Художественная репрезентация памяти в романах Т. Толстой «Кысь» и К. Исигуро «Не отпускай меня»

Худайбергенова М.Д. Художественная репрезентация памяти в романах Т. Толстой «Кысь» и К. Исигуро «Не отпускай меня» / Тамб. гос. ун-т имени Г.Р. Державина, факультет филологии и журналистики, Тамбов, 2019. 74 с. Ключевые слова: русская литература, английская литература, Толстая, Исигуро, «Кысь», «Не отпускай меня», компаративистика, дихотомия «Восток – Запад», проблема памяти. Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании художественной специфики проблемы памяти и способов её репрезентации в романах Т. Толстой «Кысь» и К. Исигуро «Не отпускай меня». Цель обусловила основные задачи исследования: 1) аналитически обобщить и теоретически обосновать научные подходы к осмыслению категории памяти; 2) дифференцировать современные научные представления об исторической, культурной, индивидуальной, коллективной, интеллектуальной памяти (в том числе применительно к творчеству Т. Толстой и К. Исигуро); 3) выявить наиболее актуальные способы художественного осмысления проблемы памяти в исследуемых романах; 4) провести комплексный анализ общих и индивидуально-авторских, национально обусловленных принципов воплощения указанной проблемы; 5) ввести в научный обиход принципиально новые сведения о биографии Исигуро, его литературно-эстетических взглядах, особенностях художественного творчества, осуществив перевод с английского языка интервью, фрагментов исследовательских работ, интернет-отзывов и пр.; 6) определить дальнейшие перспективы изучения литературного наследия Т. Толстой и К. Исигуро, прежде всего, в русле междисциплинарных исследований – с учётом достижений социологии, психолингвистики, философии, истории, культурологии и др. Предметом исследования является мотивный комплекс, связанный с художественной экспликацией проблемы памяти (мотив воспоминаний, мотив утраты, мотив забвения и др.) и организующий повествовательное пространство романов Т. Толстой «Кысь» и К. Исигуро «Не отпускай меня». Объект исследования – художественная структура указанных романов. Методика исследования базируется на комплексном подходе, сочетающем элементы культурно-исторического, компаративного, психологического, герменевтического, рецептивного методов и подходов. Актуальность ВКР обусловлена соотнесённостью её проблематики с приоритетными направлениями современной гуманитарной науки, изучающими диалог культур и литератур, специфику межвидовой (литература / музыка / живопись) и междисциплинарной (литература / философия / психология / социология) коммуникации, поэтику жанра, особенности экспликации индивидуально-авторской и национально-поэтической картин мира. Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется исследовательским ракурсом, акцентирующим проблему памяти и художественные способы её воплощения в указанных романах, соотнесённость жанровой формы (роман-пародия на антиутопию, антиутопический роман) и рассматриваемой проблемы, а также сопоставлением произведений, которые не сопоставлялись прежде в отечественной литературоведческой науке. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров, посвящённых проблеме исторической и культурной памяти, художественному осмыслению дихотомии «Восток – Запад», творчеству Т. Толстой и К. Исигуро, а также при написании курсовых и бакалаврских работ, магистерских диссертаций, тематически связанных с концепцией данного исследования.

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дипломы

Вуз: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

ID: 604a45f6ccefde0001fb5281
UUID: 348065d0-64b5-0139-2d00-0242ac180002
Язык: Русский
Опубликовано: около 3 лет назад
Просмотры: 100

12

Мария Худайбергенова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 322,1 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет