируется представление об основных нравственных понятиях.
Оценивая нравственность школьников, можно выделить уровни ее проявления.
Из этого следует, что в процессе взросления ребенка изменяются понятия о
духовности и нравственности. Но в какую сторону мнение будет изменяться,
это зависит от индивидуальных особенностей детей и от того, как их обучали
этим понятиям.
По мнению И.П. Ильинской, важным источником духовности субъекта
являются
этические
нормы,
на
которые
он
ориентируется
в
своей
жизнедеятельности. В нравственных, эстетических и других нормах закреплены
высшие образцы человеческой культуры. Они, как правило, и выступают в
качестве нравственно ценностных ориентиров на пути духовного возрождения,
опираясь на которые подрастающее поколение может самостоятельно и
ответственно управлять процессом своего развития (Ильинская, 2007).
20
Также необходимой частью духовного воспитания является постепенное
и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. У младших
школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой
народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Познание и оценивание с личных позиций культурного наследия родного края
происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным
периодом является младший школьный возраст. Именно в начальной школе
закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как
окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования
нравственных чувств, этики поведения, любви и привязанности к Родине,
закладывается представление о духовно-нравственных ценностях. Из этого
следует,
что
основная
цель
включения
краеведческого
материала
в
образовательный и воспитательный процесс – это формирование у младших
школьников ценностного отношения к родному краю, его истории, то есть
формирования основы духовно-нравственной культуры личности.
Огромная
роль
в
формировании
духовно-нравственной
культуры
личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому
мастерству. Уровень нравственности школьника можно определить по его
поведению. Но поведение охватывает множество видов жизнедеятельности
ребенка, а нам необходимо выделить наименьшую единицу в поведении
школьника, которая сохраняла бы сущность целого. Такой наименьшей
единицей поведения может стать поступок.
Л.И. Божович считает, что поступок – это какое-либо действие или
состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком
только тогда, если это действие рассматривать во взаимосвязи с его целями,
мотивами и намерениями личности в этом поступке. При этом нравственными
должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их
мотивы и цели (Божович, 2000).
21
Таким
образом,
под
поведением
подразумевается
совокупность
поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю
обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Но нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных
поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через
способность личности активно проявлять жизненную позицию. Младший
школьник может знать все нравственные нормы, установки, но его поведение,
поступки
могут
не
соответствовать
им.
Знания
нравственных
норм
недостаточно для того, чтобы младший школьник начал совершать добрые
дела, то есть нравственные поступки. Огромную роль играют личные
убеждения ребенка, его моральные принципы.
Исходя из этого, можно сказать, что основными критериями уровня
сформированности духовно-нравственной культуры младшего школьника
могут являться его личное понимание духовно-нравственных ценностей,
представление о нравственном поведении и ценностное отношение к родному
краю. Отсюда следует, что нравственным необходимо считать такого человека,
для которого нормы, правила и требования морали выступают как его
собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Следовательно, в правильном формировании у младших школьников
представления о духовных, нравственных, эстетических и других нормах очень
велика роль учителя, так как именно он знакомит со всеми этими правилами,
нормами нравственности и формирует на занятиях представление о том, что
такое хорошо и что такое плохо. Учение младших школьников только при
поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На
самом деле учебные занятия – место разнообразных коллективных действий и
переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Работа
над
формированием
данных
качеств
у
обучающихся
осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы
развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить
22
как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и
взрослых, примеры из литературы) (Чепиков, 2001).
Таким образом, духовно-нравственную культуру мы понимаем как
неотъемлемую часть личной культуры обучающегося, состоящую из целостной
системы элементов, включающих: духовную культуру, культуру этического
мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную культуру,
коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культуру.
Взгляды ученых на структуру духовно-нравственной культуры различны, но
можно выделить сходные составляющие. Это нравственное сознание и
поведение, духовные и нравственные ценности, нравственные чувства.
Следовательно, критериями формирования духовно-нравственной культуры у
младших школьников можно считать личное понимание духовно-нравственных
ценностей, представление о нравственном поведении, ценностное отношение к
родному краю.
1.2. Возрастные особенности формирования
духовно-нравственной культуры младших школьников
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он
нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в
качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения.
Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек
поведения и составляют сущность формирования духовно-нравственной
культуры.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных
поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через
способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная
23
ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы
общества в избранной области деятельности.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные
периоды существуют неодинаковые возможности для формирования духовнонравственной культуры. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к
различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот
или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший
рост. Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в
формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами
формирования духовно-нравственной культуры младших школьников, нужно
учитывать их следующие возрастные и психологические особенности:
− ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная
деятельность;
− младшие школьники очень эмоциональны, это проявляется в неумении
сдерживать свои чувства и эмоциональной неустойчивости;
− большую роль в эмоциональном и интеллектуальном развитии
личности младшего школьника играет учитель;
− младшие школьники отличаются импульсивностью – склонностью
незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов,
побуждений, по случайным поводам, не взвесив все обстоятельства и не
подумав о последствиях;
− общая недостаточность воли: младший школьник еще не умеет
длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и
препятствия;
− капризность и упрямство – распространенная особенность как
следствие недостатка семейного воспитания;
− сильно выражена подражательность;
24
− именно
в
младшем
школьном
возрасте
ребенок
отличается
ортодоксальностью – неуклонным следованием установленному порядку;
− активность: они энергичны, подвижны, активно стремятся все
исследовать и ко всему приобщиться;
− в данном возрасте дети еще не могут достаточно объективно себя
оценить (Бесова, 2007).
В период 6-10 лет закладывается основа становления личностных качеств
ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У
младшего
школьника
возникают
следующие
психологические
новообразования, лежащие в основе формирования его личностного отношения
к нравственности, ценностям и поведению в соответствии с ними:
− повышенная восприимчивость к внешним влияниям;
− вера в истинность всего, чему учат;
− способность к усвоению образца;
− становление воли;
− осознанность;
− способность оперировать отвлеченными понятиями;
− способность к внутреннему планированию, руководствуясь сознательно
поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами и др.
(Ильичева, 2006).
Компонентами духовно-нравственной культуры личности выступают
знания, эмоциональные состояния, потребности, убеждения, чувства. Известно,
что в младшем школьном возрасте наиболее динамично в структуре отношений
развиваются познавательная и эмоциональная составляющие. Однако каждый
учитель многократно наблюдал, что самая яркая, доходчивая беседа о той или
иной нравственной норме по-разному воздействует на сознание обучающихся,
обуславливая тем самым и разную динамику в их духовно-нравственном
25
развитии. Причина этого явления находится в сложившемся к моменту
поступления детей в школу личном жизненном опыте.
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения,
основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай
громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай
мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных
норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы школьник умел учитывать
состояние окружающих людей и чтобы его присутствие не только не мешало
им, но и было бы приятным.
Согласно этому, одной из задач педагога является формирование опыта
нравственного
поведения.
Его
сущность
целенаправленной профессиональной
заключается
организации
в
продуманной,
учителем учебной и
коммуникативной деятельности младшего школьника, его взаимоотношений в
коллективе, как процесса приобщения к нравственной культуре, духовным
ценностям.
Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не
только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку
далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей
цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда,
когда
педагогические
воздействия
вызывают
в
нем
соответствующие
изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются младшими
школьниками, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов,
способов деятельности, перестройки отношений обучающихся.
Следует отметить, что нравственность как личностное образование может
выполнять свою регулятивную функцию только при условии ее эмоциональночувственного освоения. Поэтому очень важно построить в сознании младшего
школьника разумные, гуманные отношения к морали и нравственности. Это и
26
будет
результатом
сформированности
духовно-нравственной
культуры
личности.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется
также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и
норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в
младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического
отношения
и
взаимоотношения
обучающихся,
опора
на
чувства,
эмоциональную отзывчивость (Артюхова, 1999).
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей,
наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт
становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании
ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или
старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств (Григорович,
2004).
Ж. Пиаже установлено, что в период 5–12 лет представления
обучающегося о нравственности меняются от нравственного реализма к
нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Ж. Пиаже, –
это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла,
разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое –
и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках (Пиаже,
1994).
Нравственный релятивизм, проявляющийся у младших школьников
приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет
право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его
поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. В период
нравственного реализма обучающиеся судят о действиях людей по их
следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к
отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он
случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако при
27
явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной
степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку
его действиям.
Важную роль в духовно-нравственном развитии младшего школьника
играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на
переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом
различных форм поведения.
Сочувствие
–
устойчивое
свойство,
оно
побуждает
человека
к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная
потребность в благополучии других людей, на его основе формируется
представление о ценности другого (Рубинштейн, 2000).
С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и
переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его
чувства и далее – на реакцию на жизненную ситуацию в целом. В младшем
школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка
складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В
этот период важно научить младшего школьника учитывать интересы других,
их потребности, представленные переживания. Для развития эмпатии очень
важно учитывать, что в этом возрасте школьник особенно восприимчив к
воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам учитель был
эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на
помощь (Лагодина, 2006).
Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование
непроизвольной
нравственной
мотивации.
Если
ребенок
совершает
нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно
необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он
переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций
произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности
других людей ради их благополучия (Дробницкий, 2002).
28
Духовно-нравственное
развитие
младших
школьников
отличается
заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные
(повелительные)
элементы,
обусловливаемые
указаниями,
советами
и
требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих
требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из
того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения
от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них
учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в
поведении своих товарищей, обучающиеся зачастую не замечают собственных
недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у
младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от
учителей внимания и специальной педагогической работы.
Поступки обучающихся часто носят подражательный характер или
вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это
нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать
нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными
представлениями по различным вопросам поведения.
В формировании духовно-нравственной культуры младших школьников
следует учитывать, что они начинают активно, самостоятельно разбираться в
различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков
часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться
поддерживается учителем, он помогает обучающимся в выборе правильной
нравственной оценки (Кулагина, 2004).
Большое значение для понимания сущности работы с младшими
школьниками имеет позиция А.Н. Леонтьева: личность тоже «производится» –
создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей
деятельности (Леонтьев, 2001).
Именно по тому, как адаптируется ребенок к общественным нормам
жизни, мы судим о его психическом здоровье, о том, живет ли он в согласии с
29
самим собой. Условия жизни, позволяющие ребенку успешно осваивать опыт
человеческого бытия, обеспечивают развитие психической зрелости, то есть
готовности контролировать свои желания и чувства.
Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть
высокой, но она – важный показатель определенного психического развития
ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе,
соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам
общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих
нравственных представлений.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является
формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания,
методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на
развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное
развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но
одних
знаний
не
достаточно.
Критерием
сформированности
духовно-
нравственной культуры могут быть только реальные поступки младших
школьников, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность
сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только,
упражняясь в нравственных поступках.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей
лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог
преподносит его младшим школьникам.
Слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание
личности школьника. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие
ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд
открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников,
быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни,
30
для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют
правилам морали.
Формирование духовно-нравственной культуры является основой всех
основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу обучающегося в этом
возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить
свои отношения с окружающими.
Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся
действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и
при определении способов своего поведения. Их действия приобретают
осознанный характер.
Проблема формирования духовно-нравственной культуры младшего
школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые
определяет И.С. Артюхова.
Во-первых,
придя
в
школу,
младший
школьник
переходит
от
«житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и
морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и
целенаправленному изучению. Это происходит во время всей учебной
деятельности ребенка. Значение такого же целенаправленного обучения имеет
и оценочная деятельность учителя в процессе обучения, его беседы, внеурочная
деятельность и т. п.
Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную
коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм,
регулирующих
взаимоотношения
обучающихся
между
собой
и
взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной
школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего,
формирование нравственной личности. С этой точки зрения и необходимо
решать проблему умственного и нравственного развития обучающихся в
31
процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и
другого (Артюхова, 1999).
Следовательно,
работая
над
проблемами
формирования
духовно-
нравственной культуры младших школьников, надо учитывать их возрастные и
психологические особенности. В младшем школьном возрасте закладывается
фундамент нравственного поведения, происходит приобщение к нравственным
нормам и правилам. Возникают психологические новообразования, которые
лежат в основе формирования у обучающихся отношения к духовнонравственным ценностям. Это повышенная восприимчивость к внешним
влияниям, становление воли, осознанность своих действий, способность
оперировать
понятиями,
способность
к
внутреннему
планированию,
руководствуясь нравственными требованиями и чувствами. У младших
школьников наблюдается расхождение между знаниями нравственных норм и
реальным поведением. Так, ученик знает правила поведения, умеет верно
оценить действия товарища, однако сам постоянно делает ошибки, не замечая и
даже не задумываясь о тех правилах, которые он нарушил. Поведение человека
должно соответствовать нравственным нормам общества. Поэтому основными
показателями нашего исследования мы выделяем понимание духовнонравственных ценностей младшими школьниками, их представление о
нравственном поведении и ценностное отношение к родному краю.
1.3. Внеурочная деятельность по краеведению как средство формирования
духовно-нравственной культуры младших школьников
Работа по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся
должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с
нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных
32
привычек. Она должна быть отражена как в урочной деятельности, так и во
внеурочной.
И.А. Каиров отмечает, что деятельность – форма психической активности
личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых
соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя
цель, мотив, способы, условия, результат (Каиров, 2001). А внеурочная
деятельность, по Г.М. Коджаспировой, – это организация педагогом разных
видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих
необходимые условия для социализации личности ребенка (Коджаспирова,
2005).
Понятие «внеурочная деятельность» объединяет все виды деятельности
школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение
задач воспитания и социализации обучающихся. Внеурочная деятельность
понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности. Есть преимущества в
использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического
использования отдельных
аспектов содержания
учебных программ. В
настоящее время в связи с переходом на стандарты начального образования
происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует
понимать специально организованную деятельность обучающихся в рамках
вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Внеурочная
деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.
Она может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН,
школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных
исследований и т.д. (Федеральный государственный …, 2011).
33
Согласно ФГОС НОО выделятся несколько направлений внеурочной
деятельности, которая являются неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. К ним относятся:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- социальное.
Основная идея программы внеурочной деятельности должна быть
ориентирована, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и
воспитание младшего школьника, а затем уже на развитие предметных
компетентностей.
Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать
непосредственное
духовно-нравственное,
личностное,
деятельностное
воспитание и развитие младшего школьника благодаря его участию в том или
ином виде внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС НОО, организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса
в
школе.
Правильно
организованная
система
внеурочной
деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно
максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной
личности. Воспитание младших школьников происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность,
используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной
системы обучения. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность
на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и
востребованность (Федеральный государственный …, 2011).
34
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников
принципиальное значение имеет различие результатов данной деятельности.
Результат, по Г.М. Коджаспировой, – это то, что стало непосредственным
итогом участия школьника в деятельности (Коджаспирова, 2005).
По мнению Д.В. Григорьева, можно выделить три уровня воспитательных
результатов внеурочной деятельности школьников.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими педагогами (основного и дополнительного образования) как значимыми
для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – это формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества и ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими
обучающимися на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
ему социальной среде. Именно в ней ребенок получает или не получает первое
практическое подтверждение приобретенных социальных значений, начинает
их ценить или отвергать.
Третий
уровень
результатов
–
получение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. При этом
выход в пространство социального действия младшего школьника должен быть
обязательно оформлен как выход в дружескую среду (Григорьев, 2004).
Одной из проблем, которая неразрывно связана с нравственным
воспитанием в начальной школе, является недостаточное знание детей о своей
35
малой родине, о крае, где они живут. Учителю очень важно повысить
познавательный интерес к прошлому, настоящему и будущему родного края, его
природе,
знаменательным
местам,
выдающимся
людям.
Необходимо
организовывать экскурсии в школьный музей, в краеведческий музей города
(села, поселка), в храмы, церкви, монастыри родного края.
Знакомство школьников с родным краем должно происходить уже на
начальной ступени образования, как в процессе изучения школьных предметов,
так и во внеурочное время. Эти первоначальные знания закладывают систему
представлений о малой Родине и дают стимул для дальнейшего постижения.
Целями начального этапа развития школьников в этом направлении могут
стать: знакомство с лучшими духовными и культурными традициями своей
школы, района; формирование умения ориентироваться в окружающем
территориальном и социальном пространстве.
Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном
этапе являются его общественно полезная направленность, а также поисковоисследовательский характер (Туманов, 2003).
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и
осуществляется учащимися под руководством учителей, поэтому первым
условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания
самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения.
Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое
вовлечение учащихся в деятельность, направленную на изучение исторического
наследия родного края. Третье условие – школьному краеведению во всех его
звеньях необходима глубокая научная основа (Мухина, 2009).
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что
она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью
является
непосредственное
участие
школьников
и
учителей
в
исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с
36
методами
исследования,
применяемыми
исторической
наукой,
учатся
самостоятельно добывать знания.
Внеурочная деятельность по краеведению опирается на такие частные
формы, как краеведческий кружок, туристические походы, экскурсии, вечера и
т. д. и характеризуется большим разнообразием методов и методических
приемов
работы,
а
также
большей
самостоятельностью
учащихся,
проявляющейся в возможности выбора.
Задачи внеурочной деятельности по изучению краеведение:
1. Обогащение представлений учащихся о природе, быте, культуре и
искусстве родного края;
2. Формирование основ культуросообразного поведения школьников;
3. Формирование у школьников представлений о прошлом и настоящем
родного города;
4. Расширение кругозора обучающихся, активизация их познавательной
самостоятельности;
5. Формирование у младших школьников патриотических чувств,
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве;
6. Формирование представления у обучающихся о духовно-нравственных
ценностях (Васильева, 2009).
Внеурочная
деятельность
по
краеведению
будет
способствовать
поддерживанию мотивации у младших школьников, более прочному усвоению
знаний обучающихся по истории родного края, даст им возможность на
практике применить полученные знания. Школьники в данном случае будут
выступать в роли субъектов деятельности, тем самым, сохраняется личностноориентированный подход в обучении и воспитании.
Внеурочная
деятельность
расширяет
возможности
интересной
организации краеведческой работы за счет нетрадиционных форм, игровых,
развлекательных
мероприятий,
мероприятий
творческого
характера,
37
организации практической деятельности учащихся, привлечения самых
различных ресурсов – учебных, методических, технических и т.д. Внеурочная
работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и
индивидуальной.
Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера,
олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание
школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических
событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.
Групповыми формами внеурочной деятельности являются: кружок,
издание стенгазет, проектная деятельность.
Индивидуальная
работа
по
краеведению
предполагает
изучение
литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными
памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний,
описание памятников истории и культуры, выполнение познавательных
заданий, изготовление наглядных пособий и др.
Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Она
предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке.
Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а
также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера
экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и
выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера,
педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В
музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто
представлены фрагментарно (Никонова, 2012).
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают
возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в
их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия
очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель
имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными
38
историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает
учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия
помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий
прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный
интерес.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы
по местной истории, работу с документальными материалами архива,
вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись
воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за
жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий,
изготовление наглядных пособий.
Для формирования у младших школьников ценностного отношения к
родному краю необходимо проводить в качестве кружковых занятий музейные
уроки. Музейный урок – это урок в музее или с использованием переносной
музейной выставки с применением интерактивных технологий. Он меняет
привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение
истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и
содержательным. Такие уроки необязательно проводить в музее, можно в
классе организовывать виртуальные экскурсии с помощью интерактивных
технологий (Туманов, 2003).
Целью музейного урока является формирование у учащихся ценностного
отношения
к
познавательных
практическими
родному
краю,
интересов
навыками
и
расширение
способностей,
поисковой,
кругозора
и
воспитание
овладение
учащимися
исследовательской
деятельности,
совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного
обучения. Цель музейного урока может быть достигнута только тогда, когда
занятие организовано по своим специфическим законам: в отличие от обычного
урока в его традиционной форме музейный урок должен быть организован как
39
совместный поиск, как открытие истины здесь и сейчас, как постижение
духовно-нравственных законов бытия.
На уроках музейного типа нет и не может быть привычных критериев в
оценке знаний - здесь допустимо только восприятие, самопостижение,
самопознание, а это не подлежит оцениванию вообще. Результативность таких
уроков может быть отслежена только путём хорошо продуманных творческих
заданий, личностно ориентированных на каждого ученика - индивидуальных,
доступных и посильных.
Каждый музейный урок, и в этом его специфика, должен быть вписан в
систему деятельности, иметь цель, учитель должен представлять смысл своей
работы, формы организации деятельности учащихся после музейного урока.
Музейные уроки должны носить цикличный характер: одна и та же тема
может быть, и должна быть, представлена много раз, на различных возрастных
уровнях, организована разными методами и формами (Астафьев, 1995).
Привлечение педагогами музейных материалов в воспитательный
процесс делает кружковые занятия более интересными, выразительными,
запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к
учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее (даже если это
виртуальная или заочная экскурсия) или с использованием музейного
экспоната. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве
источника информации о людях и событиях, способны воздействовать
эмоционально,
вызывать
чувство
сопричастности,
так
как
позволяют
проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу
младшего школьника, так формируется правильное представление о духовнонравственных ценностях, нравственном поведении, а также происходит
приобщение к вечным ценностям родного края.
Одно из золотых правил музейной технологии – это развитие
исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку
40
стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными
оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
определено: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой
личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться
есть важнейшее условие успешного развития России» (Данилюк, 2009, 8).
Условием
внутренней
для
духовной
формирования
культуры,
личности
являются
интеллектуальная
богатство
свобода,
его
высокий
нравственный потенциал, хороший эстетический вкус и способность к
общению. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в стандартах
второго поколения определяют: «Обеспечить принятие личностью базовых
национальных ценностей, национальных духовных традиций» (Федеральный
государственный …, 2011, 39). Это позволяет утверждать, что тема духовнонравственного развития и воспитания личности на сегодняшний день очень
важна
и
востребована.
Знакомясь
с
национальными
ценностями,
национальными духовными традициями младший школьник обогащает свой
внутренний мир, приобщается к традициям нашей страны. Это позволит
развить личность младшего школьника в воспитании нравственных и этических
чувств.
Формирование духовно-нравственной культуры будет успешным, если
обучающиеся будут систематически посещать музейные уроки в краеведческих
музеях родного края. Городской историко-краеведческий музей, школьные
музеи, залы трудовой и боевой славы должны быть максимально использованы
для воспитания духовности школьников. Школьники участвуют в создании
«Книги памяти», благоустраивают мемориальные памятники и могилы
погибших, заботятся о ветеранах и их семьях. Экскурсии в музеи способствуют
углублению знаний и пониманию учащихся о том, как основывался их город.
Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет
огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и
41
уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и
патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного
достоинства, положительных качеств личности.
Воспитание любви к Родине – одна из задач занятий внеурочной
деятельности по краеведению. Для этого подойдут занятия, освещающие быт,
историю и культуру народа; народное искусства, беседы с учащимися о крае,
его природе, о русских художниках, ученых и деятелях культуры, об истории и
культуре русского народа. Сознательное изучение истории Родины в ее
настоящем и прошлом (родная история) через изучение этнографии, народных
героев, народных песен, искусства должно способствовать воспитанию ребенка
как будущего гражданина русского государства. Задача – вызвать у детей
интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине;
познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны»,
«государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности
гражданина» (Федеральный государственный …, 2011).
Следовательно, необходимо отметить, что внеурочная деятельность по
краеведению способствует формированию духовно-нравственной культуры
младших школьников, решению задач социальной адаптации воспитанников
школы, формированию у них готовности жить и трудиться в родном крае,
участвовать в развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Работа по формированию краеведческих знаний младших школьников, и в
частности с использованием активных форм внеурочной деятельности, имеет
огромное значение в становлении такой личности, которая будет сочетать в
себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную
чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Выводы по первой главе
В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что
духовно-нравственная культура – это неотъемлемая часть личной культуры
42
обучающегося, состоящая из целостной системы элементов, включающих:
духовную культуру, культуру этического мышления, когнитивную культуру,
культуру чувств, рефлексивную культуру, коммуникативную культуру,
креативную культуру, эстетическую культуру.
Для
выявления
уровня
сформированности
духовно-нравственной
культуры младшего школьника мы выделили следующие критерии оценивания:
личное
понимание
духовно-нравственных
ценностей,
представление
о
нравственном поведении у младших школьников и их ценностное отношение к
родному краю. На то, как он себя поведет в той или иной ситуации, влияет его
жизненная позиция. Он может знать все нравственные нормы, правила, но
собственные взгляды школьника могут не соответствовать этим нормам. Важно
с помощью внеурочной деятельности по краеведению повлиять на личное
мировоззрение, на формирование нравсвтенно-ценных убеждений учащихся.
В процессе формирования духовно-нравственной культуры младших
школьников, необходимо учитывать их возрастные и психологические
особенности. В младшем школьном возрасте возникают психологические
новообразования, которые лежат в основе формирования у учащихся
отношения
к
духовно-нравственным
ценностям.
Это
повышенная
восприимчивость к внешним влияниям, становление воли, осознанность своих
действий, способность оперировать понятиями, способность к внутреннему
планированию, руководствуясь нравственными требованиями и чувствами.
Именно
внеурочная
деятельность
по
краеведению
способствует
воспитанию и духовному становлению ученика как личности, человека и
гражданина. Так как в процессе кружковых занятий закладываются основы
познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка
микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики
поведения, ценностного отношения к Родине, закладывается представление о
духовно-нравственных ценностях.
43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
2.1. Диагностика уровня сформированности
духовно-нравственной культуры младших школьников
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена
экспериментальная работа на базе МБОУ СОШ № 7 города Белгорода. В
эксперименте принимали участие 20 учеников 4 «А» класса, из них 13
мальчиков и 7 девочек.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный. На констатирующем и контрольном этапах
в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.
В ходе констатирующего этапа эксперимента для определения уровня
сформированности духовно-нравственной культуры младших школьников, мы
определили уровень сформированности трех показателей, которые были нами
определены в ходе теоретического анализа литературы по проблеме
исследования. Ими стали понимание духовно-нравственных ценностей,
представление о нравственном поведении и ценностное отношение к родному
краю.
На формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа по
формированию духовно-нравственной культуры младших школьников во
внеурочной
деятельности
по
краеведению
с
помощью
специально
разработанной серии экспериментальных кружковых занятий, а также нами
была разработана программа кружка «Родная Белгородчина» на 2 года
(Приложение 8).
На контрольном этапе было проведено повторное обследование младших
школьников, сравнение и анализ результатов исследования.
44
Для измерения уровня знаний у младших школьников о духовнонравственных ценностях мы провели анкету «Нравственные понятия»
М.Ю. Журавлевой.
Младшим школьникам было предложено 10 категорий нравственности, и
они должны были пояснить, как они понимают предъявленные им слова.
Данные слова: добро, зло, дружба, Отечество, Родина, мужество, милосердие,
долг, патриотизм, справедливость. Опрос проводился индивидуально.
В результате анкетирования мы выделили три уровня сформированности
понимания духовно-нравственных ценностей у обучающихся:
1. Высокий
представления
уровень:
о
у
младших
нравственных
школьников
категориях;
есть
конкретные
обучающиеся
проявляют
устойчивые положительные эмоциональные реакции на ценности духовнонравственной
культуры;
духовно-нравственные
ценности
устойчиво
проявляются в поведении (8-10 баллов).
2. Средний
уровень:
сформированность
понимания
нравственных
категорий не устойчива, зависит от мнения окружающих, эмоциональная
реакция на ценности духовно-нравственной культуры не всегда имеет место,
поведение также во многом зависит от внешних факторов (5-7 баллов).
3. Низкий уровень: у младших школьников почти отсутствуют понимание
нравственных категорий, нет положительного эмоционального отклика на
ценности духовно-нравственной культуры; в поведении знание о духовнонравственных ценностях проявляется не всегда (0-4 балла).
Результаты анкетирования представлены в таблице 2.1. Более наглядно
они отражены в приложении 3.
Таблица 2.1
Результаты выявления уровня сформированности понимания духовнонравственных ценностей младшими школьникамиина констатирующем этапе
Высокий уровень
%
Количество
детей
Средний уровень
%
Количество
детей
Низкий уровень
%
Количество
детей
45
7
35
7
35
6
30
В результате обследования
дования мы выяснили, что объяснили все понятия 6
человек (30 %) (3 девочки и 3 мальчика) из 20. Высоким уровнем
сформированности понимания духовно-нравственных ценностей обладают 7
обучающихся (35 %), средним уровнем – 7 младших школьников (35 %) и
низкий уровень понимания духовно-нравственных ценностей у 6 обуающихся
(30 %). Результаты показаны на рисунке 2.1.
высокий уровень
средний уровень
30%
низкий уровень
35%
35%
Рис. 2.1. Уровень сформированности понимания духовно-нравственных
нравственных ценностей
младшими школьниками на констатирующем этапе эксперимента
В результате проведения опроса мы определили
определили, что обучающиеся,
раскрывая смысл категории «дружба», говорили, что это «люди
люди дружат между
собой». Иногда в ответах
тах звучали конкретные проявления д
дружбы, такие как
«никогда не ссорятся,
я, уважают друг друга», «понимают
ют друг друга»,
«помогают друг другу»,
гу», «когда
«
дети не дерутся и играют вместе». Часто
учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо»,
шо», «это
«
весело».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая
Первая, наиболее
многочисленная, связана с действием – «это когда бьют», «когда убивают»,
«когда человек делает что
что-нибудь плохое», «когда все дерутся
дерутся». Вторая группа
ответов связана с характеристикой другого человека («это
это злой человек») или
самого себя («это я, когда плохой»).
пло
Третья группа вновь представляет
представ
только
эмоциональную оценку явления
явления: «это плохо».
46
Добро в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем
помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь»,
«когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах
девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это
когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых – с
отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не
обижают»).
Ответов,
связанных
только
с
эмоциональной
оценкой
предъявленной категории, не наблюдалось.
Категории «мужество», «долг», «Отечество» объяснило преобладающее
большинство обучающихся, но их понимание отличалось от действительного.
Итак, младшим школьникам проще всего было объяснить, что такое
«дружба», «зло», «добро», «Родина», «справедливость», «патриотизм» и
труднее, «долг», «мужество», «милосердие», «Отечество».
Для измерения уровня знаний у младших школьников о нравственном
поведении мы провели тест «Диагностика уровня нравственной самооценки»
Н.Г. Лускановой (Приложение 1). В нем младшим школьникам предоставляется
10 вопросов с 4 вариантами ответов, необходимо выбрать один вариант ответа.
Благодаря этой методике мы можем выявить уровни нравственной самооценки
поведения младших школьников:
1) высокий уровень нравственной самооценки (34-40 баллов): у младших
школьников, которые осознают правильность поступков, понимают, что такое
«хорошо», а что «плохо»;
2) средний уровень нравственной самооценки (23-33 балла): младшие
школьники, которые несут ответственность за свои поступки, но иногда у них
возникает трудность в оценке своей деятельности;
3) низкий уровень нравственной самооценки (10-22 баллов): эти
школьники не могут правильно оценить свое поведение.
Результаты тестирования представлены в таблице 2.2. Более подробно
они отражены в приложении 4.
47
Таблица 2.2
Результаты выявления уровня сформированности знаний о нравственном
поведении у младших школьников на констатирующем этапе
Высокий уровень
Количество
%
детей
7
35
Средний уровень
Количество
%
детей
6
30
Низкий уровень
Количество
%
детей
7
35
По итогам проведения данного тестирования можно сделать вывод, что
высоким уровнем нравственной
вственной самооценки поведения обладают 7 человек
(35%); средний уровень нравственной
нравствен
самооценки у 6 человек (30 %), причем у
Софьи Г. и Лилии Ф. уровень нравственной самооценки приближен к низкому.
Низкий уровень нравственной самооценки наблюдается у 7 человек (35%). Как
показано на рисунке 2.2.
высокий уровень
средний уровень
35%
низкий уровень
35%
30%
Рис. 2.2. Уровень сформированности знаний о нравственном поведении у младших
школьников на констатирующем этапе эксперимента
Для выявления уровня сформированности ценностного отношения к
родному краю у младших школьников мы провели «Анкету,, направленную на
выявление уровня ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания
учащихся начальной школы
школы» И.Е. Кузьминой (Приложение
Приложение 2). Ее цель:
выявление уровня эмоционально
эмоционально-ценностного отношения к Родине учащихся
через определение их степени идентичности (отождествления)
отождествления) с Родиной.
48
Мы выделили три качественно различных уровня ценностного отношения
младших школьников к род
родному краю:
1) высокий уровень – «отождествляю» (себя со своей страной):
страной «знаю»
(свою страну, свой край),
край «люблю-ценю» (Родину, свой народ);
народ «делаю»
(конкретное дело для пользы своей Родины);
2) средний уровень – «мне безразлично»: «не знаю», «все
«
равно, без
разницы, равнодушно»,
», «не делаю ничего для Родины»;
3) низкий уровень – «не отождествляю»: «не знаю», «не
« люблю – не
ценю», «интересуюсь только отрицательными фактами и постоянно борюсь с
этим».
Результаты анкетирования
ирования представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты выявления уровня ценностного отношения к родному краю
младших школьников на констатирующем этапе
Высокий уровень
Количество
%
детей
6
30
Средний уровень
Количество
%
детей
6
30
Низкий уровень
Количество
%
детей
8
40
По результатам данной методики можно сделать вывод
вывод, что высоким
уровнем ценностного отношения к родному краю обладают 6 человек (30 %);
средний уровень ценностного отношения к родному краю у 6 человека (30 %), а
низкий уровень у 8 человек (40 %). Как показано на рисунке 2.3.
высокий уровень
40%
средний уровень
низкий уровень
30%
30%
Рис. 2.3. Уровень сформированности ценностного отношения младших школьников
49
к родному краю на констатирующем этапе эксперимента
Было установлено, что у младших школьников в высокой степени
сформированы ценностные ориентации по отношению к родному дому и семье,
к родным людям, по отношению к родной природе. Средние позиции занимает
формирование ценностного отношения к древнерусскому храмовому зодчеству,
к истории Древней Руси. Самые низкие результаты получили ценностные
ориентации по отношению к русской истории (былины о русских богатырях), к
колокольному звону русских церквей, к русским народным сказкам.
Проведя
данное
обследование,
мы
можем
выявить
уровень
сформированности духовно-нравственной культуры у младших школьников,
выделив показатели ее сформированности:
1. Высокий уровень: наличие устойчивого положительного опыта
нравственного поведения, заинтересованное положительное отношение к
историческому наследию своей малой родины; потребность в духовнонравственном
самовоспитании;
четкое
осознание
значений
понятий
общечеловеческих ценностей; ярко выраженным ценностным отношением к
родному краю. Этот уровень характеризуется сформированностью всех
компонентов в их единстве, целостностью личностных характеристик,
наблюдается постоянное стремлением к участию в практической деятельности,
устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие с
окружающими.
2. Средний уровень: устойчивое положительное поведение, наличие
качеств регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще
не проявляется. Недостаточно выражены познавательный мотив на изучение
традиций
понятий,
духовно-нравственной
культуры;
знания
духовно-нравственных
ERROR: undefined
OFFENDING COMMAND: F0S74YFFFFFF8
STACK:
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв