Интертекстуальный анализ текста в школьной практике преподавания литературы.

В реферативной работе дан обзор категории интертекстуальности, её видов и способов репрезентации. Также была рассмотрена классификация интертекстуальности в широком её понимании. На примере сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и романа Р.Желязны «Хроники Амбера» рассматривались такие явления интертекстуальности, как аллюзии и реминисценции. В процессе интертекстуального анализа данных текстов было обнаружено, что «Алиса в Стране Чудес» является претекстом для «Хроник Амбера, т.к были выявлены схожие сюжетные линии, общие мотивы, литературные персонажи, также сказка неоднократно цитировалась в романе. Данное исследование позволило продемонстрировать присутствие интертекстуальных отсылок в произведении и позволило выявить учебный потенциал интертекста в работе с программными и непрограммными текстами. Также в работе были рассмотрены учебно-методические комплексы, ориентированные на разные уровни изучения литературы, с точки зрения освещения в них явлений интертекстуальности, межтекстовых взаимосвязей, влияния классических и фольклорных произведений на произведения, написанных позже. Помимо этого, рассмотрено наличие в УМК проблематики, объединяющей несколько произведений или авторов в единый блок обучения. Во второй главе был предложен проект элективного курса «Межтекстовые связи в литературе. Интертекстуальность» для учащихся старших классов. Данный курс позволит познакомить учащихся с понятием «интертекстуальность», её видами, классификациями, методиками работы с ней, а также провести интертекстуальный анализ текстов внепрограммных произведений и тех, которые изучаются в школьном курсе литературы. Также была проведена апробация данного курса (учебное занятие в МБОУ СОШ №15). На данном занятии был предложен термин «аллюзия» и предлагался к ознакомлению текст «Хроник Амбера», в котором учащиеся, раннее читавшие диалогию «Алисы…» или знакомые с ней по анимационным, художественным фильмам, компьютерным играм и другим источникам, выявили отсылки к сказке. Благодаря этому занятию было отмечено влияние читательского опыта учащихся на восприятие нового текста и способность выявлять межтекстовые связи. Многие из текстов, изучаемые в школьном курсе литературы, являются претекстами для множества явлений современной культуры, и актуализация данной взаимосвязи, с нашей точки зрения, может способствовать раскрытию смыслового потенциала классики.

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дипломы

Вуз: Новосибирский государственный педагогический университет (ФГОУ ВПО НГПУ)

ID: 5f3d21d2cd3d3e00014f2918
UUID: 853c6a70-c449-0138-1cdf-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 1554

41.08

Ирина Магилат


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 857,6 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет