ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций
имени проф. М.А. Бонч-Бруевича»
Гуманитарный Факультет
Кафедра Истории и регионоведения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Арктический регион в современной системе
международных отношений»
на тему:
«Интересы Королевства Дания в арктическом регионе в
начале XXI века»
Направление/специальность подготовки
41.04.01 Зарубежное регионоведение
Профиль подготовки
Европейские исследования
Студент:
Соловьева В.А. гр ЗР-91м
Научный руководитель:
cт. преп. кафедры ИиРВ
Цверианашвили И. А.
Санкт-Петербург
2020
________
(подпись)
________
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Королевство Дания в Арктическом регионе...................................... 7
1.1. Арктическая политика Дании .................................................................... 10
1.2. Арктическая политика Гренландии .......................................................... 17
1.3. Арктическая политика Фарерских островов ............................................ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: ........... 34
2
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке все больше государств выражают свою заинтересованность
в Арктике как в регионе, который теперь является не только пространством
для проведения научных исследований, рыболовства и добычи полезных
ископаемых, но также становится регионом для развития бизнеса и
реализации политических амбиций некоторых государств. Вследствие
увеличения интереса к региону, арктическим государствам приходится не
только заявлять о своих интересах в Арктике, но и активизировать работу в
регионе. Одним из таких государств является Королевство Дания. Особый
интерес к деятельности Королевства в арктическом регионе наблюдается по
причине того, что данное государство включает в себя три автономные части,
каждая из которых имеет собственные интересы в Арктике, но при этом
автономии обладают едиными законами и общей арктической стратегией.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что
в ней рассматривается не только общая политика Королевства Дания в
Арктике, но также описываются отдельные интересы и планы автономных
частей Королевства. Данная тема направлена на описание взаимодействий
Дании, Гренландии и Фарерских островов с другими арктическими
государствами. Также в работе уделено внимание общей политической
ситуации в арктических территориях Королевства Дания в XXI веке. Такая
направленность
редко
встречалась
у
российских
и
зарубежных
исследователей, что подтверждает актуальность данного исследования.
Хронологические рамки охватывают период с 2000 по 2019 года.
Помимо выбранных рамок рассматриваются события второй половины XX
века, так как в период с 1969 по 1999 года принималось определенные
законы, акты и положения, необходимые при рассмотрении арктической
политики Королевства Дания.
Степень изученности темы. Одной из особенностей данной курсовой
работы можно считать ее направленность на изучение и анализ документов,
3
актов, положений и иной документации, а также статистических данных,
касающихся арктической политики на территории Королевства Дания. Также
при анализе литературы было выявлено, что большинство работ нацелено не
на рассмотрение Королевства Дания как единого актора в арктическом
регионе, а на описание ее отдельных частей и их деятельности в Арктике.
Датскими исследователи, затрагивавшими данную тематику являются
Йенс Брун1, Мой Могенс2, Дэвид Бортман3, Кристине Рорбо4, Эллен Бэссе5,
Николай Петерсен6.
Объектом исследования данной курсовой работы является арктические
интересы на территории Королевства Дания.
Предметом исследования является влияние различных законов,
программ и положений на арктическую политику Королевства, а также на
общую проводимую политику в регионе.
Цель данной курсовой работы - дать характеристику арктической
политике на территории Королевства Дания на современном этапе.
Для достижения поставленной цели следует выполнить ряд задач:
1.
Описать арктическую политику Королевства Дания;
2.
Проанализировать
законы,
стратегии,
положения
и
иную
документацию, относящуюся к сфере арктических интересов;
3.
Изучить
влияние
нормативно-правовых
документов
на
экологическую и политическую ситуации в арктических территориях
Королевства;
4.
Провести анализ статистических данных экологической и
политической направленности в Дании, Гренландии и на Фарерских островах
в рамках арктической политики.
1
Bruun J. «Natur, national identitet og engagement i miljøspørgsmål», Århus, 2000, 221 P.
Mogens M. «Miljøret» København, 2011, 547 P.
3
Boertmann D. «Miljø og råstoffer i Grønland», København, 2018, 132 P.
4
Rørbo K. «Den færøske befolknings holdning til natur- og miljøforvaltning – perspektiveret ved sammenlignende
studie af nordisk naturforvaltning», Thorshavn, 2004, 156 P.
5
Basse E. «Environmental Law in Denmark», Kingston, 2015, 228 P.
6
Petersen N. «Dansk udenrigspolitiks historie 6: Europæisk og globalt engagement 1973–2006», København, 2007,
662 P.
2
4
Источниковой базой данной работы являются акты, директивы и иные
документы Дании, например акт «Об охране окружающей среды» (дат. Lov
om miljøbeskyttelse)7, положение № 416 от 3 мая 2011 года об экологических
законах (дат. Bekendtgørelse af økologiloven)8. Внутренние документы
Гренландии, такие как закон № 12 по регулированию вопросов окружающей
среды и экологии (дат. En beskyttelse af miljøe)9, положение № 29 от 17
сентября 1993 года о нефтяных отходах и химических отходах (дат.
Hjemmestyrets bekendtgørelse om olie- og kemikalieaffald)10. Документы
Фарерских островов, например закон № 1978/1/11 об использовании земель
для сжигания мусора (фар. Løgtingslóg
brennistøðir)11,
положение
№
113
um ognartøku av lendi til
11/12-14
о
сохранении
мира
и
неприкосновенности в водах северо-восточной части Атлантического океана
(фар. Økisfriðingar í altjóða sjógvi í NEAFC)12. Также при написании данной
работы были рассмотрены общие документы для Королевтсва Дания, такие
как «Арктическая стратегия Королевтсва Дания 2011-2020»13 и Договор по
обороне 2018-2023.14 Источниковой базой также являются и международные
документы, такие как Киотский протокол15, Парижское соглашение по
климату16, Бернская конвенция об охране дикой фауны и флоры17,
Картахенский протокол по биобезопасности18.
7
Lov om miljøbeskyttelse nr. 241 af 13. March 2019 [Электронный ресурс] // URL:
https://www.foxylex.dk/miljobeskyttelsesloven/ (дата обращения: 17.02.2020).
8
Bekendtgørelse af økologiloven № 416 [Электронный ресурс] // URL:
https://www.retsinformation.dk/pdfPrint.aspx?id=137030&exp=1 (дата обращения: 26.03.2020).
9
Landstingsforordning nr. 12 af 22. december 1988 [Электронный ресурс] // URL:
http://lovgivning.gl/lov?rid={5B2423F6-5423-4BEF-9B9C-05019B4C2696} (дата обращения: 17.01.2020).
10
Hjemmestyrets bekendtgørelse nr. 29 af 17. september 1993 om olie- og kemikalieaffald [Электронный ресурс]
// URL: http://lovgivning.gl/lov?rid=%7B7EEF9E23-0B7A-4B87-AD0F-4F8291D09218%7D (дата обращения:
12.04.2020).
11
Lagtingslov i Føroya Kunngerðasavn Boliglånefond № 1978 1/11 [Электронный ресурс] // URL:
http://www.stm.dk/multimedia/Lovregister_2018_-_3._kvartal.pdf (дата обращения: 12.01.2020).
12
Landsstyrets bekendtgørelse № 113 11/12-14 Regionsfredning i internationalt farvand i NEAFC [Электронный
ресурс] // URL: http://www.rigsombudsmanden.gl/multimedia/Lovregister_2018_-_1._kvartal1.pdf (дата
обращения: 12.02.2020).
13
Kongeriget Danmarks Strategi for Arktis 2011–2020 // Miljøstyrelsen. URL:
https://mst.dk/media/89974/arktiskstrategi.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
14
Aftale på forsvarsområdet 2018-2023 // Forsvarsministeriet. URL:
https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/Forsvarsforlig-2018-2023.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
15
Kyoto protocol to the United Nations framework convention on climate change [Электронный ресурс] // URL:
https://unfccc.int/resource/docs/convkp/kpeng.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
16
Adoption of the Paris agreement [Электронный ресурс] // URL:
https://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/eng/l09r01.pdf (дата обращения: 17.04.2020).
5
Методы исследования, использованные в данной курсовой работе:
теоретический и системный анализ, анализ нормативного и эмпирического
материала, аналитический и сравнительный методы, метод классификации, а
также использование анализа нормативно-правовой базы.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается во
всестороннем анализе арктической политики Королевства Дания. Результаты
проведенной исследовательской работы смогут способствовать увеличению
знаний об арктическом регионе в целом, а также интересах и деятельности
Дании, Гренландии и Фарерских островов в Арктике в частности. В
дальнейшем, полученные данные можно будет использовать при написании
исследовательских работ, учебно-методических пособий, в учебном процессе
при чтении лекций и проведении практических занятий, ряду спецкурсов и
факультативов.
17
Convention on the Conservation of European Wildlife and Natural Habitats [Электронный ресурс] // URL:
https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/104 (дата обращения: 16.03.2020).
18
Cartagena Protocol on Biosafety to the Convention on Biological Diversity [Электронный ресурс] // URL:
https://treaties.un.org/pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XXVII-8-a&chapter=27&lang=en (дата
обращения: 17.04.2020).
6
ГЛАВА 1. Королевство Дания в Арктическом регионе.
Говоря об арктической политике Королевства Дании, следует отметить
документацию, которая регламентирует интересы и сферы деятельности
государства. Одним из основных документов для Королевства Дания в
арктическом регионе считается «Арктическая стратегия 2011-2020».19
Несмотря на то, что стратегия была принята 9 лет назад, ее действие
заканчивается только в конце 2020 года, и на данный момент стратегия
является основным документом по развитию арктической политики, как во
всем Королевстве, так и на территории его континентальной части. В
стратегии были выделены основные направления и задачи, которым Дания и
ее автономии должны придерживаться в сфере судоходства, рыболовства,
добычи
полезных
экологической,
ископаемых
экономической,
и
нефтепромышленности,
социальной
и
политической
а
также
сферах.
Подчеркивается важность сохранения арктического биоразнообразия, а
также то, что любая деятельность человека в Арктике не должна наносить
вред морской и наземной флоре и фауне. Также в тексте стратегии
отмечается, что одним из важнейших интересов Дании является обеспечение
безопасности региона. Для чего Дания намерена вести многосторонние
переговоры с другими арктическими государствами для решения различных
проблем. Также интересы Дании в Арктике затрагивают ее экологическую
безопасность, вследствие чего в стратегии внимание уделяется вопросам
энергоресурсов региона, добыче полезных ископаемых, поддержанию
биоразнообразия региона и вопросам мониторинга климата. В рамках
возросшего потенциала коммерческих и экономических отношений в
арктическом регионе, согласно стратегии, Дания должна осуществлять свою
деятельность исходя из принципов устойчивого развития.
19
Kongeriget Danmarks Strategi for Arktis 2011–2020 // Miljøstyrelsen. URL:
https://mst.dk/media/89974/arktiskstrategi.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
7
Также важную роль в климатической политике Королевства играют
соглашения, принятие ООН. Например, соглашение о климатическом
законе20, которое нацелено на создание общества, вырабатывающего в ходе
своей деятельности максимально низкий уровень отходов и выбросов.
Данное
соглашение
не
имеет
прописанного
плана
и
задач
своей
деятельности, тем не менее, предполагается, что при условии, если Дания
будет ориентироваться на такие программы, как «Европа 2020», а также
протоколы и конвенции ООН, то государство сможет достигнуть идей,
описанных в соглашении о климатическом законе. Предполагается, что идеи,
отраженные в этой соглашении должны быть реализованы к 2050 году.
В развитии арктического региона особое место занимают документы
Организации Объединенных Наций, направленные на борьбу с изменениями
климата и регулированием выбросов углекислого газа. На данный момент
одним из важнейших документов ООН в области климата можно считать
Парижское соглашение21. Данный документ направлен на активизацию
деятельности,
необходимой
для
обеспечения
низкоуглеродного
развития. Важно отметить, что парижское соглашение ратифицировано
только Данией, а Гренландия и Фарерские острова изначально отказались от
подписания данного документа. С 2018 года многие датские и гренландские
общественные деятели начинают все чаще заявлять о том, что Гренландия
должна подписать Парижское соглашение, так как автономия находится в
арктическом регионе и должна в большей степени быть заинтересована в
снижении количества вырабатываемых парниковых газов. Тем не менее, на
данный момент правительство Гренландии придерживается мнения о том,
что соглашение не может быть подписано, так как подписание документа, и
последующие квоты на выбросы углекислого газа, повлечет за собой
ухудшение экономического положения автономии. В случае Фарерских
островов
данная
проблема
практически
20
не
обсуждается
как
Dansk klimapolitik [Электронный ресурс] // URL: https://ens.dk/ansvarsomraader/energi-klimapolitik/fakta-omdansk-energi-klimapolitik/dansk-klimapolitik (дата обращения: 19.04.2020).
21
Adoption of the Paris agreement [Электронный ресурс] // URL:
https://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/eng/l09r01.pdf (дата обращения: 17.04.2020).
8
общественностью, так и политическими кругами. А ратификация парижских
соглашений также могла бы негативно сказаться на экономике автономии.
Значительный вклад в развитие климатической политики внес
Киотский протокол.22 Данный документ направлен на противодействие
глобальному потеплению и сокращение выбросов парниковых. Положения
Киотского протокола и климатическая политика ЕС положили начало
квотированию выбросов углекислого газа для стран Европейского Союза.23
Система квот охватывает частные компании, которые подходят под
требования квот ЕС и киотского регистра. Каждая компания, отвечающая
требованиям, обязана иметь учетную запись в реестре квот CO2 в ЕС. Стоит
отметить, что положений Киотского протокола придерживаются не все
автономные территории. Например, несмотря на то, что Гренландия успешно
активно вводит в использование альтернативные источники энергии, для
достижения целей Киотского протокола автономии придется пересмотреть
законодательство в сферах строительства, утилизации отходов, транспорта, а
также ужесточить требования к работе заводов и очистных сооружений. В
случае, если Гренландия в ближайшие несколько лет возобновит выдачу
лицензий н бурение нефтяных скважин, то о соответствии требованиям
Киотского протокола не будет и речи.
Для регулирования климатических политик стран-членов ООН,
существуют
различные
нормативно-правовые
документы.
Одним
из
примеров является Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций
об изменении климата 1992 года.24 Рамочная конвенция внесла значительный
вклад в развитие климатической политики Королевства Дания. В рамках
действия конвенции в Дании была создана экологическую программу «Рамки
для окружающей среды, мира и стабильности», в которую входили три
22
Kyoto protocol to the United Nations framework convention on climate change [Электронный ресурс] // URL:
https://unfccc.int/resource/docs/convkp/kpeng.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
23
EU's CO2-kvoteregister og Det Danske Kyoto-register [Электронный ресурс] // URL:
https://erhvervsstyrelsen.dk/eus-CO2-kvoteregister-og-det-danske-kyoto-register-0 (дата обращения: 02.05.2020).
24
United Nations Framework Convention on Climate Change [Электронный ресурс] // URL:
http://unfccc.int/files/essential_background/background_publications_htmlpdf/application/pdf/conveng.pdf (дата
обращения: 23.04.2020).
9
направления. 9 % финансирования отводилось на Арктическое направление,
53 % на направление Восточной Европы и 38 % на африканские страны. В
рамках программы решался комплекс экологических проблем, а основной
приоритет отдавался предотвращению и ограничению загрязнения воздуха,
воды и почвы. В рамках Арктической программы также решались вопросы
по предотвращению изменения климата и таяния ледников Гренландии.
Действия экологических программ продолжались до 2003 года.
В 1996 году Королевство Дания становится членом Арктического
Совета.25 Основные задачи данной организации направлены на развитие
сотрудничества в арктическом регионе, которое бы охватывало такие
области, как экономика, торговля, рыболовство, образование, транспорт и
другие сферы. В Арктическом Совете Королевство состоит в шести рабочих
группах: по устранению загрязнения в Арктике, по реализации программы
арктического мониторинга и оценки, по сохранению арктической флоры и
фауны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по
защите арктической морской среды, по устойчивому развитию в Арктике.
Основная
деятельность
Королевства
в
большинстве
групп
–
это
предоставление данных по арктическому региону. Также автономия состоит
в Циркумполярном совете инуитов, деятельность которого направлена на
поддержание коренных народов, популяризацию их языка и культуры, в
рамках чего реализуются социальные, образовательные и иные программы
для коренных народов Гренландии.
1.1. Арктическая политика Дании
До 2007 года политика Дании в Арктике была почти полностью
сосредоточена на двусторонних отношениях с Гренландией, но усиление
влияния России в арктическом регионе привело к тому, что политики Дании
25
Declaration on the establishment of the Arctic Council [Электронный ресурс] // URL: https://oaarchive.arcticcouncil.org/bitstream/handle/11374/85/EDOCS-1752-v2ACMMCA00_Ottawa_1996_Founding_Declaration.PDF?sequence=5&isAllowed=y (дата обращения:
12.02.2020).
10
осознали важность укрепления региональных отношений.26 В последующие
годы датское правительство стало уделять больше внимания вопросам
арктического региона, но только после публикации «Арктической стратегии
Королевства Дания 2011-2020» этот регион действительно стал ключевым во
внешней политике страны. В 2016 году был принят документ, который, хоть
и не кардинально, но менял приоритеты Дании в арктической политике.27 Как
и другие арктические государства, Дания поддерживала региональное
сотрудничество, но «доклад по дипломатии и обороне» повлек за собой
небольшое
изменение
курса.28
В
итоге
внимание
правительства
сфокусировалось на всей Арктике, а не только на внутренних отношениях
Гренландии и Дании.
Первые интересы Дании в сфере безопасности были установлены в
отчете по обороне 2013 года, который был предназначен для отображения
деятельности в области обороны и береговой охраны в Арктике.29 В
последующие года интересы и цели Дании были представлены в стратегии
по внешней политике и безопасности за 2017-2018 года30, а также в стратегии
на 2019-2020 года31. В документе 2017-2018 годов особое внимание
уделялось взаимодействию Дании с ее автономиями. В стратегии отмечалось,
что
правительство будет сотрудничать с Гренландией, Фарерскими
островами и международными партнерами в целях обеспечения права
жителей Арктического региона на устойчивое экономическое развитие.
26
Jacobsen M. Denmark’s strategic interests in the Arctic. / M. Jacobsen // The Arctic Institute. – 2016. - URL:
https://www.thearcticinstitute.org/denmark-interests-arctic-greenland-connection/ (дата обращения: 01.05.2020)
27
Rahbek-Clemmensen J. “An Arctic Great Power”? Recent Developments in Danish Arctic Policy. / J. RahbekClemmensen. – 2016. - https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2016/Scholarly_Papers/13.Rahbek.pdf (дата
обращения: 04.05.2020)
28
Dansk diplomati og forsvar i en brydningstid Vejen frem for Danmarks interesser og værdier mod 2030 //
Udenrigsministeriet. URL: https://um.dk/~/media/um/danishsite/documents/udenrigspolitik/aktuelle%20emner/148396_udredning_indhold_final_printvenlig.pdf?la=da (дата
обращения: 03.05.2020)
29
Rahbek-Clemmensen J. “An Arctic Great Power”? Recent Developments in Danish Arctic Policy URL:
https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2016/Scholarly_Papers/13.Rahbek.pdf (дата обращения: 04.05.2020)
30
Udenrigs- og sikkerhedspolitisk strategi for 2017-2018 // Udenrigsministeriet. URL:
https://www.regeringen.dk/publikationer-og-aftaletekster/udenrigs-og-sikkerhedspolitisk-strategi-for-2017-2018/
(дата обращения: 04.05.2020)
31
Foreign and Security Policy Strategy 2019-2020 // Udenrigsministeriet. URL: https://um.dk/~/media/um/danishsite/documents/udenrigspolitik/aktuelle%20emner/udenrigs%20og%20sikkerhedspolitik/201920/foreign%20and%20security%20policy%20strategy%202019-2020.pdf (дата обращения: 01.05.2020)
11
Правительство
в
тесном
сотрудничестве
с
автономными
областями
обязывалось решать проблемы по обеспечению безопасности. Также
документ был направлен на то, чтобы сделать Гренландию более видимой в
рамках арктического региона. В документе 2019-2020 года цели и интересы
Дании практически не изменились. Правительство также планирует
сохранять акцент на экономическом развитии арктического региона. Также
правительство планирует активнее заниматься вопросами бизнеса в Арктике
и усилить научные и коммерческие исследования региона. На данный
момент уже существуют негосударственные исследования, показывающие
возросший интерес компаний в развитии арктических торговых путей и
добыче полезных ископаемых.32
Ввиду того, что с 2018 года Дания
проявляет больший интерес к безопасности региона, в стратегии появилось
положение о добровольном военном призыве для укрепления суверенитета
Гренландии и обеспечения безопасности морской среды.
В 2018 году правительством был принят договор по обороне 20182023.33 В документе отмечается, что из-за изменений климата во всей
Арктике, и в Гренландии в частности, активизируется коммерческая и
научная деятельность, а также возрастает интерес к добыче минеральных
ресурсов. Вследствие чего основным интересом Дании в Арктике должно
стать сохранение «низкого уровня напряженности» и противодействие
экспансии других арктических государств в регионе. Для финансирования
инициатив по обеспечению обороны и безопасности, а также для
поддержания стабильной экологической ситуации правительством было
выделено 955 миллионов датских крон.
Также интересы Дании в Арктическом регионе отражаются в
ежегодном «заявлении Фолькетинга
по совместной работе в Арктике»,
32
Virksomhedsfinansiering i Arktis // Udenrigsministeriet. URL: https://um.dk/da/udenrigspolitik/lande-ogregioner/arktisk-portal/virksomhedfinansiering%20i%20arktis/ (дата обращения: 05.05.2020)
33
Aftale på forsvarsområdet 2018-2023 // Forsvarsministeriet. URL:
https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/Forsvarsforlig-2018-2023.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
12
последний документ был опубликован в октябре 2019 года.34 В тексте
документа отмечаются приоритетные направления по совместной работе
Дании
с
арктическими
и
неарктическими
организациями,
союзами,
объединениями. Исходя из данного документа, в рамках совместной
деятельности, Дания заинтересована в обеспечении защиты Гренландии и
Фарерских островов, поддержке коренного населения Гренландии и
поддержании стабильной экологической ситуации в арктическом регионе.
C 2008 года Европейский союз реализует политику в отношении
Арктики, закрепив свои интересы в отношении данного региона в
коммюнике «Европейский союз и Арктический регион». Дания оказалась
единственным государством ЕС с территориями в Арктике, вследствие чего
интересы Союза стали транслироваться также и через нее. С этого времени
ЕС стал упоминаться во многих арктических документах Дании. Например, в
тексте стратегии по внешней политике и безопасности говорится о том, что
Дания должна способствовать продвижению не только своих интересов в
Арктике, но также и интересов ЕС.35 В арктической стратегии Дании
упоминается, что страна заинтересована в развитии Арктической политики
ЕС, и что Дания видит потенциал в их совместной деятельности в области
экологии и в вопросах коренного населения. В документе также говорится о
том, что Дания должна способствовать продвижению интересов ЕС на
международных дискуссиях по арктическому региону.
В документе по
совместной работе в Арктике отмечается, что ЕС вносит значительный вклад
в развитие в арктического региона.36
Присутствие
Королевства
Дании
в
арктическом
регионе
обуславливается исключительно наличием у него Гренландии, что позволяет
Дании продвигать свои интересы в Арктике, Арктическом Совете, а также
34
Redegørelse af 2/10 19 om samarbejdet i Arktis // Folketinget. URL:
https://www.folketingstidende.dk/samling/20191/redegoerelse/R2/20191_R2.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
35
Arktis: Udenrigs- og Sikkerhedspolitisk // Udenrigsministeriet. URL: https://um.dk/~/media/um/danishsite/documents/udenrigspolitik/aktuelle%20emner/udenrigs%20og%20sikkerhedspolitik/2019-20/arktis.pdf?la=da
(дата обращения: 01.05.2020)
36
Redegørelse af 2/10 19 om samarbejdet i Arktis // Folketinget. URL:
https://www.folketingstidende.dk/samling/20191/redegoerelse/R2/20191_R2.pdf (дата обращения: 02.05.2020)
13
значительно укрепляет позиции Дании на международной арене.37 Как уже
было отмечено, первоначально датская политика в Арктическом регионе
строилась на развитии отношений с Гренландией. Несмотря на то, что в
итоге датское правительство расширило свою сферу интересов в регионе,
взаимоотношения с Гренландией все также являются первостепенными для
Дании. Но с 2018 года Гренландия начала предпринимать новые попытки по
развитию нефтепромышленного сектора, а также попытки по организации
торгов на лицензии по добыче нефти в гренландском шлейфе. Также
гренландскими территориями активно начинает интересоваться Китай,
который
рассматривает
возможность
строительства
предприятий
на
территории автономии. Ввиду сложившейся ситуации датское правительство
обеспокоено тем, что это может привести к проведению гренландцами
референдума о независимости, который повлечет за собой потерю для Дании
ее связи с Арктикой. Для того, чтобы минимизировать возможность
проведения
референдума,
Дания
активно
налаживает
отношения
с
Гренландией, что находит отражение в официальных документах. В первую
очередь в уже упомянутой стратегии 2011-2020, где подчеркивается
необходимость финансирования Гренландии, поддержки ее коренного
населения,
мониторинга
ее
экологической
ситуации.
В
заявлении
Фолькетинга «по совместной работе в Арктике» в отношении Гренландии
отмечаются приоритетные направления по работе, а именно: образование,
коренная культура и социальные вопросы. В документах по обороне и
безопасности Гренландия отмечается как стратегически важный регион,
который требует особого внимания.
В 2018 году Дания опубликовала программу по развитию бизнеса,
торговли и финансирования в Арктике. Документ нацелен на кооперацию с
другими арктическими государствами, а также странами, которые готовы
стать инвесторами проектов. В программе рассматриваются основные
37
Kristian J. Danmark skal opruste indsatsen i den arktiske magtkamp. Ellers svigter vi den grønlandske befolkning
/ J. Kristian. – 2020. - URL: https://www.raeson.dk/2020/kristian-jensen-danmark-skal-opruste-indsatsen-i-denarktiske-magtkamp-ellers-svigter-vi-den-groenlandske-befolkning/ (дата обращения: 03.05.2020)
14
направления бизнеса, в которых арктическое сотрудничество могло бы быть
наиболее продуктивным и выгодным. В первую очередь отмечаются
арктические государства, а также финансовые институты, которые тесно
интегрированы ив экономики государств арктического региона. К таким
институтам, например, относятся Европейский Инвестиционный Банк, а
также Северный Инвестиционный Банк.
Немаловажное место в арктической политике Дании занимают и
вопросы изменения климата. Для регулирования климатических вопросов в
Арктике,
в
Дании
существует
несколько
организаций,
которые
рассматривают проблему изменения в целом, и отдельно занимаются
вопросами арктического региона. В первую очередь, вопросы климатической
политики страны рассматриваются и в рамках деятельности Экологического
совета.38 При этом проблемы изменения климата рассматриваются не как
отдельное направление, а вместе с вопросами энергетики. Подобная
взаимосвязь исходит из того, что энергетический сектор выделяет около 60 %
парниковых газов, которые являются основной причиной образования
парникового эффекта и дальнейшего потепления климата. В связи с чем
основным направлением в работе Экологического совета является полное
энергетическое обеспечение Дании за счет источников возобновляемой
энергии к 2050 году. Для достижения цели Экологический совет выделяет
гранты для проектов и проводит исследования по развитию «зеленой
энергии» в областях промышленности, отопления жилых зданий и коммун.
Также вопросы выбросов углекислого газа и их влияния на общемировой
климат рассматриваются в транспортном направлении деятельности Совета.
Для уменьшения количества выбросов Совет развивает программы по
развитию
колесных
транспортных
средств
и
отказ
использования
ископаемых видов топлива для автомобилей.39
38
39
Det Økologiske Råd [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecocouncil.dk/ (дата обращения: 18.03.2020).
Transport [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecocouncil.dk/transport (дата обращения: 18.04.2020).
15
Кроме Экологического совета на территории Дании также существует
Климатический совет40, деятельность которого регулируется законом № 716
от 25/06/2014. В тексте данного закона его основной целью считается
создание общих стратегических рамок климатической политики Дании с
целью
создания
общества,
производящего
минимальное
количество
выбросов парниковых газов к 2050 году. В качестве задач Климатический
совет осуществляет деятельность по анализу возможных путей к обществу с
низким уровнем выбросов и созданию возможных мер по сокращению
выбросов парниковых газов.
Стоит отметить, что, начиная с 2016 года, политика Дании в области
Арктического региона стала более конкретной и выделила для себя основные
сферы интересов. Несмотря на то, что в документах Дания по-прежнему
заявляет о том, что арктический регион является пространством для мирного
взаимодействия и общего диалога, в документах последних лет можно
заметить тенденцию к увеличению интереса Дании в сфере обороны и
безопасности как в отношении всего региона, так и в отношении своих
автономий. Особенно подчеркивается важность сохранения суверенитета
Гренландии. В большинстве документов по арктическому региону датское
правительство заявляет о том, что в интересах страны находится
поддержание стабильной экологической ситуации в Гренландии и во всей
Арктике, а также то, что любая деятельность, осуществляемая в арктическом
регионе, не должна ставить под угрозу ее экологическую безопасность.
Однако, в тоже время в документах все чаше наблюдаются заявления,
связанные с развитием предпринимательской деятельности на территории
Арктики. Что свидетельствует о наличии у Дании интереса в выгодном
использовании арктических территорий. Стоит отметить и то, что
принимаемые документы ориентированы на международное сотрудничество,
укрепление значимости Королевства Дания в арктическом регионе и на
40
Klimarådet [Электронный ресурс] // URL: https://www.klimaraadet.dk/da/om-klimaraadet (дата обращения:
27.04.2020).
16
всестороннее развитие Гренландии. Данные документы продвигают и
развивают политику Дании в Арктике, добавляя все новые детали к
существующим идеям, которые затем могут быть использованы Данией в
международном диалоге по арктическому региону.
1.2. Арктическая политика Гренландии
С 1992 года Дания, в рамках Декларации по окружающей среде,
начинает развивать климатическую политику41, одним из направлений
которой
становится
Арктический
регион.
Всего
на
Арктику
было
распространено 9%42 от бюджета, выделенного на климатический сектор. С
1999 года Датским правительством было принято решение о распределении
части средств в поддержу Арктического региона на экологические
программы в Гренландии. За это время на развитие Гренландии было
выделено 275 миллионов крон, которые были направлены на улучшение
экологической ситуации на территории автономии. На данный момент
ежегодно Гренландия получает отчисления от королевства Дания в размере
3,4 миллиардов датских крон.43 Данные средства правительство автономии
распределяет на все сферы государственной деятельности, в том числе и на
экологическую сферу. Также, в рамках план роста экологии датским
правительством финансируются программы и исследования, нацеленные на
развитие арктического региона и борьбу с изменением климата. С 2010 года,
помимо общего финансирования Гренландии и программ арктического
региона, Дания выделяет средства для непосредственной борьбы с
изменением климата. (см. Таблица 1)
41
Virksomhedsregnskab 2000 [Электронный ресурс] // URL: https://www2.mst.dk/udgiv/publikationer/2001/877944-488-1/html/kap06.htm (дата обращения: 07.01.2020).
42
Virksomhedsregnskab 2000 [Электронный ресурс] // URL: https://www2.mst.dk/udgiv/publikationer/2001/877944-488-1/html/kap06.htm (дата обращения: 07.01.2020).
43
The Greenland Self-Government Arrangement [Электронный ресурс] // URL:
http://www.stm.dk/_p_13090.html (дата обращения: 12.02.2020).
17
Финансирование
деятельности по
борьбе с
изменением
климата в
Арктике (в млн.
датских крон)
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
40,9
44,5
46,9
44,1
19,7
20,2
12,0
20,4
Таблица 1. Финансирование деятельности по борьбе с изменением
климата Арктики44
В
2016
году
правительство
Гренландии
установило
цели
климатической политики.45 В первую очередь, данная политика должна
способствовать ограничению выбросов парниковых газов по секторам, тем
самым она объединит климатические инициативы в энергетическом секторе,
жилищном секторе, в транспортном секторе, в сельском хозяйстве и
рыболовстве, а также в отношении проектов в области бизнеса и сырья.
Также правительство Гренландии подчеркивало, что в области энергетики
Гренландия
должна
быть
полностью
обеспечена
альтернативной
энергетикой, энергоснабжение должно быть основано главным образом на
возобновляемых источниках энергии.
Причина, по которой климатической политике уделяется столько
внимания со стороны гренландского и датского правительств, заключается в
том, что ввиду своих географических особенностей автономия имеет
непосредственное влияние на мировую климатическую систему, что
обусловлено объемами ледниковых масс на территории Гренландии. На
данный момент ледяной покров острова составляет 80 %. В том случае, если
ледниковый покров начнет таять, то это создаст эффект Альбедо46. Эффект
заключается в том, что снег и лед отражают солнечный свет обратно в
космос, что в свою очередь понижает глобальные температуры. Но из-за
того, что ледники начинают таять, отражающий эффект также снижается, что
44
Klimastøtte vedrørende Arktis[Электронный ресурс] // URL: https://www.statistikbanken.dk/MMS1 (дата
обращения: 01.05.2020).
45
Strategi for Grønlands Klimaforskningscenter 2015-2020 [Электронный ресурс] // URL: https://gcrc.gl/wpcontent/uploads/2018/04/GCRC-strategi-2015-20.pdf (дата обращения: 11.02.2020).
46
Эффект Альбедо [Электронный ресурс] // URL: https://skepticalscience.com/translation.php?a=141&l=16
(дата обращения: 02.05.2020).
18
позволяет солнечным лучам беспрепятственно попадать на землю, повышая
температуру. Что приводит к тому, что талые воды ледников Гренландии,
попадая в Атлантический океан, начинают влиять на тенденции водной
циркуляции в океане. С 2002 года исследователями отмечается наиболее
активное таяние ледников,47 которое приводит к тому, что в Гренландии не
только достигаются температурные рекорды, но и начинают возникать
пожары, аномальные для данного региона. К примеру, в 2017 году произошел
крупнейший лесной пожар в Гренландии, площадь которого достигала 15
квадратных километров.48 Огонь фиксировался в пятидесяти километрах от
края ледяного щита Гренландии.
Иной сферой, требующей такого же внимательного подхода и
значительного финансирования, является вопрос утилизации отходов. До
1996
года
данная
проблема
в
небольших
городах
не
ставилась
правительством Гренландии как актуальная. Каждый населенный пункт имел
определенное место, которое одновременно являлось свалкой, а также
местом для сжигания отходов. Так как процесс утилизации происходил без
специальной техники и необходимого оборудования, то все 100 % выбросов
газов попадали в атмосферу. В рамках работы арктической программы,
Дания в 1996 году поспособствовала развитию системы мусоросжигания в
Гренландии,
предоставив
комплексный
план
по
решению
данной
проблемы.49 После окончания действий программы в 1999 году проблема
свалок решилась на несколько лет, после чего возобновилась. Так как
большинство свалок с отходами стали располагаться вблизи морской
береговой линии и некоторых озер, что создавало опасность попадания
отходов в море и последующее загрязнение морской среды, а в дальнейшем
попадание воды в центральные водопроводы. Для того чтобы обезопасить
как морскую экологию, так и здоровье человека, в Гренландии с 2000 года в
47
Boertmann D.«Miljø og råstoffer i Grønland» København, 2018, 132 p.
Voldsom naturbrand i Grønland kan ses fra rummet [Электронный ресурс] // URL: http://nyheder.tv2.dk/201708-08-voldsom-naturbrand-i-groenland-kan-ses-fra-rummet (дата обращения: 10.02.2020).
49
Handlingsplan for affaldsbortskaffelse i Grønland [Электронный ресурс] // URL:
https://www2.mst.dk/udgiv/Publikationer/2000/87-7944-249-8/html/kap03.htm (дата обращения: 01.03.2020).
48
19
стране было построено около 10 мусоросжигательных станций и 4 крупных
мусоросжигательных завода. К 2022 и 2023 году в Гренландии должны
появиться еще два мусоросжигательных завода, тем не менее все также
остается проблема транспортировки отходов из небольших поселений к
городам, в которых уже функционируют мусоросжигательные отходы.
Построенные заводы будут технически усовершенствованы, что скажется на
уменьшении выбросов смога и вредных газов в атмосферу. 25 сентября 2018
года правительство Гренландии приняло постановление о необходимости
поисков новых решений в области отходов.50 Несмотря на то, что сейчас
Гренландия старается соответствовать европейским и датским требованиям
по экологии, можно заметить, что в последние годы автономия меньше
уделяет внимания защите окружающей среды. Так, в феврале 2020 года было
одобрено положение51, которое частично разрешало сжигание отходов не на
мусоросжигательных заводах, а также временное захоронение отходов в
специально на отведенных территориях. Можно отметить, что, принимая
подобные законы Гренландия возвращает те проблемы, с которых
начиналась ее экологическая деятельность. Датское и гренландское
правительства уверены, что введение данных мер не повлияет на
экологическую ситуацию автономии. Но можно предположить, что в случае,
если правительство Гренландии оставит данные меры в качестве постоянной
практики, а не в качестве необходимых послаблений, то со временем
негативный эффект от открытого мусоросжигания и полигонов с отходами
повлияет в первую очередь на состояние почвы и ледникового покрова
Гренландии.
В начале XXI века Гренландия столкнулась с проблемой возможного
загрязнения ледяного щита. Одной из основных причин загрязнения
ледников в Гренландии считается военная база США, располагающаяся на
50
Ny national løsning på affaldsområdet [Электронный ресурс] // URL:
https://naalakkersuisut.gl/da/Naalakkersuisut/Nyheder/2018/09/260918-Ny-national-loesning-paa-affaldsomraadet
(дата обращения: 04.03.2020).
51
Selvstyrets bekendtgørelse nr. 2 af 5. februar 2020 om mulighed for midlertidig at dispensere fra kravene om
bortskaffelse af affald [Электронный ресурс] // URL: http://lovgivning.gl/lov?rid=%7B20B72E9D-7144-4CEFBD81-A6F3B8EB48AE%7D (дата обращения: 30.03.2020).
20
территории автономии, которая была построена в качестве ракетной базы. Из
химически опасных веществ, которые могут попасть в атмосферу, воду и
ледники, в лагере содержатся 200 тысяч литров дизельного топлива, более
100 тысяч сточных вод, а также радиоактивный хладагент и токсичные
органические вещества. В 1967 году лагерь был выведен из эксплуатации.
Предполагалось, что лагерь и его внутреннее оборудование будет находиться
под снежным массивом, который обеспечит его сохранность. В 1995 году
данные о проекте были рассекречены. В 2016 году исследователи выясняли,
что при сохранении тенденций изменения климата, лагерь будет оставаться
подо льдом и снегом до 2100 года. После начала таяния льда,
инфраструктура
лагеря,
а
также
любые
оставшиеся
биологические,
химические и радиоактивные отходы попадут в окружающую среду и
потенциально смогут разрушить близлежащие экосистемы. Тем не менее, за
проведение мер по очистке территории Гренландии от отходов отвечает
Дания, которая должна будет выделить средства из бюджета страны.52 На
2019 год рассматриваются только объемы необходимого финансирования,
сами работы по ликвидации базы отложены на неопределенный срок.
В 2012 году правительство Гренландии представило доклад, в котором
содержались исследования департамента по строительству, инфраструктуре,
климату и энергетике, а также департамента рыбного хозяйства, охоты и
сельского хозяйства. В докладе говорилось о том, что климатические
изменения будут
иметь значительные последствия для природы
и
окружающей среды Гренландии. Ожидается, что к концу первого столетия
XXI века наиболее сильные последствия изменения климата будут
наблюдаться в сфере рыболовства из-за сокращения распространения
морского льда. Также ожидается, что изменение климата приведет к ряду
изменений в морской экосистеме. Особое внимание уделяется тому, как
изменение климата повлияет на креветок и треску, которые являются одними
52
Nunaata Qitornai: USA’s affald i Grønland er Danmarks ansvar[Электронный ресурс] // URL:
https://www.altinget.dk/arktis/artikel/nunaata-qitornai-usas-affald-i-groenland-er-danmarks-ansvar (дата
обращения: 12.02.2020).
21
из основных статей экспорта морской продукции в Гренландии. В докладе
указывается,
что
климатические
изменения
окажут
благоприятное
воздействие на тресковые виды рыб, в то время как данное воздействие на
креветок и криль будет отрицательным. Данные заявления являются
неблагоприятными, так как криль имеет особое значение в качестве пищи для
китов, тюленей и некоторых видов рыб. Ожидается, что влияние климата
негативно скажется на мойве, что будет иметь серьезные последствия для
многих других рыб, морских млекопитающих и птиц.
Тем не менее, климатические изменения могут оказать положительное
влияние на морской промысел в виде более крупных уловов трески и других
видов рыб, привыкших к теплому климату, но может сказаться на
уменьшении объёмов прибрежной рыбной ловли, ввиду уменьшения видов
рыб и ракообразных вблизи береговой лини Гренландии. В целом повышение
температуры воды будет являться основанием для большего морского
рыболовства в зонах обитания рыб, привыкших к теплому климату. Это
может иметь положительное экономическое значение, так как уровень
доходов в морском рыболовстве в четыре раза выше, чем от прибрежного
рыболовства. Помимо морской фауны, изменения климата будут иметь
негативно воздействие на белых медведей и тюленей, ввиду их зависимости
от морского льда. Последствия изменения климата для китов в водах
Гренландии на данный момент четко не определены, но потепление климата
уже затрагивает ареалы их распространения. Также в настоящее время не
ясно, каковы будут последствия сокращения морского льда для морских
видов птиц.
Также на современном этапе особое внимание уделяется усилению
профилактических мер для повышения безопасности судоходства в Арктике.
Это связано с принятием Полярного кодекса в 2017 году для судов,
эксплуатирующихся в полярных водах. Для Гренландии данный кодекс
важен для обеспечения высокого уровня безопасности в водах автономии,
независимо от гражданства судов. Также продолжается подготовка новых
22
морских карт для Гренландии, чтобы избежать морских аварий в водах
автономии и поддержать деятельность по добыче полезных ископаемых. В
рамках стратегии оговаривается, что со стороны Королевства Дания
безопасность на море также должна поддерживаться путем обеспечения
доступности надежной информации о погоде, море и льде, в сотрудничестве
с другими арктическими государствами.
Тем не менее, данные изменения могут оказать положительное влияние
на морской промысел в виде более крупных уловов трески и других видов
рыб, привыкших к теплому климату, но может сказаться на уменьшении
объёмов прибрежной рыбной ловли, ввиду уменьшения видов рыб и
ракообразных вблизи береговой линии Гренландии. В целом повышение
температуры воды будет являться основанием для большего морского
рыболовства в зонах обитания рыб, привыкших к теплому климату. Это
может иметь положительное экономическое значение, так как уровень
доходов в морском рыболовстве в четыре раза выше, чем от прибрежного
рыболовства.
В
2016
году
правительство
Гренландии
установило
цели
климатической политики.53 В первую очередь она должна способствовать
ограничению выбросов парниковых газов по секторам, тем самым данная
политика объединит климатические инициативы в энергетическом секторе,
жилищном секторе, в транспортном секторе, в сельском хозяйстве и
рыболовстве, а также в отношении проектов в области бизнеса и сырья.
Также правительство Гренландии подчеркивало, что в области энергетики
Гренландия должна быть полностью обеспечена «зеленой» энергетикой,
энергоснабжение
должно
быть
основано
главным
образом
на
возобновляемых источниках энергии.
С конца 2018 года все больше обсуждений начинает вызывать развитие
нефтепромышленной сферы в Гренландии. Так как работы по добыче нефти
53
Strategi for Grønlands Klimaforskningscenter 2015-2020 [Электронный ресурс] // URL: https://gcrc.gl/wpcontent/uploads/2018/04/GCRC-strategi-2015-20.pdf (дата обращения: 11.02.2019).
23
и газа могут оказать существенное воздействие на экологию арктического
региона, а также внести изменения в политические взаимоотношения между
арктическими государствами. На данный момент цели автономии в
нефтегазовой промышленности отражены в стратегии Гренландии по нефти
и газу на 2020 – 2024 года.54 В тексте документа особое внимание уделяется
лицензиям на добычу полезных ископаемых. Оцениваются запасы нефти и
газа на территории автономии, рассматриваются новые стратегии по
нефтепромышленности. Данная стратегия является первым, за значительный
промежуток времени, документом, в котором отражены цели и перспективы
Гренландии по использованию своих нефтяных и газовых ресурсов.
Подобная заинтересованность датской автономии в нефтегазовом секторе в
последний раз наблюдалась в 2009 году (что напрямую связано с
расширением самоуправления автономии), когда Гренландия также активно
занималась продажей лицензий, большинство из которых прекратило свое
действие к 2018 году. В 2011 году был создан документ, представляющий
стратегическую оценку воздействия на окружающую среду деятельности,
связанной с разведкой, разработкой и эксплуатацией углеводородов в море у
северо-восточной
Гренландии.
В
документе
отражались
опасения,
касающиеся процесса добычи нефти и ее разливов. Исследователями
отмечались значительные негативные последствия для окружающей среды
как от возможных нефтяных разливов в прибрежной зоне, так и выбросов
нефти в открытое море. Кроме того, в течение большей части года в
Гренландском море преобладает морской лед, в котором нефть может
сохраняться на длительный период, а в ходе таяния ледников, нефть может
транспортироваться на значительные расстояния, чем может сможет нанести
еще больший вред морской экологии. Кроме того, как на 2011 год, так и на
2020 год, о состоянии нефти в ледниковых щитах очень ограничена, а
технология очистки от разливов нефти
54
в покрытых
льдом водах
OLIESTRATEGI 2020-2024 [Электронный ресурс] // URL:
https://www.businessingreenland.gl/~/media/Erhverv/Olie%20og%20gas/Olie%20og%20%20Gas%20strategi/Olies
trategi%202019-2024%20DK%20-%2019-12-2019.pdf?la=da (дата обращения: 30.11.2019).
24
недостаточно проработана и нуждается в дальнейшем развитии.55 Тем не
менее гренландское правительство не сочло результаты, отраженные в
документе, достаточными для прекращения работ по добыче нефти. Только
после того, как в 2014 году гренландское правительство заявило о том, что
большинство из скважин непригодны или опасны для бурения56, интерес к
нефтяной промышленности в Гренландии постепенно угас. Хотя стоит
отметить,
что
с
2014
года
климатические
изменения
и
развитие
нефтепромышленного сектора способствовали тому, что в 2020 году
Гренландия вновь начинает проводить работы по добыче нефти.
Стоит
отметить,
что
активное
развитие
Гренландии
в
нефтепромышленном секторе постепенно начинает вызывать беспокойство у
датского правительства. В первую очередь датская сторона ссылается на то,
что бурение новых скважин и добыча нефти могут оказать негативное
воздействие на общую экологическую ситуацию автономии и всего
арктического региона. Также развитие нефтепромышленности может
означать укрепление гренландской экономики, что в дальнейшем может
привести к тому, что в Гренландии начнет активизироваться национальное
движение,
которое
в
перспективе
может
потребовать
проведения
референдума о независимости. На территории автономии дискурс о том,
чтобы перейти от постколониальной зависимости от Дании к полностью
независимому самоуправлению, и развивать экономику Гренландии в
направлении добычи и продажи арктических ресурсов, ведется еще с 2009
года.57 Так как в это время Гренландия получила расширенные права на все
виды деятельности, в том числе и на деятельность, связанную с добычей
нефти и других полезных ископаемых. Исследователями отмечалось, что с
приобретением новых прав, в Гренландии последуют и новые тенденции,
55
Boertmann, D., Mosbech, A. (eds.) 2011. The western Greenland Sea, a strategic environmental impact
assessment of hydrocarbon activities. Aarhus University, DCE – Danish Centre for Environment and Energy, 268
pp.
56
Marfelt В. Ingen vil bore efter olie ved Grønland i 2014 [Электронный ресурс] // URL:
https://ing.dk/artikel/ingen-vil-bore-efter-olie-ved-groenland-i-2014-165699 (дата обращения: 30.11.2020).
57
Körber L., MacKenzie S., Westerståhl Stenport A. (eds.) 2017. Arctic Environmental Modernities. From the Age
of Polar Exploration to the Era of the Anthropocene. - Palgrave Macmillan, 273 pp.
25
которые будут оказывать влияние на окружающую среду, экономику и
общество Гренландии.58 В связи с чем на территории автономии, были
предприняты попытки сбалансировать потребности в сохранении стабильной
экологической ситуации и стремление к экономическому росту. Для чего
Гренландия возобновила деятельность в рамках директивы ЕС по оценке
воздействия на окружающую среду от 1985 года59, а также, с 2013 года,
начала предоставлять данные для проведения стратегической экологической
оценки.60 Но, несмотря на то, что с 2009 года Гренландия, несомненно,
показала успехи в создании баланса между экологической безопасностью и
возможностью добычи природных ресурсов, правительство автономии все
еще не добилось показателей, при которых процесс извлечения полезных
ископаемых не имел бы значительных негативных последствий для региона.
Экологическую
напряженность
и
активизацию
движения
за
независимость может вызвать развитие взаимоотношений между Китаем и
Гренландией. Сейчас интересы Китая в Арктике стремительно возрастают,
китайские компании находятся в поисках в новых маршрутах судоходства,
нефти, газа и полезных ископаемых в арктическом регионе. Следовательно,
Китай начинает развивать отношения с арктическими государствами, а том
числе и с Гренландией, проявляя активный интерес к ее территориям и
природным ресурсам. С 2016 года можно наблюдать постепенное развитие
гренландско-китайских взаимоотношений, когда Китай начал рассматривать
датскую автономию как территорию для получения природных ресурсов.
Уже через год Китай объявлял о своих планах на строительство
исследовательских станций в Гренландии. В 2018 году Китай выступил с
предложением об инвестициях в проекты по изучению почв на территории
Гренландии. После того, как гренландское правительство решило, что
58
Hansen Merrild A., Kørnøv L. A value-rational view of impact assessment of mega industry in a Greenland
planning and policy context. - Impact Assessment and Project Appraisal, 28(2), June 2010, p. 135–145
59
Environmental Impact Assessment [Электронный ресурс] // URL: https://ec.europa.eu/environment/eia/eialegalcontext.htm (дата обращения: 27.11.2020).
60
The Fifth National Report Greenland [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbd.int/doc/world/dk/dk-nr05-oth-en.pdf (дата обращения: 29.11.2020).
26
«Гренландия открыта для любых инвестиций, вне зависимости откуда они»61,
Дания всерьез обеспокоилась сближением автономии и Китая, после чего
датская сторона начала заявлять о том, что подобное сотрудничество может
оказать негативное влияние на окружающую среду арктического региона.
Очевидно, что Гренландия прикладывает все больше усилий для проведения
большей
части своей внешней политики без участия континентальной
Дании. Показательно, что осенью 2011 года министр иностранных дел
Гренландии Уве Карл Бертельсен был в Китае, его принял непосредственно
Ли Кэцян, будущий премьер-министр Китая, что примечательно, Кэцян не
встречался практически ни с кем из
датских министров. В Гренландии
данная встреча была расценена как знак того, что гренландско-китайские
отношения могут выйти на уровень, когда посредничество датской стороны
не будет необходимо. Несмотря на возрастающее недовольство Дании, Китай
продолжает развивать отношения с Гренландией, предлагая все более
выгодные инвестиции в сферах исследований, торговли и ресурсов, а
китайские компании все больше начинают интересоваться гренландскими
территориями. Возможно, опасения датского правительства в отношении
экологии арктического региона не беспочвенны, и в случае, если Гренландия
примет предложения китайских инвесторов, а также начнет продавать
китайским нефтегазовым компаниям лицензии на добычу нефти и газа, то в
ближайшем
будущем
Арктику
могут
ожидать
климатические
и
экологические изменения.
1.3. Арктическая политика Фарерских островов
В первую очередь следует отметить, что Фарерские острова не
являются частью арктического региона. Но, несмотря на это, автономная
территория не только является участником Арктического совета и ряда
61
Bianco N. Arktis-kender: Grønland mangler viden for at kunne håndtere Kina [Электронный ресурс] // URL:
https://www.altinget.dk/arktis/artikel/arktis-kender-groenland-mangler-viden-for-at-kunne-haandtere-kina (дата
обращения: 30.11.2020).
27
арктических программ, но также напрямую заинтересована в стабильной
экологической и климатической ситуациях в Арктике.
В 2011 году в одном из документов фолькетинга рассматривался
вопрос значимости автономных территорий Королевства в Северной
Атлантике. Отмечалось, что в случае кризисных ситуаций в Арктике, Дания
и ее территории будут зависеть от альянса НАТО, в особенности с США. В
тексте документа отмечалось, что на момент 2011 года основная проблема во
взаимоотношениях Королевства Дания и НАТО заключается в том, чтобы
найти области, в которых Королевство могло бы внести значительный вклад,
например, предоставить доступ к стратегически важным территориям или
акваториям, а также открыть к исследованиям о климатических и
географических условиях в регионе. С 2011 года вопрос значимости
Фарерских островов в регионе не потерял своей актуальности, но статус
Фарерских островов в данном вопросе так и остался нерешенным. Тем не
менее на данном этапе остается очевидным, что Фарерским островам будет
труднее договориться о получении большей автономии или проведении
референдума о независимости. Так как Дания в еще большей степени, чем
раньше,
наблюдает
ценность
Фарерских
островов как
еще
одного
подтверждения присутствия государства в арктическом регионе и Атлантике.
Поэтому, для поддержания положение арктической сверхдержавы Дания,
вероятнее всего в ближайшие десятилетия не предоставит возможность
Фарерским островам получить большую автономность в проведении
собственной внешней и внутренней политики. Тем не менее, можно
предположить, что рассмотрение статуса Фарерских островов через призму
территориального положения автономии, заставит датское правительство с
большей готовностью защищать интересы Фарерских островов, когда в
будущем возникнут споры по вопросам рыболовства или судоходства.
Обеспокоенность
фарерского
правительства
вызывает
то,
что
глобальное потепление климата может вызвать изменение в морской
28
экосистеме, а в следствии и повлиять на морские ресурсы, от экспорта
которых зависит экономическая стабильность Фарерских островов.
В экономическом плане основной сферой интересов Фарерских
островов в Арктике всегда являлось рыболовство, ввиду чего, автономия
вынуждена придерживаться документов, принимаемых континентальной
частью Королевства, а также документации Европейского Союза, как одного
из основных импортеров фарерской продукции. Данные соглашения
координируют интересы ЕС, Фарерских островов, а также Исландии и
Норвегии
в
Северном
море.
В
законе
рассматриваются
вопросы
квотирования по ловле рыб и вопросы экспорта. Данные соглашения не
подразумевают финансовую поддержку и помощь в развитии рыболовства
автономии. Тем не менее, политика Фарерских островов в области
рыболовства не всегда совпадает с политикой ЕС, что приводит стороны к
конфликтам не только в сфере рыболовства, но и в области экологии. В 2013
году Европейский Союз наложил на Фарерские острова санкции, данное
решение было
собственных
принято ввиду установления Фарерскими островами
квот
на
ловлю
сельди.
Квоты
были
установлены
в
одностороннем порядке и составляли 145 % от лимита 2012 года. Также
комиссаром ЕС по морским делам и рыболовству было отмечено, что при
несоблюдении требований Союза, будут введены ограничения импорта
сельди и других видов рыбы, а также запретом для фарерских судов заходить
в европейские порты. Данные меры были введены ввиду того, что при
подобных объемах ловли атланто-скандинавской сельди Фарерскими
островами, в течении нескольких лет популяция данного вида рыбы могла бы
оказаться под угрозой исчезновения. В 2014 году санкции были сняты, лимит
ловли сельди установлен на уровне 40 тысяч тонн. Подобный лимит
сохраняется и на момент написания работы, в 2020 году.
Также Фарерские острова обязаны придерживаться договорам и
соглашениям, обеспечивающим безопасность в арктическом регионе. К
таким документам относятся принятый в 2017 году Полярный кодекс
29
положение, а также принятое в 2011 году об арктическом сотрудничестве по
«поиску и спасанию на море», которое также затрагивало вопросы общего
подхода арктических государств к регулированию рыболовства в Северном
Ледовитом океане.
С 1996 года Фарерские острова являются частью Арктического совета.
В рамках деятельности совета Фарерские острова участвуют в трех группах
по вопросам климата арктического региона.62 Одной из важнейших групп
является программа арктического мониторинга и оценки загрязнителей,
которая
направлена
распространения
на
обеспечение
антропогенных
последовательных
загрязнителей
в
измерений
окружающей
среде
Арктики. Также Фарерские острова состоят в группе по защите морской
среды арктического региона. Основной задачей деятельности группы
является оценка пригодности соответствующих международных договоров и
выработка
рекомендаций
по
улучшению
устойчивого
управления
арктической морской средой. Также автономия состоит в группе по
сохранению арктической флоры и фауны, основной целью которой является
исследование и защита биоразнообразия Арктики.
Стоит отметить, что в вопросах арктического региона, многими
государствами осуждается один из видов рыболовства на территории
Фарерских островов, а именно китобойный промысел. На современном этапе
китобойный промысел является не только частью рыболовного сектора
датской автономии, но и является традицией, относящейся к культурному
наследию Фарерских островов. Тем не менее в современном мире подобные
проявления
культурных
особенностей
воспринимаются
негативно
и
расценивается как опасность для биоразнообразия региона. По заявлениям
организаций-зоозащитников,
соблюдение
подобных
традиций
может
отрицательно сказаться на популяции гринд, а также влиять на морскую
экосистему в целом. Для прекращения проведения охоты на гринд, проводит
62
The Faroe Islands and the Arctic [Электронный ресурс] // URL: https://www.government.fo/en/foreignrelations/the-arctic/ (дата обращения: 12.04.2020).
30
деятельность организация «Общество охраны морской фауны»63. Данная
организация
предпринимает
крайне
радикальные
методы
борьбы
с
китобойным промыслом, например, за организацией замечались попытки
нападения на китобойные корабли. Несмотря на данную деятельность, на
современном этапе нельзя говорить о сокращении количества рейдов,
которые в разные года составляли от 2 до 16 рейдов в год. А ежегодный улов
гринд колеблется в размере от пятидесяти до тысячи особей.64 При этом
видимой тенденции к снижению улова не наблюдается, а разница в числах
зависит от различных факторов, начиная от погодных условий, заканчивая
рейдами зоозащитнических организаций. Жители Фарерских островов,
занимающиеся китобойным промыслом отмечают, что на современном этапе
умерщвление китов производится только специальными инструментами,
которые практически не причиняют боли животным. Специалист в области
экологии моря, Карл Кинзе считает, что: «На современном этапе популяция
гринд не находится под угрозой вымирания, поэтому ежегодная охота на
китов не может навредить данному виду. Люди, которые говорят о данной
традиции как о бездумном убийстве забывают, что ежегодно в Балтийском
море вылавливается колоссальное количество трески и сельди, тем не менее
никто не говорит о данной проблеме».65 Также, с 1980-х годов китобойный
промысел регулируется государством, что не позволяет убивать более тысячи
особей в год. С 2015 года китобойцы промысел регулирует закон № 56 о
ловле гринд.66
63
Defending, Conserving, & Protecting our Oceans [Электронный ресурс] // URL: https://seashepherd.org/ (дата
обращения: 12.01.2020).
64
Grindir, hvalir og skinn í tali [Электронный ресурс] // URL: http://www.hagstova.fo/fo/hagtalsgrunnur/vinnaog-veida/grind (дата обращения: 11.05.2020.
65
Ekspert: Hvalslagtning på Færøerne er i orden[Электронный ресурс] // URL: https://jyllandsposten.dk/indland/ECE8954186/ekspert-hvalslagtning-paa-faeroeerne-er-i-orden/ (дата обращения: 18.02.2020).
66
Lagtingslov i Føroya Kunngerðasavn №56 Grind og anden småhval [Электронный ресурс] // URL:
http://www.stm.dk/multimedia/Lovregister_2018_-_3._kvartal.pdf (21.05.2020).
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что на основании рассмотренного в
курсовой работе материала можно говорить о том, что арктический регион,
несомненно, играет значимую роль, как во внешней, так и во внутренней
политике Королевства Дания. Деятельность Королевства в регионе с начала
XXI века посвящена не только преодолению внутренних экономических,
политических и экологических проблем, которые находится в арктической
зоне, но также поддержанию стабильной политической и климатической
ситуации в Арктике в целом.
Правительства Дании, Фарерских островов и Гренландии принимают
различные меры по предотвращению ухудшения экологической ситуации:
принимаются как общие, так и частные акты, документы и положения,
регулирующие деятельность человека в отношении окружающей среды,
осуществляется деятельность в рамках национальных, государственных и
международных экологических программ, также ведется деятельность,
регулируемая Европейским Союзом и Организацией Объединенных Наций,
что в совокупности обеспечивает Королевству Дания комплексный подход к
решению экологических проблем.
Автономии имеют различное видение в реализации своих арктических
интересов. Для Гренландии и Фарерских островов все большую роль
начинают играть вопросы сотрудничества с другими государствами, при
этом участие датской стороны в данной сфере вызывает все большее
недовольство у жителей автономий. В случае с Гренландией, если датское
правительство
не
изменит
своих
интересов
в
отношении
нефтепромышленного сектора, то реакция гренландского общества н данную
ситуацию может иметь неприятные последствия, вплоть до проведения
референдума о получении полной независимости. Ситуация с Фарерскими
островами также имеет свои негативные стороны. В реализации арктической
политики Дания уделяет довольно мало внимания интересам островов.
32
Дальнейшее
игнорирование
значимости
Фарерских
островов
в
Атлантическом океане и арктическом регионе может привести если не к
повышению сепаратистских настроений в обществе, то к изменению
экспортной политики островов.
Для Гренландии актуальны вопросы климата, ввиду того, что
автономия территориально находится в арктической зоне, которая с
середины ХХ века подвержена изменению климата. Вследствие чего
Гренландия участвует в арктических и климатических программах, вводит
дополнительные законы и положения в своё законодательство для
регулирования вопросов транспорта, энергетики и других сфер, имеющих
прямое влияние на изменения климата. Правительством решаются вопросы
утилизации отходов, которые на данный момент, являются одной из
основных
причин
выбросов
парниковых
газов.
Также
вопросы
климатической политики поддерживаются Данией, в ходе финансирования
внутренних программ Гренландии, и Европейским Союзом, который
оказывает финансовую поддержку экологическому направлению Гренландии
в целом. Помимо развития климатической политики, автономия также
проводит деятельность в сфере утилизации отходов.
Несмотря на активную деятельность Королевства в климатической
сфере и участии в различных арктических программах по предотвращению
изменения климата, негативное влияние остального мира во много раз
больше. Вопросы экологии акваторий Королевства не могут быть решены
силами только Дании, Фарерских островов и Гренландии, так как выходы к
морям и заливам имеют и другие страны. Поэтому развивая внутреннюю
экологическую политику, Королевство Дания также уделяет особое
внимание международной деятельности в области экологии, принимая
участие работе Организации Объединённых Наций и ICES, а также
региональной деятельности, в рамках KIMO, НЕАФК и НАФО.
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Эффект
Альбедо
[Электронный
ресурс]
//
URL:
https://skepticalscience.com/translation.php?a=141&l=16
2.
2030
targets
[Электронный
ресурс]
//
URL:
https://ec.europa.eu/info/energy-climate-change-environment/overall-targets/2030targets_en
3.
Adoption of the Paris agreement [Электронный ресурс] // URL:
https://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/eng/l09r01.pdf
4.
Aftale på forsvarsområdet 2018-2023 // Forsvarsministeriet. URL:
https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/Forsvarsforlig-2018-2023.pdf
5.
Arctic Council [Электронный ресурс] // URL: https://arctic-
council.org/index.php/en/
6.
Arktis: Udenrigs- og Sikkerhedspolitisk // Udenrigsministeriet. URL:
https://um.dk/~/media/um/danishsite/documents/udenrigspolitik/aktuelle%20emner/udenrigs%20og%20sikkerhedsp
olitik/2019-20/arktis.pdf?la=da
7.
URL:
Biomassens betydning for grøn omstilling [Электронный ресурс] //
https://www.klimaraadet.dk/da/rapporter/biomassens-betydning-groen-
omstilling
8.
Boertmann D.«Miljø og råstoffer i Grønland» København, 2018, 132
9.
Dansk diplomati og forsvar i en brydningstid Vejen frem for
p.
Danmarks interesser og værdier mod 2030 // Udenrigsministeriet. URL:
https://um.dk/~/media/um/danishsite/documents/udenrigspolitik/aktuelle%20emner/148396_udredning_indhold_fin
al_printvenlig.pdf?la=da
10.
Dansk
klimapolitik
[Электронный
ресурс]
//
https://ens.dk/ansvarsomraader/energi-klimapolitik/fakta-om-dansk-energiklimapolitik/dansk-klimapolitik
34
URL:
11.
Declaration
on
the
ресурс]
[Электронный
establishment
//
of
URL:
the
Arctic
Council
https://oaarchive.arctic-
council.org/bitstream/handle/11374/85/EDOCS-1752-v2ACMMCA00_Ottawa_1996_Founding_Declaration.PDF?sequence=5&isAllowed
=y
12.
Det mener partierne om miljøet [Электронный ресурс] // URL:
https://jyllands-posten.dk/debat/breve/ECE10009065/det-mener-partierne-ommiljoeet/
13.
Økologiske
Det
Råd
[Электронный
ресурс]
//
URL:
https://www.ecocouncil.dk/
14.
EU's
[Электронный
CO2-kvoteregister
ресурс]
//
og
URL:
Det
Danske
Kyoto-register
https://erhvervsstyrelsen.dk/eus-CO2-
kvoteregister-og-det-danske-kyoto-register-0
15.
Foreign
and
Udenrigsministeriet.
Security
Policy
URL:
Strategy
2019-2020
//
https://um.dk/~/media/um/danish-
site/documents/udenrigspolitik/aktuelle%20emner/udenrigs%20og%20sikkerhedsp
olitik/2019-20/foreign%20and%20security%20policy%20strategy%2020192020.pdf
16.
Greenpeace
om
klima
[Электронный
ресурс]
//
URL:
https://www.greenpeace.org/denmark/se-mere/klima/
17.
Handlingsplan for affaldsbortskaffelse i Grønland [Электронный
ресурс] // URL: https://www2.mst.dk/udgiv/Publikationer/2000/87-7944-2498/html/kap03.htm
18.
Jacobsen M. Denmark’s strategic interests in the Arctic. / M. Jacobsen
// The Arctic Institute. – 2016. - URL: https://www.thearcticinstitute.org/denmarkinterests-arctic-greenland-connection/
19.
Klimarådet
[Электронный
ресурс]
//
URL:
https://www.klimaraadet.dk/da/om-klimaraadet
20.
Kongeriget Danmarks Strategi for Arktis 2011–2020 // Miljøstyrelsen.
URL: https://mst.dk/media/89974/arktiskstrategi.pdf
35
21.
Kristian J. Danmark skal opruste indsatsen i den arktiske magtkamp.
Ellers svigter vi den grønlandske befolkning /
J. Kristian. – 2020. - URL:
https://www.raeson.dk/2020/kristian-jensen-danmark-skal-opruste-indsatsen-i-denarktiske-magtkamp-ellers-svigter-vi-den-groenlandske-befolkning/
22.
climate
Kyoto protocol to the United Nations framework convention on
change
ресурс]
[Электронный
//
URL:
https://unfccc.int/resource/docs/convkp/kpeng.pdf
23.
Miljø- og Fødevareudvalgets arbejde
[Электронный ресурс] //
URL: https://www.ft.dk/da/udvalg/udvalgene/mof/arbejde
24.
Nunaata Qitornai: USA’s affald i Grønland er Danmarks
ansvar[Электронный
ресурс]
//
URL:
https://www.altinget.dk/arktis/artikel/nunaata-qitornai-usas-affald-i-groenland-erdanmarks-ansvar
25.
Ny national løsning på affaldsområdet [Электронный ресурс] //
URL: https://naalakkersuisut.gl/da/Naalakkersuisut/Nyheder/2018/09/260918-Nynational-loesning-paa-affaldsomraadet
26.
Rahbek-Clemmensen J. “An
Arctic Great Power”? Recent
Developments in Danish Arctic Policy. / J. Rahbek-Clemmensen. – 2016. - URL:
https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2016/Scholarly_Papers/13.Rahbek.pd
f
27.
Redegørelse af 2/10 19 om samarbejdet i Arktis // Folketinget. URL:
https://www.folketingstidende.dk/samling/20191/redegoerelse/R2/20191_R2.pdf
28.
Reflection
paper
[Электронный ресурс] //
towards
URL:
a
sustainable
Europe
by
2030
https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-
political/files/rp_sustainable_europe_30-01_en_web.pdf
29.
Strategi
[Электронный
for
Grønlands
ресурс]
//
Klimaforskningscenter
URL:
content/uploads/2018/04/GCRC-strategi-2015-20.pdf
11.02.2019).
36
2015-2020
https://gcrc.gl/wp(дата
обращения:
The Faroe Islands and the Arctic [Электронный ресурс] // URL:
30.
https://www.government.fo/en/foreign-relations/the-arctic/
обращения:
(дата
12.04.2019).
31.
[Электронный
Transport
ресурс]
//
URL:
https://www.ecocouncil.dk/transport
32.
Udenrigs-
Udenrigsministeriet.
og
sikkerhedspolitisk
URL:
strategi
for
2017-2018
//
https://www.regeringen.dk/publikationer-og-
aftaletekster/udenrigs-og-sikkerhedspolitisk-strategi-for-2017-2018/
33.
United Nations Framework Convention on Climate Change
ресурс]
[Электронный
//
URL:
http://unfccc.int/files/essential_background/background_publications_htmlpdf/appl
ication/pdf/conveng.pdf
34.
Virksomhedsfinansiering i Arktis // Udenrigsministeriet. URL:
https://um.dk/da/udenrigspolitik/lande-og-regioner/arktiskportal/virksomhedfinansiering%20i%20arktis/
Virksomhedsregnskab 2000 [Электронный ресурс] // URL:
35.
https://www2.mst.dk/udgiv/publikationer/2001/87-7944-488-1/html/kap06.htm
Voldsom naturbrand i Grønland kan ses fra rummet [Электронный
36.
ресурс]
//
URL:
http://nyheder.tv2.dk/2017-08-08-voldsom-naturbrand-i-
groenland-kan-ses-fra-rummet
37
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв