Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
heccrbq
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 138,5 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра начального образования Курсовая работа На тему: «Словарно -орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила студентка 3 курса, гр. 31-Н отделения начального образования Ковальчук Алина Сергеевна Научный руководитель: к.пед.н., доцент Шатохина И.В. Ростов-на-Дону 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………… ….3 Глава I. Научно орфографической – методические работы основы в словарноначальной школе………………………………………………………..6 I.1. Содержание и подходы к организации словарноорфографической работы в курсе русского языка начальной школы………………………………6 I.2. Методика и опыт работы с трудно проверяемыми написаниями в начальной школе…………………………………………………………………..9 I.3. Особенности работы с непроверяемыми написаниями в курсе русского языка начальной школы……………………………………………… 13 Выводы по главе I…………………………………………………………18 Глава II. орфографическая Опытно-педагогическая работа в словарноначальной школе…………………………………………………………………19 II.1. Результаты диагностики орфографических умений младших школьников…………………………………………………………………… …19 II.2. Направления словарно-орфографической работы в экспериментальном классе……………………………………………………... 22 Выводы по II………………………………………………………...27 2 главе
Заключение………………………………………………………………. . 28 Список использованной литературы……………………………………. 30 Приложения Введение Актуальность. Начальная школа является первичной ступенью обучения и воспитания ребёнка. Она даёт ему багаж знаний для последующего применения его в жизни. Значимая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, отведена изучению родного языка. В начальной школе предусмотрено программой обязательное по изучение русскому слов, языку орфография которых правилами не проверяется. Одной из ключевых задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача обучить учащихся написанию этих слов без ошибок. Для того чтобы у ребёнка устная и письменная речь была сформирована на высоком уровне, нужно знакомить учащихся с словесным богатством родного языка, а также вырабатывать в них умение составлять из данных слов 3
предложения. В этом случае дети научаться грамотно и верно передавать собственные и чужие мысли. Вопрос словарно –орфографической работы на уроках русского языка всегда привлекал внимание методистов и учителей. В работах Г.Н. Бавыкиной, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, Пеньевской, В.И. Н.П. Логиновой, Савельевой, Ю.С. О.И. Ляховской, Соловьевой, Л.А. Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной раскрывается значимость работы над словом на основе формирования конкретных знаний о предмете или явлении. В них содержание орфографической работы включает бытовую, природоведческую лексику, слова, отражающие труд детей и взрослых. В исследованиях, которые выполнены под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, доказана необходимость работы над словом в логике языка, что подразумевает ознакомление детей с семантическими связями и отношениями в области лексики [6]. Работа со словарными словами является необходимой составной частью деятельности учащихся и педагога по становлению речи. Особый смысл она приобретает в младшем школьном возрасте, который является сенситивным для усвоения и расширения активного словарного запаса учеников, для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свою речь. Не обращая внимания на то, что вопросы методики словарной работы нередко публикуются и дискуссируются на страницах периодической печати, а педагогами в начальной школе наработан большой практический опыт, актуальность данной проблемы не перестает 4 быть важной. Поэтому
многолетний поиск наиболее действенных методик по формированию умения объяснять значение новых слов и выражений, «увидеть» их многозначность убедил нас в необходимости систематической работы по актуализации лексического опыта учащихся начальных классов. Словарно – орфографической работе в начальной школе уделяется недостаточно внимания, нередко данная практика носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и развивается не так быстро, как хотелось бы. В следствии научного прогресса в нашу речь входят все новые и новые слова, многие из которых трудны к запоминанию и непонятны. Поэтому важной задачей учителя русского языка становится работа над обогащением и уточнением словарного запаса учеников начальной школы: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми. Сказанное обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования: «Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе». Проблема исследования: Как организовать словарноорфографическую работу на уроках русского языка в начальных классах? Объект исследования: обучение орфографии на уроках русского языка в начальной школе. Предмет исследования: процесс организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах. 5
Гипотеза исследования: для более эффективной работы со словарными словами на уроках русского языка необходимо использовать различные методы и приёмы. Цель исследования: анализ методики работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. Задачи исследования: провести анализ литературы, посвящённой проблеме словарно – орфографической работы в начальной школе; раскрыть методику и опыт словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе; провести диагностику словарно-орфографических умений учащихся экспериментального класса; оформить результаты исследования в виде данной курсовой работы. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, синтез, обобщение, эксперимент. База исследования: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, МОУ СОШ №17. 6
Глава I. Научно – методические основы словарно – орфографической работы в начальной школе. I.1. Содержание и подходы к организации словарно – орфографической работы в курсе русского языка начальной школы Важное место в методике обучения раздела орфографии занимает проблема словарно – орфографической работы. Она остаётся актуальной в настоящее время в силу ряда причин: в начальной школе нет единого поклассного словарного минимума, существует терминологическая несистематизированность и разногласица, разрозненность методов и приёмов обучения орфографии, которые используются на практике. Понятие «словарно – орфографическая работа» употребляется также как «словарная работа», «работа над словарными словами», «работа над словами с труднопроверяемыми написаниями», «работа над вариантами орфограмм». Эти термины встречаются в работах отечественных методистов: Н.Н. Китаева, П.П. Иванов, М.В. Ушаков, Н.С. Рождественский, А.В. Текучева и др. Словарно – орфографическая работа – работа, связанная с грамматико- орфографическими трудностями слов, однако 7
ученые не имеют единого мнения о том, что, необходимо понимать под сущностью и содержанием словарно - орфографической работы [9]. Единица содержания словарноорфографической работы в начальной школе - слово с непроверяемым написанием, труднопроверяемым а написанием. также Под слово с непроверяемыми написаниями в русском языке понимают написания, которые не регулируются орфографическими правилами, подчиняющимися традиционному принципу орфографии [1]. В общей системе непроверяемыми и работы по орфографии труднопроверяемыми слова с написаниями нуждаются в особых методических подходах. Таким образом, основная задача словарно – орфографической работы состоит в овладении учащимися навыками работы с непроверяемыми и труднопроверяемыми словами, обогащении их словаря, а также развитии их устной и письменной речи. Словарные слова вызывают затруднения у учащихся. Многие допускают ошибки в этих словах. При реализации федерального государственного стандарта составители современных учебников по русскому языку рассматривают словарно –орфографическую работу как часть работы по развитию речи, мышления воображения, как часть знаний о языке. К примеру, особенностью учебников русского языка из УМК «Школа России» является постоянная повторяемость словарных слов, высокая частотность их употребления. Такое повторение - лучший способ долговременного запоминания словарных слов. труднопроверяемыми Слова с написаниями 8 непроверяемыми младшие и школьники
встречаются на каждом уроке. «Словарная работа – это не эпизод в работе организованная учителя, работа, а систематическая, педагогически хорошо целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный русский методист А.В. Текучев [13, с.36]. Базой для формирования орфографических навыков речи при изучении словарных слов должна стать активная учебная работа учеников. Педагог старается сделать эту работу более эффективной благодаря следующим условиям: - активизация умственной деятельности учеников; - развивающий характер учебной деятельности; - систематическая работа с изучаемыми орфограммами. В учебниках «картинный УМК словарь» труднопроверяемыми «Школа для слов написаниями. России» с присутствует непроверяемыми Справочный и аппарат учебников включает различные памятки и миниатюрные словари. Они необходимы учащимся для развития навыков самостоятельной деятельности («орфоэпический словарь», «толковый словарь», орфографический словарь», «словарь синонимов», «словарь антонимов», «словарь однокоренных слов»). Они позволяют обучать детей обращению к ним при решении разного рода учебно - познавательных задач во время выполнения классной и внеклассной работы. Последовательность работы с каждым из словарей указана в упражнениях. Во всех учебниках по русскому языку есть упражнения по работе со словариками. Например, 1 класс, стр. 8, упражнение 14. Найди в толковом словаре учебника значение слов «невежа» и «невежда»; 2 класс, стр.132, 9
упражнение 222. Приведите примеры таких слов, используя словари в учебнике. Рабочие тетради для учащихся 1- 4- классов помогают закрепить знания, полученные на уроках русского языка. Вся система заданий и упражнений направлена на обогащение словарного запаса ребенка, отработку навыка грамотного письма, формирует умение анализировать и классифицировать лингвистические явления. В УМК «Гармония» центральное место в обучении занимает фонетическая работа. Целенаправленное обучению обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов. Работу над умением обнаруживать орфограммы, как советует М.С. Соловейчик, стоит начинать со знакомства с признаками наиболее распространённых “опасных мест” в словах – с признаками слабых позиций фонем [11]. Система работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделена на этапы таким образом, что всякое новое задание находится в тесной связи с предыдущим и, опираясь на него, делает шаг вперёд. Примером может служить опорная памятка по развитию орфографической зоркости у первоклассников. Алгоритм запоминания: 1) читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить; 2) Отмечаем «опасные места»; 3) Читаем еще раз вслух так, как написано; 4) Повторяем, как было написано (не глядя на запись); 5) Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано, отмечаем «опасные места». 10
Со 2 класса вводится особый способ письма - с «окошками». Он необходим по нескольким причинам: - для развития орфографической зоркости учащихся; - для достижения безошибочности письма; - для реализации младшим школьником своего желания правильно писать. На протяжении всего курса русского языка в центре внимания стоят базовые орфографические умения. К таким умениям можем отнести умения [15] : - обнаруживать орфограммы (орфографической зоркости); - определять разновидности орфограмм (а значит – требуемые правила); - применять различные правила; - осуществлять орфографический самоконтроль (проверку написанного). Словарно-орфографическая неотъемлемой частью школьной работа является программы обучения русскому языку и способствует решению многих важных задач. Во-первых, помогает формировать личность учащегося, его мировоззрения, расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, позволяет сформировать у ученика навыки, необходимые для будущей практической деятельности. Во-вторых, во время словарноорфографической работы происходит знакомство ученика с богатством и возможностями родного языка. Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, так как умение грамотно писать, 11 правильно использовать
лексические, стилистические возможности русского языка является показателем образованности человека. I.2. Методика и опыт работы с трудно проверяемыми написаниями в начальной школе. Словарно – орфографическую работу на уроках русского языка стоит начинать с развития умения находить в словах орфограмму и определять её вид. Ученикам стоит научиться писать слова: а) регулируется с орфограммами, орфографическими непроверяемыми орфограммами. отбор которых правилами; Для работы с б) с каждой орфограммой существуют разные методики, так как первая из них имеет дело с большой численностью слов, определяемых одним правилом, а вторая - с отдельными словами. В работе с трудно проверяемыми написаниями М.Р. Львов выделяет два шага. Первый заключается в ознакомлении с орфограммой и орфографическим правилом. Второй шаг подразумевает процесс формирования орфографических умений. Рассмотрим поочерёдно каждый шаг [2]. 1. Ознакомление правилом. с орфограммой Формирование основывается на и навыка усвоении орфографическим грамотного грамматической письма теории и орфографических правил. Орфографическое правило - это предписание, указание нормативного характера, которое устанавливает порядок выполнения 12 орфографического
действия, решения орфографической задачи [20]. Основное предназначение правила — обобщать однородные орфограммы. Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. В классификации Д. Богоявленского можно выделить три группы правил: а) одновариантные правила подразумевают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один установленный вариант написания. Например, правописание гласных после шипящих (ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ). б) двухвариантные орфографические правила также содержат указания на правописание орфограмм. Однако в таковых правилах дается некоторое количество вариантов написания (традиционно два). Выбор варианта написания обусловливается дополнительными морфологическими) признаками (фонетическими орфограмм. или Например, правописание приставок раз-, воз-, низ- и др. в) правша рекомендации — это правила, которые не содержат информации об образце письма. Правило сводится к рекомендации какого – либо приема, применение которого может привести орфографической ученика задачи. к правильному Например, правила решению проверки безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных и другие. Как указывает В.П. Канакина, работа над формулировкой правила проводится по учебнику [15]. Важно, чтобы учащиеся осмыслили структуру правила. Выделить главное, то, что отражено в правиле, помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формулировки правила. Усвоение нового правила происходит в процессе 13
выполнения учениками практических упражнений. С целью запоминания и воспроизведения нового орфографического правила учащимся предлагается по учебнику прочесть его два-три раза. Воспроизводится оно всеми учащимися одиндва раза про себя и двумя-тремя - вслух. Только так можно создать условия для применения нового орфографического правила на практике. Обучение школьников умению применять правила на практике формируется на основе подражания образцу, который ученики либо получают в учебнике, либо его дает учитель [4] . 2. Методы формирования умения писать слова с изученными орфограммами. Т.Г. Рамзаева выделяет следующие группы орфографических упражнений [9]: 1. Грамматико-орфографический разбор. 2. Списывание. 3. Диктанты. 4. Лексико-орфографические упражнения. 5. Изложения В начальной школе должно быть сформировано умение списывать в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, аккуратно и без исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, верно используя знаки препинания. списывать В целях овладения преподаватель, систематически обучает учащимися начиная школьников с этому. умением 1 класса, В качестве материала для списывания могут быть слова, отдельные предложения и небольшие тексты. 14
Отталкиваясь от цели, которую ставит педагог, перед списыванием может быть небольшая подготовка: проговаривание слов с орфограммами, которые требуют проверки, и обоснование, почему слово пишется так, а не иначе, подсчет в тексте орфограмм, которые определяет данное правило и т.п. По мнению Э.В. Гордеева, в практике обучения русскому языку списывание чаще всего сочетается с выполнением упражнений грамматического, лексического или словообразовательного характера [9]. Это даёт возможность отработать с учащимися применение орфографического правила, так как сам характер заданий требует актуализации тех грамматических, фонетических словообразовательных знаний, теоретическую формируемого основу которые или составляют орфографического навыка. Кроме того, комплексные упражнения позволяют в единстве с орфографической решать и задачу развития речи. Примеры комплексных видов упражнений [17]: 1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение. 2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана? Укажите часть речи, падеж, объясните написание. 3. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках. 4. Выборочное списывание. Учитель начальных классов В.В. Смирнова в статье «Работа над орфограммами на уроках русского языка в начальной школе» приводит методы и приёмы организации 15
орфографической работы, используемые ею в своей педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них [4]. 1. Письмо через строчку. На уроках русского языка учащиеся используют ручки с пастой зелёного цвета и цветные мелки. Ученики записывают в тетради предложения, оставляя одну пустую строчку для проверочных слов. Если только устно находить и выделять орфограммы и называть проверочные слова, то слабоуспевающие учащиеся могут всё «пропустить мимо ушей». Очень трудно научить младших школьников находить орфограммы в словах предложения, когда они все сливаются, и подбирать проверочные слова. И учителю трудно проверять тетради, и сам ученик ничего не различит. Поэтому помогает выделение зелёным цветом. 2. В процессе работы, анализируя характер ошибок, учитель выяснила, что дети часто ошибаются в выборе проверочных слов. Возник вопрос: с чего начать? Она нашла выход, составив для детей план действий [6]: 1) поставить в словах ударение; 2) определить часть речи; 3) выяснить, в какой части слова находится орфограмма; 4) дальше действовать в соответствии с правилом. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его использование, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи может быть при условии, если младший школьник видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, учащийся сможет решить вопрос о ее правильном написании. Значит, умение обнаруживать 16
орфограммы, называемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, начальным этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. I.3. Особенности написаниями в работы курсе с русского непроверяемыми языка начальной школы. В русском языке встречается большое количество слов, которые невозможно проверить с помощью орфографического правила. В начальной школе изучение словарных слов строится на традиционном принципе русского языка – запоминании. Чтобы процесс запоминания был успешным, педагог должен развивать все виды долгосрочной и краткосрочной памяти учащихся. По мнению Т.Г. Рамзаевой, существуют различные методы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Рассмотрим некоторые из них [18]. 1. Метод наблюдения. Ребёнок самостоятельно в тексте находит слова с непроверяемыми орфограммами. 2. Практические методы. К таким методам можем отнести словарный диктант, выборочный диктант, работа с ИКТ. 3. Наглядный метод. В классе могут быть представлены различные стенды со словарными морфемные таблицы. 17 словами, разборные
4. Словесные методы. Этимологический анализ слова, ассоциативный образ, загадки, ответы в которых – словарные слова. Учителя делятся своим опытом организации работы со словарными словами. Каждый раз при работе с учебником или проверке домашнего задания необходимо выяснять, все ли встречающиеся слова с непроверяемыми написаниями понятны детям. находить такие Нужно слова научить в младших статье, тексте, школьников предложении. Хорошим помощником в запоминании словарных слов может служить индивидуальный выполнении упражнений словарик и учащегося. заданий, встречая При слово с непроверяемой орфограммой, ребёнок записывает слово в словарь. Тем самым последовательность запоминая действий при слово. Какова знакомстве с же новым словарным словом? Для начала учащийся читает данное слово. Затем записывает его на доске, ставит в нем ударение, выделяет корень, находит безударную гласную, которую не может проверить, проговаривая всё вслух. Далее дети записывают данное слово в тетрадях, разбирают его по составу, проводят подбирают родственные этимологический слова, анализ. при Для надобности лучшего запоминания можно дать задание, составить с этим словом словосочетание или предложение. Например, встретилось слово ветер. Учащиеся проговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: ветер – ветерок, ветреность, безветренная (погода). После чего составляют предложения: «Внезапно подул ветер. Ветерок медленно колышет деревья. На улице безветренная 18
погода». Такие школьника, задания пополняют его обогащают речь младшего словарный запас, помогают научиться самостоятельно находить словарные слова. По мнению, В.В. Эраткиной, эффективному запоминанию слов, а также проверки знаний учеников поможет такой вид работы, как словарный диктант, включающий отдельные слова и словосочетания. разнообразить задание, тематическим. Например, абрикос, виноград, «Комната»: можно по теме ежевика, балкон, сделать «Фрукты земляника, зеркало, ковер, Чтобы диктант и ягоды»: лимон, яблоко; карниз, скатерть, пианино [8]. Наглядным пособием для учащихся может стать стенд с заголовком «Запомни». На нём можно разместить слова, которые часто встречаются в устной и письменной речи школьников, однако которые отсутствуют в словаре учебника. Как считает В.В. Ераткина, еще одна увлекательная для учеников работа, которая даёт положительный результат – работа с этимологическим словарём. Этимологический анализ слов пробуждает у младших школьников интерес к трудным словам, а также помогает быстрее их запомнить [16]. Например, слово библиотека. Библиотека – «библио» погречески – книга; «книгохранилище», «текос» «собрания – хранилище. книг». В Т. е. своей педагогической работе учитель может использовать задание, где нужно заменить развернутое описание, одним словом: 1) Игра, в которой нужно ногой забросить мяч в ворота – футбол; 19
2) Кислый фрукт – лимон; 3) По ней поднимаются вверх и спускаются вниз – лестница; 4) Человек, побывавший в космосе – космонавт [20]. Л.Н. Калинина указывает, что часто бывает, что дети выполняют домашнее задание неохотно. Чтобы такого не случалось, необходимо подбирать задания, вызывающие у них живой интерес. Это поможет в расширении словарного запаса, самоутверждению его личности, приучит быть заинтересованным в поиске. Например, задание поработать со словарём. Каждому учащемуся в классе даётся слово и ему необходимо провести его анализ по плану [16]. План: 1. Запиши слово. 2. Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок. 3. Подбери загадку Выясни значение или стихотворение с данным словом. 4. слова с помощью толкового словаря. 6. Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным? 7. Запиши “родственников” слова. К такому роду заданий ученики относятся с интересом. Они с удовольствием ищут информацию, стараются творчески её оформить. На уроке выслушивают выступления товарищей, берут для себя что-то новое. позволяет не только развивать учебные Такая работа навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает младшего школьника уверенным в собственных силах, развивает его многопланово, совершенствует способность к 20
исследованию и творчеству. В четвертом классе можно усложнить задание, чтобы дети готовили не краткую справку о слове, а подробную «энциклопедию слова». Детям на такое задание нужно больше времени и сил. Они делают анализ, пользуясь толковым, фразеологическим, этимологическим и другими словарями. В выполнении задании ребёнку могут оказывать помощь родители, и тогда это уже будет семейное творческое исследование. Ученые – методисты посвящают немалое количество книг, журналов, статей проблеме изучения непроверяемых написаний в начальных классах. Н.Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при запоминании непроверяемыми написаниями [11]. методике установил непроверяемыми Рождественский запоминание рекомендовал слов. Например, с П.П. Иванов в своей последовательность безударными слов работы гласными. приемы, с Н.С. облегчающие группировку слов по орфографическому признаку. В.В. Ераткина, опираясь на психолого-педагогические и лингвометодические источники, выделила и описала множество приемов, которые направленны на активизацию учебной деятельности при работе с непроверяемыми написаниями. Например, запись слов по алфавиту, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание таблиц, выборочный ответ, письменный пересказ текста на основе словарных слов, выборочное списывание, сочинение, используя опорные слова [18]. 21
Для совершенствования работы по изучению слов с непроверяемыми написаниями, по мнению М.В. Дмитрюка, необходимо [7]: включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования путем использования орфографических умений; разнообразить работу различных средств и способов обучения; чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче будет его речь, знания по предмету будут глубже и прочнее, построить связное высказывание с использованием изученных слов будет легче. Выводы по главе I Словарно-орфографическая неотъемлемой частью школьной работа является программы обучения русскому языку и способствует решению многих важных задач. Во-первых, помогает формировать личность учащегося, его мировоззрения, расширяет словарный запас, 22
развивает орфографическую зоркость, позволяет сформировать у ученика навыки, необходимые для будущей практической деятельности. Во-вторых, во время словарноорфографической работы происходит знакомство ученика с богатством и возможностями родного языка. Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, так как умение грамотно писать, правильно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является показателем образованности человека. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его использование, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи может быть при условии, если младший школьник видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, учащийся сможет решить вопрос о ее правильном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, называемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, начальным этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Для совершенствования работы по изучению слов с непроверяемыми написаниями необходимо [7]: - включить написаниями работу в со словами общую с систему непроверяемыми формирования орфографических умений; - разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения; 23
- чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче будет его речь, знания по предмету будут глубже и прочнее, построить связное высказывание с использованием изученных слов будет легче. Глава II. Опытно – педагогическая словарно – орфографическая работа в начальной школе. II.1. Результаты диагностики орфографических умений младших школьников. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с безударными гласными в корне слова Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена экспериментальная работа. Эксперимент проводился в феврале 2017 г. Цель уровня констатирующего орфографической эксперимента: грамотности в выявление словах с безударными гласными в корне слова учащихся начальных классов. Опытно – экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 17, Ростов-на-Дону. Обследовались учащиеся экспериментального 2 «а» класса, в количестве 25 человек. Для изучения орфографической грамотности учащихся начальной школы был подобран тест, состоящий из 10 заданий. Тест помещен в приложении 1. Работа проводилась в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняли задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время проведения теста – 45 минут. 24
Инструкция к проведению теста. Перед началом работы учитель инструктирует учащихся: «Прочитай внимательно задание. Если ответы даны, прочитай каждый из них, выбери правильный и подчеркни его. Если ответ не дан, то выполни задание и запиши свой ответ. Способы оценивания результатов выполнения заданий Задания 1-2. За каждый правильный ответ ученик получает по 2 балла. Задания 3-8. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Задания 9 – 10. За каждый правильный ответ ученик получает 2 балла. Уровень орфографической грамотности учащихся определялись в соответствии со следующими критериями: Максимальная сумма баллов – 41 – 47соответствуют высокому уровню орфографической грамотности (В). От 41 баллов до 34 баллов соответствуют достаточному уровню развития орфографической грамотности (Д). Ниже 34 баллов – недостаточный уровень развития орфографической грамотности (Н). Таблица 1. Индивидуальные результаты обследования уровня орфографической грамотности учащихся экспериментального класса № п/п Ф.И. Ко баллов по л- задани во ям 25 Всего балло в Ур-нь орфогра ф.
грамотно сти 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. А. Рубен А. Армен А. Анна Б. Богдан В. Максим Г. Артём Г. Даниил Е. Дарья Ж. Олег З. Камилла К. Сергей К. Маргарита К. Екатерина К. Дарья М. Диана М. Эдуард М. Сергей Н. Алексей С. Рафат С. Елизавета Т. Артём Х. Амир Ч. Ксения Ч. Родион Ш. Анастасия 1-2 4 4 4 2 4 4 4 4 4 4 4 2 4 4 4 4 4 2 4 4 4 2 4 4 4 3-8 29 28 32 26 26 31 28 27 32 30 28 31 23 26 29 27 25 32 29 33 28 24 20 26 27 9-10 10 8 10 6 10 9 8 9 10 10 8 8 4 9 10 10 8 8 7 9 9 10 10 9 8 43 40 46 34 40 44 40 40 46 44 40 41 31 39 43 41 37 42 40 46 41 36 34 39 39 В Д В Д Д В Д Д В В Д В Н Д В В Д В Д В В Д Д Д Д Таблица 2 Уровни орфографической грамотности учащихся экспериментального класса Уровни Кол-во учеников в Кол-во учеников в чел. Высокий Достаточный Недостаточный % 11 13 1 26 44 % 52% 4%
По результатам проведения констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы: 1.Высокий уровень орфографической грамотности в экспериментальном классе показали 44 % учащихся. Проанализировав результаты выполненных заданий, можем отметить, что у группы детей, показавших высокий уровень орфографической грамотности, при выполнении заданий теста ошибок практически нет. 2.Другая группа учащихся в результате проведения диагностики показала достаточный уровень развития орфографической грамотности. Это 52% учащихся. Эти ребята справились с большей частью заданий. Однако есть задания, в которых они допустили ошибки. Например, при выполнении заданий, где нужно было подобрать проверочное слово. Таким образом, ребята показавшие достаточный уровень развития орфографической грамотности, умеют находить орфограммы в словах, однако им необходимо отрабатывать умения подбирать проверочные слова. 3.У третьей группы учеников, которые набрали наименьшее число баллов, по результатам теста выявлен недостаточный уровень орфографической грамотности. С этим уровнем обнаружен один учащийся, что составляет 4% всего класса. При выполнении большей части заданий ученик испытывал затруднения. Так, с заданиями со словарными словами, где нужно было вставить безударную гласную, он не справился. Это говорит, о том, что ученик нуждается в целенаправленной и систематической работе по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями. 27
II.2. Направления словарно – орфографической работы в экспериментальном классе. Проведенное обследование учащихся позволило нам разработать направления словарно – орфографической работы в экспериментальном классе. Эта работа строится с учетом особенностей памяти, на взаимосвязи различных аспектов изучения орфоэпическом, слова (лексико-семантическом, орфографическом, морфемном, этимологическом, морфологическом, синтаксическом) [18]. Ознакомимся с данной системой упражнений. 1. Игры, направленные на долгосрочное запоминание. Цель: Использовать игры для более эффективного запоминания словарных слов и правил правописания. Игра «В букву». Правило игры заключается в том, что нужно произнести словарное слово по буквам. Например, слово арбуз. Учащиеся поочерёдно произносят: а, р, б, у, з. Класс повторяет слово до тех по, пока учитель не закончит задание. Игра «В слово». Правило данной игры похоже на предыдущее, только вместо букв проговариваются слова. Игра направлена на запоминание орфографических правил. Например, правило о написании непроизносимых согласных в корне слова. Первый ученик говорит слово чтобы, второй – проверить, третий – написание, четвёртый – непроизносимого, пятый – согласного и т.д. Правило повторяется несколько раз. 28
2. Проведение зрительных и слуховых диктантов [18]. Порядок проведения зрительного диктанта. Учитель предварительно делает запись на доске, состоящую из двух строк. Когда запись открывается, ученики должны прочитать про себя несколько раз, затем выделить в словах «опасные места». После того как запись опять закроется, младшим школьникам необходимо сразу же закрыть глаза и представить зрительно предложения, слова, которые в них входят, каждую написанную букву. Затем, записать в тетрадь то, что они запомнили. 3. Упражнения, основывающиеся на ассоциативном запоминании [18]. Цель: Научить младших школьников приему попарного запоминания слов и познакомить с запоминаниями на основе ассоциаций. Знакомство с приемом попарного запоминания слов. На доске представлены два столбика слов. арбуз дерево класс песок хлеб автобус стекло парикма хер часы погода дыня лист парта солнце мука водитель окно волосы время дождь Учитель предлагает «подружить» слова из первого и второго столбика. Для этого необходимо установить связь между ними. Например, хлеб готовят 29
из муки; часы показывают время; во время плохой погоды идёт дождь и т.д. Затем, делаем вывод: слова нужно соединять для того, чтобы, вспомнив одно слово, можно было по память восстановить второе. Тренировка в установлении не сложных ассоциаций. 1) Выпишите только те ассоциации, в которых слова легко «подружить» между собой. ботинки – нога; город – шум; задача – математика; заяц – лес; капуста – огород; корова – молоко; стакан – сок; язык – человек. Проверка. Учащиеся должны объяснить, как установили взаимосвязь слов в каждой паре. 2) Ученикам предлагается прослушать пары слов, подружить их между собой и запомнить, кто с кем «дружит». Сложность состоит в том, что ребятам придется потом вспоминать «друга» того или иного слова и именно его записывать в тетрадь. Например, учитель произносит ноготь, а вы пишите палец, слышите слово конь, а пишите его пару –грива и т.д. Цель: проверить, какие из ассоциаций лучше запоминает каждый ученик. 4. Упражнения, направленные на объединение слов в группы по разным категориям [18]. 30
Цель: сформировать у учащихся умения классифицировать слова и объединять в группы по общим признакам. Игра «запомни и запиши». На столе лежат 6 разных предметов, накрытых платком: яблоко, ножницы, лимон, цветная бумага, апельсин, клей. Ученикам нужно за 10 секунд запомнить все предметы, затем записать по памяти всё увиденное. Самопроверка: учитель называет предметы, а ученики подсчитывают количество правильных слов. По просьбе учителя дети рассказывают, как запоминали предметы. Объединить предметы в группы по общему признаку. Например, их можно сгруппировать так. Фрукты: яблоко, лимон, апельсин; школьные принадлежности: ножницы, цветная бумага, клей. 1) Прочтите с доски слова и разделите их на группы. Дайте название каждой группе: тополь, капуста, морковь, сосна, платье, осина, шкаф, кофта. Ответ. Групп три. Деревья: тополь, сосна, осина. Овощи: капуста, морковь. 2) Прочитайте с доски слова: карандаш, машина, заяц, олень, автобус, картон, самокат, линейка, медведь. Создайте из них группы, удобные для запоминания. Запишите слова по памяти в любом порядке. 5. Упражнения на обобщенный способ запоминания [18]. Словарные слова: баран, загадка, заря, завтрак, карандаш, завод, калина, трамвай. 31
Цель: научить приему укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. - Что общего в написании слов? Во всех словах безударная а, и она непроверяемая – это общий орфографический признак. 6. Выстраивание сюжетной линии (для запоминания ряда слов, не связанных между собой) [18]. Цель: Учить приему выстраивания сюжета. На доске написано: осина, ухо, заяц, ведро, краска, гудок, паровоз, лист, шина, звук. Как легче запомнить эти слова? а) можно запомнить попарно: осина – лист, заяц- ухо, ведро – краска, гудок- игра, шина – звук. Для эффективного запоминания, можно попробовать увязать запоминаемое в одно целое путем придумывания всевозможных сказок, рассказов, шуток, небылиц, в которых действовали бы как главные герои все слова. Сочинения могут получаться не очень содержательными, а то и вовсе лишенными смысла – это неважно. Главная цель такой работы – запомнить ряд слов. Обобщая выше сказанное, можно отметить, что: словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Для более эффективной работы над этими орфограммами является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания «трудных» слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память младших школьников. Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему 32
в процессе обучения дает возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока в целом. Выводы по главе II Систематическая и целенаправленная работа над трудно проверяемыми и непроверяемыми написаниями вызывает у младших школьников интерес к изучению этих слов и способствует их эффективному запоминанию. Необходимо чтобы учащийся использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ребенок свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. На протяжении всего курса изучения русского языка в начальной школе большое значение отводится словарно – орфографической работе как средству повышения уровня обученности детей. Учащиеся начальной школы должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами. Научить 33
ребенка писать непроверяемые слова без ошибок – это одна из главных задач, стоящих перед учителем. Заучивание наизусть словарных слов, в основном, малоэффективно и противоречит одному из принципов современной дидактики – принципу сознательности и активности [19]. В методике преподавания русского языка известно много приемов работы над словарными словами. Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения дает возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока в целом [4]. Обобщая выше сказанное, можно отметить, что: словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Для более эффективной работы является применение на приёмов запоминания над уроках этими русского правописания орфограммами языка таких «трудных» слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память младших школьников. Заключение Словарно-орфографическая неотъемлемой частью школьной работа является программы обучения русскому языку и способствует решению многих важных задач. Во-первых, помогает формировать личность учащегося, его мировоззрения, расширяет словарный запас, 34
развивает орфографическую зоркость, позволяет сформировать у ученика навыки, необходимые для будущей практической деятельности. Во-вторых, во время словарноорфографической работы происходит знакомство ученика с богатством и возможностями родного языка. Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, так как умение грамотно писать, правильно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является показателем образованности человека. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его использование, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи может быть при условии, если младший школьник видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, учащийся сможет решить вопрос о ее правильном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, называемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, начальным этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Для совершенствования работы по изучению слов с непроверяемыми написаниями необходимо [7]: включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования путем использования орфографических умений; разнообразить работу различных средств и способов обучения; 35
чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче будет его речь, знания по предмету будут глубже и прочнее, построить связное высказывание с использованием изученных слов будет легче. Систематическая и целенаправленная работа над трудно проверяемыми и непроверяемыми написаниями вызывает у младших школьников интерес к изучению этих слов и способствует их эффективному запоминанию. Необходимо чтобы учащийся использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ребенок свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. На протяжении всего курса изучения русского языка в начальной школе большое значение отводится словарно – орфографической работе как средству повышения уровня обученности детей. Учащиеся начальной школы должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребенка писать непроверяемые слова без ошибок – это одна из главных задач, стоящих перед учителем. Заучивание наизусть словарных слов, в основном, малоэффективно и противоречит одному из принципов современной дидактики – принципу сознательности и активности [19]. В методике преподавания русского языка известно много приемов работы над словарными словами. Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения дает возможность поднять 36 на новый уровень
эффективность словарно-орфографической работы и урока в целом [4]. Обобщая выше сказанное, можно отметить, что: словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Для более эффективной работы является применение на приёмов запоминания над уроках этими русского правописания орфограммами языка таких «трудных» слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память младших школьников. Список использованной литературы 1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1987. 2. Алексеева Т.В. Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. 2010.- №6. 3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1–3-й классы. М.: Владос. 2001. 4. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 2002. - №1. 5. Богоявленский, Д.Н. Усвоение орфографии. - М.: Просвещение, 2007. 6. Демидова, Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Демидова, Е.В.– М.: издат. центр «Академия», 2005. 37
7. Ераткина В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе. - Рязань, 1989. 8. Жиренко О.Е., Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Учим русский с увлечением. М.: 5 за знания, 2005. 9. Иванов, П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе / П.П. Иванов. – М., 1955. 10. Иванова-Волоцкая Т.В. На службе правописания - разные виды памяти // Начальная школа. - 1999. - №5. 11. Китаев, Н.Н. Изучение непроверяемыми и правописания слов с труднопроверяемыми орфограммами / Н.Н. Китаев. – М., 1959. 12. Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. 13. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1985. 14. Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся. - М.: Просвещение, 2007. 15. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студ. пед. инст. / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. 16. Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 2007. № 8. 17. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М., 1960. 18. Росланова О.В. Работа со словарными словами на уроках в 1–4 классах. Волгоград: Учитель. 2006. 38
19. Тоцкий П.С. «Орфография без правил» «Просвещение», 1991. 20. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 2004. 39 М:
40
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв