ФЕДЕР АЛЬНОЕ ГОСУДАР СТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБР АЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧР ЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБР АЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И
МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
(НА ПРИМЕРЕ КУРСА ГЕОГРАФИЯ РОССИИ)
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование профиль География и
безопасность жизнедеятельности
очной формы обучения, группы 02041208
Скориковой Анны Сергеевны
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Л.Н. Трикула
БЕЛГОРОД 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 3
1 Теоретические основы появления интегрированных технологий в
общеобразовательных учреждениях ................................................................ 5
1.1 Современные интегративно-педагогические концепции............................ 5
1.2 Типология междисциплинарных
связей ..................................................... 9
уроках
1.3 Сущность учебногпонятия «интегрированные формиванетехнологии»................................. 11
1.4 Методические априоде спекты использования интегрированных
технологий..... 14
технолги
2 Межпредметные связи
и интегративность школьного
курса географии
..... 17
появлютс
четко
формиуются
2.1 Межпредметные спобнысвязи на уроках выступаюгеографии ............................................ 17
2.2 Анализ курса географии и возможность применения интегрированных
технологий...................................................................................................... 29
3 Опытно-экспериментальная работа на уроках географии с использованием
интегрированных технологий.................. Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Состояние проблемы использования интегрированных технологий в
МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода ...... Ошибка! Закладка не определена.
3.2 Апробация разработанных уроков географии с использованием
интегрированных технологий в МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода
................................................................. Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................... Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................... 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А .......................................................................................... 38
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в теории и практике обучения ведутся поиски
оптимальных вариантов преподавания школьных дисциплин. В связи с
доступностью всевозможной информацией методика обучения предъявляет
особые требования к образованию и к педагогическим работникам. В связи с
этим обучение переживает сложный период. И особенно актуальной
становится задача формирования целостной личности, у которой сложится
оптимальный взгляд на окружающий мир. Общество требует перемен в
мышления во многих областях жизни и внедрения новых педагогических
технологий. Одним из путей достижения этого является обучение, в котором
применяются интегрированные технологии.
Недостаточно обеспечить учеников суммой знаний и стараться развить
у него интерес к тому или иному предмету, нужно формировать личность,
способную активно встраиваться в современное общество, способную к
дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Современная система
образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению,
который подразумевает, что каждый предмет изучается отдельно в отрыве от
другого. Поэтому в последнее время в школьной среде особое внимание
уделяется разработке межпредметных уроков, проведению интегрированных
занятий, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных
предметов,
в
результате приводит к образованию новых качеств,
представляющих целостность, которое достигнутое широким и углубленным
взаимопроникновением этих знаний.
Уроки, на которых применяются интегрированные технологии,
направлены на формирование высокообразованного, интеллектуального и
развитого
школьника
с
целостным пониманием
картины
мира,
с
представлением глубины связей явлений и процессов. Дисциплинарная
разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения
выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают
4
тенденции к экономической, политической, культурной, информационной
интеграции. Исходя из этого, самостоятельность предметов и их слабая связь
между собой порождают серьезные трудности в формировании у
обучающихся
целостной картины
мира,
препятствуют органичному
восприятию культуры, поэтому интегрированные технологии являются
инновационным средством для формирования познавательной компетенции
учеников.
Объект исследования – интегрированные технологии в учебновоспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования – интегрированные технологии в обучении
географии.
Цель данного исследования – изучить особенности использования
интегрированных технологий в обучении географии.
Задачи исследования:
1) изучить
теоретические
основы
появления
интегрированных
технологий в образовательных учреждениях;
2) установить межпредметные связи и интегративность школьного
курса географии;
3) провести опытно-экспериментальную работу на уроках географии с
использованием интегрированных технологий.
Методы,
использовавшиеся
при написании данной выпускной
квалификационной работы: подбор и обработка библиографических
источников; анализ методических материалов; обобщение передового
педагогического опыта, разработка анкеты, эксперимент, методические
разработки конспектов уроков по географии.
5
1 Теоретические основы появления интегрированных технологий в
общеобразовательных учреждениях
1.1 Современные интегративно-педагогические концепции
В
настоящий
момент
существует
интегративно-педагогических
множество
концепций
–
современных
совокупностей
систематизированных суждений, положений и идей, которые определяют
направленность и содержание интегративно-педагогической практики в той
или иной сфере, на том или ином уровне осуществления образовательновоспитательных целей и задач.
Среди интегративно-педагогических концепций выделяются две
группы.
В
первой
из
них
располагаются
концепции,
которые
непосредственно своим предметом имеют интеграционные процессы, что
находит отражение в их названиях. К ним относятся: концепция интеграции
воспитательных
сил
общества,
авторы
которой
В.Д.
Семенов
и
Ю.С.Бродский, концепция внутрипредметной интеграции педагогического
знания, исследуемая В.И. Загвязинским, концепция интегративной картины
образования, автор-Г.Н. Сериков, концепция синтеза дидактических систем,
выдвинутая Л.А. Артемьевой, В.В. Гаврилюц, М.И. Махмутовым, концепция
интеграции общего и профессионального образования М.А. Берулава,
Ю.С.Тюнника,
концепция
интегрирования
содержания
начального
профессионального образования Л.Д. Федотовой, концепция интеграции
химических, химико-технологических и моделироведческих дисциплин
И.К.Курамшина,
концепция
интеграции
и
дифференциации
форм
организации обучения И.Г. Ибрагимова, концепция интеграции высшего
образования и фундаментальной науки, концепция интегрированных
учебных заведений, использованная в США и Западной Европе [4].
Ко второй группе относят образовательно-воспитательные концепции,
в которых интегративный элемент внешне не проявляется, но имплицитно
6
задается их характеристиками и выступает в качестве результата их
реализации. В них входят: концепция культурно-образовательного центра
А.Я.Найна,
концепция
голографического
образования
А.С.Белкина,
концепция целостной школы в современной немецкой педагогике Р.Винкель,
Х. Редера, Х. Брюнгера.
Концепция интеграции воспитательных сил общества строится на
известных положениях Дж. Дьюи, что школа должна практически слиться с
социально-экономическими потребностями и П. Наторпа – школа должна
присоединиться
отечественной
к
хозяйственным
педагогике
сообществам.
считается,
что
В
современной
социально-педагогический
комплекс начинается тогда, когда воспитательные силы микрорайона
интегрируются в единую систему, функционирующую как ансамбль, единый
механизм взаимодействующих элементов. При этом допускается утрата
ведомствами автономности ради диалектического обогащения нового
интегрированного взаимодействия [2].
Теоретико-методологическое обеспечение интеграции воспитательных
сил общества представлено в трудах В.Д. Семенова. Разработан понятийнокатегориальный аппарат вопроса. К примеру, целостность среды им
определяется
как
совокупность
взаимодействий,
обеспечивающих
жизнедеятельность личности на всех уровнях развития его потребностей,
установок, диспозиций, а также, как совокупность условий, обеспечивающих
реализацию
витальных
потребностей.
Это,
наконец,
условия,
обеспечивающие самоутверждение, самовыражение человека социальной
деятельности
на
уровне
социальных
интересов.
Им
передается
характеристика сути педагогики среды, которая, на его взгляд, изучает
воспитание не только как общественное явление, как вид духовных
отношений, не только воспитательный потенциал общества (социализация),
но и пути его актуализации, противоречия и движущие силы воспитания
человека в единстве с его образом жизни. Согласно этому педагогика среды
интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике
7
общественного воспитания. Подобное объединение предоставляет шанс для
социальной педагогики решать прямые педагогические проблемы в ходе
социально-педагогических
исследований,
обобщения
передового
педагогического опыта, введения его в массовое обучение.
В работах В.И. Загвязинского разработаны основные положения
концепции внутрипредметной интеграции педагогического знания, в которых
определены ее факторы, идеи построения интегративных педагогических
концепций, исходные принципы, которые составляют суть общей педагогики
и курс ее изменений. Одно из направлений интеграции подразумевает под
собой выделение главного материала, которое
необходимо изучать
в школе.
широты
личност
также
Такое направление состоит
из двух темыидей, одна содержанияиз которых- горизонтальная, деятльноси
образвния
подразумевающая под стави собой то, важно что необходимо творческйвыделять из педагогики
методику и теорию. Следующий
ряда
аспект вертикальный,
котрые
деятльноси
в котором
рассматриваются теоричскг учения о принципах, литерау механизмах, подходах урок и формах
обучения уроках и учения о теоретических прогам основах, инвариантных учебног методов в
воспитании [24].учебных
Вторым
формиваню
направлением выражается
матеикой
потребность в синтезе
таким
уже
существующих горизнтал концепций. Третье направление принцы в перспективе ведет отражющу к
созданию интегративной логическ системы знаний - комплексного связей современного
обществоведения, в которой своейсистемно построенная педагогика
займет оснвйодно
пеработки
из центральных
развиется
мест. В этом
котрг
подходе разрабатывается концепция
интегративной картины образования, учащихсяв центре которой помещается целевой
работх
комплеснг
заказ. Большую формиванероль играют формев данной проблеме образовательные обученипроцессы,
интегрирующие
уровень
деятельность преподавания
межпрдтны
и воспитания. В своей
совокупности присеваемая стои образованность и образовательные учебной процессы
составляют углбить ту часть интегративной изучен картины образования, ступенй в которой
отражены формиванеаспекты образования, связинепосредственно относящиеся коценка участию в
нем расшиенучащихся [8].
8
урок
Реализация образовательных
процессов невозможна
развитя
треь
без вполне
определенного отражющуобеспечения, включающего деятльносв себя содержание созданиеобразования,
методы реализации интеграцяобразовательных процессов, горизнталквалификацию педагогов результаи
материальные условия. Таким образом, привлечн мы имеем дело обеспчни с определенной
формой
выражения
уровень
целостных
межпрдтног
представлений об образовании,
реж
охватывающих всю своей совокупность его изучен разнокачественных составляющих.
Собственно, организц предлагаемая интегративная интеграц картина есть ничто широкй иное, как
открытая эфективнойдинамичная система творческйсуществования, функционирования выоди развития
образования. Концепция
пострени
интеграции общего
и профессионального
важно
образования формиване предложена в работах обучения М.Н. Берулавы. С обучени его точки форме зрения
интеграция логическсодержания образования выражает методахединство содержательных такими
процессуальных сторон функция и имеет отношение таким ко всем уровням совремных содержания
образования – общетеоретического развиется представления, учебного также предмета,
учебного
опредлния
материала,
педагогической
материл
действительности,
личности.
Объективной активносьосновой интеграции можетобщего профессионального образования,
время
по мнению детиН.М. Берулавы, выступают интеграционные
процессы, имеющие
образвни
принцы
место процесав науке, технике технолгии производстве. Основные ориентацянаправления интеграции вышает
науки, техники и
виде могут когда
принцы производства, в дидактически адаптированном
методы
выступать в качестве
профессионального
явлений
основных направлений
образования.
Им
диактчес
именоваый
интеграции общего
выделяются
физческм
и
структурно-
типологические многие характеристики интеграции урокв содержания образования, приводят а
также ее факторы, опредлнияфункции и принципы [10].
Интеграция
оказывать
интерса
проблемы
общего и профессионального
матеичскх
образования способна
самое существенное углбить влияние на формирование технолгий готовности
учащихся предмтныик профессиональной ориентации, литерауна обеспечение ее целостности.
Со изученсвоей стороны, ориентация предстает
реальной системой,
относительно
обучения
формиване
новм
которой строится общенаучыйи реализуется интеграция образования. Можно отметить,
изучен
что взнаия связи с кризисом классно-урочной
системы втрадицонй теории и практике особую
важно
настояще
9
активность возникают приобретают вопросы конретму интеграции и дифференциации методах форм
организации вторй обучения. Особенно подробно привлечн анализируются основные
тенденции развития интеграции
себя
форм организации
формиваня
отвеснг
обучения. Можно
выделить обучени такие аспекты, диактческак: усиление интеграционных темыначал в разработке
урока, формирование общей рассредоточенных во времени каждой комплексных форм
принцы
организации обучения конретыхконкретному предмету (интеграция явленийпо горизонтали),
обоснование функциясистемы форм организации
обучения вволнами рамках более темыкрупных,
прямые
чем учебногурок структурных следутединиц учебного появленипроцесса - учебного межпрдтныдня, учебной формиваня
недели (интеграция работпо вертикали). Первая красотутенденция связана совкупнтьс интеграцией
внутренних компонентов
остьнакив
урока, например, его
есть
основных функций -
обучающей, принцы развивающей, воспитывающей. Другая контес ее линия отражает
азрботк
процесс теоретического такими практического обоснования предмтныхнового типа уровнеурока интегративного,
доля
показателем которого
мыслить
выступает синтез
опредляют
содержания
изучаемого интеграця материала, теоретического известной и производственного обучения;
доля
предметов общеобразовательного элемнтарыхцикла между ормиуютсяфсобой, синтез испаренядеятельности
двух родствеными более педагогов конретмуи т.д. Еще когдаодна линия учителйразвития первой тенденции
будщей
поиск общейпутей интеграции плануроков различных шенавидов.
Интегрированные технологии курсах обучения способствуют результа воспитанию в
духе
совремнй
широкой социальной
принцы
коммуникабельности, интеллигентного
ставия
и
ответственного отношения использване каждого к самому общенаучый себе, окружающим обученилюдям и
природе, функция формированию развитой, совремнй свободной и позитивно течни настроенной
личности [17].
1.2 Типология урокахмеждисциплинарных связей
Интегративно-педагогические вышаетконцепции, которые включают в общенаучый себя
обширное разботныесобрание интегрированных моделируютсредств, могут теоричскгбыть использованы всущноть
10
качестве технолого-методологического
конец
и собственно-технологического
инструментария традицонйосуществления интегративно-педагогической расмтивюдеятельности.
Они также способны на своей обучени базе порождать функция интегративно-педагогические
технологии.
Для
курсах
формирования системного
применением
интегрированных
удобрений
знания и разработки уроков
технологий
следует
боле
выделить
базовые
с
ряд
междисциплинарных связей
и изучить механизмы
их действия. В настоящее
общенаучый
идеалов
время
выделяются следующие
может
типы междисциплинарных
ситема
учебный
связей,
способствующие инуюформированию целостного горизнталзнания и системного такжемышления,
такие как:
красоту
• учебно-междисциплинарные прямые связисвязи;
• исследовательско-междисциплинарные прямые
связи;
явлений
• ментально-опосредованные межпрдтнысвязи;
• опосредованно-прикладные связи.
Учебно-междисциплинарные содержани прямые связи внеурочй возникают в том найти случае,
если
усвоение одной
картины
установлеи
дисциплины базируется
методы
на знании другой,
мер
предшествующей дисциплины. Такие собй связи характерны себ для предметов,
входящих развиют в один блок. При котрая их изучении прежде ест всего необходимо
связи
определить базисное инуюядро знаний педагокаждой дисциплины, обученияее тезаурус, и четко
предолагт
представить структуру системных
связей между
дисциплинами одного
блока.
развиется
материл
темпрауы
Учебно-междисциплинарные многчислеыпрямые связи следующимогут быть ставииспользованы
при
прогам
разработке
заключительного
урок
интегрированного
курса,
реализця
систематизирующего полученные также специальные знания, главно и объективного
отбора многбразиевопросов для базируетсямеждисциплинарного экзамена [19].
Исследовательско-междисциплинарные именоваый прямые связи делают проблемного
характера элемнтовсуществуют в том доляслучае, если урокдве или наиболеболее дисциплины развитюимеют
общий ированые объект исследования наиболе или общие развитепроблемы, но рассматривают связиих с
разных дисциплинарных подходов
и в различных аспектах.
создание
интеграц
11
Ментально-опосредованные связи расмтивю возникают в том связи случае, когда
средствами разных изучен учебных дисциплин
может
формируются одни
найти
отражющу
и те же
компоненты и интеллектуальные план умения. В контексте географического
образования пострени это могут функциябыть логические следутметоды анализа работхи умозаключений,
системное опытамышление, пространственное формиванювоображение, образно-интуитивное появлени
мышление, методы прямыерешения эвристических учебногзадач, т.е. все, появленичто способствует школьными
развитию у школьников современного мертворческого мышления.
Опосредованно-прикладные умениясвязи формируются, сотяниекогда понятия внеурочйодной
науки прогамиспользуются при логическизучении другой. Эти связи
возникают вэфективной процессе
интерс
гуманизации, фундаментализации удобренийи экологизации образования [18].
1.3 Сущность бногпонятия «интегрированные формиванетехнологии»
Как правило, связи понятие интеграция цель означает состояние имел связанности
отдельных различныхдифференцированных частей образвнияи функций системы уменияв целое, а также
создание
процесс, ведущий следтвия к такому состоянию. В изучен наше время реальная организц задача
осмысления котрг интеграции состоит связей не с позиции практики, удобренийа с точки зрения
интеграця
теории, поскольку ваныеона относится к прямыеинтеграции не как многчислеык конкретному знанию урокв
или полезной
котрых
информации, а с положения
базируется
ее воплощения в форме
также
абстрактных суждений котрыхи умозаключений, которые такихпозволяют выйти методыза грани
непосредственного проблем опыта и обнаружить требую непривычные связи прогам в обучении.
Сущность
благоприятные
процесса интеграции различных заключается в том, многчислеы что происходят
качественные преобразования
теоричскх
внутри каждого
котрая
вышает
элемента, которые
непосредственно такжевходят в систему.
Проблемы
собй
интеграции в педагогике комплеснг рассматриваются в разных
совкупнть
аспектах в трудах многих
исследователей. Принцип интеграции
предполагает
повтрени
развитя
стоивзаимосвязь всех организцкомпонентов процесса обучения, всех проблемыэлементов
12
системы, предмтных
связь между системами.
Он является ведущим
при разработке
целеполагания,
знаия
имет
стави
интеграцяопределения
содержания теоричскгобучения, его прямыеформ и методов.
Интеграция вторым школьных дисциплин боле представляет собой выделяют качественно
новый
урока
уровень взаимодействия,
оснвах
который характерен
удобрений
именно для
современных ставиусловий развития выполняютобразовательного процесса [22].
История развите интегрированных технологий межпрдтных обучения в теории времяи практике
педагогики материлдвадцатого века еолвключает
три этапа:
нп
1) начало-конец 20-х литерау годов XX века. В котрая этот период опредлния возникают два
противоположных дидактических
принципа: предметность
и комплексность.
горизнтал
прямые
Развивается межпрдтног проблемно-комплексное обучение предолагт на межпредметной основе.
Впрочем, от
традиционной методики обучения
не стали отказываться.
процесами
улчшает
ничто
2) 50-е моделируют годы XX века. Интегрированные педаго технологии выражаются в
педагогическом зрениясознании в форме ставиямежпредметных связей (в опредлнияосновном между
именоваый
профессиональными и предметными
многочисленные
общей
после
связями), но затем возникают
представления о межпредметности
многбразие
как о принципе
дидактики, что приводят кмыслить разрушению этого компромисса.
Таким образом,
функций
связей
межпрдтны
формируется понятие урокинтеграции образования.
3) 80-е-90-е помещатся годы XX века. Интеграция глубина рассматривается как общей идея
комплексного обучения.
обучающимся
Интегрированные
технологии
обучения
творческих
в
современном
образовательном быть процессе применяются для учителй повышения качества всех
идеалов
ступеней образования. Использование базовые комплексности и системности установлеи при
структурировании может содержания образования, течниа также организация целомучебного
процесса междуна интегрированной основе проявлениимеет следующие прогампреимущества:
• интегрированное шена содержание обучения оснвй является информационно
более емким и
мыслить системно;
различных направлено на формирование способности
котрых
•
интегрированные
активнось
понятия
позволяют
интеграця
сформировать
ориентировочную основу
действий высокого
уровня обобщения;
образвния
стиля
установлеи
13
спобнть
• интегрированное готвнсь содержание обладает перход большими возможностями
учитель
формирования альтернативного также мышления обучающихся, глубина позволяющего
свободно себ оценивать факты читаю и находить принципиально межпрдтны новые методы
образвния
решения поставленных задач;
восприяте
• построение
оценивать
учебного процесса опна интегрированной основе
щиеся
способствует развитию время симультанного мышления, мыслить то есть способности
курсе
видеть общее щиесяво внешне разнокачественных нахождеияявлениях и процессах;
•
интегрированное
вычислен
обучение направлено
дисцплн
на формирование
диалектического мышления
обучающихся, то есть позволяет
рассматривать
мыслить
самы
красоту
проблемные ситуации различного
уровня гласовныхсложности;
выделяют
• при интеграции
образно-эмоционального и
также
организц логического компонентов
изучен процесса
обучения клас достигается целостное установлеи восприятие мира, ситема привлечение
различных педагоичскммеханизмов познавательной именои исследовательской деятельности;
• интеграция разнохарактерного
содержания способствует
реализации
удобрений
создание
ценностного подхода
развитя
к обучению, повышает
интеграц
уровень личной
вычислен
четко
и
профессиональной мотивации обучающихся.
Стоит отметить, выполняютчто интегрированное формиванеобучение способствует контесразвитию
научного осбен стиля мышления интег обучающихся, даёт учебников возможность широкого
применения обучающимися
деятльнос
естественнонаучного метода
комплеснг
прогам
познания,
формирует комплексный
подход первойк учебным предметам, позвляющийединый взгляд межпрдтнына ту
связи
или иную формепроблему, отражающую связиобъективные связи интеграцв окружающем мире,
повышает формиванекачество знаний цельюобучающихся, развивает интерес обучающихся
к
имено
предметам, расширяет использване кругозор обучающихся, деятльноси способствует развитию
использване
творческих возможностей [24].
Интегративные технологии выполняют открывают перспективу повтрени использования
общенаучных
полне
методов теоретического
интегравой
исследования в педагогике.
Применение формиваняинтегративного подхода прямыев педагогическом процессе способно
имено
сформировать качественно знакомятсновую систему – интегральное заботобразовательное
пространство. Для нашего
времени характерна
интеграция наук,
стремление
азрботк
сторн
привлечн
14
следующи
получить как осбен можно более благоприятные точное представление совремнй об общей картине активносьмира.
Эти горизнтал идеи находят землтрясни отражение в концепции широкй современного образования. Но
выялени
решить такую может задачу невозможно конретму в рамках одного опредляют учебного предмета.
Поэтому вреализця теории и практике обучения
наблюдается тенденция
к интеграции
наиболе
методв
стиля
учебных дисциплин (интегрированные элемнтарых курсы, интегрированные опредлния уроки),
которая нахождеия позволяет обучающимся достигать совремнй межпредметных обобщений элемнтарых и
приближаться к пониманию спобныобщей картины межпрдтногмира.
Таким образом, интегрированные технологии в обучении строятся на
том, чтобы обучающиеся находили новые связи между явлениями, фактами,
подтверждали или углубляли определенные выводы и наблюдения.
методв
1.4
Методические
приодеаспекты
использования
технолги
интегрированных
технологий
Интеграция развите в обучении предполагает прежде связей всего существенное
этап
развитие и углубление использванемежпредметных связей, читаюкоторые являются своейаналогом
связей сотяние межнаучных и переход установлеи от согласования преподавания связей разных
предметов кболе глубокому их взаимодействию. Интеграция
знаний
из различных
процес
себя
постреная предметов
осуществляется принцы с помощью интегрированного улчшаетурока. Система
конец
интегрированных уроков лежит
в основе интегрированного
обучения.
теоричскг
воднг
Интегрированный имел урок – это специально объектах организованный урок, учащихсяцель
которого ничтоможет быть педагодостигнута лишь связейпри объединении отражющузнаний из разных всегда
предметов, направленный
пограничной
испареня
проблемы,
следующий
на рассмотрение и решение
позволяющий
широкй
добиться
учащихся
какой-либо
целостного,
теграция
синтезированного восприятия учащимися
исследуемого вопроса,
гармонично
развите
методах
создания
сочетающий в себе явлений методы различных появлютс наук и имеющий связи практическую
направленность [23].
15
Выделяют ваные следующие признаки предмтов интегрированного урока, осзнаиютакие как,
урок специально красоту организован, четко полне поставлена цель, предмтов задачи, синтез
егративно
роли
изучаемых вопросов, функцияэкономия времени красотуучебного процесса, провдятсиспользование
знаний из
разных дисциплин.
сторн
Поскольку
разнообразные
в
предолагт
котрые
интегрированном
обучении
междисциплинарные проблемы,
осбен
матеичскх
рассматриваются
расширяющие рамки
вычислен
действующих программ содер и учебников для обучени общеобразовательных школ, связей но
необходимые и уместные многие для развития сторнучащихся, то следует межпрдтныподчеркнуть,
что этом при таком целью подходе гармонично глубина сочетаются разнообразные отвеснг методы
обучения (методы анлиз преподавания и изучения), совремнй используемые на стыке
служит
предметов: лекция эфективной и беседа, объяснение стиля и управление самостоятельной
моделируют
работой учащихся, работ наблюдение и опыт, комплесных сравнение, анализ удобрений и синтез, также
отводится
время
методам
использване
обучения на компьютерных
предмтныи
моделях.
Принципы интегрированного обучения
призваны
в полной мере
работать на
также
учения
оценка
достижение изученглавной цели это развитие важномышления учащихся [21].
Целостное,
следтвия
синтезированное, систематизированное
годы
восприятие
изучаемых себпо той или внеурочйиной теме школевопросов способствует использванеразвитию широты межпрдтны
мышления. Постановка этап проблемы, исследуемой пользвание методами интеграции,
связи
развивает целенаправленность трудахи активность мышления.
Также межпрдтныхобязательная реализация процесарассматриваемой проблемы широкйв какой-то
практической предмтных ситуации усиливает самыпрактическую направленность формиванеобучения,
что класразвивает критичность ситемамышления, способность знакомятссопоставлять теорию химейс
практикой. Новые подходы интеграцяк известной ситуации, естьнестандартные способы
решения проблемы,
совметн
возможность выбора
информац
решения данной межпрдтны проблемы
новую
способствуют пострени развитию гибкости осущетвлни мышления и развивают общегоригинальность
мышления.
В
нашего
целом, можно
использване
отметить, что
интегрированных технологий способствует
16
обучение с применение
оснвй
выделяют
развитию научного
доля
стиля
уровень
мышления разныхучащихся, даёт педагоиквозможность широкого обученияприменения учащимися
прогам
естественнонаучного метода интеграця познания, формирует явлений комплексный подход развите к
учебным предметам, детиединый с точки зрения
естественных явленийнаук взгляд деятльносина ту
высокм
или иную формиуютсяпроблему, отражающую изучтьобъективные связи организцв окружающем мире,
повышает высокм качество знаний ионых учащихся, повышает время и развивает интерес
многчислеы
учащихся к предметам, обобщённые умения если и навыки: вычислительные,
ступенй
измерительные,
активнось
графические,
может
моделирования,
экспериментирования.
17
наблюдения,
2 Межпредметные появлютссвязи и интегративность четкошкольного курса формиуютсягеографии
2.1 Межпредметные связи
на уроках географии
спобны
выступаю
Затруднительно указать этим другой школьный внутреипредмет, который учебнымобладал
бы таким методыбезграничным, как собраниегеография, диапазоном межпредметных пользваниесвязей,
имел найти бы такое множество контес форм и средств красоту обучения, которое подхы не всегда
используется цельюпедагогом. Введение развитемежпредметных связей землтряснив школьный курс
конретых
способствует более такимобширному усвоению послезнаний, формированию учительнаучных
понятий время и правил, модернизацию пострени учебно-воспитательного процесса себя и
оптимальной его изучен организации, формированию многчислеымировоззрения, понимания
себ
взаимосвязи явлений выделяют в природе и обществе, объяснеи что имеет многчислеы колоссальное
воспитательное
способствуют
учебных
значение. Помимо
этого, междисциплинарные
интеграця
увеличению общенаучной
стиля
учения
ступени знаний
проявлени
содержания
связи
учеников,
совершенствованию логического
мышления и
деятльноси
знакомятс их творческих способностей.
В
идеалов
данное время
профилактики
урока
все более
перегруженности
изучен
связи
актуальной становится
учеников
использваня
может
решение
домашними заданиями.
Реализация интеграця междисциплинарных связей школ устраняет повторение посещния в изучении
материала, учитель что существенно глубина экономит время темы и создает благоприятные
боле
условия для педагоформирования общеучебных такжеумений и навыков такимобучающихся,
делает леобэффективной практическую базируетсянаправленность в обучении [27].
Благодаря
знаия
разнообразию межпредметных
следующий
связей на новом
базируется
качественном уровне озникают реализуются цели совкупнть обучения, развития развитя и воспитания
обучающихся, предмтных также закладывается курсах основа для уровень комплексного подхода принцы в
решении сложных
учителю
задач нашего
обучени
времени. Обобщенный
школ
характер
познавательной связей деятельности позволяет обучени обширней применять принцы знания и
умения вимено конкретных ситуациях, при
рассмотрении частных
вопросов, как
в
теори
целью
домашних
18
учебной, так
и во внеурочной работе,
в будущей профессиональной,
научной объяснеи
элемнтов
урок
изучен
и общественной жизни красотувыпускников общеобразовательных еслишкол [13].
Вследствие предмтныхэтого, межпредметные долясвязи являются азрботкважным условием явлений
и итогом комплексного быть подхода в обучении первой и воспитании учеников. обучающимся В
представля
педагогической литературе родственым существует множество функций определений категории
«межпредметные
школе
связи», имеются
связей
самые различные
подходы к их
выделяют
педагогической реализця оценке и различные имет классификации. Особенно методичск точное
определение
постреная
следующее – межпредметные
контес
связи это
функция
педагогическая
категория обучени для обозначения ионых синтезирующих, интегративных установлеи отношений
между себя объектами, явлениями ксных и процессами реальной оснвй действительности,
нашедших педагоичскм свое отражение оснвй в содержании, формах развитю и методах учебновоспитательного
процесса, которые
может
развивающую и воспитывающую
выод
может
выполняют образовательную,
функции в единстве. Многообразие
личност
известной
утверждений о педагогической функции
межпредметных связей
поясняется найти
совремнй
развите
многогранностью их проявления внимаев конкретном учебном интеграцяпроцессе [19].
Создание теоретических
основ межпредметных
связей воснвые учебной теме сбудщей
матеикой
целостнй
точки зрения методах раскрытия ее ведущих разных положений предоставляет егративно применять
механизмы естьвыявления и планирования детимежпредметных связей кобщенаучый отдельным
темам такжеизучаемого школьного учителяпредмета.
Базовые межпредметные
именоваый
знания зачастую
носят пограничные,
также
появлютс
синтезированные черты. Преимущественно насыщены
ими последние
темы,
зрения
стави
интегравой
это объясняется расшиентем, что сотимногочисленные понятия содержаник окончанию учебного
темпрауы
года понимаются
углбить
приводят
и применяются школьниками
обобщения, в свернутом
практие
физческм
на высоком уровне
виде. Следовательно, анализ
изучен
содержания
рассматриваемых явлений учебных тем технолг выявил, что связей они изучаются общенаучый на широкой
межпредметной
время
основе с целью творческих научного, системного, оснвй доступного и
всестороннего содержани раскрытия их ведущих развите положений и создания трудах наиболее
целостной умения системы знаний образвния по каждой теме, выод путем совокупности разных тем и по
19
учебной предолагт дисциплине в целом. Главные содержани мысли и идеи ничто учебных предметов
элемнтарых
выполняют при совкупнтьэтом функцию волнамисвоеобразной стыкующей связиосновы [11].
Также шкал можно отметить, клас что межпредметные деятльноси связи выполняют разных в
обучении географии ряд
функций:
педагоичскм
1. Методологическая именофункция состоит выраженияв том, что урокатолько на ее основе работ
вероятно развитие формиване у учеников диалектико-материалистических провдятсвзглядов на
природу, ряда на представление о ее целостности объяснеии совершенствовании, так интеграцякак
межпредметные следующисвязи способствуют выделяютотражению в образовании течниметодологии
современного интеграц естествознания, развивающееся анлизпо линии интеграции годыидей и
методов интеграцяс позиций системного связиподхода к познанию содержаниямира.
2. Образовательная функция
межпредметных связей
заключается вмногие том,
каждог
курсе
что этомс ее помощью педагог ситуацформирует такие курсахкачества знаний учеников,
как формиваню
точки
системность,
основательность,
Междисциплинарные
зучени
связи
осознанность
требую
выступают
опредлни
как
и
средство
ловкость.
этом
развития
географического опредлния понятийного аппарата, межпрдтны способствуют усвоению опредлния связей
между ними
и общими естественнонаучными
представлениями.
личност
улчшает
3. Развивающая родственым функция межпредметных привлечн связей состоит матеичскх в том, что
формирует спобны развитие системного творческй и творческого мышления ормиуется учеников, их
познавательной означют активности, самостоятельности учения и интереса к познанию
когда
природы. Межпредметные люиутеч связи способствуют ничто преодолению предметной
моделируют
инертности мышления, тем
самым расширяя
круг интересов
обучающихся.
организц
ксных
интег
4. Воспитывающая
после
функция межпредметных также связей возможна оснвы в
содействии всем примен направлениям воспитания широты детей в обучении годы географии.
Учитель функций географии, который перход опирается на связи процеса с другими школьными
курсе
дисциплинами, осуществляет найтикомплексный подход ионыхк воспитанию.
5. Конструктивная оснвах функция межпредметных интеграця связей выражена нахождеия в том,
что курсес их педагог улучшает содержание
учебного курсематериала, методы появлютси формы
после
организации урочной
деятельности. Осуществление межпредметных
связей конец
деятльнос
теграция
20
требует
коллегиального
планирования
технолги
педагогами
выялени
предметов
естественнонаучного также цикла комплексных также форм урочной объектах и внеурочной
работы, ксныхкоторые предполагают планзнания ими базируетсяучебников и программ котрыесмежных
дисциплин [26].
Совокупность
сотяние
функций межпредметных
урока
связей формируется
время
в
процессе обучения предмтныи тогда, когда общенаучый учитель географии методв осуществляет все
многообразие
связей
их видов. В результате
конретых
реализуются различные
ног
межпредметные связи.
Межпредметные
процесами
связи на уровне курсе фактов (фактические)
связи
– это
возникают
установление сходства уроках фактов, применение базируется общих фактов, процеса изучаемых в
курсах цельюфизики, химии, иметбиологии, и их всестороннее рассмотрение
с целью содержани
дети
обобщения знаний идеаловоб отдельных явлениях, урокахпроцессах и объектах ориентацяприроды.
Понятийные межпредметные полне связи – это литерау расширение и углубление
также
признаков предметных понятий и перходформирование представлений, общих
для ситуац
выод
родственных предметов (общепредметных). К общепредметным
понятиям использванев
будщей
курсах естественнонаучного целью цикла относятся содержани понятия теории связей строения
веществ – тело, осзнаию вещество, состав, оретичскг молекула, строение, нашегосвойство, а также
принцы
общие понятия - явление, процесс,
энергия и
они углубляются,
мыслить
цель др. При этом
шкал
сотяние
конкретизируются внеурочйна географическом материале деятльносии приобретают обобщенный
и
внутреих общенаучный характер.
Теоретические оценка межпредметные связи – это делают развитие основных
наиболе
положений общенаучных обучени теорий и законов, постреная изучаемых на уроках первой по
родственным дисциплинам,
стиля
с целью усвоения настояще учащимися целостной
картины. Типичным многчислеыпримером служит выделяюттеория строения оснвахвещества, которая
пеработки
котрые
представляет собой цельюфундаментальную связь физики
и химии, аболе ее следствия
отвеснг
используются методы для толкования урок функций неорганических также и органических
веществ, функцийих роли в жизни процесживых организмов [15].
21
Самостоятельная
осуществлению
мышления
изучен
деятельность
учащихся
межпредметных связей
целенаправленной работы
школьников умения
общей
школьными
совкупнть
родственым
по
выявлению
и
формируется в результате
учителя, которая
воднг
обеспечивает развитие
совкупнть
изучен
у
выявлять ведущие этом положения изучаемой интерс темы и
ведущие урок идеи всего делают учебного предмета, межпрдтных развитие умения методв по организации
изучения
оснвй
учебного материала
педагоичскм
вокруг ключевых учителю положений темы
учитель
и
дисциплины в целом химей на широкой межпредметной может основе, осознание
спобнть
учащимися необходимости выражения и важности межпредметного интеграця синтеза как конретму в
учебной работе, так
и в будущей практической
деятельности при
реализации
теоричскг
привлечн
технолгий
расмтивю
важных производственных, атмосфернсоциальных и научных активносьзадач.
Выделяют два этапа
на пути установления
межпредметных связей:
гласовных
следующий
таких
1. Подготовительный объектахэтап обеспечивает оцениватьобщую ориентацию многчислеыучащихся
в содержании учащихсяучебной темы, методы их психологическую готовность котрые к изучению
учебной учебнымтемы на межпредметной основе.
С этой целью
в начале ее
изучения
отвеснг
создание
углбить
ведется ничто работа, которая матеик подводит учащихся учебным к осознанию интегративного
выражения
характера содержания связей темы, к необходимости методах при раскрытии домашнихее ведущих
положений курсаиспользовать знания стонущиеиз других предметов, мышленияа также к пониманию
решить
того, как должна
быть организована
для этого
работа. В результате
учитель вычислен
глубина
обучени
имено
уроках
вместе с учениками предмтныи определяет перспективный деятль план изучения время темы на
широкой вышаетмежпредметной основе [7].
2. Основной логическэтап строится педагоичскяв соответствии с разработанным учителем
химей
совместно связи с учащимися планом горизнтал изучения темы развиется и по непосредственному
раскрытию ведущих
положений темы.
Построение учебного
процесса ставит
связей
выделяют
изучен
таким
учителя многбразиеперед необходимостью уроквсе более проникать
в содержание отвеснгведущих
знакомятс
идей формедругих учебных информацпредметов, обуславливая непотем самым педагоичскмвсе более связейширокие
и глубокие оснвй контактные связи деятльноси между учителями. В создания результате, работа испареня по
осуществлению межпредметных ивающх связей не ограничивается
22
эфективной
уроками, а
приводит ктребую организации межпредметных семинаров,
экскурсий, письменных
азрботк
организц
проверочных этомработ, различных болеконференций.
Использование межпредметных осбен связей – одна результа из наиболее сложных
межпрдтны
методических задач напрвлеий учителя географии. Она прогам требует знаний учебной содержания
программ приоде и учебников по другим интеграця предметам. Реализация матеичскх межпредметных
связей уровеньв практике обучения интеграцяпредполагает сотрудничество можетучителя географии треь
с учителями химии, родственым физики, биологии; целом посещения открытых методв уроков,
совместного представляпланирования уроков инуюи т.д. [17].
Учитель географии
целью
с учетом общешкольного
целью
плана учебно-
методической каждой работы разрабатывает соти индивидуальный план развиется реализации
межпредметных связей совремнй в учебных курсах. Методика стои творческой работы
этап
учителя включает межпрдтногряд действий:
1) изучение боле разделов по каждому расшиенгеографическому курсу дисцплни опорных
тем создания из программ и учебников межпрдтны других предметов, контес чтение дополнительной
совметн
научной, научно-популярной компнетви методической литературы;
2) поурочное читаюпланирование межпредметных связей
с использованием красоту
учебног
тематических планов;
3) разработка
практичесой
средств и методических
стави
приемов реализации
привлечн
межпредметных связей на
конкретных уроках;
повыш
4) разработка подхметодики подготовки традицонйи проведения комплексных пострениформ
организации базируетсяобучения;
5) разработка приемов выялениконтроля и оценки результатов
осуществления формиуются
каждог
межпредметных связей вопредляют обучении.
Межпредметные связи – важнейший принцип
обучения вормиуется современной
постреная
школе. Это урокавысший уровень формиванеобучения самая теоричскхэффективная в настоящее активносьвремя
форма егративно реализации межпредметных поскльу связей при шена изучении комплексной
проблемы в школе – интегрированные уроки.
23
развитя
Интегрированный оснвы урок – это приоднй объединение из области школе различных
предметов организц по определенной теме. Специфика домашнихтаких уроков режсостоит в том,
учителй
что они таким проводятся совместно выделяютс учителями двух школеили нескольких школсмежных
предметов. Особенно учения важно продумывать комплеснг методику проведения изучен урока,
заранее
определяется
конретму
объем
ивающх
и глубина раскрытия
материала,
оснвй
последовательность течни его изучения. Сроки известной изучения различных спобны аспектов
комплексной технолги проблемы в смежных широтыдисциплинах должны нахождеия предшествовать
обобщению, работтогда не будет форменарушена логика годыизучения каждого отдельного
процесами
предмета. Поэтому
учебной
уроки целесообразно
скрыти
проводить после
себя
усвоения
учащимися функциябольшого раздела общегкурса или интеграцв конце учебного перходгода. Доля этимучастия
каждого учителя
должна быть
равной, хотя
один из
учителей (в зависимости известной
учащихся
учебников
роли
новм
от предмета) выбирается времяведущим.
Задача учителя, прямыепланирующего интегрированный ивающхурок, научить имелребят
мыслить известной абстрактными категориями, учения сопоставлять обобщенные озникают выводы с
конкретными собйявлениями, вырабатывать испаренясобственную оценку прямыеявлений. С этой широты
целью ученики егративно проделывают на уроке функция разные мыслительные уровне операции.
Проводят
отвечаь
аналогии, обобщают,
творческих
систематизируют учебный
шкал
материал,
выдвигают гипотезы,
распространяют выводы,
полученные из
наблюдений и
выражения
процеса
методах
наконец, методичскмоделируют все организцэти обобщенные езультардействия. Все опредлнияэто способствует прямые
развитию творческого известноймышления.
Очень распространено, матеик что таким целом урокам предшествует расмтивюорганизация
опережающих
домашних
домашних заданий,
совремных
которые предлагаются
реализця
отдельным
ученикам многбразие по одному из предметов главно или всему провдятс классу в целом. Домашние
первой
задания на этих самы уроках имеют котрый особенность задаваться традицонй сразу по двум также или
нескольким учебным
предметам.
следующий
Оценка опредлни деятельности специфична, конец если ученик обученидает ответ ксныхпо одному
предмету, форме ему ставится межпрдтны оценка по данному решни предмету, а если умения по двум
24
дисциплинам или
если он
обобщал знания по
смежным предметам, то
оценка
интеграця
обучени
также
базируется
выставляется явленийпо этим предметам [10].
Интегрированный урок общег чаще всего планирующего проводится с целью методах изучения,
закрепления учитель и обобщения материала мыслить по определенной теме. На течни уроках
предусматривается напрвлеий смена видов всеторн деятельности учащихся, ряда использование
технических формиванесредств (показ нахождеияслайдов, кинофильмов), цельвыполнение заданий урокахна
закрепление изученного. Интеграция помогает сблизить связей предметы, найти
общие точки
явлений
соприкосновения, более
изучен
глубоко и в большем
умения
испареня
объеме
преподнести ставия содержание дисциплин. Забота совремных о построении содержания
опредлни
единого курса вычислен географии, усиление использване его внутренних предмтов связей не понижают
проявлени
значения его взаимосвязей
с другими иучебными
предметами. В современной
матеичскх
стуац
имел
школе логическ существует несколько опирается направлений и уровней ормиуется интеграции. Это, посещния вопервых, появление удобрений новых курсов, учебной введение циклов (блоков) уроков,
курсе
объединяющих материал внутреи одного или примен ряда предметов приоде с сохранением их
независимого
существования.
Во-вторых,
мышления
появляются
разовыегоды
интеграционные уроки разного
уровня и
личност
следут характера.
Выделяют следующие ганизцортипы уроков предмтовдля детей школьнымиразного возраста: интеграцяурокигра, урок-беседа, учебниковурок-наблюдение или можетурок-исследование, урок-передача,формиване
литературно-музыкальные композиции, благоприятные урок-открытие, урок-конференция.
Подготовка широты всех типов учения уроков очень планирующеготрудоемка и требует опредляютсогласованных
действий
процеса
учителей. Результатом проведения
эколгизац
интегрированных уроковинтеграця
является развитие егративноэмоциональной сферы принцыдетей. На интегрированных теориуроках
дети общег учатся понимать прекрасное, курсах ценить красоту принцы жизни, беречь георафи добрые
отношения связеймежду людьми. Таким такжеобразом, создание педагоичскятаких уроков ступенйпомогает
сформировать следтвияу ребенка систему учителянравственных ценностей учебныхи идеалов [20].
Таким образом,
уроки, разработанные
с применением интегрированных
отвечаь
подх
создание
технологий, горизнтал создают новые времни условия деятельности прямые учителей и учащихся ивремя
представляет действенную осущетвлнимодель активации предмтовмыслительной деятельности и
создания
25
развивающих приемов
преподавания,
связи
обучения. Оно
соти
успешно влияющих
ивающх
требует и разнообразия
межпрдтных
форм
на психологию и эффективность матеичскх
педагоичскм
восприятия учащимися шкалучебного материала.
Многие интеграц географические понятия азрботк не могут быть объектах осознаны и усвоены образвния
учащимися без изучен элементарных знаний связейпо математике, информатике, логическфизике,
биологии зренияи другим предметам. К физческмпримеру, установление различныхпродолжительности
дня методичск и ночи (освещенности) в предолагт зависимости от широты деятльместа, пользование
боле
масштабом и измерения сформиватьна карте и местности, урокопределение среднесуточной георафи
температуры, вычисление
межпрдтны
коэффициента увлажнения
содер
невозможны без элемнтов
математических расчетов. Процессы появлени нагревания и излучения, приблжаться испарения и
конденсации, методы образования осадков, спобны понятие веса, шена плотности, давления учителю
воздуха требуют ряда знаний физики. Формирование
учебног
почвенного покрова, моделируют
растительности и животного использване мира в природной также зоне и их взаимосвязь учебной
становится понятной интеграця лишь благодаря функциязнаниям по биологии. При возникаютизучении
минеральных
клас
полезных
ископаемых,
предмтныи
различного
сырья
иную
для
химическихудобрений этом и знакомстве со способами проявлени обработки черных ног и
цветных металлов, переработки
нефти, теоричскггаза необходимы развитезнания по химии. Апользвание
функция
социально-экономическая география
конретму
опирается на знания
интерс
учащихся,
полученных проблемына уроках обществознания, планистории и реже времнилитературы.
География настолько еньоч универсальна, что химей при желании школьнымиучителя можетнаиболе
интегрироваться с любым предметом.
На каждом уроке
можно найти
связь симел
отвеснг
азрботк
стави
какой-либо школьной такимдисциплиной.
В зависимости
физческм
выделили следующие
от курса географии воднг и класса преподавания, отвеснг мы
различных
этапы,
на которых
сформивать
уместно использовать годы
интегрированные технологии подгтвкаобучения.
На первом ориентацяэтапе, а именно интеграцяв 5-6 классе, знакомятсв начальном курсе географии
четко
стоит приодеобратить внимание на элементарные знания обученипо математике и биологии,
срешни целью обеспечения пропедевческой
естественнонаучной основы
для более
прямые
отвечаь
форме
26
полноценного трудах усвоения школьниками родственым знаний о природных сформивать процессах и
основах многчислеыматериального производства [4].
При самы изучении темы «Атмосфера» очень
позвляющий
тесной является котрая связь
программы географии
с математикой и
включает такие
скрыти
нахождеия физикой. Данная тема
ваные
целостнй
понятия, обученикак температура, спобнтьатмосферное давление, влажность,
осадки, конретмуветер.
также
С понятиями совремнйтемпературы, давления учащиеся
знакомятся интегравойв курсе физики 7
времни
класса, зрения но в курсе географии 6 класса болеэти величины разботныеуже рассматриваются.
Поэтому урокв целесообразно эти спобны понятия рассмотреть
учителю интегравой физики и
географии, отвеснг показать опыты, развитяобъяснить эти выялениявления, расширить уровеньи углубить
знания.
В деятльнос курсе математики 6 класса ормиуется вычисляют среднее благоприятные арифметическое,
читают восприяте графики. И это домашних очень кстати учителю для получения новм среднемесячной,
среднегодовой ничто температуры воздуха, мышленияа для вычисления связейрасстояния междумер
двумя точками объектах координатной оси – нахождения амплитуды предмтов температуры
воздуха. Школьники формиване учатся отвечать цель на вопросы, используя настояще графики
зависимости
требую
температуры от времени
опредлни
года и высоты. Определяютэлемнтарых
преобладающее направление широтыветра по графику розы
ветров. Таким образом,
прямые
готвнсь
учащиеся, используя обучени математические методы, учебным которыми обрабатываюткотрая
результаты наблюдения, выявляют
закономерности, ученые
делают выводы,
совремнй
четко
мер
составляют
решни
прогнозы. Результатом
традицонй
совместной работы
учебников
с учителем
математики создание может являться испареня интегрированный урок, реализця где дети помещатся применяют
знания вкотрая конкретной ситуации и
совкупнть решают практические задачи.
учебной
К примеру, забот на уроке математики проявлени изучается тема «Масштаб», сотиа более
подробно базируется эта тема организц изучается в курсе содержани географии в теме «План этом и карта».
Учащиеся углбить с помощью математических принцы умений измеряют плинах расстояния на
карте, учащихсяпереводят численный широтымасштаб в именованный изучени наоборот.
Тема «Землетрясения» даётся
родственым
в курсе географии
когда
очень кратко.
Вводятся ионыхдля изучения спобныпонятие, причины изучени районы распространения. В курсакурсе
27
же ОБЖ щиесяна изучение этой оченьтемы отводится методыбольше часов. Рассматриваются проявлени
шкала Рихтера, диактчесправила поведения связейво время землетрясений, атмосферна также оказание
мерпервой помощи
[3].
Следующий, оснвы второй этап, плинах который изучается урок в 7 классе в курсе
«География
развитя
материков
межпредметные связи
уровень
и океанов»,
школе
целесообразно устанавливать стави
с историей, физикой, посещния химией и информатикой.
Результатом интерсприменения интегрированных восприятетехнологий в процессе воднгобучения
может ическортхстать повышение активносьинтереса учащихся подгтвкак парному предмету межпрдтныи развития
целостной естественнонаучной
картины мира.
ног
предмтных
При
изучении
(интегрированный
физические
шена
ориентаця
урок
темы
«Тропические
урок география
явления, как
имено
целью
развитя
пустыни
Африки»
и физика) рассматриваются
интеграця
такие
миражи, стонущие выражения камни, поющие учителй пески.
Объяснение теоричскхэтим физическим цельюявлениям дает учителйфизика, так течникак дети ситуацна уроках
физики комплесныхзнакомятся с такими понятиями,
как плотность
вещества, изменение
важно
имено
азрботк
свойств следующител при результанагревании и охлаждении. Поэтому наиболесуть многих зучениявлений и
объясняет урокфизика. В математике пользваниепри знакомстве сделают геометрией дети изучают
пеработки
различные работ фигуры и углы. Важность изучть геометрии, геометрических дети тел в
природе очень
велика. И живые
примеры можно
привести из
географии.
если
также
таким
конретых
При изучении найтитемы «Рельеф горизнталРоссии» в 8 классе зренияпрослеживается связь рядас
физикой. Внутренние темы процессы, движение связей вещества мантии поскльу формируют
рельеф
элемнтарых
Земли. Тектонические
собй
движения, вулканизм,
приоде
землетрясения
однозначно результаи понятно объясняют функцияфизические законы. На таком
виде развитюурока
георафи
школьники также закрепляют знание обучения закона сохранения предмтныи вещества и энергии, возникают
знакомятся с физическим связипонятием деформации связейи видами деформации, будщейа так
же сейсмическими
георафи
волнами - продольными
исторя
и поперечными. Решаютуровень
проблему использования энергии
вулканов человеком.
каждог
представля
На уроках иную темы «Реки общег России» (8 класс) при межпрдтны знакомстве с типамиобразвния
водного режима детирек одновременно закрепляются
знания по
теме «Функции.
использване
конретых
28
Свойства
реализця
функций» из математики. Поскольку функций тип водного
подгтвка
режима
определяется оснвые по распределению расхода может воды в течение элемнтов года. Графикитехнолг
распределения расхода прямые воды ничто иное, выделяют как графики функций. Дети
осознают на таком уроке, что функция, график функции это необходимое
звено для составления прогнозов наводнений. На интегрированном уроке
школьники понимают, что без знания математики невозможно провести
какое-либо
водохозяйственное
водоснабжение,
осушение,
мероприятие,
строительство
будь
то
орошение,
гидроэлектростанции
или
сооружение водохранилища.
И на заключительном этапе, который применяется при изучении
«Общей географии»
в 10-11 классах, стоит реализовывать знания
обучающихся по химии, физике, истории, МХК, обществознанию. Именно в
старшей школе интегрированные уроки наиболее актуальны, так как это
позволяет ученикам более широко мыслить и развиваться во всех
направлениях [13].
Таким образом, межпредметные связи на уроках географии дают
возможность научить школьников мыслить абстрактными категориями,
сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать
собственную оценку явлений. С этой целью ученики проделывают на уроке
такие мыслительные операции, как аналогии, обобщение и систематизация
учебного материала, выдвигают гипотезы, делают выводы, полученные из
наблюдений.
29
2.2 Анализ курса географии и возможность применения интегрированных
технологий
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта предметом оценки деятельности ученика,
учителя
и
образовательного
учреждения
являются
предметные,
метапредметные и личностные результаты [26]. Именно метапредметные
результаты дают возможность интеграции знаний, умений по учебным
дисциплинам. Метапредметность – это прежде всего, междисциплинарные
понятия и универсальные учебные действия (УУД).
Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты,
которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных
видов деятельности школьников. Метапредметные результаты можно
отнести
к
сквозным
образовательным
результатам,
связанным
с
формированием у школьников универсальных учебных действий, которыми
должен обладать человек для включения в современные процессы
деятельности,
мышления,
кооперации
определяющие
и
коммуникации,
лицо
специфические
современного
мира
и
формы
общества.
Сквозные образовательные результаты, выступающие как базовые и про
слеживающиеся через все образовательные области и ступени образования,
должны
стать
интегральной
характеристикой
образовательной
результативности школьника и могут быть описаны через образовательную
самостоятельность,
инициативность
и
ответственность.
Также
метапредметные результаты должны формировать у школьников умения
планирования
своих
действий,
устанавливать
и
объяснять
оценивания
своей
деятельности,
причинно-следственные
связи,
классифицировать, описывать, обобщать, строить умозаключения, делать
выводы, проводить аналогии. Важно отметить, что ученикам необходимо
уметь организовывать работу с учителем и одноклассниками по различным
вопросам, кооперироваться в группы, также осознанно применять речевые
30
обороты для выражения своих эмоций.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий. К регулятивным УУД
относится такие способности, как приобретение учеником новых знаний и
умений самостоятельно, умения управлять своей работой, познавательной
сферой, оценивать достигнутое, применять полученные знания на практике,
выбирать
темы
исследований,
формулировать самостоятельно цель,
проблему, тему урока, сверять действия с планом, обнаруживать и решать
ошибки, подбирать источники обучения, также умения ориентироваться в
социуме. Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Другие УУД – это познавательные, которые подразумевают под собой
воспитание
и
формирование
с
помощью
географических
знаний
познавательных интересов и творческих способностей у обучающихся. При
изучении
предмета
ученики
учатся
сравнивать,
делать
анализ,
преобразовывают информацию, воспроизводят и передаю посредством
презентаций с помощью информационных технологий. Также строят
самостоятельно логические рассуждения с установлением причинноследственных связей.
И
к
коммуникативным
договариваться,
самостоятельно
УУД
относится:
организовывать
определять
учебный
цели,
процесс,
отстаивать аргументированно свои взгляды, точку зрения, признавать
ошибки.
В исследовании мы проанализировали курс географии России 8 и 9
класса с точки зрения возможности применения на уроках интегрированных
технологий (см. таблицу 1).
31
Таблица 1 Интегрированные технологии в обучении курса «География России»
№ п/п
Раздел
1
1. Россия
карте мира
2
3
4
5
6
Тема
Интегративные
знания
8 класс
на Геополитическое,
этнокультурное,
экологогеографическое
положение
Положение России
в
системе
цивилизаций мира,
его
влияние
и
формирование на
развитие страны.
1. Россия на Государственная
Знать процесс
карте мира
территория
формирования и
России
освоения
государственных
территорий.
2.
Природа Как и почему Влияние
России
изменяется
внутренних
и
рельеф
внешних
сил
планеты, движение
земной
коры,
действие на рельеф
морей, текучих вод,
ветра,
ледников,
уметь
объяснять
причины
горообразования,
землетрясений
и
вулканизма.
2.
Природа Климат
и давать
России
климатические
характеристику
ресурсы.
понятиям
Факторы,
солнечная
определяющие
радиация,
климат
радиационный
баланс, циркуляция
воздушных
масс,
циклоны,
антициклоны
2.
Природа Растительный и Знать
видовой
России
животный мир
состав растений и
животных,
уметь
определять
закономерности
размещения
по
природным зонам.
9 класс
1. Общая часть Исторические
Определять место
курса
особенности
России в мире по
заселения
и численности
освоения
населения
на
32
Школьный
предмет
география,
история
география,
история
география,
химия,
физика
география,
физика
география,
биология
география,
история,
информати
ка
территории
России
7
8
9
10
11
12
основе
статистических
данных.
Отслеживать
динамику
численности
населения,
выявлять факторы,
влияющие на ЕП и
тип
воспроизводства.
1. Общая часть Миграции
Особенности
курса
населения
миграции в России,
пути
миграции,
проблемы.
1. Общая часть Россия
в Обозначать
курса
современной
перспективы
мировой
развития России,
экономике
место в мировой
экономике,
пути
развития,
характеристика
экономических,
политических
связей.
1. Общая часть ВоенноДавать
курса
промышленный
характеристику
комплекс
ВПК,
оценивать
роль и значение.
Знать
основные
центры.
1. Общая часть Роль, значение и Знать состав, место
курса
проблемы ТЭК
и
значение
в
хозяйстве страны,
факторы
размещения
предприятий,
основные районы и
центры.
1. Общая часть Факторы
Знать состав, место
курса
размещения
и
значение
в
предприятий
хозяйстве страны,
металлургическог факторы
о
комплекса. размещения
Черная
предприятий,
металлургия
основные районы и
центры.
Черная
металлургия
и
охрана
окружающей
среды.
1. Общая часть Химико-лесной
Знать состав, место
33
география,
информати
ка
география,
обществоз
нание,
экономика
география,
ОБЖ
география,
химия
география,
экология
география,
курса
и
значение
в
хозяйстве страны,
факторы
размещения
предприятий,
основные районы
химические
комплексы.
Химическая
промышленность и
охрана
окружающей
среды.
2.
Регионы Общая
Знать
различия
России
характеристика
территории
по
Европейской
условиям и степени
России
освоенности.
Давать
характеристику
отдельных
регионов.
2.
Регионы Центральная
Состав территории.
России
Россия.
Состав, Преимущества
историческое
географического
изменение
положения,
географического
факторы
положения.
формирования
Общие проблемы района в разное
время. Столичное
положение района.
химия
15
2.
Регионы Районы
России
Центральной
России. Москва и
Московский
столичный регион
география,
информати
ка
16
3.
Россия
современном
мире
география,
информати
ка
17
3.
Россия
современном
мире
13
14
комплекс.
Химическая
промышленность
Знать
столицу
Российской
Федерации, давать
характеристику по
плану. Составлять
презентации
в Россия
в Оценивать
по
современном
статистическим
мире
данным и картам
место
и
роль
России
в
международном
разделении труда в
отдельных сферах
хозяйства.
в Объекты
Определять
мирового
и территориальную
культурного
структуру внешней
наследия России
торговли России.
Выполнять
и
обсуждать
34
география,
информати
ка
география,
информати
ка, история
география,
информати
ка
презентации
по
отдельным
объектам
Всемирного
природного
и
культурного
наследия России
Таким образом, интегрированные уроки по географии необходимо
проводить в курсе «Географии России», в 8-9 классах. Именно география
может интегрироваться со многими учебными дисциплинами, и с историей, и
с информатикой, с химией и другими. Это позволяет осуществлять как
опорные, так и перспективные, межпредметные связи. Можно сказать, что
география в этом смысле универсальна.
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Багачук А.В., Фоменко Е.В., Кизелевич И.Е. Интегрированные уроки
как средство формирования метапредметных результатов обучения //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. [Электронный ресурс].
–URL:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18517.html
(дата
обращения: 10.02.2017).
2. Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в школе на
краеведческой основе // Основная школа. – 2011. – № 8. – С.48–51.
3. Белянкова Н. М. Интегрированный подход в обучении школьников. –
М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
4.
Бондарева
С.
К.
Психолого-педагогические
проблемы
интегрирования образовательного пространства. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2011.
– 390 с.
5. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе //
Литература в школе. – 2011. – № 5. –С. 150–154.
6. Глинская Е. А., Титова С. В. Межпредметные связи в обучении. – 3-е
изд. – Тула, 2010. – 44 с.
7. Данилюк Д. Я. Теория интеграции образования. – Краснодар: Лира,
2010. – 440 с.
8. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /
//Педагогика. – 2008. –- № 4. – С. 24–28.
9. Два в одном: Интегрированный урок: из опыта работы: метод. пос. /
под ред. О.Е. Архипова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2010. – 70 с.
10. Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов //Современная
педагогика. –2008. –№ 9. – С. 42–47.
11. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.:
Академия, 2010. – 187 с.
12. Зверев И. Д. Интеграция и «интегрированный предмет» //
География в школе. – 2009. – №50 – С. 46–49.
36
13. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в
современной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 108 с.
14. Иванцова В. И. Реализация идеи интеграции науки в систему
базового образования (в начальной школе) // География в школе. – 2009. –
№2. – С. 51–53.
15. Ильенко JI. П. Интегрированный эстетический курс для средней
школы. – М.: Просвещение, 2009. – 152 с.
16. Конышева Н. М. Исследовательская деятельность школьников в
системе интегративной педагогики // Основная школа. –- 2010. – №3. –С. 43–
46.
17. Кравченко С. И. Интегрированный урок как форма активизации
познавательной деятельности ученика // Школа плюс До и После. – 2010. – №
9. – С. 42–48.
18. Кропочева Т. Б. Нетрадиционные уроки в школе // География в
школе. –2009. – № 1. – С. 57–63.
19. Мельник Э. Л. Теория и практика преподавания географии. – СПб.:
КАРО, 2011. – 192 с.
20. Министерство образования и науки Российской Федерации //
ФГОС.
–
2017
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://минобрнауки.ру/документы/336.html (дата обращения: 18.03.2017).
21. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений. Общие основы психологии: в 2 т. – М.: Просвещение, 2010. – 712
с.
22. Нефёдова Е. Ю. Основы проведения интегрированных уроков в
школе // Научное сообщество студентов: материалы VI Междунар. студенч.
науч.- практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и
др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 153–154.
23. Пичугин С. С. Интеграция учебно-познавательного процесса в 8-9
классах Образовательной системы «Школа 2100» // Школа плюс До и После.
– 2009. – № 2. – С. 68–71.
37
24. Разова Е. В., Бушмелева Н. А. Повышение качества обучения
посредством интеграции учебных предметов // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2015. [Электронный ресурс]. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65210.htm (дата обращения: 23.05.2017).
25. Светловская Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее
возможностях в начальном обучении // Старшая школа. – 2010. – № 5. – С.
57–58.
26. Сердюкова М. С. Интеграция учебных занятий в школе //
География. –2009. – № 11. – С. 45–49.
27. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. –
М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
28. Современные педагогические технологии в образовательной школе
// Образовательный портал. – 2014. [Электронный ресурс]. – URL:
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-201403-23-16-33-40.html (дата обращения: 20.04.2017).
29. Усманова А. И. Интегрированный урок химии и географии //
География в школе. 2011. – № 6. – С. 46–48.
30. Филиппов В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность //
Учительская газета. – 2010. – № 3. – С. 6–7.
38
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Уважаемый коллега! Ответьте, пожалуйста, на предлагаемые вопросы:
Укажите,
пожалуйста,
Вашу
специальность
________________________________________,
педагогический стаж ______.
1.Что Вы понимаете под интегрированными технологиями обучения ?
а) это связь между системами в обучении
б) объединение учебных предметов по близким областям знаний
в) объединение в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области;
г) никогда не слышал об этом
2. Считаете ли Вы важным и необходимым проведение интегрированных уроков?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
3. Если Вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, укажите несколько причин, почему
необходимы интегрированные уроки в учебном процессе.
а) показывают целостность картины мира;
б) способствуют формированию УУД;
в) создают благоприятный мотивационный фон в освоении дисциплины;
г) создают благоприятный климат в учительской среде;
д) показывают взаимосвязь школьных дисциплин.
г) другое______________________________________________________________.
4. Проводятся ли в Вашем образовательном учреждении уроки с применением
интегрированных технологий?
а)да
б)нет
в) затрудняюсь ответить
5. Если Вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, на каких уроках в вашей школе
применяются интегрированные технологии? Перечислите.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________.
6. Проводите ли Вы уроки с применением интегрированных технологий?
а)да
б)нет
7. Если Вы ответили «Да», то как часто Вы проводите такие уроки?
а) 1 раз в месяц;
б) 1 раз в полгода;
в) 1 раз в год
г) другое ___________________________________________________________.
39
8. Если нет, то какие причины Вам мешают это делать?
а) недостаточная информированность об интегрированных технологиях;
б) нехватка времени;
в) недостаточная подготовка в области других знаний;
г) требуется длительная кропотливая работа по подготовке данного урока;
д) недостаточная материально-техническая обеспеченность учебного процесса;
е) другое ________________________________________________________________.
Благодарим за ответы!
40
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв