ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра спортивных дисциплин
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРА СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
49.03.01 Физическая культура
очной формы обучения, группы 02011301
Кошмаря Алексея Викторовича
Научный руководитель
к.п.н., доцент Воронков А.В.
БЕЛГОРОД 2017
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА ............................
6
1.1. Понятие эффективность и интенсивность физических нагрузок ..........
6
1.2. Классификация нагрузок, тренировочные и соревновательные
нагрузки ...………………………………………………………………………
8
1.3. Понятие мезоцикла, типы тренировочных мезоциклов ..……………... 10
1.4. Нагрузки лыжника гонщика в мезоцикле соревновательного периода.. 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .………….
14
2.1 Организация исследования ...…………………………………………….. 14
2.2 Методы исследования ...…………………………………………………... 15
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.…..
20
3.1. Характеристика содержания занятий в контрольной и
экспериментальной группах…………………………………………………..
20
3.2. Анализ полученных результатов………………………………………... 30
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..
36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………..
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..
39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
43
3
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия спорта высших достижений обуславливают существенные изменения соревновательной деятельности, в том числе и в
лыжных гонках. Они проявляются в появлении новых лыжных дисциплин
(спринт, биатлон, многодневные гонки), увеличении продолжительности основного соревновательного периода у сильнейших гонщиков России, увеличении числа официальных стартов, что, в свою очередь, определяет повышение физической и психической напряженности организма (Аганянц Е.К.,
2001). Изменение системы соревновательной деятельности обусловило повышение интереса к проблемам поиска оптимальных схем планирования
нагрузки в тренировочном мезоцикле, а также пересмотр взглядов на основные лимитирующие звенья повышения физической работоспособности квалифицированных лыжников-гонщиков (Авдеев А.А., 2005). В сложившейся
ситуации успешное выступление спортсменов требует не только построения
тренировочного процесса, но и соревновательной деятельности на основе
объективного контроля функционального состояния организма для обеспечения гонщикам выхода в состояние наивысшей готовности - «спортивной
формы» - именно в сроки проведения состязаний.
В настоящее время на протяжении круглогодичной тренировки лыжников-гонщиков используются разнообразные тренировочные и соревновательные нагрузки, объем и интенсивность которых варьируются в зависимости от
целей и задач этапов подготовки и календарного плана соревнований. Их
воздействие существенно влияет на степень напряженности адаптационных
механизмов (Бутин И.М., 2000). Правильное и рациональное использование
физических нагрузок вызывает существенные сдвиги морфологии и функционировании сердечно-сосудистой системы. В этой связи чрезвычайно важным представляется выявление влияния тренировочных и соревновательных
нагрузок на текущее функциональное состояние организма спортсмена.
4
Актуальность работы заключается в поисках методов наблюдения за
состоянием сердечно-сосудистой системы в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
В настоящее время в спорте и фитнес индустрии часто используются
мониторы сердечного ритма для планирования интенсивности нагрузки и
оценки тренировочного воздействия нагрузки. Мониторы сердечного ритма
позволяют регистрировать частоту сердечных сокращений онлайн, создавать
график пульсометрии каждого тренировочного занятия, сохранять эту информацию для анализа, регистрирует скорость, перепады высоты, помогает
оценить тренировочную нагрузку и дает подсказки для эффективного восстановления.
В связи с вышеизложенным, мы определили цель исследования: повышение эффективности тренировочного процесса лыжников гонщиков в
мезоцикле соревновательного периода с использованием мониторов сердечного ритма.
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков.
Предмет исследования: процесс развития специальной выносливости
у лыжников-гонщиков в соревновательном мезоцикле.
Задачи исследования:
1.
На основе анализа литературных источников дать характеристику
тренировочной и соревновательной деятельности лыжника-гонщика.
2.
Разработать методику подготовки квалифицированных лыжни-
ков-гонщиков в соревновательном мезоцикле.
3.
Обосновать эффективность использования мониторов сердечного
ритма в процессе подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков.
4.
Разработать практические рекомендации по организации трени-
ровочного процесса лыжников-гонщиков.
5
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития специальной выносливости у лыжников гонщиков во время соревновательного
периода будет эффективным если:
- использовать интервальный метод развития специальной выносливости;
- использовать мониторы сердечного ритма для контроля за ЧСС во
время тренировки.
Новизна исследования заключается в том, что была разработана методика развития специальной выносливости у лыжников гонщиков во время
соревновательного периода а также предложена процедура контроля за
нагрузкой в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности
применения разработанных нами рекомендаций в тренировочном процессе
лыжников гонщиков.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ и
обобщение данных литературных источников, педагогический эксперимент,
анализ реакции организма спортсменов на соревновательную нагрузку с использованием мониторов сердечного ритма, методы математической статистики.
6
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА
1.1. Понятие эффективность и интенсивность физических нагрузок.
Под физической нагрузкой понимают меру воздействия физических
упражнений на организм человека, которая складывается из чередования физической работы и отдыха.
Во время занятия физической культурой нагрузка определяется объемом (количеством повторений, продолжительностью выполнения упражнений, метражом, весовой нагрузкой) и интенсивностью (скоростью выполнения упражнений, интервалом отдыха между повторениями упражнений)
(Карпман, В.Л. и др., 1974).
Оптимальная, целесообразная нагрузка – это нагрузка, вызывающая
желаемые сдвиги в организме. Оценить воздействие нагрузки на организм
можно по показателям функционального состояния (например, по величине
ЧСС во время работы или скорости ее восстановления после нагрузки; по
скорости двигательной реакции или точности воспроизведения движений).
Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации
лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности (Матвеев Л.П., 1984).
Систематическое выполнение определенного рода физических упражнений вызывает следующие основные положительные функциональные эффекты:
7
1. Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, его ведущих систем;
2. Повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его ведущих систем (Апанасенко Г.Л., 1989).
Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в
определении тренировочной эффективности, однако не менее важны их взаимосвязь и взаимное влияние.
Важнейший фактор, влияющий на тренировочную эффективность - интенсивность нагрузки. При учете этого параметра и начального уровня функциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок в
некоторых пределах может не играть существенной роли.
Кроме того, значение каждого из параметров нагрузки значительно зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочной эффективности.
Так, например, если прирост максимального потребления кислорода в
значительной степени зависит от интенсивности тренировочных нагрузок, то
снижение частоты сердечных сокращений при тестовых субмаксимальных
нагрузках более зависит от частоты и общей длительности тренировочных
занятий (Алексеев, В.Э., 1998).
Оптимальные пороговые нагрузки зависят также от вида тренировки
(силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая и т.д.) и от
ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная) (Мильнер Е.Г., 1991).
8
1.2. Классификация нагрузок, тренировочные и соревновательные
нагрузки
Тренировочная нагрузка - это воздействие физических упражнений на
организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных
систем.
Соревновательная нагрузка - это интенсивная, зачастую максимальная
нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.
Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является
функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной
деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку (Бутин И.М., 2000).
По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные и большие; по направленности - на способствующие совершенствованию отдельных двигательных
качеств или их компонентов, совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического
мастерства и т. п.; по координационной сложности - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых
к психическим возможностям спортсменов (Каменский В.И., 1964).
В современной классификации тренировочных и соревновательных
нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тре-
9
нировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на
две подзоны, а четвертая — на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы. Для квалифицированных
спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.
1-я зона — аэробная восстановительная. ЧСС до 120— 140 уд./мин, 60 70 % от максимальной ЧСС.
2-я зона — аэробная развивающая. ЧСС до 140— 150 уд./мин, 70 -75 %
от максимальной ЧСС.
3-я зона — смешанная аэробно-анаэробная. ЧСС до 150—160 уд./мин,
75 - 80 % от максимальной ЧСС.
4-я зона — анаэробно-гликолитическая. ЧСС 160—180 уд./мин, 80 - 85
% от максимальной ЧСС.
5-я зона — анаэробно-алактатная. ЧСС 180—200 уд./мин , 85 % и более
от максимальной ЧСС.
Классификация тренировочных нагрузок дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на воспитание различных двигательных
способностей (Аулик И.В., 1990).
Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями: а)
характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в)
объемом работы; г) продолжительностью и характером интервалов отдыха
между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия
на организм спортсмена (Матвеев Л.П., 1984).
Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет величину и
направленность воздействия тренировочных упражнений на организм
спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной
10
мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно
влиять на формирование основных параметров спортивной техники.
Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью
при выполнении упражнений, со скоростью передвижения в видах спорта
циклического характера (Карпман В.Л., 1974).
1.3. Понятие мезоцикла, типы тренировочных мезоциклов
Средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель,
включающий относительно законченный ряд микроциклов (Шишкина А.В.,
2007).
Различают следующие типы мезоциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительно-поддерживающие мезоциклы (Колодяжная И.А., 1985).
1. Втягивающие мезоциклы. Основной задачей втягивающих мезоциклов является постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы в последующих мезоциклах.
2. Базовые мезоциклы. В базовых мезоциклах проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, имеющих решающее значение в избранном виде спорта, совершенствование физической, технической, тактической и психической подготовленности.
3. Контрольно-подготовительные мезоциклы. В этих мезоциклах синтезируются возможности спортсмена, достигнутые в предыдущих мезоциклах, применительно к специфике соревновательной деятельности, то есть
осуществляется интегральная подготовка.
4. Предсоревновательные мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счѐт устранения отдельных недо-
11
статков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его
технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная тактическая и психическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования.
5. Соревновательные мезоциклы. Число и структура соревновательных
мезоциклов определяются спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В
большинстве видов спорта соревнования в течение годичного цикла проводятся на протяжении 5 – 10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов, которые обычно чередуются с мезоциклами других типов.
6. Восстановительно-поддерживающие мезоциклы - составляют основу
переходного периода и организуются сразу после соревновательного периода. Они характеризуются наиболее мягким тренировочным режимом, использованием эффекта активного отдыха, «переключений» форм, содержания и
условий проведения тренировочных занятий, широким использованием игрового метода. Объѐм и интенсивность нагрузок значительно снижаются
(Матвеев Л.П.,1977).
1.4. Нагрузки лыжника гонщика в мезоцикле соревновательного
периода
Соревновательный период длится с декабря по апрель и не делится на
этапы. Однако на практике принято выделять этап предварительных соревнований, в котором спортсмена подводят к наилучшей спортивной форме, и
этап основных соревнований, в котором он должен добиться наивысших результатов (Ведении В.П., 1983).
12
Выделение этапа предварительных соревнований (декабрь) позволяет
увеличить продолжительность подготовки в развивающем режиме и уменьшить период основных соревнований до двух с половиной месяцев (Ковязин
В.М. и др., 1999). Поэтому престижные соревнования, которые часто проводятся в январе, необходимо рассматривать как подготовку к основным соревнованиям, которые планируются, как правило, на февраль — март (Матвеев, Л.П., 1977).
Этап основных соревнований включает мезоциклы реализации спортивной формы и восстанавливающий.
На этом этапе необходимо подвести гонщиков к наивысшей спортивной форме непосредственно к главным соревнованиям и поддерживать ее до
окончания основных соревнований (Каменский В. И., 1964).
Лыжники-гонщики смогут достичь высоких спортивных результатов
при правильном сочетании соревновательных и тренировочных нагрузок в
развивающем, поддерживающем и восстанавливающем режимах (Евстратов
В.Д. и др., 1998).
Интервал времени между подготовительными и основными соревнованиями должен соответствовать времени, необходимому для относительно
полного восстановления. Ответственные соревнования оказывают наибольшее воздействие на организм спортсменов - как правило, результат их влияния на организм выше, чем интенсивные тренировочные нагрузки и контрольные соревнования. Характерная особенность ответственных стартов сильное влияние на психическую сферу спортсмена, с предельной волевой
мобилизацией, что приводит к увеличению глубины утомления и удлиняет
период восстановления (Ковязин В.М. и др., 1999).
Тренировочный процесс по мере приближения к главным стартам приобретает все более целенаправленный характер, обеспечивающий, в первую
очередь, оптимальное развитие и поддержание качеств и способностей, определяющих уровень специальной работоспособности лыжников-гонщиков.
13
При этом тренировочная нагрузка планируется таким образом, чтобы к моменту наиболее ответственных соревнований достичь наивысшей спортивной формы. Общепринятым принципом планирования тренировочной
нагрузки в соревновательном периоде является ее волнообразное изменение.
Последнее предусматривает постепенное увеличение специфических тренировочных требований по мере приближения к основным стартам за счет увеличения интенсивности тренировочных занятий и снижения их объема. Это
позволяет создать условия для адаптации организма в соответствии с требованиями соревновательного упражнения
Заканчивается этап основных соревнований, а вместе с ним и второй
макроцикл подготовки восстанавливающим мезоциклом во второй половине
апреля (Яковлев Н.Н. и др.,1957).
14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе, который длился в течение 20215-2016 годов изучалась
специальная литература, затрагивающая проблемы подготовки лыжников
гонщиков. Изучались особенности подготовки в различные периоды годичного макроцикла с учетом подготовки к контрольным и главным соревнованиям.
На втором этапе (осень 2016) были определены цель и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. На этом этапе была разработана
совместно с тренером Никитиным Михаилом Васильевичем экспериментальная методика развития специальной выносливости лыжников гонщиков в соревновательный период. Были определены участники эксперимента. Ими
стали ведущие лыжники г. Белгорода в возрасте от 18 до 29 лет, занимающиеся на базе ОГАУ «СШОР №4 Белгородской области».
Основным этапом исследования явился педагогический эксперимент.
Эксперимент длился с 28 декабря 2016 года по 8 февраля 2017. Для проведения эксперимента нами были сформированы две группы лыжников гонщиков. Возраст участников эксперимента 18-29 лет. Квалификация участников
от 1-го спортивного разряда до КМС. Всего в исследовании принимали участие 20 человек. 10 человек составили контрольную группу, и 10 - экспериментальную. Группы формировались с помощью метода попарной выборки и
были однородны. Это был соревновательный период, во время которого все
участники эксперимента каждую неделю выступали на соревнованиях.
Во время эксперимента испытуемые контрольной группы для поддержания спортивной формы использовала преимущественно равномерный ме-
15
тод развития выносливости, а испытуемые экспериментальной группы использовали преимущественно интервальный метод развития выносливости.
Подробное содержание тренировочной методики отражено в параграфе 3.1.
На заключительном этапе эксперимента, который длился в течение
марта и апреля 2017, происходила обработка результатов, полученных в ходе
наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью посредством монитора сердечного ритма. На этом этапе происходила также математическая обработка полученных результатов, а также оформление выпускной
квалификационной работы.
2.2. Методы исследования
В данном параграфе отражены такие методы исследования, как педагогический эксперимент, анализ реакции организма спортсменов на соревновательную нагрузку с использованием мониторов сердечного ритма, методы
математической статистики.
По результатам гонки, проведенной на лыжероллерной трассе «Олимпия» 28 декабря 2016 года, нами были составлены 2 группы для участия в педагогическом эксперименте. Группы формировались с помощью метода попарной выборки и были однородны. Суть метода попарной выборки в том,
что в различные группы распределялись пары спортсменов с наиболее близкими результатами, показанными на соревнованиях. Спортсмен, показавший
лучший результат, попадал в экспериментальную группу. Спортсмен, показавший второй результат, – в контрольную. Таким образом, нечетные номера
(10 человек) – экспериментальная группа, четные номера (10 человек) – контрольная группа.
Во время эксперимента испытуемые контрольной группы для поддержания спортивной формы использовала преимущественно равномерный ме-
16
тод развития выносливости, а испытуемые экспериментальной группы использовали преимущественно интервальный метод развития выносливости.
Особенностью равномерного метода является то, что ЧСС во время
тренировки находилась в аэробной зоне энергообеспечения (от 145 до 155
ударов в минуту в зависимости от индивидуальных показателей).
Особенностью интервального метода является то, что ЧСС периодически повышается, выходя за уровень аэробного порога (ПАНО), достигая показателей 180-190 ударов в минуту (продолжительность работы в этой пульсовой зоне от 60 до 90 секунд). После этого следует снижение скорости, для
того, чтобы пульс восстановился до показателей аэробной производительности, опустившись до 130-140 ударов в минуту (продолжительность работы в
этой пульсовой зоне от 5 до 7 минут). Продолжительность тренировки в контрольной группе – 90-120 минут. Продолжительность тренировки в экспериментальной группе – 60-90 минут.
На протяжении тренировочных занятий и в период соревнований регистрировалась ЧСС каждого спортсмена посредством монитора сердечного
ритма, также фиксировалась пройденная дистанция после каждой тренировки. Функциональная нагрузка оценивалась с помощью мониторов сердечного
ритма SigmaPC15.11 и Polar V800, где регистрировалась средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) на 1 километр дистанции, на протяжении тренировочных занятий. Также производился подсчет средней величины ЧСС за
неделю в каждой группе спортсменов. Во время тренировочных занятий для
контроля за нагрузкой использовали мониторы сердечного ритма. Например,
в контрольной группе задавался порог ЧСС от 145 до 155 ударов в минуту. В
случае, если спортсмен выходит из заданной зоны, ему подается звуковой и
вибросигнал. В экспериментальной группе продолжительность работы устанавливалась до тренировки на мониторе сердечного ритма, который следил
за соответствием нагрузки тренировочному плану. Например, уровень ЧСС
17
180-190 ударов в минуту поддерживался от 60 до 90 секунд, а уровень ЧСС
130-140 ударов в минуту поддерживался от 5 до 7 минут.
Мониторы сердечного ритма применялись нами также для того, чтобы
определись реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку во время различных соревнований сезона 2016/2017 года. Мы измеряли частоту сердечных сокращений постоянно, но обработке подверглись результаты ЧСС
спортсменов обеих групп, показанные ими на каждом километре соревновательной дистанции 10 км, проложенной на лыжероллерной трассе «Олимпия».
Интенсивность тренировочных занятий подчитывалась по процентному
соотношению выполненной работы в той или иной зоне мощности.
зоны имеют следующие характеристики.
1-я зона — аэробная восстановительная. ЧСС до 120— 140 уд. /мин, 60
-70 % от максимальной ЧСС.
2-я зона — аэробная развивающая. ЧСС до 140— 150 уд. /мин, 70 - 75
% от максимальной ЧСС.
3-я зона — смешанная аэробно-анаэробная. ЧСС до 150—160 уд. /мин,
75 - 80 % от максимальной ЧСС.
4-я зона — анаэробно-гликолитическая. ЧСС 160—180 уд. /мин, 80 - 85
% от максимальной ЧСС.
5-я зона — анаэробно-алактатная. ЧСС 180—200 уд. /мин, 85 % и более
от максимальной ЧСС.
Соревновательная нагрузка регистрировалась при помощи мониторов
сердечного ритма 28 декабря 2016 г., 18 января 2017 г. и 8 февраля 2017 г.,
спортсмены преодолевали дистанцию 10 км, свободным стилем на лыжероллерной трассе «Олимпия» в г. Белгород. Подготовка лыж к соревнованиям
была одинаковой.
Данные, отражающие реакцию организма на соревновательную нагрузку, полученные с помощью мониторов сердечного ритма были обработаны с
18
помощью методов математической статистики. При этом мы использовали
параметрический критерий t-критерий Стьюдента.
Достоверными считались различия на 5% уровня значимости.
В ходе математической обработки мы находили следующие величины:
X - средние арифметические величины по каждому показателю тести-
рования для каждой группы в отдельности.
=
x
n
∑ - знак суммирования,
Х – значение отдельного измерения,
n – общее число измерений в группе.
δ – стандартное отклонение.
X max X min
K
Xmax – наибольший показатель
Xmin – наименьший показатель
K – табличный коэффициент.
m – стандартная ошибка среднего арифметического значения.
m
n 1
t – средняя ошибка разности.
t
X1 X 2
m12 m12
Далее достоверность различий определялась по таблице вероятностей
Р t t1 по распределению Стьюдента (Железняк Ю.Д. 2001).
По вычисленным показателям t и С (С – число степеней свободы вариаций от 1 до ∞, которые равны числу наблюдений без единицы, С = n - 1) в
таблице определяли число Р, которое показывает вероятность разницы между
19
X 1 и X 2. Чем больше Р, тем менее существенна разница, тем меньше досто-
верность различий. Для того, чтобы говорить о достоверном различии необходимо, чтобы величина Р была равной или меньше 0,05 (Железняк Ю.Д.
2001).
20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Характеристика содержания занятий в контрольной и экспериментальной группах
В этом параграфе отражено содержание тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 3.1.
Содержание тренировочных занятий в контрольной группе
дата
30.12.16
31.12.16
01.01.15
2.01.17
03.01.17
04.01.17
05.01.17
06.01.17
07.01.17
08.01.17
Содержание тренировки
Свободный стиль.
Равномерная тренировка в 1-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Выходной
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интен-
км
15
15
20
15
20
25
15
25
25
21
09.01.17
10.01.17
11.01.17
12.01.17
13.01.17
14.01.17
15.01.17
16.01.17
17.01.17
18.01.17
19.01.17
20.01.17
21.01.17
22.01.17
сивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Выходной
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
1. Разминка в 2-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в 4-ой зоне интенсивности, 5 раз по 1 км.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Соревнование.
Разминка + заминка во 2-ой зоне интенсивности.
Выходной
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
20
25
25
20
20
25
10
5
5
20
10
5+10
20
25
30
22
23.01.17
24.01.17
25.01.17
26.01.17
27.01.17
28.01.17
29.01.17
30.01.17
31.01.17
01.02.17
02.02.17
03.02.17
04.02.17
05.02.17
06.02.17
Классический стиль.
1. Разминка во 2-ой зоне интенсивности.
2. Равномерно в 3-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Выходной
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
1. Разминка во 2-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в подъем в 4-ой зоне интенсивности, со спуска- спокойно, до в восстановления, 5 раз.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Выходной
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
5
15
25
30
20
25
25
20
10
5
10
35
20
25
20
23
07.02.17
08.02.17
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
1. Разминка во 2-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в подъем в 4-ой зоне интенсивности, со спуска- спокойно, до в восстановления, 5 раз.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Соревнование.
Разминка + заминка во 2-ой зоне интенсивности.
15
5
5
5
10
5+10
Таблица 3.2.
Содержание тренировочных занятий экспериментальной группы
дата
Содержание тренировки
30.12.16 Свободный стиль.
Равномерная тренировка в 1-ой зоне интенсивности.
31.12.16 Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
01.01.17 Свободный стиль.
1. Разминка во 2-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в подъем в 4-ой зоне интенсивности, со спуска спокойно, до в восстановления, 5 раз
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
2.01.17 Классический стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
03.01.17 Свободный стиль.
Равномерная тренировка в 2-ой зоне интенсивности.
04.01.17 Классический стиль.
1. Разминка во 2-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в подъем в 4-ой зоне интенсивности, со спуска- спокойно, до в восстановления, 5 раз.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
км
15
15
10
5
5
15
20
10
5
10
24
05.01.17 Выходной
06.01.17 Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
07.01.17 Классический стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
08.01.17 Свободный стиль.
1. Разминка в 3-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в 4-ой зоне интенсивности, 5 раз по 1 км.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
09.01.17 Классический стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
10.01.17 Свободный стиль
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
11.01.17 Классический стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
12.01.17 Выходной
13.01.17 Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
14.01.17 Свободный стиль.
1. Разминка в 3-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в 4-ой зоне интенсивности, 5 раз по 1 км.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
15.01.17 Классический стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
16.01.17 Свободный стиль.
1. Разминка в 3-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в 4-ой зоне интенсивности, 7 раз по 1 км.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
17.01.17 Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
18.01.17 Свободный стиль.
15
25
10
5
10
20
25
25
20
10
5
5
25
10
5
5
20
25
19.01.17
20.01.17
21.01.17
22.01.17
23.01.17
24.01.17
25.01.17
26.01.17
27.01.17
28.01.17
29.01.17
30.01.17
31.01.17
01.02.17
Соревнование.
Разминка + заминка во 2-ой зоне интенсивности.
Выходной
Свободный стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Выходной
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Равномерная тренировка в 3-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
1. Разминка во 2-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в подъем в 4-ой зоне интенсивности, со спуска- спокойно, до в восстановления, 5 раз.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
10
5+10
20
25
30
20
25
30
20
25
25
20
10
10
5
26
02.02.17
03.02.17
04.02.17
05.02.17
06.02.17
07.02.17
08.02.17
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Выходной
Свободный стиль.
Равномерная тренировка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 3-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
1. Разминка в 3-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в 4-ой зоне интенсивности, 5 раз по 1 км.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
Классический стиль.
Равномерная тренировка во 3-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
1. Разминка во 2-ой зоне интенсивности.
2. Повторная работа в подъем в 4-ой зоне интенсивности, со спуска- спокойно, до в восстановления, 5 раз.
3. Заминка во 2-ой зоне интенсивности.
Свободный стиль.
Соревнование.
Разминка + заминка.
35
20
25
10
5
5
15
5
5
5
10
5+10
Во время эксперимента испытуемые контрольной группы для поддержания спортивной формы использовала преимущественно равномерный метод развития выносливости, а испытуемые экспериментальной группы использовали преимущественно интервальный метод развития выносливости.
Особенностью равномерного метода является то, что ЧСС во время
тренировки находилась в аэробной зоне энергообеспечения (от 145 до 155
ударов в минуту в зависимости от индивидуальных показателей).
Особенностью интервального метода является то, что ЧСС периодически повышается, выходя за уровень аэробного порога (ПАНО), достигая показателей 180-190 ударов в минуту (продолжительность работы в этой пуль-
27
совой зоне от 60 до 90 секунд). После этого следует снижение скорости, для
того, чтобы пульс восстановился до показателей аэробной производительности, опустившись до 130-140 ударов в минуту (продолжительность работы в
этой пульсовой зоне от 5 до 7 минут). Продолжительность тренировки в контрольной группе – 90-120 минут. Продолжительность тренировки в экспериментальной группе – 60-90 минут.
Динамика средних показателей ЧСС каждого испытуемого в контрольной и экспериментальной группы во время проведения эксперимента на каждой неделе соревновательного мезоцикла отражена в таблицах 3.3. и 3.4.
Таблица 3.3.
Протокол среднего показателя ЧСС контрольной группы лыжниковгонщиков во время тренировочного процесса в мезоцикле соревновательного
периода
недели
№
1
2
3
4
5
6
1 146
150
155
153
151
155
2 143
149
153
148
143
157
3 142
146
149
149
151
154
4 147
143
154
154
154
154
5 149
147
147
150
147
151
6 145
150
152
151
148
153
7 147
143
154
147
149
149
8 147
147
155
145
150
154
9 148
146
148
147
146
155
10 144
145
147
146
147
153
28
Таблица 3.4.
Протокол среднего показателя ЧСС экспериментальной группы лыжниковгонщиков во время тренировочного процесса в мезоцикле соревновательного
периода
недели
№
1
2
3
4
5
6
1 150
157
159
156
150
158
2 149
153
155
154
148
154
3 146
151
158
157
146
160
4 148
154
157
153
149
151
5 149
156
156
156
148
157
6 145
155
159
152
147
154
7 150
153
157
154
150
156
8 147
157
159
156
148
158
9 148
156
158
154
150
157
10 149
154
156
153
147
153
Как видно из таблиц 3.3. и 3.4. средняя ЧСС во время всего эксперимента у испытуемых обеих групп отличалась незначительно. Это объясняется тем, что в экспериментальной группе интенсивность периодически была
очень высокой и соответствовала 4-й зоне интенсивности, но продолжительность этой нагрузки была невысокой, после чего следовало восстановление
ЧСС до уровня 2-й, а иногда и 1-й зоны интенсивности.
Наглядно соотношение работы различной интенсивности в обеих группах представлено на рисунках 3.1. и 3.2.
29
2% 1%
5%
35%
57%
Рис. 3.1. Распределение (в %) пульсовых зон интенсивности КГ в мезоцикле соревновательного периода во время тренировочного процесса. 1 зона
(черная), 2 зона (сетка), 3 зона (косая штриховка), 4 зона (серая), 5 зона (белая).
8%
5%
10%
26%
51%
Рис. 3.2. Распределение (в %) пульсовых зон интенсивности ЭГ в мезоцикле соревновательного периода во время тренировочного процесса. 1 зона
(черная), 2 зона (сетка), 3 зона (косая штриховка), 4 зона (серая), 5 зона (белая).
30
3.2. Анализ полученных результатов
Показатели ЧСС, полученные с помощью мониторов сердечного ритма
на соревнованиях, проводимых на лыжероллерной трассе «Олимпия» были
подвергнуты математической обработке по t-критерию Стьюдента.
Результаты математической обработки отражены в таблице 3.5.
Таблица 3.5.
Изменение средней ЧСС (уд. /мин) у спортсменов на различных соревнованиях сезона 2016/2017
«Открытие сезона»,
28 декабря 2016 года
Этап
1 км
2 км
3 км
4 км
5 км
6 км
7 км
8 км
9 км
10 км
группа
M±m
КГ
155,6±2,1
ЭГ
155,6±2,0
КГ
170±2,3
ЭГ
169±2,2
КГ
175,4±2,6
ЭГ
174,8±2,5
КГ
177±2,8
ЭГ
176,1±2,7
КГ
174,9±2,7
ЭГ
174,4±2,6
КГ
169,9±2,5
ЭГ
168,7±2,2
КГ
172,8±2,4
ЭГ
172,1±2,1
КГ
169,9±1,9
ЭГ
169,9±1,8
КГ
158,4±1,6
ЭГ
158,4±1,5
КГ
167,2±2,0
ЭГ
167,2±2,1
P
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
«Лыжная гонка на призы Губернатора Белгородской области», 18
января 2017 года
M±m
P
154,9±2,0
154,5±2,0
170±1,9
167,2±1,8
174,8±1,8
174,3±1,7
176,1±1,8
175±1,8
174,4±2,0
172,9±2,0
168,7±1,8
167,9±1,7
172,4±1,9
171±1,7
169,7±1,8
168,5±1,6
158,4±1,5
156,4±1,3
167,2±2,0
165,2±1,9
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
«Первенство Белгородской области», 8
февраля 2017 года
M±m
155,1±1,9
154,3±1,9
P
>0,05
175,5±1,5
172,3±1,6
<0,05
181,8±1,6
177,8±1,3
179,1±1,5
176,1±1,5
177,4±1,5
174,4±1,4
<0,05
>0,05
>0,05
171,7±1,3
169,2±1,2
175±1,3
173,8±1,2
174±1,2
173±1,0
161,4±1,4
156,6±1,2
169±1,5
165,2±1,4
<0,05
>0,05
>0,05
<0,05
>0,05
31
Из таблицы 3.5. видно, что к концу соревновательного сезона между
контрольной и экспериментальной группой появляются значительные отличия в реакции сердечно-сосудистой системы на соревновательную нагрузку.
Так, например, во время «Первенства Белгородской области», которое проходило 8 февраля 2017 года, мы отмечаем значительно более низкие показатели ЧСС у испытуемых экспериментальной группы на протяжении всей дистанции. На 2-м, 3-м, 6-м и 9-м км, эти отличия достоверны на 5%-ном
уровне значимости (P<0,05).
Данные, представленные в таблице 3.5., позволяют говорить о том, что
при одинаковой скорости группы, ЧСС в экспериментальной группе ниже,
следовательно, меньше вероятности выхода спортсменов из аэробной зоны
энергообеспечения. Данное обстоятельство позволяет сохранить больше сил
на финише соревновательной дистанции.
Таким образом, экспериментальная методика, основанная на интервальном методе тренировки специальной выносливости лыжников гонщиков
в соревновательном мезоцикле, показала свою эффективность. Об этом свидетельствуют также результаты, показанные испытуемыми контрольной и
экспериментальной групп во время «Первенства Белгородской области», которое проходило 8 февраля 2017 года (Приложение 3)
Наглядно реакцию сердечно-сосудистой системы на соревнованиях и в
процессе тренировочной деятельности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп мы отразили на рисунках 3.3. – 3.6.
На рисунке 3.3. мы видим динамику ЧСС у испытуемых во время первых соревнований.
32
180,00
ЧСС (уд./мин)
ЭГ
КГ
170,00
160,00
150,00
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 км
Рис. 3.3. Изменение средней ЧСС (уд. /мин) у спортсменов контрольной
группы (тонкая линия) и экспериментальной группы (толстая) на участках
дистанции (км) на соревновании «Открытие сезона», 28 декабря 2016 года
Как видно на рисунке 3.3., отличий между показателями ЧСС в двух
группах практически не наблюдается, то есть можно говорить о том, что
группы являются однородными.
На рисунке 3.4. отражены показатели средней ЧСС во время тренировочных занятий в экспериментальной и контрольной группах в соревновательном периоде.
33
160,0
ЧСС (уд./мин)
ЭГ
КГ
155,0
150,0
145,0
140,0
1
2
3
4
5
недели соревновательного мезоцикла
6
Рис. 3.4. Интенсивность выполненной работы, показание средней ЧСС за неделю у лыжников-гонщиков экспериментальной группы (толстая линия) и
контрольной группы (тонкая) в мезоцикле соревновательного периода.
Из рисунка мы видим, что интенсивность в экспериментальной группе
была значительно выше, но в контрольной группе больше был объем выполненной нагрузки.
На рисунке 3.5. мы видим динамику ЧСС у испытуемых во время второго старта на той же трассе, что и в начале сезона.
34
180,00
ЧСС (уд./мин)
ЭГ
КГ
170,00
160,00
150,00
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 км
Рис. 3.5. Изменение средней ЧСС (уд. /мин) у спортсменов контрольной
группы (тонкая линия) и экспериментальной группы (толстая) на участках
дистанции (км) на соревновании «Лыжная гонка на призы Губернатора Белгородской области», 18 января 2017 года
На рисунке 3.5. мы видим, что ЧСС у испытуемых экспериментальной
группы в ходе гонки несколько ниже, чем у испытуемых контрольной группы. Это говорит о том, что спортсмены не выходят из аэробной зоны, сохраняют больше сил для более эффективного финиша.
На рисунке 3.6. отображена динамика ЧСС во время третьего старта.
Как видно из рисунка отличия в показателях ЧСС между группами увеличились, и на некоторых этапах трассы отличия являются достоверными на 5%ном уровне значимости в пользу экспериментальной группы.
35
190,00
ЧСС (уд./мин)
ЭГ
КГ
*
180,00
*
*
170,00
*
160,00
150,00
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 км
Рис. 3.6. Изменение средней ЧСС (уд. /мин) у спортсменов контрольной
группы (тонкая) и экспериментальной группы (толстая) на участках дистанции (км) на соревновании «Первенство Белгородской области», 8 февраля
2017 года(M±m).Достоверность показана звездочками (P < 0,05)
Результаты соревновательной деятельности показали, что среднее время преодолении 10-ти километровой дистанции КГ составляет 28мин 45сек ±
6 сек, а ЭГ – 28мин 32сек ± 6 сек. Средняя скорость КГ составила 5,80 м/с., а
ЭГ – 5,83 м/с.
Таким образом, использование мониторов сердечного ритма позволило
нам обосновать эффективность экспериментальной методики подготовки
квалифицированных лыжников-гонщиков в соревновательном периоде, основанной на использовании интервального метода развития выносливости.
36
ВЫВОДЫ
1.
Анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что
наибольшее значение для лыжников гонщиков имеет высокий уровень развития общей и специальной выносливости. При этом специальная выносливость предполагает выполнение работы без снижения интенсивности в 4-й и
5-й зоне интенсивности, что соответствует частоте сердечных сокращений от
160 до 200 ударов в минуту. Данное обстоятельство предполагает использование в тренировочной деятельности лыжников гонщиков нагрузок, выполняемых в данной зоне интенсивности.
2.
Учитывая особенности соревновательной деятельности для под-
готовки квалифицированных лыжников гонщиков в соревновательном мезоцикле была разработана методика, в основе которой лежит использование
интервального метода развития специальной выносливости. Особенность методики в том, что ЧСС периодически повышается, выходя за уровень аэробного порога (ПАНО), достигая показателей 180-190 ударов в минуту (продолжительность работы в этой пульсовой зоне от 60 до 90 секунд). После
этого следует снижение скорости, для того, чтобы пульс восстановился до
показателей аэробной производительности, опустившись до 130-140 ударов в
минуту (продолжительность работы в этой пульсовой зоне от 5 до 7 минут).
3.
Использование мониторов сердечного ритма в процессе подго-
товки квалифицированных лыжников-гонщиков позволило точно дозировать
нагрузку, а также определить эффективность экспериментальной методики.
Так, например, во время «Первенства Белгородской области», которое проходило 8 февраля 2017 года, мы отмечаем значительно более низкие показатели ЧСС у испытуемых экспериментальной группы на протяжении всей соревновательной дистанции. На 2-м, 3-м, 6-м и 9-м км, эти отличия достоверны на 5%-ном уровне значимости (P<0,05). Следовательно, при одинаковой
скорости группы, ЧСС в экспериментальной группе ниже, значит меньше ве-
37
роятности выхода спортсменов из аэробной зоны энергообеспечения. Данное
обстоятельство позволяет сохранить больше сил на финише соревновательной дистанции.
38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На
основании
выполненного
исследования
разработан
ряд
рекомендаций, способствующих оптимизации тренировочного процесса
квалифицированных лыжников гонщиков.
Эффективным
методом
развития
специальной
выносливости
у
лыжников гонщиков во время соревновательного мезоцикла является
интервальный метод.
На протяжении тренировочных занятий и в период соревнований лыжникам гонщикам целесообразно использовать мониторы сердечного ритма
для определения ЧСС. С помощью мониторов сердечного ритма можно не
только следить за нагрузкой, делать ее анализ после тренировочного занятия,
но и осуществлять планирование и оперативный контроль.
Так, например, при использовании интервального метода, который
предполагает периодическое повышение ЧСС выше уровня аэробного порога
(ПАНО), до показателей 180-190 ударов в минуту, и последующее снижение
интенсивности до уровня ЧСС 130-140 ударов в минуту, можно заранее запланировать нагрузку. Например, уровень ЧСС 180-190 ударов в минуту
поддерживался от 60 до 90 секунд, а уровень ЧСС 130-140 ударов в минуту
поддерживался от 5 до 7 минут. В случае, если спортсмен выходит из заданной зоны интенсивности, ему подается звуковой и вибросигнал.
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абатуров, Р.А. Соотношение тренировочных нагрузок различной
интенсивности у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Автореферат на соискание учѐной степени кандидатских наук. - М., 1982.
2. Алексеев,
В.
Э.
Оценка
интенсивности
тренировочно-
соревновательных упражнений по частоте сокращений сердца у лыжников
[Текст] / В. Э. Алексеев // Лыжный спорт. – 1998. Т. 11 №5. С. 50-53.
3. Алешина, Н.С. Структура тренировочных нагрузок в годичном
цикле для развития и поддержания специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков / автореферат, Тула, 1995. - 28 с.
4. Апанасенко, Г. Л. Здоровье, которое мы выбираем [Текст] / Г. Л.
Апанасенко //Знания. – 1989. № 11. –С. 35.
5. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст] / И. В. Аулик. – М. : Медицина, 1990. – 192 с.
6. Белова, Е. Л. Взаимосвязь показателей ритма сердца и некоторых
характеристик тренировочных и соревновательных нагрузок квалифицированных лыжников-гонщиков [Текст] / Е. Л.Белова, Румянцева Н.В. // Вестник
спортивной науки.2009№ 4. –С. 29 – 34.
7. Бутин, И. М. Лыжный спорт[Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И. М. Бутин. – М.: Издательский
центр "Академия", 2000. С. 212-217.
8. Ведении, В. П. С чего начинается лыжная подготовка [Текст] / В.
П. Ведении – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 56 с.
9. Горбунов, С. А. Динамика функционального состояния квалифицированных лыжников в соревновательном периоде[Текст] /С. А.Горбунов // М.
: Теория и практика физ. культуры, 2005. № 11. С.37 –43.
40
10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. М.; Академия, 2001.-264с.
11. Евстратов, В. Д. Коньковый ход? Не только [Текст] / В. Д. Евстратов, П. М. Виролайнен, Г. Б. Чукардин - М.: Физкультура и спорт, 1998. –
128 с.
12. Каменский, В. И. Планирование спортивной тренировки. Лыжные
гонки: учеб. пособие для тренеров [Текст] / В. И. Каменский. – М.: ФИС,
1964. – 298 с.
13. Капланский, В.Е. Интервальные тренировки юношей 16-17 лет
(старший возраст ДЮСШ) // Лыжный спорт. Периодический сб. статей. Вып.
1-й. Сост.: Огольцов И.Г., Ремизов Л.П. М., Физкультура и спорт, 1973. с.1517.
14. Карпман, В. Л. Исследование физической работоспособности у
спортсменов [Текст] / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский. – М.: «Физкультура и спорт», 1974. – 92 с.
15. Ковязин, В. М.Методика тренировки в лыжных гонках от новичка
до мастера спорта[Текст] :учеб. пособие. Ч. 3. Возрастные стандарты
годовых программ тренировки лыжников-гонщиков 19-23 лет (юниоры,
мужчины) /В. М.Ковязин, В. Н.Потапов, В. Я.Субботин. –Тюмень: Изд-во
Тюменского государственного университета, 1999.– 34 с.
16. Колодяжная, И. А. Построение микроциклов тренировки [Текст] /
И. А. Колодяжная. – // Лыжный спорт. 1985. №3. С. 64.
17. Копс, К.К. Значение и методика подсчѐта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. С.155-158.
18. Кудрявцев, Л.И. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983. 287с.
41
19. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов - М.:
Физическая культура, 2005. - 320 с.
20. Манжосов, В. И. Тренировка лыжников-гонщиков. Очерки теории и
методики [Текст] / В. И. Манжосов. – М.: ФИС, 1986. – 96 с.
21. Масленников И.Б., Смирнов Г.А. Лыжные гонки. – 2-е изд., испр. И
доп. – М.:Физкультура и спорт. 1999.
22. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] : учеб. пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1977. – 271 с.
23. Матвеев, Л. П. Очерки по теории физической культуры [Текст] : / Л.
П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1984. –С.23-114
24. Мильнер, Е. Г. Пути повышения оздоровительной тренировки
[Текст] / Е. Г. Мильнер // Теория и практика физической культуры. М. – 2000
№9. – С. 43-45.
25. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера [Текст]: Наука побеждать /
Н.Г.Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,
2004. – 863 с., ил. – (Профессия – тренер).
26. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов
[Текст] / В. Н. Платонов.– М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.
27. Раменская, Ю.Б. Физиологическая характеристика лыжных гонок,
М.: Просвещение, 2002.
28. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта:
Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений [Текст] / В. М. Смирнов, В.
И. Дубровский. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.
29. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта
лыжные гонки, утверждѐн приказом минспорта РФ № 111 от 14 марта 2013
года.
30. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия,2003. – 480 с.
42
31. Шишкина, А. В. Планирование макроцикла подготовки лыжниковгонщиков[Текст] /А. В.Шишкина. Известия Уральского гос. университета. –
2007. № 50. С.– 31-35
32. Яковлев, Н. Н. Физкультура и спорт [Текст] / Н. Н. Яковлев, А. В.
Коробков, С. В. Янанис. – М.: «Физкультура и спорт», 1957 – 323 с.
43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Схема перепадов высоты на лыжном стадионе «Олимпия», г. Белгород
200
195
190
185
180
175
170
165
160
155
150
высота над
уровнем моря
(м)
метров
0
365 730 1095 1460 1826 2191 2556 2921 3287 3652 4017 4382 4748 5113 5478 5843 6209 6574 6939 7304 7670 8035 8400 8765 9131 9496 9861
44
Приложение 2
Протокол показателей пульсовых зон интенсивности групп лыжниковгонщиков во время тренировочного процесса в мезоцикле соревновательного периода
пульсовая зона
интенсивности
1 зона
2 зона
3 зона
4 зона
5 зона
ЭГ
км
в%
39,25 5%
204,1 26%
400,35 51%
78,5 10%
62,8 8%
КГ
км
в%
39,25 5%
447,45 57%
274,75 35%
15,7 2%
7,85 1%
45
Приложение 3
Протокол результатов соревнований «Открытие лыжного сезона»,
28 декабря 2016 года в г. Белгород
Открытие лыжного сезона, 28 декабря 2016 г
№ Фамилия имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Захар З.
Алексей С.
Артем З.
Алексей М.
Олег П.
Илья Ч.
Владимир З.
Александр М.
Алексей П.
Виктор К.
Роман Л.
Павел А.
Алексей Д.
Антон Ю.
Сергей Х.
Никита Ч.
Виктор Ч.
Егор С.
Сергей Ж.
Иван П.
Группа
время
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
28м23с
28м27с
28м29с
28м32с
28м35с
28м38с
28м43с
28м47с
28м50с
28м52с
28м58с
29м00с
29м03с
29м05с
29м08с
29м11с
29м15с
29м20с
29м24с
29м28с
Проигрыш
(сек.)
0
+4
+6
+9
+12
+15
+20
+24
+27
+29
+35
+37
+40
+42
+45
+48
+52
+57
+61
+65
46
Протокол результатов соревнований «Лыжная гонка на призы Губернатора Белгородской области», 18 января 2017 года в г. Белгород
Лыжная гонка на призы Губернатора Белгородской области, 18 января
2017 года
№ Фамилия имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Алексей С.
Артем З.
Захар З.
Алексей М.
Владимир З.
Илья Ч.
Олег П.
Александр М.
Роман Л.
Виктор К.
Алексей П.
Виктор Ч.
Сергей Х.
Павел А.
Антон Ю.
Егор С.
Иван П.
Никита Ч.
Алексей Д.
Сергей Ж.
Группа
Время
КГ
ЭГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
КГ
КГ
ЭГ
ЭГ
29м15с
29м17с
29м18с
29м21с
29м23с
29м27с
29м30с
29м32с
29м35с
29м38с
29м43с
29м45с
29м47с
29м50с
29м52с
29м57с
30м04с
30м09с
30м12с
30м17с
Проигрыш
(сек.)
0
+2
+3
+6
+8
+12
+15
+17
+20
+23
+28
+30
+32
+35
+37
+42
+49
+54
+57
+62
47
Протокол результатов соревнований «Первенство Белгородской
области», 8 февраля 2017 года в г. Белгород
Первенство Белгородской области 8 февраля 2017 года
№ Фамилия имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Захар З.
Артем З.
Алексей С.
Олег П.
Алексей М.
Владимир З.
Илья Ч.
Алексей П.
Александр М.
Роман Л.
Алексей Д.
Виктор К.
Павел А.
Сергей Х.
Виктор Ч.
Антон Ю.
Никита Ч.
Сергей Ж.
Иван П.
Егор С.
Группа
Время
ЭГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
ЭГ
КГ
КГ
28м12с
28м14с
28м17с
28м19с
28м21с
28м25с
28м27с
28м28с
28м33с
28м37с
28м40с
28м42с
28м47с
28м52с
28м55с
28м57с
29м01с
29м05с
29м08с
29м11с
Проигрыш
(сек.)
0
+2
+5
+7
+9
+13
+15
+16
+21
+25
+28
+30
+35
+40
+43
+45
+49
+53
+56
+59
48
Приложение 4
Протокол средних показателей ЧСС ЭГ лыжников-гонщиков на
соревновании «Открытие лыжного сезона», 28 декабря 2016 года г. Белгород на 10-ти километровой лыжной гонке, на каждом километре дистанции.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Захар З.
Артем З.
Олег П.
Владимир З.
Алексей П.
Роман Л.
Алексей Д.
Сергей Х.
Виктор Ч.
Сергей Ж.
1
150
154
153
155
153
156
156
157
161
158
2
163
168
168
175
168
170
171
171
170
166
3
169
171
178
180
175
173
178
174
173
177
4
172
174
171
173
178
176
181
177
176
183
5
171
173
178
180
168
175
171
176
175
177
6
165
167
170
172
164
169
167
170
169
174
7
167
172
171
169
174
174
177
175
174
168
8
167
169
175
168
166
171
167
172
171
175
9
152
154
160
158
161
156
164
157
156
166
10
163
165
163
161
171
167
174
168
167
173
Протокол средних показателей ЧСС КГ лыжников-гонщиков на
соревновании «Открытие лыжного сезона», 28 декабря 2016 года г. Белгород на 10-ти километровой лыжной гонке, на каждом километре дистанции.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Алексей С.
Алексей М.
Илья Ч.
Александр М.
Виктор К.
Павел А.
Антон Ю.
Никита Ч.
Иван П.
Егор С.
1
150
153
153
157
161
157
156
155
156
158
2
168
168
165
174
170
173
170
171
175
166
3
171
179
178
175
169
174
173
180
178
177
4
174
178
171
181
176
177
176
173
181
183
5
173
168
178
176
175
176
175
180
171
177
6
168
164
170
176
169
170
169
172
167
174
7
172
174
171
170
174
175
178
169
177
168
8
165
166
171
167
171
172
174
169
169
175
9
154
161
160
152
156
157
156
158
164
166
10
165
171
163
163
167
168
167
161
174
173
49
Протокол средних показателей ЧСС ЭГ лыжников-гонщиков на соревновании «Лыжная гонка на призы Губернатора Белгородской области»,
18 января 2017 года в г. Белгород на 10-ти километровой лыжной гонке,
на каждом километре дистанции.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Захар З.
Артем З.
Олег П.
Владимир З.
Алексей П.
Роман Л.
Алексей Д.
Сергей Х.
Виктор Ч.
Сергей Ж.
1
152
151
154
149
155
155
159
153
161
156
2
166
166
168
166
172
161
172
169
168
164
3
169
173
171
176
175
178
176
183
171
175
4
172
176
174
169
179
175
179
171
174
181
5
171
166
173
176
174
174
169
178
173
175
6
166
162
167
168
174
168
165
170
167
172
7
170
172
178
169
168
173
175
167
172
166
8
169
164
172
166
165
173
167
167
169
173
9
152
159
154
158
150
155
162
156
154
164
10
163
169
165
161
161
166
172
159
165
171
Протокол средних показателей ЧСС КГ лыжников-гонщиков на
соревновании «Лыжная гонка на призы Губернатора Белгородской области», 18 января 2017 года в г. Белгород на 10-ти километровой лыжной гонке, на каждом километре дистанции.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Алексей С.
Алексей М.
Илья Ч.
Александр М.
Виктор К.
Павел А.
Антон Ю.
Никита Ч.
Иван П.
Егор С.
1
152
153
156
156
148
157
153
155
161
158
2
166
173
170
173
168
171
168
175
170
166
3
169
175
173
178
171
174
178
180
173
177
4
172
178
176
181
174
177
171
173
176
183
5
171
168
175
171
173
176
178
180
175
177
6
165
164
169
167
167
170
170
172
169
174
7
176
174
174
177
172
175
165
169
174
168
8
167
166
173
170
169
172
165
169
171
175
9
152
161
156
164
154
157
160
158
156
166
10
163
171
167
174
165
168
163
161
167
173
50
Протокол средних показателей ЧСС ЭГ лыжников-гонщиков на
соревновании «Первенство Белгородской области», 8 февраля 2017 года
в г. Белгород на 10-ти километровой лыжной гонке, на каждом километре дистанции.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Захар З.
Артем З.
Олег П.
Владимир З.
Алексей П.
Роман Л.
Алексей Д.
Сергей Х.
Виктор Ч.
Сергей Ж.
1
154
153
153
148
156
156
157
155
161
158
2
168
171
171
171
173
173
176
173
178
169
3
172
174
181
178
176
176
181
183
177
180
4
174
178
171
172
181
176
177
173
176
183
5
173
168
178
171
171
175
176
180
175
177
6
167
164
175
165
167
169
170
172
169
174
7
168
176
173
172
179
176
177
171
176
170
8
171
168
173
169
171
173
174
181
173
177
9
152
152
154
162
158
155
159
156
154
164
10
161
163
165
172
161
166
169
159
165
171
Протокол средних показателей ЧСС КГ лыжников-гонщиков на
соревновании «Первенство Белгородской области», 8 февраля 2017 года
в г. Белгород на 10-ти километровой лыжной гонке, на каждом километре дистанции.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Алексей С.
Алексей М.
Илья Ч.
Александр М.
Виктор К.
Павел А.
Антон Ю.
Никита Ч.
Иван П.
Егор С.
1
149
153
152
152
160
155
155
154
156
157
2
175
175
168
173
178
177
178
177
181
173
3
178
182
185
176
185
180
181
187
180
184
4
175
177
174
181
179
179
184
176
180
186
5
174
176
181
171
178
178
174
183
179
180
6
168
170
173
167
172
172
170
175
173
177
7
169
175
174
177
177
177
180
172
178
171
8
170
172
176
169
174
174
172
180
175
178
9
155
157
163
164
159
159
167
161
160
169
10
170
169
164
172
163
173
170
173
167
169
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв