ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ А. Л. ШТИГЛИЦА
КАФЕДРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
ЭССЕ
Футуризм в русском искусстве
Выполнила: студентка IV курса
Отделения искусствоведения
Группы ИГН-41
Т.Е. Ардальянова
Проверил: доцент,
кандидат искусствоведения
А. О. Котломанов
Санкт-Петербург
2016
Начиная разговор о футуризме в России стоит сказать две вещи: это
яркая часть русского авангарда начала XX века и это художественное
движение, выраженное «по-русски», очень отличалось от первоисточника
итальянского футуризма. Помимо этого стоит упомянуть, что только в
России существовало такое явление как кубофутуризм, сочетающее в себе
грани кубизма и футуризма. В свете этого некоторые исследователи даже
придерживаются такого мнения, что случаев истинного футуризма в
русской живописи всего несколько, все остальное по праву не может
претендовать на звание футуристической живописи (к примеру, это можно
прочесть в работах Н. А. Гурьяновой — главной исследовательницы
творчества Ольги Розановой, одной из амазонок авангарда и, пожалуй,
одной из главных футуристок в кругу художников того времени).
Вернемся к первой обозначенной вещи. Футуризм есть часть
русского авангарда. Сам по себе футуризма сложился в 1909 году в
Италии, предшествовал этому манифест Ф. Т. Маринетти, изданный в 1908
году. Как пишет Ю. В. Рычкова: «Ко времени возникновения футуризма
уже сложилась потребность сокрушения предшествующей идеологии. (...)
Футуризм в Италии был также активным общественно-политическим
движением»1. В живописном плане футуризм стремился к передаче
динамизма, движение было символом творческой энергии жизни.
«Футуристы
пытались
сделать
свое
творчество
выражением
стремительных перемен»2. Значение сюжета в их творчестве сведено почти
до минимума, а вот в колористическом плане произведения разных
художников существенно отличались. О дальнейшем развитии футуризма
в Италии Рычкова пишет следующее: «Постепенно развиваясь в своих
1
2
ычкова Ю. В.
Р
Энциклопедия модернизма. М.: Эксмо, 2002. С. 63.
ам же. С. 64.
Т
поисках
истины, футуристы отказались от главенствующей роли
динамики, раздробили образы, перешли к изображению отдельных частей
тела и предметов»3.
Итальянскую программу футуризма можно назвать отправной
4
точкой для создания футуризма в других местах , именно Италия задавала
общий мировой ритм футуристического движения. Манифест футуризма
был издан под авторством Филиппо Томмазо Маринетти в феврале 1909
года. Само название было образовано от итал. «futuro», что означало
«будущее». Таким образом, годом возникновения футуризма в мире
следует считать 1909. В Италии основой футуризма стал поиск новой
эстетики,
отрицание
всего
предшествующего,
прославление
века
машинного. Маринетти всячески поддерживал этот имидж. Как пишет в
своих воспоминаниях М. Матюшин, по приезду в Россию он даже спал в
машине и назначал в ней любовные свидания, что, конечно, удивляло и
5
восхищало приверженностью идее столичную молодежь .
Начало русского авангарда очень близко зарождению футуризма в
мире
по
времени.
Исследователи
придерживаются
относительно
временных рамок русского авангарда в качестве крайних точек 1907 и 1932
годы. Такая датировка была предложена современником и одним из
6
первых исследователей русского авангарда Н. И. Харджиевым . Долгое
время с его же подачи синонимами термина «авангард» были: «левое
искусство», «левый фронт искусств» и наиболее интересующий данной
3
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма. М.: Эксмо, 2002. С. 65-66.
4
Бобринская Е. А. Футуризм // Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал
Эксперт энд Сервис Тим. 2013. С. 354
5
Матюшин М. Указ. соч. С. 505.
6
Крусанов А. В. Самозванное искусство. // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И.
Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 110.
работе термин «футуризм». Наибольшую ясность вносит не так давно
вышедшая «Энциклопедия русского авангарда», где каждому из этих
терминов дано свое обоснованное определение. Однако, на деле, при
изучении истории русского авангарда возникает проблема соотношения
всех наименований течений, групп и объединений. Русский авангард был
очень подвижен, художники быстро проходили все основные стадии
развития живописи модернизма: импрессионизм, постимпрессионизм,
фовизм, примитивизм, кубизм, кубофутуризм и футуризм. Эти переходы
укладывались буквально в рамки одного десятилетия – 1905-1915 годы.
«Все без исключения «измы» были направлены на создание нового
7
художественного языка» , однако, как отмечает О. А. Юшкова, именно на
долю футуризма выпало в начале XX века формирование новой эстетики и
утверждение формального строя языка в разных видах искусства,
8
претендуя на выражение нового мироощущения . В это же время был
достаточно популярен «принцип отсчета», «нуля», с которого следовало
все начать. Этот «нуль», точка отсчета является «одним из наиболее
9
значимых транскультурных символов, присвоенных себе футуризмом» ,
вся теория этого направления декларирует сведение предшествующей
культуры именно к этому нулю. Футуристы желали начать культуру
нового с себя, воплотив новое искусство. При изучении записей и
воспоминаний современников-футуристов часто встречается описание
членов этого движения как воинов новой культуры, тех, кто шел на
баррикады борьбы с «застарелым» академизмом. Фактически футуризм
7
Юшкова О. А. Станция без остановки. Русский авангард 1910-1920-е годы. М.: Галарт, 2008.
С. 20
8
Там же. С. 18.
9
Горячева Т. Иконология кубофутуризма. // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И.
Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 140
10
стал не направлением, а первым авангардистским движением . Именно
вследствие стремления разрушить мир старый и создать новый, футуризм
производит перенос акцента в творчестве на сам процесс создания. К слову
о разрушении старого, футуризм часто связывается с варварством, но
именно оно является инструментом очищения, изобличения, дает импульс
к новому. Важной мыслью в эстетике футуризма является возврат к
первоначальному бытию, возврат к первобытному незнанию, ведь создать
абсолютно новое на фоне бесчисленного количества культурных
наслоений прошлых эпох для футуристов казалось невозможным и
неверным. Поэтому, можно согласиться с мыслью Н. А. Гурьяновой, что
«идея первозданного незнания как импульс к познанию мира ведущая в
11
эстетике футуризма» . Здесь происходит разрушение «законов разума»,
догматических представлений о пространстве и времени. С этой точки
зрения футуризм стал школой познаний мира, и, в первую очередь,
преодоления «линейного времени», разрушения восприятия времени как
12
движения поступательного и направленного . Также, говоря о бунтарстве
и разрушении, Гурьянова приводит эти анархические элементы в качестве
отличительных моментов раннего русского футуризма от футуризма
итальянского и от кубизма, который был тесным образом связан с
футуризмом в России. Черты этой футуристической анархии раскрываются
по ее мнению в органичной многомерности движения и в обращении к
13
новым сферам и жанрам . Если же говорить о «движении», то это понятие
Акопян К. З. XX век в контексте искусства. История болезни как повод для размышления. М.:
10
Академический проект, 2005. С. 111.
11
Гурьянова Н. А. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда. // Поэзия и
живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 102
12
Там же. С. 104
13
Там же. С. 94.
стоит считать, пожалуй, одним из основных в эстетике футуризма.
«Сдвигология», возникшая в литературе второго десятилетия XX века, и
динамизм в живописи – порождение футуристов.
Говорить о футуризме в России всегда следует с определенными
оговорками. Безусловно, своим возникновением русский футуризм обязан
итальянскому.
В
разных
источниках,
в
том
числе
мемуарах
современников, не раз указывается на первенство возникновения русского
футуризма. Бенедикт Лившиц писал, что не может быть и речи о создании
русского футуризма на базе итальянского, ведь в России манифест Ф. Т.
Маринетти был на тот момент неизвестен, переводы статей появились, по
его словам, лишь в 1914 году. Однако М. Матюшин пишет, что нельзя
сказать, будто до подготовки в печать первых совместных работ «Союза
Молодежи» и «Гилеи» никто из них не был знаком с текстами Маринетти,
но все же это заочное знакомство не являлось определяющим в
формировании
русского
футуризма
на
тот
14
момент .
История
футуристического движения с самого его начала подвергалась попыткам
исследования и фиксации. Сами современники – участники этого
движения, писали работы по данной проблеме. Поэт Алексей Крученых,
одна из наиболее значительных фигур русского футуризма наравне с
Велимиром Хлебниковым, задумывал большую книгу по истории
футуризма. Уже в 1928 году в Москве вышла его брошюра «15 лет
15
русского футуризма» , но полного издания так и не случилось, остались
лишь отдельные записи и статьи, которые на данный момент являются
14
Матюшин М. Русские кубофутуристы. // Русский футуризм. Стихи. Статьи. Воспоминания. /
Сост. В. Н. Терехина, А. П, Зименков. СПб.: Полиграф. 2009. С. 495
15
Гурьянова Н. А. Биография дичайшего. Воспоминания Крученых в литературном контексте
1920-1930-х годов. // Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и
документы. – М.: Гилея, 2006. С. 8.
важными документами при изучении русского футуризма. Помимо этого
исследованиями занимался упомянутый выше Н. И. Харджиев. Остались
записи М. Матюшина, Д. Бурлюка и других участников движения.
На тему возникновения русского футуризма мнения различны.
Годом его основания считают поочередно каждый год с 1909 по 1912.
Аргументация на этот счет так же отличается: от выхода сборника «Садок
судей» до выпуска брошюры «Пощечина общественному вкусу». Сами
участники этого процесса не могли сойтись в одном мнении. Бурлюк и
Каменский утверждали, что русский футуризм возник совершенно
обособленно от итальянского в том же 1909 году, в конце этого года
будущие участники группы «Гилея» работали над созданием сборника
«Садок судей». Маяковский на этот счет сказал, что данный сборник лишь
16
«импрессионистическая вспышка футуризма» . Крученых и Маяковский
считали, что годом основания является 1912 – выход манифеста
«Пощечина общественному вкусу». 1910-й год можно считать годом
основания вследствие выхода уже названного выше «Садка судей». Автор
данной работы при своем исследовании склонен считать годом начала
футуристического движения именно 1909, так как это точка начала
активной работы будущих «гилейцев». Сама же группа «Гилея» во
всеуслышание заявила о себе в 1912 году изданием, названным В. В.
17
Поляковым
первым
футуристическим
сборником
–
«Пощечина
общественному вкусу».
В русском футуризме не было сплоченности и монолитности, а
также единой теоретической базы. Сутью являлось создание особой
16
Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 29
17
Поляков В В.Пощечина общественному вкусу. // Энциклопедия русского авангарда. Том 3.
Кн. II. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. С. 140
мифологии. Множество возникающих и распадающихся групп скорее
соперничали друг с другом, чем выступали под единым знаменем
футуризма. Среди наиболее заметных объединений стоит выделить
«Гилею», группу «Эго-футуристов», «Центрифугу» и «Мезонин поэзии»,
все остальные были большей частью последователями. В связи с
перечисленными объединениями, стоит отметить, что первоначально
русский футуризм сформировался в литературе. Годами их расцвета и
наиболее активной деятельности следует считать 1912-1914 годы. Кроме
этого важно отметить, что в среде футуристов существовало два
наименования:
футуристы
и
будетляне.
Современники
разделяли
футуризм и будетлянство по причине того, что футуризм отрицает
совершенно
традицию,
будетлянство же является новотворчество,
построенное на традициях русской древности.
По мнению многих исследователей русского авангарда, включая В.
Терехину, О. А. Юшкову, Н. А. Гурьянову, Е. А. Бобринскую, в живописи
18
футуризм в России занимал менее активную позицию , он проявился
лишь в 1912-1914 годах и остался кратким эпизодом. «Футуризм, - пишет
19
Е. А. Бобринская, - воспринимался как формальное движение» , часто
брались лишь внешние средства передачи динамизма, сдвига форм. По
мнению Рычковой, особая специфичность русского футуризма выражалась
в четырех основных вещах:
1. Подчеркнутая независимость от Запада;
2. «Смутное возмущение одиночеством человеческой личности»;
3. Обращение к народному, традиционному искусству;
18
Бобринская Е. А. Футуризм // Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал
Эксперт энд Сервис Тим, 2013. С. 355.
19
Там же. С. 356
4. Роль общественной тематики.
Все это сложило отличный от футуризма кубофутуризм в России.
Существовала практика смешения стилей кубизма и футуризма. Футуризм
накладывался
на
кубистическую
основу,
что
породило
особое
направление, свойственное только русскому искусству – кубофутуризм.
Кубофутуризм появился при объединении «Гилеи» и «Союза
20
молодежи» , его эстетика формировалась при взаимодействии поэзии и
живописи. Годом расцвета можно считать 1913, в это время сами
21
«гилейцы» стали именовать себя «кубофутуристами» . В. Ф. Марков в
своей «Истории русского футуризма» пишет, что трудно определить,
когда именно возник этот термин и каким образом, некоторые считают,
22
что «гилейцы» сделали это, чтобы выделяться на общем фоне .
Заканчивается же история кубофутуризма выходом сборника «Рыкающий
23
парнас» в начале 1914 года .
В русской футуристической живописи активно использовались
итальянские приемы, но все исследователи однозначно сходятся в том, что
в этом не было слепого копирования, это скорее становилось лабораторией
для создания нового, своего личного почерка в искусстве. Круг
живописных произведений футуристического характера не велик. В
большинстве своем это пограничные работы в стилистике кубофутуризма
или живописного алогизма. Стоит сказать о важном отличии русского
футуризма от итальянского в живописи: во-первых, он представлен
20
Юшкова О. А. Станция без остановки. Русский авангард 1910-1920-е годы. М.: Галарт, 2008.
С. 67
21
Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. С 105
22
Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 106
23
Матюшин М. Русские кубофутуристы. // Русский футуризм. Стихи. Статьи. Воспоминания. /
Сост. В. Н. Терехина, А. П, Зименков. СПб.: Полиграф. 2009. С. 506
тенденциями примитивизма и кубизма, а во-вторых, если итальянцы
провозглашали век машин и возвеличивали урбанизацию, то русские
художники настороженно относились к нарастающей механизации, даже с
некоторой опаской. Здесь будет уместно привести слова Матюшина,
которые можно отнести ко всей истории русского футуризма в целом:
«Русский кубофутуризм родился сильным и здоровым. Это был могучий
физкультурник, не стыдившийся своей наготы и не надевавший западного
модного тряпья. Он умел с одинаковой силой любить и ненавидеть, и
24
поэтому яростно дрался за свое дело»
Двумя самыми значимыми событиями в истории живописи
русского футуризма можно считать выставки 1915 года: Первая
футуристическая выставка «Трамвай В» и Последняя футуристическая
выставка «0,10».
Выставка «Трамвай В» стала первым кураторским опытом К.
Малевича. Смысл названия выставки, как и многих представленных на ней
алогических работ до настоящего времени не раскрыт. Особенно
примечательна на этой выставке работа «Пожар в городе» Ольги
Розановой, написанная в 1913 году и ставшая признанным образцом
русской футуристической живописи25
Организаторами последней выставки стали И. Пуни и К.
Богуславская, куратором также выступил Малевич. Выставка «0,10» –
программное заявление самых радикальных на тот момент сил авангарда.
Событие
24
ознаменовано
представлением
публике
супрематизма,
Матюшин М. Указ. соч. С. 507.
Иванова М. К. Выставка «Трамвай В». Первая футуристическая выставка. // Энциклопедия
русского авангарда. Том 3. Кн. I. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим. 2013. С. 106.
25
контррельефов В. Татлина, заявлением Крученых «Тайные пороки
академиков».
В живописи России футуризм так и не занял лидирующих позиций.
Среди живописцев к футуризму ближе всего были Ларионов с его группой
«Ослиный хвост» и некоторые художники из объединения «Союз
молодежи», к примеру, уже упоминавшаяся Ольга Розанова.
Для расцвета и основного активного периода футуризма в России
стали 1912-1914 годы. Это в большей степени были театр и постановки,
социальные акции и диспуты грим и опыты в кинематографе, публикации
и манифесты. В 1913 году футуристы даже совершили турне по стране со
своими выступлениями на публике.
Особенностью русского футуризма в живописи были достаточно
тесные связи с экспрессионизмом и примитивизмом26. И все же футуризм
в русском искусстве остался скорее кратким эпизодом, захватившим, по
сути, в изобразительном искусстве лишь около двух с половиной лет. Уже
с 1915 года футуризм перестал представлять из себя актуальное
художественное направление в России, однако, именно футуризм
определял атмосферу русской художественной жизни второго десятилетия
XX века.
Бобринская Е. А. Футуризм // Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал
Эксперт энд Сервис Тим, 2013. С. 355.
26
Список использованной литературы
1. Акопян К. З. XX век в контексте искусства. История болезни как
повод для размышления. М.: Академический проект, 2005.
2. Амазонки авангарда. М.: Наука, 2004.
3. Бобринская Е. А. Русский авангард. Границы искусства. М.: Новое
литературное обозрение, 2006.
4. Горячева Т. Иконология кубофутуризма. // Поэзия и живопись.
Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русской
культуры, 2000.
5.
Гурьянова Н. А. Эстетика анархии в теории раннего русского
авангарда. // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И.
Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000.
6.
Искусство
с
1900
года:
модернизм,
антимодернизм,
постмодернизм. М.: Ad Marginem Press, 2015.
7. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т.1 Боевое десятилетие.
Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
8. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т.2 Скандальные годы.
Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
9. Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и
документы. – М.: Гилея, 2006.
10. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000.
11. Русский футуризм. Стихи. Статьи. Воспоминания. / Сост. В. Н.
Терехина, А. П, Зименков. СПб.: Полиграф. 2009.
12. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма. М: Эксмо-пресс, 2002.
13. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала
XX века. М.: Галарт, 2001.
14. Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал
Эксперт энд Сервис Тим. 2013.
15. Юшкова О. А. Станция без остановки. Русский авангард
1910-1920-е годы. М.: Галарт, 2008.
16. Якимович А. К. Эпоха сокрушительных творений. М.: Галарт, 2009.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв