Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна»
Кафедра технологии и художественного проектирования трикотажа
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ПОИСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)
на тему: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФАКТУРНЫХ
ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН ДЛЯ ОДЕЖДЫ»
Исполнитель:
студент уч. группы 4-ТДА-25
Кившар Василиса Алексеевна
Руководители выпускной квалифицированной работы
Пригодина Н.И.
Ермолаева Е.М.
Консультанты:
1 Технологическая часть
Доц. С.В. Макаренко
2 Охрана труда
3 Экономическая часть
4 Патентно-лицензированная работа
Доц. Л.И. Степанова
5
6
Нормоконтролер
Санкт-Петербург
2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 6
1. Художественно-теоретическая часть .............................................................. 8
2
1.1
Обзор литературы ....................................................................................... 8
1.2
Выбор источника вдохновения, стилевого решения .............................. 9
1.3
Изучение тенденций современного направления моды в одежде ....... 13
1.4
Аналого-прототипный поиск .................................................................. 17
Проектно-композиционная часть .................................................................. 20
2.2
Выбор цветовой гаммы ............................................................................ 24
2.3 Стилизация образа в художественном проектировании фактуры
трикотажного полотна ....................................................................................... 27
2.5
3
Художественное описание модельного ряда ......................................... 39
Технологическая часть ................................................................................... 43
3.1
Выбор оборудования и сырья.................................................................. 43
3.2
Разработка структур переплетения ......................................................... 44
3.3
Техническое описание изделий ............................................................... 52
3.5
Макетирование изделий ........................................................................... 61
3.6
Технология изготовления изделий ......................................................... 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................................. 74
5
ВВЕДЕНИЕ
Целью
выпускной
квалифицированной
работы
является
художественное проектирование фактурных трикотажных полотен на основе
использования различных фактур переплетений, создание в материале
художественных образов трикотажных женских изделий. Источником
вдохновения для разработки фактурных полотен была выбрана архитектура
конструктивизма.
В ХХ веке появился стиль конструктивизм, который стер прошлые
художественные принципы и до сих пор создает новый язык для искусства.
Конструктивизм затронул все сферы деятельности человека, архитектура не
стала исключением. Архитектура является тем искусством, которое
постоянно находится во взаимодействии с человеком, при этом общество
меняется быстрее, чем облик городов. Общество меняет свои убеждения,
меняет концепцию жизни, находит новые инструменты для выражения своих
идей. Архитектура же является памятником, выражением идей ушедшего
времени, которая соединяется с настоящим и находится с ним в диалоге.
На сегодняшний день прошедшее время позволяет посмотреть на
архитектуру конструктивизма по-новому, переосмыслить ее формы, так
например, через трикотажные полотна. Для этого необходимо выделить
особенности архитектуры того времени, определив цветовую гамму, форму
конструкции здании, и разобраться на чем основывается архитектор. создавая
здание в стили конструктивизм. После чего провести анализ модных
тенденций трикотажной одежды, для того чтобы разработать современный
образ, в котором отразится тема конструктивизма.
Художественное проектирование трикотажных полотен создается с
учетом выбранной целевой аудиторией. Фактурные трикотажные полотна
разрабатываются для женщин возрастом 18-30 лет. Интересами молодой
женщины является искусство в различных его проявлениях. Такую женщину
можно увидеть в музее, на открытие нового молодежного пространства, а так
6
же на различных лекциях и тому подобных местах, так как она открыта для
новых знаний и впечатлений. Эта женщина разбирается в модных
тенденциях, она готова экспериментировать в выборе костюма и способна
вызвать у окружающих интерес к своему образу через одежду.
Задачами, поставленными при разработке художественного проекта,
являются:
1.
должна
Анализ тенденции в трикотажной моде. Выполняемая работа
быть
ориентирована
на
перспективные
культурные
и
технологические тенденции;
2.
Изучение источника вдохновения;
3.
Художественная разработка полотен, опираясь на источник
вдохновения;
4.
Разработка структур переплетений в полотнах;
5.
Выбор цветовой гаммы;
6.
Художественная
разработка
коллекции
для
женщин,
с
использованием разработанных полотен;
7.
Выбор сырья и оборудования для разрабатываемых полотен и
купонов;
8.
Отвязывание образцов выбранных переплетений;
9.
Определение технологических параметров образцов;
10.
Изготовление купонов для изделий;
11.
Проектирование из полотен изделия, опираясь на разработанные
эскизы, методом моделирования.
7
1. Художественно-теоретическая часть
1.1 Обзор литературы
При написании работы была использована научная и учебнометодическая литература, статьи в периодических изданиях. Для описания
источника вдохновения — архитектура конструктивизма, необходимо было
найти источник, где дается история развития стиля и рассматриваются его
особенности. На основе статье Жетписова А. Б. было дано определение
конструктивизму, а так же представлена историческая часть развития стиля
[1].
Путеводителем по архитектуре конструктивизма в Санкт-Петербурге
стала книга историков архитектуры Кирикова Б.М. и Штиглица М.С [2]. В
данной книге рассмотрены наиболее значимые памятники ленинградского
конструктивизма — жилые, общественные и промышленные постройки
1920-1930-х
годов.
В
издании
присутствует
большое
количество
фотоматериалов, используемых в художественной разработке проекта. Так
же при создании эскизов помоги графические работы Якова Чернихова
напечатанные в книге «Архитектурные фантазии» [3].
При художественной разработке трикотажных полотен использовался
материал по композиции текстильного рисунка, найденный в учебном пособии
Музалевской Ю.Е. [8] и книга о цвете автора Итенна И [7]. При проектировании
коллекции была изучена статья Сафоновой Е. В., в которой рассматривается
взаимовлияние костюма и архитектуры [10]. Так же при разработке коллекции
было использовано учебное пособие Ющенко О.В. [11].
Технологическая часть проекта выполнялась с использованием учебного
пособия по технологии трикотажа Дроздова Г.И. [13], где представлена
необходимая информация о жаккардовых и комбинированных переплетениях.
При макетировании изделия и его описания использовалось методическое
пособие Пригодиной Н. И.[13]. Опираясь на учебное пособие Бодряковой Л. Н.
была описана последовательность технологических операции [14].
8
1.2
Выбор источника вдохновения, стилевого решения
Источником
вдохновения
стала
архитектура
конструктивизма
Советского Союза. Конструктивизм зародился в СССР в 20 годы ХХ века и
распространился по миру, развиваясь в изобразительном искусстве,
архитектуре,
фотографии
и
декоративно-прикладном
искусстве.
Конструктивизм стал реакцией на изменения в обществе Советской страны.
В это время СССР восстанавливалось после революции и гражданской
войны. В стране начиналась индустриализация — бурный рост городов,
развитие промышленности. В связи с этим у человека меняется уклад жизни,
его мысли устремляются в будущее. К тому же появление новых материалов
создает основу иного решения архитектуры. Большую роль в строительстве
сыграло появление железобетона в конце XIX век. Этот материал позволил
создать свободную планировку внутри
помещений, так как
стены
становились ненесущими. Помимо бетона активно стали использовать стекло
и облицовочную керамику. Примером такой постройки является рисунок 1.
Рисунок 1— Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова
9
В архитектуре конструктивизма появились новые типы общественных
зданий, таких как Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, Дома
бракосочетания, фабрики-кухни и другие. Такие общественные здания
требовали новых принципов планировки, поэтому архитекторы, такие как
братья Веснины, М. Гинзбург, А. Никольский, И. Леонидов, В. Владимиров,
И. Голосов, М. Барщ, вели поиски (рисунок 2) [1].
Рисунок 2 — Проект Дворца Труда в Москве братьев Весниных
Архитекторы искали новые формы, конструктивные решения для того
что бы отразить новые идеи и идеалы общества. Характерными чертами
конструктивизма стали строгость, лаконичность форм, четкая геометрия
здания
и
монолитность
облика.
Конструкция
здания
становится
самодостаточной, происходит отказ от декора. Во внешнем виде построек
конструктивизма, наблюдаются чистые линии вертикалей и горизонталей
10
строения. Внутри архитектурной композиции существует ритм малых
форм. Архитекторы заостряют внимание на ясность прочтения структуры,
полученной на основе композиционных средств — ритм, пропорции,
контраст, масштаб и нюанс — при создании выразительной архитектурной
формы. Иначе говоря, на тектонике архитектуры. Тектоника, конструкция и
фактура стали основными средствами выражения материальных сооружений.
Данную особенность конструктивизма можно наблюдать на рисунке 3 [2].
Рисунок 3 — Здание Санкт-Петербургского государственного
университета промышленных технологий и дизайна
Художественное проектирование фактурных трикотажных полотен для
женской коллекции строилось на формах архитектуры конструктивизма.
Источником вдохновения выбран здания по большей части находящиеся в
городе
Санкт-Петербург,
где
сохранились
архитектурные
памятники
конструктивизма, а так же здания построенные в духе этого стиля (рисунок
4). Эта архитектура находится в непосредствнной близости, что позволяет
рассмотреть форму и объем здания с разных сторон, чтобы использовать их
геометрические и ритмические деления при проектировании коллекции
полотен из трикотажа. Так же были рассморены художественные чертежы
11
архитектурных
проектов,
где
выразительно
проявляется
геометрия.
Подобные чертежи представленны на рисунках 5 [3].
а)
б)
Рисунок 4 — Дворец культуры имени Ленсовета: а) фрагмент здания; б) вид с
торца здания
а)
б)
Рисунок 5 — Архитектурные чертежи Чернихова: а) архитектурный проект
1; б) архитектурный проект2
Необходимо отметить, что представители стиля конструктивизм (Л.
Веснин, М. Гинзбург, В. Веснин) критиковали тенденцию 1940х гг.
использование архитекторами форм прошлого в современных сооружениях.
Они не отрицали важности изучения архитектуры прошлого, но считали, что
это надо делать для того чтобы понять закономерность создания
художественного образа. Считаю, важно учесть данную особенность, при
создании трикотажных полотен, а также в эскизах применения при
12
стилизации. То есть, опираясь на стиль конструктивизм, разработать проект,
отвечающий современным тенденциям [4].
1.3 Изучение тенденций современного направления моды
в одежде
Мода меняется по ходу изменения общества, отображая его род
деятельности, ценности, интересы и совершенствуясь с техническим
прогрессом в мире. Для того чтобы понимать актуальность разрабатываемых
изделий необходимо провести анализ модных течений. Это дает возможность
прогнозировать
актуальность
разработки.
Разрабатываемая
коллекция
трикотажных изделий предназначена для холодного времени года, поэтому
были изучены коллекции мировых брендов на осень-зиму 2019-2020 гг [5].
Коллекции сезона осень-зима всегда богаты на разнообразные
трикотажные изделия. Разнообразие ансамблей, состоящих полностью из
трикотажных изделий, можно рассмотреть в коллекциях Модного Дома
Missoni. Надо отметить, что даже небольшие изделия, такие, как головные
уборы, перчатки могут стать важной частью ансамбля, которая привлекает
внимание.
Описывая меняющиеся направления в моде необходимо заметить, что в
модной индустрии изменения происходят, плавно, расставляя по-новому
акценты. Рассмотрев коллекции, представленных на мировых показах кутюр
и прет-а-порте 2019-2020 гг., было выделено несколько видов изделий,
которые преобладают на подиумах. Присутствует большое количество
облегающих свитеров и разнообразных джемперов. В коллекциях дизайнеры
Модных Домов делают акцент на такие изделия как пончо, жилеты,
кардиганы, трикотажные комбинезоны, а так же комплекты, состоящие из
джемпера и брюк или юбки. Ансамбли состоят из плечевых и поясных
изделий, выполненных одной фактурой с идентичным орнаментом (рисунок
6).
13
а)
б)
в)
г)
Рисунок 6 — Комплекты в коллекциях: а) Agnona; б) Victoria Beckham;
в) Vika Gazinskaya; г) Cedric Charlier; д) Agnona
Несколько сезонов подряд дизайнеры делаю акцент в изделиях на
рукавах, эксперементируя с их формой. Часто в изделиях рукава имеют
большой объем (рисунок 7). Эти детали изделия могут быть широкими по
всей длине или же заужиными к низу, с помощью манжеты. Так же
дизайнеры придают изделиям мягкие очертания в области плечего пояса за
счет спущенной линии плечевого шва (рисунок 8).
а)
б)
в)
г)
Рисунок 7 — Объемные рукава в коллекциях: а) Sportmax; б) Roberto Сavalli;
в) Ulla Johnson; г) Victoria Beckham; д) Salvatore Ferragamo
14
а)
б)
в)
г)
Рисунок 8 — Спущенная линия плеча в коллекциях: а) Ulla Johnson; б) Stella
McCartney; в) Maison Margiela; г) Sportmax; д) Unravel
Рассматривая
оформление
горловин
изделий,
можно
выделить
несколько тенденций в коллекциях осень-зима 2019/20 года: воротник
«хомут» и наличие капюшона, изделия с круглой и V-образной горловиной.
Воротник «хомут» можно увидеть у таких известных брендов, как Balenciaga,
Yulia Nikolaeva, Yves Saint Laurent, Dior. На рисунке 9 представлены изделия
с горловиной «хомут».
а)
б)
в)
г)
Рисунок 9 — Изделия с воротником «хомут» в коллекциях: а) Kenzo; б) Issey
Miyake; в) Agnona; г) J W Anderson; д) Balenciaga
15
Дизайнеры создают изделия взгляд, на которые приковывает структура
переплетения, создающая рельефный эффект на трикотаже, с помощью
ажурных, комбинированных переплетений (рисунок 10).
а)
б)
в)
г)
Рисунок 10 — Сочетание фактурных переплетений в коллекциях: а) Vika
Gazinskaya; б) Balmain; в) G. Hearst; г) Agnona; д) R. Cavalli; ж) Sid Neigum
В показах осень-зима 2019-2020 длина юбок и платьев в основном
макси или миди. Часто эти изделия декорированы разрезами в разных частях
(рисунок 11).
а
б
в
г
Рисунок 11 — Изделия длиной миди в коллекциях: а) Issey Miyake; б) Arthur
Arbesser; в) Port 1961; г) J W Anderson; д) McQueen
16
1.4
Аналого-прототипный поиск
При разработке трикотажных полотен и изделий из них важным этапом
является аналоговый поиск образцов. Подбираются прототипы изделий по
форме, фактуре и структуре, подходящие к выбранной теме.
Художественное решение трикотажных полотен создается через
фактурные сочетания разных переплетений. Поэтому были проведены
поиски изделий, созданные на базе сочетания переплетений, которые
положены в основу разработки. При работе было важно найти такие
переплетения, с помощью которых получилось бы отразить отличительные
черты стиля конструктивизм в архитектуре и найти художественную форму.
А именно стилизовать образ структуры здания, его геометрически
выверенную форму, а так же ленточное остекление. В коллекции Sonia Rykiel
было найдено интересное решение рукавов, где на нижней части находится
объемная полоса, полученная путем сочетания лицевых и изнаночных петель
кулирной глади (рисунок 12, а). Неординарным решением в изделии из
коллекции осень-зима 2018-2019 года J.W.Anderson является вставка из
сдвоенной кулирной глади на рукавах (рисунок 12, б). Подобным образом
решен ворот в изделии Balenciaga в показе 2019-2020 года (рисунок 12, в).
а)
б)
в)
Рисунок 12 — Изделие: а) S. Rykiel; б) J.W.Anderson; в) Balenciaga
17
Еще одним интересным решением выделен комплект из коллекции
Sacai, построенный на сочетании гладких и фактурных переплетений, через
которое можно угадать принципы конструктивизма (рисунок 13, а). В показе
Alexander Wang интерес привлек джемпер, выполненный на основе
сочетания ластичного переплетения с кулирным, что создает рельефную
форму изделия (рисунок 13, б). С помощью этого эффекта можно
попробовать передать соединение форм здания. Коллекция Issey Miyake
построена полностью на использовании валиков, между которыми идут
участки другого цвета, что делает изделия эффектными (рисунок 13, в).
а)
б)
в)
Рисунок 13 — Изделия из коллекции: а) Sacai; б) A. Wang; в) Issey Miyake
На
рисунке
14
а),
в)
представлены
изделия
объемными
горизонтальными линиями, созданные с помощью валиков, через данный
способ можно имитировать объемность линий архитектурного произведения.
В
коллекции
A.
Wang
представлен
джемпер,
выполненный
комбинированным переплетением. Такой прием, можно использовать для
имитации внешнего вида окон зданий на трикотажном полотне (рисунок 14,
б).
18
а)
б)
в)
Рисунок 14 — Образец изделия с фактурным переплетением
Авторские
трикотажные
полотна
разрабатываются
с
помощью
комбинаций фактур трикотажных переплетений, а так же для усиления
художественной выразительности они будут орнаментированы при помощи
жаккардовых переплетении. Примерами такого оформления трикотажных
изделий стали изделия на рисунке 15.
а)
б)
в)
Рисунок 15 — Изделия из коллекции: а) Balmain, б) J W Anderson, в) Lacoste
19
2 Проектно-композиционная часть
2.1 Художественная разработка коллекции
одежды
трикотажной
Источником вдохновения для трикотажных полотен и изделий из них
стала архитектура конструктивизма. Поэтому начать следует со слов Тома
Форда: «и одежда и здания — оболочка, в которой живет человек», которые
помогут объединить столь, казалось бы, разные виды искусства. И
архитектура и костюм функционально определены человеком. Они имеют
схожую функцию, такую как защита человека от непогоды. Архитектура и
дизайн костюма имеют трехмерную форму, которую выявляют через схожие
принципы, такие как организация архитектурных масс, линий и членений
объемов костюма, ритмическое построение, а так же характер применения
материала. Работая над проектом дизайнер костюма и архитектор,
используют одинаковые средства выразительности: композицию, тектонику,
пластику объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, фактуру и
цвет. Художественная разработка трикотажных полотен для коллекции
одежды,
источником
конструктивизма
вдохновения
(рисунок
16),
которой
опирается
является
на
архитектура
данные
выразительности.
Рисунок 16 — Трикотажная фабрика «Красное Знамя»
20
средства
Разработка полотен выполняется параллельно созданию эскизов
применения для коллекций. Проектирование опирается на выбранные
источники вдохновения, такие как сооружения в стиле конструктивизм
чертежи проектов и их линии. При создании эскизов учитывались модные
тенденции. Примерами зданий стали: Дом культуры имени С. М. Зуева,
колледж туризма и гостиничного сервиса в Санкт-Петербурге, Дворец
культуры им. Ленсовета, трикотажная фабрика «Красное Знамя». Так же
были использованы некоторые чертежи архитекторов–конструктивистов, так
как в них отражается выразительная, четкая геометрия конструктивизма,
которую хотелось выразить в художественных формах трикотажных изделий
Так как конструкция в архитектуре этого стиля вышла на первый план,
акцент в разрабатываемых полотнах сделан на конструктивные линии,
которые архитекторы того периода намеренно подчеркивали в своих работах.
(рисунок 17).
Рисунок 17 — Стилизация архитектурного сооружения в линиях
21
Художественное
оформление
полотен
построено
на
сочетании
фактурных переплетений и жаккардовых геометрических орнаментов.
Интересными представляются те переплетения, которые позволяют создать
объемные
элементы
в
трикотажных
полотнах
с
последующим
их
декорированием.
Разрабатывая коллекцию трикотажных изделий, учитывались модные
тенденции. Поэтому форма костюмов объемная. Силуэт комплектов состоит
из округлых линий, в сочетании с зауженным низом. В разработанной
коллекции форма достигается с помощью объемных рукавов, рукавов покроя
реглан и облегающих поясных изделий.
Коллекция
женщины,
трикотажной
интересующейся
одежды
предназначена
модой,
для
занимающейся
молодой
творческой
деятельностью, желающей заинтересовать окружающих своим внешним
видом и при этом ощущать удобство и комфорт. Коллекция спроектирована
на сезон осень-зима 2019-2020 года, в нее вошли 5 комплектов одежды.
Каждый комплект выглядит цельно и имеет отсылки к выбранному
источнику вдохновения. Архитектура конструктивизма отразилась в костюме
с помощью декоративных вставок и орнаментов с использованием
фактурных вставок. Акцент в разрабатываемой коллекции делается на
оформление костюма с помощью трикотажных полотен.
На основе разработанной концепции был составлен мудборд, на
котором представлены фотографии и чертежи архитектуры конструктивизм,
изображение
молодой
женщины,
как
собирательный
образ целевой
аудитории и образцы изделий, являющиеся прототипами разрабатываемой
коллекции.
Так
коллекции.
В
же,
которые
являются
аналогами
представленных
изделиях
для
разрабатываемой
разработки
коллекции
рассматривается: силуэт костюма, использованные фактурные трикотажные
переплетения. Мудборд объединяет в себе все ранее найденные данные для
вдохновения и создания трикотажных полотен и коллекции одежды из них
(рисунок 18).
22
2.2
Выбор цветовой гаммы
Цветовая гамма данной коллекции, так же, как и форма, должна
отражать источник вдохновения — архитектуру конструктивизма. В
постройках того периода цветовая гамма была точным отражением
выбранного материала, то есть чаще всего здания не красили после
возведения, поэтому преобладают серые оттенки бетона, стали и кирпича.
Цветовое решение коллекции разрабатывалось, учитывая особенности стиля
конструктивизм. Можно выделить несколько цветовых направлений:
блестящий
цвет
хрома,
жженой
охры
и
иные
цвета,
исходя
из
предположения, что окна могут отражать различные цветовые нюансы
палитры. Как известно в стиле конструктивизм здания имели ленточные
остекления. Чаще всего в окнах отражается небо, поэтому еще одним цветом
является синий и его оттенки (рисунок 19).
Рисунок 19 — Пример отражения в окнах здания неба
24
В ходе работы были рассмотрены архитектурные проекты Чернихова
выполненные в график [6]. Эти работы помогли понять, как можно через
цвет передать характеристику архитектурного сооружения. Художественные
работы Чернихова чаще всего выполнены в холодных цветах, оттенки серого
и синего преобладают (рисунок 20). Через холодные оттенки выражается
мощь и монументальность зданий [7]. Поэтому решено было выбрать
холодную цветовую палитру.
а)
б)
Рисунок 20 — Примеры работ Чернихова: а)здание 1; б) здание 2
Были выполнены цветовые раскладки по тону серого и синего цветов
представленные на рисунке 21. После этого были составлены варианты
цветовых сочетаний представленные на рисунке 22.
а)
б)
в)
Рисунок 21 — Градация цвета: а) серого, б) синего; в) зеленого
25
а)
б)
в)
г)
Рисунок 22 — Цветовые палитры: а) вариант 1; б)вариант 2; в) вариант 3;
г) вариант 4
После составления цветовых вариантов было выбрано три цвета,
которые будут использоваться при разработке трикотажных полотен. Этими
цветами стали два ахроматических цвета и один хроматический — голубой
цвет. Цвета имеют разную светлоту (рисунок 23)
Рисунок 23 — Выбранная цветовая палитра
26
2.3
Стилизация образа в художественном
проектировании фактуры трикотажного полотна
Стилизация архитектуры конструктивизм в художественной разработке
фактурных переплетений велась, отталкиваясь от основных особенностей
стиля. А именно выделение конструкции, заостренность на геометрической
форме, главенствование горизонтальных и вертикальных линий над
диагональными. Полотна разрабатывались для одежды, поэтому учитывались
размеры необходимые для ее создания. В эскизах учтены пропорции
будущих полотен [8].
Художественные эскизы полотен разрабатывались, с использованием
различных переплетений, опираясь на прототипно-аналоговый поиск. По
заданным размерам были нарисованы полотна. В художественных эскизах
представлены полотна с учетом выбранного фактурного переплетения. На
рисунках 24, 25 представлены полотна, сочетающие в себе гладкие,
фактурные поверхности и объемные формы. Эскиз полотна 1, в верхней
части,
имеет
объемные
голубые
полосы,
которые
создают
вид
конструктивных несущих здания (рисунок 24 а) ниже расположена
горизонтальная полоса, создающая эффект мерцающих окон. Низ полотна
обрамляет ритм вертикальных полос. На полотне меньшего размера на
рисунке 24, б сверху расположена объемная полоса темно-серого цвета, в
середине расположен орнамент в виде двух голубых прямоугольников по
бокам. Ниже находиться область, имитирующая ленточное остекление.
После чего идет полоса ритмично расположенных вертикальных полос [9].
На рисунке 25 а) полотно сочетает гладкую и фактурную поверхность.
Центром композиции является верхняя часть полотна, где расположена
пятиугольная фигура разделенная полосой темно-серого цвета. Эта область
изготавливается комбинированным переплетением в сочетании голубого и
темно-серого цветов. Нижняя часть полотна выполнена градацией полос,
создает внутренний ритм.
27
а)
б)
Рисунок 24 —Эскизы полотен: а) вариант 1; б) вариант 2
На рисунке 25 б) представлено полотно, разделенное на четыре части
полосами разной ширины и имеющие разную фактуру. Верхняя часть имеет
гладкий участок, после чего следует объемная горизонтальная полоса
голубого цвета. Фактурная область, расположенная посередине, выполненная
сочетанием светло-серого и голубого цветов. Полотно заканчивается
широкой фактурной полосой темно-серого цвета.
28
а)
б)
Рисунок 25 —Эскизы полотен: а) вариант 1; б) вариант 2
В ходе работы было выбрано несколько переплетений для создания
фактурных полотен. На рисунках 26 б) представлены здания и их стилизация
в трикотажных переплетениях. Комбинированное переплетение на рисунке
26 а) имитирует внешний вид ритмично расположенных окон здания.
Чередование деталей здания (рисунок 27 б) имитируют такие переплетения
как комбинированное на рисунке 27 а) ластик 2+2 на рисунке 27 в), а так же
градация цветных полос в жаккардовой структуре.
29
а)
б)
Рисунок 26 — Имитация переплетением деталей архитектуры:
а) комбинированное переплетение; б) Санаторий Наркомтяжпрома в
Кисловодске
а)
б)
в)
Рисунок 27 — Имитация переплетением деталей архитектуры:
а) комбинированное; б) фрагмент здания; в) ластик 2+2
Конструктивные
несущие
линии
в
архитектуре
нарочито
подчеркиваются архитекторами. Поэтому решено использовать сдвоенную
кулирную гладь и сдвоенный двухцветный жаккард для создания объемных
форм. Они представленные на рисунке 28 вместе источником вдохновения.
30
а)
б)
в)
Рисунок 28 — Имитация переплетением деталей архитектуры: а)сдвоенная
кулирная гладь; б) Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик»; в)
двухсторонний двуцветный жаккард
Разрабатываемые полотна предназначены для коллекций одежды
осень-зима, поэтому выбран неполный двухцветный жаккард, обладающий
повышенными тепло регулируемыми свойствами. Образец переплетения
представлен на рисунке 29.
Рисунок 29 — Образец переплетения неполного двухцветного жаккарда
31
На рисунке 30 представлен мудборд с образцами переплетений в
выбранной цветовой гамме. Основная фактура — плоская, разработанная
геометрическими линиями, которая сочетается по участкам с рельефными
вкраплениями в виде полос и отверстий (приложение А, Б).
Рисунок 30 —Мудборд с образцами переплетений
32
2.4 Художественное представление проекта в эскизах
применения
Эскизы
моделей
разрабатывались на основе фотоматериала и
графических зарисовок архитектурных проектов. Такими примерами зданий
стали: Дом культуры имени С. М. Зуева, колледж туризма и гостиничного
сервиса в Санкт-Петербурге, Дворец культуры им. Ленсовета, трикотажная
фабрика «Красное Знамя», а так же графические проекты Якова Чернихова
Варианты стилизации представлены на рисунках 31, 32, 33, 34, 35 и 36.
а)
б)
Рисунок 31 — Художественная разработка: а) эскизы костюмов; б) Гараж
Интуриста в Москве, архитектор К.Мельников
а)
б)
в)
Рисунок 23 — Художественная разработка: а) эскиз 1; б) эскиз 2; в) Гараж
Интуриста в Москве, архитектор К.Мельников
33
а)
б)
Рисунок 33 — Художественная разработка а) эскиз костюма; б) Дом
культуры имени С. М. Зуева
а)
б)
Рисунок 34 — Художественная разработка: а) эскиз костюма;
б) Водонапорная башня, Екатеринбург
а)
б)
в)
Рисунок 35 — Художественная разработка: а) эскиз 1; б) эскиз 2; в) Проект
братьев Весниных здания публичной библиотеки им. Ленина
34
Рисунок 36 — Художественный поиск разрабатываемой коллекции
35
Первой вариацией коллекции являются фор-эскизы на рисунке 37,
выполненные в черно-белой графике. После разработки фор эскизов моделей
началось объединение их в капсульную коллекцию (рисунок 38). Изделия
внутри коллекции можно комбинировать друг с другом, создавая новые
ансамбли. Архитектоника каждого комплекта цельная и завершенная.
Используются такие приемы композиции как статика и динамика, сочетание
линии и пятна, цветовые контрасты и нюансы. фор-эскиз, представленный на
рисунке 38 лег в основу коллекций. Комплекты разработаны с учетом
цветовых пятен и объемов изделий, с учетом длины [10, 11].
Рисунок 37 — Фор-эскиз коллекции 1
36
Рисунок 38 — Фор-эскиз коллекции 2
Следующим этапом началась работа над художественными эскизами, в
которых подробно проработаны детали и элементы внутри костюма,
изображены выбранные переплетения для полотен. Художественные эскизы
представлен на рисунке 39.
37
38
Рисунок 39 — Художественный эскиз коллекции
2.5
Художественное описание модельного ряда
Разработанная коллекция состоит из пяти комплектов одежды. Ее
стилевое решение близко к спортивному стилю. Цветовая гамма комплектов
выполнена из трех цветов: темно-серого, голубого, светло-серого.
Модель 1
Первый комплект состоит из джемпера и юбки. Силуэт комплекта
прямой, за счёт объемных рукавов джемпер стремится к овальной форме.
Джемпер удлиненный ниже линии бедер свободный, имеет длинные
объемные рукава покроя реглан. В джемпере присутствует несколько видов
переплетений, расположенных в модели в соответствии с художественным
эскизом. Основная часть джемпера выполнена неполным двухцветным
жаккардовым
переплетением
цельнокроеный
двухцветным
светло-серого
воротник-стоику,
жаккардовым
цвета.
выполненный
переплетением,
Изделие
имеет
двухсторонним
образуя
вертикальные
трубообразные полосы, в которые вставляется наполнитель с целью придать
жесткую форму воротнику. Вставки доходят до верхней линии груди. На
линии груди располагается горизонтальная полоса темно-серого цвета, в
отверстиях
которой
переплетением
ластик
виден
2+2.
голубой
На
цвет.
спинке
Низ
изделия
изображен
выполнен
прямоугольник,
повторяющий геометрическую фигуру спереди, но выполненный неполным
двухцветным жаккардом. Рукава нулевого реглана светло-серого цвета
орнаментированы цветными треугольниками, по основанию оката рукава
имеется горизонтальный валик темно серого цвета, который декорируется
наполнителем для придания жесткой трубчатой формы. Вставки огибают
рукава. Рукав имеет манжету выполненную ластиком 2+2, темно-серого
цвета.
Юбка прямая длиной миди выполненная кулирной гладью темносерого цвета. Она имеет притачной пояс, находящийся на талии.
39
Модель 2
Вторым ансамблем является платье прямого силуэта, построенное так
же на сочетании фактур. Платье имеет длину миди. Перед изделия вывязан,
двумя
трикотажными
переплетениями:
двухсторонним
двухцветным
жаккардовым и комбинированным переплетениями, в виде вертикальных
полос. В верхней части переда находится треугольник, доходящий до линий
талии. Его вершина направлена вниз, а посередине треугольник разделен
вертикальной линией. Платье имеет цельнокроеный воротник-стойку. От
боковых швов выполнена градация цветом от голубого к темно-серому в
виде полос двухсторонним двухцветным жаккардом, имеющих разную
ширину, проходящих от низа изделия до треугольника. Плечевая точка
спущена, в эту точку упирается основание линия треугольника. Спинка
идентична переду. Рукава у платья длинные, втачные внизу имеют темносерого цвета манжету. В верхней части рукава расположен валик голубого
цвета, выполненный сдвоенной кулирной гладью, с вставленным внутрь
наполнителем. Ниже валика идет светло-серая горизонтальная полоса,
выполненная комбинированным переплетением в сочетании серого цвета с
голубым. Вверху рукав заканчивается темно-серым участком.
Модель 3
Третий комплект состоит из укороченного джемпера и шорт. Джемпер
имеет длину выше линии талии. Изделие имеет прямой силуэт с прилеганием
в области талии за счет переплетения ластик 2+2. Воротник стоика темносерого цвета так же выполнен ластиком 2+2. Основным переплетением
джемпера является неполный двухцветный жаккард. Перед и спинка
джемпера темно-серого цвета, имеют горизонтальную вставку, выполненную
комбинированным переплетением. Данная часть выполнена в сочетании
голубого цвета с темно-серым, который видно в отверстиях. Джемпер имеет
длинные втачные рукава светло-серого цвета с манжетами выполненные
ластиком 2+2. Рукава внизу объемные. В верхней части рукава находится
вертикальная линия, выполненная комбинированным переплетением, в виде
40
вертикальных полос светло-серого и голубого цвета. В нижней части рукава
находятся две объемных вставки темно-серого цвета с наполнителем,
выполненных сдвоенным жаккардовым переплетением.
Шорты длиной до середины бедра, выполнены кулирной гладью
голубого цвета. Шорты имею притачной пояс на линии талии. Он выполнен
сдвоенной кулирной гладью с вставленной внутрь эластомерной тесьмой.
Модель 4
Четвертым ансамблем является пальто длиной миди. Потайная
застежка пальто смещена. Перед и спинка выполнены неполным жаккардом
темно-серого цвета. На переде находиться вставка из комбинированного
переплетения, в виде вертикальных полос (голубых и светло-серых),
доходящая до линий бедер. Над линей груди проходят две горизонтальные
вставки голубого цвета, выполненные из сдвоено жаккардового переплетения
с наполнителем внутри. Воротник «хомут» имеет два валика серого цвета,
выполнен сдвоенной кулирной гладью, с вставленным внутрь наполнителем.
Между валиками находиться полоса голубого цвета, выполненная ластиком
1+1. Пальто имеет длинные рукава голубого цвета с манжетами. Рукава
имеют две объемные вставки из сдвоенной кулирной глади, куда помещен
наполнитель. Вставки светло серого цвета огибают рукава и находятся на
уровне вставок на переде и спинке.
Модель 5
Пятый комплект состоит из джемпера и брюк. Джемпер длиной до
линии талии имеет воротник хомут. Перед и спинка выполнены неполным
жаккардовым переплетением темно-серого цвета. Низ изделия и рукава
выполнены ластиком 2+2. Джемпер имеет длинный рукав покроя регланпогон. Рукав огибают две вставки из сдвоенной кулирной глади с
вставленным внутрь наполнителем на уровне прямоугольной фигуры на
линии груди, цвет их темно-серый. В верхней части рукава находится
комбинированное переплетение, выполненное светло-серым цветом с
41
голубым.
Нижняя
часть
рукава
выполнена
неполным
жаккардовым
переплетением голубого цвета.
Брюки из комплекта выполнены неполным ластиком светло-серого
цвета, образующие вертикальные полосы с помощью оттеночного эффекта.
Брюки широкие с поясом на линии талии. Пояс выполнен сдвоенной
кулирной гладью с вставленной внутрь эластомерной тесьмой.
42
3 Технологическая часть
Художественный проект был создан, вдохновляясь архитектурой
советского конструктивизма. Разработав художественную часть: создав
композиционное решение полотен и их цветовую гамму, а так же разработав
комплекты одежды, был проведен поиск переплетений, которые будут
участвовать в создании фактурных полотен. При выборе были учтены
возможности вязальных машин. Для создания купонов были выбраны
переплетения
подходящие
для
разрабатываемого
проекта.
Способ
изготовления моделей по эскизам применения полурегулярный.
3.1 Выбор оборудования и сырья
Изготовление фактурных трикотажных полотен для авторского проекта
выполнялись на Stoll 8 и ПВРК, технические характеристики представлены в
таблицах 1 и 2. Для вязания купонов была выбрана пряжа с составом 30%
шерсти, 70% акрила.
Таблица 1 — Техническая характеристика плосковязального автомата Stoll
Характеристика
Марка машины
Класс машины
Рабочая ширина, дюйм (мм)
Число игл
Число игольниц
Число петлеобразующих систем
Число нитеводов
Линейная скорость каретки, м/с
Способ программирования
Технологические возможности
Параметры
StollCMS 320.6 L
8
50 (1270)
400
2
2
16
1,0
Электронный
Вязание купонов и деталей заданной
формы в автоматическом режиме
43
Таблица 2 — Техническая характеристика плосковязальных машин ПВРК
Характеристика
Марка машины
Класс машины
Рабочая ширина, дюйм (мм)
Число игольниц
Число петлеобразующих систем
Число нитеводов
Количество позиций игл
Параметры
ПВРК
8,10
1000
2
1
4
2
Разработка структур переплетения
3.2
Для разработки купонов в соответствии с художественными эскизами
были
выбраны
переплетения:
сдвоенная
кулирная
гладь,
неполный
двухцветный жаккард, двухсторонний двухцветный жаккард, ластик 2+2 и
два комбинированных переплетения, имитирующие отверстия и создающие
вертикальные полосы.
Структура сдвоенной кулирной глади используется в работе для
создания объемных форм на поверхности трикотажного полотна. Структура
переплетения неуравновешенна. Так на лицевой стороне больше петельных
рядов, чем на изнаночной стороне, поэтому появляется отверстие, в которое
будет помещен наполнитель. На рисунке представлены фотографий
внешнего вида трикотажа после снятия с машины и фактура готового участка
детали (рисунок 41).
Графическая запись сдвоенной кулирной глади представлена на
рисунке 40
• • • • • • • • • • • • • • • • • • •
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
• • • • • • • • • • • • • • • • • • •
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Рисунок 40 — Графическая запись сдвоенной кулирной глади
44
а)
б)
Рисунок 41 — Образец: а) сдвоенная кулирная гладь; б) сдвоенная
кулирная гладь с наполнителем
Комбинированными называют такие переплетения, которые состоят из
совокупности переплетений нескольких классов и не могут быть отнесены ни
к одному из классов— главных, производных или рисунчатых переплетений.
Использованные в работе комбинированные переплетения построены
на сочетании производных переплетений. Комбинированные переплетения
обладают меньшей
растяжимостью и
распускаемостью,
повышенной
формоустойчивостью.
Графическая запись комбинированного переплетения вариант 1,
внешний вид которого представлен на рисунке, содержит в раппорте 6 рядов
и показана на рисунке следующем. По внешнему виду данная фактура
представляет
собой
ячеистую
поверхность,
внутри
проглядывает цвет изнаночной стороны (рисунок 42, 43).
45
каждой
ячейки
Рисунок 42 — Образец комбинированного переплетения вариант 1
Рисунок 43 — Графическая запись комбинированного переплетения 1
Графическая запись комбинированного переплетения вариант 2,
внешний вид которого представлен на рисунке, содержит в раппорте 3 ряда и
показана на рисунке следующем. По внешнему виду данная фактура
46
представляет собой неравномерно-объемные вертикальные полосы между
которыми проглядывает цвет изнаночной стороны (рисунок 44,45).
Рисунок 44 — Комбинированное переплетение вариант 2
Рисунок 44 — Графическая запись комбинированного переплетения 2
47
Жаккардовыми переплетениями называют переплетения, в которых
рисунок создается из нитей разного цвета путем выборочного прокладывания
их на иглы с последующим их провязыванием.
Жаккардовые переплетения имеют меньшую степень распускания, чем
трикотаж базовых переплетений из-за наличия протяжек и петель с
различным индексом. Трикотаж жаккардовых переплетений менее растяжим,
чем базовый ввиду наличия протяжек. Неполный трикотаж жаккардовых
переплетений более толстый, более мягкий и менее теплопроводный, чем
полный [12]. Неполным трикотажным жаккардовым переплетением на
полотне создается цветовой рисунчатый эффект, примером служит рисунок
45. Графическая запись двухцветного неполного жаккарда показана на
рисунке 46.
Рисунок 45 — Образец двухцветного неполной жаккарда
48
Рисунок 46 — Графическая запись двухцветного неполной жаккарда
Двухсторонний двухцветный жаккард имеет рисунчатую поверхность
лицевой и изнаночной стороны по принципу позитива и негатива, с помощью него
выполняются вертикальные цветные полосы трубчатой формы. Графическая
запись двухстороннего двухцветного жаккарда представлена на рисунке
47. Данная фактура, как и сдвоенная кулирная гладь будет набиваться
наполнителем. На рисунке 48 представлены фотографий внешнего вида
трикотажа после снятия с машины и фактура готового участка детали.
Рисунок 47 — Графическая запись двухстороннего двухцветного
жаккарда
49
а)
б)
Рисунок 48 — Образец а) двухстороннего двухцветного жаккарда; б)
двухстороннего двухцветного жаккарда с наполнителем
Переплетение ластик 2+2 имеет большую растяжимость, его структура
уравновешенная. В купонах это переплетение использовано для заработка
низа купонов. Графическая запись переплетения ластик 2+2 и фото готового
образца представлено на рисунке 49, 50.
Рисунок 49 — Графическая запись ластика 2+2
50
Рисунок 50 — Образец ластика 2+2
Технологические параметры трикотажных полотен представлены в
таблице 3.
Таблица 3 — Технологические параметры трикотажных полотен
Переплетение
Ластик 2+2
Двухцветный
неполный жаккард
Комбинированное
переплетение 1
Комбинированное
переплетение 2
двухсторонний
двухцветный жаккард
Сдвоенная кулирная
гладь
Плотность по
горизонтали, пет/100 мм
50
Плотность по
вертикали, пет/100 мм
85
60
40
70
40
70
50
64
44
70
51
Техническое описание изделий
3.3
В ходе работы было выполнено два изделия из коллекции: джемпер и
платье. Изделия для женщин разработанные на типовую фигуру 164-176 см,
Ог III 80-88 см, выполненные полурегулярным способом.
Модель 1
Джемпер ниже линии бедер на 5 см, прямого силуэта стремящегося к
шарообразной форме из-за объемных рукавов и ластичного заработка.
Джемпер выполнен из смесовой полушерстяной пряжи с использованием
нескольких
переплетений
по
участкам
купона:
комбинированного,
двухцветного неполного жаккарда, сдвоенного двухцветного жаккарда,
кулирной глади, сдвоенной кулирной глади, ластика 2+2. В художественном
оформлении купона используется три цвета пряжи: темно-серый, светлосерый,
голубой.
Основная
часть
джемпера
выполнена
неполным
двухцветным жаккардом переплетением светло-серого цвета. Джемпер имеет
цельновязанный воротник-стоика, выполненный сдвоенным двухцветным
жаккардовым переплетением, благодаря которому образуется вертикальные
трубообразные полосы, в которые вставляются поролоновый наполнитель с
целью придать формоустойчивость. Вставки доходят до верхней линии
груди. По линии груди расположена орнаментальная рельефная полоса,
шириной 11,5 см. Данная часть выполнена в сочетании темно-серого цвета с
голубым, который проглядывает на участках петли переноса с передней
игольницы на заднюю. Этим способом достигается вид рельефной ячеистой
поверхности. Низ изделия выполнен переплетением ластик 2+2 высотой 5,5
см. На спинке изображен прямоугольник, повторяющий геометрическую
фигуру спереди, но выполненный неполным двухцветным жаккардом. Рукава
нулевого реглана имеют участки 4 из сдвоенной кулирной глади с
вставленным внутрь поролоном прямоугольной формы соответствующие
линии груди. Участок 3 выполнен переплетением неполный 2цветный
жаккард, участок 2 комбинированным переплетением с петлепереносом фон
52
светло-серый, а в отверстиях виден голубой цвет. Рукав имеет манжету
высотой 5,5 см выполненную ластиком 2+2, темно-серого цвета (рисунок 51).
Рисунок 51 — Технический эскиз модели 1
53
Модель 2
Платье прямого силуэта. Платье длиной миди линия плеча спущенная,
на 10 см, имеет прикеттлеванный воротник-стойку с двумя валиками,
выполненными сдвоенной кулирной гладью темно-серого цвета и ластиком
1+1 голубого цвета. Перед и спинка изделия связаны двумя переплетениями.
В верхней части детали находится орнамент в виде треугольника,
доходящего до линии талии. Его вершина направлена вниз, а посередине
треугольник разделен вертикальной линией. Для этого участка используется
комбинированное
переплетение.
Нижняя
часть
детали
выполнена
двухсторонним двухцветным жаккардом. При помощи вертикальных полос
разной ширины получена градация цвета от голубого цвета к темно-серому
цвету.
Плечевая
точка
спущена,
в
эту
точку
упирается
вершина
треугольника. Спинка идентична переду. Рукава у платья длинные, внизу
имеют темно-серого цвета манжету, выполненную ластиком 2+2, длиной 10
см. В верхней части рукава расположен валик голубого цвета, выполненный
сдвоенной
кулирной
полиэтиленом.
гладью,
Нижняя
часть
с
вставленным
рукава
связана
внутрь
вспененным
комбинированным
переплетением, в сочетании серого цвета с голубым цветом, который
проглядывает на участках петлепереноса с передней игольницы на заднюю
(рисунок 52).
3.4
Разработка купонов
После
определения
технологических
параметров
трикотажных
переплетений были разработаны купоны с учетом выбранных размеров
изделий, разработаны схемы купонов с указанием участков другого
переплетения и их линейных размеров (рисунок 53, 54, 55, 56).
54
Рисунок 52 — Технический эскиз модели 2
55
Рисунок 53 — Схема купона джемпера рукава
56
Рисунок 54 — Схема купонов переда и спинки джемпера, мм
57
Таблица 4 — Заправочная карта на вязание купонов переда
Участок
Переплетение
Количест
Длина
Кол-во
Ширина
Кол-во
во
участка,
рядов
участка,
игл в
сложений
мм
вязания на
мм
работе
нитей
участке
1
Ластик 2+2
2
375
225
530
265
2
Двухцветный
2
195
125
530
265
2
115
72
530
265
2
30
18
530
265
2
55
46
530
265
неполной жаккард
3
Комбинированное
переплетение
4
Двухцветный
неполной жаккард
5
Двухсторонний
двухцветный
жаккард
Таблица 5 — Заправочная карта на вязание купонов для рукава
Участок
Переплетение
Кол-во
Длина
Кол-во
Ширина
Кол-во игл
сложений
участка,
рядов
участка,
в работе
нитей
мм
вязания на
мм
участке
1
Ластик 2/2
2
55
46
340
170
2
Комбинированное
2
11
77
340
170
2
248
148
340
170
2
15
9
340
170
2
300
180
340
170
переплетение
3
Двухцветный
неполной жаккард
4
Сдвоенная
кулирная гладь
5
Двухцветный
неполной жаккард
58
На рисунках 52, 53 представлены патрон проектируемого платья с
указанием участков другого переплетения и их линейных размеров.
Рисунок 55 — Схема купона рукава для платья, мм
59
Рисунок 56 — Схема купонов переда и спинки платья, мм
60
3.5
Макетирование изделий
Метод наколки был выбран для выполнения проекта в материале.
Основой данного метода моделирования одежды является творческий поиск
объемной формы на манекене или на фигуре человека в соответствии с
художественным эскизом модели. При макетировании были учтены
вертикальные направления в трикотаже соответствующие направлению
петельного столбика, горизонтали [13].
Методом макетирования найдены объем изделия, пропорции и место
расположения модельных линий. На примерке с использованием типовой
фигуры был создан окончательный образ авторских моделей и выбран прием
декорирования
запланированных
участков.
В
участки,
выполненные
сдвоенной кулирной глади и сдвоенного жаккардового переплетения, был
вставлен
наполнитель
из
вспененного
полиэтилена.
Декорирование
наполнителем представлено на рисунке 54.
Рисунок 54 — Способ декорирования наполнителем воротника-стойки
Для
конструктивного
моделирования
изделий
были
построены
основные чертежи прямого силуэта женского платья с втачным рукавом и
джемпера с рукавом реглан.
61
Детали подкраивают, оставляя припуски на швы по срезам боковому,
плечевому, проймы и горловины 1 см. На рисунках 55-60 представлены
подкроенные купоны для изделия.
Рисунки 55 — Подкроенный купон рукава для джемпера
62
Рисунки 56 — Подкроенный купон переда и спинки джемпера
63
Рисунки 58 — Подкроенные купоны рукава платья
64
Рисунки 59 — Подкроенные купоны переда платья
65
Рисунок 60 — Подкроенные купоны спинки платья
66
Отвязав купоны, их оставляли на 24 часа для отлежки. После чего
проводилась влажно-тепловая обработка для выравнивания рядов и
столбиков купона. Снова оставляют купоны для отлежки. Проведя
подготовительные операции, приступили к подкраиванию купонов [14].
Купоны джемпера требовалась подкроить в области проймы, оката
рукава и нижней части рукава, где идет заужение на манжету. В
горизонтальную
полосу,
выполненную
сдвоенной
кулирной
гладью,
вставили наполнитель в отверстия рукавов для придания объема.
3.6
Таблица
Технология изготовления изделий
5.
Технологическая
последовательность
швейных
операций
джемпера
Номер
1
Операция
Оборудование
Стачивание боковых швов переда и Машина цепного стежком
спинки
2
Обметывание боковых швов переда и Крайобметочная машина
спинки
3
Разутюживание боковых швов
Утюг
4
Стачивание срезов рукавов
Машина цепного стежком
5
Разутюживание швов рукавов
Утюг
6
Втачивание рукава покроя реглан с Крайобметочная машина
одновременным
стачиванием
воротника-стойки по боковым швам
7
Обметывание срезов
8
Обработка потайной ручной строчкой Ножницы, игла
верхнего
среза
Крайобметочная машина
цельнокроеного
воротника-стойки
9
Окончательное ВТО.
Утюг
67
Таблица 6. Технологическая последовательность швейных операций платья
Номер
1
Операция
Оборудование
Стачивание боковых швов переда и Машина цепного стежком
спинки
2
Обметывание боковых швов переда и Крайобметочная машина
спинки
3
Разутюживание боковых швов
Утюг
4
Стачивание срезов рукавов
Машина цепного стежком
5
Разутюживание швов рукавов
Утюг
6
Прикеттлевование воротника-стойки к Ножницы, иглы
изделию
7
Соединение бокового среза воротника- Ножницы, игла
стойки ручной строчкой
8
Втачивание
рукавов
в
спущенную Машина цепного стежком
пройму
9
Обметывание срезов соединения оката Крайобметочная машина
рукава с проймой
10
Окончательное ВТО.
Утюг
Готовые изделия, выполненные из фактурных трикотажных полотен,
представлены на рисунках 61, 62, а так же в приложении В, Г, Д.
Выполненные в материале джемпер и платье соответствуют художественной
разработке моделей.
68
Рисунок 61 — Перед джемпера
69
Рисунок 62 — Спинка джемпера
70
Рисунок 65 — Перед платья
71
Рисунок 64 — Спинка платья
72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения выпускной квалифицированной работы
разработаны фактурные трикотажные полотна и изделия из них, источником
вдохновения которых является архитектура конструктивизма.
В рамках выпускной квалифицированной работы был изучена
архитектура конструктивизма, выделены ее особенности и рассмотрены
примеры архитектурных ансамбле. Был проведен анализ модных тенденций в
трикотажных изделиях, что помогло выделить модные силуэты, фасоны,
переплетения и декоративные элементы в изделиях. В ходе аналогопрототипного поиска были найдены примеры трикотажных изделий,
фактурные решения которых легло в основу работы.
На основе собранных данных были разработаны художественные
эскизы трикотажных полотен. После чего они были выполнены в материале с
использованием фактурных переплетений. В разработанных полотнах
отразилась геометрия и конструкция зданий, переданная через сдвоенную
кулирную гладь и сдвоенный двухцветный жаккард, в которые вставляли
наполнитель для придания формоусточивости. Этот декоративный прием
выразительно отразил идею конструктивизма в его стремлении подчеркнуть
конструктивные линии. Комбинированные переплетения стали стилизацией
мерцающих стекал зданий. Геометрические орнаменты, выполненные
жаккардом, объединил фактурные решения.
Коллекция женской одежды стала способом выражения полотен в
объемной форме. Полотна стали материалом, из которых выстроилась форма
костюма. Было разработано 5 ансамблей, в которых отразился стиль
конструктивизм. Разработка костюма шла, опираясь на примеры архитектуры
конструктивизм и анализ модных тенденций. В материале было выполнено 2
изделия. Созданные образы соответствуют желаемого результату. Созданные
в материале изделия отвечают поставленным задачам. Художественный
образ на эскизах выразился в материале.
73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Жетписова А. Б. Конструктивизм в архитектуре / А. Б.
Жетписова.— Казахстан: КазНТУ им. К.И. Сатпаева,2017. — 5 с.
2
Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Архитектура ленинградского
авангарда. Путеводитель/Б.М. Кириков, М.С. Штиглиц. — СПб: Коло,
2018.— 312с.
3
Citywalls. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга [Электронный
ресурс]. М., 2007—2019. URL: http://famous.totalarch.com/ (Дата обращения:
17.05.2019).
4
Информационно-образовательный
портал
Totalarch:
[Электронный ресурс]. М., 2012—2019. URL: http://famous.totalarch.com/
(Дата обращения: 20.05.2019).
5
Модный журнал Vogue: [Электронный ресурс]. М., 2007-2019.
URL: https://www.vogue.ru/ (Дата обращения: 27.05.2019).
6
Чернихов Я. Архитектурные фантазии / Я. Чернихов.:—
Ленинград 1933.— 102 с.
7
Иттен И. Искусство цвета / И.Иттен.— Мск, 2001.— 95 с.
8
Музалевская Ю.Е. Композиция текстильного рисунка. Учебное
пособие для бакалавров / Н. П. Бесчастнов. – М.: Владос, 2019. – 107 c.
9
Бесчастнов, Н. П. Художественный язык орнамента: учеб.
пособие / Н. П. Бесчастнов. – М.: Владос, 2010. – 335 c.
10
Сафонова Е.В. Архитектура и дизайн костюма. О взаимовлиянии
и взаимопроникновении двух видов искусств / Е.В. Сафонова. —
Краснодарск: Сибирский федеральный университет, 2009.— 3 с.
11
Ющенко, О. В. Проектная графика в дизайне костюма: учеб.
пособие / О. В. Ющенко. — Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2014. — 101 c.
12
Дроздова, Г. И. Технология трикотажных изделий. Часть 1.
Трикотаж рисунчатых и комбинированных переплетений: учеб. пособие / Г.
И. Дроздова.– Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2014. – 146 c.
74
13
Пригодина
Н.
И.
Макаренко
С.
В.
Формообразование
трикотажных изделий. Макетирование / сост. Н. И. Пригодина С. В.
Макаренко — СПб: СПбГУПТД, 2016.— 45 с.
14
Бодрякова Л. Н. Технология изделий легкой промышленности
[Электронный ресурс]: учеб. пособие/ Л. Н. Бодрякова, А. А. Старовойтова.
— Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2013. – 165 c
15
Пригодина
Н.
И.
Макаренко
С.
В.
Выпускная
квалифицированная работа: метод. пособие / сост. Н. И. Пригодина С. В.
Макаренко — СПб: СПбГУПТД, 2017— 28 с.
75
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв