Оглавление
Общая характеристика работы .…...………………………………………….3
Основное содержание работы………………………………………………. 11
Заключение…………………………………………………………………….26
Список работ, опубликованных автором по теме диссертации…………...29
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современная система среднего
профессионального
образования
в
Российской
Федерации,
ориентированная на федеративные государственные стандарты среднего
профессионального
педагогических
определенными
образования
работников
нового
подготовки
компетенциями,
поколения,
специалиста,
развитого
требует
от
обладающего
творчески,
умеющего
критически осмысливать полученную информацию и использовать
результаты умственной деятельности на практике. Поэтому перед
колледжами, техникумами и другими образовательными учреждениями,
выступающими промежуточным звеном между школой и вузом, стоит
очень важная задача – подготовить специалистов среднего звена –
профессионалов, мотивированных на достижение высоких результатов в
практической
деятельности,
стремящихся
не
только
работать
по
полученной специальности, но и совершенствовать сформированные
компетенции, получая высшее образование. Реализация данной задачи, на
наш взгляд, невозможна без сформированности у обучающихся колледжа
критического мышления.
Анализ научной и педагогической литературы и практики показал,
что формирование критического мышления обучающихся колледжа
является одной из наименее изученных тем. Таким образом, актуальность
исследования позволила выделить ряд противоречий:
- между
потребностью общества в специалистах среднего звена,
способных критически мыслить, готовых нести ответственность за
принятые решения и недостаточной методической разработкой путей и
способов формирования критического мышления обучающихся колледжа;
-
между необходимостью наличия у обучающихся навыков
критической обработки информации различного характера и остающейся в
большинстве случаев традиционной организацией
процесса в колледже.
образовательного
Степень
разработанности
темы
исследования.
Проблема
формирования и развития критического мышления у подрастающего
поколения является одной из актуальнейших. Об этом свидетельствует
огромное количество научных трудов, посвященных исследованию
критического
мышления,
опубликованных
отечественными
и
зарубежными педагогами, психологами, философами (Д.Дьюи, Э.Глейзер,
Б.Блум, Д.Халперн, Р.Пол, Л.Элдер, Д.Клустер, Дж.Носич, Е.Н.Волков,
В.Ф.Турчин,
Д.М.Шакирова,
В.Н.Брюшинкин,
М.В.Кларин,
А.С.Гаязов,
Г.Ф.Замалетдинова,
М.И.Махмутов,
А.Ф.Амиров,
А.В.Кострюков, Е.И.Тихомирова, И.В.Муштавинская, И.О.Загашев, и др.).
Понятие «критическое мышление» является одним из важнейших в
современной
психолого-педагогической
литературе.
В
зарубежных
странах, таких как США, Великобритания и др., развитие критического
мышления уже в 80-х – 90- г. ХХ века стало одной из приоритетных целей
образования (см. Делфи-доклад, Д.Халперн, Р.Пол, Л.Элдер и др.).
В российской системе образования проблема формирования и
развития критического мышления привлекла особое внимание ученых,
педагогов и методистов в конце ХХ - начале ХХI века, что нашло
отражение в разработке федеральных государственных образовательных
стандартов нового поколения, издании монографий и статей по данной
теме, подготовке и защите диссертаций (за 2000-2018 гг. было защищено
более 20 диссертаций по проблемам критического мышления), разработке
учебных и методических пособий.
В 1997 г. в России начала внедряться программа «Развитие
критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Данная
технология,
доработанная
И.В.Муштавинской,
С.И.Заир-Беком,
И.О.Загашевым, получила название «Технология развития критического
мышления» (ТРКМ). Исследователями была проделана серьезная работа
по разработке и издании материалов для школьных педагогов-практиков,
которые стали в своей деятельности использовать данную технологию.
Эти исследования нашли отражение в издании учебно-методических
пособий, проведении вебинаров и курсов повышения квалификации, в том
числе дистанционных.
Критическое мышление становилось объектом исследований в
рамках образовательного пространства школы и вуза, исследованы
теоретические
и
практические
аспекты
данной
тематики,
о
чем
свидетельствуют диссертационные работы следующих авторов: Минкина
Ф.Ф., Мороченкова И.А., Хохлова Л.В., Литвинова И.С., Плотникова Н.Ф.,
Еферова А.Р., Королева А.В., Туласынова Н.Ю., Хабарова Т.С., Варлакова
М.В. и др. Однако формирование критического мышления студентов
колледжа не становилось объектом диссертационного исследования, что
еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в системе
профессионального образования.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
формированию критического мышления в процессе профессионального
образования.
Цель
исследования:
эффективность
модели
вывести
и
формирования
проверить
на
критического
практике
мышления
обучающихся в образовательном пространстве колледжа в процессе
преподавания гуманитарных дисциплин.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи
исследования:
1. Провести
теоретический
анализ
проблемы
формирования
мышление
обучающегося
критического мышления обучающихся.
2. Исследовать
понятие
«критическое
колледжа» как интегративное качество личности.
3. Разработать модель формирования критического мышления в
процессе профессионального образования.
4. Выявить комплекс педагогических условий, необходимых для
успешного формирования критического мышления обучающихся
колледжа.
5. Реализовать опытно-экспериментальную работу по формированию
критического мышления обучающихся колледжа и проанализировать
результаты проделанной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Уточнена
сущностная
характеристика
понятия
«критическое
мышление», которое рассматривается в работе как интегративное качество
личности обучающегося.
2. Выявлены и обусловлены организационно – педагогические условия,
способствующие формированию у обучающихся критического мышления;
3. Разработана структурно-функциональная
формирование
критического
мышления
модель, направленная на
обучающихся
в процессе
изучения гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
анализ и обобщение педагогической, психологической и методической
литературы по проблеме исследования позволили определить следующее:
- выявление и обоснование педагогических условий, способствующих
формированию критического мышления обучающихся колледжа;
- разработка структурной модели, направленной на формирование
критического мышления в профессиональном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
и внедрении опытно-экспериментальной программы, направленной на
формирование
критического
мышления
в
процессе
гуманитарных дисциплин.
Методологическую основу исследования составили:
- философские идеи Дж.Дьюи, К.Поппера;
преподавания
-психолого - педагогические теории развития личности (К.А. АбульхановаСлавская,
Л.И.
Анцыферова,
А.Г.
Асмолов,
Л.С.
Выготский,
А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.А. Слободчиков);
-теории профессионального образования (С.Я. Батышев, Ф.Э. Зеер,
А.А. Вербицкий, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына);
-работы,
посвященные
критического
исследованию
мышления
(Р.Пол,
проблем
Л.Элдер,
Б.
формирования
Блум,
Дж.
Брунер,
Дж. Дьюи, Д. Клустер, П. Куртц, М. Липман, Б. Мур, Р. Паркер, Д.Халперн,
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская, И.О.Загашев, М.В.Кларин, Е.Н.Волков,
А.В.Федоров, Д.М.Шакирова, и др.).
Методы исследования:
-теоретические:
анализ
(сравнительный,
ретроспективный),
обобщение, моделирование;
-эмпирические: изучение и обобщение передового и массового
педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, интервьюирование,
беседа, тестирование, педагогический эксперимент.
Положения, выносимые на защиту:
1. Критическое мышление личности обучающегося - это интегративное
качество, объединяющее следующие качества и умения личности:
самостоятельность
мышления,
осознанность,
целенаправленность,
настойчивость, готовность к планированию своей деятельности на
занятиях и во внеучебное время, гибкость мышления, аналитичность,
умение анализировать и критически оценивать полученную информацию,
логичность,
обосновывать
умение
делать
логические
умозаключения,
свою
точку
зрения
позиции
с
выводы,
толерантности,
коммуникабельность, рефлексия.
2. Компоненты и основные показатели сформированности критического
мышления:
-когнитивный (наличие у обучающихся знаний о критическом мышлении,
путях и способах его развития, осознания необходимости применения
критического мышления в учебно-профессиональной деятельности и
повседневной жизни; наличие у обучающихся знаний в той сфере, которая
является в конкретный момент времени объектом изучения или
исследования);
-мотивационно-личностный (сформированность таких качеств личности,
как самостоятельность, осознанность, целенаправленность, настойчивость,
готовность к планированию деятельности);
-коммуникативно-деятельностный (сформированность следующих качеств
личности: аналитичность, умение анализировать и критически оценивать
полученную
информацию,
логичность,
умение
делать
логические
умозаключения, выводы, коммуникабельность, гибкость);
-рефлексивный
(сформированность
у
обучающихся
рефлексии
как
способность оценить свои действия со стороны, осмысление своих
поступков, включающее самопознание).
Уровень выраженности вышеназванных компонентов и показателей
позволяет оценить уровень сформированности критического мышления
будущих специалистов среднего звена: высокий, средний, низкий.
3.Эффективное
формирование
критического
мышления
обучающихся обеспечивается при реализации следующих педагогических
условий:
-разработка и реализация модели формирования критического мышления в
процессе профессионального образования;
интерактивных
-применение
технологий
в
процессе
преподавания
гуманитарных дисциплин;
-выявление
и
обоснование
профессионально-личностных
качеств
педагога, необходимых для формирования критического мышления
обучающихся колледжа;
-Использование
реконструкция»;
образовательной
технологии
«Историческая
-организация самостоятельной работы обучающихся путем использования
в образовательном процессе модели обучения «перевернутый класс»
(«перевернутое обучение»).
Степень достоверности и апробация результатов. Исследование
проводилось в течение четырёх лет и состояло из трёх этапов.
На первом, организационно-подготовительном этапе (2014-2015 гг.)
была
изучена
формирования
психолого-педагогическая
критического
литература
мышления,
был
по
проблеме
проведен
анализ
разработанных отечественными педагогами методик по выявлению уровня
развитости и сформированности критического мышления, были выявлены
проблемы, связанные с диагностикой критического мышления как
педагогической
дефиниции,
была
выстроена
система
опытно-
экспериментальной работы по формированию критического мышления
обучающихся в образовательном пространстве колледжа.
В ходе второго, практического этапа эксперимента (2015-2016 гг.)
была проведена констатирующая диагностика, в процессе которой были
апробированы
разработанные
автором
диагностические
тесты
по
выявлению уровня сформированности критического мышления. Были
организованы
интервью
с
обучающимися
1
курса
колледжа,
преподавателями общественно-гуманитарного цикла, ведущими учебные
дисциплины на 1 курсе. После подведения результатов констатирующего
этапа в процесс преподавания гуманитарных дисциплин были включены
педагогические
технологии,
методы
и
приемы,
направленные
на
формирование критического мышления обучающихся. На завершающей
стадии данного этапа нами был проведен итоговый диагностический срез,
позволивший подвести итоги практического этапа эксперимента.
На третьей, оценочно-результативной стадии эксперимента (20172018 гг.) был проведен анализ результатов опытно-экспериментальной
работы по проблеме формирования критического мышления обучающихся
колледжа.
Ведущая идея исследования заключалась в признании того, что
критическое мышление является одним из важнейших качеств личности
будущего специалиста среднего звена. Ведущая роль в процессе
формирования
критического
мышления
обучающихмся
отводится
преподаванию гуманитарных дисциплин, преподавание которых должно
занимать важное место в подготовке будущего специалиста и обеспечивать
создание таких педагогических условий, которые позволят сформировать
критическое
мышление
включающее
как
интегративное
самостоятельность,
планированию
деятельности,
качество
настойчивость,
личности,
готовность
целенаправленность,
к
гибкость,
коммуникабельность, осознанность, рефлексия, аналитичность, умение
анализировать и критически оценивать полученную информацию, умение
делать логические умозаключения, выводы, обосновывать свою точку
зрения с позиций толерантности.
Основные
идеи
и
положительные
опытно-экспериментальные
работы были изложены в материалах научно-практических конференций
международного, федерального и республиканского уровней.
Основные положения диссертации отражены в публикациях из
перечня ВАК:
1.Интерактивные
технологии
в
развитии
критического
мышления
студентов колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №
9. - С.41-44.
2.Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа
// Мир науки, культуры, образования. – 2016.-№6. –С. 73-75.
3.Критическое
мышление
как
интегративное
качество
личности
обучающегося колледжа. // Среднее профессиональное образование. 2019. - № 8.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во
введении
обоснована
актуальность
исследования,
сформулирована проблема, выявлены противоречия, определены цель,
объект,
предмет;
выдвинута
гипотеза,
обозначены
задачи,
методологическая основа и теоретические предпосылки, методы и
этапы
исследования;
защиту;
сформулированы
охарактеризованы
научная
положения,
новизна,
выносимые
на
теоретическая
и
практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования критического
мышления
в
профессиональном
образовании
как
педагогическая
проблема» исследуется проблема формирования критического мышления
обучающихся колледжа. Автором были изучены и проанализированы
взгляды ученых, занимающихся критического мышления, что позволило
сгруппировать три подхода в познании критического мышления (схема 1).
Первый подход связан с деятельностью ученых, которые, исследуя
понятие
«критическое
междисциплинарности
мышление»,
делают
акцент
на
и надпредметности, универсальности данной
дефиниции, необходимой во всех областях человеческой деятельности,
особое внимание обращая на теоретические аспекты данной проблемы
(Д.Дьюи, Э.Глейзер, Б.Блум, Д.Халперн, Р.Пол, Л.Элдер, Дж.Носич,
Е.Н.Волков, В.Ф.Турчин, В.Н.Брюшинкин, М.В.Кларин и др.).
Деятельность исследователей, работающих во втором направлении,
связана
с
изучением
способов,
методов,
принципов,
технологий
формирования и применения критического мышления в каком-либо
конкретном
виде
деятельности
человека:
образовательном,
профессиональном, культурном и т.д. (И.В.Муштавинская, И.О.Загашев,
А.С.Гаязов,
Г.Ф.Замалетдинова,
Е.И.Тихомирова,
Ф.Ф.Минкина,
И.С.Литвинова,
Н.Ф.Плотникова,
А.Ф.Амиров,
А.В.Кострюков,
И.А.Мороченкова,
А.Р.Еферова,
Л.В.Хохлова,
А.В.Королева,
Н.Ю.Туласынова, Т.С.Хабарова, М.В.Варлакова и т.д.).
Существует и третий подход, рассматривающий критическое
мышление как учебную дисциплину. Данный подход особенно популярен
в зарубежной практике, в первую очередь в США, Великобритании и т.д. В
России в последние годы преподавателями высшей школы также
разрабатываются программы учебных дисциплин, посвященные проблеме
критического мышления (Волгоградский государственный университет,
автор РПД Н.А.Калашникова, год составления 2014 г; ФГБОУ «НИИ
онкологии имени Н.Н.Петрова» Минздрава России, авторы РПД:
М.В.Рогачев,
О.В.Леонтьев,
государственный
год
составления
педагогический
2015
университет,
г.;
Сургутский
автор
РПД
З.В.Степаненкова, год составления 2016 г. и др.).
Необходимость развития критического мышления у подрастающего
поколения особо подчеркивается в современной психолого-педагогической
литературе(С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская, И.О.Загашев, М.В.Кларин,
Е.Н.Волков, А.В.Федоров, Д.М.Шакирова, Д.Халперн, Р.Пол, Л.Элдер и
др.). Исследователями отмечается, что старший школьный возраст (15-17
лет)
-
самый
оптимальный
возраст
для
формирования
навыков
критического мышления личности. Возраст студентов первого курса
колледжа,
поступающих
составляет 15-16 лет.
на
базе
основного
общего
образования,
Следовательно, этот период является особенно
важным в формировании критического мышления данной категории
обучающихся. Это период формирования взглядов и убеждений, когда возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти
смысл происходящего вокруг них, выработать собственные взгляды и
отношение.
Основываясь на характеристиках критически мыслящей личности,
разработанных исследователями (Р.Пол, Д.Халперн, Дж.Барелл, Д.Клустер
и т.д.) выделим следующие составляющие понятия «критическое
мышление
как
интегративное
самостоятельность,
качество
настойчивость,
деятельности,
целенаправленность,
осознанность,
рефлексия,
критически
оценивать
готовность
гибкость,
аналитичность,
полученную
личности
обучающегося»:
к
планированию
коммуникабельность,
умение
информацию,
анализировать
умение
и
делать
логические умозаключения и выводы, обосновывать свою точку зрения с
позиций толерантности.
Формирование критического мышления обучающихся, согласно
требованиям ФГОС, должно являться одним из главных компонентов
образовательного процесса в старших классах школы и в колледже.
Признавая важность развития навыков критического мышления в процессе
обучения, педагоги, работающие в системе среднего профессионального
образования, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяют данной
проблеме.
Для проверки гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования, мы
разработали модель, направленную на формирование критического
мышления в образовательном пространстве колледжа и осуществили ее
внедрение в образовательный процесс студентов 1 курса (рисунок 1).
Разработанная нами модель состоит из трех блоков: целевого,
организационно-содержательного и оценочно-результативного.
Первый блок включает цель, задачи, подходы и принципы, на
которых базируется наше исследование.
Целью разработанной нами структурно-функциональной модели
является формирование критического мышления обучающихся колледжа.
Достижение
указанной
выше
цели
возможно,
если
будут
реализованы следующие задачи, прописанные в модели:
1.формирование у обучающихся критического мышления в процессе
изучения гуманитарных дисциплин;
2. расширение знаний обучающихся о понятии «критическое мышление»;
3. применение обучающимися навыков критического мышления в
образовательном процессе и в повседневной жизни;
4. повышение интереса обучающихся к образовательному процессу и к
изучению гуманитарных дисциплин.
Методологической основой разработки модели, направленной на
формирование критического мышления обучающихся колледжа, явились
положения системно-деятельностного, личностно-ориентированного и
акмеологического подходов в образовательном пространстве колледжа.
Определяя стратегию функционирования разработанной модели, мы
обозначили совокупность принципов, на основе которых данная модель
возникает, функционирует и
развивается:
системности, научности,
проблемности, сознательности и активности, самостоятельности.
Второй, организационно-содержательный блок модели включает
педагогические условия, формы и методы, создающие в совокупности базу
для развития навыков критического мышления обучающихся колледжа.
Третий блок, оценочно-результативный, состоит из следующих
составляющих: компонентов формирования критического мышления,
наименования
и
путей
диагностики
уровней
сформированности
критического мышления обучающихся, а также результата внедрения
модели в практическую деятельность.
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель формирования критического
мышления в процессе профессионального образования (на примере гуманитарных
дисциплин)
формирование критического мышления обучающихся колледжа
Задачи
формирование
у обучающихся
КМ в процессе
изучения
общественных
наук (на
примере
учебной
дисциплины
«История»)
системно-деятельностный
системности
научности
расширение
объема знаний
обучающихся о
КМ
применение
студентами
навыков КМ в
образовательном
процессе и в
повседневной
жизни
Подходы
личностно-ориентированный
Принципы
проблемности
повышение
интереса
обучающихся к
образовательному
процессу в целом
и, в частности, к
изучению
общественных
наук (история,
обществознание и
др.)
I.Целевой блок
Цель
акмеологический
сознательности и
активности
самостоятельн
ости
Педагогические условия:
выявление и обоснование профессионально-личностных качеств педагога, необходимых для
- применение интерактивных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин;
- использование образовательной технологии «Историческая реконструкция»;
- организация самостоятельной работы обучающихся путем использования в образовательном
процессе модели обучения «перевернутый класс» («перевернутое обучение»).
Формы
учебно-деловая игра (дебаты, суд и т.д.), дискуссия, учебноисследовательская работа студентов и др.
Методы
проектный метод, историческая реконструкция(моделирование), интеллекткарта
II.Организационносодержательный блок
формирования критического мышления обучающихся колледжа;
Компоненты формирования критического мышления
МотивационноКоммуникативноРефлексивный
личностный
деятельностный
Уровни сформированности критического мышления
Высокий
Средний
Низкий
Тест-анкета
Результат
Диагностика уровней сформированности КМ обучающихся
Тест- эссе
Самооценка теста Оценивание эссе
эссе
другими
обучающимися
Интервью
(или Беседа)
повышение уровня сформированности КМ обучающихся колледжа
III.Оценочнорезультативный блок
Когнитивный
Во второй главе «Организация опытно-экспериментальной работы
по
формированию
критического
мышления
в
профессиональном
образовании (на примере гуманитарных дисциплин)» автором приведены
результаты и анализ диагностических исследований на констатирующем и
формирующем этапах эксперимента.
В процессе рассмотрения данной темы автор считает, что
критическое мышление
обучающихся колледжа будет формироваться
более эффективно, если будут созданы следующие педагогические
условия:
- выявление и обоснование
профессионально-личностных качеств
педагога, необходимых для формирования критического мышления
обучающихся колледжа;
- применение интерактивных технологий в процессе преподавания
гуманитарных дисциплин;
-
использование
образовательной
технологии
«Историческая
реконструкция»;
- организация самостоятельной работы обучающихся путем использования
в образовательном процессе модели обучения «перевернутый класс»
(«перевернутое обучение»).
Образовательные
стандарты
нового
поколения
ставят
перед
педагогами, работающими в сфере СПО, важные задачи, результатом
решения которых являются сформированные у выпускников колледжей
общие и профессиональные компетенции. Внимание преподавателей
привлекают
такие
педагогические технологии,
которые
позволяют
обучающемуся стать центральной фигурой образовательного процесса,
направляют студента на поиск нетрадиционных способов решения
учебных задач (проблем), создают условия для профессионального
становления личности, становятся отправной точкой для развития
критического мышления. Изменились не только цели и способы обучения
будущих специалистов. Функции и роль преподавателя в образовательном
пространстве колледжа также претерпели изменения.
Нами
были
изучены
профессионально-личностные
качества
педагога, из которых мы особое внимание уделили тем характеристикам,
которые, по нашему мнению, необходимы для успешной работы по
формированию
критического
мышления
обучающихся:
знание
актуальных, узловых проблем преподаваемой дисциплины и умение
подвести обучающихся к постановке данных проблем и их решению,
умение выбирать в учебно-методических пособиях задания, направленные
на
формирование
самостоятельно
критического
мышления
разрабатывать
обучающихся,
учебно-методические
умение
материалы,
направленные на формирование критического мышления студентов,
знание о критическом мышлении, путях и способах его формирования,
необходимости применения в преподавательской деятельности, установка
на непрерывное совершенствование критического мышления педагога и
др.
Для
успешного
формирования
критического
мышления
у
обучающихся мы использовали интерактивные технологии, которые
представляют собой способ познания, осуществляемый в формах
совместной деятельности, когда все участники образовательного процесса
взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают
проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия членов группы и
свое собственное поведение.
Технология
деятельность,
развития
дебаты,
критического
дискуссии,
мышления,
майндмэппинг,
проектная
историческая
реконструкция и «перевернутое обучение» активно использовались нами в
преподавательской
деятельности
в
процессе
обучения
истории
и
обществознания с целью формирования навыков критического мышления
обучающихся колледжа.
Эксперимент проводился на базе колледжа Бирского филиала
Башкирского государственного университета. В эксперименте приняли
участие 104 обучающихся и 11 преподавателей колледжа БФ БашГУ. В
эксперименте приняли участие 13 учителей и преподавателей истории и
обществознания города Бирск и Бирского района РБ, работающих в 10-11
классах
и
на
1
курсе
образовательных
организаций
среднего
профессионального образования. Всего в проведенных исследованиях
приняли участие 128 человек. Курс преподавания истории на 1 курсе на
базе основного общего образования с внедрением модели формирования
критического мышления обучающихся колледжа прошел апробацию в
ГБПОУ Бирский многопрофильный профессиональный колледж.
Констатирующий эксперимент.
Диагностика уровня сформированности критического мышления у
обучающихся колледжа проходила на занятиях истории и обществознания
на начальном этапе изучения дисциплины (сентябрь 2015 г.) (1-ый год
обучения). Возраст испытуемых: 15-16 лет.
Количество испытуемых:
-экспериментальная группа: 54 обучающихся,
-контрольная группа: 50 обучающихся.
Для
проведения
констатирующего
эксперимента
нами
были
разработаны следующие виды диагностики, с помощью которых был
исследован первоначальный уровень развития критического мышления в
экспериментальной и контрольной группах:
- тест-анкета для обучающихся 1 курса и оценка результатов
тестирования,
- задание и критерии оценки по написанию диагностического тестаэссе,
- критерии для самооценки обучающимся написанного им эссе,
- критерии для оценки написанного обучающимся эссе другими
студентами диагностируемой группы;
- вопросы и оценка результатов интервью (беседы) с обучающимися.
Исследовав данные, полученные при диагностике обучающихся
контрольной
и
сформированности
колледжа
в
экспериментальной
критического
экспериментальной
групп
и
мышления
и
оценив
показатели
обучающихся
контрольной
группах
1
курса
в
ходе
констатирующего эксперимента, была составлена сравнительная таблица
1.
Таблица
1.
Сравнительные
данные
в
экспериментальной
и
контрольной группах на начало эксперимента.
Уровни
сформированности
критического
мышления
Обучающиеся
экспериментальной группы
Обучающиеся контрольной
группы
Общее
количество 54, из них:
Общий
показатель 100%, из них:
Общее
количество 50, из них:
Общий
показатель 100%, из них:
Низкий
20
37
18
36
Средний
30
55,6
30
60
Высокий
4
7,4
2
4
Данные сравнения представим с помощью диаграммы 1.
40,0%
60,0%
55,6%
60,0%
37,0% 36,0%
Экспериментальная группа
20,0%
Контрольная группа
7,4%
0,0%
4,0%
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Диаграмма 1. Показатели сформированности критического мышления обучающихся в
экспериментальной и контрольной группах по данным констатирующего
эксперимента
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента,
позволяют нам сделать вывод о том, что сформированность критического
мышления
обучающихся
первого
курса
в
экспериментальной
и
контрольной группах находятся на недостаточном уровне развития. С
целью повышения уровня сформированности критического мышления
обучающихся в процесс преподавания истории и обществознания была
внедрена модель формирования критического мышления обучающихся в
образовательном пространстве колледжа.
Формирующий эксперимент.
На стадии формирующего эксперимента для получения более
достоверных данных в экспериментальной группе нами была проведена
промежуточная диагностика, организованная в начале второго семестра
учебного года, результаты которой представлены в таблице 2.
Таблица
Сравнение
2.
данных,
полученных
в
результате
промежуточной диагностики.
Уровни
сформированности
критического
мышления
Констатирующий
эксперимент
Обучающиеся
экспериментальной
группы
Формирующий
эксперимент
Промежуточная
диагностика
Обучающиеся
экспериментальной
группы
Абсолютный
прирост,
Коэффициент
роста, К
А (%)
Общее
количество 54, из них:
Общий
показател
ь - 100%,
из них:
Общее
количество
- 54, из
них:
Общий
показател
ь -100%,
из них:
Низкий
20
37
16
29,6
-7,4
0,8
Средний
30
55,6
28
51,9
-3,7
0,9
Высокий
4
7,4
10
18,5
11,1
2,5
Результаты промежуточной диагностики мы сравнили с помощью
показателя абсолютного прироста, вычисленного по формуле
А= Укон – Унач,
где Укон – конечный уровень ряда,
Унач – начальный уровень ряда.
Абсолютный прирост показателей низкого и среднего уровня
сформированности критического мышления является отрицательным, что
свидетельствует о сокращении процента обучающихся, находящихся на
данных уровнях. Положительным является показатель абсолютного
прироста обучающихся, достигших высокого уровня сформированности
критического мышления, что свидетельствует об увеличении данного
показателя.
Для промежуточной оценки эффективности выстроенной модели
формирования
критического
мышления
обучающихся
в
процессе
преподавания истории мы использовали и такой показатель, как
коэффициент роста, который определяется согласно формуле К= Укон /
Унач,
где Укон – конечный уровень ряда,
Унач – начальный уровень ряда.
Проанализируем показатели коэффициента роста, отраженные в
таблице
2.
Коэффициент
сформированности
роста
критического
низкого
мышления
и
среднего
обучающихся
уровней
меньше
единицы, что свидетельствует об уменьшении процента студентов в
экспериментальной группе, чей уровень сформированности критического
мышления соответствует показателям низкого и среднего уровней.
Анализируя
коэффициент
роста
показателя
«высокий
уровень
сформированности критического мышления», мы наблюдаем увеличение
процента студентов, достигших данного уровня, в 2,5 раза по сравнению с
результатами констатирующего эксперимента.
Сравним
полученные
данные
промежуточной
диагностики
в
экспериментальной группе с помощью диаграммы 2.
Сведения, полученные в результате промежуточной диагностики,
позволяют сделать предварительный вывод о положительном векторе
направления
деятельности
преподавателя
и
обучающихся
по
формированию и повышению уровня сформированности критического
мышления студентов-первокурсников колледжа. Особое внимание в ходе
дальнейшего эксперимента мы уделили студентам, находящимся на
низком уровне сформированности критического мышления, поскольку
данная категория студентов не проявляла особого интереса к заданиям,
направленным на развитие самостоятельности, гибкости, рефлексии.
55,6%
50,0%
51,9%
37,0%
29,6%
18,5%
Констатирующий эксперимент
7,4%
0,0%
Промежуточная диагностика
Низкий
Средний
уровень
уровень
Высокий
уровень
Диаграмма 2. Динамика изменений показателей уровня сформированности
критического мышления обучающихся экспериментальной группы, полученных в
результате промежуточной диагностики.
На
завершающем
этапе
формирующего
проведена итоговая диагностика в
эксперимента
была
экспериментальной и контрольной
Начало
конец
Высокий
Начало
конец
4
26
Средний
показатель
Начало
конец
1,7
2,37
Коэффициент
роста, К
Эксп.
гр.
Эксп.
гр.
Контр
.гр.
0,3
0,8
Общий
показатель 100%, из них:
Средний
20
6
30
22
Абсолютный
прирост,
А (%)
Общее
количество50, из них:
Начало
конец
Обучающиеся
контрольной
группы
Общий
показатель 100%, из них:
Низкий
Обучающиеся
экспериментальной
группы
Общее
количество54, из них:
Этапы эксперимента
Уровни
сформированности
критического
мышления
группах, результаты которых представлены в таблице 3.
37
18
36
-25,9
Кон
тр.
гр.
-8
11,1
55,6
40,7
14
30
30
28
60
60
-14,9
0
0,7
1
7,4
48,2
2
6
4
12
40,8
8
6,5
3
0,82
0,16
2,5
1,6
1,68
1,84
Коэффициент
эффектив
ности,
Кэфф
1,9
С помощью данных, представленных в таблице 3, составим
диаграмму 3 для лучшей наглядности полученных результатов.
70,0%
60,0%
55,6%
60,0%
48,2%
50,0%
40,0%
60,0%
40,7%
37,0%
Уровни
36,0%
низкий
30,0%
средний
28,0%
20,0%
7,4%
10,0%
высокий
11,1%
12,0%
4,0%
0,0%
начало эксп.
конец эксп.
Экспериментальная группа начало эксп.
конец эксп.
Контрольная группа
Диаграмма 3. Динамика изменений показателей уровня сформированности
критического мышления обучающихся, полученных в результате педагогического
эксперимента.
Сравнение данных, представленных в таблице 3 и диаграмме 3,
свидетельствует
о
положительной
динамике
педагогического
эксперимента. На начальной стадии эксперимента между процентом
студентов
экспериментальной
определенного
уровня
и
контрольной
сформированности
групп,
достигших
критического
мышления,
практически не было различий. Исключение составил лишь высокий
уровень, показатели по которому различались в 1,9 раза в пользу
обучающихся экспериментальной группы. Однако данные различия по
высокому уровню сформированности критического мышления к концу
эксперимента увеличились в 4 раза в пользу экспериментальной группы.
Об эффективности выбранной модели формирования критического
мышления свидетельствует и сокращение в экспериментальной группе
процента студентов, с уровнем сформированности навыков критичности
мышления – низким (с 37% до 11,1%) и средним (с 55,6% до 40,7%).
Результаты, полученные в контрольной группе, серьезно отличаются, о
чем свидетельствуют показатели абсолютного прироста и коэффициента
роста, представленные на диаграмме 4.
40,8
45
35
25
Коэффициент роста
15
8
-5
-15
-25
-35
низкий
6,5
0,8 1
0,3 0,7
0
5
Уровни
3
средний
высокий
Экспер.группа
Контр.группа
-8
Экспер.группа
Контр.группа
-14,9
-25,9
Абсолютный
прирост
Диаграмма 4. Динамика показателей абсолютного прироста и коэффициента роста
уровней сформированности критического мышления
Максимальный абсолютный прирост в экспериментальной группе
наблюдается в группе с высоким уровнем развитости критического
мышления. Сокращение студентов в группах с низким и средним уровнями
демонстрируют
Коэффициент
отрицательные
роста
в
этих
показатели
же
группах
абсолютного
меньше
прироста.
единицы,
что
свидетельствует о сокращении процента студентов с низким и средним
ровнями развитости навыков критического мышления в 0,3 раза и 0,7 раза
соответственно.
Для проверки достоверности результатов нашего исследования мы
использовали критерий «хи-квадрат», разработанный в 1900 г. Карлом
Пирсоном. Данный
метод
позволил нам оценить статистическую
значимость различий уровней сформированности критического мышления
в экспериментальной и контрольной группах в результате проведенного
эксперимента. С помощью следующей ниже формулы мы вычислили
критическое значение критерия х2, показатели критерия х2 в начале и конце
эксперимента и сравнили эти данные.
Расшифровка формулы: i – номер строки от 1 до r
j – номер столбца от 1 до с
Oij – фактическое количество наблюдений в ячейке ij
Eij – ожидаемое число наблюдений в ячейке ij
Таблица 4.
Показатели критерия х2
Критическое значение х2
Констатирующий
эксперимент
Формирующий
эксперимент
5,991
0,309
8,401
С помощью сравнения показателя критерия х2 в начале эксперимента
и критическое значение х2 мы можем определить, что различия между
экспериментальной и контрольной группами в ходе констатирующего
эксперимента не являются существенными, то есть группы находятся
примерно в одинаковых условиях для развития навыков критического
мышления. По результатам формирующего эксперимента показатель
критерия х2 уже является статистически
значимым, что подтверждает
положительные результаты нашего исследования.
Таким образом, нами был проведен анализ эмпирических данных,
полученных
в
результате
педагогического
эксперимента,
свидетельствующий о положительной динамике изменения уровня
сформированности критического мышления обучающихся колледжа в
результате внедрения разработанной нами структурно-функциональной
модели в процесс преподавания гуманитарных дисциплин.
В
заключении
диссертационной
полученные
исследования
работы
результаты,
сформулированы
и
в
которые
обобщенном
основные
виде
соответствовали
и содержательно представлены
выводы
представлены
решению
в научной
задач
новизне,
теоретической и практической значимости, положениях, выносимых на
защиту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования критического мышления подрастающего
поколения является одной из важнейших в психолого-педагогической
науке.
Отечественные
ученые-методисты,
исследуя
критическое
мышление, акцент делают на основное общее и высшее образование.
Формирование критического мышления в среднем профессиональном
образовании остается одним из малоизученных вопросов в современной
научно-методической литературе.
Критическое мышление рассмотрено автором исследования как
интегративное качество личности обучающегося колледжа, включающее
ряд важных характеристик, помогающих формирующейся личности
критически осмысливать окружающую действительность.
Внедрение
критического
структурно-функциональной
мышления
обучающихся
в
модели
формирования
процессе
преподавания
гуманитарных дисциплин, разработанной автором на основе модели
развития
критического
Д.М.Шакировой),
мышления
способствовало
учащихся
успешному
и
студентов
завершению
(по
нашего
педагогического эксперимента.
Компоненты
и
основные
показатели
сформированности
критического мышления, обозначенные автором в исследовании:
-когнитивный (наличие у обучающихся знаний о критическом мышлении,
путях и способах его развития, осознания необходимости применения
критического мышления в учебно-профессиональной деятельности и
повседневной жизни; наличие у обучающихся знаний в той сфере, которая
является в конкретный момент времени объектом изучения или
исследования);
-мотивационно-личностный (сформированность таких качеств личности,
как самостоятельность, осознанность, целенаправленность, настойчивость,
готовность к планированию деятельности);
-коммуникативно-деятельностный (сформированность следующих качеств
личности: аналитичность, умение анализировать и критически оценивать
полученную
информацию,
логичность,
умение
делать
логические
умозаключения, выводы, коммуникабельность, гибкость);
(сформированность
-рефлексивный
у
обучающихся
рефлексии
как
способность оценить свои действия со стороны, осмысление своих
поступков, включающее самопознание).
Уровень выраженности вышеназванных компонентов и показателей
позволил оценить уровень сформированности критического мышления
будущих специалистов среднего звена: высокий, средний, низкий.
Эффективное
формирование
критического
мышления
в
профессиональном образовании обеспечивает комплекс педагогических
условий: применение интерактивных технологий в процессе преподавания
гуманитарных дисциплин, выявление и обоснование профессиональноличностных
критического
качеств
педагога,
мышления
необходимых
обучающихся
для
формирования
колледжа,
использование
образовательной технологии «Историческая реконструкция», организация
самостоятельной
работы
обучающихся
путем
использования
в
образовательном процессе модели обучения «перевернутый класс»
(«перевернутое обучение»).
Экспериментальная
апробация
выявленного
комплекса
педагогических условий позволила установить их положительное влияние
на формирование критического мышления обучающихся колледжа. Это
свидетельствует о
том,
что выявленные педагогические
условия
теоретически определены верно.
Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой
проблемы. Перспективами дальнейших научных поисков являются такие
проблемы,
как
углубленное
изучение
отдельных
компонентов
критического мышления обучающихся, разработка путей повышения
уровня сформированности критического мышления будущих специалистов
среднего звена в процессе саморазвития.
Список работ, опубликованных автором по теме диссертации:
1. Интерактивные
технологии
в
развитии
критического
мышления
студентов колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №
9. - С.41-44. (Реестр ВАК)
2. Дебаты как форма развития критического мышления студентов
колледжа // Мир науки, культуры, образования. – 2016.-№6. –С. 73-75.
(Реестр ВАК)
3. Критическое
мышление
как
интегративное
качество
личности
обучающегося колледжа. // Среднее профессиональное образование. 2019. - № 8. (Реестр ВАК)
4. Применение стратегии «FISHBONE» в учебном процессе // Наука в
школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов /
Под общ.ред. А.Ф.Пономарева. – Бирск, 2015. –Часть III. – С. 117-119.
5. Применение
технологии
развития
критического
мышления
со
студентами 1 курса СПО // Педагогические и методологические аспекты
подготовки
современных
студентов
условиях
СПО
(опыт
к
профессиональной
и
перспективы)
/
деятельности
Сборник
в
статей
Всероссийского научно-практического семинара. – Стерлитамак, 2015. С.57-61.
6. Использование метода проектов в развитии критического мышления
студентов колледжа // Современные концепции научных исследований:
материалы ХIХ международн. научно - практич.конф.: Евразийский союз
ученых: ежемесячный научный журнал - 2015. - № 10(19).- С.75-77.
7. Технологии развития критического мышления у студентов в среднем
профессиональном образовании. // ИРО РБ – 2015. -№.10- С.15-18.
8. Развитие критического мышления у обучающихся в процессе работы с
историческими источниками // Актуальные проблемы образования в
период детства: материалы всероссийск. научно-практич.конф. – Бирск:
БФ БашГУ, ООО «Малое инновационное предприятие Центр развития
ребенка «Белый голубь», 2015. – С.77-79.
9. Развитие критического мышления на занятиях истории в колледже (на
примере работы с текстами исторического характера) // Модернизация
высшего образования в России: опыт истории и векторы развития:
международн. научно-практич. конференция, посвященная 100-летию со
дня рождения Ш.Х.Чанбарисова.- Уфа:РИЦ БашГУ, 2016. – С.399-403.
10.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью у
обучающихся
колледжа
Актуальные проблемы
материалы
Х
посредством
критического
мышления
//
физической культуры, спорта и туризма:
международной
научно-практической
конференции
/
Уфимс.гос.авиац.техн.ун-т. _ Уфа, 2016. – С. 78-81.
11.
Учебная
мышления
дискуссия
как
обучающихся
педагогическое
способ
колледжа
образование
в
формирования
//Педагогическая
классическом
вузе:
критического
наука
и
материалы
международной практической конференции, Уфа, 26 мая 2017 г. /Под
ред.Гаязова А.С. – Уфа, 2017. С.339-342.
Роль
преподавателя
мышления
обучающихся
12.
педагогическое
истории
образование
в
колледжа
в
формировании
//Педагогическая
классическом
вузе:
критического
наука
и
материалы
международной практической конференции, Уфа, 26 мая 2017 г. /Под
ред.Гаязова А.С. – Уфа, 2017. С.336-339.
13. Формирование критического мышления посредством исторической
реконструкции // Малые города России: становление, развитие и
историческая судьба: Материалы всероссийской научно-практической
конференции, 30 июня 2017 г.- Бирск, 2017.- С.86-91.
14. Майндмэппинг как технология формирования критического мышления
// Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса в условиях реализации ФГОС ДО: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции, 15 декабря 2017 г. / Под ред.
И.В.Кузнецовой, Л.Р.Белобородовой. - Бирск: Бирский филиал Баш.Гос.унта, 2017. – С.104-106.
15. Преподавание истории в колледже в условиях ведения ФГОС СОО //
Использование инновационных технологий в системе современного
профессионального
Всероссийской
образования:
сборник
научно-практической
статей
конференции.
по
материалам
Бирск:
Бирский
медико-фармацевтический колледж, 2018. – С. 82-86.
16. К вопросу об исследовании проблемы формирования критического
мышления в психолого-педагогической науке //Педагогическая наука и
педагогическое
образование
в
классическом
вузе:
материалы
международной практической конференции, Уфа, 30 мая 2018 г. /Под
ред.Гаязова А.С. – Уфа, 2018.- С.173-176.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв