МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И
ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Факультет социальных наук
Направление подготовки 39.03.01 Социология
Направленность (профиль) «Современная социальная теория»
Курсовая работа по дисциплине «Методология и методы
социологического исследования»
Тема работы:
«Индивидуальное и коллективное в фанатстве»
Студент: Бахмат Юлия Николаевна
Преподаватель: к.с.н., А.С. Астахова
Дата регистрации: 30.06.2020 года
Объем: 4616 слов
Адрес электронной почты студента: mss1801037@universitas.ru
МОСКВА
2019/2020 учебный год
Оглавление
I.
II.
Введение
Теоретическая глава
Религиозный подход Э. Дюркгейма
Ритуалы интеракции Р. Коллинза
III.
IV.
V.
VI.
Эмпирическая глава
Заключение
Приложение №1 (Гайд интервью)
Приложение №2 (Список литературы)
Введение.
Данная работа посвящена изучению фанатства, и его индивидуальным
и коллективным проявлениям. Но прежде, чем приступить к
исследованию этого вопроса, в первую очередь надо прояснить главные
моменты и определения понятий, которые будут использоваться далее в
моей работе.
Чаще всего, в контексте фанатства упоминается слово «фанат», реже,
но все же иногда встречается «фанатик». Это не удивительно, ведь
корень у них один (фан, фэн; лат. fanaticus — «одержимый, неистовый»,
греч. Φανατισμός — «слепая вера») — человек, испытывающий особо
повышенное влечение к определённому объекту (кумиру).
Похожи эти слова не только корнем, но и определением. Но все же
между ними есть различия. Значение «слепая вера» определяет
фанатика, который поклоняется, не задумываясь и не анализируя свои
действия, совершенные в экстазе слепой веры и обожания. Фанат же
преклоняется перед предметом своего интереса и влечения. Фанаты не
ослеплены своей любовью, они осознанно совершают действия,
связанные с своим фанатством. Хотя грань между этими человеческими
состояниями очень тонка, и бывают случаи перехода из фаната в
фанатика, обратное случается гораздо реже.
Фанаты – частое явление в современном мире, особенно ярко
выраженное среди молодежи. Практически невозможно в современном
мире найти человека, необязательно подростка, который бы ничем не
увлекался. Раньше понятие «фанат» было практически идентично
«фанатику», а люди, увлекающиеся чем-то в адекватной форме,
называли себя поклонниками или почитателями. С развитием общества
с эти понятия стали равными друг другу, расширились и стали
синонимами, отходя от явно радикального и чаще негативно
окрашенного «фанатика».
Вернемся к тому, что является непосредственной темой моего
исследования. В наш фокус рассмотрения попадут индивидуальные и
коллективные проявления фанатства. Первое, что ассоциируется с
данным явлением – это коллектив, группа фанатов. Они часто
устраивают встречи, так называемые «сходки», с целью познакомиться,
ввести в уже устоявшуюся группу новых членов, поделиться
впечатлениями и обсудить, и иногда даже подискутировать, но без
перехода с конструктивных аргументов на личные оскорбления. Если
нет возможности встретиться лично, то создаются группы, беседы,
сообщества, имеющие целью уже описанные в предыдущем
предложении действия и объединяющие намного большие по
численности и составу группы, включая разные возраста,
национальности и положения в обществе.
Однако, часто встречаются и единоличные фанаты. Они не появляются
на сходках, не пересекаются, даже в частном порядке, с другими
фанатами, чаще не состоят в уже упомянутых сообществах в
социальных сетях. Они ведут нормальный, привычный им образ жизни,
но, все равно, считаются фанатами. Вопрос, который интересует меня –
можно ли фанатеть от чего-то вне сообщества, и чем это будет
отличаться от подобной групповой деятельности? Сейчас благодаря
Интернету, люди могут стать поклонниками практически всего, что
отвечает их интересам. Однако, насколько нужным и важным является
аспект нахождения и объединения с группой единомышленников,
учитывая частые случаи перехода из индивидуального фанатства в
коллективное и наоборот?
Подход к интерпретации этих проявлений фанатства, который
использую я в своем исследовании, будет основываться на теории
ритуалов интеракции Р. Коллинза и трактовке ритуала Э. Дюркгейма.
Теоретическая глава
Религиозный подход Э. Дюркгейма
Рассмотрим фанатство через определение ритуала Э. Дюркгейма, и
попытаемся понять, насколько он подходит для изучения одиночных и
групповых проявлений преклонения перед чем-либо в рамках моего
исследования.
В своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» он
предлагает свою интерпретацию природы социального и природы
религиозной жизни. Изучая религиозные верования и обряды туземцев
Австралии, Дюркгейм вывел, что разделение их мира на сакральный и
профанный приводит к разделению жизни: есть общество, и оно
священно, а есть обычная, повседневная жизнь, и она профанная,
светская. Этот дуализм четко выражен в религиозных обрядах и
ритуалах, и запретах.
Так, например, тотемы, священные, наделяемые практически
божественными свойствами, нельзя трогать, на них даже нельзя
смотреть в повседневной реальности. Они отличаются от других
животных и растений, которые являются пищей для людей. Почему
тотем священен? Потому что он является символом группы, его главной
ценностью и сокровищем. Люди испытывают безграничное уважение и
благоговение перед тотемом, преклоняются перед ним.
Обратимся к моему объекту исследования и перенесем выводы
Дюркгейма на мою работу. Я не совсем согласна с тем, что в
современном мире фанатство делит жизнь людей на «священную» и
мирскую. Сейчас это, скорее, проявляется в интенсивности ритуалов, о
которой я буду говорить позднее. Фанатство сопровождает жизнь
людей, не требуя дуализма реальности. Оно просто достигает своего
пика в момент объединения с такими фанатами, совместной фанатской
деятельности, или достаточно похода на концерт любимого
исполнителя, группы, встречи со своими кумирами, и это не
обязательно требует коллектива. Отсюда вытекает и другое несогласие
– в теории Э. Дюркгейма священная жизни обязательно происходит в
коллективе, среди людей, с общими ритуалами, направленными на
объединение. Возможно, эта теория не даст нам полноты картины, но
изучить явление фанатства, перенеся выводы Дюркгейма на
современную реальность, можно, но только коллективную его
составляющую.
В концепции Дюркгейма ритуалы и обряды играют значительную роль,
они закреплены и постоянно повторяются (в рамках сакральной
жизни), и в них участвуют группы верующих. Совершенные в
коллективе действия преклонения перед тотемом и другие создают и
укрепляют чувство групповой солидарности. Однако, стоит добавить,
что далее Дюркгейм делает вывод о том, что это чувство коллективной
солидарности, сформированное обрядами, встречается не только в
стандартных ситуациях проведения ритуальных богослужений, но и в
других, значимых для одного из членов группы, событий, например,
свадьба или похороны.
Если мы перенесем этот вывод на фанатство, то заметим, что такое
часто случается и здесь. «Cам факт большого скопления людей
оказывается чрезвычайно волнительным. Когда люди собираются
вместе, их сближение создает нечто наподобие электрического заряда,
который приводит их в состояние крайнего возбуждения. Любое
выраженное чувство без какого бы то ни было сопротивления
охватывает все сознания, открытые к внешним впечатлениям: одно
сознание находит отклик в других, и наоборот. Таким образом,
многократно отражаясь, начальный импульс усиливается, подобно тому
как растет лавина по мере движения. И так как столь сильные и
совершенно неконтролируемые чувства не могут не вырваться наружу,
то энергичные жесты, крики, рыдания и другие оглушительные звуки
способствуют тому, чтобы еще больше усилить то состояние, которое
они выражают. Конечно, из-за того, что коллективное чувство может
быть выражено коллективно только в том случае, если соблюдается
определенный порядок, ведущий к согласованности и единству
действий, движения и крики стремятся к тому, чтобы стать
ритмичными и упорядоченными; отсюда возникают песни и танцы. Но,
даже когда действия принимают подобный характер, они не теряют
своей естественной силы: упорядоченное волнение остается
волнением.» (Дюркгейм, с. 385)
Эти слова напоминают поведение фанатов на концертах, на поклонах
после мюзикла, например. Они подпевают, танцуют, кричат, в едином
порыве зажигают фонарики под лиричную песню, возникает чувство
единения с большинством незнакомых людей. Также довольно часто
встречающееся явление – общение и взаимопомощь. Взаимодействие с
незнакомцами, помощь, совершенно бескорыстная. Люди доверяют
таким же, как и они фанатам, верят, что человек не может совершить
что-нибудь плохое или злоупотребить этой помощью и общением, ведь
он тоже фанат, член этой замечательной и тоже является поклонником
творчества, артиста(ов)или чего-либо еще, а, следовательно, такой же
добрый и хороший, как другой член этой группы.
«Легко можно догадаться, что в состоянии такой экзальтации человек
больше не сознает себя. Он чувствует, что он захвачен, увлечен какойто внешней силой, которая заставляет его мыслить и действовать
иначе, чем в обычное время, у человека естественным образом
возникает ощущение, что он больше не является собой. Ему кажется,
что он стал другим существом: его украшения, подобие масок,
которыми он закрывает лицо, скорее физически выражают внутренние
изменения, чем помогают вызвать их. И поскольку в тот же самый
момент все его товарищи чувствуют, что меняются точно таким же
образом и выражают свои ощущения криками, жестами, всем своим
поведением» (Дюркгейм, с. 389)
Рассмотрим проявление фанатства по отношению к артистам,
выступающим на сцене, ведь здесь проще всего проследить ритуалы. К
тому же, понятие «фанат» по большей части относят именно к таким
увлечениям. Походы на концерты, мюзиклы – это событие для людей.
Они наряжаются в фанатскую атрибутику, чтобы доказать, что они
другие, что сегодня они похожи на своих кумиров, в большинстве
случаев они действительно чувствуют, что меняются, пусть на один или
несколько дней, но они другие. А близость других фанатов, радость от
того, что они не одни такие, только усиливает эмоции и подталкивает к
участию в некоторых обрядах. К тому же, у некоторых фанатов «сносит
крышу», они не осознают себя в порыве счастья и экзальтации, как в
первом предложении фрагмента выше. Они совершают странные вещи,
которые никогда бы не совершили в обычной жизни: запрыгивают на
сцену, кидают артистам вещи (это скорее относится к концертам очень
известных исполнителей). «Один мир — тот, где человек вяло
проживает свою повседневную жизнь; в другой же мир он может
проникнуть только тогда, когда начинает взаимодействовать с
необыкновенными силами, которые гальванизируют его и доводят до
настоящего неистовства.» (Дюркгейм, с.389)
Вернемся к тому утверждению, что чувство групповой солидарности
отражается позже и в значимых для одного члена группы. Фанаты –
довольно устойчивые группы, и часты явления их дружбы и встреч за
пределами непосредственно предмета их увлечения. Многие,
встретившись и подружившись, потом становятся близкими друзьями
на большую часть жизни, если не на всю, и принимают участие в
важных для друга событиях. При этом совершенно необязательно жить
в одном городе или стране. Благодаря Интернету люди делятся
важными событиями в жизни с другими фанатами, и те, несмотря на
непривязку этого события к предмету фанатства, искренне порадуются
или посочувствуют, и могут даже оказать посильную помощь.
Дюркгейм делает вывод, что в уже устоявшихся группах люди, имея
потребность приспособиться к значимым событиям своей жизни, делят
их с другими членами группы, совершая групповые ритуалы. И я с ним
в этом соглашусь.
Ритуалы интеракции Р. Коллинза.
Теперь обратимся к более широким исследованиям – «Программа
ритуалов интеракции» Р. Коллинза. Он расширяет теории Дюркгейма и
некоторые взятые из нее понятие, распространяя на другие сферы
жизни.
Первое, и самое важное, по мнению Коллинза, это то, что ситуации
создают своих участников, а не наоборот, как считалось ранее. Цепочка
ритуалов интеракции, состоящая как из мелких, мимолетных, так и
довольно продолжительных по времени ситуаций, происшествий,
интеракций, ведет человека, и чувства, состояния, в которых он
пребывает во время этих интеракций, изменяют его. «В широком
смысле, индивид и есть цепочка ритуалов интеракции. Он представляет
собой осадок ситуаций взаимодействия в прошлом и одновременно
компонент каждой новой ситуации.» (Коллинз, 29)
Я соглашусь с Коллинзом. Фанаты, фанатские группы, сообщества
создаются и образуются благодаря ритуалам, люди – частичное
производное этих ритуалов, и делают шаги, исходя из предыдущей
интеракции. Так, сходив на концерт или мюзикл, фанаты
познакомились, поделились первичными впечатлениями, а далее
создали группу или беседу для поддержания общения и дальнейших
обсуждений, дискуссий и анализов. С первого взгляда может
показаться, что все это действия людей и подтолкнули на это их
решения, но это не совсем верно. Ситуация общего единения, счастья,
экстаза толкнуло людей друг к другу, возможно, в обычной жизни, они
прошли бы мимо друг друга, не познакомившись, но цепочка «новость о
событии-покупка билетов-поход на концерт- встреча с фанатамипродолжение общения» соединило их, создав группу, то есть
следующую интеракцию, которая далее перейдет в встречи, сходки,
возможно, даже, творчество.
«Центральный механизм теории ритуала интеракции состоит в том, что
обстоятельства, сочетающие в себе высокую степень сосредоточения
внимания сторон друг на друге, т. е. высокую степень
интерсубъективности и эмоциональной включенности, обеспечиваемой
через физическую синхронизацию и взаимное стимулирование /
возбуждение нервной системы участников взаимодействия, порождают
чувство членства, связанное с когнитивными символами, и наделяют
эмоциональной энергией отдельных участников, заставляя их
испытывать уверенность, энтузиазм и желание действовать так, как они
считают нравственно верным.» (Коллинз, 35)
Сейчас я описала коллективное фанатство. Но как тогда объяснить
индивидуальное? Отличаются ли ритуалы погружения в этот тип?
Различий немного, они есть только в последнем звене и этапе
вхождения в фанатство из описанной цепочки. Коллинз говорит, что,
«Да, действительно, люди иногда действуют и находясь в одиночестве,
но в целом это происходит потому, что их ум и тело насыщены
результатами ситуативных встреч, имевших место в прошлом, так что
их произведенные в одиночестве действия все равно являются
социальными в той степени, в какой они ориентированы на
коммуникацию с другими людьми и проистекают из нее. Таким
образом, эти действия все равно оказываются внутри цепочки РИ.»
(Коллинз, 31).
Следовательно, индивидуальные фанаты все равно фанаты в полном
значении этого понятия. Различия лишь в том, что этап вхождения в
кульминацию фанатства происходит по-разному, как и дальнейшие
после нее события. Если коллективное фанатство характеризуется
групповыми ритуалами во время концерта или мюзикла, или любой
другой совместной кульминационной деятельности, то индивидуальное,
может идти в двух направлениях. Человек может точно также прийти
на мероприятие, но не познакомиться там, по отсутствию желания или
по другим личным и психологическим мотивам, и не поделиться
впечатлениями с кем-то по окончании, и далее не присоединиться к
группе. Или есть второй путь – человек по некоторым причинам,
например, по комфортному состоянию «фанатеть» одному, не
вливается, хотя бы на один вечер в группе фанатов. Но он является
фанатом, наравне с коллективными, потому что, в любом случае, при
просмотре видео, записей и эфиров с концертов, чтению интервью,
прослушивания аудиозаписей, является поклонником творчества
какого-либо артиста, например, или чего угодно другого, а это, как мы
определили, и есть определение фаната.
«Моменты, когда ритуалы интеракции активизируются с особой силой,
являются кульминацией не только в жизни групп, но и в жизни
отдельных индивидов. Это те события, о которых мы вспоминаем
впоследствии, которые наполняют значением нашу личную биографию
и порой заставляют нас и вновь и вновь пытаться повторить их: будь то
участие в каком-либо важном коллективном мероприятии, или роль
зрителя, переживающего исторический момент популярного шоу или
спортивного состязания» (Коллинз, 36)
Есть также одно большое отличие от теории Дюркгейма. Несмотря на
то, что он говорил о том, что ритуалы, совершенные в священном мире,
создают чувство солидарности и, оно переносится на повседневную
жизнь, у него все равно остается дуализм миров, у Коллинза этого нет.
Коллинз говорит, что эмоциональная энергия, сопровождающая ритуал
в определенных условиях, при другом фокусе ритуала просто затихает,
и при повторении условий усилится. Эта смена интенсивности
означает, что люди не делят мир, выставляя рамки начала и конца.
Просто эмоциональная энергия стихает, но, конечно, если ее не
обновлять, она сойдет на нет. Это ближе к явлению фанатства. Оно
сопровождает людей и в повседневной жизни, просто не так
интенсивно, как при походе или просмотре концерта, мюзикла, или
любого другого кульминационного момента.
Понятие «эмоциональная энергия» Коллинз берет у Дюркгейма.
«Индивиды, которые участвуют в интерактивных ритуалах,
наполняются эмоциональной энергией пропорционально интенсивности
взаимодействия. Дюркгейм называл эту энергию «моральной силой»,
приливом энтузиазма, позволяющим индивидам в муках ритуального
участия совершать героические акты страсти или самопожертвования.
Я бы подчеркнул другой результат возникающей в группе
эмоциональной энергии: она заряжает индивидов подобно
электрическим батареям, давая им соответствующий уровень
энтузиазма по отношению к ритуально созданным символическим
целям, когда эти индивиды находятся вне группы. (Коллинз,
«Социология философий», 70)
Итак, теория ритуалов интеракции позволила нам глубже изучить наш
вопрос, рассмотрев индивидуальные и коллективные проявления
фанатства. На теоретическом этапе мы прояснили, что эти проявления
равнозначны, и имеют некоторые различия, что не мешают людям быть
фанатами в комфортном им проявлении.
Эмпирическая глава.
Для наглядного подтверждения нам следует обратить внимание на
существующую реальность и реальных фанатов. Методами
эмпирического исследования были выбраны интервью и включенное
наблюдение.
Основная сложность исследования фанатской субкультуры, это то, что
надо иметь представление о предмете их влечения и интереса. Так как
я являюсь членом некоторых фанатских сообществ, мне будет проще
наблюдать и это позволит мне быть включенным наблюдателем, а
также легче находить интервьюируемых. Дружелюбная атмосфера и
близкий уровень дружбы с большей частью фанатов позволили мне с
легкостью собрать достаточное количество интервью, а также
оказаться посвященной в некоторые личные аспекты фанатской жизни,
благодаря долгому личному общению вне интервью с этими людьми.
Выборка для моего исследования состоит из:
1)
Активных членов фанатских сообществ, часто взаимодействующих
с группой
2)
Единоличных фанатов, не состоящих в сообществах или
неактивных их участников
Единственная трудность, с которой я столкнулась при сборе интервью,
отказ единоличных фанатов говорить со мной из-за смущения.
Активные фанаты более открыты психологически, и с готовностью
делятся своими мыслями.
Также надо отметить важный момент. Респонденты все принадлежат к
фанатам мюзиклов, иностранных, преимущественно французских
музыкальных спектаклей. Другие фанатские сферы сейчас не очень
открыты, и из-за своего огромного интернационального состава не дают
возможности проследить формирование групп, взаимодействие и
индивидуальные и коллективные проявления.
Мое эмпирическое изучение фанатов мюзикла не сузят мое
исследование, но, наоборот, даст полную картину, наиболее
насыщенную эмоциями и честностью. Так как, например, у фанатов
вселенной MARVEL выше вероятность ответа, наиболее социально
приемлемого из-за явной агрессивности сторонников некоторых
аспектов, а изменить нежелающую конфликтов природу, даже в
условиях полной анонимности, довольно сложно. Фанаты мюзиклов
представляют собой уникальную среду, где принимаются любые
мнения, и практически не бывает споров.
Обратимся сначала к явлениям индивидуального фанатства. Ярко
выраженный случай произошел во время карантина, когда молодой
человек, являющийся фанатом мюзикла «Нотр Дам де Пари», снял фанфильм, сыграв в нем мужские роли, а вместо женских вставил
фрагменты видеозаписи фанатского спектакля «Нотр Дам де Пари».
Он, к сожалению, отказался дать мне интервью, но еще до этого, я
общалась с ним, как администратор группы, в которую он предложил
для распространения свой фильм.
Из полученной мной информации выделю главные моменты.
1)
Сергей десять лет является фанатом мюзикла.
2)
Не присутствовал ни на одном из спектаклей по разным
причинам, но совершенно не испытывает печали или злости за это. Ему
вполне хватает периодического просмотра видеоверсии
3)
Фан-фильм он снимал для собственного удовольствия, не
ориентируясь на какие-то сроки или даты, к которым можно было бы
приурочить публикацию.
4)
На вопрос, зачем он пришел в фанатскую группу с своим
творчеством, он ответил, что хотел бы поделиться своим творчеством с
активным, но маленьким сообществом. Ему не хотелось, чтобы большие
группы видело фильм, для него это некомфортная среда.
Как мы можем видеть, Сергей является ярко выраженным
индивидуальным фанатом. Все десять лет фанатства он ни разу не
пошел в сообщества или завел хотя бы одного единомышленника.
Вдохновение на творчество пошло из эмоциональной энергии,
получаемой от просмотров видеоверсии. Два года из этих десяти лет он
с перерывами снимал свой фильм. Интенсивность интеракций
периодически затухала и вновь возвращалась, стоило ему пересмотреть.
По Коллинзу, действия, совершаемы в одиночестве идут от того, что
тело и ум насыщены эмоциями от прошлых ситуативных встреч. В
случае Сергея, подобной ситуацией из прошлого являлся первый
просмотр мюзикла, когда он ему понравился и заинтересовал. А дальше
Сергей сам подпитывал себя этой энергией от периодически
повторяемого ритуала.
Сергей – ярко выраженный представитель индивидуального фанатства.
На самом деле, практически все начинают с индивидуального
фанатства. Каждый в определенный момент жизни находит что-то, свой
интерес, свое увлечение, и развивается в нем до тех пор, пока не
произойдет кульминация, столкнувшая его/ее с другими фанатами.
Достаточно редки случаи, когда в фанатство кого-то привели или
познакомили с этим не по просьбе.
В гайде интервью я задавала такие вопросы по этому блоку:
«В каком состоянии фанатства Вы находитесь на данный момент:
индивидуальное или коллективное? Был ли у Вас совершен переход из
одного состояния в другое? Как он произошел и почему?»
«Вам комфортно в этом состоянии? Не хочется найти
единомышленников и присоединиться к группе, или, наоборот,
отдалиться?»
Вот примеры некоторых ответов:
1)
«Думаю, что каждый человек, открывая для себя творчество того
или иного артиста, начинает с индивидуального фанатства. Так было и
у меня ровно до тех пор, пока я не поняла, что все то прекрасное, что
дарит мне, в моем случае мир французских мюзиклов, мне хочется
разделить с единомышленником. Не просто с другом или со знакомым,
а именно с человеком, который так же трепетно любит то, что люблю я.
Тогда я начала искать и нашла замечательных людей, которых
сейчас я с
гордостью могу назвать своими друзьями.
Так что да, на данный момент я нахожусь в коллективном
фанатстве, и это не может не делать меня счастливой.»
2)
«У меня индивидуальное фанатство. В коллективе или в фан-клубе
никогда не была»
3)
«Индивидуальное. В группе фанатеющих чувствую себя глупо,
кем-то вроде члена секты, лишенного индивидуальности.»
4)
«Изначально было лишь индивидуальное фанатство, но потом
меня пригласили в беседу, где я познакомилась с такими же, как я и
фанатство стало коллективным»
5)
«Индивидуальное. На переход из коллективного в индивидуальное
повлияли разные факторы: смена окружения, взглядов и интересов и
др.»
Эти ответы привели меня в удивление, так как я считала, что
индивидуальных фанатов не так много, а их оказалось 40% из
опрошенных. Я знаю этих людей, и хотя они состоят в сообществах, не
ведут себя там активно. На уточняющий вопрос, зачем им нужны
сообщества, все ответили примерно одинаково, - чтобы не пропустить
новости.
Эти люди довольно спокойны и самодостаточны, им не очень нужен
обмен впечатлениями, они анализируют увиденное, услышанное и
пережитое сами с собой. Главное отличие от коллективных фанатов в
том, что для индивидуальных поход на спектакль или концерт, общение
с артистами уже само по себе является сильным импульсом,
эмоциональной энергией для перехода к следующей ситуации. И для
восстановления интенсивности им нужно только еще одна встреча с
предметом их увлечения, но при этом у них все равно существует
чувство солидарности с другими фанатами, хотя в данных случаях это
находится наравне с ощущением себя членом семьи или класса, как
что-то неотъемлемое.
Для коллективных фанатов кульминацией, наиболее сильной
интеракцией, будет являться не только поход на спектакль или концерт,
но и обмен впечатлениями, эмоциями, периодически сходки с другими
фанатами.
Вот так ответили некоторые респонденты на вопросы «Что Вы
чувствуете, когда находитесь на концерте любимого артиста, группы
или мюзикла? Когда Вы испытываете эти чувства, есть ли разница при
нахождении в компании или индивидуально? Есть ли ощущения
единства, похожести с другими фанатами?»
1)
«Эйфорию, чувство единства. Намного сильнее эмоции в
компании, когда есть возможность поделиться эмоциями и зарядиться
энергией других.»
2)
«На самом деле, очень сложно описать эти чувства. Радость,
наверное. Восхищение. Ощущение, что являешься частью какой-то
сказки, прикасаешься к чуду. Конечно, и единство со всеми, кто
находится в зале - ведь у нас одни эмоции на всех.»
Как видно, главное отличие состоит в интенсивности эмоциональной
энергии, которая разная для каждого проявления фанатства.
Теперь обратимся к моей попытке включенного наблюдения. Как
активный участник фанатских сообществ, я присутствовала на сходках,
как в качестве новенькой, так и в качестве члена устоявшейся группы.
Встречи были разные по формату, в том числе по численности и
возрастному набору. На первой встрече группы John Eyzen Fans я была
новенькой, и поначалу стеснялась, потому что вокруг меня были
девушки от 16 до 38 лет. Но постепенно, в течение встречи, меня
старались включить в беседу, разговорить, и я из индивидуального
фаната, с опаской и нервозностью пришедшая на встречу совершила
переход в коллективное. Из ритуалов, которые использовались в
качестве объединения, возникновению чувства общности и
принадлежности, можно назвать разговор о предмете нашего
фанатства, а именно об артисте. Разговоры о нем раскрыли, возродили
эмоции, которые мы чувствовали после спектакля, вернули тот
кульминацию, эмоциональную энергию, и мы перешли границу
незнакомства, опаски. За один раз, больше сходок по этой группе не
случалось по ряду обстоятельств, мы перешли из индивидуального
фанатства в коллективное и почувствовали, что мы друзья, которые
знают друг друга довольно давно. Анализируя дальнейший ряд
фанатских встреч, я могу сказать, что на них происходит сильный
эмоциональный подъем, равный по интенсивности походу на любимый
спектакль или встречу с любимым артистом. Мое наблюдение не
ограничилось этим. Карантин изменил формат повседневной жизни, и
фанатскую деятельность в том числе. Я неоднократно была свидетелем
упаднических настроений в группах из-за невозможно снова ощутить
тот эмоциональный подъем от встреч. Коллективным фанатам не
помогали даже пересмотры видеоверсий, а индивидуальные фанаты,
наоборот, перенесли это гораздо легче, ощущая возрастающую
интенсивность ситуации от просмотров видео в одиночестве.
В этих условиях появился новый ритуал - совместный просмотр
видеоверсий мюзиклов. Из впечатлений после них можно выделить
одно – это очень наиболее приближенная ситуация к интеракции
живого просмотра. Более того, есть возможность делиться эмоциями
прямо во время спектакля, оставляя комментарии в прямом эфире.
Наблюдается сильный эмоциональный подъем, возвращение активности
и общности в условиях разделенности карантином. Похожий результат
имели также выходы в прямые эфиры артистов, собиравшие несколько
тысяч единовременных просмотров. Читая эмоции тех, кто является
коллективными фанатами и не участвовал в совместных просмотрах и
смотрели эфиры позже, можно заметить сниженную интенсивность
эмоциональной энергии.
Обращаясь снова к разделению проявлений фанатства на
индивидуальное и коллективное, следует упомянуть и о других
аспектах. Например, символика. Для фанатов одним из главных
пунктов принадлежности к сообществу и предмету влечения является
фанатская атрибутика. В гайде интервью также был блок вопросов,
посвященных этому. Однако, есть одна важная деталь – следует
объяснить различия между фанатской атрибутикой и подражанием
артисту. Некоторые артисты имеют свой собственный стиль,
украшения, макияж, особые символы. Вопросы на эти темы в гайде
разделены.
Приведем некоторые ответы на вопросы «Есть ли у Вас желание
подражать кумиру? Носить похожую одежду, макияж, украшения? Вы
хотите делать это индивидуально, выделяясь из толпы, или Вам проще
носить эту атрибутику в компании других фанатов?»
1)
Мне просто нечему особо подражать. Мои "префере" не носят
ничего необычного в повседневной жизни... Только если они участвуют
в мюзиклах - тогда, да, появляется определенная атрибутика,
преобладающие цвета в одежде. Можно было бы обходиться без этого,
но мне приятно быть немного ближе к тому, что дарит положительные
эмоции. И не так важно, выделяюсь я из толпы или причастна к ней.
2)
Нет, подражать кумиру внешне желания нет. Носить мерч иногда,
на тематические или смежные мероприятия, тогда, когда это уместно.
3)
Я хочу быть похожей на своего кумира, но скорее не в плане
одежды, а в плане взгляда на разные вещи.
4)
У меня есть желание подражать кумиру, но скорее в плане не
внешности, а внутренних качеств и умении. Но если носить атрибутику,
то только в компании других фанатов. Для меня это комфортнее,
нежели индивидуально.
Ответы в большинстве своем основываются на подражании максимум
внутренним качествам, но если встречаются внешние подражания, то в
компании других фанатов. В ответах индивидуальных фанатов все
однозначно, они почти не носят атрибутику, нет желания подражать
кумиру. С коллективными фанатами сложнее. При походах на
определенное мероприятия и встречи – это возможно, но в
повседневной жизни это не имеет особого значения. С фанатской
атрибутикой ситуация другая.
«Носите ли Вы или имеете какую-то фанатскую атрибутику? Какие
чувства у Вас возникают, когда Вы одеваете ее на себя? Вы хотите
делать это индивидуально, выделяясь из толпы, или Вам проще носить
эту атрибутику в компании других фанатов?»
1)
Да имею, иногда ношу. В компании фанатов, конечно же проще
они понимают и разделяют твоё увлечение.
2)
Да, ношу. Эта атрибутика позволяет мне окунуться в
воспоминания от того дня.
3)
Да, атрибутика есть. Ношу, когда это не запрещено дресс-кодом.
При этом чувствую себя не такой далекой от мира префере и их
поклонников, как порой думается, когда смотрю на карту... Конечно, в
компании это ощущается еще сильнее, но и индивидуально носить для
меня так же важно.
Фанатская атрибутика дает большее чувство общности, общие символы,
означающие принадлежность к группе, надеть атрибутику – это
определенный ритуал, повышающий интенсивность интеракций.
Причем, что это относится и к индивидуальным фанатам тоже, но реже.
В качестве акцента следует добавить, что такая ситуация складывается
только у российских фанатов. Поклонники из других стран, например,
Китая, часто и с удовольствием носят атрибутику, и часто подражают
артистам, повторяя стиль одежды или макияж, иногда перенимая даже
жесты и поведение. Можно было сказать, что это потеря собственного
«Я», но это было бы верно лишь в том случае, если это происходило бы
на постоянной основе, но это происходит по настроению и на один день.
На вопрос «почему для них это важно, последовали почти одинаковые
ответы – это приносит удовольствие, и так ощущаешь себя ближе к
артисту.» Также следует добавить, что фанаты из других стран все –
индивидуальные, они не создают сообщества, хотя в социальных сетях
иногда взаимодействуют с другими фанатами.
На этом анализ моего эмпирического исследования можно закончить и
подвести итоги. Благодаря выбранным методам, мне удалось получить
насыщенную яркую картину фанатства. Результаты оказались
непредсказуемыми, а где-то вполне логичными. Рассмотрение
небольшого фанатского объединения, разбитого на более мелкие
сообщества, дало отличный шанс использовать включенное наблюдение
и прочувствовать некоторые вещи на себе, а также извлечь максимум
пользы из интервью.
Заключение.
Проведя анализ теорий Э. Дюркгейма и Р. Коллинза, а также
эмпирических исследований, можно сделать следующие выводы.
Индивидуальное и коллективное фанатство равнозначны, хотя и имеют
ряд отличий. По Коллинзу мы говорим, что оба эти проявления
формируют людей, давая индивидуальность и одновременно
принадлежность к группе в глобальном и узком смыслах. Благодаря
Интернету люди могут фанатеть от чего и кого угодно, присоединяясь к
фанатстким сообществам из разных концов света.
Также Интернет и социальные сети помогают поддерживать и
возвращать интенсивность эмоциональной энергии на расстоянии и без
возможности личных встреч, используя различные ритуалы. Более того,
мы выявили, что фанатство как цепочка ритуал интеракции имеет
значение даже в повседневной жизни, не разделяя мир человека на
фанатскую жизнь и вне ее.
Приложение №1
Гайд интервью
1) В каком состоянии фанатства Вы находитесь на данный момент:
индивидуальное или коллективное? Был ли у Вас совершен
переход из одного состояния в другое? Как он произошел и
почему?
Вам комфортно в этом состоянии? Не хочется найти
единомышленников и
присоединиться к группе, или, наоборот,
отдалиться?
2) Что Вы чувствуете, когда находитесь на концерте любимого
артиста, группы или мюзикла? Когда Вы испытываете эти чувства,
есть ли разница при нахождении в компании или индивидуально?
Есть ли ощущения единства, похожести с другими фанатами? Или
Вам проще фанатеть из дома, не выбираясь на концерты, и не
встречаясь с другими фанатами, просто смотря видео/фото из
Интернета?
3) Есть ли у Вас желание подражать кумиру? Носить похожую
одежду, макияж, украшения? Почему это кажется Вам важным,
или наоборот, неважным, если такого желания нет? Вы хотите
делать это индивидуально, выделяясь из толпы, или Вам проще
носить эту атрибутику в компании других фанатов?
Носите ли Вы или имеете какую-то фанатскую атрибутику? Какие
чувства у Вас возникают, когда Вы одеваете ее на себя? Вы хотите
делать это индивидуально, выделяясь из толпы, или Вам проще
носить эту атрибутику в компании других фанатов?
4) Фанатство составляет только одну часть Вашей жизни, и Вы
забываете о ней, пока не произойдет, связанное с этим событие?
Или же фанатство сопровождает Вас и в повседневной жизни,
просто сменяя интенсивность, затихая в рутине и усиливаясь в
определенные фанатские моменты?
Интервью (транскрипт первого интервью)
И.: Здраствуйте. Можете ответить на пару моих вопросов?
Ф.: Здравствуйте. Да, с удовольствием отвечу.
И.: Спасибо большое.
В каком состоянии фанатства Вы находитесь на данный момент:
индивидуальное или коллективное? Был ли у Вас совершен
переход из одного состояния в другое? Как он произошел и
почему?
Ф.: Думаю, что каждый человек, открывая для себя творчество
того или иного артиста, начинает с индивидуального фанатства.
Так было и у меня ровно до тех пор, пока я не поняла, что все то
прекрасное, что дарит мне, в моем случае мир французских
мюзиклов, мне хочется разделить с единомышленником. Не
просто с другом или со знакомым, а именно с человеком, который
так же трепетно любит то, что люблю я.
Тогда я начала искать и нашла замечательных людей, которых
сейчас я с гордостью могу назвать своими друзьями.
Так что да, на данный момент я нахожусь в коллективном
фанатстве, и это не может не делать меня счастливой.
И.: Вам комфортно в этом состоянии?
Ф.: Я связана с этими людьми музыкой, идеями, мечтами. Мне
более чем комфортно и у меня никогда не возникало мыслей
отдалиться и разорвать эту связь.
Живые концерты или спектакли просто необходимы. Это как
глоток свежего воздуха. Особенно если рядом есть компания, для
которой происходящее является такой же неотъемлемой частью
жизни.
Зачастую публика на концертах - это единый живой организм. Это
невероятно ценно как для поклонников, так и для самого артиста.
Подобное может происходить только когда между фанатами царит
любовь и взаимоуважение.
На таких концертах я испытываю гордость и благодарность за то,
что судьба свела меня с этими людьми.
И.: Есть ли у Вас желание подражать кумиру?
Ф.: Желания подражать кумиру у меня никогда не было. Кумир
для меня скорее неиссякаемый источник вдохновения, а не тот,
кого мне во всем хочется копировать.
Это очень индивидуальный вопрос. Я знаю людей, которые теряют
свое «я» в погоне за схожестью, а есть и те, кто считает это не
нужным и никак не показывает свою причастность к фан-клубу.
Для кого-то это очень сокровенно.
И.: Носите ли Вы или имеете какую-то фанатскую атрибутику?
Какие чувства у Вас возникают, когда Вы одеваете ее на себя? Вы
хотите делать это индивидуально, выделяясь из толпы, или Вам
проще носить эту атрибутику в компании других фанатов?
Ф.: В данный момент я не ношу фанатскую атрибутику, но мне
проще носить её в компании других фанатов, так я чувствую себя
комфортнее.
И.: Фанатство сопровождает Вас и в повседневной жизни, просто
сменяя интенсивность, затихая в рутине и усиливаясь в
определенные фанатские моменты?
Ф.: Фанатство со мной всегда. Просто на концертах оно
вспыхивает с новой силой, а в обычной жизни незаметно
сопровождает, даря все то же вдохновение.
И.: Спасибо Вам большое еще раз за то, что согласились ответить.
До свидания.
Ф.: Я была рада помочь. До свидания.
Приложение №2
Список литературы:
1)
Дюркгейм Эмиль (1912). Элементарные формы религиозной
жизни.
2)
Коллинз Рэндалл (2004). Программа теории ритуала интеракции.
Журнал социологии и социальной антропологии, 7 (1), 27-39.
3)
Коллинз Р. Социология философий. Новосибирск : Сибирский
хронограф, 2002. 1281 с.
4)
Ю.А. Хамрина. ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОГО
ПОСРЕДСТВОМ РИТУАЛА. Научная редакция «Философия, социология,
политология», 24 октября 2011 г.
5)
Keesman L., Weenink D., Barsegyan V. (2019). Sociologizing with R.
Collins: an Interview about Emotions, Violence, Attention Space and
Sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya (1), pp.40-51 DOI:
10.31857/S013216250003746-3
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв