Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж
имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
Курсовая работа
Выполнил:
Исаев С.М.
студент 3 курса группы
ПНК-31 группы
очной формы обучения
специальность 42.02.02
Преподавание в начальных классах
Научный руководитель:
Чикишева Анастасия Сергеевна,
преподаватель обществоведческих
дисциплин
Курсовая работа защищена
«____» декабря 2020 г.
Оценка ______
Хабаровск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
3
Формирование
пространственных
представлений учащихся в начальных
классах
5
1.1 Теоретическое обоснование важности
формирования
пространственных
представлений в начальной школе
5
1.2 Курс обществознания и его роль в
формировании
пространственных
представлениях младших школьников 10
1.3
Роль
исторических
формировании
карт
в
пространственных
представлений
ГЛАВА 2
Практический
14
подход
формирования
к
процессу
пространственных
представлений
19
2.1 Методы и приёмы формирования
пространственных
представлений
учащихся в начальной школе
19
2.2 Методические особенности процесса
формирования
пространственных
представлений младших школьников
на уроках окружающего мира
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время приоритетом государства в сфере образования
является всестороннее развитие личности. Так ФГОС НОО, основывающийся
на системно-деятельностный подход, предполагает ориентацию на результаты
образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие
личности обучающегося на основе универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат. В свою
очередь, одной из сторон познания мира является сформированность таких
представлений, как: временные, пространственные, представления о здоровом
образе жизни, нравственные.
Наиболее подходящей учебной дисциплиной для формирования всех
вышеперечисленных представлений является окружающий мир. Но если,
например, о приёмах формировании представлений, связанных с ЗОЖ и
нравственностью,
есть
множество
работ,
то
о
пространственных
представлениях не так много информации.
Проблемой курсовой работы является отсутствие систематизированной
информации, посвящённой формированию пространственных представлений
учащихся начальных классов.
Таким образом, цель курсовой работы – охарактеризовать процесс
формирования пространственных представлений младших школьников на
уроках окружающего мира (обществознание).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать тематическую литературу по данной теме.
Описать
2.
представлений
в
процесс
начальной
формирования
школе
при
изучении
пространственных
интегрированной
образовательной области «Обществознание».
3.
пространственных
Выделить
методы
представлений
и
на
(обществознание).
3
приёмы
уроках
формирования
окружающего
мира
4. Определить методическое особенности преподавания курса
обществознания при формировании пространственных представлений у
учащихся начальных классов.
Объектом исследования являются пространственные представления.
Предмет исследования – это процесс формирования пространственный
представлений учащихся младших классов в конкретной образовательной
области.
Методы исследования, применяемые в курсовой работе: анализ
психолого-педагогической
литературы,
обобщение
и
систематизаций
теоретических положений исследуемой проблемы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и
списка используемых источников.
4
ГЛАВА
1
Формирование
пространственных
представлений
учащихся в начальных классах
1.1
Теоретическое
обоснование
важности
формирования
пространственных представлений в начальной школе
Традиционно принято считать, что когда речь идёт о пространственных
представлениях, то это непременно понятия направления, такие как: вперёдназад, влево-право, вверх-вниз, ближе-дальше, а также умение учащегося
ориентироваться в рабочей тетради: отступать нужное количество клеток или
строк, каллиграфически верно выполнять элементы букв и сами буквы.
Однако это не так.
Необходимо
сначала
рассмотреть
определение
понятия
«представление». Под ним понимают наглядный образ предмета или явления,
возникающий на основе ощущений и восприятия путём воспроизводства его в
памяти или воображении. То есть представление связано со следующими
психическими процессами: восприятие, память, воображение. Поскольку
представления составляют зону актуального развития для формирования
обществоведческих
понятий,
то,
конечно,
помимо
перечисленных
психических процессов, оно связано и с мышлением.
Пространственные представления, в свою очередь, – это сложная
психическая структура, обеспечивающая такие функции, как ориентация в
схеме собственного тела, понимание логико-грамматических конструкций,
правильное употребление предлогов, согласование слов в предложении,
чувство ритма и времени, математические способности и окружающем
пространстве. При этом важно сделать уточнение, что под пространством
следует понимать не конкретные окружающие предметы, а способ
существования объективного мира, неразрывно связанных со временем1.
По М.М. Семаго, обеспечение вышеназванных функций происходит на
четырёх уровнях:
1
Новая философская энциклопедия: В 4 тт.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
5
1.
Пространственные
представления
о
собственном
теле.
Это
преимущественное ощущения напряжения-расслабления, удовлетворённых
физиологических потребностей, взаимодействия с внешним пространством.
2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних
объектов и тела. Среди них представления о расположении какого-либо
предмета,
координатные
представления
и
метрические
(примерная
удалённость предмета), а также представления о пространственных
взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в
окружающем пространстве.
3.
Уровень
вербализации
пространственных
представлений.
Отличительной особенностью является появление в речи обозначений
топологического плана. В речи ребёнок начинает применять предлоги,
обозначающие
расположение
тел
как
касательно
субъекта,
так
и
взаиморасположение объектов (в, над, за, перед). Помимо этого, в речи
ребёнка появляются понятия направления (верх, низ, лево, право и др.).
4. Лингвистические представления. Данный уровень наиболее сложный
и формирующийся на более поздних этапах онтогенеза. Он включает
формирование речевой деятельности как одной из основных составляющих
стиля мышления и когнитивного развития ребёнка.
Следовательно,
представления
учащегося
об
окружающем
его
пространстве гораздо шире, чем точная ориентация в пространстве. Сюда
входят и основы вычислительных навыков, языковой грамотности, умения
ориентироваться в звукобуквенной системе языка, осознание собственного
места в социуме и т.п. К тому же в данные представления включена и
локализация исторических фактов, установление взаимосвязей между
отдельными событиями и миром, природой и обществом, учащимся и другими
людьми.
В соответствии с примерной основной образовательной программой
начального
общего
образования,
окружающий
мир
выполняет
интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся
6
целостной
научной
картины
природного
и
социокультурного
мира,
отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством,
осознания
своего
места
в
обществе,
создавая
основу
становления
мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской
гражданской идентичности личности. Иными словами, процесс формирования
пространственных представлений неразрывно связан, как и в целом с такой
учебной дисциплиной, как «окружающий мир», так и с частной предметной
областью под названием «обществознание».
Более детально рассматривая вопрос формирования пространственных
представлений, необходимо чётко понимать, что включает в себя понятие
«пространственные представления». Например, по мнению Леонтьева А.Н.,
пространственные представления образуют «ось координат», посредством
которой человек воспринимает окружающую действительность и выстраивает
свой индивидуальный
образ мира. Поэтому они
являются важной
составляющий психической деятельности человека. Ребёнок младшего
школьного возраста не является исключением.
М.Ю. Курганова считает, что пространственные представления – это
представления
о
пространственных
и
пространственно-временных
отношениях, среди которых: величина, форма, относительное расположение
объектов, поступательное и вращательное движение. [5]
Схожего мнения придерживается Н.В. Калашниковой, рассматриваемое
понятие – это представления о величине, форме, ориентации и расположении
предметов в трёхмерном пространстве, а также об их перемещении и
трансформации во время движения. [4]
Однако А.Л. Сиротюк придерживается точки зрения, что под
пространственными представлениями необходимо представлять конкретно
деятельность,
включающую
в
себя
определение
формы,
величины,
местоположения и перемещения относительно друг друга и собственного тела,
относительно окружающих предметов. [8]
7
Исходя из этого, можно сделать вывод, что
в определении
рассматриваемого понятия наблюдается относительный консенсус среди
научной среды. Вне зависимости от того, принять пространственные
представления за деятельность или же за сложную психическую структуру,
они всегда будут связаны с восприятием человека как геометрических
величин, анатомического строения собственного тела, так и индивидуального
отношения ко всему социокультурному разнообразию современного общество
Возвращаясь к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, важно отметить, что в начальной
школе осуществляется становление основ гражданской идентичности и
мировоззрения обучающихся (п. 8).
Помимо этого, одним из личностных результатов освоения ООП НОО
является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий (п. 10.2).
Также можно рассмотреть в качестве примеров предметные результаты
обучения русскому языку:
понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения, осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Что касается математики, то и эта учебная дисциплина напрямую
касается пространственных представлений. Наиболее ярко иллюстрирует
связь представлений и математической дисциплины следующий результат:
овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения,
пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и
процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Исключениями не являются и такие предметы, как изобразительное
искусство и технология:
8
сформированность
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире
профессий и важности правильного выбора профессии.
Конечно, пространственные представления включены и в предметные
результаты по окружающему миру. Но более подробно этот аспект будет
рассмотрен в следующем параграфе.
Резюмируя всё вышесказанное, следует вывод, что формирование
пространственных представлений играет важную роль не только при
реализации ФГОС НОО, но является необходимым условием для успешного
обучения. Это связано с широким спектром функций, связанных с данным
видом представлений, среди которых: и грамотность устной и письменной
речи, и математические способности, и ориентация в пространстве, во всём
многообразном мире.
9
1.2
Курс
обществознания
и
его
роль
в
формировании
пространственных представлениях младших школьников
Проблема формирования пространственных представлений школьников
не нова для методики обучения обществознания. Однако гораздо больше
внимания уделяется данному вопросу в области точных наук. Если проводить
параллель между обществознанием и математикой, то в последней
дисциплине вопрос пространственных представлений рассмотрен более
глубоко и тщательно.
Хоть и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со
времён Ф. Клейна (1849 – 1925 гг.) в решении данной проблемы не было
произведено
значительных
перемен.
Тем
не
менее,
исследования,
проведённые И.С. Якиманской в 1954-1955 гг. и в 1974-1975 гг., тестирование
Каплуновича И.Я. в 1994-1995 гг. не обнаружили значимых изменений в
развитии пространственных представлений у школьников и учащихся иных
учебных заведений.
Что касается значения формирования пространственных представлений,
то в начальной школе необходимо создание образов, адекватные времени, в
котором живут учащиеся. Здесь должна быть максимальная степень
детализации
при
формировании
исторических
и
обществоведческих
представлений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из
элементов знаний исторические картины и образы. Негативным последствием
отсутствия детализации при обучении учащихся истории и обществознанию в
рамках учебной дисциплины под названием «Окружающий мир» является
искажение исторических событий и фактов.
С целью подтверждения значимости формирования пространственных
представлений на уроках окружающего мира в межпредметной области
«обществознание» повторно обратимся с Федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования. При анализе
раздела II. Требованиям к результатам освоения основной образовательном
10
программы
начального
общего
образования
обнаружены
следующие
аргументы в пользу подтверждения значимости данной области:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета.
Данный аргумент не является столь очевидным, поскольку относится к
требованиям к метапредметным результатам освоения образовательной
программы начального общего образования. Тем не менее, что следует из
предыдущего параграфа, именно рассматриваемая предметная область даёт
возможность
для
овладения
учащимися
информацией,
первичными
представлениями о социальных и культурных процессах, объектах и явлениях.
Ведь содержание области «обществознание» в начальной школе на примере
учебно-методического комплекса «Школа России» свидетельствует о
выполнении данного требования. Содержание включает в себя такие темы, как
«Общество»,
«Для
чего
нужна
экономика?»,
«Какая
бывает
промышленность?», «Экономика и экология», «Семейный бюджет» и другие.
А любой иной УМК, входящий в Федеральный перечень учебников,
допущенных к реализации в учебных заведениях, должен соответствовать
требованиям ФГОС НОО.
Темы выше свидетельствуют об учёте важности формирования
пространственных
рекомендованным
представлений
к
учебной
таким
деятельности
распространённым
УМК
«Школа
и
России».
Формирование представлений происходит в области экономики, экологии,
социологии.
Далее необходимо рассмотреть конкретно предметные требования к
результатам освоения ООП НОО по обществознанию и естествознанию
(Окружающему миру). Например:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
11
сформированность уважительного отношения к России, родному
краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
осознание целостности окружающего
мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и
др.,
с
получением
информации
из
семейных
архивов,
от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире.
Все перечисленные планируемые предметные результаты так или иначе
имеют отношение к формированию пространственным представлениям по
определению и конкретно к предметной области «обществознание». Анализ
стандартов и образовательных программ при изучении данной темы является
необходимым
для
наиболее
точного
определения
содержания
пространственных представлений.
При этом для учителя начальных классов важно не только организовать
процесс формирования представлений, но и создать условия для дальнейшего
формирования понятий на основе уже имеющихся представлений. Таким
образом, степень успешности обучения учащихся напрямую зависит от той
основы, от тех образов действительности, которыми они уже обладают. Также
необходимо уточнить, что по мере обучения, возрастают требования к
понятийному аппарату учащихся, начиная лёгкими для понимания терминами,
такими как: семья, природа, дом и заканчивая умелым оперированием
экономической терминологией. Как, например, при изучении темы «Товар и
услуга», учащийся должен чётко различать два этих понятия и свободно ими
оперировать, и всё это происходит в младшем школьном возрасте.
12
Таким образом, в параграфе были приведены аргументы, доказывающие
роль
предметной
области
«обществознание»
в
формировании
пространственных представлений учащихся начальных классов. Для этого
были проанализированы такие документы, как Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования – требования к
метапредметным результатам освоения и предметным результатам по
обществознанию и естествознанию, примерная образовательная программа
начального общего образования по окружающему миру и рабочая программа
учебно-методического комплекса «Школа России». В ходе анализа было
определено, что предметная область, являющаяся темой курсовой работы,
имеет большое значение в формировании рассматриваемых представлений.
13
1.3 Роль исторических карт в формировании пространственных
представлений
Поскольку период младшего школьного возраста (период второго
детства)
является
сенситивным
периодом
для
формирования
пространственных представлений, то целесообразным будет как раз-таки
разнообразие предмета «окружающий мир» заданиями, направленными на
формирование рассматриваемых представлений.
По мнению Черновой Г. А., одним из ключевых способов формирования
представлений учащихся о пространстве в рамках изучения предметной
области «обществознание» является работа с картой. При этом происходит
локализация исторических фактов в пространстве, рассматривается их
взаимосвязь и отношения друг с другом в природе и социальной обстановке.
Поэтому важным является изучение условий и правил работ с картой в
начальной школе.
Усвоению пространственной локализации отдельных частей сложного
исторического явления и формированию о нем представления помогает
графический план. Он может быть выполнен по ходу изложения нового
материала учителем на доске, а детьми — в тетрадях.
Е. Е. Вяземский пишет: «Следствием повышенного внимания
методистов и учителей к вопросам формирования картографических знаний и
умений школьников в обучении истории во второй половине XX века стали:
уточнение понятия “школьная историческая карта” и формулирование четких
научно-методических требований к ней; разработка типологии карт и создание
дополнительных картографических пособий по всем курсам истории;
методические рекомендации по использованию разнообразных приемов
работы с картон на занятиях и дома».
Историческая карта — это создаваемое на точной географической
основе уменьшенное условное изображение определенного пространства в то
или иное историческое время, с указанием отдельных событий данного
времени. Традиционно применяется следующая классификация карт:
14
– общие, отражающие исторические события в одной стране или в
группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно
большом промежутке времени, например, «Российская империя в первой
четверти XVIII в.»;
– обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии
определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на
протяжении длительного периода времени, например, «Российская империя с
начала XIX в. по 1861 г.»;
– тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам
исторического процесса, например, «План нападения Барбаросса».
На уроках истории в начальных классах начинается формирование
элементарных умений работы с картой.
В методической литературе разработаны приемы показа, которые
необходимо помнить при организации работы с картой: при показе нельзя
заслонять карту, учитель подходит к карте справа и обязательно встает лицом
к классу.
При показе объекта необходимо учитывать следующее:
– границы страны обводят указкой по замкнутой кривой;
– города отмечают прикосновением к условному кружку, а не к
названию города на карте;
– реки показывают по течению от истока к устью;
– направление военных походов и передвижений — по имеющимся на
карте стрелкам.
Карта может сыграть важную роль в обучении истории, если
соблюдаются следующие условия:
– работа с ней ведется систематически как в процессе изучения нового
материала, так и в ходе дальнейшего усовершенствования и применения
приобретенных знаний, умений и навыков;
– учитель учит школьников приемам работы с исторической картой;
15
– требования к самостоятельности учащихся в работе с картами
возрастают постепенно в связи с общим повышением их самостоятельности в
обучении.
Знакомя учеников с новым типом учебного пособия — исторической
картой, учитель объясняет, как правильно понимать, что на ней изображено.
Иными
словами,
объясняет
не
только
соотношение
масштаба
действительности и картографического изображения, но и условные
обозначения.
В учебнике Е. В.Саплиной и А.Н.Саплина «Введение в историю»
учашимся предлагаются следующие правила чтения исторических карт:
«1) территория показана в строго определенное время;
2) цвета используются для обозначения границ государства и
присоединенных территорий;
3) условными знаками показаны перемещения войск (стрелки), места
сражений (скрещенные мечи), завоеванные территории (штриховка). Бывают
также изображены кораблики, пушки, солдатики и много других рисунков,
которые вы не встретите на географической карте;
4) названия городов и стран соответствует тому времени, которое
изображено на карте».
Для закрепления знаний о карте и правил работы с ней авторы учебника
в рабочей тетради предлагают различные задания, например:
– создание истории вымышленного государства путем изображения
отдельных элементов на карте в соответствии с заданием и правилами;
– составление рассказа от имени героя о своих приключениях с
использованием карты.
Можно предложить и другие методы использования карты на уроках для
формирования элементарных пространственных представлений младших
школьников:
– показ учителем в ходе изложения материала рек, городов, маршрутов,
мест сражений;
16
– сочетание фронтальной работы с настенной и настольной картами, а
при необходимости и работа с фрагментами контурной карты. Контурная
карта — одно из средств практического обучения истории. Работа с контурной
картой носит оттенок творчества, которое чаше всего проявляется в
оформлении карты, она побуждает учащихся работать с картами учебника или
атласом. На контурных картах дети учатся обводить границы государства,
подписывать названия, указывать города и основные даты. К этой работе
предъявляются общеучебные требования: не должно быть небрежности,
мятых страниц, неясных исправлений и т.д.
На уроке можно использовать различные приемы работы с каргой:
– повторение действий учителя (особенно на начальном этапе
знакомства с исторической картой);
– самостоятельный поиск на карте объекта по заданию учителя;
– самостоятельное словесное описание местоположения показанного на
карте и названного учителем объекта;
– показ одного и того же объекта на разных картах;
– показ учителем объекта на настенной карте и определение его названия
учениками по настольной карте;
– чтение карты под руководством учителя;
– «оживление карты» с помощью аппликаций (силуэтов воинов.
кораблей, торговых повозок, цветных стрелок и т.д.);
– составление «легенды карты»;
– использование игровых моментов, например: «Собери картинку» (по
типу разрезных картинок), «Четвертый лишний», «Загадочное путешествие»
(учитель придумывает сюжет исторического путешествия и подготавливает
фрагменты карт — как настольных, так и контурных, а ученик должен
восстановить путь исторического героя, используя эти фрагменты);
– задания на соотнесение: показать объект на настенной, настольной и
обозначить на контурной карте;
17
– на обороте карты пишется название исторического события, затем
карта разрезается и ученики получают задание: восстановить карту и узнать,
какое событие произошло в этом месте, и т.д.
На уроках для развития навыка работы с картой можно использовать
меловые
картосхемы,
которые
позволяют
постепенно
воспроизвести
необходимую для ребенка пространственную информацию.
На примере учебно-методического комплекса
«Школа России»
исторические карты целесообразно рассматривать при изучении таких тем,
как: «Необъятная Россия», «Золотое кольцо России», «Наши ближайшие
соседи», «На юге Европы», «По Франции и Великобритании» и др.
Для наиболее прочного усвоения учащимися пространственных
представлений важно не только соблюдение вышеперечисленных условий и
рекомендаций, но и рассмотрение названных тем в сравнении карт другого
периода. Так целесообразным будет сравнение карты России при изучении
темы «Необъятная Россия» с картой Советского Союза. При подобном
сравнении, безусловно, учащиеся могут прийти к выводу, что СССР занимал
большую территорию, но важно отметить, что и на данный момент Россия
является самым большим государством, поэтому и в настоящее время её
можно назвать необъятной.
Таким образом, в первой главе рассмотрены причины важности
формирования пространственных представлений именно в период начальной
школы, приведена аргументация в пользу курса обществознания, как
оптимальной предметной области для формирования пространственных
представлений, а также рассмотрена роль исторических карт в изучаемом
процессе.
18
ГЛАВА 2 Практический подход к процессу формирования
пространственных представлений
2.1 Методы и приёмы формирования пространственных представлений
учащихся в начальной школе
В предыдущей главе были описаны были обоснованы теоретические
положения необходимости формирования пространственных представлений
учащихся начальных классов и рассмотрен роль курса обществознания в
данном процессе. В данной главе будет описаны конкретные методические
особенности и приёмы формирования представлений на примере предметной
области «обществознания» в рамках наиболее распространённого учебнометодического комплекса, к которому обращались ранее – это «Школа
России». Выбор данного УМК в качестве примера обусловлен не только его
популярностью, но и фундаментальностью, надёжностью, стабильностью, а
также за счёт главной идеи комплекса – ориентации на духовно-нравственное
развитие обучающихся.
Исходя из названной выше идеи «Школы России», соответственно,
должно уделяться большое внимание циклу гуманитарных дисциплин, в
частности таким предметным областям, как история и обществознания. В
рамках курсовой работы, соответственно, будет рассмотрена вторая
предметная область. Параграф будет строиться из описания методов и
приёмов обучения с приведением конкретных примеров из данной области.
Как известно, существует различные классификации методов обучения.
Двигаясь от простого к сложному, для описания приёмов формирования
пространственных представлений будет использована классификация методов
по типу (характеру) познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н.
Скаткина, поскольку данная классификация содержит в себе условное
ранжирование методов по уровню самостоятельности познавательной
деятельности.
1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
19
Эта группа включают себя лекции, беседы, рассказы, объяснения, работу
с учебником, иллюстрации, демонстрации. По-другому объяснительноиллюстративные методы обучения называют информационно-рецептивным,
поскольку учащийся выступает, как правило, не в роли активного
собеседника, а пассивного слушателя, то есть получает готовые знания,
являясь реципиентом. Ключевым преимуществом таких методов обучения –
это экономичность времени и ресурсов в передаче знаний, но при этом
полученные знания не отличаются особой прочностью усвоения.
Конечно, о полноформатных лекциях в начальной школе речи не идёт,
но остальные приёмы при формировании пространственных представлений
учащихся вполне применимы. Например, при изучении такой темы, как «Наш
край» (4-й класс) педагог может провести беседу о знании учащимися родного
края, в том числе и государственной символики. Примерные вопросы:
— Как называется наш край?
— Есть ли у нашего края столица?
— Как вы думаете, Хабаровский край – молодой или старый? (здесь при
конкретизации вопроса можно формировать и временные представления
учащихся)
— Какие символы есть у нашего края? Чем он отличается от других?
— Вы родились в Хабаровском крае? Если нет, то откуда вы?
Данный приём не даёт практических навыков, но при этом развивает
коммуникативные навыки учащихся. В ходе беседы могут быть выявлены
особенности экономико-географического положения края. Но, как известно,
наилучшая прочность знаний достигается при умелой комбинации различных
методов и приёмов обучения.
При рассмотрении той же темы, рациональным будет применение таких
приёмов, как демонстрация или иллюстрация для запоминания учащимися
символики Хабаровского края. Оптимальным будет обеспечение усвоения не
только символики края, но и его положения на карте с помощью демонстрации
20
презентации, в которой будет дана карта региона, что как раз-таки является и
иллюстрацией к материалу, обсуждаемому между учителем и учащимися.
Для методически верного применения демонстрации и иллюстрации
важно знать их различие. Если суть демонстрации заключается в наглядночувственном ознакомлении с явлениями, процессами и объектами в их
натуральном виде, иллюстрация же применяется для восприятия и показа
явлений и процессов в их символьном виде. Иллюстрации, как правило,
являются дополнениями к содержанию материала, а демонстрация сама может
быть автономным источником информации.
Следующим
приёмом
является
рассказ
–
это
обучающее
монологическое изложение материала, применяемое для последовательного,
систематизированного. Доходчивого и эмоционального преподнесения
знаний. При изучении обществознания в начальной школе рассказ может
применён при изучении такой темы, как «Мы – граждане России» (3 класс).
Здесь педагог может рассказать о собственной гражданской позиции, её
значении лично для него, описать многообразие народов, населяющих
Российской Федерации, возможно, даже зачитать преамбулу Конституции РФ,
конкретно подтверждающей тезис: «Россия – многонациональная страна».
Ключевых отличия между рассказом и объяснением можно выделить
два – это возможная эмоциональность первого и применение второго для
объяснения сложных явлений и процессов. И в обществознании есть такие
аспекты, например, применение объяснения будет уместным при изучении
темы «Для чего нужна экономика?» (3 класс). Содержание этого блока
является сложным для беседы, поскольку в экономической отрасли
жизненный опыт учащихся крайне скуден, рассказ тоже применять достаточно
сложно, поскольку учителю важно сделать акцент именно на функциональную
составляющую экономики, её целевое назначение.
Последним рассматриваемым приёмом будет работа с учебником.
Поскольку целью обучения в начальной школе является обеспечение
учащимися умения самостоятельно получать информацию. Но, в отличие от
21
других методов, в рамках объяснительно-иллюстративного метода обучения
взаимодействие с учебником является ограниченным, поскольку установки
даёт учитель, он же осуществляет и контроль. Вне всякого сомнения, учебник
–
это
важнейших
источник
знаний,
но
приоритетным
является
самостоятельное изучение учащимся содержания учебника, поэтому по
окружающему миру часто задают домашнее задание, включающее в себя
прочтение материала учебника и ответы на вопросы. Примером может
послужить прочтение учащимися изученной темы «Что такое деньги?» для
закрепления материала.
Подводя итог приведения приёмов объяснительно-иллюстративных
методов обучения, стоит отметить, что все названные приёмы способствуют
формированию пространственных представлений. Беседа позволяет усваивать
знания в активном взаимодействии, рассказ и объяснение помогают изложить
необходимую информацию с минимальными временными затратами, работа с
учебником является подспорьем для умения учиться, а иллюстрация и
демонстрация реализуют принцип наглядности для учащихся. Безусловно, все
вышеперечисленные приёмы, что и следует из примеров, необходимо
использовать для формирования рассматриваемых представлений в области
обществознания.
2. Репродуктивный метод обучения.
Отличительными чертами данного метода являются такие признаки, как
передача знаний учащимся в «готовом виде», полное объяснение учителем
знаний, а прочность усвоения обеспечивается путём многократного
повторения. Критерием усвоения знаний является их верная репродукция. К
данной группе относится следующие приёмы: решение задач и упражнений по
образцу, заучивание, переписывание материала.
Данный метод обучения, как и информационно-рецептивный является
экономичный. Без этих методов невозможно представить прочное усвоение
знаний, но проблемой и репродуктивного метода обучения, и объяснительноиллюстративного
является
невозможность
22
формирования
творческого
мышления.
Но,
поскольку
творческой
деятельности
предшествует
репродуктивная, то в начальной школе применение данных методов является
допустим, но и увлекаться ими не стоит. Оптимальным выходом является
лаконичное сочетание с другими методами.
Что касается конкретных приёмов формирования пространственных
представлений обучающихся в области обществознания, то при заучивании
это может выражаться в запоминании наизусть определений, например, при
изучении темы «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
учащиеся заучивают первый и второй термин. Но с содержательной точки
зрения более важным является умение учащихся различать их.
Выполнение по образцу, в свою очередь, более уместно для русского
языка или математики, поэтому в сфере обществознания данный приём не
является так востребованным. Переписывание или конспектирование
материала в начальной школе, как правило, не представлено, поскольку
учащиеся используют рабочие тетради на печатной основе, но есть такие
задания, где им необходимо найти информацию в учебнике и переписать в
рабочую тетрадь, например, задание, в котором учащимся необходимо
написать главу нашего государства, парламент и его палаты (см. приложение
1). То есть, иными словами, учащиеся находят информацию в учебном
пособии – это работа с учебником в рамке объяснительно-иллюстративного
подхода, но перенос информации из учебного пособия в рабочую тетрадь
относится уже к репродуктивным методам обучения.
Два перечисленных метода обучения являются основной не только для
творческой деятельности, как было ранее, но и основой для формирования
пространственных понятий, умения оперировать ими. Если говорить об
умениях устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
понимать особую роль нашего государства в мировой истории, уважительно
относиться к ней, к своей семье, истории, культуре, осознавать целостность
окружающего мира, изучать природу и общество, то репродукции и
объяснений с иллюстрациями будет недостаточно.
23
3. Проблемное изложение материала.
Своего перехода от репродуктивной деятельности к творческой
осуществляет метод проблемного изложения. На определённом этапе
обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные
задачи, а потому педагог демонстрирует путь исследования проблемы,
наглядно излагая пути и способы её решения. Несмотря на то, что ученики при
проблемном изложении не активные участники, а, скорее, наблюдатели хода
мыслительной деятельности педагога, тем не менее, за счёт этого учащиеся
получают урок разрешения познавательных затруднений.
Определить особенности данного метода обучения целесообразнее
будет, основываясь на сравнении с репродуктивным методом. Данный пример
относится к предметной области под названием «естествознание»:
Если в репродуктивном методе задание звучит так – назовите птиц,
изображённых на картинке. Расскажите, чем они питаются.
То в проблемном изложении можно создать игровую ситуацию, при
этом содержание материала останется тем же – к нам в гости прилетела с
просьбой о помощи. Она хочет устроить птичью столовую, но не знает, как это
сделать.
Если говорить об обществознании, то эту идею можно реализовать
следующим образом: при изучении таких тем, как «Зачем нужны
автомобили?», «Зачем нужны поезда?», «Зачем строят корабли?», «Зачем
строят самолёты?», в репродуктивном методе на уроке систематизации можно
было бы просто назвать зачем нужны те или иные виды транспорта.
В рамках применения метода проблемного изложения, то данный урок
можно было обыграть так: «Ребята оживлённо спорили во дворе. Миша
считал, что автомобиль – это самый лучший вид транспорта, он очень
распространён и безопасен, Лена спорила с ним, доказывая, что поезда лучше,
ведь вся наша страна окутана железнодорожным полотном. К спорящим
присоединился Вася, он сказал, что корабли – самый удобный транспорт, а его
друг, Федя, начал возражать, что, на самом деле, самый быстрый и безопасный
24
транспорт – это самолёт. Кто из ребят прав? Почему вы так думаете?» Пусть и
проблематично, но, корректируя ответы учащихся, педагог может внести и
элементы дискуссии в данную тему.
К тому же, в ходе дискуссии может быть заложена такая идея, как
амбивалентность по отношению к одному вопросу, то есть осознание
существования различных, порой полярных точек зрения, на один предмет,
событие или явление. Вне всякого сомнения, осознание многообразие точек
зрения людей относится к пространственным представлениям младших
школьников, формируемых в рамках курса обществознания.
4. Частично-поисковый метод обучения.
Метод
получил
название
частично-поискового,
в
силу
того
обстоятельства, что учащиеся, в особенности дети младшего школьного
возраста, не всегда в состоянии решить сложную учебную задачу от начала до
конца самостоятельно. Исходя из этого, учебная деятельность развивается по
переменному сценарию: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся – учитель
и т.д. Одну часть знаний сообщает педагог, а другую ученики – либо отвечая
на поставленные вопросы, либо же с помощью выполнения учебных задач.
Данный метод обучения ещё называют эвристическим. Знания
учащимся приходится добывать самостоятельно, педагог организует поиск
новых знаний с помощью разнообразных средств, а дети под руководством
учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные
задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, делают
выводы
и
т.д.
В
результате
перечисленных
умственных
операций
формируются осознанные прочные знания.
На уроках окружающего мира предметной области «обществознания»
на примере темы «Для чего нужна экономика?» (3-й класс) это может
выглядеть следующим образом:
В начале урока педагог приводит учащимся примеры товаров, включая
в этот перечень одну услугу, затем наоборот, перечень услуг, включая в них
25
товар. Ученикам необходимо найти лишнее. В идеале, учащиеся уже должны
оперировать одним из понятий для облегчения учебной деятельности.
Примеры товаров с лишним словом: продукты, игрушки, поездка в
автобусе, одежда.
Примеры услуг с лишним словом: телевизор, медицинские услуги,
стрижка в парикмахерской, получение образования в школе (лишние слова
выделены курсивом).
Если говорить простым языком, то учащимся достаточно будет
осознания того факта, что фактически товары – это какие-либо продукты,
обозначающие предмет, а услуга – это действие. Далее эта тема усложняется
в среднем и старшем звеньях.
Для данного метода педагогу нужно тщательно продумывать вопросы,
чтобы открытие новых знаний состоялось. Вопросы могут быть такими:
— Как вы поняли, что в первой строке лишней является поездка в
автобусе?
— Почему нельзя отнести к услугам продукты?
— Стрижка – это товар или услуга? Свой ответ обоснуйте.
— Чем товар отличается от услуги?
— Какие примеры товар вы можете ещё привести? А услуг?
С
помощью
перечисленных
выше
вопросов
действительно
обеспечивается более прочное усвоение материала учащимися, но это требует
и более тщательной подготовки от педагога. Осознанность знаний напрямую
связано с прочностью пространственных представлений учащихся и
возможностью формирования пространственных понятий на основе базы
полученных знаний.
5. Исследовательский метод.
Последним методом является исследовательский. В психологопедагогической литературе ещё можно встретить название «проектный». Суть
данного метода сводится к следующему:
26
1) учитель вместе с учениками формулирует проблему, разрешению
которой посвящается определённый отрезок времени обучения;
2) учащиеся не получают знаний в готовом виде, а самостоятельно
добывают их в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные
варианты получаемых ответов;
3) деятельность учителя сводится к управлению, руководству над
проектами, процессом решения проблемных задач;
4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение
сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются
глубиной, прочностью, действенностью.
Данный метод предусматривает творческое усвоение знаний, является
наиболее сложным типом познавательной деятельности и наивысшим
уровнем самостоятельности. В настоящее время данный метод обучения
распространён в начальной школе. Это связано со всеми названными выше
преимуществами, но исследовательский деятельность требует длительных
затрат временных ресурсов и энергии как учащихся, так и учителя. К тому же,
от педагога требуется высокий уровень педагогической квалификации.
Примерами проектного метода обучения в начальной школе являются
соответствующие темы в учебниках по «Окружающему миру»: проекты «Моя
малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние
питомцы», «Школа кулинаров», «Богатства, отданные людям», «Кто нас
защищает?» и многие другие.
Таким образом, проектный (исследовательский) метод является
наиболее сложным в реализации, но и усвоение знаний учащимися является
наиболее прочным, осознанным, пережитым на личностно значимом уровне.
В параграфе был рассмотрен вопрос методов и приёмов формирования
пространственных представлений. Возвращаясь к этому вопросу, необходимо
повторно конкретизировать, что входит в данное понятие в соответствии с
ФГОС НОО – это и умение устанавливать причинно-следственные связи в
окружающем мире, понимание особой роли нашего государства в мировой
27
истории, уважительное отношение к ней, к своей семье, истории, культуре,
осознание целостности окружающего мира, изучать природу и общество.
Рассмотрев подробно данную тему можно заявить, что применение
вышеперечисленных методов и приёмов обучения обеспечит формирование
пространственных представлений учащихся начальных классов в предметной
области обществознания. Стоит отметить и заслугу авторов УМК «Школа
России» в глубоком и осмысленном подходе к содержанию рассматриваемой
предметной области.
28
2.2 Методические особенности процесса
формирования пространственных представлений
младших школьников на уроках окружающего мира
После определения приёмов и формирования пространственных
представлений,
целесообразным
и
логичным
является
выявление
методических особенностей данного процесса. Фактически, данный параграф
будет состоять из обобщения предыдущих теоретических положений с
параллельным комментированием.
Методические
представлений
особенности
учащихся
формирования
младшего
школьного
пространственных
возраста
на
уроках
окружающего мира при изучении предметной области «обществознание»
следующие:
1.
Пространственные
представления
должны
быть
усвоены
максимально прочно.
Помимо косвенного указания на пространственные представления в
ФГОС НОО, аргументом, подтверждающим важность формирования данных
представлений,
является
факт
фальсификации
исторических
и
обществоведческих фактов, что в настоящее время ещё более усиливает
важность прочных, глубоких и осознанных представлений.
К тому же от прочности пространственных представлений зависит
дальнейшее формирование пространственных понятий и умения оперировать
ими. Без данного умения сложно представить какую-либо успешную учебную
деятельность.
2. Необходимо сочетать различные приёмы и методы обучения.
Вне всякого сомнения, это можно назвать особенностью лишь условно,
но, как показывает практика, то акцентировать внимание на данном аспекте
педагогической деятельности лишним не будет. Как справедливо подметил
И.П. Подласый: «Человеческая деятельность может быть репродуктивной,
исполнительской
или
творческой.
Репродуктивная
деятельность
предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как
29
нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться
с другими методами» [2, c. 476].
3. Важно развивать критическое мышления.
Это положение косвенно следует из утверждения о важности осознания
учащимися амбивалентности точек зрения на различные предметы, явления,
процессы. Под критическим мышлением стоит понимать не только умения
находить слабые стороны определённых суждений, но и аргументировать
собственную точку зрения, уметь работать с информацией в динамично
развивающемся мире, отличать фальсификационный обществоведческий
материал от подлинного.
4. Зависимость результата от сознательности подхода педагога.
Данное
положение
объясняется
тем,
что
пространственные
представления в области обществознания могут развиваться и хаотично, но,
таким образом, ни о каких-либо дальнейших пространственных понятиях не
может идти речь. Педагогу следует работать над данным вопросом
систематично и сознательно, ведь, как было сказано в параграфе 1.2 «Курс
обществознания
и
его
роль
в
формировании
пространственных
представлениях младших школьников», одним из факторов успешного
обучения в начальной школе является развитость пространственного
представления.
Таким образом, выше были перечислены некоторые ключевые
методические
особенности
процесса
формирования
пространственных
представлений учащихся младшего школьного возраста. Данный параграф не
претендует на детальное изучение данного вопроса, поэтому тема может быть
развёрнута более подробно.
2
Подласый, И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период
второго
детства
является
сенситивным
периодом
для
формирования пространственных представлений. К сожалению, в начальной
школе этому аспекту не уделяется достаточное количество времени и
внимания. Данная курсовая работа затрагивает важность формирования
рассматриваемых представлений:
В первой главе были рассмотрены причины важности формирования
пространственных представлений именно в младшем школьном возрасте,
далее была охарактеризована роль курса обществознания и исторических карт
в данном процессе.
Во второй главе изучены методы, приёмы и методические особенности
процесса
формирования
пространственных
представлений,
приведены
конкретные примеры заданий, направленных на обеспечение учащихся
умением ориентироваться в окружающей действительности.
В процессе выполнения курсовой работы были достигнуты такие задачи,
как изучение тематической литературы, описание процесса формирования
пространственных представлений в начальной школе при изучении
интегрированной образовательной области «Обществознание», определены
методические особенности работы над формированием рассматриваемых
представлений в начальной школе.
Таким
образом,
процесс
формирования
пространственных
представлений охарактеризован не только с методической точки зрения, но и
обоснована сама целесообразность и работа над данными представлениями в
целом, и в начальной школе в частности.
В дальнейшем планируется продолжение изучения данной темы при
выполнении выпускной квалификационной работы.
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования. – М. : Просвещение. 2010 г.
2.
Александрова, О. А. Пространственные представления / О. А.
Александрова. Текст : электронный // emberint.ru [сайт] – 2019 г. – 28 окт. –
URL: https://emberint.ru/s/articles/prostranstvo_predstavleniya/ (дата обращения:
18.11.2020 г.).
3.
Аппаратова, М. А. Дети и пространственные представления / М.
А. Аппаратова. Текст : электронный // b17.ru [сайт] – 2018 г. – 5 авг. – URL:
https://b17.ru/article/deti_i_prostranstvennie_predstavleniya/ (дата обращения:
15.11.2020 г.).
4.
Барышникова,
формирования
И.
В.
Историческая
карта
как
пространственных
представлений
учащихся
средство
/
И.
В.
Барышникова. Текст : электронный // urok.1sept.ru [сайт] – 2016 г. – 17 июля –
URL: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sdept.ru/s/articles/639052 (дата
обращения: 25.11.2020).
5.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания :
учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 274 с. – (Высшее образование) – Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://uraiut.ru/bcode/469170 (дата
обращения: 13.11.2020).
6.
Василяка, Л. А. Формирование пространственных представлений
у учащихся начальных классов / Л. А. Василяка. Текст : электронный //
znanio.ru
[сайт]
–
2018
г.
–
4
авг.
–
URL:
https://znanio.ru/media/formirovanie_prostrastvennyh_predstavlenij_u_uchaschihs
ya_nachalnyh_klassov-270240 (дата обращения: 22.11.2020).
7.
Калашникова, Н. В. Пространственные представления как базовая
составляющая психического развития ребёнка / Н. В. Калашникова. Текст :
электронный
//
infourok.ru
[сайт]
–
32
2020
–
5
янв.
–
URL:
https://infourok.ru/prostranstvennie-predstavleniya-kak-bazovayasostavlyayuschaya-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-3737228.html
(дата
обращения: 30.11.2020).
Курганова, М. Ю. Особенности развития пространственных
8.
представлений / М. Ю. Курганова. Текст : электронный // nsportal.ru [сайт] –
г.
2020
–
7
апр.
–
URL:
https://nsportal.ru/detskiy-
sad/logopediya/2020/04/07/osobennosti-razvitiya-prostranstvennyh-predstavleniyv-doshkolnom (дата обращения: 13.11.2020).
9.
Мускинова, Н. А., Развитие пространственных представлений у
младших школьников на уроках обществознания / Н. А. Мускинова. – Текст :
непосредственный // Молодой ученый. – 2020 – № 11 (352). – с. 200-204. –
URL: https://moluch.ru/archive/352/79030/ (дата обращения: 13.11.2020).
10. Наговицына,
Н.И.
Формирование
пространственных
представлений у младших школьников / Н.И. Наговицына – Издательство
«Симферополь», 2016. – 18 с.
11. Раманкулов, М. Э. Развитие пространственных представлений / М.
Э. Рахманкулов. Текст : электронный // multiurok.ru [сайт] – 2020 г. – 27 мая –
URL:
https://multiurok.ru/files/razvitie-prostranstvennykh-predstavlenii-
uchashchi.html (дата обращения 19.11.2020).
12. Соболева, О. Б. Методика обучения обществознанию : учебник и
практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой,
Д. В. Кузина. – Москва : Издательсто Юрайт, 2020. – 474 с. – (Высшее
обращование). – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/469633 (дата обращения: 25.11.2020)
13. Чернова, Г. А. Методика преподавания обществознания в
начальной школе : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г. А.
Чернова, Л. Г. Жукова, И. В. Митюкова. – М. : Издательский центр
«Академия», 2017. – 240 с.
14. Чистякова, В. В. Историческая карта как средство формирования
пространственных представлений / В. В. Чистякова. Текст : электронный //
33
infourok.ru [сайт]. – 2019 г. – 15 янв. – URL: https://infourok.ru/istoricheskayakarta-kak-sredstvo-formirovaniya-prostranstvennih-predstavleniy
(дата
обращения: 22.11.2020).
15. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе / В. В.
Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 475 с.
34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение №1. Задание из рабочей тетради к учебнику Плешакова А.А.
35
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв