Государственный строй Пятой республики во Франции

Один из авторов Конституции 1958 г., М. Дебре, называл Пятую республику «республиканской монархией». Принципы, на которых основан государственный строй Пятой республики, заключаются в идеологии партии де Голля – голлистов – и вытекают из предыдущих республик и опыта государств с развитым парламентским институтом, сформированы в годы Сопротивления и впервые последовательно озвучены де Голлем как возможный вариант развития при учреждении Четвертой республики в 1946 г.: разделение властей, рационализация, арбитраж. Эти принципы целиком войдут в остов Пятой республики, которую будет суждено основать де Голлю 12 лет спустя. Под разделением властей понимается независимая роль парламента, несмотря на прерогативу президентской власти; термин «рационализация» взят из английской политической системы и означает стабильность правительства при отсутствии у одной партии парламентского большинства; арбитраж президента обеспечивает единство суверенности государственной власти. Государственный режим Пятой республики во Франции являет собой продолжение традиций французского либерализма, идеологическая основа которого была заложена в XVIII в. в сочинениях французских философов. Ряд французских политических институтов, такие как коммуна и бюрократический аппарат, исторически сложились со времен образования национального государства в IX-X вв., и определяют ведущую роль в дихотомии социума и государства, общественных отношений и свободы личности. Во Франции этот вопрос разрешается веками в противостоянии индивида и системы, при котором в сильном государстве человек не теряет своего первичного, ведущего качества. Поэтому Франция в течение многих веков при разных политических режимах и внутри себя, и за рубежом, в странах с самыми разными этническими условиями, положением личности и государственным устройством воспринимается как пример свободного нахождения человека в сильной цивилизации, которая является образцом для всего мира в плане политических, моральных, светских, научных, культурных, государственных и многих других моделях жизни. Таким образом, государственный срой Пятой республики органически вытекает из всего многовекового устройства Франции, недаром отсылка к «естественному праву» занимают в тезисах Конституции Пятой республик одно из ключевых мест. Интересна в этом отношении форма власти во Франции, значительно отличная от английского тройного разделения властей, несмотря на аналогичные идеи, высказанные Ш.-Л. Монтескье и прямое заимствование с английской модели идеи «рационализации». Еще в XVIII в. П. Гольбах, анализируя современное ему французское государственное устройство отмечал, что «Законодательная и исполнительная власть вместе составляют полноту верховной власти» не упоминая, как об отдельном серьезном императивном институте, о судах, заявляя даже более, что судьям «не дано права устанавливать законы, они не обладают законодательной властью, им поручено лишь осуществление некоторых функций исполнительной власти». Поэтому, в отличие от строгой градации английского разделения властей, французское членение предполагает, за счет дробления судебных функций между всеми высшими государственными органами власти, постоянный взаимный контроль. При такой сложной системе взаимосдерживания президентская власть, поставленная над всеми прочими органами власти, представляется необходимой во избежание постоянных межклановых войн и правительственной анархии. Сохраненное до сих пор в строе Пятой республики положение судебной системы, противное английскому институту «судебной власти», можно объяснить как исторически сложившимся антагонизмом Франции и Англии, так и принадлежностью к разным правовым системам, англо-саксонской и германо-романской. Сильный человек в сильном государстве также найдет свое очередное воплощение в строе Пятой республики. Эту позицию обозначил президент Ж. д'Эстен, говоривший о том, что режим Пятой республики полностью отвечает новым потребностям эпохи, совмещая в себе как «правые», так и «левые» убеждения. Государство, по мысли д'Эстена, необходимо для борьбы с организованной преступностью и обеспечения стабильности в обществе, являясь, тем самым, единственно возможным гарантом прав человека. Человек, в итоге, может быть по-настоящему свободен только в сильном государстве. Эта чисто французская концепция также противопоставлена ложному англо-американскому пониманию «свободного человека», пропагандированном чисто американским учением «политологии», согласно которому под свободой понимается абстрактная вседозволенность, отсутствие запретов при беспрекословном подчинении «ценностям» американской демократии, читай – колониальному потреблению ради процветания североамериканской экономики. Итак, государственный строй Пятой республики во Франции представляет собой альтернативную англо-американской конституционную модель, ориентированную на сохранение национальной системы права в противовес системе международного права и направленная на единство суверенитета государственной власти.

["Государство и право. Юридические науки", "Политика и политические науки"]
Рефераты

Вуз: Независимое исследование (нет вуза)

ID: 5fcc6c6ae010f800014d7add
UUID: 0cee4c50-19b2-0139-aae9-0242ac18000a
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 1074

Евгений Любивый

Источник: vernsky.ru


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 229,3 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет