Функция вещной детали в создании женских образов в романах Л.Н. Толстого 1863-1899 годов

Работа посвящена исследованию вещной детали в романах Л.Н. Толстого 1863-1899 годов. Объектом исследования являются романы Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Предметом исследования является вещная деталь, ее роль в тексте и способ функционирования. Вещная деталь мало изучена в современном литературоведении, обычно ее даже не выделяют в отдельную группу. Сложности анализа и классификации связаны с междисциплинарным характером явления. Оно находится на стыке таких наук как психология, социология, колористика, дизайн и история моды. Прочтение проблемы в данном контексте вносит вклад в развитие концепций и теоретических изысканий А.Б. Есина, Е.С. Добина, М.А. Березняка и других ученых, занимавшихся проблемой ранее. В разных типологиях можно встретить упоминание об одежде как важном элементе характеристики персонажа, однако никакого терминологического понятия ученые не вводят. Они продолжают использовать лексемы «одежда», «костюм», а также общее обозначение, «художественная деталь». Понятие «вещная» деталь не используется в классических работах, применительно только к классу вещей, то есть предметов гардероба. Сюда же относят и другие внешние детали, например, А.Б. Есин включает и элементы быта. Останавливаем свой выбор на данном термине, поскольку гардероб каждого человека состоит из отдельных вещей. Слово «вещь» имеет более широкое значение, включая не только предметы из ткани, меха, кожи, которыми покрывают тело, как слово «одежда». Под вещью подразумевают любой предмет личного пользования: одежду, обувь, украшения. Таким образом, термин «вещная деталь» позволяет охватить большее количество элементов, используемых в трактовке внешнего вида персонажа. В современном обществе есть тенденция к упрощению явлений, сведению их к одному слову. Подобные модернизации касаются и литературных произведений, особенно тех, что популярны и любимы читателями не только в одной стране, но и по всему миру. На искажение трактовки образов, появление «штампов» в творчестве Л.Н. Толстого во многом влияет изучение романов в школьной программе: крупная форма, сложные философские вопросы, недостаток во времени, отведенном на изучение, сказываются на появлении разных клише, облегчающих учащимся и учителям работу с текстом. Подобные заготовки, типичные вопросы и ответы на них распространяют в сети и медиасообществах, создавая определенную модель восприятия. Глубокое исследование детализации поможет дополнить уже имеющиеся знания о персонажах, а также приблизят читателя к смыслу, который автор вкладывал в задуманные характеры. Структура работы: работа состоит из введения, содержания, трех глав, заключения и списка используемых источников. Первая глава посвящена теоретическим понятиям «художественная деталь», «вещная деталь», «психологизм», в ней также рассматриваются классификации художественной детали по видам и выделяются функций, которые могут выполнять детали в тексте. Важным аспектом исследования становится изыскания в области психологии, взаимоотношения внешнего вида с внутренним состоянием кого-либо и общественными взглядами. Вторая глава носит практический характер: в ней на конкретных примерах рассматривается использование Л.Н. Толстым вещной детали для создания образов в романах «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Третья глава представляет собой методическую часть, в основу которой легли разработки, позволяющие использовать изыскания из первых двух глав в работе со школьниками, а также во время их подготовки к итоговым экзаменам. Материалы исследования были апробированы на неделях науки Южного федерального университета, а также в ряде опубликованных статей.

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дипломы

Вуз: Южный федеральный университет (ЮФУ)

ID: 60cc4b3ee4dde5000156555d
UUID: c78edd70-b234-0139-32cb-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 203

-165.94

Онищенко

Южный федеральный университет (ЮФУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 566,2 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет