Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством работы над экологическими задачами

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В числе результатов выделяют личностные, предметные и метапредметные. Последние включают в себя универсальные учебные действия (далее УУД). В составе УУД выделяют четыре блока: личностный, познавательный, регулятивный и коммуникативный. В работе представлен последний блок УУД. Развитие коммуникативных действий рассматривается как основа успешной социализации ребенка. Низкий уровень развития у школьников коммуникативных навыков может послужить причиной возникновения трудностей в общении с окружающими, и как следствие, стать причиной неуспешности в школе. Коммуникативные УУД позволяют учитывать позиции других людей, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со взрослыми. Овладение обучающимися коммуникативными УУД позволяет им взаимодействовать с объектами окружающего мира и разнообразной информацией, которую несет современный мир. Учителю необходимо научить ребенка не бояться высказывать свою точку зрения, а также принимать во внимание чужое мнение. Обучающийся, доведя коммуникативное умение до навыка, научится находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в коллективе. Таким образом, коммуникативный навык является залогом успешности будущей жизни. Поэтому основная задача начального образования – это создание благоприятных условий, в которых будут формироваться коммуникативные УУД учащихся. Через целенаправленное общение и взаимодействие создаются эти условия. Коммуникативные УУД разделяют (с неизбежной долей условности, так как они тесно связаны между собой) на 3 группы в соответствии с тремя аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как сотрудничеством, коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как условием интериоризации. В работе рассмотрена эффективность формирования всех трех групп коммуникативных УУД посредством работы над экологическими задачами на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Интерес к использованию именно экологических задач для развития коммуникативных УУД объясняется тем, что в настоящее время население нашей страны все больше привлекается к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере. Так 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Тематический год был определен Правительством РФ для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны окружающей среды и привлечения внимания общественности к этой проблеме. Главные задачи, которые предстояло решить в 2017 году: привлечение граждан к сохранению природных богатств страны; развитие экологической ответственности всех слоёв общества. Нас в первую очередь интересует экологическая ответственность младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО устанавливаются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (Окружающий мир), где «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде» выдвигается на первый план. Также акцент делается на освоение учащимися «доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)»; на «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире». Во всём этом значимым, по нашему мнению, будет использование экологических задач в работе учителя.

Общественные науки в целом
Дипломы

Вуз: Новосибирский государственный педагогический университет (ФГОУ ВПО НГПУ)

ID: 5f454d96cd3d3e0001710df9
UUID: 4f774e20-c928-0138-20ef-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 13

10.36

Язовская Юлия

Новосибирский государственный педагогический университет (ФГОУ ВПО НГПУ)


1

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,3 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет