Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет психологии
Кафедра клинической психологии
РАБОТА ПРОВЕРЕНА
Рецензент
Психотерапевт МУСО СРЦ «Здоровье»
_____________Л.П. Рыбакова
_____________ 2011 г.
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой, к.м.н,
доцент
_____________М. А. Беребин
_____________2011 г.
Характеристика детско-родительских отношений в семьях,
воспитывающих детей с нарушением речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
ЮУрГУ – 030301. 2011.02 ПЗ ВКР
Руководитель проекта
к.пс.н, старший преподаватель
кафедры клинической психологии
_____________ Е. С. Правило
_____________2011 г.
Автор проекта
_____________Л. С. Глухих
_____________2011 г.
Нормоконтролер
Преподаватель кафедры
клинической психологии
_____________А. В. Астаева
_____________2011 г.
Челябинск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..7
ГЛАВА
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ОБЗОР
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ……………………………………………………………….10
1.1 Характеристика детско-родительских отношений в психологии
………………..……………………………………………………………...10
1.2 Характеристика семей, воспитывающих детей
с нарушением в развитии …………………………………………………23
1.3 Характеристика детей с нарушение речи ………………………………...30
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ………………………...……………...……………...………36
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования..………………………….36
2.2 Методы исследования..…………………………………………………….37
2.3 Процедура обработки данных …………………………….……………...40
2.4 Методы математической обработки ..……………………………………47
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………..…………………..48
3.1 Анализ полученных данных ……………………………..………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………...63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А ………….……………………………….……………………..70
Приложение Б ………………………………………………………………….78
6
ВВЕДЕНИЕ
Проблема детско-родительских отношений достаточно подробно изучена в
психологии, но специфика таких отношений в семьях, воспитывающих детей с
особенностями развития, в особенности с нарушениями речи, рассмотрена не
полностью, фрагментарно.
Семья – первая неформальная группа, в которую входит человек, где
проходит развитие, воспитание и жизнь личности и всего общества. Каждая семья
призвана исполнять те функции, которые не в состоянии исполнить все другие
социальные институты. Прежде всего, важна воспитательная функция. Именно
семья, являясь важнейшей средой развития ребенка, играет огромную роль в
возникновении той или иной проблемы психического здоровья человека. Если
семья в состоянии грамотно построить фундамент здания этого здоровья, то
никакие «бури и натиски» не помешают восстановить и рационально укрепить
психику каждого из ее членов. Актуальной работа становится в связи с тем, что
количество детей, имеющих различные отклонения в развитии речи, неуклонно
растет, а значит, растет и количество семей, воспитывающих детей с такими
особенностями. Таким семьям необходима специализированная поддержка и
помощь в воспитании детей и налаживании детско-родительских отношений.
Работа состоит из трех глав. В теоретической части (первая глава) был
проведен теоретический анализ исследований, посвященных проблеме детскородительских отношений, в том числе и в семьях, воспитывающих детей с
нарушениями речи. Экспериментальная часть работы направлена на изучение
характеристики детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с
различными нарушениями речевого развития.
Целью данной дипломной работы явилось исследование особенностей
детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного
возраста с нарушениями речи.
7
Были выдвинуты две гипотезы:
1. У детей с нарушениями речи отмечается более высокая субъективная
значимость своих родителей, по сравнению с детьми без речевой патологии.
2. Родители, воспитывающие детей с нарушениями речи, в отличие от
родителей,
имеющих
детей
без
данного
расстройства,
характеризуются
повышенной тревожностью.
Задачи исследования:
1. Анализ
исследований,
касающихся
проблемы
детско-родительских
отношений.
2. Выделение компонентов детско-родительских отношений, подлежащих
исследованию.
3. Выявление гендерных различий между взаимоотношениями родителей и
детей с нормой и патологией речи.
Во второй главе исследования использовались следующие методики:
методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (ОРО),
опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.М. Марковской,
семейная социограмма; методика «Родительское сочинение»; методика «Рисунок
семьи; методика «Два дома».
Третья глава представляет собой анализ полученных данных исследования
и основные выводы.
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад комбинированного
вида №434 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 120 человек: 20
детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи (ОНР, ФФН,
логоневроз), 20 детей дошкольного возраста с нормой речи, 20 отцов и 20
матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
(в возрасте от 26 до 43 лет), 20 отцов и 20 матерей, воспитывающие детей
дошкольного возраста с нормой речи (в возрасте от 25 до 38 лет).
.
8
Обработка данных по методикам «Родительское сочинение», «Рисунок
семьи «Семейная социограмма», «Два дома» осуществлялась с помощью метода
контент-анализа.
Проверка
статистической
значимости
результатов
осуществлялась с помощью критерия φ*-углового преобразования Фишера.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в
ходе исследования результаты могут быть использованы для составления
программ
профилактики
и
коррекции
нарушений
детско-родительских
отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями речи.
Работа состоит из введения, трех глав (теоретического обзора по проблеме
детско-родительских отношений, программы исследования и анализа полученных
результатов),
выводов,
заключения,
библиографического
списка
и
двух
приложений. Основное содержание работы изложено на 69 страницах и включает
в себя 3 таблицы и 12 рисунков. Библиографический список содержит 50
источников.
9
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв