Биба К.А.
студентка 1 курса по направления
“Социально-культурная деятельность”
Научный руководитель: к. филос. н. ст. пр. Батырева К.П.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШИХ СТОЯНОК И ЗАХОРОНЕНИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ КРЫМА: НОВЕЙШИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ ТАВРИКИ
Территория Крыма относится к уникальному историко-культурному древнейшему заповеднику.
На его территории сохранились памятники культуры, которые отражают исторические события,
культуру и религию разных эпох и разных народов. Крым в историко-культурном аспекте – это сплетение истории и культуры Востока и Запада: история греков и Золотой Орды, церкви первых христиан и мечетей. На протяжении многих веков жили, воевали, заключали мир и торговали разные народы, строились и разрушались города, возникали и исчезали цивилизации. Кажется, сам воздух тут
наполнен легендами, о жизни олимпийских богов, амазонок, киммерийцев, тавров, греков.
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Нет окончательного
и достоверного представления о времени и причинах перехода человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем
биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.
В результате археологических исследований в Крыму (древнее название «Таврика») было обнаружено большое количество стоянок древнейших людей. Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал с древнекаменного века, мог с успехом заниматься собирательством и охотой. Найденные кости животных говорят о том, что древнейшие жители Таврики охотились на мамонта, антилопу, оленя, зубра, других животных [5].
Большинство стоянок этого времени находилось в юго-западном и юго-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем,
вблизи от источников и рек, рядом с залежами кремня. На этих стоянках археологами были найдены
двусторонне обработанные орудия – ручные рубила длиной до 15–20 см. Человек того времени уже
овладел огнем и умел поддерживать его длительное время [13].
Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них
очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживали по 2–4 семьи, численностью по 6–7 человек. Примерная плотность населения в Крыму была такова: 1 человек на 60 квадратных километров.
В исследованных пещерных стоянках Крыма сохранились слои со следами древнейших культур,
залегающие в стратиграфическом порядке, т.е. последовательно снизу-вверх, от наиболее древних к
более поздним. В этих слоях были замечены линзы очагов с золой и угольками, множество костей
животных ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, использовавшейся людьми для татуировки тела [12].
Широкую известность получили и другие стоянки древнейших людей, обитавших в Крыму, в которых были найдены орудия труда, костные останки животных и скелеты людей. К таким стоянкам
относятся: Старосельская – близ Бахчисарая, 3аскальная – около Белогорска, Волчий грот – недалеко
от поселка Зуя, Качинский и Сюреньский навесы – в Бахчисарайском районе, Мурзак-Коба – на речке
Чepнoй, Фатьма-Коба – у Байдарской долины и другие.
В среднекаменном веке орудия труда представляли собой небольшие кремневые изделия в виде
сегментов, трапеций и треугольников. Животный и растительный мир полуострова стал близким к
современному. 3начительно уменьшилась численность стадных животных. Это видоизменило методы охоты, большую роль стала играть индивидуальная охота. Изобретённый в позднекаменном веке
лук стал излюбленным оружием охотников. Основными объектами охоты стали косули и кабаны. В
этот период развивается рыбная ловля. Человеком уже была приручена собака. Археологами обнаружены костные останки свиньи и быка, эти животные в Таврике были приручены раньше, чем на
Ближнем Востоке. Постепенно зарождается скотоводство [1].
Важнейшим признаком новокаменного века является широкое использование глиняной посуды.
Увеличивается роль скотоводства. Из собирательства возникает земледелие.
В период энеолита и бронзового века ведущими отраслями хозяйства становятся скотоводство и
земледелие. Это приводит к увеличению роли мужского труда. Стали развиваться ткачество и прядение. Древнейшие люди Крыма в трудном и упорном труде сумели приспособиться и выжить в сложных условиях. Научились изготавливать орудия труда, охотиться, вести хозяйство.
28
В бронзовом веке на полуострове развивается целый ряд курганных культур: ямная, кемиобинская, катакомбная, белозерская, срубная, многоваликовая, сабатиновская. Исследователи утверждают, что эти культуры носят пришлый характер, за исключением кемиобинской, сабатиновской и белозерской культур.
Артефакты, найденные за годы раскопок в зоне строительства моста через Керченский пролив и
представляющие научную ценность, передаются в фонды Восточно-Крымского историкокультурного музея заповедника и Таманского музейного комплекса.
Раскопки в зоне строительства моста начались в 2015 году. К проекту присоединились более тысячи специалистов из ведущих научных и специализированных организаций. Только после того, как
археологи заканчивали работу на очередном участке, он передавался строителям для производства
работ. В ходе раскопок было сделано свыше миллиона находок. Из них более 100 тысяч артефактов,
представляющие научную ценность.
Так, на Керченском полуострове на участках подходов к мосту основными объектами исследований стали памятники Восточного Крыма – курганы (могильные холмы), остатки древних укреплений
и поселений. В акватории Керченского пролива вблизи трассы моста в бухте у мыса Ак-Бурун было
изучено крупное подводное скопление древней керамики. Более двух тысяч лет эта бухта была основной перевалочной базой на торговом пути из Средиземноморья в Азовское море. При морской
перевозке часть керамической тары нередко разбивалась, и при разгрузке в порту поврежденные амфоры и посуду часто выбрасывали в море. Так у древних причалов постепенно образовались целые
залежи из керамики разного времени.
На поверхность было поднято более 60 тысяч находок. Это крупные фрагменты керамических
сосудов, изготовленных в Средиземноморье и Малой Азии в V веке до н. э. – III веке нашей эры.
В числе находок – крупный фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины предположительно V века до нашей эры. Этот артефакт пока не имеет аналогов и претендует на уникальность. На Таманском полуострове на участках подходов к мосту были изучены архитектурные, производственные и погребальные комплексы разных культур – от эпохи бронзы до XIX века.
В числе находок: клад орудий (серпы и топор) бронзового века; статуя богини Деметры; чернофигурный кувшин-ойнохойя с изображением Диониса на колеснице; крупная коллекция амфор VIII–X
веков нашей эры из мастерских Хазарии; клад в составе 15 серебряных монет, отчеканенных при короле Испании Филиппе III в середине XVII века на монетном дворе в Мехико и другие. По словам специалистов, полученные в результате раскопок материалы, позволяют глубже изучить и по-новому взглянуть на многие аспекты жизни древнего населения на Керченском и Таманском полуостровах [8].
Тысячелетняя эпоха античной цивилизаций Тавриды глубоко отразилась на жизни и культуре
поколений последующих времен. Чисто эллинские, сначала чуждые для окружающей среды античные города и поселения полуострова в ходе своего дальнейшего развития стали составной органической частью всех населяющих полуостров народов. Постоянное взаимодействие между окружающими племенами и античными городами обусловило создание своеобразного варианта античной культуры. В результате взаимного проникновения этих миров создались предпосылки для возникновения
государств со смешанным населением, состоящими из скифов, киммерийцев, тавров, херсонессидов,
пантикапейцев и народов, населяющих Крым в этот период [2].
Экспедиция Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ имени Вернадского в июле 2016 года решила провести повторные археологические исследования городища Эски-Кермен.
В ходе раскопок экспедиции во главе Александра Айбабина в слое разрушения была обнаружена
декоративная круглая бляха, отлитая из бронзы, на лицевой стороне которой представлено рельефное
изображение хищной птицы, терзающей зайца. Там же, в слое разрушения, вместе с керамикой XIII в.
обнаружена бронзовая монета – херсонесский дихалк 350-330 гг. до н.э.
Раскопки позволили выявить культурные слои, относящиеся к двум периодам жизнедеятельности
на плато Эски-Кермен. Остатки построек позднего горизонта были заполнены слоем разрушения
конца XIII в., насыщенным камнями от разрушенных стен и многочисленными обломками черепицы
и керамики. Под стенами усадьбы прослежены относящиеся к раннему горизонту остатки хозяйственных построек, засыпанных нивелировочным слоем при строительстве усадьбы в X-XI вв.
Эски-Кермен – один из самых больших археологических памятников Горного Крыма, возникший
в период средневековья. Насчитывает около 400 пещерных сооружений, различных по форме, размерам, времени появления.
Российские ученые в ходе раскопок на Керченском полуострове нашли крепость времен античности, построенную более двух тысяч лет назад, во времена Боспорского царства.
29
Херсонес Таврический (также Гераклея Таврическая, Гераклейский Херсонес, при власти Византии – Херсон, у русских – Корсунь) – древний город, существовавший с V в. до н.э. по середину XV
в. на Южном берегу Крымского полуострова (Тавриды – земли племен тавров), в наши дни – в границах современного города Севастополя. Он был основан древнегреческими колонистами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря, в 100 км восточнее входа
в пролив Босфор, а также с острова Делос.
Раскопками в Херсонесе обнаружены остатки древних стен, некрополя, в котором найдены бытовые вещи, изделия декоративно-прикладного искусства (золотые монеты, украшения, игрушки), а
также руины монетного двора, театра, жилых домов, бани с мозаичным полом, базилики, баптистерия. Средневековый Херсонес представлен остатками жилых зданий, больших и малых христианских
храмов, и часовен (некоторые – с богатой мраморной отделкой и мозаичными полами).
При раскопках некрополя Кыз-Аул на востоке Крыма археологи обнаружили древнюю "радионяню" VI века – медный колокольчик, прикрепленный к браслету с раздвижными краями.
Курган Куль-Оба – «холм пепла», впервые был обнаружен и исследован археологами в 1830 году. Его вершина достигает более пяти метров, что может свидетельствовать о том, что изначальная
его высота в момент возведения достигала более 15 метров. В погребальном склепе, сложенном из
гладко отесанных каменных глыб, были обнаружены останки скифского знатного воина. Вместе с
ним были захоронены слуга, а также одна из жен. О высоком положении захороненного в кургане
человека свидетельствует и золотой сосуд, найденный рядом с останками. На сосуде обнаружен барельеф, изображающий четыре сцены из жизни погибшего, что и натолкнуло археологов на мысль о
причастности похороненного человека к великим воинам полководцам. На сегодняшний день, золотой сосуд, как и многие другие артефакты, находиться в Эрмитаже [9].
Самыми известными курганами Крыма являются курган Куль-Оба, Царский курган, МелекЧесменский курган, Золотой курган.
Тысячелетняя эпоха античной цивилизации в Тавриде глубоко отразилась на жизни и культуре
поколений последующих времен. Чисто эллинские, сначала чуждые для окружающей среды античные города и поселения полуострова в ходе своего дальнейшего развития стали составной органической частью всех населяющих полуостров народов. Постоянное взаимодействие между окружающими племенами и античными городами обусловило создание своеобразного варианта античной культуры. В результате взаимного проникновения этих миров создались предпосылки для возникновения
государств со смешанным населением, состоящими из скифов, киммерийцев, тавров, херсонессидов,
пантикапейцев и народов, населяющих Крым в этот период. Прогрессивная роль античных городов
Таврики состояла прежде всего в том, что они оказали влияние на ускорение социальноэкономического культурного и политического развития местных племен. В результате тесных контактов с античными городами племен Таврики они были втянуты в постоянные взаимоотношения с
самой передовой для того времени античной культурой.
Античные традиции вошли составной частью в культуру местных племен Тавриды. Этот процесс
коснулся по существу всех племен, населявших полуостров Крым в древности.
Новые археологические памятники, найденные на территории Крыма, дают представления о
культуре и искусстве древнейших народов Таврики.
Литература
1. Алтабаева Е. Б. На черноморском перекрестке / Е. Б. Алтабаева, В. В. Коваленко; Министерство культуры РФ. – Севастополь: Телескоп, 2014. – 263 с.
2. Артомонов М. И. Киммерийцы и скифы / М. И. Артомонов. – Ленинград: ЛГУ, 1974. – 155 с.
3. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. Пособие / Д. С. Берестовская. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. – 392 с.
4. Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар / Е. В. Возгрин. – М.: Мысль. 1992. – 246 с.
5. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма / В. П. Дюличев. – Симферополь: ИД "Квадранал", 2005. – 320 с. – ил.
6. К 100-летию со дня рождения А. И. Маркевича / Вестник древней истории.- 1955.- N4 (54).
7. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций / Б. И. Кононенко. – М.: ИНФРА-М,
2002. – 208 с.
8. Маркевич А. И. Моя автобиография. Археология Крыма / А. И. Маркевич. – Симферополь,
1997.- 188 с.
9. Непомнящий А.А. Арсений Иванович Маркевич и развитие архивного дела в Крыму / А. А.
Непомнящий – Киев, 1997. – 235 с
30
10. Ольховский В. С. Крымская Скифия / В. С. Ольховский, И. Н.Храпунов. – Симферополь,
1990. – 128 с.
11. Петрова М. М. Теория культуры: Конспект лекций / М. М. Петрова. – СПб: Михайлов, 2000.
– 60 с.
12. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций / В. И. Самохвала. – М.: Юрат, 2002.
– 272 с .
13. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник / Е. М. Скворцова. – М.: ЮНИТИДАНА, 1999. – 406 с.
14. Субтельный О. Украина: история / О. Субтельный. – М.: Просвещение, 1993. – 720 с.
***
Бирюкова Ю.В.,
студентка 1 курса направления «журналистика»
научный руководитель: д.п.н., проф. Дякиева Б.Б.
АКСЕН СУСЕЕВ: ПИСАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ, РЕДАКТОР
Каждый студент Калмыцкого государственного университета знает, где находится улица имени
Аксена Сусеева. Ведь она проходит практически через центр города, а инженерно-технологический
корпус Калмыцкого государственного университета расположен именно на этой улице. Уверена, что
каждый из нас хоть раз прогуливался по ней на большой перемене.
Но знают ли все из числа молодых людей, современных студентов, кто такой Аксён Илюмджинович Сусеев? Да, конечно, должны знать, что это известный писатель и народный поэт Калмыкии.
Но знают ли они о том, что Аксён Сусеев был одним из общественно-политических деятелей Калмыкии, являлся лауреатом Государственной премии имени О.И. Городовикова, работал не только
журналистом, но был одним из основателей газетного и печатного дела Калмыкии?
Его почти 90-летний жизненный путь проходит через Астрахань, Элисту, Москву, Ташкент,
Монголию и Алтай. И на своём пути он обретал множество друзей, коллег и поклонников, которые,
несомненно, повлияли на его судьбу и творчество.
За 50 лет творческой деятельности Аксен Илюмджинович написал около 30 книг, которые способствовали расширению связей калмыцкой литературы, дружбе между народами. Особое место в
его творчестве занимают поэмы «Сын степей» (об О.И. Городовикове, трижды издана на калмыцком
языке и трижды – на русском в Москве, Алма-Ате, Элисте), «Дорогой Доблести»(о Х.Б. Канукове),
«Навстречу новой жизни» (о К.Илюмжинове), «Думы о Хомутникове», «В семнадцать мальчишеских
лет» (о юном партизане Великой Отечественной войны Ю.Клыкове). Все поэмы переведены на русский язык. Также Сусеевым написана пьеса «В поисках счастья», дважды поставленная на сцене
калмыцкого драматического театра им. Б.Басангова – до Великой Отечественной войны и после восстановления автономии калмыцкого народа. Она шла на сценах и других городов нашей страны.
Например, в городе Великие Луки, который в те годы был областным центром.
Его родина – хутор Атаманский Ново-Алексеевская станица (ныне Зимовниковский район Ростовской области). Приходская школа развила в любознательном мальчике большую тягу к знаниям.
Но рано умер отец и юного Аксена на воспитание взял его старший брат Николай, поэтому времени
на обучение не было. В свои восемнадцать лет он организовал первую комсомольскую ячейку в родном хуторе. Но былая тяга к знаниям возобладала, и он, узнав о том, что в Астрахани открылся Калмыцкий педтехникум, отправился на обучение. Вот что он пишет в своей статье в газете «Советская
Калмыкия» в 1979 году, уже будучи знаменитым поэтом: «Когда произношу слово «учитель» – перед
умственным взором встаёт Калмыцкий педтехникум – наша первая «академия», учителя – педагоги
И.С. Коновалов и П.С. Коновалов – два брата из Астрахани, которые вели у нас русский язык и русскую литературу, пользовались любовью и уважением. Они открыли мне волшебный мир поэзии
Пушкина, Лермонтова, Некрасова, неувядаемые и неповторимые и прекрасные образы, созданные
гением Льва Толстого... Может быть, именно поэтому я сам по профессии – учитель русского языка и
литературы, и все шестеро детей пошли по этой линии – стали филологами...» [5].
В годы учебы ему удалось познакомиться с Нимгиром Манджиевым и посещать его литературный кружок при редакции газеты «Тангчин зянг», без которого вряд ли состоялся бы поэт Дендян
Айс. Именно под этим псевдонимом Аксен Илюмджинович публиковал свои литературные произведения.
31
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв