Институт социального партнерства в России (на примере работы Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)

В 1990-х гг. с необходимостью построения нового государства, функционирующего в новых законодательных рамках, появился феномен социального партнерства в России. Страна находилась в сложном социально-экономическом положении и было важно создать институт, который бы защищал и представлял интересы граждан в социально-трудовой сфере. В связи с этим была создана Российская Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с изначальным замыслом Комиссия должна была стать инструментом согласования позиций государства, работодателей и работников и позволить последним защитить свои интересы. Эти идеи активно пропагандировались в СМИ, но со стабилизацией экономики, Комиссии перестали уделять внимание. Она продолжала исполнять роль подготовительного института при создании законопроектов, и ее работа была высоко отмечена на правительственном уровне. Тем не менее, Комиссия стала превращаться в элитарный клуб, лоббирующий интересы наиболее сильных акторов. В связи с новым интересом государства к изменению социальной политики в РФ и их обращению к помощи социальных партнеров, важно понять, что сегодня из себя представляет РТК и какие цели и стратегии их достижения есть у ее членов. Существует нормативная модель работы РТК по регулированию социально-трудовых отношений, которая определяется нормативно-правовыми документами о функционировании Комиссии. Но в тоже время есть некие реальные практики ее функционирования, которые отличаются от нормативных рамок. В связи с тем, что существуют подобные практики, РТК была рассмотрена в качестве площадки, которая основывается на формальных и неформальных практиках взаимодействия. Исследовательский вопрос работы: «Почему РТК по регулированию социально-трудовых отношений не стала институтом социального партнерства?». Цель исследования: анализ особенностей функционирования этого института на практике. Работа написана в рамках неоинституциональной теории. Для ответа на поставленный вопрос был собран и проанализирован большой блок эмпирических данных. На их основе удалось раскрыть микромеханику функционирования РТК на практике. Были выделены основные особенности функционирования Комиссии, а также механизмы институциональной деформации. Во-первых, наблюдается использование рабочих групп как механизма предварительного принятия решений. Данная стратегия возникает из-за стремления членов РТК рассмотреть вопросы в более узком кругу, детально проработать их и внести больше выгодных поправок для сторон. Во-вторых, члены РТК используют неформальные/личные договоренности, так как стремятся реализовать свои интересы и обрести союзников на площадке РТК. В-третьих, прибегают к двухсторонним соглашениям. Данная стратегия возникает в случае, когда две стороны пришли к соглашению, а третью не смогли убедить в правильности своего решения. В-четвертых, в связи с несвоевременным предоставлением информации по вопросам, вынесенным на заседание РТК, наблюдается нарушение Регламента работы Комиссии. В-пятых, было выявлено принятие законопроектов в социально-трудовой сфере на других правительственных площадках без участия членов РТК, что по мнению членов Комиссии приводит к нарушению их прав, как социальных партнеров. И наконец, в-шестых, сторона Правительства осуществляет давление на социальных партнеров через подчеркивание государственной значимости вопросов. Данная стратегия возникает из-за формальной необходимости утверждения проектов в социально-трудовой сфере на площадке Трехсторонней Комиссии. Тем не менее, РТК в нынешнем ее формате устраивает все три стороны, так как у каждой из них есть свои мотивы для участия в этом институте и их интересы удается реализовать. Таким образом, благодаря анализу теоретических и эмпирических данных удалось доказать все гипотезы, выдвинутые при написании этого исследования.

Политика и политические науки
Дипломы

Вуз: Северо-Западный институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт РАНХиГС)

ID: 5ef60bcccd3d3e00013bf0a7
UUID: a786c310-99ea-0138-0ba2-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 8

14.16

Полина Кочнева

Северо-Западный институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт РАНХиГС)


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 1,0 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Полина Кочнева
Рецензия на ВКР

больше 4 лет назад
Для лиц старше 18 лет