Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
Высшая школа туризма, индустрии гостеприимства и дизайна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «Графическая дизайн-концепция туристского бренда
«Калининградская область как точка притяжения»
по направлению подготовки: 54.03.01 Дизайн
Студент
Решетникова Анастасия Владимировна
Руководитель
Доцент Попов Степан Александрович
2020 г.
2018 г.
Аннотация
к дипломной работе на тему «Графическая дизайн-концепция туристского
бренда «Калининградская область как точка притяжения» студентки Высшей
школы дизайна Решетниковой Анастасии Владимировны.
Тема выпускной квалификационной работы: «Графическая дизайнконцепция
туристского
бренда
«Калининградская
область
как
точка
притяжения»
Объем дипломной записки составляет 53 страницы. При написании
дипломной записки использовалось 15 источников.
Ключевые
слова:
бренд,
территориальный
брендинг,
айдентика,
фирменный знак, символ, графика, плакат, сувенирная продукция.
Объект работы – графический дизайн. Предмет - территориальный бренд.
Целью работы является разработка дизайн-концепции территориального
бренда, включающая в себя создание уникального, запоминающегося образа
отвечающая современным тенденциям графического дизайна, что призвано
положительно повлиять на продвижение внутреннего и внешнего туризма.
Задачи:
1. изучить исторические, культурные, рекреационные, инновационные,
социальные особенности Калининградской области;
2. проанализировать и описать аналоги территориальных брендов других
регионов РФ;
3. разработать узнаваемый образ данного региона.
Работа состоит из планшетного ряда, визуализирующего разработку
графической концепции проекта: фирменного знака, носителей фирменного
стиля (деловая документация и сувенирная продукция), наружной рекламы и
плакатного ряда.
В дипломную работу входят аннотация, содержание, введение, три главы,
заключение, список использованной литературы и приложения.
2
Введение раскрывает актуальность и цель исследования по выбранному
направлению, определяет объект, предмет научных поисков, ставит задачи,
указывает теоретическую и практическую значимости.
В первой главе приведена краткая история территории нынешней
Калининградской области, оценена актуальность темы. Рассмотрены главные
особенности региона. Произведен научно-исследовательский анализ аналогов
фирменного образа городов и субъектов РФ, имеющих собственный брендинг.
Вторая глава (Проектная часть) раскрывает общую дизайн-концепцию,
включающую в себя элементы фирменного стиля, сувенирной продукции,
туристской карты, плакатного ряда и наружной рекламы. Описаны методы и
этапы разработки объектов проектирования. Решена задача о формировании
единого графического образа.
Третья глава (технологическая часть) содержит способы тиражирования
брендированной продукции.
Заключение посвящено основным выводам о влиянии территориального
брендинга на продвижение туризма в регионе.
В приложении представлены поисковые эскизы фирменного знака,
итоговый фирменный знак по сетке в русском и английском вариантах,
плакатный ряд на английском, разработанный для коммуникации с иностранным
туристом, карта центра Калининграда, а также некоторые примеры сувенирной
продукции и размещения плаката в интерьере.
3
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 5
Глава 1. Художественно-теоретическая часть ..................................................... 6
1.1
Обоснование актуальности работы.............................................................. 6
1.2 Историческая справка ....................................................................................... 7
1.2.1 История региона .......................................................................................... 7
1.2.2 Памятники архитектуры ........................................................................... 11
1.2.3 Природа ...................................................................................................... 14
1.2.4 Образование и инновации ........................................................................ 15
1.2.5 Официальные символы Калининградской области .............................. 16
1.2.6 Неофициальные символы области .......................................................... 17
1.3 Научно-исследовательский анализ................................................................ 19
Глава 2. Проектная часть ...................................................................................... 25
2.1 Фирменный стиль ............................................................................................ 25
2.2 Деловая документация .................................................................................... 28
2.3 Печатная продукция........................................................................................ 29
2.3.1 Плакатный ряд .......................................................................................... 29
2.3.2 Карта Калининграда................................................................................. 31
2.4 Наружная реклама ........................................................................................... 32
2.5 Сувенирная продукция ................................................................................... 33
Глава 3. Технологическая часть........................................................................... 35
Заключение ............................................................................................................ 38
Список литературы ............................................................................................... 39
Приложение 1 ........................................................................................................ 40
Приложение 2 ........................................................................................................ 41
Приложение 3 ........................................................................................................ 42
4
Введение
Территориальный брендинг стал одним из серьезных факторов развития
городов, регионов и целых стран. На этом фоне, Россия продолжает оставаться
«догоняющим» игроком рынка. Разработка региональных брендов считается
восходящим российским трендом.
В наши дни становится очевидным, что кроме традиционных флага и
герба, с геральдической точки зрения характеризующих ту или иную
территорию, у каждого региона, желающего заявить о себе в масштабах всей
страны и за ее пределами, должен быть иной знак. Айдентика1 должна отражать
лучшие стороны местной жизни и быть воплощением идеи, способной
объединить вокруг себя людей.
Сегодня работа над формированием брендов регионов, а прежде всего над
созданием визуального образа, развернулась по всей России. Успешный бренд
играет важную роль в развитии экономики, культуры и туристической
инфраструктуры территории.
Задачей
работы
является
изучение
исторических,
культурных,
рекреационных, инновационных, социальных особенностей Калининградской
области с целью разработки узнаваемого образа данного региона. Результатом
работы послужит единая концепция графического решения, наиболее точно
передающая характер области, отражающая его суть.
Объектом
данной
разработки
является
сфера
графического
дизайна. Предметом – дизайн-концепция, фирменный стиль, плакатный
ряд и их визуальное сопровождение.
Целью
данной
выпускной
квалификационной
работы
является
разработка дизайн-концепции территориального бренда, включающая в себя
создание уникального, запоминающегося образа отвечающая современным
тенденциям графического дизайна. Что призвано положительно повлиять на
продвижение внутреннего и внешнего туризма.
1
Визуальная идентификация, образ
5
Глава 1. Художественно-теоретическая часть
1.1
Обоснование актуальности работы
Не секрет, что визуальная коммуникация – наиболее простой и, при этом,
самый «сильный» способ коммуникации, доступный человеку. Визуальный
образ вызывает ассоциации и легко запоминается.
Рекламой
территорий
занимались
еще
в Древнем
мире,
но территориальному брендингу в нынешнем его виде около десяти лет.
На сегодняшний день в России и в большинстве российских городов
выявляется потребность и необходимость создания и поддержания нового
имиджа (бренда) городов и регионов. Эта проблема определяется устареванием
и
иногда
отсутствием
существующего
бренда
территории,
а
также
необходимостью развития как внутреннего, так и внешнего туризма, поднятия
патриотизма и т.д.
«…бренд
города
должен
быть
максимально
не конъюнктурным,
долгосрочным. Он не должен зависеть от хобби главы города, цен на нефть
и от доли НДФЛ, остающейся в муниципалитете. Его основа — идентичность,
то, каким город является на самом деле по внутреннему ощущению жителей.
В связи с этим лучшее взаимоотношение стратегии и бренда выглядит
следующим образом: при разработке новой стратегии бренд города должен
рассматриваться как один из его важных активов, который необходимо
использовать.»2
руководитель команды CityBranding
Василий Александрович Дубейковский
Таким образом, разработка брендинга региона является необходимой
частью его продвижения, способствует повышению узнаваемости бренда,
формирует позитивный облик объекта и упрощает визуальную коммуникацию.
2
Бюджет.ру., — № 6 ИЮНЬ 2016 — 02 ИЮНЯ 2016, Территориальный брендинг сегодня и завтра
6
1.2 Историческая справка
1.2.1 История региона
По мнению ученых территория нынешней Калининградской области была
заселена еще в эпоху мезолита (12 тыс. л. н.) Артефакты этого периода были
извлечены в ходе раскопок на Виштынецкой возвышенности на юго-востоке
региона.
Начиная с эпохи неолита по железный век многочисленные поселения
обитали у подножия острова Цедмарского торфяника3. Племена неолитической
цедмарской культуры (5600—4800 л. н.), в своей основе содержали
элементы нарвской4 и неманской5 культур с отдельными чертами, связанными с
кругом
более
развитых
центральноевропейских
культур. А
так
же
зафиксированы слабые следы присутствия культуры воронковидных кубков6 (на
поселениях Цедмарского торфяника, в слое стоянки Шлосс-Казерне в
Кенигсберге).
Мазурская группа культуры шнуровой керамики7 в восточной части
Калининградской области начинает развиваться около 2700 года до нашей эры.
Пруссия
Начиная с V века на территории нынешней Калининградской области
жили племена пруссов8, народа, родственного нынешним литовцам и латышам.
К XI веку пруссы проживали общинами, занимались земледелием, охотой,
рыболовством и речной (прибрежной) торговлей. Селились по родовому
признаку, возводя укреплённые поселения. Исповедовали язычество.
3
Юго-восток Калининградской области, Озерский район. В. И. Тимофеев. «Изделия из кости и рога
неолитической стоянки Цедмар (Серово) D».
4
Нарвская - неолитическая арх. культура. Была распространена на территории восточной части современной
Эстонии и северо-запада России (Ленинградская область) 5 —3 тыс. лет до н. э.
5
Неманская – арх. культура позднего мезолита — раннего и среднего неолита (7 — 3 тыс. до н. э.). Существовала
в верховьях реки Неман: на севере Польши, юге Литвы, западе Беларуси и в Калининградской области.
6
Культура воронковидных кубков - мегалитическая культура (4000—2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита.
7
Культура боевых топоров, культура шнуровой керамики - археологическая культура медного и бронзового
веков, распространённая на обширных территориях Центральной и Восточной Европы. Название «боевых
топоров» возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный боевой топор. Другие
названия («шнуровой керамики» и «одиночных могил») основаны на характерном способе орнаментации
керамики и погребальном обряде.
8
Сембы, натанги, вармийцы, скальвы, барты, погезане из Погезании, ятвяги.
7
В
IX—X
веках
на
севере Самбии существовал прусский торгово-
ремесленный центр Кауп.
После принятия Польшей христианства (966) предпринимались активные
попытки христианизировать пруссов. В 1206 году Папой римским Иннокентием
III издаётся
булла
о
христианизации
пруссов,
а
в 1217
году Папой
римским Гонорием III объявляется поход против прусских язычников, ставший
частью кампаний в Восточной Пруссии, известных как «прусский крестовый
поход», к которым в 1226 году присоединяется Тевтонский орден. В 1230
году Папа римский даёт право Тевтонскому ордену крестить пруссов. Немецкие
крестоносцы,
имевшие
к колонизации новых
интересы
территорий,
в
восточной
на
которых
Европе,
в
приступили
скором
времени
сложилось Государство Тевтонского ордена. Колонизация не проходила
мирно — немалая часть прусских вождей вела активную войну с крестоносцами,
часть же вождей приняла христианство. Тевтонский орден давал определённые
привилегии лояльным пруссам, встраивая их в феодальную систему своего
государства. В основную фазу колонизации (XIII—XIV вв.) случилось два
крупных
восстания
пруссов — первое
прусское
восстание
(1242—
1249 гг.) и второе прусское восстание (1260—1274 гг.). Во время восстаний
пруссы оставались разобщёнными, и, несмотря на значительные трудности,
крестоносцам удалось переломить ход обоих восстаний и закрепиться на
завоёванных территориях.
В ходе колонизации рыцари основывали замки, которые являлись их
опорными пунктами. Первым из них на территории Калининградской области
стал замок Бальга, основанный в 1239 году на берегу Вислинского залива9 и
сохранившийся в виде руин до сих пор.
Прусская культура и прусский язык постепенно утрачивали своё
значение — новые феодальные отношения вытесняли собой традиционный
уклад прусского общества, немецкий язык стал языком торговли и дипломатии.
9
Калининградский залив - лагуна в южной части Балтийского моря.
8
Немецкие колонисты из соображений безопасности селились у стен
замков. Таким образом возникли многие города и посёлки Калининградской
области, в том числе и Кёнигсберг. В настоящий момент на территории
Калининградской области осталось значительное количество памятников
истории прусского и орденского периода, представляющих собой в основном
руины замков и кирх, остатки валов и городищ.
В 1525
году по
приказу
великого
магистра Альбрехта, Тевтонский
государство
крестоносцев было преобразовано в светское Прусское
герцогство.
В 1657
году Пруссия
вошла
в
состав
объединённого Бранденбургско-Прусского государства и
освободилась от вассальной зависимости от Польши.
Летом
1697
года
во
время
пребывания
Герб Пруссии
Великого
посольства
в Кенигсберге Петр I и курфюрст Фридрих III заключили договор о взаимной
дружбе между Россией и Бранденбургом, а устно договорились об
оборонительном союзе и гарантиях Бранденбургу на владение Пруссией.
Хотя
столицей Прусского
королевства стал Берлин,
Кёнигсберг
на
протяжении первых двух третей XVIII века играл важную роль в жизни
королевства.
В ходе Семилетней войны10 между 1758 и 1762 годами Восточная
Пруссия входила в состав Российской империи. В 1758 году все жители Пруссии
присягнули на верность российской императрице Елизавете Петровне, среди них
присягал
российскому
престолу
и Иммануил
Кант.
В
немецкой историографии этот период получил название «первое русское
время».
10
Семилетняя война (1756—1763) — крупный военный конфликт XVIII века. Шла как в Европе, так и в Северной
Америке, в странах Карибского бассейна, в Индии, на Филиппинах. Войну считают колониальной, так как в ней
столкнулись
колониальные
интересы Великобритании, Франции, Португалии и Испании.
Основное
противостояние в Европе происходило между Австрией и Пруссией из-за Силезии, потерянной Австрией в
предыдущих Силезских войнах.
9
В ходе Первой мировой войны боевые действия нанесли серьезный урон
Восточной Пруссии, многие населенные пункты, предприятия, мосты и т. п.
были разрушены.
После прихода к власти в Германии нацистов во главе с Адольфом
Гитлером, начиная со второй половины 1930-х годов, на территории Восточной
Пруссии
стали
активно
создаваться
современные
объекты
военной
инфраструктуры. Во время Второй мировой войны на территории Восточной
Пруссии базировались части и подразделения Люфтваффе11, принимавшие
участие в нанесении бомбовых ударов по территории Советского Союза.
В составе России
В соответствии с Потсдамским соглашением, заключённым с 17 июля по 2
августа 1945 года на Потсдамской конференции лидерами трёх крупнейших
держав антигитлеровской
коалиции во Второй
мировой
войне,
северная
часть Восточной Пруссии (примерно одна треть всей её территории) была
передана Советскому Союзу, остальные две трети — Польской Республике.
На
переданной
Советскому
Союзу
территории
был
организован Кёнигсбергский особый военный округ. 7 апреля 1946 года Указом
Президиума
Верховного
образована Кёнигсбергская
Совета
СССР на
область в
территории
составе РСФСР.
округа
4
была
июля 1946
года Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую область,
город Кёнигсберг — в Калининград, в память о советском партийном и
государственном деятеле М. И. Калинине.
Одним из элементом дегерманизации области стал снос Кёнигсбергского
замка12.
В 1948 году введен в эксплуатацию Калининградский янтарный комбинат
- крупнейшее в мире предприятие по добыче и переработке янтаря.
11
Люфтваффе - название германских военно-воздушных сил рейхсвера, вермахта и бундесвера
В конце войны замок горел (в августе 1944 во время налёта англо-американской авиации и в апреле 1945
при штурме Кёнигсберга), но главные башни и стены к 1956 году ещё сохранились. Несмотря на протесты, в 1967
году, развалины замка были взорваны. Вершина горы, на которой стоял замок, была на несколько метров срыта.
На месте юго-восточной части замка в настоящее время стоит Дом Советов.
12
10
После Великой Отечественной войны Калининградская область стала
западным
форпостом Советского
Союза.
В Калининграде находится
штаб Балтийского флота, после 1991 года город Балтийск (бывший Пиллау)
остался крупнейшей базой Российского флота.
Таким образом, Калининградская область самый западный регион страны.
Является полуэксклавом13 России.
1.2.2 Памятники архитектуры
Калининград — город богатого исторического
наследия.
Кафедральный
историческом
Кнайпхофе
собор
районе
города
(официально
расположен
в
Калининграда
—
«Остров
Иммануила
Кафедральный собор
Канта»).
Основан в 1333 г. Собор являлся главным католическим храмом города
Кёнигсберга, а затем главным лютеранским храмом Пруссии. Построенный в
стиле кирпичной
(балтийской)
готики,
является
одним
из
немногих готических сооружений в России. Иммануил Кант был похоронен в
«профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году.
Королевские
ворота
-
одни
из
семи
сохранившихся городских ворот Калининграда. В 2005
году Королевские
ворота
были
символом
празднования 750-летия города. С того же года в
воротах размещается Историко-культурный центр
Королевские ворота
«Великое посольство», являющийся филиалом Музея Мирового океана.
13
Полуэксклав - не суверенный регион, не имеющий с основной территорией страны общей сухопутной
границы, но имеющий морскую границу.
11
Башня Дона - часть сохранившегося оборонительновалового
сооружения
немецкой
постройки,
названа
в
честь Фридриха Карла цу Дона. Построена в 1854 году. На
сегодняшний день в здании расположен Музей янтаря
Башня Дона
Водонапорная башня Раушена.
Памятник
архитектуры
в
городе Светлогорск14. Один из символов города.
Водонапорная башня и примыкающий к ней
ротондальный корпус водогрязелечебницы были
построены
в
1907—1908
годах.
Является
объектом культурного наследия.
Водонапорная
башня
Кранца.
Городская
Светлогорск
Зеленоградск
водонапорная
башня
в
Зеленоградске15. Построена в 1904 году в архитектурном стиле - историческая
эклектика. Является неофициальным символом города Зеленоградск. Сейчас в
здании расположены музей кошек и смотровая площадка.
Замки
Сеть замков Восточной Пруссии, часть территории которой ныне
относится
к Калининградской
области,
завоевания Пруссии рыцарями Тевтонского
начала
формироваться
ордена в
XIII
веке.
в
ходе
Орден
продолжал строить каменные замки до 1410 года.
В общей сложности на территории нынешней Калининградской области
было построено около сорока замков. В числе 3х наиболее сохранившихся –
Вальдау, Тапиау и Георгенбург.
Еще 18 замков сохранились в разной степени руинированности.
Кёнигсбергский замок (не сохранился) — замок Тевтонского ордена,
называемый также Королевским. Замок был ядром города Кенегсберг. Заложен
в 1255 году и просуществовал
14
15
ранее Раушен
ранее Кранц
12
до 1968
года.
Наряду
с Кафедральным
собором являлся важнейшим и древнейшим символом
города.
Янтарная комната
Королевский
местонахождение
знаменитой янтарной
Королевский замок
замок —
(в
последнее
1942—1945
комнаты.
годах)
Некоторые
исследователи местонахождения комнаты считают,
что она до сих пор находится в подвалах замка, хотя
достоверных
источников,
подтверждающих
информацию, не обнаружено.
эту
Фрагмент панели Янтарной
комнаты. Научная
реконструкция 1979 года.
Из коллекции Музея янтаря.
Военно-исторические фестивали, ставшие уже традиционными для
Калининградской области, собирают зрителей не только из России, но и из стран
зарубежья. А исторические клубы реконструкторов являются одними из
старейших в стране и показывают высокие результаты на международных
соревнованиях
по
средневековым
боям.
Крупнейшим
международным
фестивалем области является Кауп (воссоздает быт и историю IX-XI веков).
Примечательно, что воссоздаются исторические события разных эпох, как
например Гумбинненское сражение или штурма Кенигсберга в апреле 1945 года.
13
1.2.3 Природа
На территории Калининградской области 66 особо охраняемых природных
территорий. В их число входят национальный и природный парки, комплексные
и геологические заказники, гидрологические и дендрологические памятники
природы.
Курорты федерального значения - Светлогорск и Зеленоградск.
Государственный природный национальный парк «Куршская коса»
В 2000 году Куршская16 коса включена в
список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот
уникальный
природно-антропогенный
Дюны
Танцующий лес
ландшафт не имеет аналогов в мире.
На
косе
действует
одна
из
первых
в
мире
и
старейшая
в
Европе орнитологическая станция «Фрингилла» (основана в 1901 году).
Балтийская коса (Вислинская коса). С российской стороны отделена от
материка судоходным проливом, образовавшимся в результате сильного шторма
в 1510 году. Здесь находится самая западная точка России. На косе расположен
заброшенный немецкий аэродром Нойтиф (Neutief).
Виштынецкое озеро – «европейский Байкал»
Расположено на востоке области на границе с Литвой.
С 1975
года оно
имеет
статус
памятника
природы.
Максимальная глубина — 54 метра. Прозрачность воды 6-8
м. Возраст 20 тысяч лет, что на 10 тысяч лет
Виштынецкое озеро
старше Балтийского моря.
Рядом
с
посёлком
Янтарный
находятся
самый
широкий
в
Калининградской области песчаный морской пляж, ставший первым в России
пляжем, получившим «Голубой флаг»17.
16
Название косы происходит от названия древних племён куршей
Голубой флаг — международная награда, ежегодно вручаемая с 1987 года пляжам и причалам, вода в
которых отвечает высоким стандартам качества и пригодна для безопасного купания.
17
14
1.2.4 Образование и инновации
Кенигсбергский Университет (ныне — один
из
корпусов БФУ имени Канта). Здание было заложено 31
августа 1844 года при личном участии короля Фридриха
Вильгельма IV. Университет был основан создателем
Альбертина
Прусского герцогства Альбрехтом в 1544 году. С 1656 года в память об
основателе получил название "Альбертина". Разрушенное во время военных
действий здание было восстановлено в 1964 году в сильно перестроенном виде
(фактически были убраны все декоративные элементы).
История Альбертины - одного из старейших вузов Европы - насчитывает
более 460 лет. В разные годы здесь преподавали и выступали с лекциями И.
Гаман, И. Гердер, Ф. Бессель, К. Якоби, Ф. Линдерман, А. Гурвиц, Д. Гилберт, Г.
Гельмгольц; изучал богословие основоположник литовской литературы К.
Донелайтис; слушал лекции по философии писатель и композитор Э.Т.А.
Гофман.
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта стремится
сохранить и приумножить академические традиции своего предшественника –
Кёнигсбергского университета Альбертина.
БФУ им. И. Канта – крупнейший образовательный, научный, культурный,
просветительский центр западного региона. Университет является одним из
инновационных вузов России, старейшим ВУЗом Калининградской области. В
университете реализуется более 160 образовательных программ.
9,6 %
обучающихся – иностранные студенты.
Инновационно-технологический парк «Фабрика»
БФУ им. И.Канта — важнейший объект инновационной
инфраструктуры. Ведутся разработки оборудования для
глобальных научных проектов.
Безусловно, учебное заведение – необходимая
Демонстрация работы
отдельных систем
робота на примере
механической руки
мощнейшая база для развития инновационной среды, однако сфера развивается
не только усилиями Балтийского федерального университета.
15
В последние годы Правительство России уделяет особое
внимание цифровизации как основному прорывному этапу
развития экономики. В этой связи Калининградская область,
получившая статус особой экономической зоны в 1996 году, выглядит
привлекательной территорией для бизнеса в РФ и развития IT-отрасли.
Для развития IT-кластера в регионе заключаются инвестиционные
соглашения
международными
высокопрофессиональные
компаниями,
IT-специалисты,
в
планах
привлекаются
Правительства
Калининградской области строительство двух дата-центров, проводится форумы
и конференции, объединяющие участников IT-рынка.
Одно из наиболее активно развивающихся направлений IT-индустрии –
разработка компьютерных игр.
«История разработки игр в нашем регионе насчитывает более 20 лет, и на
российской карте гейм-девелопмента Калининградская область очень заметна,
конкурируя в этой индустрии с Москвой и Санкт-Петербургом», — сказал
губернатор Калининградской области Антон Алиханов.18
В 2018 году швейцарская компания АВВ открыла свой первый российский
инжиниринговый центр в Калининграде.
1.2.5 Официальные символы Калининградской области
Янтарная
корона,
являясь
символом
государственности, одновременно подчеркивает
принадлежность области к России.
Лента ордена Ленина, обвивающая герб,
Флаг области
Герб области
символизирует трудовые достижения Калининградской области, которая была
награждена этим орденом в 1966 году.
Крепость
с
открытыми
воротами
олицетворяет
уверенность,
непоколебимость, готовность к обороне и, в то же время, открытые ворота
18
Статья РБК от 12 авг 2019: «В Калининградской области развивается одно из направлений IT-индустрии»
16
свидетельствуют
о
гостеприимности,
дружеских
намерениях,
для
контактов с ближним и дальним зарубежьем.
Вензель императрицы Елизаветы Петровны — личный шифр главы
государства.
В
данном
случае
он
подчеркивает
историческую
связь
принадлежности территории нынешней Калининградской области с Россией с
середины XVIII века.
Волнообразная оконечность щита лазоревого (синего) цвета — символ
приморской территории, нахождения Калининградской области на Балтике.
Фигуры округлой формы — янтарь, символ Калининградской области, как
янтарного края. В области находится крупнейшее в мире месторождение янтаря.
Цвета герба: белый, красный и синий, — олицетворяют собой цвета флага
Российской Федерации и подчеркивают неразрывность региона с Россией.
Красное поле щита — символ труда, жизнеутверждающей силы, мужества,
самоотверженности, героизма российских солдат, павших в боях за эту землю.
Синее (лазоревое) поле щита — символ красоты, любви, мира,
возвышенных устремлений.
Золото (янтарные фигуры, корона) — символ величия, богатства,
постоянства, прочности, силы.
Серебро (крепость) — символ веры и чистоты.
1.2.6 Неофициальные символы области
Помимо уже приведенных памятников архитектуры и
природы, можно выделить и другие неофициальные
символы, образы которых чаще всего приходят на ум при
упоминании Калининграда и Калининградской области.
Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ,
родоначальник
немецкой
классической
философии.
Иммануил Кант
Созданный им в 1781 г трактат «Критика чистого разума» до сих пор оно
считается одним из главных фундаментальных трудов по философии.
17
Янтарь
Главным
природным
является янтарь.
богатством
Калининградскую
области
область
называют Янтарным краем - на её территории расположено
более 90 % разведанных мировых запасов янтаря возрастом
Уникальный образец
янтаря. 4 кг 280 г.
около 50 миллионов лет.
Рыбная деревня
историко-этнографический и торгово-ремесленный
комплекс в Калининграде. Представляет собой городской
квартал,
застроенный
современными
архитектурном
зданиями
в
стиле довоенного восточно-
Рыбная деревня
прусского города Кёнигсберга.
7 мостов Кёнигсберга
Известно,
что
великий
швейцарский
математик
Леонард Эйлер создал целое направление науки, решая
Медовый мост
задачу о семи Кенигсбергских мостах.
Калининград – город каштанов. Каштановый лист
появляется на фирменных знаках разных калининградских
учреждений. Каштановые деревья воспринимаются как
неотъемлемая черта города.
Довоенные дороги
«Солдаты Вермахта» - Так называются деревья вдоль
дорог в области. Автомобильные дороги Калининградской
области одни из самых красивых в стране, по этой же
причине одни из самых опасных.
Солдаты Вермахта
18
1.3 Научно-исследовательский анализ
В рамках предпроектного анализа были рассмотрены логотипы, и общий
брендинг других городов и регионов России. Это позволит составить наиболее
полное представление и специфике задачи и даст понимание вектора разработки
визуального образа Калининградской области.
Пермь была первым городом в России, получивший собственный знак.
С точки зрения графического дизайна знак прост
понятен и повторяем, однако он не несет в себе никакой
характерной черты региона и одинаково может подходить
Пензе,
Пскову
или
Петропавловску-камчатскому,
например.
Логотип Перми
В 2014 году студией Артемия Лебедева был
разработан дизайн-концепт Москвы.
Основной товарный знак
Варианты размещения
В сознании людей звезда — символ Москвы, в том числе благодаря
кремлевским рубиновым звездам. Фирменный стиль удачно использует красный
акцент, черный текст и белый фон для организации пространства.
Звездой традиционно обозначают Москву на картах. Звезда —понятный,
узнаваемый и универсальный знак. Чрезвычайно простое и удачное графическое
решение. Несмотря на то, что концепт не был принят официально, он был тепло
воспринят москвичами.
Для республики Чувашия был найден свой
удачный образ им стал довольно очевидный
элемент узора, характерный для чувашской
культуры с древних времен, напоминающий по
своей форме сердце.
19
Символ Чувашии
Брендинг Краснокамска. Идея и реализация
удачны потому что хорошо отражают суть города,
основываясь на его характерной черте, а также
наполнение знака и сопутствующей символики
яркой
графикой
дает
широкие
возможности
по
вариативности
его
использования, даже создание паттерна, который может использоваться в
печатной продукции.
Торговый знак Вологодской области выбирался
пользователями в интернете. Яркий пример того, как без
участия дизайнера жители сами нашли символ, полностью
отражающий их представления о месте, в котором они
живут. Круг, образованный торговой маркой, является
универсальным
символом,
акцентирует
на
себе
внимание,
хорошо
масштабируется и удачно вписывается в верстку любой печатной продукции тем
самым отвечая задачам графического дизайна. А шрифтовая надпись из тонкого
рубленого шрифта удачно поддерживает тонкую графику знака создавая эффект
ажурности знака.
Но
наиболее
коммерчески
оказалась
айдентика
яркой
и
успешной
Сибири
вдохновленная всем что связано
с медведями, морозами, тайгой. Снег, лед, кедр, медвежий мех, горы, мед,
чистейшая вода, огромное пространство. Голубой цвет эффективно справляется
с задачей передать морозность и чистоту региона, а рубленый квадратный шрифт
придают знаку основательности и сибирской «простоты». Графический символ
– сильно стилизованная снежинка - на первый взгляд вызывает ассоциации с
медицинской сферой, но будучи использованным на других носителях, как
например толстовка или ушанка, соответствует характеру региона.
Можно привести несколько примеров не самого удачного брендинга:
20
Саратов
Ижевск
Тульская область
Саратов. Создателям знака не удалось найти и подчеркнуть характерных
черт региона. В акцентировании на любовь нет ничего, ведь каждый город хорош
для любви и каждый горожанин любит свой город. А деформированный шрифт
несет в себе посыл, который не удается считать ни в первом ни в последующих
приближениях.
Ижевск.
Крупный
промышленный
центр
Урала
получил
знак
разноцветного флюгера в руках ребенка. На первый взгляд идея ясна – «в руках
детей наше будущее», но это никак не коррелирует с достижениями города и не
передает эго особенностей, ведь дети – будущее по всей стране, да и в мире.
Отдельного внимания заслуживает слабый, светлый шрифт, имитирующий
трафарет. Такое решение связано с идеей изобразить рожок от автомата
Калашников (штаб-квартира холдинга располагается в Ижевске) – что кажется
еще более сомнительной идеей в контексте наличия ребенка в общей концепции
брендинга.
Тульская область. Проанализировав вещи и события, которыми славится
регион (Ясная поляна, Лев Толстой, Куликово поле, тульское оружие, тульский
самовар, тульский пряник, тульская гармонь, белевское кружево, филимоновская
игрушка и др.), разработчики выделили идеи гениальности и простоты как
основополагающие для Тульской области. Так появился лозунг: «Здесь всё
гениально и просто». Хорошая идея была реализована через совершенно
неподходящий графический ряд в виде QR-кодов и открытые цвета фирменного
знака.
21
Стоит
отметить,
что
мнение
относительно того или иного брендинга
может
разниться,
айдентика
так,
например,
Санкт-Петербурга
в
исполнении студии Артемия Лебедева
Было
Стало
вызвала много споров и критики, в
итоге спустя 2 года была разработана
новая айдентика (силами другой студии), которая была встречена еще более
негативно.
В обоих случаях графическое решение для Санкт-Петербурга выглядит
современно и реализовано по последним трендам мирового графического
дизайна, однако не передает особенностей региона.
Туристский бренд Калининградской области
Фирменный
знак
Калининградской
области,
предложенный Студией Артемия Лебедева, включает в себя
несколько выразительных символов: в контрформе знака,
выполненном в виде короны. Читаются два якоря, в центре
угадывается дерево19, а боковые элементы напоминают
Герб Альтштадта
хвосты осетров. По мнению авторов айдентики, образы
подчеркивают
близкую
связь
с морем
и природное
богатство Калининградской области.
Аббревиатура
Калининградской
области
(КÖ),
отсылает к прежнему прусскому названию города —
Königsberg, а цветовое решение связывает знак с красно-белым гербом
Альтштадта20 — одного из первых городских поселений у стен Королевского
замка.
19
Возможно, прообразом послужил 900-летний черешчатый дуб. Памятник природа, символ города Ладушкин.
Так же ядром города Кёнигсберг выступил замок, основанный на месте прусского форта Твангесте, что значит
"Дубовый лес".
20
Красно-белые цвета для города были символами его городских свобод.
22
Данная
айдентика
используется
на
некоторых
официальных
мероприятиях, например, на стенде выставки народных промыслов Ладья.
Однако, но встречается и не тиражируется в самой Калининградской области.
С точки зрения графического дизайна данный брендинг определенно имеет
сильные стороны: он имеет связь с историческими корнями региона,
используются аутентичные цвета и готический шрифт самой аббревиатуры.
К
неудачному
решению
можно
отнести
подбор
шрифта
для
«Калининградской области». Данный шрифт выглядит слишком вольно рядом с
историческим
готическим
начертанием
аббревиатуры,
кроме-того
использование в официальном образе диакритического знака некириллического
алфавита (умлаут) неподходящее решение, так как концепцию бренда стоит
строить на поддержании связи с Россией.
Неофициальный бренд города был также разработан тремя графическими
дизайнерами из Калининграда. Концепция бренда получила название «Join
Kaliningrad».
А слово «in» означает «в», «внутри». В названии нашего города сочетание
этих двух букв встречается дважды. Ритмичное повторение быстро западает
человеку в голову. Поэтому мы использовали этот ход как хорошую основу для
коммуникации.
Владимир Куликов
арт-директор бренд-ателье «Front:Design»
С точки зрения графического дизайна, такая
концепция имеет право на жизнь, однако, она
полностью основана на использовании латиницы.
В интервью авторы айдентики признались, что
столкнулись с мнением жителей о «слишком
европейской концепции бренда».
23
Ввиду всего вышесказанного можно выявить ключевые требования к
символу города/ края:
1. Простота, определяющая запоминаемость и легкую воспроизводимость:
2. Два и более очевидных смысла обеспечивают оригинальность:
3. Масшабируемость обеспечивает
удобство
имплементации
на
разных
носителях:
4. Принятие жителями региона.
Символ сердца в форме узнаваемого чувашского орнамента понятен и
коренным жителям, и гостям республики, несет в себе глубокий смысл и имеет
очевидную привлекательную форму. Знак должен обратить на себя внимание
властей и быть профессионально воплощен в туристической символике.
24
Глава 2. Проектная часть
2.1 Фирменный стиль
Фирменный стиль – это совокупность приемов (графических, цветовых,
пластических, акустических и других), обеспечивающих целостный образ и
выражающих определенную идею и смысл. Основные элементы фирменного
стиля включают в себя фирменный знак, фирменные цвета, фирменный
комплект шрифтов.
К носителям фирменного стиля относятся бланк, визитные карточки,
конверты, фирменная папка для бумаг, рекламная и сувенирная продукция.
В процессе разработки фирменного знака были рассмотрены несколько
направлении. От упрощённых геометрических и стилизованных форм до
иллюстративно-художественного
образа.
Ранние
эскизы
приведены
в
приложении 1.
Чтобы передать как можно больше аспектов и внутренних особенностей
региона, необходимо было создать знак, несущий в себе комплекс символов. Это
позволит вовлечь зрителя в увлекательную игру по расшифровке знака.
Знак плоскостной моноширинный, статичный, при этом легкий. Выполнен
в стиле современного зарубежного территориального брендинга. Текстовая
часть знака создана квадратным шрифтом средней жирности, он делает
комбинированный знак светлым, и современным.
В фирменный знак заложены следующие символы:
25
Корона – исторический символ Кёнигсберга. Зубцы башни присутствуют
в знаке, так как территория области тесно связана с замковыми и
фортификационными сооружениями. Наличие геральдического щита призвано
проиллюстрировать богатую геральдическую историю региона, берущую свое
начало с XIII века. Якорь, как символ надежды (в геральдике), выражает важное
военно-морское и рыбопромысловое значение области.
Данный знак легко масштабируется, не
теряя читабельности. Графическая его часть
может использоваться самостоятельно, что дает
большую гибкость в размещении на продукции. Кроме того, простота и
лаконичность позволяют легко переводить знак к монохромному виду для
удешевления печатной продукции, при использовании на неоднородном или
цветном фоне, а также при использовании специфических техник нанесения
(например, вышивка).
При построении знака были использованы простые геометрические формы
– квадрат, окружность (см. приложение 2).
Для текстовой части знака была выбрана шрифтовая гарнитура Florentia –
изящный, легкий, читабельный, современный шрифт, отсылающий по своему
начертанию к классической Antiqua.
Использование знака предполагает размещение на различных носителях
при печати или в Интернет. Важно соблюдать правильность его размещения.
Построение знака по сетке (см. приложение 2) позволяет учитывать соотношение
просветов между символами знака, их жирность и охранные поля.
26
Для
коммуникации
с
иностранным
туристом разработан аналог фирменного знака
на английском языке. Данный знак обладает
аналогичными свойствами построения по сетке
(приложение2).
Фирменные цвета
Черный и белый – основные цвета знака – классические, четкие и
контрастные. Легко, доступно и без потерь качества воспроизводятся при печати.
Также в оформлении фирменного стиля допускается использование градаций
серого и фирменного желтого цветов, при этом цвета знака должны оставаться
неизменными.
Желтый цвет выбран в качестве акцидентного не случайно – в
Калининградской
крупнейшие
области,
разведанные
как
уже
упоминалось
месторождения
янтаря
ранее,
в
мире.
расположены
Все
пляжи
Калининградской области песчаные, а также область славится своими дюнами,
на которых было снято немало советских фильмов.
Цветовое
выделение
элемента
в
виде
баши
придает
знаку
пространственной глубины, сохраняя при этом плоскостность композиции,
необходимую для разработки грамотного фирменного знака.
Помимо основной цветовой схемы – использование белого знака на черной
подложке – возможно реверсирование цветов по определенному правилу. При
этом текстовая часть сохраняет цвет основной графической части знака.
27
2.2 Деловая документация
Фирменный (деловой) стиль.
Его основу составляют визитные карточки, деловая документация, конверт
и папка.
Визитка – носитель контактной информации о человеке или организации.
Стандартная визитка имеет размеры 90×50 мм и может быть выполнена на
бумаге, картоне или пластике.
Основное внимание должно акцентироваться на информативной части,
поэтому фирменный шрифт выбран простой и лаконичный - Futura PT. Акцент
сделан
на
читабельность,
простоту
и
чистоту
дизайна.
Особенности
ступенчатого выравнивания текста на визитке позволяют отойти от канона
верстки, однако сохранить деловой характер и стиль, задают иерархию
информации.
Бланк формата А4
Фирменный бланк организации не является
юридическим документом, он представляет собой
официальный образец деловой корреспонденции
компании. В отличие от сувенирной продукции,
деловая документация не должна обладать ярко
выраженным дизайном и не может иметь много
графических
элементов,
которые
приводят
к
трудностям восприятия деловой информации. В
этой связи бланк выглядит чисто и аккуратно.
Фирменный знак расположен на официальном
«парадном» месте документа.
28
Общая концепция фирменного стиля приведена на изображении ниже. В
фирменной стилистике используется тонкий линеарный рисунок изображения
Королевских ворот – официального символа Калининграда.
Общий дизайн фирменной документации достаточно лаконичный и
сдержанный, выдержан в деловом стиле, при этом достаточно яркий и
современный.
2.3 Печатная продукция
2.3.1 Плакатный ряд
Туристский плакат должен стимулировать интерес зрителя, призван
информировать его. Это призыв ознакомиться более подробно с объектом
изображения. Кроме того, плакат должен быть эстетичным, эстетика должна
быть свойственна и всей сувенирной продукции.
Именно в этой парадигме была разработана серия плакатов в
иллюстративной графической технике.
В качестве объектов изображения были выбраны ключевые города
области. Это позволило подчеркнуть, что Калининградская область, это не
только сам Калининград. В области много достопримечательностей и своих
особенностей. Каждый город своеобразен, уникален и достоин отдельного
внимания.
29
Для Калининграда было выбрано терракотовое
цветовое решение, цвет красного кирпича- визитной
карточки города. Этот плакат, как и все в плакатном ряду
изобилует детальной графикой, его хочется рассматривать и
изучать.
В
качестве
контрастного
выбрана
зелено-
бирюзовая гамма, она хорошо сочетается с кирпичным
колоритом и иллюстрирует обилие зелени в городе.
Семантическое значение К- красный, кирпичный.
В
графике
отражены
основные
достопримечательности города. Аналогичная логика была
применена ко всему плакатному ряду.
Светлогорск – светлый, синее море, сосны.
Главный курортный город Калининградской области.
Холодная гамма передает ощущение бриза, свежести и
больших открытых пространств.
Зеленоградск – зелень, здравница. В Зеленоградске
расположен
источник
целебных
вод.
Так
же
это
излюбленный город Королевы Луизы, здесь немало
памятников, связанных с этой исторической личностью.
Янтарный, как следует из названия, янтарного цвета.
Яркий, солнечный плакат, вдохновленный летом и
песчаными пляжами. Янтарный имеет большое значение
для туризма. На его берегах проводится ежегодный
музыкальный фестиваль «Янтарный пляж». Так же здесь
проходит
международный
чемпионат
волейболу.
30
по
пляжному
Цветовое решение перекликается с гаммой плаката
«Калининград», что позволяет плакату «Янтарный» остаться
в общей концепции плакатного ряда.
Балтийск – морской порт, крупнейшая база военноморского флота России на Балтийском море. Ежегодно здесь
проводится парад кораблей, приуроченный ко Дню ВМФ.
Это суровый, но по-своему прекрасный город.
Данный плакатный ряд разработан не только с целью размещения в
городской среде в области (и за ее пределами), но и предназначен для розничной
торговли в сувенирных магазинах. Плакат этого стиля хорошо впишется в
оформление жилой комнаты или гостиной активного современного человека –
туриста, потенциального покупателя. В приложении 3 приведен пример плаката
в интерьере.
Дизайн-концепция Калининградской области как точки притяжения для
туризма разрабатывается как с целью увеличения внутреннего туристического
потока, так и для развития внешнего туризма, был разработан так же плакатный
ряд (приложение 3) с использование латинского алфавита.
2.3.2 Карта Калининграда
Поскольку дизайн-концепция нацелена на продвижение туризма в
Калининградской области, в числе прочих носителей фирменного стиля должны
быть так же разработаны карты городов. В качестве примера была создана карта
центра Калининграда (приложение 3), где сосредоточены наиболее знаковые
достопримечательности. Дизайн выдержан в иллюстративном стиле. Карта
ориентирована на внешнего туриста, поэтому выполнена на английском языке.
В легенде приведена краткая справка о городе и описание основных
архитектурных памятников.
31
2.4 Наружная реклама
Наружная реклама — еще один необходимый элемент для продвижения
туристского бренда. Информационные плакаты размещаются на специальных
временных или стационарных конструкциях, на внешних поверхностях зданий,
сооружений, на элементах уличного оборудования, средствах передвижения.
В рамках работы над дизайн концепцией
были
разработаны
оформление
легкового
автомобиля (каршеринг), реклама на прокате
велосипедов, плакат в экстерьере городской
среды и билборд, выдержанные в общем стиле
плакатного
ряда
с
элементами
делового
фирменного стиля.
В Калининграде и области созданы все условия для велоспорта и других
активных видов спорта – парковые зоны, велодорожки, рампы для
скейтбордистов и многое другое. Развитая инфраструктуры позволяет
предложить туристу возможность воспользоваться услугами велопроката,
брендированного в стиле общей айдентики области.
Также туристу должна быть предоставлена возможность воспользоваться
услугами каршеринга. Это удобный вид аренды, позволяющий легко
перемещаться между городами области и арендовать машину в любое удобное
время на непродолжительный срок. Брендирование туристских автобусов,
возможно, но не представляет большей ценности, так-
32
как
иностранные
туристы
приезжают в область на автобусах
своих стран, а для внутреннего
туризма автобусы не являются
удобным и подходящим видом
транспорта.
2.5 Сувенирная продукция
В разработке и продвижении любого туристского бренда большое
значение
играет
сувенирная
продукция.
Яркий
узнаваемый
образ,
разработанный в плакатном ряду, позволяет создать ряд сувенирных продуктов
для молодой активной аудитории. Буквы KLD это хорошо знакомое, привычное
для калининградца сокращение от «Калининград». С высокой долей вероятности
это связано с уникальным буквенным кодом международного аэропорта
Храброво – главных «ворот» в Калининградскую область по воздуху. Однако со
временем это сокращение прижилось и используется в быту достаточно широко.
По
аналогии
с
KLD, можно
ввести
сокращения до согласных в названиях и других
крупных городов области, например, SVG для
Светлогорска, BLT для Балтийска и т.д. Это
может служить уникальным брендовым кодом в
сувенирной продукции.
33
Еще
одной
из особенностей
области
является частая смена погоды. Поэтому если
турист оказался недостаточно подготовлен, он
всегда
сможет
приобрести
брендированный
зонтик в ближайшем сувенирном магазине.
Сувенирная
продукция
должна
быть
полезной. Наиболее эффективно такой вид мерча
работает в случае, если потребитель использует
его в быту. Поэтому для продвижения были
разработаны обложки на паспорт. Как уже
упоминалось ранее, Калининградская область –
полуэксклав. Для того чтобы попасть в другой
регион
РФ
воспользоваться
калининградцу
паспортом,
даже
необходимо
в
случае
перемещения на своем личном автомобиле. В
связи с этим паспорт как для пребывающего в
область туриста, так и для проживающего на
территории области человека – основной ключ к
передвижению.
Отличным часто используемым носителем
брендинга является и чехол на телефон.
Помимо яркого аппликативного стиля
предусмотрена также сувенирная продукция
более делового формата с использованием
фирменных цветов.
Другие примеры мерча приведены в
приложении 4.
34
Глава 3. Технологическая часть
Способы и технологии печати рекламной продукции
Печать – это полиграфический процесс тиражирования печатного издания.
Можно выделить несколько основных способов печати: высокий, плоский,
глубокий, трафаретный, цифровая печать, сольвентная печать.
Высокая печать - передача текста и изображения на запечатываемый
материал осуществляется с печатной формы, на которой печатные элементы
расположены выше пробельных.
Применяется в основном для печати текстовой книжно-журнальной
продукции, однокрасочных малоиллюстрированных газет и других текстовых
изданий.
Плоская печать - передача текста и изображения на запечатываемый
материал осуществляется с использованием печатной формы, на которой
печатные и пробельные элементы расположены практически в одной плоскости.
К плоской печати относятся ирисовая печать, прямой способ плоской печати,
офсетная печать.
Офсетный способ печати - краска с плоской печатной формы передается
на бумагу посредством промежуточного офсетного цилиндра, на котором
укреплено резинотканевое офсетное полотно.
В настоящее время офсетным способом печатаются самые разнообразные
издания - книги, журналы, газеты, изобразительная продукция, в том числе
издания по искусству, всевозможные рекламные материалы, этикетки и
упаковки. Этот способ печати стал доминирующим.
Глубокая печать - передача краски на бумагу в процессе печатания
производится с печатной формы, на которой печатные элементы углублены по
отношению к пробельным элементам.
Способ глубокой печати получил широкое распространение и в сфере
выпуска не издательской продукции. Это печать на материалах, изготовление
этикеток, обоев; так называемая декоративная печать-имитация на бумаге
рисунка ценных пород древесины, камня, ткани; печатание ценных бумаг.
35
Отдельное
внимание
стоит
уделить
способу
тампонной
печати
(тампопечати). Это разновидность глубокой печати, при которой эластичный
промежуточный элемент, переносит изображение с печатных форм глубокой,
плоской, высокой и трафаретной печати на поверхности практически любой
формы.
Этот способ позволяет печать на авторучках, зажигалках, брелоках,
бутылочных пробках, крышках банок, одноразовой посуде, парфюмерной
упаковке, корпусах приборов, значках и т. д.
Трафаретная печать - передача изображения на запечатываемый материал
производится с печатной формы, представляющей собой сетку. Способ
трафаретной печати широко применяется для выборочного лакирования.
Цифровая печать — изготовление тиражной печатной продукции с
помощью
«цифрового»
непосредственно
из
оборудования —
электронных
устройств,
файлов
и
печатающих
использующих
не офсетную технологию, а технологию прямого нанесения красок. Цифровая
печать позволяет получать изображения с максимальным разрешением, именно
поэтому четко видны самые мелкие детали.
Подробное изучение способов печати позволяет сделать вывод, что для
тиражирования плакатов и брендовой продукции делового стиля подходит
цифровая печать. С ее помощью можно печатать разные тиражи в высоком
качестве, при этом в сжатые сроки.
Визитная карточка размером 90х50 мм печатается на матовой мелованной
бумаге плотностью 300 грамм/кв.м при помощи цифровой печати. На обороте
визитки должен быть глянцевый фирменный знак. Для этого должно быть
использовано трафаретное нанесение лака.
Печать фирменного конверта будет осуществляться методом цифровой
печати на офсетной бумаге плотностью 80 г/м2, также потребуется фальцовка –
сгибание конверта.
Фирменный бланк размером 210 x 297 печатается на немелованной бумаге
плотностью от 80 г/м2 до 180 г/м2 м при помощи цифровой печати.
36
Для классического бумажного плаката подходит матовая бумага
плотностью 180 г/м2.
Изображение на футболки, свитшот, сумку, будет наносится методом
термотрансфера. Термотрансфер — это технология перевода изображений и
надписей на любые поверхности с помощью температуры и давления.
Фирменная кружка: стандартная кружка; высота - 100 мм, диаметр – 70 мм
и 50 мм.; тампопечать.
Чехлы
на
телефон
стоит
печатать
сублимационным
способом
(полноцветная печать с фото качеством). Сублимационная печать позволяет
получить насыщенные цвета, которые устойчивы к внешним воздействиям.
Наружная реклама в виде баннеров и постеров должна печататься
широкоформатной печатью. Широкоформатная печать осуществляется на
принтерах различного типа: электрографических, фотонных и струйных. В
данном случает применяется струйный тип печати. При этом для сохранения
яркости и повышения устойчивости к воздействиям внешней среды необходимо
прибегнуть к использованию сольвентных красок.
Для продления срока службы постера в городской среде используют
процесс прикатки, чтобы увеличить срок службы плакатов. Прикатка – это
процесс нанесения напечатанного изображения на жесткую поверхность.
Изображение изначально будет напечатано на самоклеящемся материале, а после
с помощью ламинатора произведется процесс прикатки самоклеящегося
изображения на жесткую основу. В качестве твердой основы, как правило,
используют легкие и устойчивые ПВХ панели к воздействиям внешней среды,
погодных условий. Необходимость этого действия определяется форматом
носителя и местом размещения печатной продукции.
37
Заключение
Создание фирменного образа города или целого региона – всегда
непростая амбициозная задача. Необходимо погрузиться в контекст и учесть
множество
факторов,
чтобы
разработанная
концепция
отвечала
всем
требованиям современного дизайна, отражала суть региона, нравилась местным
жителям и была эффективным универсальным коммуникатором с туристом.
Ответ на вопрос: «Что есть в Калининграде» — будет всегда разным.
Для кого-то Калининградская область — это история. Для кого-то — люди.
Для кого-то — Европа. Для кого-то — природа. В Калининграде соединилось
такое количество культурных кодов и смыслов, что их не описать одним словом.
Поэтому наиболее эффективным и уместным является использование графики,
доступной наибольшему количеству потребителей.
Необходимо помнить, что в первую очередь потребитель контента — это
современный активный человек, который знает и ценит прошлое, но смотрит в
будущее. Была задача разработать яркий, узнаваемый, актуальный образ. Это
наложило
определенные
ограничения
на
использование
черно-белых
исторических фотографий и фотоколлажей, обычно применяемых для
представления региона с богатой историей. Индивидуальная ручная графика
наиболее полно отвечает потребностям дизайн-концепции. Графика всегда
смотрится более выигрышно и является трендовой стилистикой в разработке
графического стиля, легко масштабируется. Сувенирная продукция с такой
графикой получается яркой и имеет собственный характер.
Разработанный брендинг области отвечает требованиям, предъявляемым к
графическому дизайну деловой документации и сувенирной продукции. Он
может удачно вписаться в систему мер по продвижению и развитию туризма на
Балтике, а также выгодно демонстрирует Калининградскую область на ровне с
другими имеющими собственную айдентику регионами.
38
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Афонин И. Гербы Кенигсберга и Калининграда/ И. Афонин – 2004. -URL:
https://www.klgd.ru/
Брендинг российских городов: подборка самых запоминающихся
брендбуков последних лет – 2019. URL: https://monocler.ru/
Бренды городов и регионов России: от короны до флага – 2018. – URL:
rekportal.ru
Ваулина В.Д. Наш край: Калининградская область: пособие по
краеведению для сред. шк. возраста / В.Д. Ваулина; рец. Г.М. Федоров. - 3е изд., с изм. и доп. - Калининград: Янтар. сказ, 2014. - 152 с.: цв. ил., карт.
- (ПИК: Природа. История. Культура)
Географический атлас Калининградской области / Е.В. Антонова, Б.М.
Балаян, Г.М. Баринова; ред. В.В. Орленок, Ю.П. Селиверстов; фот. Н.
Грибова, В. Иванов; Калининградский гос. ун-т. - Калининград: Изд-во
КГТУ; ЦНИТ, 2016. - 276 с.
Гончарова И.В. Маркетинг туризма: учебное пособие для ВУЗов/ И.В.
Гончарова, Т.П. Розанова, М.А. Морозова, Н.С. Морозова; Первая
образовательная типография – М.: Чехов 2014. - 217 с.
Дубейковский В.А. Территориальный брендинг сегодня и завтра/ В.А.
Дубейковский – 2016. – URL: http://bujet.ru
Кольчугина Т.А. Территориальный маркетинг и его роль в продвижении
курортных дестинаций/ Т.А. Кольчугина 2011. - URL: https://www.pglu.ru/
Кропинова Е.Г. Архитектурные ландшафты Калининграда как объекты
притяжения городского туризма/ Е.Г. Кропинова, К.А. Кропинова– 2014. –
URL: https://cyberleninka.ru/
Кузнецова И. Янтарный край России/ И.Кузнецова, ред. В. ЛебедевШапранов; фот. И. Зарембо, В. Семидьянов. - Калининград: Кладезь,
2002. - 136 с.
Кулаков В.И. От Восточной Пруссии до Калининградской области: ист.
путеводитель / ред. В.Н. Ерашова; фот. В.И. Кулаков, Ю.Б. Павлов, М.
Бадалов. - Калининград: Пром. тип. "Б-К", 2011. - 287 с.
Пери Чуа Лого Логика/ Пери Чуа, Дэнн Илисик. – М.: РИП-холдинг, 2017.
- 190 с.
Покровский С.Е. Калининградская область: между прошлым и будущим/
С.Покровский; авт. - Калининград: Полигр. компания, 2015. - 173 с.
Символы Калининградской области и туристические возможности
региона: оценки жителей – 2019. – URL: https://www.agsis.ru/
Угрюмова А.А. Развитие территориальных брендов в современных
условиях РФ/ А.А.Угрюмова– 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/
39
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывОтличная графика, отражает дух и характер города.